Научная статья на тему 'Исследование возрастных показателей здоровья и физического развития детей промышленного города'

Исследование возрастных показателей здоровья и физического развития детей промышленного города Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА / INDICATORS OF HEALTH ASSESSMENT / MORBIDITY / PHYSICAL DEVELOPMENT / CHILDREN OF PRESCHOOL AND SCHOOL AGE / GROUP OF HEALTH / ADAPTIVE CAPACITY OF THE ORGANISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Долгушина Наталья Александровна, Тугулева Галина Витальевна, Чигинцева Елена Геннадьевна

В статье представлен анализ показателей здоровья и физического развития детей, проживающих в городе Магнитогорске, в зависимости от возраста. Показано, что с увеличением возраста детей происходит снижение числа здоровых детей, увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. При оценке структуры заболеваемости детей выявлено следующее: первое ранговое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе заболевания ЛОР-органов, третье заболевания сердечно-сосудистой системы. Во всех возрастных группах основная масса детей имеет нормальное физическое развитие. С увеличением возраста происходит снижение лиц с гармоничным физическим развитием и, наоборот, повышение процента детей с дисгармоничным физическим развитием за счёт увеличения числа детей с избыточной массой тела и высоким ростом. Изучение адаптационных возможностей организма детей выявило наличие у большинства дошкольников и школьников удовлетворительного уровня адаптации, при этом были выявлены более низкие адаптационные возможности организма у детей школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Долгушина Наталья Александровна, Тугулева Галина Витальевна, Чигинцева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF AGE INDICATORS OF HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF THE INDUSTRIAL CITY

The article analyzes the health indicators of children living in Magnitogorsk, depending on their age. It is shown that with increasing age of children there is a decrease in the number of healthy children, increasing the number of children with chronic diseases. In assessing the structure of morbidity in children revealed the following: the first ranking place is occupied by diseases of the musculoskeletal system, the second-diseases of ENT organs, the third diseases of the cardiovascular system. In all age groups, the majority of children have normal physical development. With the increase in age, there is a decrease in persons with harmonious physical development and, conversely, an increase in the percentage of children with disharmonic physical development by increasing the number of children with overweight and high growth. The research of adaptive capacity of the organism of children revealed presence at most of preschool children and school students of satisfactory level of adaptation, at the same time lower adaptation opportunities of an organism at children of school age were revealed.

Текст научной работы на тему «Исследование возрастных показателей здоровья и физического развития детей промышленного города»

юношей в беге на 100м. (Р<0,05) и прыжки в длину с места (Р<0,05) и наклон туловища из положения сидя (р<0,05), полученные результаты свидетельствует об эффективности разработанных комплексов упражнений.

Литература:

1. Давыдов В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учеб.-метод. пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 92 с.

2. Ляпин В.А. Комплесная оценка потерь здоровья детей и подростков на территории крупного промышленного центра: учеб.-метод. пособие. - Омск: М-во здравоохр. Омск. Обл., 2007. - 96 с.

3. Ляпин В.А. Потери здоровья детского населения в промышленном центре Западно-Сибирского региона / В.А. Ляпин, Н.В. Дедюлина // Сибирь-Восток. - 2005. - № 5(89). - С. 13-15.

4. Ляпин В.А. Физическое здоровье детей крупного промышленного центра нефтехимической промышленности // Сибирь-Восток. - 2003. - № 4. - С. 18-20.

5. Флянку И.П., Салова Ю.П., Приешкина А.Н., Павлов Г.К. Характеристика физической подготовленности школьников 12-14 лет // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-9. - С. 1950-1954

6. Халфина Р.Р., Шаяхметова Э.Ш., Данилов А.В. Физиологические особенности двигательной активности (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 170.

Педагогика

УДК: 371.71

кандидат медицинских наук, доцент Долгушина Наталья Александровна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Чигинцева Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Аннотация. В статье представлен анализ показателей здоровья и физического развития детей, проживающих в городе Магнитогорске, в зависимости от возраста. Показано, что с увеличением возраста детей происходит снижение числа здоровых детей, увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. При оценке структуры заболеваемости детей выявлено следующее: первое ранговое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе - заболевания ЛОР-органов, третье - заболевания сердечно-сосудистой системы. Во всех возрастных группах основная масса детей имеет нормальное физическое развитие. С увеличением возраста происходит снижение лиц с гармоничным физическим развитием и, наоборот, повышение процента детей с дисгармоничным физическим развитием за счёт увеличения числа детей с избыточной массой тела и высоким ростом. Изучение адаптационных возможностей организма детей выявило наличие у большинства дошкольников и школьников удовлетворительного уровня адаптации, при этом были выявлены более низкие адаптационные возможности организма у детей школьного возраста.

Ключевые слова: показатели оценки здоровья, заболеваемость, физическое развитие, дети дошкольного и школьного возраста, группа здоровья, адаптационные возможности организма.

Annоtation. The article analyzes the health indicators of children living in Magnitogorsk, depending on their age. It is shown that with increasing age of children there is a decrease in the number of healthy children, increasing the number of children with chronic diseases. In assessing the structure of morbidity in children revealed the following: the first ranking place is occupied by diseases of the musculoskeletal system, the second-diseases of ENT organs, the third - diseases of the cardiovascular system. In all age groups, the majority of children have normal physical development. With the increase in age, there is a decrease in persons with harmonious physical development and, conversely, an increase in the percentage of children with disharmonic physical development by increasing the number of children with overweight and high growth. The research of adaptive capacity of the organism of children revealed presence at most of preschool children and school students of satisfactory level of adaptation, at the same time lower adaptation opportunities of an organism at children of school age were revealed.

Keywords: indicators of health assessment, morbidity, physical development, children of preschool and school age, group of health, adaptive capacity of the organism.

Введение. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из требований реализации основной образовательной программы ФГОС начального образования выступает пробуждение в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей. А основная задача реализации предметной области «Физическая культура» - формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. В настоящее время в Российской Федерации по данным официальной статистики отмечается ухудшение состояние здоровья детей и подростков: наблюдается увеличение заболеваемости и инвалидности детей, снижение количества детей с гармоничным физическим развитием, что во многом определяется воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

В исследованиях Р.М. Баевского, А.П. Берсенёвой доказано, что организм детей при изменении факторов внешней и внутренней среды стремится обеспечить оптимальные условия своего существования на основе поддержания жизненно важных констант в определенных пределах благодаря сложным механизмам регуляции [1]. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно данных о характере функционирования физиологических систем организма лиц, проживающих в промышленных городах, практически неизученными остаются вопросы влияния химических веществ промышленного характера на адаптационные

возможности организма детей, отсутствуют интегральные достоверные информационные критерии, позволяющие выделять детей группы риска со снижением здоровья в зависимости от уровня адаптированности, а широкое распространение скрытых повреждений организма в связи с повышенным загрязнением атмосферного воздуха становится актуальной гигиенической проблемой [2].

В связи с этим исследование возрастных показателей состояния здоровья и физического развития детского населения представляется актуальной. Цель нашего исследования - изучить возрастные особенности показателей здоровья и физического развития детей, проживающих в промышленном городе Магнитогорске.

Изложение основного материала статьи. В современных условиях комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка оценивается по четырём базовым критериям:наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям; уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

В своей работе мы использовали инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утверждённой приказом Минздрава России от 30.12.2003 №621, изучая состояние здоровья детей, проживающих в городе Магнитогорске. Для оценки адаптационных возможностей организма использовали методику определения адаптационного потенциала, разработанную Баевским Р.М., Берсенёвой А.П. [1]. Исследования проведены у 140 дошкольников, посещающих дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида и 148 школьников, обучающихся в общеобразовательных школах. При выборе учреждений были задействованы все районы города. Данная выборка подготовлена из общего количества детей, прошедших углубленный диспансерный осмотр в рамках функционирования районных поликлиник г. Магнитогорска.

Оценка заболеваемости детей была произведена по результатам углублённого осмотра 58030 детей в возрасте от 0 до 14 лет за 2014 год. Структура заболеваемости детей, проживающих в городе с развитой отраслью чёрной металлургии, распределилась следующим образом: первое ранговое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе - заболевания ЛОР-органов, третье - заболевания сердечнососудистой системы. С увеличением возраста отмечается достоверное повышение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой патологией, нарушением обмена веществ и эндокринной патологией, заболеваниями органов дыхания и болезнями почек (р<0,05). В отношении остальных нозологических групп такой закономерности не прослеживается. Отмечен рост сочетанных патологий детей, имеющих полиэтиологический и полинозологический диагноз, а также детей с речевой патологией в условиях промышленного города [3]. Полагаем, это требует дальнейшего более глубокого изучения с целью выяснения причин данного явления. Оценка физического развития дошкольников представлена в таблице 1.

Таблица 1

Физическое развитие дошкольников города Магнитогорска

Показатели физического развития Возраст детей В среднем по группам Распределение показателей физического развития по ранговым местам

1-я группа: дети раннего возраста 0-3 года 2-я группа: дошкольники 3-7 лет 3-я группа: школьники 7-14 лет

Нормальное физическое развитие 80,99% (3601) 80,14% (15577) 76,81% (26226) 79,31% I

Дефицит массы тела 4,89% (217) 4,28% (833) 3,67% (1254) 4,28% V

Избыток массы тела 3,62% (161) 3,80% (738) 5,66% (1934) 4,36% IV

Низкий рост 4,63% (206) 5,34% (1039) 4,59% (1569) 4,86% III

Высокий рост 5,87% (261) 6,44% (1251) 9,27% (3163) 7,19% II

Всего осмотрено 100% (4446) 100% (19438) 100% (34146) 100%

Сравнение показателей по категорированным признакам проводеденапри помощи критерия х2 Пирсона. Как видно из количественных результатов представленных в таблице 1, во всех возрастных группах основная масса детей имеет нормальное физическое развитие, что не противоречит данным официальной статистики [4]. С увеличением возраста происходит снижение лиц с гармоничным физическим развитием и, наоборот, повышение процента детей с дисгармоничным физическим развитием за счёт увеличения числа школьников с избыточной массой тела и высоким ростом. Видимые различия имеющие статистическую значимость можно объяснить стимулирующим эффектом на антропометрические показатели химических веществ, содержащихся в воздухе в концентрациях, немного превышающих гигиенические нормативы. Подобное явление описано Анохиным М.И., Севериным А.Е., А.Г. Курочкиной и др. Исследователи полагают, что загрязнение воздуха может обусловливать частичное ускорение роста и биологического развития детского организма, сопровождающееся ухудшением здоровья. В нашем исследовании дети младшего школьного возраста испытывали более длительное воздействие химических веществ, чем дошкольники и дети раннего возраста, поэтому у них и наблюдаются более существенные изменения показателей физического развития.

Распределение детей по группам здоровья отражены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение по группам здоровья дошкольников города Магнитогорска

Группы здоровья Возраст детей В среднем по группам Распределение групп здоровья по ранговым местам

1-я группа: дети раннего возраста 0-3 года 2-я группа: дошкольники 3-7 лет 3-я группа: школьники 7-14 лет

I 12,69% (564) 9,93% (1928) 5,95% (2031) 9,52% II

II 81,49% (3623) 80,03% (15557) 67,76% (23136) 76,43% I

III 5,08% (226) 9,02% (1754) 24,62% (8407) 12,91% III

IV 0,13% (6) 0,23% (45) 0,48% (164) 0,28% V

V 0,61% (27) 0,79% (154) 1,19% (408) 0,86% IV

Всего 100% (4446) 100% (19438) 100% (34146) 100%

Следовательно, у большинства детей города Магнитогорска отмечается II группа здоровья, второе место по частоте встречаемости занимает I группа здоровья, третье место - III группа здоровья. С возрастом происходит достоверное снижение здоровых лиц: так, здоровых детей младшего школьного и подросткового возраста в 2,13 и в 1,67 раз меньше по сравнению с детьми раннего возраста и дошкольниками (р<0,05). В исследуемых группах с увеличением возраста детей происходит рост больных детей: эта тенденция наблюдается с лицами, имеющими II, III, IV и V группы здоровья. Особенно настораживает факт резкого увеличения процента школьников - их почти четверть, имеющих III группу здоровья, то есть у этих детей уже имеются хронические заболевания в стадии компенсации. Школьников с III группой здоровья в 2,73 и в 4,85 раз больше, чем дошкольников и детей раннего возраста (р<0,05). Причины, приводящие к столь резким изменениям состояния здоровья, требуют, на наш взгляд, дальнейшего тщательного изучения. При определении уровня развития физических качеств детей мы использовали комплекс диагностируемых показателей: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, равновесие, мелкая моторика [5]. Сравнительный анализ сопоставления результатов особенностей развития физических качеств детей с I и II группой здоровья не показал значительных расхождений. Однако, показатель физического качества ловкость значительно выше у детей с I-ой группой здоровья, чем у детей II-ой группы. Низкий уровень развития физических качеств у большинства дошкольников c III-ей группой здоровья. Положительным моментом явилось то, что в исследуемых группах с увеличением возраста замечено повышение уровня развития физических качеств у детей имеющим II, III группы здоровья, что объясняется эффективной организацией физкультурной деятельности обучающихся.

Для оценки адаптационных возможностей организма детей нами были учтены рекомендации по применению методологии измерения уровня здоровья при скрининговых исследованиях детских контингентов, разработанные Агаджанян Н.А., Баевским Р.М, Берсеневой А.П. [6]. Использование методики определения адаптационного потенциала и уровня адаптации позволяет качественно оценить уровень здоровья.

Оценка адаптационных возможностей организма детей показала, что удовлетворительный уровень адаптации у дошкольников наблюдался в 1,23 раза чаще, а напряжение адаптации - в 1,38 раз реже, чем у школьников, различия имели статистическую значимость. Неудовлетворительная адаптация отмечалось у 8,57% дошкольников и у 9,46% школьников, срыва адаптации у обследованных детей не выявлено.

Сравнение уровней адаптации у детей дошкольного и школьного возраста представлено в таблице 3.

Таблица 3

Уровни адаптационного потенциала детей города Магнитогорска

Уровни адаптации дошкольники школьники х2; Р

n % n %

Удовлетворительный 84 60,00% 70 47,30% Х2=4,67; p=0,03

Напряжение адаптации 44 31,43% 64 43,24% Х2=4,23; p=0,04

Неудовлетворительная адаптация 12 8,57% 14 9,46% p>0,05

Следовательно, проведённое исследование выявило возрастные особенности адаптационных возможностей организма детей: более низкие адаптационные возможности у школьников, чем у дошкольников. Это может быть следствием негативного влияния длительного химического загрязнения атмосферного воздуха на растущий детский организм и быть одним из пусковых факторов нарушений здоровья.

Выводы. Проанализировав параметры, характеризующие состояние здоровья и показатели физического развития детей города Магнитогорска, резюмируем:

1. Анализируя структуру заболеваемости детей и распределив патологию по ранговым местам, мы обнаружили то, что первое ранговое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе место -

заболевания ЛОР органов, третье место - заболевания сердечно-сосудистой системы. С увеличением возраста по многим нозологическим группам отмечается достоверное повышение процента больных детей.

2. Оценивая физическое развитие детей было выявлено, что во всех возрастных группах основная масса обследуемых имеет нормальное физическое развитие. Однако, при сравнении отдельных параметров физического развития обнаружено, что с увеличением возраста происходит снижение лиц с гармоничным физическим развитием и, наоборот, повышение процента детей с избыточной массой тела и высоким ростом.

3. Сравнение детей по группам здоровья показало, что у большинства лиц, независимо от возрастной группы, имеется II группа здоровья. С возрастом происходит достоверное снижение числа здоровых детей и, наоборот, повышение количества больных лиц. Данное обстоятельство требует проведения дальнейших углублённых исследований, позволяющих выявить причины ухудшения с возрастом здоровья детей. Также для данных лиц необходимо проводить комплекс профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление их здоровья. Педагогические приемы с использованием индивидуально-ориентированных средств физической культуры, регулирующих образовательную деятельность педагогов с нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения в физическом развитии, оказываются эффективными, когда их реализация направленно воздействует на конкретные биологические структуры, и чем точнее направленность этих воздействий, тем значительнее биологический ответ в виде сформированного умения, навыка, равно как и прироста быстроты, силы и других физических качеств ребенка [7].

4. Изучение адаптационных возможностей организма детей выявило наличие у большинства дошкольников и школьников удовлетворительного уровня адаптации, при этом были выявлены более низкие адаптационные возможности организма у детей школьного возраста.

5. Полеченные результаты имеют широкую область применения: при реализации образовательных программ дошкольного и начального образования; при формировании готовности студентов к реализации принципа преемственности в развитии физических качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста [8]; при чтении курсов повышения квалификации для педагогов и специалистов дошкольного и начального образования; при реализации психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях; при оказании психолого-педагогической поддержки и повышении компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Литература:

1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Введение в донозологическую диагностику / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева; Гос. науч. центр Российской Федерации - Ин-т мед.-биол. проблем Российской акад. наук. - М.: Слово, 2008. - 176 с.

2. Долгушина Н.А. Гигиеническая оценка влияния химического загрязнения атмосферного воздуха на морфофункциональное и психофизиологическое состояние дошкольников промышленного города: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2011. - 24 с.

3. Аболмасова Л.С., Чигинцева Е.Г. Дети с РАС. Комплексный подход в коррекционной работе: учебное пособие / Л.С. Аболмасова, Е.Г. Чигинцева. - Магнитогорск: ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2017. - 69 с.

4. Здравоохранение в России: 2011. Статистический сборник Росстат. - М., 2011. - 326 с.

5. Тугулева Г.В., Ильина Г.В. Исследование психомоторных способностей детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 3. -С. 134-138

6. Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М.: РУДН, 2006. - 284 с.

7. Ильина Г.В., Тугулева Г.В., Яковлева Л.А. Психомоторное развитие детей дошкольного возраста средствами физической культуры в условиях инклюзивного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26301 (дата обращения: 04.05.2018).

8. Ilyina G.V., Tuguleva G.V., Yakovleva L.A., Rashchikulina E.N. Students' Readiness Formation for Realization of the Continuity Principle in the Development of Children's Physical Qualities // Iejme: mathematics education. 2016. Vol.11, NO. 10. P. 3487-3510.

Педагогика

УДК: 378.147.88

кандидат технических наук, доцент Дремов Феликс Владимирович

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань); преподаватель Марцинкевич Эдуард Евгеньевич

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОЛЁТА ВЕРТОЛЁТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются значение и возможности компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих лётчиков в военном вузе. Выявлены проблемы в формировании профессиональных знаний и умений, связанных с оценкой и прогнозированием влияния эксплуатационных факторов, управляющих воздействий лётчика на динамику и безопасность полёта вертолёта, обусловленные недостаточным объёмом тренажной подготовки на комплексных тренажёрах, отсутствием компьютерных технологий моделирования управляемого полёта вертолёта. В качестве средства активизации и повышения качества процесса обучения по дисциплине «Аэродинамика и динамика полёта», другим родственным дисциплинам, предлагается, на основе разработанного авторами комплекса программ, организовать на персональных компьютерах занятия исследовательского характера по моделированию динамики управляемого полёта вертолёта.

Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерное моделирование, профессиональная подготовка, исследование, вертолёт, динамика управляемого полёта.

Annotation. The article deals with the importance and possibilities of computer technologies in the process of professional training of future pilots in a military high school. The problems in the formation of professional knowledge and skills related to the assessment and forecasting of the influence of operational factors, the pilot's influences on the dynamics and safety of the helicopter flight, caused by the insufficient volume of training in complex simulators, the lack of computer technologies for simulating a controlled flight of the helicopter. As a means of activating and improving the quality of the training process in the discipline "Aerodynamics and Flight Dynamics", other related disciplines, it is proposed, on the basis of a complex of programs developed by the authors, to organize research on the dynamics of a controlled flight of a helicopter on personal computers.

Keywords: computer technologies, computer modeling, vocational training, research, helicopter, the dynamics of a controlled flight.

Введение. Опыт боевых действий в горячих точках свидетельствует о том, что эффективность применения авиации, в том числе и вертолётной, определяется, во многом, тактико-техническими характеристиками авиационной техники, а также уровнем профессиональной подготовки лётного состава.

Проблема повышения уровня профессиональной подготовки будущих лётчиков весьма актуальна и занимает первостепенное место в учебном процессе военного вуза. Важное значение в профессиональном образовании приобрели инновационные технологии обучения, в том числе компьютерные технологии, так как они обеспечивают радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов. Компьютерные технологии используются в различных целях, например: для информационной поддержки учебного процесса, определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала, приобретения навыков практического применения знаний, моделирования процессов, явлений, поведения объектов. Моделирование является одним из важнейших видов деятельности человека, составляет основу первоначального этапа в разработке новых объектов, в том числе летательных аппаратов, служит для всестороннего исследования свойств объектов в процессе их эксплуатации и совершенствования. Ориентация на компьютерное моделирование управляемого полёта актуальна в связи с тем, что повышает уровень мотивации, побуждает будущих лётчиков к активной исследовательской, творческой деятельности в процессе подготовки к лётной эксплуатации и боевому применению вертолётов.

Целью исследования является выявление возможностей применения компьютерных технологий для повышения эффективности подготовки, будущих лётчиков к лётной эксплуатации и применению вертолётов в военном вузе.

Задачи исследования:

- выявить проблемы в использовании компьютерных технологий при формировании профессиональных знаний и умений будущих военных лётчиков вертолётной авиации;

- определить вид компьютерных технологий, обеспечивающих повышение эффективности подготовки курсантов к лётной эксплуатации вертолётов;

- на конкретных примерах продемонстрировать возможности компьютерных технологий при исследовании динамики управляемого полёта вертолёта.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы показывает, что, вопросы разработки и использования информационных технологий, в образовании, научно-технической области исследовали многие учёные. Организационно-педагогическим и дидактическим основам разработки и применения современных профессионально-ориентированных технологий, в том числе информационных компьютерных технологий посвящены работы, например, таких авторов как: И. Г. Захарова [12],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.