УДК 339.9
doi: 10.18101/2304-4446-2017-2-35-39
Исследование возможности строительства высокоскоростной железной дороги Китай — Монголия — Россия и ее воздействия на трансграничную территорию
© Батомункуев Валентин Сергеевич
кандидат географических наук, заместитель директора по научной работе, Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН
Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: [email protected]
© Дун Сочэн
ведущий профессор, Институт географии и природных ресурсов Академии наук Китая
Китай, 100101, г. Пекин, Датун роуд, 11A E-mail: [email protected]
© Лубсанова Наталья Борисовна
ведущий инженер, Байкальский институт природопользования СО РАН Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются итоги первого этапа совместной научной экспедиции Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской академии наук и Института географии и природных ресурсов Академии наук Китая, посвященной исследованию возможности строительства высокоскоростной железной дороги Китай — Монголия — Россия и ее воздействия на трансграничные территории. По результатам экспедиционных исследований был проведен анализ природных условий прилегающей зоны строительства (геология и рельеф, климат и гидрография, растительность и ландшафты), исследованы экономические условия территорий предполагаемого прохождения трассы высокоскоростной железной дороги по территории Республики Бурятия, определена отраслевая структура и специализация региона, проведена оценка демографического потенциала, плотности и структуры населения, исследован турист-ско-рекреационный потенциал республики, динамика и направление внешних связей. Проанализированы состояние и степень загруженности транспортной инфраструктуры региона. Проведен анализ предполагаемой потребности Республики Бурятия в грузовых и пассажирских перевозках железнодорожным транспортом.
Ключевые слова: высокоскоростная железная дорога; экспедиция; трансграничная территория; экономический коридор; эффекты влияния транспортной инфраструктуры.
В современных условиях возросшего динамизма торгово-экономических связей одним из ключевых факторов развития территорий становится эффективно функционирующая инфраструктура [3]. В связи с этим создание новых международных инфраструктурных объектов является первоочередной задачей стратегии развития России, Монголии и Китая. Решению данной задачи должна способствовать реализация Программы создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия [1]. Данная программа была разработана для сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а также монгольской инициативы «Степной путь» [2]. Программа определяет основные направления трехстороннего взаимодействия в транспортной инфраструктуре, таможенном и карантинном регулировании, промышленности и инвестиции, защите окружающей среды, приграничном межрегиональном сотрудничестве, научно-техническом, сельскохозяйственном, гуманитарном направлениях и др. Программа создания экономического коридора содержит перечень из 32 проектов в различных областях, реализация которых придаст импульс развитию трехстороннего торгово-экономического сотрудничества. Одним из проектов данной программы является изучение перспектив строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Пекин через территорию Монголии [1].
В рамках Соглашения о научном сотрудничестве между Байкальским институтом природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (БИП СО РАН) и Институтом географии и природных ресурсов Академии наук Китая с 16 по 26 сентября 2016 г. была проведена совместная российско-китайская экспедиция с целью исследования возможности строительства высокоскоростной железной дороги (ВЖД) Китай — Монголия — Россия и ее воздействия на трансграничную территорию России, Монголии и Китая.
Границы изучаемого участка — от станции Выдрино (на границе Республики Бурятия с Иркутской областью) до станции Петровск-Забайкальский (на границе Забайкальского края с Республикой Бурятия) и от станции Улан-Удэ до станции Наушки. Изучаемый участок находится на территории следующих муниципальных образований — Джидинского, Заиграевского, Иволгинского, Кабанского, Кяхтинского, Прибайкальского, Тарбагатайско-го, Селенгинского районов и г. Улан-Удэ.
В ходе экспедиции были проведены встречи с главой администрации Кяхтинского района, мэром г. Кяхта, министерством экономики, министерством природных ресурсов, министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства, Фондом регионального развития Республики Бурятия [4; 5; 7; 8].
В ходе встреч обсуждались перспективы реализации строительства высокоскоростной железной дороги на территории республики, особенности природных условий предполагаемой трассы прохождения, экологические ограничения на Байкальской природной территории, а также инвестиционные условия Республики Бурятия.
На встрече с инвестором таможенно-логистического терминала «Транс-Кяхта» в лице председателя Совета директоров ООО «Путь» были обсуждены перспективы реализации проекта создания транспорт-но-логистической площадки, где будет производиться обработка международных грузов, перевозимых автотранспортом по новому автомобильному маршруту Китай — Монголия — Россия [9]. В рамках проекта намечено строительство терминала на двух площадках размером 12 и 19 га с комплексом зданий и складских сооружений для оказания таможен-но-логистических услуг при экспорте, импорте и транзите товаров через таможню. В нем предусмотрены такие объекты инфраструктуры, как холодильные камеры, станции технического обслуживания автомобилей, автостоянки, гостиница, офисы для оказания логистических и таможенных услуг. Терминал уже на первом году своей работы позволит обрабатывать более пятисот тысяч тонн продукции, а после выхода на проектную мощность достигнет 2 млн 500 тыс. тонн продукции. Проблемы и перспективы модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры были обсуждены с начальником железнодорожной станции «Наушки».
В процессе экспедиции были обсуждены будущие проекты совместных научных исследований, основные формы научного сотрудничества, в том числе создание совместного научного стационара на базе «Гусиное озеро».
Члены экспедиции приняли участие в Международной научно-практической конференции «Запад и Восток: пространственное развитие природных и социальных систем» и ХХ сессии Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий наук (МААН), на которой профессор Дун Сочен выступил с докладом на тему «Green Development Modes of "the Belt and Road"» [6].
Региональные факторы
Прнродно-климатические _условия_
Экономико-географическое положение
Прнродно-ресурсный потенциал
Отраслевая структура и специализация региона
Демографический потенциал, плотность н структура населения
Эффекты вл1шшш транспортной ннфр астр уктуры V Ур овень экол ого-экономического развития регионов
Воздействие на окружающую среду Состояние окружающей среды
Размещение новых производств или трансформация старых Развитость предпринимательства в регионе
Уровень инвестиционной и инновационной активности
Формирование территориальных систем, комплексов \ 7
Сглаживание или усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития Социально- экономическая интеграция территориального пространства
Уровень финансовой обеспеченности региона
Установление пространственных связей
Уровень н качество жнзнн населения
Изменение территориального расселения населения
Развитость межрегионального сотрудничества
Удовлетворение спроса потребителей на транспортные услуги
Совместная международная научная зкспеднщш по трассе прохождения высокоскоростной железной дорога
Издание совместной монографии «Прошлое, настоящее и будущее Великого Чайного пути (география, экология, экономика и геополитика)»
Рис. 1. Исследование возможности строительства высокоскоростной железной дороги Китай — Монголия — Россия и ее воздействия на трансграничную территорию
В рамках первого этапа по результатам экспедиционных исследований был проведен анализ природных условий прилегающей зоны строительства (геология и рельеф, климат и гидрография, растительность и ландшафты), исследованы экономические условия территорий предполагаемого прохождения трассы ВЖД по территории Республики Бурятия, определена отраслевая структура и специализация региона, проведена оценка демографического потенциала, плотности и структуры населения, исследован турист-ско-рекреационный потенциал республики, динамика и направление внешних связей. Проанализированы состояние и степень загруженности транспортной инфраструктуры региона. Проведен анализ предполагаемой потребности Республики Бурятия в грузовых и пассажирских перевозках железнодорожным транспортом [10] (рис. 1).
В марте 2017 года в Пекине был дан старт второго этапа мультидисци-плинарного совместного международного исследования экономического коридора Китай — Монголия — Россия, в рамках которого планируется продолжение экспедиционных исследований по оценке воздействия возможного строительства высокоскоростной железной дороги Китай — Монголия — Россия на экономику и природные системы трансграничной территории, а также издание совместной монографии «Прошлое, настоящее и будущее Великого Чайного пути (география, экология, экономика и геополитика).
Литература
1. Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. URL: http://minpromtorg.govrb.ru/rus-ch-mn.pdf. свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 01.04.17).
2. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века // Госкомитет по делам развития и реформ; Министерство иностранных дел и Министерство коммерции. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml Загл.с экрана (дата обращения: 01.04.17).
3. Тулохонов А. К. Политическая география Северной Азии в условиях глобализации, или Как обустроить российскую периферию. Улан-Удэ: ЭКОС, 2014. 255 с.
4. Апанасенко С. В Кяхтинском музее побывали китайские ученые. URL: http://www.minkultrb.ru/news/detail.php?SECTION_ID=95&ELEMENT_ID=13541 Загл. с экрана.
5. Ванникова А. Выгодное сотрудничество // Кяхтинские вести. 2016. Вып. 37 (399). Сент. URL: http://khtvesti.com/article/113137/ Загл.с экрана (дата обращения: 01.04.17).
6. Санжеев Э. Д. Международная научно-практическая конференция «Запад и Восток: пространственное развитие природных и социальных систем» и XX Юбилейная сессия Объединенного научного совета по фундаментальным географическим проблемам при Международной ассоциации академий. URL: http://www.binm.ru/ru/news/news_ binm/ mezhdunarodnaya_nauchno_prakticheskaya_konferentsiya_zapad_i_vostok_prostranstvennoe_razvi tie_prirod/ Загл.с экрана (дата обращения: 01.04.17).
7. Российско-китайская научная экспедиция по Шелковому пути 2016. URL: http://www.binm.ru/ru/news/news_binm/ekspeditsii/rossiysko_kitayskaya_nauchnaya_ekspeditsiya _po_shelkovomu_puti_2016/ Загл.с экрана (дата обращения: 01.04.17).
8. Сотрудничество с Институтом географии и природных ресурсов Академии наук Китая. URL: http: //www.binm.ru/ru/news/news_binm/sotrudnichestvo_s_institutom_geografii_i_ prirodnykh_resursov_akademii_nauk_kitaya/ Загл.с экрана (дата обращения: 01.04.17).
9. Таможенно-логистический терминал планируют построить в г. Кяхта. URL: http://invest-buryatia.ru/index/press-center/novosti/tamozhenno-logisticheskij-terminal-planiruyut-p ostroit-v-g.-kyaxta.html Загл. с экрана (дата обращения: 01.04.17).
10. Исследование возможности строительства высокоскоростной железной дороги Китай — Монголия — Россия и ее воздействия на трансграничную территорию России, Монголии и Китая // Отчет по НИР / БИП СО РАН. Улан-Удэ, 2016. 176 с.
Investigation of the Possibility for Constructing China-Mongolia-Russia High-Speed Railway and its Impact on the Transboundary Territory
Valentin S. Batomunkuev
Cand. Sci. (Geogr.), Deputy Director for Science, Baikal Institute of Nature Management, SB RAS 8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia E-mail: [email protected]
Dong Socheng Leading Professor,
Institute of Geography and Natural Resources, Chinese Academy of Sciences, 11A Datong Road, Beijing 100101, China E-mail: [email protected]
Natalya B. Lubsanova Leading Engineer,
Baikal Institute of Nature Management, SB RAS, 8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia E-mail: [email protected]
The article describes the first stage of the joint scientific expedition of Baikal Institute of Nature Management (Siberian Branch of Russian Academy of Sciences) and Institute of Geography and Natural Resources (Chinese Academy of Sciences) devoted to the study of the possibility of constructing China-Mongolia-Russia high-speed railway and its impact on the transboundary territories. Based on the results of expedition studies, we have analyzed natural conditions of the adjacent zone of construction (geology and relief, climate and hydrography, vegetation and landscapes), economic conditions of the territories of the Republic of Buryatia, which the proposed high-speed railway would cross. Sectoral structure and specialization of the region are determined, as well as demographic potential, density and structure of the population, the tourist-recreational potential of the republic, dynamics and sphere of external relations. We have considered traffic conditions and transport infrastructure of the region, analyzed the projected requirements of the Republic of Buryatia for rail freight and passenger transportation. Keywords: high-speed railway; expedition; transboundary territory, economic corridor; impacts of transport infrastructure.