Научная статья на тему 'Туристический маршрут "Великий чайный путь": проблемы и перспективы развития'

Туристический маршрут "Великий чайный путь": проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2032
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / ЧАЙНЫЙ ПУТЬ / ГЕОГРАФИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / TOURIST ROUTE / -THE GREAT TEA ROAD‖ / GEOGRAPHY / INTERNATIONAL COOPERATION / INTEGRATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, Жалсараева Баирма-Рада Дамбаевна, Кауров Иван Александрович

Целью данного исследования является изучение туристического маршрута «Великий чайный путь» как основного вектора развития внешнеэкономических связей России с Монголией и Китаем в сфере туризма. Рассмотрены история формирования, современное состояние, проблемы и перспективы развития туристического маршрута «Великий чайный путь». Развернута география маршрута и показаны результаты железнодорожного круизного тура «Чайный путь», изучен опыт межрегионального и международного сотрудничества по формированию маршрута. Особое внимание уделено организационным и интеграционным аспектам. Результатом данной работы стало обоснование важности налаживания и развития сотрудничества с Китаем и Монголией в рамках создания туристического маршрута «Великий чайный путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Максанова Людмила Бато-Жаргаловна, Жалсараева Баирма-Рада Дамбаевна, Кауров Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Great Tea Road" Tourist Route: Problems and Prospects of Development

The article deals with the history, current state, problems and prospects for further development of "The Great Tea Road" tourist route. The geography of the route has been expanded and the results of "The Road" railway cruise tour have been shown. We study the experience of interregional and international cooperation in development of the route. Particular attention is paid to organizational and integration aspects.

Текст научной работы на тему «Туристический маршрут "Великий чайный путь": проблемы и перспективы развития»

УДК 338.48

doi: 10.18101/2304-4446-2017-2-40-47

Туристический маршрут «Великий чайный путь»: проблемы и перспективы развития

© Максанова Людмила Бато-Жаргаловна

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: lmaksanova@yandex.ru

© Жалсараева Баирма-Рада Дамбаевна директор, компания «Солонго» Россия, 670010, г. Улан-Удэ, ул. Толстого, 23 E-mail: info@binm.ru

© Кауров Иван Александрович

аспирант, Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН

Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 E-mail: ova@govrb.ru

Целью данного исследования является изучение туристического маршрута «Великий чайный путь» как основного вектора развития внешнеэкономических связей России с Монголией и Китаем в сфере туризма. Рассмотрены история формирования, современное состояние, проблемы и перспективы развития туристического маршрута «Великий чайный путь». Развернута география маршрута и показаны результаты железнодорожного круизного тура «Чайный путь», изучен опыт межрегионального и международного сотрудничества по формированию маршрута. Особое внимание уделено организационным и интеграционным аспектам. Результатом данной работы стало обоснование важности налаживания и развития сотрудничества с Китаем и Монголией в рамках создания туристического маршрута «Великий чайный путь».

Ключевые слова: туристический маршрут; Чайный путь; география; международное сотрудничество; интеграционный механизм.

Стратегический импульс развитию маршрута «Великий чайный путь» был дан в июне 2015 г. в Уфе на трехстороннем совещании в рамках саммита БРИКС, когда Президент России В. В. Путин, Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж отметили важность развития данного маршрута и поддержали запуск туристического поезда. Первый поезд «Великий чайный путь: Маньчжурия — Сибирь» по маршруту «Маньчжурия — Чита — Петровск-Забайкальский — Улан-Удэ — Иркутск — Маньчжурия» состоялся в августе 2015 г.

Эксперты отмечают усиление интересов и взаимодействия регионов Сибири и Дальнего Востока со странами Восточной Азии в сфере туризма в

40

связи с отменой визового режима между Россией и Южной Кореей, между Россией и Монголией, а также укрепление сотрудничества с Китайской Народной Республикой в рамках Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г. Перспективы возрастания роли российского туризма в Восточной Азии еще 10 лет назад отмечал академик А. К. Тулохонов, подчеркивая необходимость глубокого анализа и системного подхода к развитию туризма в условиях глобализации [9].

По данным ТурСтат, наибольший рост въездных туристических поездок в Россию за первые 9 месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. продемонстрировали Монголия (415 тыс. турпоездок, +48%), Китай (1 млн 72 тыс., +15%) и Южная Корея (138 тыс., +19%) [10].

Отмечая впечатляющий рост китайского туристического потока в Россию (уже за первые три месяца 2017 г. в Россию в рамках безвизового группового обмена приехало 58,5 тыс. туристов из Китая, что в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года) [4], авторы считают, что в настоящее время на государственном уровне необходимо разработать продуманную стратегию приема и обслуживания китайского туристического потока, предусмотреть «перераспределение» потока туристов между городами на Чайном пути.

История формирования туристического маршрута. Идея возрождения Великого чайного пути как туристического проекта возникла в конце XX в. и была основана на богатейшем природном и историко-культурном потенциале старинного торгового пути, пролегавшего из Китая через Монголию в Россию, по которому в ХУШ-Х1Х вв. чай перевозился в страны Европы и Америки. В 90-е гг. прошлого столетия формирование проекта по развитию туризма на Великом чайном пути началось практически во всех в странах, по которым пролегал этот путь (Монголия, Китай, Россия) [6; 7; 8; 11; 12]. Процесс реализации проекта «Великий чайный путь» дифференцирован на три последовательных этапа: первый — с 1992 по 2002 г., второй — 2003-2013 гг., третий — с 2014 г. по настоящее время (табл. 1).

На первом этапе в наиболее активных регионах Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская, Тюменская, Свердловская области, Пермский край) были проведены инвентаризация ресурсов, связанных с историей прохождения торгового пути по территориям, анализ возможностей создания радиальных маршрутов Чайного пути. Этот период характерен «инициативами снизу» на уровне муниципалитетов и бизнеса, которые не всегда имели успех в конкретной временной период, но закладывали успех проекта в долговременной перспективе.

Второй этап (2003-2013) можно охарактеризовать как период наращивания потенциала проекта на российском и международном уровнях во всем его многообразии. В 2003 г. Комиссией по туризму межрегиональной ассоциации «Сибирское Соглашение» проект признан перспективным и способствующим межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере туризма. В этот период подготовлен проект концепции развития международного туризма на Чайном пути, который активно прорабатывался в регионах прохождения маршрута, уточнялись исторические и географические

факты, формировались региональные и локальные маршруты, осуществлялось продвижение проекта на выставках и форумах.

Таблица 1

Этапы разработки туристического маршрута «Великий чайный путь»

Российский уровень | Международный уровень

1-й этап (1992-2002 гг.)

региональные инициативы: (Республика Бурятия, Иркутская, Тюменская, Свердловская области, Пермский край) региональные инициативы КНР (провинции АРВМ, Шаньси, Хэбэй, Хэнань, Хубэй, Хунань, Цзяньси, Фуцзянь) Монголия: г. Улан-Батор

2-й этап (2003-2013 гг.)

- Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 г.; - Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и северо-востоком КНР (2009-2018 гг.) - Протокол о намерении сотрудничества по «Чайному пути» между Управлением по туризму АРВМ (КНР), Департаментом туризма Монголии и Агентством по туризму Республики Бурятия (РФ); - Соглашение о стратегическом сотрудничестве Союза мэров городов Чайного пути

3-й этап (с 2014 года по н. в.)

- План реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 г.; - ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг.»; - в 2016 г. создание Координационного совета проекта «Великий чайный путь» при Федеральном агентстве по туризму - поддержка лидерами России, Китая и Монголии развития международного туристического проекта «Великий чайный путь» и запуск туристического поезда по этому маршруту; - координационный механизм 5 регионов / три страны; - программа Экономического коридора Китай — Монголия — Россия; - инициатива КНР о включении «Великого чайного пути» в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО; - первая встреча руководителей национальных туристских администраций (Китай Монголия, Россия) в г. Хух-Хото (АРВМ, КНР, июль 2016 г.)

Источник: составлено авторами.

С организационной и интеграционной позиций важнейшее значение имели четыре деловые встречи участников проекта «Великий чайный путь» в городах Улан-Удэ (2008), Кунгур (2009), Ирбит (2010), Кяхта (2012). В рамках каждой встречи российские и международные участники делились опытом изучения туристических ресурсов, связанных с прохождением старинного торгового пути по их территориям. Были подписаны соглашения о сотрудничестве между российскими, монгольскими и китайскими ассоциациями организаций, так или иначе связанных с Чайным путем.

Отметим, что до определенного времени для регионов — участников проекта «Великий чайный путь» было присуще самостоятельное решение проблем и определение перспектив развития маршрута. Для региональных органов власти не всегда была очевидной мысль о том, что использование надсистемных брендов, таких как «Великий чайный путь», не только рас-

ширяет привлекательность, известность региона с точки зрения истории, культуры, торговли, традиций, но и формирует новые механизмы взаимодействия, которые приводят к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в увеличении взаимовыгодного туристического потока.

Безусловно, совместное продвижение туристического потенциала регионов под единым брендом имеет чрезвычайно важное значение для продвижения туристического продукта регионов. Позитивным следует признать понимание участниками проекта необходимости комплексного подхода к развитию инфраструктуры и поддержание единого качества туристских услуг на всей территории под общим брендом «Великий чайный путь», использование инновационных подходов в организации продвижения и создания привлекательных событийных мероприятий.

В этом контексте важнейшим организационно-координационным механизмом является Координационный совет по проекту «Великий чайный путь» при Федеральном агентстве по туризму, созданный в 2016 г., для обеспечения согласованных действий органов власти всех уровней, туристских компаний, научных, культурных и общественных организаций, по развитию международного туристического проекта «Великий чайный путь».

Международная часть проекта «Великий чайный путь» имеет свои исследовательские, организационные и интеграционные фазы развития, обусловленные появлением интереса в Китае к историко-культурному наследию Чайного пути, прежде всего, у писателей и киносценаристов.

Важную роль в изучении и становлении проекта «Великий чайный путь» на международном уровне сыграла Монголия, которая во многом благодаря срединному расположению между Республикой Бурятия (РФ) и АРВМ (КНР), стала связующим звеном между туристическими администрациями регионов в проведении переговоров, разработке плана действий по развитию международного туристического проекта «Великий чайный путь». В октябре 2009 г. в столице Монголии г. Улан-Баторе был подписан трехсторонний протокол о намерении сотрудничества по «Чайному пути» между Управлением по туризму АРВМ (КНР), Департаментом туризма Монголии и Республиканским агентством по туризму Республики Бурятия (РФ).

Результатом этого протокола стало совместное обследование в октябре — ноябре 2011 г. участков маршрута «Великий чайный путь» на территории трех стран: КНР (АРВМ), Монголия, Россия (Республика Бурятия, Иркутская область). Международный экспедиционный тур пролегал по маршруту Хух-Хото — Эрлянь — Улан-Батор — Дархан — Сухэ-Батор — Алтан-Булаг — Кяхта — Улан-Удэ — Кабанск — Бабушкин — Иркутск. В составе экспедиции работали по 5 делегатов от каждой страны, включая представителей органов власти по туризму, науки, турбизнеса, средств массовой информации. По итогам экспедиционного тура был издан «Атлас Чайного пути» [2].

В новых экономических реалиях туристический проект «Великий чайный путь» стал набирать ускорение после 2013 г., во всех странах начался этап его практической реализации.

География маршрута «Чайный путь». По мнению ученых, «Великий чайный путь» является реальной наследницей легендарной трассы средневековья «Великого Шелкового пути» [8, с. 198]. В Китае маршрут Чайного пути проходит через семь провинций Китая (Фуцзянь, Цзянси, Хунань, Ху-бэй, Хэнань, Шаньси, Хэбэй), в каждой из которых сохранилось свое материальное наследие. В перечисленных провинциях идет большая работа по выявлению и сохранению исторического, культурного и архитектурного наследия Великого чайного пути [5].

Родиной начала Чайного пути считается город Уишань, вернее поселок Сямэй провинции Фуцзянь, где поставлена стела «Начальная точка Чайного пути». Далее чай поставлялся по реке Хуанхэ в провинции Хэнань до города Чжанцзякоу, в русском варианте более известного как город Калган, где располагались представительства русских чайных фирм. Здесь формировались караваны с чаем, которые шли по территории Внутренней Монголии Китая, затем по Монголии [11] через Дорноговь, Дундговь, Хэнтий, Тев аймаки к Урге (ныне Улан-Батор), где караваны проходили поверхностный осмотр, далее через Сэлэнгэ аймак, в конце концов, чай приходил в китайский городок на границе с Россией под названием Маймачен, что означает «купи-продай» напротив торговой слободы Кяхта городка Троицкосавск.

До Иркутска из Кяхты шли две дороги. Короткая дорога, т. н. Удунгин-ский тракт, проходила через хребет Хамар-Дабан, и она была проложена только во второй половине XIX в. До его открытия пользовались старым Иркутским трактом через Селенгинск и Верхнеудинск. Оба тракта замыкались на станции Мысовая (ныне г. Бабушкин) на Байкале, откуда грузы перевозились на пароходе до порта Лиственничное. Зимой на этом участке прокладывалась ледовая дорога. Из Иркутска чай уходил в Нижнеудинск, Енисейск, Канск, Красноярск, Томск, Омск, Ирбит, Кунгур, Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург. Надо отметить, что из Иркутска уходил еще один путь чая — на север, на Аляску.

Сегодня почти в каждом регионе сохранились материальные свидетельства торгового чайного пути, уникальные памятники истории и архитектуры, музейные и книжные фонды. В сибирских регионах по маршруту чайного пути подготовлена программа тура, которая содержит посещение исторически знаковых мест, городов и памятников, природных комплексов и особо охраняемых природных территорий, участие в событийных и анимационных мероприятиях, знакомство с культурой и традициями народов, проживающих в Сибири.

Одной из таких разработанных программ является железнодорожный круизный тур «Чайный путь» по шести регионам РФ (Свердловская и Новосибирская области, Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край), организованный туроператором «РЖД Тур» совместно с туроператорами из вышеуказанных регионов. В 2014 г. компания «РЖД Тур» впервые вышла на этот рынок и в 2016 г. обслужила 1500 китайских туристов. В 2017 г. планируется обслужить 2500 человек из Китая1.

1 иКЬ: http://rzdtour.com

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов отмечает, что «Маршруты Великого чайного пути, в первую очередь, в круизном железнодорожном формате, сегодня являются сформированным, понятным для китайской аудитории и имеющим своего потребителя туристическим продуктом» [3].

Региональные интеграционные механизмы. Для приграничных регионов трех стран, которые уже несколько лет совместно работают над реализацией туристического проекта «Великий чайный путь», важное значение имеет создание регионального механизма координации действий, который получил рабочее название «Пять регионов, три страны» (5/3). Пять регионов — Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область (Российская Федерация), Автономный район Внутренней Монголии (Китайская Народная Республика), г. Улан-Батор (Монголия). Всего состоялось три встречи участников (5/3).

Первая встреча прошла в ноябре 2014 г. в г Хух-Хото (Автономный Район Внутренней Монголии, КНР), в рамках которой были достигнуты договоренности о проведении ежегодно трехстороннего заседания пяти регионов по вопросам туризма с целью взаимного обмена информацией, обсуждения вопросов трансграничного сотрудничества, компромиссного решения проблем, негативно влияющих на развитие отрасли. Также были обсуждены вопросы реализации (2015) таких совместных проектов, как туристические поезда «Степная Звезда», «Звезды Евразии», «Великий чайный путь».

Вторая встреча состоялась в марте 2015 в г. Иркутск (Иркутская область, РФ), в ходе которой достигнуты договоренности о запуске туристического поезда, обмена детскими туристическими группами, о проведении автопробега по маршруту «Великий чайный путь», поддержке инициативы китайской стороны о необходимости включения «Великого чайного пути» в перечень объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, в дальнейшем соединив Чайный путь с Евроазиатской железной дорогой в России и «Степным шелковым путем».

В октябре 2015 г. г. Хух-Хото (Автономный Район Внутренней Монголии, КНР) прошла третья встреча участников координационного механизма (5/3), на которой стороны договорились о создании международного туристического объединения «Великий чайный путь». В это объединение помимо пяти регионов трех стран вошли еще шесть провинций Китая (Фуцзянь, Цзяньси, Хунань, Хэбэй, Шаньси, Хубэй), по которым проходил старинный чайный путь.

В июле 2016 г. в г. Хух-Хото (Автономный Район Внутренней Монголии, КНР) проведена первая встреча руководителей национальных туристских администраций России, Китай и Монголии и подписан трехсторонний меморандум. Ключевым пунктом этого меморандума является создание международного туристического союза «Великий чайный путь». Определены основные направления сотрудничества в области туризма, туристских администраций, как центральных, так и региональных, а также деловых кругов в сфере туризма всех трех стран.

В современных экономических реалиях туристский маршрут «Великий чайный путь», основанный на богатейшем природном и истори-

ко-культурном потенциале России, Китая и Монголии, и являющийся самым длинным трансконтинентальным туристским маршрутом, может стать одним из эффективных инструментов соразвития китайской инициативы «Нового шелкового пути», монгольской инициативы «Степного пути» и российской инициативы Евразийского транспортного коридора. Определенно, это потребует поиска и внедрения инновационных, более эффективных форм и методов сотрудничества, наращивания организационно — финансовой поддержки, расширения региональных интеграционных механизмов, но как справедливо отмечает профессор А. Ю. Александрова «...для региональной интеграции важным является тщательная проработка взаимных интересов и учет реальных возможностей партнеров. Ориентация на более высокие формы сотрудничества без создания объективной основы для перехода к ним не способствует формированию подлинных интеграционных отношений» [1].

В этом контексте к числу актуальных вопросов реализации международного проекта «Великий чайный путь», по мнению авторов статьи, относятся:

- разработка совместных подходов по гармонизации и обеспечению взаимной совместимости правил организации туристической и экскурсионной деятельности на маршруте;

- разработка и установка совместно согласованных идентификационных дорожных знаков на основных направлениях маршрута;

- аккредитация гидов-экскурсоводов, работающих на маршруте;

- повышение качества и стандартизация уровня обслуживания на маршруте;

- унификация информационного материала по маршруту для работы гидов-переводчиков во всех странах;

- создание условий для индивидуальных путешественников по маршруту (автомобильные туры);

- создание механизмов по подготовке и обмену кадрами;

- совместное продвижение маршрута на международном уровне.

Литература

1. Александрова А. Ю., Ступина О. Г. Туристическое регионоведение: влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок. М.: КНОРУС, 2014. 176 с.

2. Великий чайный путь: атлас. Иркутск, Вост.-Сиб. АГП, Время Странствий, 2013. 150 с.

3. В Ростуризме состоялось второе заседание Координационного совета проекта «Великий чайный путь». URL: http://rzdtour.com/?p=6849 (дата обращения: 22.03.2017).

4. Китайский туристический въездной поток в Россию в I квартале 2017 года вырос почти в четыре раза // Мир без границ: интернет-сайт Ассоциации. URL: http://visit-russia.ru (дата обращения: 31.03.2017).

5. Косс Р. А., Плотникова М. М. Великий чайный путь и формирование локальной идентичности на примере городов Иркутска и Ханькоу // Вестник Пермского университета. 2015. Сер. История. № 3(30). С. 128-134.

6. Максанова Л. Б.-Ж., Вэй Гонань, Жалсараева Б.-Р. Д. Туристический проект «Великий чайный путь»: история вопроса, современное состояние, международное и региональное партнерство // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды X Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М. В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 23-24 апреля 2015. М.: АНО «Диалог культур», 2015. С. 21-28.

7. Ренева О. А. Кунгур и Чайный путь. Дорога туризма // Город как вызов: сб. ст. междунар. науч. конф. 2014. С. 232-235.

8. Тагаров Ж. З. Великий шелковый путь и трансъевразийская чайная торговля через Кяхту // Иркутский историко-экономический ежегодник. 2016. Министерство образования и науки РФ, Байкальский государственный университет, Региональный центр научных исследований экономической истории России. Иркутск, 2016. С. 196-203.

9. Тулохонов А. К. Глобализация и региональные аспекты развития туризма // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. С. 69-78.

10. ТурСтат. Самые популярные страны въездного туризма в Россию в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://turstat.com/inboundtravelrussia9month2016 (дата обращения: 21.02.2017).

11. Эгшиг Ш., Гэрэлтев Д., Сухбаатар О., Бадрал Е. Цайны Зам The Tea Road: «Менхийн усэг» хэвлэлийн газар хэвлэв. Улаанбаатар, 2016.

12. Avery Martha. The Tea Road : China and Russia meet across the Steppe: China Intercontinental Press, Beijing. 2003.

"The Great Tea Road" Tourist Route: Problems and Prospects of Development

Lyudmila B.-Zh. Maksanova

Cand. Sci. (Econ.), A/Prof.

Baikal Institute of Nature Management, SB RAS

8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia

E-mail: lmaksanova@yandex.ru

Bairma-Rada D. Zhalsaraeva Director, Company "Solongo" 23 Tolstogo, Ulan-Ude 670010, Russia E-mail: info@binm.ru

Ivan A. Kaurov

Research Assistant, Baikal Institute of Nature Management, SB RAS 8 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude 670047, Russia E-mail: ova@govrb.ru

The article deals with the history, current state, problems and prospects for further development of "The Great Tea Road" tourist route. The geography of the route has been expanded and the results of "The Road" railway cruise tour have been shown. We study the experience of interregional and international cooperation in development of the route. Particular attention is paid to organizational and integration aspects. Keywords: tourist route; "The Great Tea Road"; geography; international cooperation; integration mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.