Научная статья на тему 'Исследование возможности коррекции агрессивного поведения в рамках СПТ'

Исследование возможности коррекции агрессивного поведения в рамках СПТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фучко Ю. В.

Проблеме агрессии посвящено множество фундаментальных работ и эмпирических исследований в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на столь глубокое изучение, проблема агрессии остается весьма актуальной. Особое значение приобретают технологии практической работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессии или агрессивное поведение. В этой области становится наиболее оправданным реабилитационный подход при работе с агрессией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование возможности коррекции агрессивного поведения в рамках СПТ»

Список литературы:

1. Альманах психологических тестов / Под ред. В.В. Агибалова - М., 2006. - 387 с.

2. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. - 395 с.

3. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. - 396 с.

4. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. - М., 2004. - 698 с.

5. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. -С. 67-88.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ СПТ

© Фучко Ю.В.*

Муниципальное казенное учреждение «Центр Родник», структурное подразделение «Центр Ювентус-Н», г. Новосибирск

Проблеме агрессии посвящено множество фундаментальных работ и эмпирических исследований в отечественной и зарубежной психологии. Несмотря на столь глубокое изучение, проблема агрессии остается весьма актуальной. Особое значение приобретают технологии практической работы с подростками, имеющими высокий уровень агрессии или агрессивное поведение. В этой области становится наиболее оправданным реабилитационный подход при работе с агрессией.

Проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство родителей и педагогов и острый научно-практический интерес исследователей, психологов, социологов.

Мы рассматриваем агрессию как сложное явление, обусловленное особенностями характера человека, половозрастными особенностями, моделями воспитания, жизненными ценностями и социокультурной ситуацией развития [3, 6, 9]. Мы полагаем, что проявления агрессии обладают возрастной специфичностью [1]. Для подросткового возраста особенно характерна агрессия, обусловленная стремлением к самоутверждению, реализации чувства взрослости.

В нашем исследовании выявлена следующая тенденция: апогея развития агрессия достигает к 17 годам, а далее, вместе с окончательным этапом

* Магистрант кафедры Общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Научный руководитель: Соколова Е.В., доцент кафедры Психологии личности и специальной психологии, кандидат психологических наук.

формирования личности происходит доминирование вербальной агрессии. Вероятно, это является следствием защитных механизмов психики человека и усвоения им моделей поведения в обществе. Снижение уровня агрессии может быть обусловлено сформированностью социальных и ценностных стереотипов, самоопределенностью и возможностью самовыражения в профессиональной, социальной и личностной сферах жизни.

По мере взросления детей негативизм растет очень быстрыми темпами, но и не менее быстрыми темпами происходит его спад в момент выхода индивида из подросткового возраста. Такая картина обусловлена возрастной потребностью в самоутверждении, в защите своего «Я». Негативизм, как правило, находит свое выражение в демонстративном поведении, упрямстве, конфликтности.

Анализируя данные исследования акцентуаций характера, мы выявили, что такие типы акцентуаций как психастенический, шизоидный, истерический и гипертимный могут обуславливать повышенный уровень напряжения и агрессивности. Причинами выраженной агрессии акцентуированных подростков могут быть адаптивные, защитные, демонстративные реакции, направленные на самоутверждение подростка, а так же неблагоприятное влияние окружающей среды, усиливающее акцентуированные черты личности.

Так же нами были выявлены половозрастные различия юношей и девушек, формирующиеся под влиянием социальных ценностей, культурных стереотипов, психологического содержания характерных понятий о мужественности и женственности, что обусловлено воздействием социальных факторов, половым диморфизмом, уровнем развития общества.

Исследование показало, что уже к 18-ти годам у испытуемых практически сформированы социокультурные стереотипы. Уровень чувствительности к манипуляциям значительно возрастает к 18 годам. Это свидетельствует о том, что растущий человек подвержен сильному влиянию не только со стороны микросреды (семьи), но и со стороны общества в целом. Подражание, свойственное юношам и девушкам в своей основе имеет манипулятив-ные черты. Чувствительность к несвободе высока в 16-17 лет, что может быть обусловлено стремлением в раннем юношеском возрасте к самостоятельности и независимости. Малейшее ограничение свободы или нарушение интимной границы приводит к срабатыванию защитных механизмов, которые в большей степени проявляются в актах агрессии. Чем старше становится ребенок, тем все полнее и устойчивее сформированные у него принципы, социальные, культурные и моральные нормы. Однако всего 7 % всех испытуемых к совершеннолетию уже обладают достаточно сформированными принципами, нормами и идеалами. Неопределенность нравственных и культурных позиций напрямую связана с возрастающим противоречием между личностной потребностью в идентификации и отсутствием культурного фундамента в обществе, относительно которого растущий человек мог бы «возводить храм своей души».

Высокий показатель стремления к действенности объясняется стремлением к самореализации и самоутверждению, профессиональному самоопределению, уважению и признанию окружающими людьми.

На основе проведенного исследования и с учетом выявленных особенностей агрессивности в подростковом возрасте, нами разработана программа, предназначенная для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением и активизации самосознания и толерантности. Программа включает в себя на первом этапе подбор контрольной и экспериментальной групп по 25 человек и проведение диагностики («Несуществующее животное», ДДЧ, методики Басса-Дарки, Фейбургская анкета). Исследование нами было проведено на базе Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при ГУВД г.Новосибирска. Нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы правонарушителей по 10 человек в каждой. Испытуемые находились в ЦВИНПе в течение 30 дней по решению суда по статьям 103 (умышленное убийство), 111 -112 (нанесение телесных повреждений), 144 (кража), 145 (грабеж), 146 (разбой), 207 (угроза убийством, нанесение тяжких телесных повреждений) УК РФ. Возраст испытуемых составил 13-14 лет.

На втором этапе нами были проведены коррекционные мероприятия в форме цикла тренинговых занятий (8 занятий продолжительностью по 2 часа каждый). Тренинговая работа проходила 4 раза в неделю, в течение 2-х недель.

Цель проведения занятий заключается в том, чтобы научить подростков сублимировать агрессивное поведение в творческую групповую деятельность [7]. Реализация этой цели достигается за счет решения следующих задач: обучить подростков приемам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры, сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

На третьем этапе исследования проведено повторное тестирование, которое позволило отследить динамику изменений в экспериментальной группе, и далее был проведен количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных при помощи непараметрических критериев.

Анализируя полученные данные, мы обнаружили снижение уровня агрессивности у испытуемых в экспериментальной группе, и относительно постоянный уровень агрессивности в контрольной выборке. Оценка различий показателей агрессивности, тревожности и враждебности в этих выборках производилась при помощи ^критерия Стюдента и критерия Уилкксона.

Нами были отмечены значимые различия при уровне достоверности р = 0.01. Результаты представлены в виде диаграмм, отражающих динамику уровня агрессивности в выборках до и после проведения эксперимента.

Сравнивая показатели агрессивности в экспериментальной группе, мы обнаружили значимые различия между начальными показателями агрессив-

ности и тревожности при (р = 0,01), показателей враждебности (р = 0,05). В выборках К-1 и К-2 значимых различий не было обнаружено.

Применение критерия Уилкоксона при сравнении показателей агрессивности и враждебности в экспериментальной выборке позволило определить, что данные показатели у испытуемых до начала проведения занятий выше, чем после (Т = -6,526 при р < 0,001).

120 100 80 60 40 20 0

I ||| || I I

□ К -1

□ Э -1

Показатели агрессии

Рис. 1. Различия показателей агрессивности в экспериментальной и контрольной группах, отмеченные до начала проведения эксперимента

90 80 70 60

50 -I— 40 — 30 — 20 — 10

Рис. 2. Различия показателей агрессивности в экспериментальной и контрольной группах, отмеченные после начала проведения эксперимента

Агрессивные молодые люди, при всем различии личностных характеристик, имеют ряд общих черт. К таким чертам можно отнести неустойчивость интересов, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность. У таких подростков наблюдается

крайняя самооценка: либо максимально положительная, либо максимально отрицательная, повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение сотрудничать, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Однако встречаются подростки, у которых агрессия является средством для поднятия собственного престижа, самовыражения. Пробужденный в сознании подростка интерес к познанию и к активности отодвигает агрессию на второй план, акцентируя внимание на творческой деятельности и самореализации.

Помимо работы с самими подростками, важным нам видится организация просветительской, консультационной и коррекционной работы с родителями, родственниками, учителями, непосредственно взаимодействующими с детьми.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что агрессия поддается коррекции в подростковом возрасте и программа тренинга, разработанная нами, эффективна. Таким образом, помощь конкретному ребенку в адаптации и самореализации открывает нам возможность влиять на социальную обстановку в нашем обществе.

Список литературы:

1. Агрессия у детей и подростков / Пол ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004. - 88 с.

2. Бреслав Г.Э. Тренинг агрессивности для детей и подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр//1шайп.ги.

3. Данилина И Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://йо^-ton.ru.

4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М,: «Академия», 2004. - 324 с.

5. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М,: ТЦ Сфера, 2004.

6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). - Новосибирск.: «Наука», 1990.

7. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, изд. ЭКСМО-пресс, 1999. - 432 с.

8. Румянцева Т.Р. Факторы, способствующие агрессии // Психология человеческой агрессивности. - М., 1999. - С. 64-115.

9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и способы его коррекции. - Новосибирск, 1998. - 97 с.

10. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей: Учебно-методическое пособие: в 2 ч. - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.