Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление организацией / внутрифирменное предпринимательство / цифровые иннова-ции / информационные системы / коммуникация / CRM-системы / чат-бот / organization management / intra-company entrepreneurship / digital innovations / information systems / communication / CRM systems / chatbots

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Анна Герольдовна Бездудная, Марина Геннадьевна Трейман, Игнатова Дарья Юрьевна

В статье проанализированы основные вопросы, связанные с использованием цифровых инноваций в условиях внутрифирменного предпринимательства. Представлены признаки цифровых инноваций и ключевые компоненты «Индустрии 4.0.» в рамках внутрифирменного предпринимательства. Рассмотрены подробнее CRM-системы, чат боты, технологии виртуальной и дополненной реальности и их значение для эффективного развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF APPLYING DIGITAL INNOVATIONS IN THE CONDITIONS OF IN-HOUSE ENTREPRENEURSHIP IN AN ORGANIZATION

The article analyzes the main issues related to the use of digital innovations in the context of intra-company entrepreneurship. The signs of digital innovation and the key components of "Industry 4.0." within the framework of intra-company entrepreneurship are presented. CRM systems, chatbots, virtual and augmented reality technologies and their importance for the effective development in the organization are considered in more detail.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 336.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ

А.Г. Бездудная1, М.Г. Трейман2, Д. Ю. Игнатова3

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, город Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32 А

В статье проанализированы основные вопросы, связанные с использованием цифровых инноваций в условиях внутрифирменного предпринимательства. Представлены признаки цифровых инноваций и ключевые компоненты «Индустрии 4.0.» в рамках внутрифирменного предпринимательства. Рассмотрены подробнее CRM-системы, чат боты, технологии виртуальной и дополненной реальности и их значение для эффективного развития организации.

Ключевые слова: управление организацией, внутрифирменное предпринимательство, цифровые инновации, информационные системы, коммуникация, CRM-системы, чат-бот

RESEARCH OF THE POSSIBILITIES OF APPLYING DIGITAL INNOVATIONS IN THE CONDITIONS OF IN-HOUSE ENTREPRENEURSHIP IN AN ORGANIZATION

A.G. Bezdudnaya, M.G. Treyman, D.Y Ignatova.

Saint Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, the city of St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32 A

The article analyzes the main issues related to the use of digital innovations in the context of intra-company entrepreneurship. The signs of digital innovation and the key components of "Industry 4.0." within the framework of intra-company entrepreneurship are presented. CRM systems, chatbots, virtual and augmented reality technologies and their importance for the effective development in the organization are considered in more detail.

Keywords: organization management, intra-company entrepreneurship, digital innovations, information systems, communication, CRM systems, chatbots

Внедрение принципов внутрифирменного предпринимательства в компанию способствует развитию цифровых инноваций, что приводит к повышению ее эффективности и улучшают ее возможности быстро реагировать на изменяющиеся условия рынка. Термин внутрифирменное предпринимательство стали использовать с 80-х годов прошлого века, на старте цифровой революции. Под внутрифирменным предпринимательством принято понимать самостоятельную творческую деятельность коллективов структурных подразделений, инициативных групп или отдельных работников, которая направлена на получение дополнительной прибыли за счет развития новых направлений деятельности организации: создания инновационного продукта, новых услуг или реорганизации бизнес-процессов. Сущность его состоит в выстраивании работы внутрифирменных подразделений, способных разрабатывать новые идеи в различных направлениях дея-

тельности организации, тем самым раскрывая инновационный потенциал организации с учетом ключевых задач и имеющихся ресурсов. Данная деятельность базируется на принятии возможных рисков и усиления конкурентного преимущества компании.

При отборе сотрудников для отделов, занимающихся внутрифирменным предпринимательством, приоритетным будут их личностные качества, такие как лидерство, организаторские навыки, быстрая обучаемость, умение создавать творческую атмосферу, способность работать с большим объемом данных.

Основные функции внутрифирменного предпринимательства можно разделить на 4 категории:

-Коммуникативная (правильное представление обоснования и важности внедрения разработанной идеи, исходя из возможностей организации, ее целей и эффективного функционирования).

1Анна Герольдовна Бездудная - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Менеджмента и инноваций», тел.: +7 911 292-53-98, e-mail: annaspbru@yandex.ru;

2Марина Геннадьевна Трейман - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмента и инноваций», e-mail: britva-69@yandex.ru;

3Игнатова Дарья Юрьевна - аспирант кафедры «Менеджмента и инноваций», e-mail: ignatova.d@unecon.ru.

- Управленческая (выстраивание целей и определение объектов управления, повышение эффективности деятельности организации, а также использование имеющихся ресурсов).

- Развитие личностного потенциала сотрудников организации, и лидерских способностей не только формального, но и неформального характера (становления специалиста как профессионала, способного проконсультировать в своей профессиональной области и раскрыть личностный потенциал других сотрудников путем наращивания собственного интеллектуального капитала).

- Самореализация, улучшение своих профессиональных компетенций, получение дополнительных навыков (при разработке предложений по улучшению деятельности, появляется возможность провести независимую оценку собственной работы, изучить новые подходы, преодолеть пределы своего развития и достичь профессионального роста).

Организационным механизмом является совокупность элементов компании, таких как ресурсы, организационное поведение, предпринимательская организационная культура, финансирование и инвестирование, а также порядок распределения доходов, их взаимосвязь как единой системы посредством культурных и правовых норм, подчиняющихся определенному органу управления.

Внутрифирменное предпринимательство формирует в сотрудниках заинтересованность в развитии организации. В тоже время, от уровня цифрового развития организации зависит и эффективность деятельности внутрифирменных предпринимателей, так как сети информационных систем, позволяют не только осуществлять управление работой сотрудников, вести учет и собирать данные для аналитического исследования, но и улучшают качество взаимодействия между работниками одного или нескольких подразделений, способствуют раскрытию их собственного потенциала. Прежде всего, это возможно, за счет внедрения электронного документооборота, сокращающего время на передачу информации и, соответственно, снижения трудозатрат на рутинные операции, в том числе, установления режима отслеживания загруженных в систему задач, с учетом сроков сдачи, настройки в программах мониторинга алгоритма, выявляющего часто встречающиеся ошибки, способные привести к потере определенного ресурса.

В России наиболее активно внедряют принципы внутрифирменного предпринимательства организации из ИТ-сектора, финансового и телекоммуникаций, в основном для диверсификации бизнеса, разработки и внедрения инноваций и

выхода на новые рынки сбыта. Примером таких компаний являются Яндекс, СБЕР, ЛАНИТ, QIWI, что вполне объяснимо, так как они стали передовыми в использовании цифровых технологий, а одним из препятствий в развитии предпринимательства внутри компании является отсутствие необходимой ИТ-инфраструктуры и дефицит специалистов, умеющих работать с новыми технологиями и понимающими ключевые тенденции отрасли. Особенно это важно в условиях становления «Индустрии 4.0.», когда организациям приходится искать новые способы, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Использование цифровых инноваций в условиях внутрифирменного предпринимательства открывает широкие возможности не только для повышения качества информационного взаимодействия между работниками организации и отдельных подразделений, но и для разработки новых услуг, продуктов и модернизации бизнес-процессов организации. Частные организации и компании с долей государственного участия внедряют доступные цифровые технологии и адаптируют их под собственные потребности, создавая тем самым новые методы их применения и во многих случаях, генерируя новые цифровые инновации.

Цифровые инновации представляют собой прогрессивные технологические изменения и трансформации в области информационных технологий, цифровых технологий, когнитивных технологий, которые направлены на улучшение эффективности, производительности и функциональности различных сфер человеческой деятельности. Они основаны на применении передовых технологий, цель которых заключается в создании инновационных решений, способных преобразовать традиционные подходы к бизнесу, образованию, здравоохранению, науке и другим отраслям. Цифровые инновации играют ключевую роль в модернизации бизнес-процессов организации и конкурентных преимуществ на рынке, способствуют формированию новых парадигм и стандартов в позиционировании компании в информационном пространстве.

Цифровые инновации определяются следующими признаками:

- Приводят к трансформации традиционные бизнес-модели (т.е. приводят к изменению существующих традиционных бизнес-моделей, внедрению новых стратегий и расширении каналов коммуникации с потребителями, поставщиками, деловыми партнерами и конкурентами, а также сотрудниками организации, развитию цифровых платформ, что способствует диверсификации бизнеса [4]).

- Их основной целью является повышение эффективности и производительности за счет автоматизации бизнес-процессов организации, оптимизации ресурсов и внедрения более эффективных решений.

- Содержат передовые цифровые технологии (т.е. те технологии, которые являются базой

Таблица 1 - Ключевые компоненты «Индустрии 4.0.» в

для создания инновационных решений и трансформации инновационных процессов).

- Ориентация на конечного потребителя.

- Интегрируют большие данные и аналитику в текущем моменте времени.

Их можно назвать гибкими, быстро адаптивными к постоянно изменяющимся условиям рынка и технологическому развитию.

условиях внутрифирменного предпринимательства [4]

Компоненты внутрифирменного предпринимательства «Индустрии 4.0» Инструменты и методы Содержание

1 2 3

Цифровые инструменты и технологии Информационные технологии, такие как интернет вещей, облачные вычисления, блокчейн и искусственный интеллект Данные инструменты используются ля аналитики бизнес-процессов организации, ее конкурентного анализа, формирования вариаций вывода на рынок нового продукта и сценариев развития компании в нестабильных условиях рынка. Нейросети и машинные алгоритмы обучения, программируют «искусственный интеллект» на решение определенных задач, а также самостоятельную постановку задачи и принятие решений независимо от человека. Например: - сбор и обработка данных; -распознавание изображений и звуковых сигналов, генерирование новых на основе собранных данных; -произведение математических вычислений, обеспечение киберза-щиты. ИИ обрабатывая огромное количество данных, накопленных в результате взаимодействия с потребителями способен сгенерировать новое улучшенное предложение, рекламу или продукт исходя из предпочтений клиентов. ИТ-инфраструктура позволяет цифровизовать стандартные бизнес-процессы [5].

Big Data Современное ПО и облачные технологии Big Data является инструментом, оперативной обработки большого объема сложной информации и общим хранилищем данных. Ей характерны три основных аспекта [8]: - Огромные объемы данных; -Разнообразие источников и форматов данных; - Скорость в обработке потока данных. Цифровые инновации в большей степени зависят от сбора, анализа и интерпретации полученной информации. За счет программного обеспечения и облачных технологий, можно оптимизировать бизнес-процессы организации, построить прогноз результатов деятельности, выявить закономерности и сформировать данные для аналитического исследования с трендами для принятия управленческих решений. Ключевым приоритетом в ее использовании является уход от электронных таблиц разных приложений, что повлечет за собой высвобождение свободного времени, которое требовалось на их заполнение, сведение и распространение каждый отчетный период. Облачные хранилища дают возможность для просмотра и анализа всех важных данных, отобранных и загруженных в единую базу.

Сетевая коммуникация сотрудников СЯМ-системы, СМ8-систем, чат-боты, виртуальные агенты Использование CRM-системы и CMS-систем, чат-ботов, виртуальных агентов позволяет оптимизировать рабочий процесс, обеспечивают четкие внутрикорпоративные коммуникации, в том числе положительно влияет на выстраивание взаимовыгодных условий сотрудничества с внешними партнерами. От качества выстроенных внутренних коммуникаций зависит доверие работников организации к программе внутрифирменного предпринимательства, и, как следствие, степень их вовлеченности в бизнес-процессы и количество поданных идей. Используя CRM и CMS системы, сотрудники понимают, куда можно обратиться со своей идеей, кому ее направить, по какой форме необходимо заполнить заявку, как отследить процесс отбора и получить результат.

Непрерывное образование сотрудников компании Образовательные программы, цифровые программные продукты дистанционного обучения, УЯ-технологии Важным компонентом при разработке, внедрении и использовании цифровых инноваций является создание условий для обучения сотрудников компании, в том числе их мотивация к непрерывному наращиванию интеллектуального капитала, и стремлению к обмену опытом между работниками одного или нескольких подразделений. Для того, чтобы работники компании развивались как профессионалы, могли работать с новыми технологиями, необходимо постоянное повышение квалификации. Дефицит компетенций сотрудников может существенно приостанавливать развитие внутрифирменного предпринимательства в компании. Поэтому обмен опытом внутри одной или нескольких проектных групп, структурных подразделений позволяет сотрудникам усовершенствоваться в своих знаниях и умениях, получить новый опыт работы с цифровыми технологиями, а также навыки разработки и внедрения инноваций. Перед руководством компании, применяющей или в которую планируется внедрение цифровых инноваций в рамках развития внутрифирменного предпринимательства, стоит задача в формировании профессиональных знаний сотрудников, стимулировании их на самообучение и постоянное развитие не только в рамках их трудовых функций.

Интенсивная вовлеченность работников компании в бизнес-процессы организации Взаимовыгодные условия сотрудничества, гибкие и адаптивные организационные структуры управления, мотивация сотрудников Интенсивность вовлеченности работников компании в бизнес-процессы организации коррелируется с гибкостью и адаптивностью организационных структур компании. На уровень развития потенциала работников в создании и освоении цифровых инноваций, развитии предпринимательской восприимчивости внутриорганизационной среды напрямую влияет корпоративная культура организации, и заложенная в нее система поощрения сотрудников.

Кибербезопас-ность Защита данных, шифрование Использование информационных и коммуникационных систем неразрывно связано с кибербезопасностью. Основными аспектами являются: - Технические меры защиты: безопасные протоколы, шифрование и алгоритмы защиты данных, в том числе установка антивирусных ПО, отслеживающих внедрение в систему сторонних программ [3]; - Организационные мероприятия; -Обучение работников правилам хранения и передачи информации при работе с информационными системами.

Наиболее часто встречающимися примерами цифровых инновационных технологий, в рамках внутрифирменного предпринимательства, являются CRM-системы и CMS-системы, ERP-системы, онлайн-сервисы для удаленной работы и программы дистанционного обучения, виртуальная и дополненная реальность, нейросети, голосовые помощники и чат-боты. Рассмотрим наиболее важные из них.

Чат-боты — это ключевые инструменты в развитии системы внутренних и внешних коммуникаций. Данная цифровая инновация представляет собой алгоритм, который состоит из заданной последовательности действий. Программный продукт, дает пользователю целый ряд преимуществ: возможность в автоматическом режиме, с минимальным включением человеческого ресурса, собирать обратную связь от клиентов, поставщиков, деловых партнёров, а также сотрудни-

ков и их руководителей, ее структурировать, анализировать, и выдавать на ее основе типовые ответы на распространенные вопросы, что сокращает временные затраты сотрудников на рутинную работу, и дает возможность заниматься им внутрифирменным предпринимательством.

Чат-боты со встроенным искусственным интеллектом имеют намного больше функций, чем чат-боты, генерирующие ответы по ключевым словам, частым запросам и шаблонным фразам, они могут выступать в качестве личных помощников и секретарей, менеджеров по работе с клиентами и проектами. Данные системы используются и для проведения оценки эффективности работы сотрудников, программы собирают обрат-

ную связь с клиентов и деловых партнёров, отслеживают достижения и развитие профессиональных навыков работников, составляют аналитические отчеты и отправляют ее руководителям, что дает им более полную картину об успехах работы команд интрапренеров и отдельных сотрудников. В тоже время собирая данные от клиентов, накапливая их в больших базах данных, постоянно анализируя в режиме реального времени, они позволяют организации иметь конкурентные преимущества и эффективно использовать рыночные возможности за счет четкого понимания ожидания конечных потребителей.

Чат-боты можно разделить на две большие группы: декларативные (необучаемые боты) и предиктивные (обучаемые боты) (рис.2.).

По способу общения:

•Текстовые боты

(Анализируют текст, загруженный

пользователем, выделяют в нем ключевые слова, и выстраивают ответ в соответствии с

полученнойот пользователя информацией) •Голосовые боты

(Распознают человеческую речь н выявляют в ней ключевые слова. Они отвечают на запрос голосом, который

генерируется посредством использования нейросетевых моделей) •Сценарные боты (Онн не понимают голосовых команд и способны взаимодействовать с

пользователем только при помощи кнопок)

По области применения

• В различных мессенджерах

•На сайтах

•По телефону (Голосовой чат-бот, отвечающий на звонки пользователей, звонящий им и оказывающий помощь в соответствии с запросом)

• В приложениях

•На отдельном устройстве (Это может быть отдельная колонка или другая техника для использования голосового помощника)

По способу обучаемости

•Декларативные, или необучаемые боты

(Действуют в соответствии с заложенным в них сценарием. Этот вид чат-ботов имеет одни существенный минус: если в запросе пользователя не содержится ключевых слов, то виртуальный помощник не поймёт, что от него требуется)

•Предиктивные, или обучаемые чат-боты (Создаются при помощи комбинации искусственного интеллекта, машинного обучения и технологии обработки естественного языка. В них заложена функция самообучения новым командам на основе предыдущего опыта)

Рисунок 2 - Классификация чат-ботов [7]

Внутрифирменные предприниматели могут использовать чат-ботов для создания новых идей и последующей их коммерциализации, путем выстраивания коммуникации между внешней и внутренней средой организации, или использовать их для генерирования искусственным интеллектом нового уникального предложения на основе загруженных в него имеющихся данных и творческих идей команды. Данная цифровая инновация достаточно многофункциональна, чтобы деятельность внутрифирменного предпринимательства вписывалась в существующую архитектуру базы данных.

Рассмотрим подробнее несколько примеров из них.

1) Чат-бот «Меекап» удобен для планирования личного графика, он сопоставляет электронные календари выбранных сотрудников, находит общее свободное время и назначает встречу. Также в алгоритм «Меекап» заложен перенос назначенных совещаний, проверка электронных календарей рабочих групп, отслеживание наличия рейсов, организация и ведение нескольких календарей в разных часовых поясах.

2) ИЯ чат-бот «Муа» с искусственным интеллектом, владеет несколькими иностранными

языками и инструментами отбора анкет кандидатов на работу, и проведения собеседования с ними по установленным параметрам.

3) Чат-бот «Talla» является внутренним сервисом, настроенным на повышение эффективности работы HR и ИТ-команд. «Talla» собирает вопросы сотрудников компании о текущей работе, проектах, и предоставляет им запрашиваемую информацию, поддерживая вовлеченность сотрудников в бизнес-процессы организации и высвобождая время другим членам команды на работу. Также чат-бот цифровизует повторяющиеся рабочие задачи и предоставляет лучшие решения в области ИТ для конкретной компании.

4) Chat Generative Pre-trained Transformer (Chat GPT) - это чат-бот с моделью искусственного интеллекта, использующий технологии глубокого обучения на больших объемах текстовых данных для генерации текста или изображений. Благодаря алгоритму данного чат-бота, внутрифирменные предприниматели могут использовать его в своих персональных рассылках, в расчетах, написания скриптов или для генерирования новых идей на базе всей имеющейся информации.

Использование чат-ботов с GPT-интеграцией в разработке рекламного предложения позволит сотрудникам сделать его более персонализированным под предпочтения каждого клиента, что будет положительно влиять на уровень лояльности к компании. Автоматизация ряда операций в сборе данных о клиентах, обработке пользовательских запросов и рассылке информации сократит объем ручных операций, тем самым позволив получить время сотрудникам для работы над новыми проектами и повысить эффективность бизнес-процессов организации. Преимуществом готовых систем искусственного интеллекта является и оптимизация затрат компанией за счет передачи чат-ботам определенного функционала.

Применение таких технологий существенно расширяет возможности отдельного специалиста и целой организации, позволяет работникам разных сфер быть задействованными во внутрифирменном предпринимательстве, генерировать собственные идеи и реализовывать их с помощью Chat GPT. Например, отсутствующий художественный навык, навык в работе с графикой и дизайн-программами может заменить чат-бот с GPT-интеграцией, создающий изображения в 2D и 3D формате в разных вариациях, подбирая их под заданный стиль.

Примером такого бота является «Midjourney», готовая система искусственного интеллекта генерирует изображения исходя из текстового описания. Она составляет и детально прорисовывает пиксельные арты, дизайн интер-

фейсов, логотипы, плакаты, создает игровой дизайн для компьютерных игр. Исследуемый искусственный интеллект способен разработать и запустить игру для браузера [11].

Бот «^Б» представляет собой платформу с инструментами для разработки бизнес-чат-ботов, также его функционал способен поддерживать виртуальную и дополненную реальность на всех цифровых платформах обмена сообщениями, определять поведение пользователя, в соответствии с которым генерируется ответ в режиме реального времени. С одной стороны данный бот можно использовать для повышения продаж, а с другой для обучения сотрудников с помощью виртуальных учебных программ.

Отдельно здесь стоит отметить VR- технологии и дополненную реальность, они создают особые условия для развития внутренних старта-пов, такие как: быстрое тестирование гипотезы и пилотных проектов на базе цифровых сервисов, возможность создания цифрового двойника физического объекта, процесса или целой компании, возможность проведения обучения сотрудников в заранее смоделированных условиях. Проведение экспериментов на цифровых объектах в VR-пространстве без воздействия на реальный объект позволяет разрабатывать различные сценарии взаимодействия заказчика с объектом, и исключать часть возможных рисков, в том числе экономить время, которое могло быть затрачено на производство, тестирование и внесение корректировок в макет товара или услуги, что позволяет снизить затраты.

Применение технологий дополненной реальности важно для развития обучения, когда сформированным командам необходимо получить знания и умения не из своей профессиональной области. С их помощью можно создать интерактивные учебные материалы, виртуальные модели объектов и исследовать их изнутри, а также проводить на них эксперименты.

Чат-боты последнего поколения стали частично поддерживать данные функции и интегрироваться с VR и AR-технологиями.

Также интегрируя чат-ботов в СЯМ-системы, можно более эффективно оптимизировать бизнес-процессы организации, принимать более качественные управленческие решения и организовывать деятельность сотрудников, выстраивать взаимодействие между членами команды внутрифирменных предпринимателей, исходя из их профессиональных и личностных особенностей.

Чат - боты могут загружать в систему е-mail-переписки с разных устройств, анализировать и комбинировать расписание сотрудников, принимать данные из различных цифровых носителей и информационных систем, а также получать информацию о клиенте или поставщике из

сети Интернет, подстраивая собственные алгоритмы под настройки действующей CRM. Примером является автоматизация передачи заявок от клиентов или поставщиков в CRM, а также консультация их ботом при необходимости и соответствии вопросов клиентов заданным параметрам. В результате, вся информация о клиенте или поставщике, сотруднике организации из многочисленных каналов коммуникации будет собрана в единой информационной системы.

Использование предприятиями CRM-систем наглядно показывает важность развития внутрифирменного предпринимательства на базе информационного обеспечения. CRM-системы являются еще одной цифровой инноваций, которая за счет применения инновационных, технических и технологически программных решений выстраивает коммуникацию с внешней и внутренней средой организации, способствует развитию бизнеса и обеспечивает безопасность информационной базы данных.

К преимуществу, относится то, что информационная система на базе собственных алгоритмов позволяет создать единую платформу управления всеми инициативами организации, что дает возможность исключить дублирование идей и, как следствие, затраты на разработку уже предложенных проектов, а также позволяет проводить внутренний аудит запросов отделов организации на необходимые инновации.

За последний год спрос на CRM-системы в российских компаниях существенно возрос (рис.3). В 2022 году на отрасль торговли и финансовых услуг пришелся наибольший процент внедрения CRM-систем (рис.4).

Рассмотрим наиболее значимые и распространенные CRM-системы и их пользовательские и технические особенности [1].

Аналитиками Market.CNews была составлена карта российского рынка CRM-систем, рейтинг построен на основе расчёта баллов по следующим критериям [6]:

- Функциональные возможности. Критерии: управление клиентской базой; телемаркетинг; тайм-менеджмент; поддержка и обслуживание клиентов; управление маркетингом и электронной торговлей, мобильными продажами; интеграция с другими системами; синхронизация данных и отчетность для вышестоящего руководства.

- Дополнительные возможности. Критерии: модуль управления бизнес-процессами; интеллектуальные помощники; интеграция с социальными сетями и мессенджерами; модуль оценки сотрудников KPI.

- Форматы поставок ПО и количество отраслевых решений по регрессивной шкале.

- Уставной каптал вендора.

- Количество активных клиентов.

- Тестовый период и его ограничения, стоимость.

16,20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13,20%

Рисунок 3 - Распределение CRM-проектов на 2022 год по отраслям [2;10]

«1С-Битрикс» находится на 1 месте, она лидирует по таким категориям как функциональные возможности, универсальность и распространенность. «1С-Битрикс» - это российская система для управления бизнесом, использующаяся для организации работы сотрудников внутри компании. Основной задачей сервиса является значительные повышение производительности труда работников компании и выстраивание эффективной коммуникации между ними. Преимуществом функционала «1С-Битрикс» являются инструменты контроля и управления рабочим процессом всей компании, а также высокая скорость обработки и обмена информации. Состоит сервис из 5 ключевых и необходимых пользователям для эффективной работы бизнес-процессов организации инструментов: «Офис», «CRM», «Задачи и проекты», «Контакт-центр», «Сайты и магазины».

Инструмент «Офис» помогает выстраивать эффективную коммуникацию между сотрудниками и командами для внутрифирменного предпринимательства, обладает широким перечнем алгоритмов для помощи руководителю в организации работы коллектива и выстраивании его тайм-менеджмента.

С помощью системы управления коммуникации с клиентами «Customer Relationship Management» можно отслеживать все этапы взаимодействия с ними, неоспоримым преимуществом будет хранилище данных клиентов со сделками и сроками, а также статистика результативности продаж компании и используемых методик.

Рисунок 4 - Рейтинг топ 10 СКМ-систем по баллам от редакции ИТ-маркетплейса Market.CNews [6]

Функционал системы «Задачи и проекты» позволяет максимально оптимизировать процесс управления проектами и задачами в организации, программа самостоятельно отслеживает успешность выполнения работниками поставленных задач и отражает результаты в личном кабинете, а повторяющиеся задачи становятся автоматизированными.

Система «Контакт-центр» может быть использована для синхронизации социальных сетей и мессенджеров.

Второй рассматриваемой СЯМ-системой будет «Мегаплан», она занимает второе место в рейтинге, незначительно уступая «1С-Битрикс» в функциональности, однако имея выше показатели по универсальности, распространенности и стоимости программного продукта.

Исследуемая система, ориентирована в первую очередь на управление проектами и организацию контроля сотрудников компании, что будет удобным для отслеживания эффективности процесса работы проектных групп. Инструменты «Мегаплан» направлены на управление организацией труда и оптимизацию рутинных трудовых обязанностей, за счет автоматизации бизнес-процессов. Функционал сервиса в рамках аналитики данных и автоматизации содержит следующие инструменты: «выставление счетов и редактирование цен», «формирование отчетов для руководителя», «автоматизация бизнес-процессов»; в рамках «управления продажами»: «воронка продаж», «база заказчиков и контрагентов», «обработка счетов», «база сделок», «учет движения финансов»; в рамках «задачи предприятия и онлайн-

офис»: «рабочий стол», «список заданий», «ин-формер-панель», «облачное хранилище» [9].

В «Мегаплан» можно формировать автосценарии для типовых обязанностей сотрудников, а также софт настроен на поддержку реинжиниринга и реализацию сложных бизнес-процессов, что сокращает количество ручных операций и снижает временные издержки сотрудников. Инструменты сервисной системы позволяют полностью автоматизировать операционные и финансовые процессы компании, установить контроль над менеджерами, наладить эффективную коммуникацию с клиентами, а также оптимизировать документооборот и перенастроить воронку продаж под реальные условия компании [9].

Исходя из проведенного анализа различных видов цифровых инноваций, можно сделать вывод, что для автоматизации и информатизации внутрифирменного предпринимательства, информационные системы должны обладать рядом качеств [1]:

- Гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям рынка и технологическому развитию (механизмы и модели внутрифирменного предпринимательства могут трансформироваться в компании под воздействием внешней и внутренней среды, поэтому информационная система должна оперативно перестраиваться согласно данным механизмам);

- Цифровые технологии должны обладать инструментами для выявления новых возможностей развития бизнеса, в том числе изменения текущих бизнес-систем;

- Обработка больших объемов данных и обновление аналитики в режиме реального времени;

- Возможность создания среды, в которой сотрудники смогут выражать более высокую степень инициативности и заинтересованности в развитии организации;

- Простой и понятный интерфейс;

- Возможность синхронизации с другими информационными системами и хранения общей информации на облачном хранилище;

- Доступность для использования клиентами;

- Сервис должен иметь высокий уровень киберзащиты.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что внедрение и развитие предпринимательства внутри компании является важной задачей для организации, желающей сохранить свои конкурентные преимущества на рынке, особенно актуальным это становится в условиях перехода к «Индустрии 4.0». Не просто так именно в высокотехнологических и информационных компаниях наиболее эффективно развивается внутрифирменное предпринимательство, ключевым элементом в их деятельности являются цифровые инновации. Использование данных технологий дает возможность внутрифирменным предпринимателям выстраивать удобную систему отбора и реализации инновационных проектов, более персонализированные отношения с клиентами, поставщиками, партнерами и сотрудниками организации, наиболее оперативно принимать решения на основе анализа больших данных, автоматизации бизнес-процессов, а также они способствуют снижению бюрократической нагрузки на персонал, что высвобождает временной ресурс для разработки новых продуктов и услуг. Благодаря постоянному развитию цифровых технологий внутрифирменные предприниматели получают доступ к более широким возможностям взаимодействия с внутренней и внешней средой организации, например, разработка нового продукта с возможностью интерактивного виртуального взаимодействия с ним, а также его презентация клиентам на разных стадиях жизненного цикла с помощью технологий дополненной реальности. Новые информационные технологии способствуют раскрытию собственного потенциала работников, теперь отсутствие некоторых навыков, таланта заменяют правильно заданные алгоритмы искусственного интеллекта, способного сгенерировать на основе всей имеющейся информации новое предложение, картину, звук.

Такие цифровые инновации как чат-боты с модулем искусственного интеллекта, цифровые

двойники, виртуальная и дополненная реальность, CRM-системы позволяют, выйти организации на новые рынки и извлечь выгоду из потенциальных неиспользованных ранее источников дохода.

Литература

1. Бездудная А.Г., Трейман М.Г. Использование цифровых технологий в организации интрапренерства на предприятии // Современный менеджмент: Проблемы и перспективы. - 2020. - С. 189-193.

2. Мешков А.В., Евдокимова Н.А., Калимуллина О.В., Гурьева Т.В. Отраслевой анализ рынка CRM-систем: вызовы и перспективы [Электронный ресурс] // Креативная экономика. - №16 (7). - 2022. - С. — 2659 — 2678.

3. Назарова А.Д., Шведов В. В. Вызовы и решения в области кибербезопасности в эпоху цифровой трансформации // Столыпинский вестник. - №5. - 2023. - С. 2212 - 2220.

4. Наугольнова И.А. Менеджмент 4.0: Эволюция и инновации в управлении организацией в цифровую эпоху [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. - №6 (182). - 2023. С. 220-225.

5. Разинкина И.В., Лазарев Н.В. Инновационная деятельность в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] // Креативная экономика. - № 14 (11). - 2020. - С.2757-2772.

6. Рейтинг CRM-систем 2023. Карта рынка [Электронный ресурс] // Market.CNews. 2023 URL: https://market.cnews.ru/articles/2023-07-24_crm-sistemy_2023_karta_rynka (дата обращения 11.12.2023)

7. Что такое чат-бот: виды, способы создания [Электронный ресурс] // Информационный блог. 2020. URL: https://gb.ru/blog/chto-takoe-chat-bot/ (дата обращения 02.12.2023)

8. Управление данными и аналитика: использование Big Data для принятия решений [Электронный ресурс] // ODELAX. 2023. URL: https://dzen.rU/a/ZJhMUJkMWz0nwHSK (дата обращения 12.12.2023)

9. CRM Мегаплан — обзор функционала системы [Электронный ресурс] // Первый Бит. Информационный ресурс. 2023. URL: https://crm.ru/blog/crm-megaplan-obzor/?ysclid=lq08khgm81463179303#header-city-list (дата обращения 08.11.2023)

10. CRM (рынок России). // [Электронный ресурс]. // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/in-dex.php/Статья:CRM_(рынок_России) (дата обращения 16.12.2023)

11. ChatGPT и Midjourney — риски и возможности новой ИИ-революции [Электронный ресурс] // Adindex. 2023. URL: https://adindex.ru/publication/tools/technolo-gies/2023/01/25/310084.phtml (дата обращения 18.11.2023)

12. What is Digital Innovation? Definition, Examples and Best Practices [Электронный ресурс] // Information resource IdeaScale. URL: https://ideascale.com/blog/what-is-digital-innovation/ (дата обращения 24.12.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.