Научная статья на тему 'Исследование восприятия пропорциональных систем'

Исследование восприятия пропорциональных систем Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
61
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОРЦИИ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / PROPORTION / VISUAL PERCEPTION / TESTING

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Шаталов А.А., Демкина Е.А.

В статье приведены результаты исследований восприятия некоторых пропорциональных систем (динамическая симметрия Хембиджа, золотое сечение, применение углов, связанных с пентаграммой). Тестирование опрашиваемых выполнялось на основе оригинальных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование восприятия пропорциональных систем»

УДК 72.013

1 2 © Шаталов А.А. , Демкина Е.А.

1Доцент, кандидат технических наук, профессор кафедры основ архитектурного и

художественного проектирования Академии архитектуры и искусств Южного федерального

университета; студент, Академия архитектуры и искусств ЮФУ, Ростов-на-Дону

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Аннотация

В статье приведены результаты исследований восприятия некоторых пропорциональных систем (динамическая симметрия Хембиджа, золотое сечение, применение углов, связанных с пентаграммой). Тестирование опрашиваемых выполнялось на основе оригинальных материалов.

Summary

The paper is devoted to the results of perception studies of some proportional systems (dynamical symmetry Hembidzha, the golden section, the use of angles associated with the pentacle). Testing of respondents was performed on the basis of original materials.

Ключевые слова: пропорции, зрительное восприятие, тестирование. Keywords: proportion, visual perception, testing.

Результаты исследований в области влияния золотого сечения на оценку зрителем эстетических качеств пропорциональных схем, полученные Г. Т. Фехнером ещё в XIX в., достаточно хорошо известны и вошли во многие издания и справочники, см. напр. [6, 1].

Однако целями проведенного нами исследования было получение статистических результатов, связанных с оцениванием эстетических качеств различных видов пропорций. На выбор видов пропорций оказали влияние как источник [1, 74-82], так и результаты собственных исследований [2, 205; 3, 114-118; 4, 18-23], т. о. в эксперименте появились изображения на основе динамической симметрии Хембиджа, и схемы, построенные на основе угловых направлений 36°, 72°, 18° и 9°, связанных с пятиугольником и пентаграммой. Отметим, что прямоугольник, в который симметрично вписывается угол 36°, имеет отношение диагонали своей продольной половины к короткой стороне полного прямоугольника, равное 1.61803399... Проведенные опросы в общем случае включали изображения на основе выше указанных видов пропорций и золотого сечения, в сопоставлении с целочисленными пропорциональными отношениями. В целях исследования было разработано 5 типов заданий.

Для опроса типа I было разработано 4 вида изображений, представляющих собой сочетание 2-х прямоугольников, согласованных по ширине и имеющих визуально близкие пропорции (рис. 1-а). Каждый из прямоугольников предлагался опрашиваемым дважды: в горизонтальном и в вертикальном положениях, оценки должны были находится в интервале от 0-5 баллов. Из 110 возможных баллов предложенные схемы набрали (рис. 1-б):

1. Прямоугольники с отношением длин по золотому сечению: 82;

2. Прямоугольники с вписанными углами 36 и 18 градусов: 82;

3. Прямоугольники на основе динамической симметрии: 81;

4. Прямоугольники с целочисленным отношением: 70.

Был отмечен большой разброс в оценках, который по каждому варианту составлял для разных опрошенных от 1 до 5, таков же был и разброс и по каждому опрошенному в отношении предложенных видов схем, 0-х оценок не было. Здесь необходимо отметить, что

© Шаталов А.А., Демкина Е.А., 2016 г.

схема с «целочисленными» прямоугольниками также была до некоторой степени связана с золотым сечением, поскольку первый из её прямоугольников имел пропорции 2:3 (это 3-й и 4-й члены ряда Фибоначчи), а второй - 4:11 (это 3-й и 5-й члены последовательности Люка).

Рис. 1. Опрос типа I: а) разработка видов тестовых заданий; б) результаты опроса: 1-прямоугольник с отношением длин по золотому сечению; 2- прямоугольник с вписанными углами 36 и 18 градусов; 3 - прямоугольник на основе динамической симметрии; 4 -прямоугольник с целочисленным отношением сторон (2:3 и 4:11).

Опрос типа II (рис. 2-а) включал изображения усложненных силуэтных композиций, составленных из прямоугольников с одинаковой шириной и различной высотой, половина из схем была составлена из прямоугольников с целочисленным отношением сторон, другая половина - из прямоугольников полученных на основе динамической симметрии. Оценивание схем выполнялось на двух вилов оценок: 0 и 1. Изображение с максимальной суммой баллов (9 из 55 возможных) было составлено из прямоугольников с целочисленным отношением сторон. Последующий анализ показал наличие дополнительных свойств, не заложенных сознательно в изображение, но способных повлиять на результаты опроса. Во-первых, была выявлена взаимосвязь значимых точек силуэта и порождаемых особенностями схемы направлений в 36°, 18°, 12 ° и 9° (рис. 2-б). Далее, габаритный прямоугольник изображения практически точно совпадал с первым шагом динамической симметрии (рис. 2в). Кроме того, значимые точки силуэта дают возможность уложить на схему 2 египетских треугольника (3:4:5), совпадающие катетами с осью симметрии доминирующего прямоугольника изображения.

Рис. 2. Опрос типа II: а); б) значимые точек силуэта и направления36°, 18°, 12 ° и 9°; в) габаритный прямоугольник и 1-е построение по системе Хембиджа; г) силуэт и египетские

треугольники (3:4:5).

Опрос типа III включал «квази-архитектурные» изображения, напоминающие заготовки фасадов зданий. 1/3 часть схем была составлена из «целочисленных» прямоугольников, другая 1/3 - из прямоугольников по системе Хембиджа, остальные - из прямоугольников со вписанными углами 36° и 18°, габаритные прямоугольники отвечали тем же условиям (рис.3-а).

Рис. 3. Опрос типа III: а) тестовое изображение; б) взаимодействие значимых точек и направлений 36° и 72°; в) габаритный прямоугольник и 2-е построение по системе Хембиджа; г) египетские треугольники с отношением сторон 3:4:5.

Оценивание проводилось в диапазоне 0-5. Диапазон суммарных оценок по схемам составил 70-92. Максимальное количество получила целочисленная схема, аналогично случаю типа II обнаружившая при дальнейшем анализе тесную взаимосвязь структурных точек и направлений в 36°и 72° (рис.3-б). Габаритный прямоугольник практически совпадал со 2-м шагом по Хембиджу (рис.3-в). Также обнаружилась не запланированная при разработке связь схемы с египетскими треугольниками 3:4:5 (рис.3-г).

Опрос IV типа (рис. 4-а) представлял собой вариацию на тему типа III, но при этом некоторые изображения имели намеренно созданную структуру, связывающую характерные точки направлениями 12°, 18°, 36° и 72°, при этом половина изображений имела 4 силуэтные точки, расположенные на полуокружности (рис. 4-б). Оценивание происходило по 5-системе (0-5), разброс суммарных оценок составил от 36 до 43 (из 55 возможных). Изображение с максимальной суммой было составлено из прямоугольников, созданных на принципах динамической симметрии Хембиджа.

Рис. 4. Опрос IV типа: а) вид опросной схемы; б) взаимодействие значимых точек изображения и направлений 12°, 18°, 36° и 72° и описанная полуокружность.

Опрос V типа проводился на основе изображений, представляющих собой прямоугольники со сложной внутренней ортогональной разбивкой (рис. 5-а). При этом одна треть изображений базировалась на прямоугольниках с вписанными углами 12°, 18°, 36°, другая треть - на динамической симметрии, оставшиеся имели пропорции на основе отношений целых чисел. Одна половина изображений предлагалась в горизонтальном расположении, другая - в вертикальном. Оценивание происходило по 5-системе (0-5), разброс суммарных оценок составил от 38 до 45 (из 55 возможных). Изображение с максимальной суммой было составлено из прямоугольников с целочисленным отношением сторон. Как и при опросах П-ГУ типов, изображение-лидер V типа в дальнейшем анализе обнаружило множество связей характерных точек с углами, происходящими от пентакля, в данном случае с углами 18°, 36° (рис. 5-б).

а)

б)

—7* у 1 ✓ ✓ ✓ У ( > ✓ * * - —* —( Ьтг^- ч ^ / -• / "V ^ ' / • " / *" У >- )- -

X у ч &—-^

/ ^ ' - -( У У Ц-—

Рис. 5. Опрос V типа: а) вид опросной схемы; б) взаимодействие значимых точек

изображения и направлений 18° и 36°.

Таким образом, общим во всех 5-ти типах опросов стало устойчивое предпочтение испытуемыми изображений с тесной взаимосвязью между характерными точками, и углами 36° и 18°. Отметим, что эти результаты достаточно хорошо кореллируются с полученными нами ранее при анализе как современных, так и исторических архитектурных объектов [2, 205; 3, 114-118; 4, 18-23].

В свете сказанного представляет определенный интерес выполненный нами геометрический анализ взаимного расположения глаз и устройства глазной мускулатуры, показывающий углы, близкие к 72° и 36° (рис. 6). Однако конкретный психофизиологический механизм, обеспечивающий влияние этих анатомических особенностей на предпочтения восприятия, нам неизвестен.

Рис. 6. Геометрический анализ взаимного расположения глаз и устройства глазной мускулатуры выявляет структурные углы, близкие к 72° и 36°.

Анализ выполнен на основе изображения, заимствованного из источника [5, 1].

В состав опрошенных входили главным образом студенты начальных курсов Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, а также небольшое количество преподавателей Академии и архитекторов-практиков. Разработка общего направления описываемых в данной статье исследований, разработка видов опросных изображений и анализ результатов выполнены А. А. Шаталовым, опросы и подсчет результатов - Е. А. Дёмкиной. В проведении опросов принимали также участие студентки ААИ ЮФУ С. Е. Крюкова и А. А. Синяева.

Литература

1. Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры (Архитектурные пропорции, вып.1) [Текст]. М.: Изд-во Всесоюзн. Академии арх-ры, 1936. 139 с., ил.

2. Шаталов А. А. Двойное назначение знаков древнеегипетской письменности и архитектурный комментарий к Весткарскому папирусу// Личность, речь и юридическая практика: Сборник научных трудов междунар. конференции. Вып.14. Ростов н/Д: Изд-во Донского Юридического Института, 2011. С. 203-206.

3. Шаталов А. А., Немухина И. М., Джабиева К. В. Крюкова С. В. Анализ приемов пропорционирования в современной архитектуре// Сборник статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам VI междунар. научно-практ. конференции «Проблемы и перспективы современной науки». Часть 2, г. Москва: сборник статей (уровень стандарта: академический уровень). -М.: "181-]оигпа1", 2016. С. 114-118., также [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://isi-journa1.ru/wp-content/up1oads/2016/02/ISI-06-p2-web.pdf (дата обращения 27.05.2016).

4. Шаталов А. А., Синяева А. А. Пропорционирование в архитектурных произведениях Ле Корбюзье и Кензо Танге. Наследование принципов // Сборник статей ЦНС «Международные научные исследования» по материалам VI междунар. научно-практ. конференции «Проблемы и перспективы современной науки». Часть 2, г. Москва: сборник статей (уровень стандарта: академический уровень). - М.: "К^оигпаР', 2016. С. 18-23., также [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://isi-journa1.ru/wp-content/up1oads/2016/02/ISI-06-p2-web.pdf (дата обращения 27.05.2016).

5. Органы чувств. Мышцы глазного блока. Рис. 519. Наружные мышцы глазного яблока. Вид сверху. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vmede.org/sait/?id=Anatomija_ stomat_sapin_2009&menu=Anatomija_stomat_sapin_2009&page=15 (дата обращения 27.05.2016).

6. Фехнер Густав Теодор// Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi.news/uchebniki-psiho1og/fehner-gustav-teodor-47734.htm1 (дата обращения 27.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.