Научная статья на тему 'Исследование влияния социальных трансформаций на бедных пожилых людей, проживающих в сельских районах'

Исследование влияния социальных трансформаций на бедных пожилых людей, проживающих в сельских районах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
222
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ РАЙОНЫ КИТАЯ / БЕДНЫЕ ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / SOCIAL TRANSFORMATION / CHINESE RURAL AREA / POOR AGED PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ма Сюэсун

В настоящее время Китай переживает период ускоренных социальных преобразований, при которых в сельской местности страны происходят глубокие изменения в политической системе, производстве, образе жизни, составе семьи и структуре доходов, что является прогрессом для общества. Между тем, из-за сложности и длительного характера социальных преобразований, это приводит к обеднению пожилых людей, проживающих в сельской местности, и затрудняет решение проблемы бедности для данной категории населения. Проблемы и трудности, возникающие в ходе социальных преобразований, должны быть решены и преодолены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on Influence of Social Transformation on Rural Poor Aged People

China is in the acceleration period of social transformation. In this period, Chinese rural area is experiencing profound change in political system, production mode, living style, family structure and income composition, which is the progress of society. Meanwhile, due to the complexity and persistence of social transformation, it results in rural poor aged people and causes some difficulties for rural poor aged people to get rid of poverty. Problems and difficulties in the social transformation process must be solved and overcome in the process of social transformation.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния социальных трансформаций на бедных пожилых людей, проживающих в сельских районах»

DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.5 УДК 314.117:316.346.32-053.9, ББК 60.542.18

© Ма Сюэсун

Исследование влияния социальных трансформаций

^ и о

на бедных пожилых людей, проживающих в сельских районах

Аннотация. В настоящее время Китай переживает период ускоренных социальных преобразований, при которых в сельской местности страны происходят глубокие изменения в политической системе, производстве, образе жизни, составе семьи и структуре доходов, что является прогрессом для общества. Между тем, из-за сложности и длительного характера социальных преобразований, это приводит к обеднению пожилых людей, проживающих в сельской местности, и затрудняет решение проблемы бедности для данной категории населения. Проблемы и трудности, возникающие в ходе социальных преобразований, должны быть решены и преодолены.

Ключевые слова: социальная трансформация, сельские районы Китая, бедные пожилые люди.

Под социальной трансформацией понимается исторический процесс перехода общества от менее развитого к более развитому и эффективно функционирующему. Китайское общество переживает исторический процесс «изменения и развития от

традиционного общества к современному, от аграрного общества к индустриальному и информационному, от закрытого общества к открытому1», за которым следует переход от сельского общества к городскому и соответственное развитие.

1 Guo Dehong. A review of research on Chinese modern society transformation., Historiography Anhui, 2003, volume 1. Для цитирования: Ма Сюэсун. Исследование влияния социальных трансформаций на бедных пожилых людей, проживающих в сельских районах / Ма Сюэсун // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 5. - С. 95-102. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.5

For citation: Ma Xuesong. Research on influence of social transformation on rural poor aged people. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2016, no. 5, pp. 95-102. DOI: 10.15838/esc/2016.5.47.5

Социальная трансформация Китая — это длительный исторический процесс. Исследователи обычно делят его на три этапа. Первый этап: 1840—1949 гг. — начало социальной трансформации Китая, его ключевыми событиями стали Первая Опиумная война и основание нового Китая; второй этап: 1949—1978 гг., когда социальная трансформация в Китае происходила в умеренном темпе; особенностями данного этапа стали начало строительства нового Китая, возникновение большого количества проблем, требовавших решения, и вставшие перед страной многочисленные испытания и трудности; третий этап: 1978 г. — настоящее время, который характеризуется быстрыми и ускоренными процессами социальной трансформации в Китае; важным событием данного этапа является Третье пленарное заседание Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 11 созыва, а отличительными особенностями — углубленные реформы и принятие политики открытости. В настоящей статье исследуемый временной отрезок приходится в основном на третий этап (1978 г. — настоящее время).

I. Изменения в сельской местности Китая в период социальной трансформации

В 1978 году на Третьем пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 11 созыва была принята руководящая идеология «освобождения ума и поиска правды, опираясь на факты». Также было принято серьезное стратегическое решение о смещении ключевых приоритетов в работе партии на осуществление социалистической модернизации, политики открытости и реформ. С тех пор Китай перешел на путь открытости и реформ и проводит социалистическую политику с собственной национальной спецификой. Социальные преобразования в Китае вошли в быструю и ускоренную стадию, и ки-

тайское общество пережило колоссальные перемены. Глубокие изменения в сельских районах Китая показаны главным образом в следующих аспектах.

1. Упразднение системы народных коммун

Что касается реформирования системы то, во-первых, упразднение системы народных коммун в значительной степени высвободило многие сельскохозяйственные факторы производства, включая рабочую силу. После того как в 1958 г. было принято решение о повсеместном создании народных коммун сельских жителей, существовавшие долгое время жестко централизованная система управления и метод среднего распределения прочно закрепили факторы сельскохозяйственного производства в рамках сельской общины, что в значительной степени сдерживало производственный энтузиазм фермеров. Упразднение системы народных коммун предоставило фермерам право выбора занятия и сняло с них институциональные ограничения, позволив им переходить из сельского хозяйства в другие области занятости.

2. Реализация системы ответственности домохозяйств с оплатой труда в зависимости от производительности

1 января 1982 г. был принят первый официальный документ в истории Коммунистической партии Китая, касающийся сельского труда. В нем ясно указывалось, что установление квот фермерского производства на основе домохозяйств и контрактная система домохозяйств входят в сферу производственной ответственности социалистической коллективной экономики. После этого система ответственности домохозяйств с оплатой труда в зависимости от производительности приобрела всестороннюю поддержку, поэтому фермеры получили автономные права, право принятия операционных решений, право на

продажу продукции и распределение доходов и стали относительно независимыми производителями. С внедрением системы ответственности домохозяйств с оплатой труда в зависимости от производительности был исправлен недостаток, заключавшийся в том, что традиционное высокоцентрализованное управление и режим работы были неэффективными. Фермеры были тесно связаны с землей, и их переход из категории простых работников в категорию производителей и управляющих в коллективной экономике в значительной степени способствовал росту их производственного энтузиазма.

3. Фактическое ослабление системы регистрации по месту жительства

В 1984 году Центральное правительство Китая приняло решение о том, что «фермерам, занимающимся предоставлением услуг и занятым в предпринимательской деятельности и в сфере услуг» разрешено обосновываться в городах. В октябре 1984 г. Государственный совет издал «Уведомление о фермерах, обосновывающихся в городах», согласно которому фермеры и их родственники, работающие в городах (за исключением уездных городов) и занятые в предпринимательстве и в сфере услуг, получают постоянное местожительство в городе. Трудоспособные граждане или те, кто работает на предприятиях и учреждениях длительное время, получают разрешение от Департамента общественной безопасности на регистрацию постоянного места жительства и считаются представителями неаграрных домохозяйств. Возникновение такого явления, как «зарегистрированное постоянное место жительства с самообеспечением в городах», ознаменовало официальное начало реформы системы регистрации домохозяйств, проведя четкую границу между селом и

городом. Хотя это был ещё только первый шаг на длительном пути, но он очень важен на пути к фактически свободной системе регистрации домохозяйств.

В октябре 1985 г. Китай приступил к внедрению системы идентификационных карт. Фактически свободная система регистрации домохозяйств и внедрение системы идентификационных карт предоставили фермерам правовой статус при перемещении между городом и селом.

4. Создание рыночного механизма и реформа системы трудоустройства

В 1993 году решением Центрального Комитета Коммунистической партии Китая «О некоторых вопросах создания системы социалистической рыночной экономики», принятым на Третьем пленарном заседании 14 созыва, было указано, что страна должна направлять излишки сельской рабочей силы в неаграрные отрасли экономики и способствовать созданию её упорядоченного потока между регионами. В декабре 1993 г. «Общая концепция реформы трудовой системы при создании системы социалистической рыночной экономики», разработанная Министерством труда, предложила следующее: «Целевой режим развития рынка рабочей силы заключается в создании современного рынка рабочей силы с честной конкуренцией, эффективным функционированием, качественным регулированием и полным набором услуг; кроме того, он призван изменить кадровую политику планирования производства и распределения и убрать барьер идентификации личности, препятствующий перемещению рабочей силы между различными системами собственности. Работник может самостоятельно выбрать профессию и свободно перемещаться, а предприятия могут самостоятельно выбирать сотрудников. Поставщик и потребитель рабочей си-

лы устанавливают трудовые отношения на основе честной конкуренции и выбора. С точки зрения долгосрочного развития создание рынка рабочей силы в рамках честной конкуренции требует постепенного стирания границ трудовой мобильности между городом и деревней и между регионами». Создание рыночного механизма и реформа системы трудоустройства способствуют перемещению излишков трудовых ресурсов села в город. Значительное количество рабочих-мигрантов в Китае участвует в трудовой мобильности в течение почти 40 лет. Рабочие-мигранты вносят огромный вклад в социальные преобразования в Китае.

5. Значительные изменения в структуре доходов фермеров

После проведения реформ и принятия политики открытости чистый доход фермеров на душу населения вырос с 134 юаней в 1978 г. до 11422 юаней в 2015 г., ежегодно увеличиваясь на 12,77% и сохраняя высокие темпы роста в целом.

Вместе с тем, в структуре доходов фермеров произошли глубокие изменения: её тип был преобразован из упрощенного в составной, произошла диверсификация источников дохода; операционный доход домохозяйства постепенно сокращался, а трудовой доход увеличивался. В настоящее время трудовой доход составляет значительную долю в доходах фермеров (свыше 50%).

6. Значительные изменения в структуре сельского населения и составе семьи

Китайская политика «Одна семья — один ребенок», реформы и политика открытости были приняты почти одновременно. За 30 лет проведения политики «Одна семья — один ребенок» структура сельского населения и структура семьи в Китае претерпели глубокие изменения.

В сельской местности Китая существует положительный взгляд на продолжение рода: «Вы можете стать счастливее, если у вас будет больше детей». Политика «Одна семья — один ребенок» была принята в 1979 г. В основном молодые фермеры отправлялись на заработки в города и подпадали под влияние современной городской цивилизации. Между тем, экономическое положение и особенности трудовой деятельности молодых фермеров, работающих в городе, отразились и на их репродуктивных установках. «Поздний брак и меньшее количество детей» стали неизбежным выбором для молодых рабочих-мигрантов. Политика планирования семьи привела к сокращению численности населения Китая на 400 миллионов человек; эта политика, без сомнения, реализовывалась и в сельской местности. Сельская рабочая сила показывает нисходящий тренд, и это установленный факт. Однако, по своему составу сельская семья уменьшается и приближается к нуклеарной. Данные показывают, что количество членов сельской семьи уменьшилось с 5,7 человека в среднем в 1978 году2 до 3,3 человека в среднем в 2010 году3.

В процессе социальной трансформации сельская местность Китая претерпела и другие глубокие изменения: например, отмена сельскохозяйственных налогов изменила отношения между фермерами и государством; кроме того, поощрялось рыночное экономическое развитие и увеличивалась мобильность населения, в сельской местности появилась новая, более сложная, иерархическая классификация, диверсифицированные преимущества и т. д.

2 Han Jun. Research on rural economic and social transformation since the reform and opening-up. Economic Research Guide, 2008, volume 2.

3 National Health and Family Planning Commission, China Family Development Report 2014. China Population Publishing House, 2014.

II. Влияние социальных преобразований на бедных пожилых людей, проживающих в сельских районах

1. Численность бедных пожилых людей на селе

Для того, чтобы проработать вопрос, касающийся бедных пожилых людей сельских районов, необходимо провести оценку их количества.

Чтобы «получить реальную картину», мы рассматриваем в данном исследовании число людей, получающих минимальное сельское прожиточное пособие. Выбор объясняется тем, что организации выше уездного уровня в Китае ведут учет количества людей, получающих минимальное сельское прожиточное пособие, и ежемесячно представляют данную информацию в Министерство гражданской администрации, в том числе информацию о количестве людей старше 60 лет, получающих минимальное сельское прожиточное пособие. Несмотря на то, что минимальное сельское прожиточное пособие и дополнительная стандартная выплата в Китае различны, данные о пожилых людях, получающих минимальное сельское прожиточное пособие, подтверждаются как на местном уровне экономического развития, так и по собственному уровню жизни, что точно отражает количество бедных пожилых людей в сельской местности. По данным Министерства гражданской администрации, в конце 2015 года общее количество людей, получающих минимальное сельское прожиточное пособие, составляло 49 031 599, включая 20 043 541 человек в возрасте старше 60 лет. На конец 2015 года было зарегистрировано 1,581 млн. человек, получающих пособие согласно пяти национальным направлениям поддержки, и 3,581 млн. человек — согласно адресным мерам поддержки. В настоящее время в Китае насчитывается 25 205 541 бедных пожилых людей, проживающих на селе и получающих минимальное сельское прожиточное

пособие и пособие в рамках пяти национальных направлений поддержки. Необходимо отметить, что хотя количество людей, получающих минимальное сельское прожиточное пособие, рассчитывается ежемесячно, оно может охватывать минимальный масштаб численности бедного населения, и фактическое число бедных пожилых людей, проживающих в сельской местности, может значительно превышать данный показатель.

В 1978 году начался ускоренный период социальной трансформации страны. В этот период китайская экономика переживала бурное развитие, существенно повысился уровень урбанизации, излишки сельской рабочей силы перемещались в города в большом количестве и на длительный срок, политика планирования семьи была полностью выполнена, были созданы и реализованы новая сельская кооперативная система медицинской помощи и новая дотационная система страхования на селе. На общем фоне быстрых социальных преобразований некоторые факторы становятся причинами обеднения пожилого сельского населения и затрудняют борьбу с бедностью среди пожилого населения сельских районов. Таким образом, положение дел в данной социальной группе представляет очередную проблему в период социальной трансформации.

2. Ускорение урбанизации и обезлюдение сельских территорий

Как правило, если уровень урбанизации составляет 30—60%, это период ускорения урбанизации. В 1998 г. уровень урбанизации Китая составил 30,4%, т.е. началась фаза ускоренной урбанизации. Китайская Народная Республика была основана в 1949 г., когда уровень урбанизации составлял лишь 10,64%; в 1999 г. он - 30,89%, т. е. за 50 лет рост составил лишь 20,25 процентных пункта и 0,41 процентных пункта в год. После начала фазы ускорения в 1998 г. темпы ур-

банизации достигли 56,10% в 2015 г. За 17 лет они выросли на 25,21 процентных пункта, что превышает суммарный показатель предыдущих 50 лет, и среднегодовой рост составлял 1,48 процентных пункта, что свидетельствует об очевидной тенденции ускорения урбанизации.

С ускорением урбанизации наблюдается значительное перемещение излишков сельской рабочей силы в города, обезлюдение сельских территорий. Это привлекло большое внимание общественности, поскольку обезлюдение деревни — очень серьезная проблема.

Обезлюдение сделало жизнь сельских пожилых людей ещё более тяжелой, особенно это касается бедных пожилых людей. Во-первых, с уменьшением числа жителей прекращают работу или переезжают в другие места пункты оказания медицинской помощи. Во-вторых, с уменьшением масштабов деревни не производится ремонт дорог, коммуникаций и прочих объектов инфраструктуры. С течением времени состояние инфраструктуры ухудшается. В-третьих, вследствие постепенного сокращения количества сельских жителей испытывают трудности некоторые системы обслуживания (уход за пожилыми людьми, культурно-досуговая сфера и т. д.), требующие взаимодействия с населением; не может быть обеспечено функционирование даже имеющейся системы услуг. В-четвертых, традиционные сельские развлечения прошлого, такие как пение, танцы с фонарями в виде огненных драконов и т. д., уже не проводятся и данные традиции не передаются из поколения в поколение. Пожилые люди могут чувствовать себя одиноко, и даже проведение похорон тоже представляет трудности.

3. «Оставленная» деревня и «забытая» бедность

Как было сказано выше, большинство переселенцев в Китае — это сельские ми-

гранты. Согласно системе «неполной урбанизации», они работают в городе, но зарегистрированы в сельской местности. Некоторые члены семьи работают в городе, другие остаются в сельской местности. Они работают в городе в молодом возрасте и возвращаются в деревню в старости. Таким образом, существует огромная группа пожилых людей, оставшихся в сельской местности, в то время как их молодые родственники уехали на заработки в город. В Докладе о старении населения Китая (2013) отмечено, что в 2012 году было около 50 миллионов оставшихся в деревнях пожилых людей, что составляло 50% от общего количества сельских жителей4. Существует три основных типа пожилых людей, оставшихся в деревнях: пожилая семейная пара, одинокие пожилые люди и домохозяйства, состоящие из старых бабушек и дедушек с несовершеннолетними внуками.

С увеличением возраста пожилых людей, оставшихся в деревнях, их заболеваемость с каждым годом возрастает. Однако, вследствие ограниченной доступности медицинской помощи в сельских районах, возникают трудности в её получении. Если пожилым людям, оставшимся в деревнях, необходимо будет съездить к врачу в город, они не смогут этого сделать из-за того, что им не с кем оставить внуков или они не смогут добраться до города без сопровождения, поэтому многие пожилые люди переносят незначительные и серьезные заболевания без получения медицинской помощи, что существенно отражается на их физическом здоровье. Оставшиеся в деревнях пожилые люди на длительный срок разлучаются с детьми. Они страдают от бедности не только в экономическом плане, но и переживают духовное одиночество. Оставленные в деревнях пожилые

4 Wu Yushao (Ed.). China Ageing Development Report 2013. Social Sciences Academic Press, 2013.

люди не могут рассчитывать на лечение, которое получают другие группы пожилого населения в случае болезни, и не могут жить полноценной жизнью в старости.

4. Двойной ущерб вследствие потери единственного ребенка в семье

«Семья, потерявшая единственного ребенка» - это семья, в которой супруги родили или усыновили ребенка, но он умер в результате болезни или несчастного случая, и пара не смогла больше ни родить, ни усыновить ребенка5. «Семья, потерявшая единственного ребенка» — это новая проблема, вызванная политикой планирования семьи.

Профессор Му Гуанцзун из Института изучения населения при Пекинском университете считает, что политика «Одна семья — один ребенок» представляет риск для семьи6, этот риск испытывают семьи, потерявшие единственного ребенка. Кроме того, очень сложно справиться с психологической травмой; теряется функция семьи как продолжателя рода; семья испытывает финансовые затруднения, и её ждет одинокая и грустная старость; семейные отношения ухудшаются; семья распадается, что добавляет унижение к горю от потери ребенка; семья испытывает трудности из-за необходимости заботиться о третьем поколении.

5. Низкие выплаты в рамках новой системы сельского социального пенсионного страхования

В 2009 г. Китай запустил экспериментальную программу сельского социального пенсионного страхования. К концу декабря 2012 г. все административные единицы уездного уровня приняли новую систему сельского социального пенсионного стра-

5 Wang Weiwei, Hu Cheng. Review of loss of single child family problem in China. Journal of Chongqing City Management College, 2013, volume 3.

6 Mu Guangzong. Building people-oriented population policy and population strategy. Study Times. 4th edition. 2004. October 18.

хования. Источниками средств являются отдельные платежи, коллективные субсидии и государственные дотации. Таким образом, объем выплат по новой системе сельского социального пенсионного страхования определяется условиями экономического развития и финансовыми возможностями регионов. В слаборазвитых районах выплаты фермерам в рамках системы пенсионного страхования всегда очень низкие.

В 2014 г. Государственный совет издал «Рекомендации по созданию единой системы базового пенсионного страхования для городских и сельских жителей», чтобы объединить новую систему сельского пенсионного страхования с системой пенсионного страхования городских жителей и создать единую систему базового пенсионного страхования для городских и сельских жителей в целом по стране. Выплаты согласно данной системе производятся в соответствии с правилами. Есть 12 уровней выплат пенсионного страхования: 100 юаней, 200 юаней, 300 юаней, 400 юаней, 500 юаней, 600 юаней, 700 юаней, 800 юаней, 900 юаней, 1000 юаней, 1500 юаней и 2000 юаней в год. Более высокий уровень оплаты лучше подходит для регионов с разным уровнем экономического развития и для городских и сельских жителей с разным уровнем дохода. Выплаты по другим критериям существенно не изменились. Для бедных пожилых людей, проживающих в сельской местности, размер выплат в рамках пенсионного страхования очень низкий, что не способствует улучшению их материального положения. Между тем, существует препятствие для переноса и продления пенсионного страхования для трудовых мигрантов, что вызывает скрытое беспокойство по поводу получения пенсии в родном городе. В настоящее время среди бедных пожилых людей, проживающих в сельской местности, есть много тех, кто ранее был трудовым мигрантом.

6. Новая сельская кооперативная система медицинской помощи неэффективна в борьбе с бедностью

Болезнь — это один из важных факторов, сопровождающих бедность, особенно актуальный для бедных пожилых людей, проживающих в сельской местности.

Пожилые люди отличаются высоким уровнем заболеваемости, разнообразием болезней и высоким процентом госпитализации. Увеличивается количество случаев старческого слабоумия, требующих постоянного медицинского наблюдения. Бедность, вызванная болезнью, — распространенное явление в сельской местности.

Новая сельская кооперативная система медицинской помощи смягчила экономическое бремя, вызванное заболеваниями среди сельских бедных пожилых людей. Однако, как показывает наше исследование, многие пожилые люди страдают от бедности, являющейся следствием болезни. Размер пособия в рамках новой сельской кооперативной системы медицинской помощи — небольшой, а процедура подачи заявки на «реимбурсацию» доста-

точно сложная и длительная. Учреждение, в котором можно получить реимбурсацию, находится далеко, а стоимость подачи заявления возрастает, поэтому многие пациенты отказываются от лечения. Набор медицинских услуг, предоставляемых стационарными медицинскими учреждениями, в некоторых уездах и городах ограничен. Если пациент обращается в медицинское учреждение более высокого уровня, то размер реимбурсации будет снижен. Таким образом, пожилые пациенты, проживающие в деревнях, оказываются в затруднительном положении.

Социальные трансформации характеризуются целостностью, сложностью и продолжительностью. Очевидно, что, с одной стороны, социальная трансформация приведет к развитию сельской местности Китая, а с другой стороны, будет способствовать развитию бедности и препятствовать борьбе с бедностью среди пожилых людей, проживающих в сельских районах. Данные проблемы возникли в результате процесса преобразований, и он же сыграет ключевую роль в их решении.

Сведения об авторе

Ма Сюэсун — главный научный сотрудник Академии общественных наук провинции Цзянси, Наньчан, Китай

Ma Xuesong

Research on Influence of Social Transformation on Rural Poor Aged People

Abstract. China is in the acceleration period of social transformation. In this period, Chinese rural area is experiencing profound change in political system, production mode, living style, family structure and income composition, which is the progress of society. Meanwhile, due to the complexity and persistence of social transformation, it results in rural poor aged people and causes some difficulties for rural poor aged people to get rid of poverty. Problems and difficulties in the social transformation process must be solved and overcome in the process of social transformation.

Key words: social transformation, Chinese rural area, poor aged people.

Information about the Author

Ma Xuesong — Chief Research Associate, Jiangxi Academy of Social Sciences (Nanchang, China)

Статья поступила 18.07.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.