УДК 325.111
ИССЛЕДОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ СЕВЕРНОГО КИТАЯ*
В.Л. Ерохин
Аннотация. Китай - развивающаяся страна с растущей степенью индустриализации экономики. В то же время значение сельского хозяйства для Китая остается очень высоким. Однако крупнейшая в мире численность населения и недостаток земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, порождают серьезные проблемы для сельской местности Китая. Целью исследования является разработка подхода к выявлению причин миграции в сельской местности северных провинций Китая, являющихся наиболее успешными в стране по уровню развития сельской местности, сельскохозяйственного производства, и благосостояния сельских жителей. Проведен трехступенчатый анализ, включивший в себя опрос экспертов, представляющих органы власти и университеты провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и автономного региона Внутренняя Монголия, опрос экспертов на региональном и уездном уровнях провинции Хэйлунцзян, а также анкетирование жителей трех сельских уездов провинции Хэйлунцзян. Была разработана форма анкеты с закрытыми, открытыми и смешанными вопросами. Основными результатами являются идентификация основных причин миграции населения из относительно успешных сельских районов, а также составление социологического портрета китайского сельского мигранта.
Ключевые слова: анкетирование, бедность, Китай, миграция, сельская местность, экспертный опрос.
STUDY OF MIGRATION PROCESSES IN RURAL AREAS OF NORTHERN CHINA**
V.L. Erokhin
Abstract. China is a developing economy with a progressively increasing degree of industrialization. In the meantime, the importance of agriculture is traditionally high to China. However, the world's largest population and lack of agricultural land cause problems in the development of rural areas. The purpose of this paper is to develop an approach to the identification of the major economic and social reasons for migration movements in the rural areas of northern China, those considered
* Настоящее исследование выполнено в рамках реализации научно-исследовательского проекта HEUCFJ170901 (Харбинский инженерный университет, КНР).
** This research has been conducted in the framework of the research project HEU-CFJ170901 (Harbin Engineering University, China).
as the most developed among other provinces of the country in terms of rural development, agricultural production, and wealth of rural dwellers. A three-step analysis is implemented, which included a survey of the experts representing government officials and university experts of four China's provinces (Heilongjiang, Inner Mongolia, Jilin, and Liaoning), a survey the experts representing regional and district levels of administration and research and public establishments of the Heilongjiang Province, and a questionnaire survey of rural dwellers in three counties of the Heilongjiang Province. The questionnaire containing closed-ended multiple-choice, open-ended, and mixed questions has been developed and employed. Among the major findings of the paper are an identification of the migration drivers in the relatively well performing rural areas and development of a sociological description of rural migrants in China.
Keywords: questionnaire, poverty, China, migration, province, rural area, expert survey.
Сельское хозяйство в Китае реализует три важнейшие социальные функции: оно является источником жизнедеятельности и социальной защиты сельского населения, предоставляет занятость большому количеству граждан страны, а также снижает уровень бедности в сельской местности [1, с. 75-83]. Поскольку в связи с большой численностью населения системы социального обеспечения сельского населения в Китае не могут в полной мере гарантировать необходимого уровня социальной защиты граждан, сельское хозяйство предоставляет альтернативный механизм [17]. Большие объемы агропромышленного производства вкупе с крупнейшей в мире численностью населения обусловливают ограниченность сельскохозяйственных ресурсов на душу населения. Аграрное производство в Китае представлено, главным образом, мелкими землепользователями [15, р. 115-124]. В стране, располагающей около 2/5 сельскохозяйственных земель мира, площадь таких земель в расчете на душу населения составляет всего 0,08 га, что существенно меньше, чем у ведущих мировых производителей продовольствия (1,3 га в Канаде, 0,9 га в России, 0,6 га в США) и лишь немногим больше, чем в странах, являющихся нетто-импортерами продовольствия (по 0,05 га в Японии и Южной Корее) [14, с. 57-72].
Основной объем сельскохозяйственного производства приходится на хозяйства населения, число которых в 2016 г. превысило 200 млн при среднем размере землепользования 0,66 га (для сравнения, средний размер фермерского хозяйства в США - 264 га,
в ЕС - 37 га). Наиболее крупные хозяйства находятся в северных провинциях - Хэйлунцзян (средний размер - 3,1 га), Цзилинь (1,9 га), Ляонин (0,8 га), а также в Автономном районе Внутренняя Монголия (2,5 га) [3, с. 256-260]. В Китае большое значение придается решению задачи сохранения земель в сельскохозяйственном производстве, так как страна ежегодно теряет посевные площади главным образом из-за изъятия их из оборота для строительства промышленных предприятий, дорог, карьеров по добыче строительного сырья и других объектов.
Так как в Китае переток рабочей силы из сельской местности в города ограничен не только административными инструментами (система регистрации - «хукоу»), но и естественными причинами (диспаритеты в уровне образования, здравоохранения и социальных гарантий между селом и городом, а также сокращающаяся способность городских территорий и промышленности к абсорбции все новых потоков мигрантов из сельской местности [11, р. 1-18]), то вовлеченность сельских жителей в сельскохозяйственное производство позволяет снизить уровень безработицы. Во время мировой финансовой рецессии 2008-2009 гг. многие мигранты вынуждены были вернуться из городов в села - случай, когда сельское хозяйство смягчило негативный эффект кризиса для значительной части населения страны [5, с. 229-233; 3, с. 256-26]. Сельское хозяйство является основным источником дохода для миллионов сельских жителей, особенно в менее развитых (по сравнению с высокоин-дустриализированными восточными районами) провинциях севера и запада Китая, где доля доходов от сельского хозяйства в структуре доходов жителей сельской местности превышает 59 % и 54 %, соответственно (таблица 1).
В беднейших сельских домохозяйствах основная доля доходов приходится на сельскохозяйственную деятельность, как правило, низкопроизводительную. При малом размере хозяйств доходы от сельского хозяйства крайне малы. Более 130 млн чел. (10 % населения страны) живут за чертой бедности, причем более 97 % из них - в сельской местности. С развитием экономических реформ сельская бедность в Китае вошла в новую стадию, характерной чертой которой стало увеличение разрыва в уровнях доходов между селом и городом, а также между промышленно-развивающимися
прибрежными провинциями и внутренними районами страны [8, с. 200-207]. Несмотря на рост среднедушевого дохода в сельской местности, разрыв в доходах сельских и городских жителей остается существенным. Соотношение уровня доходов в сельской и городской местности выросло с 1 : 2,20 в 1990 г. до 1 : 2,95 в 2016 г. в среднем по стране. Существенны различия в уровнях доходов сельских жителей различных провинций страны: от 20 тыс. юаней в восточных провинциях до всего лишь 7 тыс. юаней в западных и центральных.
Таблица 1
Структура доходов хозяйств населения в различных районах Китая в 2016 г., %
Географические районы / провинции Заработная плата Доход от сельского хозяйства Доход от собственности Социальные выплаты
Восточные провинции (Шаньдун, Цзянсу, Ань-хой, Чжэцзян, Цзянси, Фуцзянь, Гуандун, Хай-нань, Тайвань, Сянган, Аомынь) 50,6 38,0 4,4 7,0
Центральные провинции (Шэньси, Шаньси, Хэнань, Хубэй, Чун-цин, Сычуань, Хунань, Гуйчжоу, Юньнань, Гуанси-Чжуанский и Нинся-Хуэйский автономный районы) 40,7 51,1 2,0 6,1
Западные провинции (Цинхай, Ганьсу, Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы) 33,9 54,4 2,6 9,1
Северные провинции (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, Хэбэй, Тянь-цзинь, Внутренняя Монголия) 25,3 59,7 5,0 10,0
Разрыв между сельской и городской местностью велик не только в уровнях доходов, но и в производительности труда, развитии инфраструктуры, а также социальном обеспечении [13]. Как правило, работники, прибывающие в города из сельской местности, не могут получить работу на равных условиях с городскими жителями. В результате большинство сельских мигрантов не могут вписаться в городскую среду и по достижении пенсионного возраста возвращаются обратно в села. Экономика сельской местности, таким образом, не только теряет рабочую силу трудоспособного возраста, но и несет дополнительную нагрузку по содержанию возвращающихся мигрантов.
Сельские территории Китая отстают от городских по условиям и качеству жизни в связи с их низким уровнем промышленного развития и урбанизации. Экономический рост в Китае в течение 2000-2010-х гг. был, главным образом, обеспечен урбанизированными прибрежными провинциями в южной и восточной частях страны [12; 7, с. 55-61]. Для сельских территорий в северных частях КНР, напротив, был характерен невысокий экономический рост после первой «волны» в начале 1980-х гг., когда семейное аграрное производство было вновь запущено после десятилетий сельскохозяйственных коммун с централизованным планированием [10, р. 141-164].
Вплоть до 1983 г. Правительство КНР посредством системы хукоу ограничивало возможность внутренней миграции граждан страны между городскими и сельскими районами. С 1983 г. барьеры постепенно снижались, что привело к росту миграции в пределах Китая, особенно по направлению из сельских поселений в города и пригородные районы [9, с. 37-46]. Число сельских мигрантов уже в первые годы начала реформ доходило до 100 млн чел. с последующей тенденцией к их увеличению [18, р. 1479-1482]. Кризис села обостряется, когда сокращение количества жителей ведет к деградации сферы услуг в сельской местности, что, в свою очередь, ведет к еще большему оттоку населения [2, с. 76-82]. В 2016 г. доля сельского населения в Китае составляла 43,3 %, тогда как еще десятилетие назад - 55,7 %, а в начале реформ 1980-х гг. - более 80 %.
Главной проблемой сельской местности Китая является структура сельскохозяйственного производства [12]. Крайне малые размеры хозяйств населения ограничивают возможности организа-
ции масштабного производства сельскохозяйственной продукции на продажу. В результате, сельские жители, имеющие крайне малый денежный доход, вынуждены прибегать к поиску дополнительной несельскохозяйственной занятости в городах [4, с. 102-107]. Даже в наиболее обеспеченных земельными ресурсами в расчете на душу населения северных провинциях Китая наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли сельского населения (рисунок 1).
Учитывая то, что сельское население продолжает мигрировать в города даже в, казалось бы, наиболее благополучных с точки зрения сельскохозяйственного производства регионах Китая, какими же причинами вызвана такая миграция? Для ответа на данный вопрос было проведено социологическое исследование причин миграции сельского населения в трех северных провинциях (Хэйлунцзян, Цзи-линь и Ляонин), а также в автономном районе Внутренняя Монголия. Выбор данных административных единиц обусловлен тем, что они являются одними из наиболее развитых в стране в плане сельскохозяйственного производства, наиболее обеспеченными земельными ресурсами на душу сельского населения, но при этом доля сельского
Хэйлунцзян
Цзилинь
Ляонин
Хэбэй
Тяньцзинь
Внутренняя Монголия
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рисунок 1. Динамика доли сельского населения в общей численности населения северных провинций Китая, %
населения в них устойчиво сокращается. Идея состоит в том, чтобы среди выбранных территорий идентифицировать наиболее благополучные с точки зрения социально-экономической ситуации и уровня развития сельскохозяйственного производства сельские поселения и выявить причины, по которым люди, тем не менее, покидают места своего традиционного проживания.
На первом этапе нами были опрошены 8 экспертов (по два из каждого выбранного региона), представляющих органы местных народных правительств провинций и исследовательских институтов. Им было предложено выставить оценки от 0 (худшая оценка) до 10 (лучшая оценка) каждому из четырех выбранных нами регионов по следующим параметрам:
- валовый региональный продукт в сельском хозяйстве на душу населения (XI);
- доля сельского населения в общем населении региона (оценка тем выше, чем выше доля) (Х2);
- количество городских агломераций численностью населения свыше 100 тыс. чел. (оценка тем выше, чем меньше количество городов) (Х3);
- среднегодовой доход в расчете на хозяйство населения (Х4);
- соотношение доходов на душу населения в сельской и городской местности (оценка тем выше, чем ниже разрыв между уровнем доходов) (Х5).
Оценкой Хп каждого из регионов является среднее арифметическое восьми экспертных оценок, результирующим баллом региона X- среднее арифметическое Х (таблица 2).
Таблица 2
Экспертные оценки северных провинций Китая по уровню развития сельской местности и сельскохозяйственного производства
Регион Критерии (Хп) Итоговый балл (Х)
Х1 Х2 Х3 Х4 Х5
Внутренняя Монголия 5,75 6,38 7,38 5,63 6,25 6,28
Цзилинь 6,50 7,13 6,13 6,38 5,88 6,40
Ляонин 6,50 5,00 6,25 7,13 6,13 6,20
Хэйлунцзян 7,75 7,00 6,75 6,75 6,00 6,85
Наивысший балл по итогам оценки был присвоен провинции Хэйлунцзян, поэтому на втором этапе был проведен опрос 18 экспертов из данной провинции (два эксперта из органов государственной власти, один эксперт из общественной Ассоциации экономики провинции Хэйлунцзян, два эксперта из исследовательских институтов г. Харбина, а также 13 представителей органов власти административных единиц окружного уровня - по одному эксперту из каждого административного округа провинции Хэйлунцзян). В качестве критериев оценки были предложены:
- количество сельских населенных пунктов (Г.1);
- доля занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых (Г2);
- средний размер хозяйств населения (оценка тем выше, чем больше средний размер) (У3);
- доля доходов от сельскохозяйственного производства в структуре доходов хозяйств населения (У4);
- уровень развития инфраструктуры в сельской местности (У5).
Оценки Уп и результирующие баллы административных округов Г приведены в таблице 3.
Таблица 3
Экспертные оценки административных округов провинции Хэйлунцзян по уровню развития сельской местности и сельскохозяйственного производства
Административный округ Критерии (Уп) Итоговый балл (У)
У1 У2 У3 У4 У5
Да-Хинган-Лин 5,64 7,98 8,14 8,06 5,17 7,00
Дацин 6,52 5,54 6,43 5,14 8,10 6,35
Ичунь 6,98 7,51 7,55 7,96 7,14 7,43
Муданьцзян 6,64 5,69 7,04 6,16 8,61 6,83
Суйхуа 7,56 8,12 8,09 8,16 7,52 7,89
Харбин 7,12 5,17 5,04 4,69 9,01 6,21
Хэган 6,73 6,78 6,66 7,13 7,03 6,87
Хэйхэ 7,50 8,02 7,51 8,10 7,11 7,65
Цзиси 6,64 7,42 7,23 7,06 5,93 6,86
Цзямусы 7,13 6,92 6,96 6,58 7,08 6,93
Цитайхэ 7,10 7,15 6,58 7,19 6,55 6,91
Цицикар 6,41 5,13 6,14 6,90 8,19 6,55
Шуанъяшань 6,93 7,08 6,50 6,88 7,88 7,05
На третьем этапе исследования в трех административных округах, получивших наивысшие оценки экспертов, были выбраны по одному сельскому уезду. Выбор производился по двум критериям: удаленности одновременно от административного центра соответствующего округа и столицы провинции Хэйлунцзян, а также численности сельского населения в данном уезде. Затем в отдельных населенных пунктах было проведено анкетирование жителей сельских населенных пунктов общим числом 128 чел. (41 в уезде Сюнькэ, 53 в уезде Цзяинь, 34 в уезде Миншуй). Респондентами выступили главы сельских домохозяйств. По результатам был составлен портрет типичного переселенца из сельской местности в городскую (таблица 4).
Большинство жителей, уже либо выезжавших из исследованных сельских уездов в города, либо планирующих это сделать, - это представители двух выделенных возрастных групп от 25 до 45 лет. Это наиболее мобильные возрастные группы населения с определенным уровнем образования, опыта работы, самостоятельности в жизни. Как правило, это мужчины, уже имеющие семью и детей, а также зачастую родителей на своем содержании, размер землепользования которых невелик, что и побуждает их искать альтернативные источники дохода. В сельской местности у них либо нет других источников доходов, кроме сельского хозяйства, либо они получают поддержку от государства (как правило, пенсии по возрасту) или помощь родственников.
Большинство мигрантов имеют начальный уровень образования, в меньшей степени - среднее образование. При миграции в города сельские жители входят в строго сегментированный городской рынок труда, на котором у них очень мало реальных шансов перейти из разряда неквалифицированной дешевой рабочей силы в более высокие сферы. Поэтому многие мигранты по истечении определенного времени (обычно в пределах 6 месяцев) предпочитают возвращаться обратно в свои села, а потом снова уезжать на заработки. Очень немногие, таким образом, связывают будущее своей семьи с переездом всех ее членов в город, предпочитая впоследствии вернуться с заработанными деньгами.
Если сравнивать уровни образования желающих мигрировать и желающих остаться в сельской местности, то уровень образования
Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопросы 1-7 анкеты
Распределение
№ Формулировка вопроса Варианты ответов ответов респондентов, в % к общему числу ответивших
младше 25 12,2
Укажите Ваш возраст 25-35 41,5
1 35-45 27,7
45-55 13,5
старше 55 5,1
2 Укажите Ваш пол мужской 73,4
женский 26,6
начальное 39,2
среднее 20,4
среднее специальное 15,6
3 Укажите Ваш уро- высшее 10,7
вень образования свой вариант Незаконченное среднее - 8,4; незаконченное среднее специальное - 3,5; без образования - 2,2
Укажите количество членов Вашей семьи (родители, супруги, дети) 2 чел. 9,7
3-5 чел. 44,5
4 более 5 чел. 18,4
свой вариант Не в браке - 12,8; родители на содержании - 14,6
менее 1 га 64,5
5 Укажите размер 1-5 га 24,7
Вашего хозяйства 5-10 га 9,6
более 10 га 1,2
Среднегодовой менее 5000 48,6
доход от Вашего 5000-10 000 33,4
6 хозяйства в расчете 10 000-15 000 15,9
на члена семьи, юаней? свыше 15 000 2,1
Нет - 31,7; государствен-
Имеются ли у Вас ные пособия - 28,9; малый
7 другие источники укажите имеющиеся бизнес (магазин, кафе,
дохода, кроме сельского хозяйства? источники дохода бытовые услуги) - 20,6; помощь родственников -18,8
первых в целом ниже, чем вторых. Поскольку получить высокооплачиваемую работу в городе крайне трудно, сельские мигранты не видят смысла в повышении уровня своего образования, довольствуясь элементарными навыками чтения, счета и письма. Примечательно, однако, что некоторые молодые люди, получившие образование в городах, предпочитают затем возвращаться в свои родные поселки, имея в виду лучшие по сравнению с односельчанами перспективы трудоустройства. В уезде Миншуй шестью семьями была отмечена интересная практика - доходы, получаемые от работы одного или нескольких членов семей в городах, используются для обучения детей в университетах Харбина. Таким образом, семья реализует долгосрочную стратегию миграции в город, рассчитывая на трудоустройство одного из своих членов после получения образования и дальнейший переезд к нему остальных членов семьи.
Причины, которые респондентами назывались побуждающими к миграции, необходимо разделить на экономические и социальные (таблица 5). Превалирующей причиной, названной подавляющим большинством респондентов, является возможность заработка. Сельские мигранты в городах заняты самой тяжелой и непривлекательной работой, многие горожане относятся к ним с пренебрежением как к низшему разряду работников, малообразованным и потенциально опасным членам общества [16, с. 12], но ради заработка сельские мигранты готовы терпеть дискриминацию, тяжелые жилищные условия и недоступность социальных услуг.
Бедность в сельской местности, «выталкивающая» людей на заработки в города, является серьезной проблемой для страны, с которой правительство Китая постепенно справляется посредством реализации комплексной политики развития села, но число бедных все еще остается большим. Однако, проведенное исследование показало, что миграция объясняется не только бедностью. Самые бедные слои населения со среднегодовым доходом ниже 5000 юаней как раз и не являются самыми активными мигрантами. Они предпочитают оставаться на месте, поскольку для миграции им не хватает необходимого первоначального капитала, они не могут получить достаточной информации о доступных в городе вариантах работы или попросту боятся изменений в сложившемся традиционном укладе жизни. Плохое материальное положение крестьян и отсут-
Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопросы 8-10 анкеты
№ Формулировка вопроса Варианты ответов Распределение ответов респондентов, в % к общему числу ответивших
8 Уезжали ли Вы или члены Вашей семьи на заработки в город? да 59,7
нет 40,3
8.1 Если да, то по каким причинам? укажите причины Заработок - 73,4; отсутствие работы - 9,8; низкое качество жизни в сельской местности - 8,6; неразвитость сельской инфраструктуры - 5,9; желание жить в городе - 2,3
На какой срок уезжали в город? менее 1 месяца 5,9
8.2 1-6 месяцев 57,4
более 6 месяцев 36,7
8.3 По каким причинам вернулись обратно? укажите причины Провести время с семьей -52,5; помощь родственникам (сельскохозяйственные работы) - 24,7; тяжелые условия работы в городе - 11,9; открыть свой бизнес в селе - 6,1; не смог найти работу в городе - 4,8
8.4 Планируете ли в даль- да 76,1
нейшем уезжать? нет 23,9
9 Если не уезжали, имеется ли такое желание? да 42,6
нет 57,4
10 Если желания уехать нет, то что удерживает Вас в сельской местности? укажите причины Нежелание менять жизнь, продолжение ведения хозяйства - 38,4; высокие затраты, связанные с переездом в город - 25,5; опасения и недостаток информации о жизни и работе в городе - 20,4; привычная среда обитания - 15,7
ствие условий и возможностей повышения уровня и качества жизни снижают социально-экономическую активность жителей сельской местности [6, с. 84]. Мигрируют, таким образом, не самые бедные слои, которые можно относить к среднему классу китайской деревни, для которых экономическая выгода от миграции состоит не столько в преодолении крайней бедности, сколько в повышении уровня благосостояния семьи.
Другой экономической причиной миграции является то, что в процессе реформ в Китае многие малые сельскохозяйственные предприятия, составлявшие основу занятости в сельской местности в 1990-2000-х гг., вследствие приватизации и прочих форм реструктуризации сократили свой спрос на рабочую силу. Оставшиеся без работы люди естественным образом стали искать возможности получения дохода вне сельской местности.
Главной социальной причиной миграции из села в город респондентами был назван низкий социальный статус сельского жителя. Даже несмотря на зачастую нечеловеческие условия жизни мигрантов в городе, люди рассматривают миграцию как повышение в социальном статусе. Такой разрыв в восприятии села и города во многом создается средствами массовой информации, демонстрирующими экономические успехи страны и бурный рост городов, а также подчеркивающими разрыв между городским и сельским образами жизни. Контраст, видимый сельскими жителями, особенно в северных провинциях Китая, менее развитых по сравнению с прибрежными районами страны, и побуждает людей к переезду.
Крупнейшая в мире численность населения и недостаток земель, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, порождают серьезные проблемы для сельской местности Китая. Хотя миграция избыточной рабочей силы из села в город и позволяет снизить социально-экономическое напряжение в сельской местности посредством обеспечения людей занятостью и источниками дохода, а также сокращает нагрузку на земельные ресурсы и увеличивает обеспеченность сельских жителей землей в расчете на душу населения, но в то же время она означает потерю для сельской экономики наиболее активной части трудовых ресурсов - молодых людей в трудоспособном возрасте. Поэтому, учитывая отток населения из сельской местности и высокие уровни безработицы, а также ряд
других структурных проблем, правительству Китая необходимо предпринимать все возможные усилия для развития диверсификации сельской экономики, поддержки фермеров и альтернативных форм занятости и самозанятости, включая развитие местных ремесел и сельского туризма.
Набор мер должен включать введение вопросов сельского развития в национальные и региональные стратегии развития; отражение задач устойчивого сельского развития в схемах планирования сельских территорий; улучшение инфраструктуры сельской местности, включая транспорт и коммуникации; анализ проблем окружающей среды и существующих экологических и природных угроз; применение специальных мер поддержки, особенно молодежи и молодых семей, для их удержания в сельской местности; повышение инвестиционной привлекательности сельской местности в целом и отдельных сельских поселений в качестве локальных центров сельского развития.
Библиографический список
1. БелоглазоеГ.П. Продовольственная безопасность Китая и ее российский вектор // Россия и АТР. 2007. № 3.
2. Бондаренко Л.В. Развитие сельских территорий России: оценки, мнения, ожидания // Социологические исследования. 2016. № 3.
3. Ерохин В.Л. Развитие сельских территорий на Дальнем Востоке России и в провинции Хэйлунцзян КНР // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 23(3).
4. ИволгаА.Г. Диверсификация источников доходов сельского населения как направление обеспечения устойчивого развития сельской местности Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 13 (1).
5. Изотов Д.А. Северо-восток Китая в условиях мирового кризиса // Экономика региона. 2010. № 4.
6. Конев Ю.М., Белоножко М.Л., Барбаков О.М. Социальные настроения сельских жителей юга Тюменской области // Социологические исследования. 2016. № 3.
7. Красова Е.В., Сунь Ю. Место и роль северо-восточных провинций в экономическом развитии современного Китая // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016. № 27 (4).
8. Хузиятов Т.Д. Региональная экономическая политика Китая: стратегия возрождения северо-восточных районов // Регион: Экономика и Со-
циология. 2005. № 4.
9. Черкасова О.В. Социально-экономическое развитие сельских территорий Китая // Агропромышленное производство: опыт, проблемы и тенденции развития. 2008. № 3.
10. Chen J., Fleisher B.M. Regional Income Inequality and Economic Growth in China // Journal of Comparative Economics. 1996. № 22 (2).
11. Chen Z., Xiangzheng D., Jianing D., Peiying H. Urbanization and Sustain-ability: Comparison of the Processes in «BIC» Countries // Sustainability. 2016. № 400 (8).
12. Heilig G.K., Hubacek K., Sun L. Sustainable Regional and Rural Development in China: Where Do We Stand? Laxenburg, 2001.
13. Knight J., Song L., Gunatilaka R. Subjective Well-Being and its Determinants in Rural China. Oxford, 2007.
14. Liu M., Heijman W., Zhu X., Dries L., Huang J. Individual and Social Optima of Rural Land Allocation by Stakeholders: A Case Study on Eco-Fragile Areas of Northern China // The Rangeland Journal. 2016. № 38.
15. Ma L. Sustainable Development of Rural Household Energy in Northern China // Journal of Sustainable Development. 2011. № 5(4).
16. Ping H., Pieke F.N. China Migration Country Study. Dhaka, 2003.
17. Torre A., Wallet F. Regional Development in Rural Areas. Analytical Tools and Public Policies. Amsterdam, 2016.
18. Yang Y.F., Niu P., Zhu L.Q. Study on the Evaluation of Rural Land-Use Conflict Intensity // Journal of Food, Agriculture and Environment. 2012. № 10.
В.Л. Ерохин
кандидат экономических наук, доцент
доцент Института экономики и менеджмента
Харбинского инженерного университета
(Китайская Народная Республика)
Е-mail: [email protected]