Научная статья на тему 'Исследование влияния системы академического рейтинга студентов на повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной деятельности'

Исследование влияния системы академического рейтинга студентов на повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АКАДЕМИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА / МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ / КОЭФФИЦИЕНТ МОТИВАЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ ЗНАНИЙ / ВЫБОРКА СТУДЕНТОВ / ОБЪЕМ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольников А.Н.

В статье описаны результаты исследования, проведенного в рамках оценки влияния системы академического рейтинга студентов на мотивацию студентов к равномерной и активной учебной деятельности. Произведена оценка степени влияния мотивации студента иметь высокий академический рейтинг на результаты уровня усвоения учебных знаний. Оценка проведена как для студентов разных курсов, так и выборки студентов в целом. Результаты исследования наглядно показывают, что система академического рейтинга студентов, принятая в МГИМО(у) достаточно хорошо решает задачу повышения мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сокольников А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния системы академического рейтинга студентов на повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной деятельности»

Исследование влияния системы академического рейтинга студентов на повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной деятельности

Сокольников Александр Николаевич

к. техн. н., доцент, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» Одинцовский филиал, A.sokolnikov@odin.mgimo.ru

В статье описаны результаты исследования, проведенного в рамках оценки влияния системы академического рейтинга студентов на мотивацию студентов к равномерной и активной учебной деятельности. Произведена оценка степени влияния мотивации студента иметь высокий академический рейтинг на результаты уровня усвоения учебных знаний. Оценка проведена как для студентов разных курсов, так и выборки студентов в целом. Результаты исследования наглядно показывают, что система академического рейтинга студентов, принятая в МГИМО(у) достаточно хорошо решает задачу повышения мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе. Ключевые слова: система академического рейтинга, мотивация изучения дисциплины, коэффициент мотивации, коэффициент корреляции, контрольный срез знаний, выборка студентов, объем знаний.

о

Е

£

СП

0

!■«

01 г

Во многих российских вузах введена система академического рейтинга студентов, которая устанавливает уровень подготовки каждого студента относительно других студентов в одинаковых условиях [2].

Система «Академического рейтинга студентов» (далее академический рейтинг) - инструмент управления образовательным процессом, устанавливающий единые подходы к оценке качества знаний студентов и их академической активности [7].

Основные задачи, которые призван решать академический рейтинг:

1. Повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение каждого учебного семестра и всего срока обучения в вузе.

2. Совершенствование и упорядочение системы контроля знаний и умений студентов; выработка однообразных требований и критериев оценки знаний, как по каждой индивидуальной дисциплине, так и по всем дисциплинам; повышение роли индивидуальной работы со студентами.

3. Получение наиболее полной информации о результатах обучения в вузе, а также о его качестве.

4. Моральное и материальное поощрение лучших студентов:

- предоставление скидок по оплате обучения на четвертом курсе бакалавриата и в магистратуре (для студентов, обучающихся на договорной основе);

- предоставление преимущества относительно других кандидатов при поступлении в магистратуру и аспирантуру;

- назначение студентам с высоким рейтингом повышенных стипендий;

- присуждение грантов на стажировки в зарубежных вузах;

- выдача рекомендации при устройстве на работу после окончания вуза.

Для определения академического рейтинга студента в Университете создана система рейтинговых показателей, которые формируются в течение каждого семестра обучения и состоят из трех блоков. Во-первых, оценка знаний каждого студента по изучаемым в течение семестра дисциплинам (промежуточный контроль знаний, Блок 1). Во-вторых, по результатам зачетов и экзаменов в конце семестра (Блок 2). И, в-третьих, оценки социальных характеристик студента (Блок 3), кото-

рую дает ведущий дисциплину преподаватель. Это такие показатели, как активность студента, общая эрудиция, отношение в изучаемой дисциплине, выполнение самостоятельных работ, посещаемость занятий и т.п.

То есть, надо отметить, что при определении рейтинга студентов учитывается его работа в течение семестра, его результат, полученный на экзамене или зачете и его социальные характеристики. Естественно, что важность этих показателей различна и это надо иметь в виду.

С целью учета важности Блоки оценок учитываются при расчете интегральных рейтинговых показателей по дисциплине с определенным «весом».

В Университете установлены следующие весовые коэффициенты для оценок, полученных в различных Блоках:

- результаты промежуточного контроля знаний в течение семестра (Блок 1) учитываются с коэффициентом 0,4;

- результаты, полученные студентами в ходе зачетно-экзаменационной сессии, учитываются с коэффициентом 0,5;

- результаты оценки социальных характеристик студента (Блок 3) учитываются с коэффициентом 0,1.

По результатам оценок, полученным по этим трем Блокам, рассчитывается суммарный рейтинговый показатель по каждой конкретной изучаемой дисциплине. Далее из рейтинговых показателей, полученных по каждой отдельной изучаемой дисциплине в семестре, как среднее арифметическое рассчитывается итоговый рейтинговый показатель за семестр. По мере обучения вычисляется средний рейтинговый показатель студента за все годы обучения.

Для того, чтобы была возможность сопоставить рейтинговые показатели студента по разным дисциплинам, принята однообразная шкала оценки знаний студентов, которая выражается в %%. В соответствии с ней 100% означает, что студент полностью усвоил знания по учебной дисциплине, в соответствии с требованиями учебной программы. Рейтинговая оценка ниже 100% показывает, что какая-то часть объема знаний по изучаемой дисциплине студентом не усвоена.

В таблице 1 приведена установленная шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльным и европейским оценкам.

Таблица 1

Оценка по пятибалльной шкале Рейтинговая оценка, % (баллы) Европейская оценка

«Отлично» (5) 90-100 % А

«Хорошо» (4) 82-89 % В

75-81 % С

«Удовлетворительно» (3) 67-74 % D

60-66 % Е

«Неудовлетворительно» (2) Менее 60 % F

Преподавателями на кафедрах Университета разрабатываются критерии оценки качества знаний

студентов в рамках каждой учебной дисциплины, исходя из требований образовательных стандартов.

Для оценки качества академической деятельности студента в течение семестра на 6-й, 12-й и 15-16-й неделях обучения, проводится промежуточный контроль знаний студентов, так называемые промежуточные срезы знаний. Система контроля может быть как в письменной форме, так и в устной; как в составе всей группы, так и индивидуально.

По результатам всех трех проверок, как средняя арифметическая, рассчитывается результирующая оценка по Блоку 1.

Оценка, полученная студентом на экзамене или зачете является рейтинговым показателем по Блоку 2.

Ответ студента на экзамене или зачёте оценивается в % с учетом шкалы соответствия рейтинговых оценок пятибалльным и европейским оценкам, приведенной выше.

В ведомость экзамена или зачета, а так зачетную книжку выставляются оценки по пятибалльной шкале, рейтинговые оценки в % и оценки по европейской шкале.

Как уже было сказано выше одна из целей академического рейтинга студентов - это повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений. С целью оценки, каким образом сказывается мотивация студента иметь высокий рейтинг на его учебной работе в течение семестра и результате изучения дисциплины, было проведено данное исследование.

Среди выбранных студентов университета был произведен опрос:

Важен ли для вас академический рейтинг студента (выбрать один ответ)?

1. Очень важен, так как я надеюсь после окончания университета получить преимущественное право на поступление в магистратуру и скидку по оплате обучения в магистратуре;

2. Очень важен, так как я хочу окончить университет с дипломом с отличием;

3. Очень важен, так как я надеюсь после окончания университета получить рекомендацию университета для престижной работы;

4. Важен, так как я надеюсь на четвертом курсе получить значительную скидку по оплате обучения;

5. Важен, так как я хочу окончить университет как можно лучше;

6. Важен, но у меня не хватает усидчивости и терпения, чтобы получать высокие баллы;

7. Не очень важен, главное получить нужный объем знаний;

8. Не очень важен, так как я понимаю, что мне высоких результатов не добиться;

9. Не важен, главное получить диплом;

10. Мне все равно, какой у меня рейтинг, лишь бы не было задолженностей.

Количество баллов соответствующему каждому ответу, которое студенты не знали, уменьшалось от 10 (за первый ответ) до 1 (за десятый). То есть по мере снижения мотивации иметь высокий рейтинг.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

Таблица 2

№ студента Коэффициент мотивации Результаты

1 срез знаний 2 срез знаний 3 срез знаний Экзамен

1. 7 53 30 43 85

2. 9 77 64 60 80

3. 8 98 97 97 99

4. 5 60 38 23 85

5. 5 42 60 68 65

6. 6 67 50 62 60

7. 5 48 32 50 80

8. 8 88 90 93 92

9. 5 77 52 78 91

10. 2 30 29 0 20

11. 7 23 60 66 82

12. 6 51 40 62 75

13. 5 48 45 10 60

14. 7 85 93 71 98

15. 5 73 60 70 88

16. 5 61 63 69 90

17. 5 3 20 60 82

18. 4 48 36 60 63

19. 8 77 100 93 92

20. 2 5 3 20 60

21. 10 81 100 98 92

22. 6 18 23 55 67

23. 6 20 69 71 67

24. 4 50 55 40 75

25. 4 43 40 60 70

26. 9 67 70 70 85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. 6 62 60 77 95

28. 5 60 28 0 70

29. 8 61 45 68 80

30. 5 10 13 39 65

31. 4 78 87 93 96

32. 1 5 12 5 20

33. 7 97 92 93 98

34. 6 54 50 45 80

35. 4 90 88 63 95

36. 8 82 88 88 98

37. 4 68 82 81 83

38. 4 51 33 75 75

39. 6 98 99 100 100

40. 9 87 71 68 98

41. 6 68 81 80 90

42. 7 77 97 78 90

43. 8 73 94 80 96

44. 1 15 76 15 60

45. 4 50 82 53 75

46. 4 82 38 73 96

47. 1 5 5 10 5

48. 6 76 48 100 75

49. 5 70 82 90 81

50. 9 100 100 100 100

51. 7 70 72 68 70

52. 8 70 71 69 70

53. 4 76 72 70 73

54. 6 75 72 73 73

55. 9 100 100 100 100

56. 4 34 72 71 60

57. 7 77 72 72 75

58. 9 72 72 72 72

59. 7 72 30 70 40

60. 8 90 80 100 90

61. 7 78 72 100 83

62. 10 75 71 100 90

63. 4 49 31 60 65

64. 9 100 100 100 100

65. 6 47 71 70 63

В таблице: группа 1 курса - студенты с номерами 1-30; группа 2 курса - 31 -47; группа 3 курса - 48-65.

Выборка студентов составила 65 человек. В исследовании приняли участие студенты трех учебных групп. Причем, чтобы она была более репрезентативной, были взяты студенты одной группы 1 курса (30 человек), одной - 2 курса (17 человек) и одной - 3 курса (18 человек). Исследование проводилось в рамках оценки результатов по одной дисциплине, математической направленности, в каждой группе. Так же с целью повысить объек-

тивность оценки, так как к дисциплинам разной направленности, у студентов разные способности и, следовательно, различное отношение [5].

Результаты, полученные студентами во время контрольных срезов знаний в семестре и в зачетно-экзаменационной сессии, представлены в таблице 2.

Так как все значения в числовой форме, то для исследования тесноты и направления взаимосвязи этих случайных величин можно применить корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции мотивации студентов иметь высокий рейтинг с их результатами промежуточных срезов и результатов зачетно-экзаменационной сессии приведены в таблице 3.

Таблица 3

Исследуемая выборка Коэффициент корреляции мотивации и результата контроля

1 срез 2 срез 3 срез Экзамен

1 курс 0,581951 0,696062 0,663 0,63728

2 курс 0,775384 0,607874 0,720896 0,762807

3 курс 0,680741 0,474613 0,54512 0,565003

Все студенты 0,644856 0,562712 0,656095 0,610294

Анализ полученных результатов показывает, что корреляция между мотивацией иметь высокий показатель академического рейтинга и результатами изучения дисциплины составляют от 0,47 до 0,77 для студентов групп различных курсов по результатам различных контролей. Для всей выборки студентов корреляция оказалась от 0,56 до 0,66. То есть это прямая зависимость средней тесноты корреляционной связи. Как можно заметить, что наиболее тесная связь между этими показателями у студентов второго курса, наименее тесная у студентов третьего курса. У студентов первого курса меньше, чем у второго, но больше, чем у третьего. Это можно объяснить тем, что первокурсники еще не очень понимают значение академического рейтинга, а на третьем курсе студенты уже имеют в своем активе более половины знаний и полученных результатов. И, вероятно, некоторым рейтинг уже не так важен, так как уже большая часть обучения пройдена, результаты его они уже знают, и рейтинговый показатель во многом уже сформировался. А вот у студентов второго курса наблюдается довольно сильная степень тесноты связи между этими показателями (более 0,7). Это говорит о том, что большинство уже осознало значимость иметь достаточно высокий академический рейтинг для дальнейшей своей учебы и карьеры. А это мотивирует студентов на лучшее и более глубокое изучение основ фундаментальных знаний. Причем, можно сказать, что достигается и сравнительная равномерность работы в течение всего периода обучения. Так как уже было сказано выше, на окончательный рейтинг влияют как результаты контроля в течение семестра обучения, так и результаты, полученные во время экзаменационной сессии. А это значительно уменьшает количество студентов, которые надеются только на хороший результат во время экзамена, прикладывая значительные усилия лишь в конце семестра.

Хотя надо откровенно заметить, что еще многие студенты надеются на высокий балл во время экзамена, и основные усилия прикладывают во время экзаменационной сессии. Но если проанализировать полученные результаты, то это в основном студенты, для которых рейтинг не очень важен. Но есть и часть студентов, которые на экзамене показывают результат хуже, чем в семестре, вероятно, не очень серьезно готовясь к экзамену. Но все же основная масса студентов получает соизмеримые рейтинговые оценки, как во время промежуточных срезов, так и во время экзамена. То есть равномерно работают в течение всего периода обучения. А это одна из задач рейтинговой системы.

Мотивация изучения дисциплины является существенным фактором повышения успеваемости студентов. Исследования в этой области приведены в [4]. А в [3] было показано, что даже на первом курсе мотивация изучения дисциплины влияет на результат даже больше, чем результаты обучения в средней школе.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что система академического рейтинга студентов достаточно хорошо решает задачу повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение каждого семестра и всего срока обучения в вузе. Применение ее с целью решения этой задачи вполне оправдано и целесообразно.

Литература

1. Бойков В.А. Опыт применения рейтинговой системы оценки знаний студентов / В.А. Бойков // Педагогическое образование и наука. - 2017. - №4. С. 130-135.

2. Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 579 с.

3. Сокольников А.Н. Зависимость результатов изучения математических дисциплин студентами первого курса от результатов изучения математики в средней школе и мотивации изучения математических дисциплин в высшем учебном заведении / А.Н. Сокольников // Современное педагогическое образование. - 2018. - №2. - С. 64-67.

4. Сокольников А.Н. Мотивация изучения дисциплины, как один из важнейших факторов повышения успеваемости студентов/ А.Н. Сокольников // Современное педагогическое образование. -2019. - №1. - С. 20-23.

5. Сокольников А.Н. Роль математических дисциплин в гуманитарном образовании. Материалы 6-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием «Категория «социального» в современной педагогике и психологии». - Ульяновск: Зебра, 2018. С. 321325.

6. Теория и практика развития современного образования в России: коллективная монография /В.Н. Буряков, А.Н. Лыков, П.В. Васильев, Ж.Н. Дюльдина, И.В. Комарова, Л.Г. Миляева, Е.А. Медник, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина, Т.Б. Михе-

ева, О.И. Михайленко, И.В. Цветкова, С.Н. Михалева и др. Ульяновск: Зебра, 2017. - 548 с.

7. Положение об академическом рейтинге студентов МИМО (У) МИД России [Электронный ресурс]. https://mgimo.ru/files2/z03_2015/ob-akademicheskom-rejtinge.pdf

8. Путиловская Т.С. Принципы разработки контрольных измерительных материалов для оценки речевых и языковых навыков // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 8. С. 270-275

9. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Зна-ково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98-101.

Study of the influence of the system of academic rating of students to increase the motivation of students to active and uniform educational activity Sokolnikov A.N.

Moscow State Institute of international relations (University) of the

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation» The article describes the results of a study conducted in the framework of assessing the impact of the system of academic rating of students on the motivation of students to uniform and active learning activities. The assessment of the degree of influence of student motivation to have a high academic rating on the results of the level of learning. The evaluation was conducted for students of different courses, and the sample of students as a whole. The results of the study prove that the system of academic rating of students quite well solves the problem of increasing the motivation of students to active and uniform work on mastering the fundamental foundations of professional knowledge and skills. Keywords: the system of academic rating, motivation to study the discipline, the coefficient of motivation, correlation coefficient, a control slice of knowledge, a sample of students, the amount of knowledge. References

1. Boikov V. A. Experience of application of rating system of an

assessment of knowledge of students / V. A. Boikov // Pedagogical education and science. - 2017. - №4. P. 130-135.

2. Modern approaches in domestic and foreign education: collective

monograph / resp. edited by A. Y. nahornova. - Ulyanovsk: Zebra, 2018. - 579 p.

3. Sokolnikov A. N. The dependence of the results of the study of

mathematical disciplines of first-year students from the results of the study of mathematics in high school and the motivation of the study of mathematical disciplines in higher education / A. N. Sokolnikov // Modern pedagogical education. - 2018. - №2. - P. 644. Sokolnikov A. N. Motivation to study the discipline as one of the most important factors in improving student performance/ A. N. Sokolnikov // Modern pedagogical education. - 2019. - №1. - P. 205. Sokolnikov, A. N. The role of mathematical disciplines in the Humanities. Proceedings of the 6th all-Russian scientific-practical conference (correspondence) with international participation "Category "social" in modern pedagogy and psychology". - Ulyanovsk: Zebra, 2018. P. 321-325.

6. Theory and practice of development of modern education in

Russia: collective monograph /V. N. Buryakov, A. N. Lykov, V. P. Vasil'ev, Zh. Dulcina, I. V. Komarov, L. G. Milyaeva, E. A. Coppersmith, R. M. Sheraizina, I. A. Donina, I. B. Mikheeva, O. I. Mikhailenko, I. V. Tsvetkov, S. N. Mikhaleva, etc. Ulyanovsk: Zebra, 2017. - 548 p.

7. Regulations on the academic ranking of students BY (Y) the

Russian foreign Ministry [Electronic resource].

https://mgimo.ru/files2/z03_2015/ob-akademicheskom-

rejtinge.pdf

8. Putilovskaya T.S. The principles of developing control measuring

materials for assessing speech and language skills // University Herald (State University of Management). 2012. No 8. S. 270275

9. Danko O.A., Midova V.O., Minasyan E.T. Sign-contextual learning model as a conceptual basis for improving students' linguistic competencies // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2018.No 6-2. S. 98101.

o о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О DI n А ы о и А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.