Научная статья на тему 'Исследование влияния ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры на психологическое здоровье личности'

Исследование влияния ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры на психологическое здоровье личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОФК / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ / RHYTHMIC MOTOR HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малкина-пых Ирина Германовна

Исследование посвящено влиянию занятий ритмо-двигательной оздоровительной физической культурой (ОФК) на психологическое здоровье личности. Представлены экспериментальные данные об изменении психологических характеристик занимающихся в группах ритмо-двигательной ОФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малкина-пых Ирина Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the impact of rhythmic motor health-improving physical culture on the psychological health of person

The present research investigates the effect of the methods of rhythmic motor health-improving physical culture on the psychological health of person. The research data covering the positive changes in personal psychological traits have been given.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры на психологическое здоровье личности»

2. Изучение комбинированного действия металлокомплексных соединений производных винилимидазола на физическую работоспособность I С. А. Лебедева, З.Х. Баба-ниязова, Х.Х. Бабаниязов, С.Н. Португалов II Вестник Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского. - 2010. - № 4. - С. 57-61.

3. Семенов, Ю.Н. Разработка эффективных методов и сравнительное исследование вариабельности сердечного ритма у обследуемых различного пола и возраста ; дис. ... канд. биол. наук I Семенов Ю.Н. ; Рос. ун-т дружбы народов. - М., 2009. - 15S с.

4. Фармакология спорта I под общ. ред. С. А. Олейника, Л.М. Гуниной, Р. Д. Сей-фуллы. - К. і Олимпийская лит., 2010. - 640 с.

5. Флейшман, А.Н. Медленные колебания гемодинамики і теория, практическое применение в клинической медицине и профилактике I А. Н. Флейшман. - Новосибирск і Наука, 199S. - 264 с.

6. Хаспекова, Н.Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга і дис. . д-ра мед. наук I Хаспекова Н. Б.

- М., 1996. - 236 с.

7. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов I Н.И. Шлык. - Ижевск і Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 255 с.

S. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и гемодинамика у юных спортсменов с разными типами вегетативной регуляции в тренировочном процессе II Материалы XXI Съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова. - Москва, Калуга, 2010. - С. 700-701.

9. The impact oxygen free radical activity (oxidative stress) on anaerobic threshold, VО2max, peak heart rate, and peak power output in highly trained competitive athletes I Gold-hammer E., Goldberg Y., Tanchilevitch A. [et al.] II European College of Sport Science і Book of abstracts of the 6th annual Congress of the European College of Sport Science, 15th Congress of the German Society of Sport Science. - Koln і Sport and Bush Strauss, 2001. - P. 994.

Контактная информация: bf-litvin@yandex.ru

УДК 159.923:616.89

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Ирина Германовна Малкина-Пых, доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией «Психология здоровья»,

Учреждение Российской Академии наук Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды РАН (ИНЭНКО РАН), Санкт-Петербург

Аннотация

Исследование посвящено влиянию занятий ритмо-двигательной оздоровительной физической культурой (ОФК) на психологическое здоровье личности. Представлены экспериментальные данные об изменении психологических характеристик занимающихся в группах ритмодвигательной ОФК.

Ключевые слова: ритмо-двигательная ОФК, психологическое здоровье личности.

STUDY OF THE IMPACT OF RHYTHMIC MOTOR HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE ON THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF PERSON Irina Germanovna Malkina-Pykh, the doctor ofphysical and mathematical sciences, chief of

laboratory “Health psychology”,

Research Center for Interdisciplinary Environmental Cooperation of Russian Academy of Sciences, St-Petersburg

Annotation

The present research investigates the effect of the methods of rhythmic motor health-improving physical culture on the psychological health of person. The research data covering the positive changes in

personal psychological traits have been given.

Keywords: rhythmic motor health-improving physical culture, psychological health.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое здоровье определяется как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [8]. В рамках адаптационного подхода психологическое здоровье включает осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром. Здесь необходимо отметить, что существует четкое разделение понятий психического здоровья, которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, и психологического здоровья, которое характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа. Поэтому необходима разработка инновационных методик оздоровительной физической культуры, дающих возможность работать со всей совокупностью свойств личности, включая самый высший, психологический, уровень, что является необходимым условием здоровья в целом.

На основании всего вышесказанного была определена цель настоящего исследования: практическая апробация методов ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры и оценка ее эффективности как методики улучшении психологического здоровья занимающихся. При этом ритмо-двигательная (РД) ОФК определяется как вид оздоровительной физической культуры, эксплицитно интегрирующий методы телесноориентированной и танцевальной терапии в систему ритмической гимнастики.

РД ОФК основана на междисциплинарных психолого-педагогических принципах (системности, эмерджентности, целостности и стратегичности) и включает в себя методы, которые в полном объеме отсутствуют у каждой из ее составляющих (психотелесную диагностику, структурированное ритмическое движение, кинестетический транс и метод связывания).

Данные о влиянии физической культуры на психологические характеристики личности весьма противоречивы. Существуют работы, результаты которых говорят о наличии положительного влияния, [3] и работы [см. напр. 9,10], результаты которых говорят об отсутствии статистически значимого влияния занятий различными видами физических упражнений на психологические характеристики личности, особенно в том случае, если рассматриваются интегральные характеристики, например, глобальная самооценка, «Я-образ» тела, перфекционизм, самоактулизация и т.д.

Кроме того, в ряде работ [1,4,5] указывается, что определяющим фактором изменения психологического состояния занимающихся различными видами оздоровительной физической культуры являются имплицитно введенные в занятия методики психологической коррекции (дыхательные техники; медитативные техники самовнушения оптимального психического состояния; специально подобранное музыкальное сопровождение двигательных действий, способствующее созданию образных представлений; сочетание движения и речи; игровые элементы).

МЕТОДИКА

Методы РД ОФК, реализованные в виде набора специально разработанных и организованных упражнений, позволяют решать следующие задачи:

1. по характеристикам телесных проявлений занимающегося определить его базовые личностные нарушения, сформировавшие неадекватный способ его взаимоотношений с собственными потребностями;

2. дать возможность человеку а) выявить и осознать неэффективные стереотипы движения, поведения и взаимодействия, б) приобрести новые возможности проявления

себя через изменение старых стереотипов;

3. способствовать процессу личностной интеграции и роста человека с помощью движения [6].

Выделяют следующие виды упражнений РД ОФК: демонстрационно-

диагностические; ресурсные; тестовые.

Использование демонстрационно-диагностических упражнений позволяет занимающимся осознать наличие определенных психологических паттернов. Результаты диагностики систематизируются и интерпретируются в соответствии с разработанной диагностической схемой, которая позволяет через телесные проявления занимающихся получить доступ к информации о личностной проблематике человека. На основе анализа существующих подходов к базовым проблемам личности в различных направлениях телесно-ориентированной и танцевальной терапии, а также представлений о возможных нарушениях на трех фазах инфантильного развития были выделены основные направления работы в группе РД ОФК: 1) опоры или заземление (внутренняя устойчивость), 2) границы (установление границ с окружающим миром), 3) межличностные отношениями (контакты и коммуникация с другими людьми), 4) избыточный контроль (контроль себя и других людей), 5) агрессия (способность справляться с агрессией), 6) Я-образ [7], 7) психофизиологические блоки, 8) структурная интеграция. Указанные проблемы, являясь, по сути своей, психологическими, в то же время имеют четкие телесные проявления.

Ресурсные упражнения дают возможность занимающемуся осознать имеющийся у него потенциал или получить доступ к новому ресурсу. Тестовые упражнения предназначены для того, чтобы занимающийся мог наглядно убедиться в наличии — или отсутствии — личностных изменений.

Каждое упражнение (или несколько сходных упражнений) обязательно предваряется определенной информацией о сути работы. Каждое занятие обязательно завершается интеграцией произошедшего во время занятия в целостную систему представлений занимающегося о себе и о ходе процесса занятия.

Минимальное количество занятий по ритмо-двигательной ОФК - 8, максимальное

- по запросу занимающихся. Мы рекомендуем формировать группы не больше 10-15 человек. Занятия по ритмо-двигательной ОФК проводятся 1 — 2 раза в неделю и продолжаются 1,5 - 2 часа.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Экспериментальное исследование проводилось в период 2001-2009 гг. на базе отдела «Экологии человека» Учреждения Российской Академии наук Центра междисциплинарных исследований РАН и факультета психологии Астраханского государственного университета. В исследовании приняли участие 174 человека, случайным образом выбранные в популяции и согласившиеся участвовать в эксперименте, из них 42 мужчин и 132 женщины, средний возраст 36,1±10.6 лет. Все участники экспериментального исследования полностью прошли курс не менее восьми занятий РД ОФК, построенный исключительно на основе описанных в работе упражнений и процедур.

Контрольную группу составили 39 человек, случайным образом выбранные в популяции, из них 8 мужчин и 31 женщина, средний возраст 35,5±8,38 лет.

Основываясь на данном выше определении ритмо-двигательной ОФК, мы считаем, что в данном контексте можно отходить от общепринятых способов определения оптимальных нагрузок, используемых в физическом воспитании, таких как измерение частоты сердечных сокращений, динамики уровня развития функциональных систем, определения развития основных физических качеств [2]. Эти способы можно использовать лишь для того, чтобы убедиться, что нагрузка, используемая на занятиях РД ОФК, не является чрезмерной, и не будет отрицательно сказываться на здоровье. Основное же внимание необходимо уделять улучшению психологических характеристик занимаю-

щихся.

В соответствии с психодиагностическим подходом и основными направлениями работы РД ОФК оценка психологических характеристик проводилась по восьми основным направлениям, описанным в предыдущем разделе работы, для чего были использованы психогеометрический тест «Мыслитель - Практик - Собеседник» (Н.Н. Обозов), упорядоченная беседа и совместное наблюдение испытуемого и экспериментатора.

Метод упорядоченной беседы и совместного наблюдения реализуется по следующей схеме:

• Методика упорядоченной беседы и совместного наблюдения по каждому из выделенных показателей проводилась дважды: первый раз в начале занятия, посвященного соответствующей проблеме после проведения демонстрационно-диагностических упражнений и второй раз в начале следующего занятия, т. е. после того, как испытуемый проработал проблему на занятии и опробовал новые умения в реальной жизни.

• Степень выраженности каждой из восьми основных проблем по результатам совместных наблюдений и беседы фиксировалась по трехбалльной шкале: 0 баллов - отсутствие проблемы (проблема не заметна), 1 балл - проблема выражена в некоторой степени, 2 балла - проблема ярко выражена (проблема заметна хорошо).

• Результаты упорядоченной беседы и совместного наблюдения заносились в соответствующие протоколы наблюдений руководителем занятий.

• Выполнение демонстрационно-диагностических упражнений, метод упорядоченной беседы и совместного наблюдения в контрольной группе использовались дважды

- в начале эксперимента и через восемь недель.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам проведения психогеометрического теста выяснилось, что в экспериментальном исследовании приняли участие 12 «мыслителей», средний возраст 37,2±13,1 лет, 114 «практиков» - средний возраст 37,9±10,0 лет, 48 «собеседников», средний возраст 33,1±10,5 лет. Результаты однофакторного дисперсионного анализа показали, что по половому составу группы между собой не различались, р=0,409.

Результаты однофакторного дисперсионного анализа данных первого измерения показали, что группы психотипов значимо (р<0,001) различаются по исходной проблематике, кроме проблем психосоматических блоков (р=0,085). Для «мыслителей» достоверно наиболее значимыми являются проблемы границ и коммуникации, для «практиков» -проблемы опор, сверхконтроля и агрессии, для «собеседников» - проблема образа «Я».

Результаты внутригруппового сравнения с использованием дисперсионного анализа с повторными измерениями показали, что в результате занятий РД ОФК как во всех подгруппах занимающихся, так и в общей экспериментальной выборке по всем показателям обнаруживаются положительные сдвиги с высоким уровнем значимости (р<0,001). Наилучшие результаты получены по различным показателям в тех группах испытуемых, в которых они изначально были хуже, т.е. очевидно являлись проблемными. У испытуемых группы «мыслителей» - это показатели границ, величина эффекта d=0,91 и контактов ^=0,89), у испытуемых группы «практиков» - это показатели сверхконтроля ^=0,70) и агрессии ^=0,77), у испытуемых группы «собеседников» - это показатель образа Я ^=0,70).

По значению показателей опор и общих психосоматических блоков наилучшие результаты показали испытуемые группы «практики», d=0,54 и d=0,68 соответственно, а по показателю структурной интеграции — испытуемые группы «мыслители», d=0,79.

Для общей экспериментальной выборки величина эффекта РД ОФК варьирует в диапазоне средних значений, от d=0,35 для показателя контактов до d=0,59 для показателя общесоматических блоков.

В контрольной группе значимых изменений не произошло ни по одной из рас-

сматриваемых индивидуально-психологических характеристик.

Результаты межгруппового сравнения с использованием метода ковариационного анализа с исходными значениями индивидуально-психологических характеристик в качестве ковариат показали отсутствие значимых различий в значениях данных характеристик в начале эксперимента и достоверно значимые различия (р<0,001) по его окончании (таблица). Величина эффекта ритмо-двигательной ОФК варьирует в диапазоне значений от малых величин d=0,25 для показателя опор до средних d=0,50 для показателя агрессии.

Таблица

Средние значения индивидуально-психологических характеристик и результаты межгруппового сравнения в экспериментальной и контрольной группах до и после

эксперимента

Показатель До эксперимента После эксперимента А1ЧСОУА До-После Е1а (п*)

Группа РДОФК М^Б) Контрольная группа М^Б) А]ЧОУА Е1а (п*) Группа РДОФК М(8Б) Контрольная группа М(8Б) А]ЧОУА Е1а (п*)

Опоры 1,10 1,15 0,17 0,39 1,10 57 71*** 59,63***

(0,68) (0,71) 0,001 (0,49) (0,68) 0,21 0,25

Границы 0,80 0,85 0,13 0,31 0,79 27,40*** 40,06***

(0,64) (0,63) 0,001 (0,49) (0,66) 0,12 0,30

Контакты 0,79 0,79 0,001 0,32 0,76 24,51*** 32,68***

(0,67) (0,61) - (0,47) (0,67) 0,10 0,27

Сверх- 1,23 1,41 2,06 0,54 1,33 64,18*** 78 54***

Контроль (0,72) (0,68) 0,10 (0,52) (0,70) 0,23 0,35

Агрессия 1,32 1,56 3,67 0,53 1,46 95 81*** 100,3***

(0,73) (0,60) 0,02 (0,50) (0,68) 0,31 0,50

Образ «Я» 1,25 1,13 1,08 0,53 1,08 31,50*** 48,48***

(0,67) (0,73) 0,01 (0,50) (0,74) 0,13 0,39

Блоки 1,31 1,31 0,001 0,51 1,23 51,65*** 71 39***

(0,69) (0,73) - (0,52) (0,74) 0,20 0,45

Интеграция 1,29 1,26 0,12 0,44 1,21 62,83*** 74 93***

(0,68) (0,68) 0,001 (0,50) (0,73) 0,23 0,42

Примечание: М - выборочное среднее, ББ - стандартное отклонение, р - уровень значимости: * р <0,05; ** р<0,01; *** р<0,001.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволяют говорить о том, что ритмо-двигательная ОФК может рассматриваться как эффективная методика улучшения психологического здоровья занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгерова, Н.Н. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С. А. Возовиков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009.

- № 6 (52). - С. 23-27.

2. Воронков, А.В. Использование методов психологического тестирования при организации физкультурно-рекреативной деятельности / А.В. Воронков, И.Н. Никулин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 17-19.

3. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 69-74.

4. Князева, Е.В. Развитие эмоциональной устойчивости на занятиях в фитнес-клубе в аспекте укрепления здорового образа жизни / Е.В. Князева, Т.В. Платонова //

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 50-52.

5. Лотарева, Т.Ю. Методика совершенствования психофизических способностей будущих актеров средствами ритмической гимнастики / Т.Ю. Лотарева, В.П. Каргаполов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 79-83.

6. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия : справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 750 с.

7. Малкина-Пых, И.Г. Коррекция «Я-образа» тела методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры / И.Г. Малкина-Пых // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 32-37.

8. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2006. - 294 с.

9. McAuley, E. Physical activity, aging, and psychological well-being / E. McAuley, D. Rudolph // J .Aging Phys. Activ. - 1995. - Vol. 3. - P. 67-96.

10. Salmon, P. Effects of physical exercise on anxiety, depression, and sensitivity to stress: a unifying theory / P. Salmon // Clin. Psychol. Rev. - 2001. - Vol. 21, № 1. - P. 33-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: malkina@mail.admiral.ru, malkinapykh@yandex.ru

УДК 796.015

ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

Владимир Николаевич Мишустин, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),

Павел Анатольевич Сабуркин, преподаватель,

Волгоградский государственный медицинский университет (ВолГМУ)

Аннотация

В статье обосновывается обусловленность принципа единства общей и специальной подготовки юных тяжелоатлетов необходимостью сбалансированного взаимодействия энергетического и информационного компонентов вегетативного обеспечения мышечной деятельности. Применение умеренных отягощений с сокращенными интервалами отдыха между подходами совершенствует периферические механизмы мышечной силы. В случаях недостаточности для тренировки тяжелоатлетических средств, оправдано применение беговых средств общей физической подготовки, либо, психофизической тренировки.

Ключевые слова: юные тяжелоатлеты, тренировка, общая подготовка, специальная подготовка, вегетативная система.

SUBSTANTIATION OF THE UNITY PRINCIPLE OF GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL PREPARATION IN TRAINING OF YOUNG WEIGHT-LIFTERS

Vladimir Nikolayevich Mischustin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd state Academy of Physical Education,

Pavel Anatolyevich Saburkin, the teacher,

Volgograd State Medical University

Annotation

The article proves the dependence of the unity principle of general and special training of young weightlifters needed for balanced interaction of energy and information components of vegetative maintenance of muscular activity.

Application of the moderate weights with reduced intervals of rest between approaches improves the peripheral mechanisms of muscular force. In cases of insufficiency of the weightlifter means for training application of running means for general physical preparation, or, psychophysical training is justified.

Keywords: young weightlifters, training, general education, special training, vegetative system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.