Научная статья на тему 'Исследование влияния природного газа на характеристики процесса сгорания и жаропрочность поршневых алюминиевых сплавов дизеля Д-245. 7'

Исследование влияния природного газа на характеристики процесса сгорания и жаропрочность поршневых алюминиевых сплавов дизеля Д-245. 7 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ / COMBUSTION PROCESS INDICATORS / МИКРОСТРУКТУРА ПОРШНЕВЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ / MICROSTRUCTURE OF ALUMINUM PISTON ALLOYS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Скрябин Максим Ленидович

В статье рассмотрена возможность применения природного газа в качестве моторного топлива для автотракторных дизелей, исследованы показатели процесса сгорания. Также рассмотрено влияние повышенной температуры, давления и жесткости рабочего процесса на жаропрочность поршневых алюминиевых сплавов. Приведены исследования химического состава и микроструктуры днища поршня после снятия комплекса регулировочных, нагрузочных и скоростных характеристик. быть получен из любого органического сырья, а также из пищевых и сельскохозяйственных отходов. В научно-исследовательской лаборатории Вятской ГСХА на кафедре двигателей внутреннего сгорания были проведены исследования влияния применения природного газа на эффективные показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (Д-245.7). Для определения показателей процесса сгорания проводилось индицирование на различных установочных углах опережения впрыскивания топлива (УОВТ) с одновременным снятием скоростных и нагрузочных характеристик [1]. Кроме того, для изучения влияния на поршень повышенных температур и давлений в камере сгорания дизеля был определен химический состав днища до и после снятия всех регулировочных и нагрузочных и скоростных характеристик, а также проведены микроструктурные исследования поверхности. В настоящее время поршневая группа современных дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) испытывает нагрузки, близкие к максимально допустимым. А если для питания двигателя используются альтернативные топлива, то температура и давление в камере сгорания увеличиваются на 15.20 %,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Скрябин Максим Ленидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of natural gas effects on the combustion characteristics and heat resistance of aluminum alloy piston diesel D-245.7

The article considers the possibility of using natural gas as a motor fuel for automotive diesel engines, combustion process is studied. The influence of high temperature, pressure and “rigidity” of the working process on the heat resistance of aluminum piston alloys is also considered. The research results of chemical composition and microstructure of the piston bottom after removal of a complex of adjusting, loading and speed characteristics are shown.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния природного газа на характеристики процесса сгорания и жаропрочность поршневых алюминиевых сплавов дизеля Д-245. 7»



52

Исследование влияния природного газа на характеристики процесса сгорания и жаропрочность поршневых алюминиевых сплавов дизеля Д-245.7

1Р.А. Лиханов, профессор, заведующий кафедрой тепловых двигателей, автомобилей и тракторов ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, д.т.н.,

М.Л. Скрябин, доцент кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов ФГБОУ ВО Вятская ГСХА, к.т.н.

В статье рассмотрена возможность применения природного газа в качестве моторного топлива для автотракторных дизелей, исследованы показатели процесса сгорания. Также рассмотрено влияние повышенной температуры, давления и жесткости рабочего процесса на жаропрочность поршневых алюминиевых сплавов. Приведены исследования химического состава и микроструктуры днища поршня после снятия комплекса регулировочных, нагрузочных и скоростных характеристик.

быть получен из любого органического сырья, а также из пищевых и сельскохозяйственных отходов. В научно-исследовательской лаборатории Вятской ГСХА на кафедре двигателей внутреннего сгорания были проведены исследования влияния применения природного газа на эффективные показатели дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (Д-245.7). Для определения показателей процесса сгорания проводилось индицирование на различных установочных углах опережения впрыскивания топлива (УОВТ) с одновременным снятием скоростных и нагрузочных характеристик [1].

Кроме того, для изучения влияния на поршень повышенных температур и давлений в камере сгорания дизеля был определен химический состав днища до и после снятия всех регулировочных и нагрузочных и скоростных характеристик, а также проведены микроструктурные исследования поверхности.

В настоящее время поршневая группа современных дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) испытывает нагрузки, близкие к максимально допустимым. А если для питания двигателя используются альтернативные топлива, то температура и давление в камере сгорания увеличиваются на 15...20 %,

Ключевые слова:

природный газ, показатели процесса сгорания, микроструктура поршневых алюминиевых сплавов.

озможность использования природного газа (ПГ) в качестве топлива для автотракторных дизелей обусловливается в первую очередь тем, что в условиях дефицита дизельного топлива (ДТ) природный газ может

шшшшшшш

10 лет

журналу

что приводит к росту термическом напряженности деталей всей цилиндропоршне-вой группы [2, 3]. На рис. 1а представлено влияние применения ПГ на показатели процесса сгорания дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ПОНВ) при различных установочных УОВТ на режиме номинальной 53 мощности («=2400 мин1) [1].

2400 2200 2000 1800 X 2.0 1.5 1,0 Ф,- ФЗД-10 5 Тта*' К 2400 2200 п 2000 МПа 1800 16 1600 14 12 Ж ^ф-'тах- \ МПа 2,0

— р.' 1:1 МПа

___ — — т т __ 7' — —

'л. ах Т„ /

ч

Р. так

_ — — -- та* 16 14 12 Ж »■с/ср'™*' МПа град 1,0 0,9 0.8 0,7

и — —

> гр

А

Iй р) град 1,5 1,0 1,0 0,9 0,8 Ф/, 0,7 град. 0,6 10 5 1° р)

N Ф пах < ч ИИ

-- --

-- I

— -

--

. Т 9° И'Эвлр 5° Г 9° 11* ^впр

а б

Рис. 1. Влияние применения ПГ на показатели процесса сгорания дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ в зависимости от установочного УОВТ: а - п = 2400 мин-1, ре = 0,947 МПа; б - п = 1700 мин-1, ре = 1,036 МПа; --дизельный процесс;----газодизельный процесс

Анализируя графики изменения показателей процесса сгорания при работе на ДТ, можно отметить следующее. Максимальная осредненная температура газов в цилиндре дизеля Ттах при установочном УОВТ 0впр д = 9° составляет 2020 К. При уменьшении установочного УОВТ до 0впр д = 7° температура Ттах уменьшается до 1940 К, то есть на 80 К, или 4,0 %. При увеличении установочного УОВТ до 0впр д = 11° температура Ттах увеличивается до 2040 К, то есть на 20 К, или на 1,0 %. Максимальное давление сгорания рг тах при 0впр д = 9° составляет 13,8 МПа. При уменьшении 0впр д до 7° давление рг тах уменьшается до 13,0 МПа, то есть на 0,8 МПа, или 5,8 %. При увеличении 0впр д до 11° давление рг тах увеличивается до 14,0 МПа, то есть на 0,2 МПа, или 1,4 %. Степень повышения давления А. при 0впр д = 9° составляет 1,60. При уменьшении 0впр д до 7° значение А. уменьшается до 1,55, то есть на 3,1 %.

При увеличении 0впр д до 11° значение А. увеличивается до 1,78, то есть на 11,3 %. Жесткость процесса сгорания (др/^ф)тах при 0впр д = 9° составляет 0,78 МПа/град. При уменьшении 0впр д до 7° значение (о!р/^ф)тах уменьшается до 0,68 МПа/град, то есть на 12,8 %. При увеличении 0впр д до 11° значение (¿р/^ф)тах увеличивается до 0,88 МПа/град, то есть на 12,8 %. Значение угла ф, соответствующего периоду задержки воспламенения (ПЗВ), при 0впр д = 9° составляет ф = 9,0 °ПКВ. При уменьшении 0впр д до 7° угол фг уменьшается до 8,0 °ПКВ, то есть на 1,0 °ПКВ. При увеличении 0впр д до 11° угол ф1 увеличивается до 9,5 °ПКВ, то есть на 0,5 °ПКВ.

Анализируя графики изменения показателей процесса сгорания дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ можно отметить, что основные

Научные разработки и исследования

м»

зависимости сохраняются. Максимальная осредненная температура газов в цилиндре Ттах при установочном УОВТ 0впр гд = 7° составляет 2350 К. При уменьшении установочного УОВТ до 0впр гд = 5° температура Ттах уменьшается до 2240 К, то есть на 110 К, или 4,7 %. При увеличении установочного УОВТ до 0впр гд = 9° температура Ттах увеличивается до 2420 К, то есть на 70 К, или 3,0 %. Максимальное давление сгорания рг тах при 0впр гд = 7° составляет 14,6 МПа. При уменьшении 0впр гд до 5° давление рг тах уменьшается до 13,4 МПа, то есть на 1,2 МПа, или 8,2 %. При увеличении 0впр гд до 9° давление рг тах увеличивается до 15,4 МПа, то есть на 0,8 МПа, или 5,5 %. Степень повышения давления Л. при 0впр гд = 7° составляет 1,85. При уменьшении 0впр гд до 5° значение Л уменьшается до 1,78, то есть на 3,8 %. При увеличении 0впр гд до 9° значение Л увеличивается до 1,92, то есть на 3,8 %. Значение (ф/^ф)тах при 0впр гд = 7° составляет 0,93 МПа/град. При уменьшении 0впр гд до 5° значение (ф/^ф)тах уменьшается до 0,82 МПа/град, то есть на 11,8 %. При увеличении 0впр гд до 9° значение (ф/^ф)тах увеличивается до 1,08 МПа/град, то есть на 16,1 %, и превышает значение (ф/^ф)тах=1,0 МПа/град, установленное заводом-изготовителем как максимально допустимое для данного дизеля. Значение угла ф, соответствующего ПЗВ, при 0впр гд = 7° составляет ф 1 = 9,5 °ПКВ. При уменьшении 0впр гд до 5° угол ф 1 увеличивается до 10,0 °ПКВ, то есть на 0,5 °ПКВ. При увеличении 0впр гд до 9° угол ф уменьшается до 9,0 °ПКВ, то есть на 0,5 °ПКВ.

Сравнивая графики работы дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на ДТ и ПГ можно отметить, что значения показателей процесса сгорания при работе на ПГ увеличиваются по сравнению с работой на ДТ. Максимальная осредненная температура газов в цилиндре Ттах при работе на ПГ существенно больше, чем при работе на ДТ. При установочном УОВТ 0впр = 7° с переходом на ПГ температура Ттах увеличивается с 1940 до 2350 К, то есть на 410 К или 21,1 %. При установочном УОВТ 0впр = 9° с переходом на ПГ температура Ттах увеличивается с 2020 до 2420 К, то есть на 400 К или 19,8 %. Максимальное давление сгорания рг тах при работе на ПГ больше. При 0впр = 7° давление рг тах увеличивается с 13,0 до 14,6 МПа, то есть на 1,6 МПа, или 12,3 %.

При 0впр = 9° давление рг тах увеличивается с 13,8 до 15,4 МПа, то есть на 1,6 МПа, или 11,6 %. При 0впр = 7° степень повышения давления Л при переходе на ПГ увеличивается с 1,55 до 1,85, или на 19,4 %. При 0впр = 9° значение Л увеличивается с 1,60 до 1,92, или на 20,0 %. Значение (ф/^ф)тах при работе на ПГ значительно больше, чем при работе на ДТ. При 0впр = 7° значение (ф/^ф)тах увеличивается с 0,68 до 0,93 МПа/град, то есть на 36,8 %. При 0впр = 9° значение (ф/^ф)тах увеличивается с 0,78 до 1,08 МПа/град, то есть на 38,5 %. Значение угла фг при 0впр = 7° увеличивается с 8,0 до 9,5 °ПКВ, или на 1,5 °ПКВ. При 0впр = 9° углы ф 1 при работе дизеля на ПГ и на ДТ равны и составляют 9,0 °ПКВ.

На рис. 1б представлено влияние применения ПГ на показатели процесса сгорания дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при различных установочных УОВТ на режиме максимального крутящего момента (п = 1700 мин1) [1, 4].

При анализе графиков работы дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ДТ можно отметить следующее. Максимальная осредненная температура газов в цилиндре дизеля Ттах при установочном УОВТ 0впр д = 9° составляет 1840 К. При уменьшении установочного УОВТ до 0впр д = 7° температура Ттах снижается до 1770 К, то есть на 70 К, или 3,8 %. При увеличении установочного УОВТ до 0впр д = 11° температура Ттах повышается до 1960 К, то есть на 120 К или 6,5 %. Максимальное давление сгорания рг тах при 0впр д = 9° составляет 13,5 МПа. При уменьшении 0впр д до 7° давление рг тах снижается до 12,6 МПа, то есть на 0,9 МПа или 6,7 %.

шшшшшшш

При увеличении 0впр д до 11° давление рг тах повышается до 14,0 МПа, то есть на 0,5 МПа, или 3,7 %. Степень увеличения давления Л при 0впр д = 9° составляет 1,80. При уменьшении 0впр д до 7° значение Л снижается до 1,68, то есть на 6,7 %. При увеличении 0впр д до 11° значение Л растет до 1,90, или на 5,6 %. Значение (ф/^ф)тах при 0впр д = 9° составляет 0,94 МПа/град. При уменьшении 0впр д до 7° значение (ф/^ф)тах снижается до 0,81 МПа/град, то есть на 13,8 %. При увеличении 0впр д до 11° показатель (ф/^ф)тах повышается до 1,11 МПа/град, то есть на 18,1 %. Значение угла ф I при 0впр д = 9° составляет 5,0 °ПКВ. При уменьшении 0впр д до 7° угол ф 1 не изменяется и составляет 5,0 °ПКВ. При увеличении 0впр д до 11° угол фг растет до 6,0 °ПКВ, или на 1,0 °ПКВ.

Анализируя графики работы дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ при работе на ПГ, можно отметить, что основные зависимости изменения показателей сохраняются. Максимальная осредненная температура газов в цилиндре Ттах при установочном УОВТ 0впр гд = 7° составляет 2240 К. При уменьшении установочного УОВТ до 0впр гд = 5° температура Ттах снижается до 2150 К, то есть на 90 К, или 4,0 %. При увеличении установочного УОВТ до 0впр гд = 9° температура Ттах повышается до 2320 К, то есть на 80 К, или 3,6 %. Максимальное давление сгорания рг тах при 0впр гд = 7° составляет 14,2 МПа. При уменьшении 0впр гд до 5° давление рг тах снижается до 13,6 МПа, то есть на 0,6 МПа или 4,2 %. При увеличении 0впр гд до 9° давление рг тах повышается до 15,0 МПа, то есть на 0,8 МПа, или 5,6 %. Степень повышения давления Л при 0впр гд = 7° составляет 2,15. При уменьшении 0впр гд до 5° значение Л снижается до 1,90, то есть на 11,6 %. При увеличении 0впр гд до 9° значение Л уменьшается до 2,13, то есть на 0,9 %. Значение (ф/^ф)тах при 0впр гд = 7° составляет 1,02 МПа/град. При уменьшении 0впр гд до 5° (ф/^ф)тах снижается до 0,90 МПа/град, то есть на 11,8 %. При увеличении 0впр гд до 9° (ф/^ф)тах растет до 1,15 МПа/град, или на 12,7 %, и превышает значение 1,0 МПа/град, установленное заводом-изготовителем как максимально допустимое для данного дизеля. Значение угла ф при 0впр гд = 7° составляет 5,5 °ПКВ. При уменьшении 0впр гд до 5° угол ф 1 увеличивается до 6 °ПКВ, то есть на 0,5 °ПКВ. При увеличении 0впр гд до 9° угол ф 1 не изменяется и составляет 5,5 °ПКВ.

Сравнивая графики работы дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ на ДТ и на ПГ, можно отметить, что значения показателей процесса сгорания при работе на ПГ увеличиваются по сравнению с работой на ДТ. Максимальная осредненная температура газов в цилиндре Ттах при работе на ПГ существенно больше, чем на ДТ. При установочном УОВТ 0впр = 7° при переходе на ПГ температура Ттах повышается с 1770 до 2240 К, то есть на 470 К, или 26,6 %. При установочном УОВТ 0впр = 9° при переходе на ПГ температура Ттах увеличивается с 1840 до 2320 К, то есть на 480 К, или 26,1 %. Максимальное давление сгорания рг тах при работе на ПГ больше. При 0впр = 7° давление рг тах увеличивается с 12,6 до 14,2 МПа, то есть на 1,6 МПа, или 12,7 %. При 0впр = 9° давление рг тах увеличивается с 13,5 до 15,0 МПа, то есть на 1,5 МПа, или 11,1 %. При 0впр = 7° степень повышения давления Л при переходе на ПГ увеличивается с 1,68 до 2,15, или на 28,0 %. При 0впр = 9° значение Л растет с 1,80 до 2,13, или на 18,3 %. Значение (ф/^ф)тах при работе на ПГ значительно больше, чем при работе на ДТ. При 0впр = 7° при переходе на ПГ оно увеличивается с 0,81 до 1,02 МПа/град, то есть на 25,9 %. При 0впр = 9° значение (ф/^ф)тах повышается с 0,94 до 1,15 МПа/град, то есть на 22,3 %. Значение угла ф 1 при 0впр = 7° увеличивается с 5,0 до 5,5 °ПКВ, или на 0,5 °ПКВ. При 0впр = 9° угол ф увеличивается также с 5,0 до 5,5 °ПКВ, или на 0,5 °ПКВ.

10 лет

журналу

55

а

Научные разработки и исследования

■i

Анализируя полученные показатели, можно отметить повышение теплонапря-женности поршневой группы на всех углах опережения впрыскивания топлива [5-8].

56 Для выявления степени выгорания и окисления легирующих элементов порш-

невого сплава после проведенного цикла исследований и соответствия его ГОСТ был определен химический состав поршневой группы на энергодисперсионном рентгенофлуоресцентном спектрометре EDX-720P/800P, предназначенном для быстрого неразрушающего определения качественного и количественного элементного состава твердых и жидких образцов. Его принцип действия основан на возбуждении флуоресцентного излучения атомов исследуемого вещества излучением маломощной рентгеновской трубки. Использование данного оборудования позволило выявить содержание компонентов до тысячных долей процента и провести комплексный анализ элементарного состава сплава.

Полученный количественный результат анализа поршневого алюминиевого сплава дизеля (рис. 2) показал, что поршни после снятия цикла регулировочных, скоростных и нагрузочных характеристик полностью соответствуют по химическому составу сплаву АК4-1 (жаропрочные сплавы типа АК4-1 системы А1 - Си - Fe -N1 по химическому и фазовому составам весьма близки к дуралюминам, но вместо марганца в качестве легирующих элементов содержат железо и никель). На поверхности поршня отсутствуют какие-либо углеродные включения и оксиды легирующих элементов.

Образец Алюминий Оператор: Скрябин М.Л. Комментарий : Metal, Vac, 2chan Группа easy-Vac-Meta I Дата : 2017-02-09 18:31:37

Количественный результат

Аналит Результат Ст. Откл. Спос. Расч. Линия Инт. ^имп.-в-сек/м кА}

Al 93.124 % ( 0.134 ) Кол-FP Al fía 54.5834

Cu 2.130 % { 0.010 ) Kon-FP Cufia 16.7556

Mg 1.634 % {0.024 ) Кол-FP MgKa 0.5187

Si 1.350 % (0.005 ) Кол-FP FeLbl 28.7617

№ 0.939 % (0.004 ) Кол-FP NiKa 34.1022

Fe 0.953 % (0.005 ) Кол-FP PbKa 11.1626

Pb 0.212 % (0.002 ) Кол-FP SiKa 14.6344

Zn 0.193 % (0.005 ) Кол-FP Znfía 0.3082

Mn 0.187 % (0.006 ) Кол-FP MnKa 0.2665

Cr 0.149 % (0.011 ) Кол-FP Cita 2.2282

Ti 0.080 % (0.001 ) Кол-FP Tifia 3.8421

Ni 0.025 % (0.001 ) Кол-FP NiKa 0.7671

W 0.024 % ( 0.004 ) Кол-FP WLa 0.4939

Рис. 2. Количественный результат анализа поршневого алюминиевого сплава дизеля на энергодисперсионном рентгенофлуоресцентном спектрометре Е0Х-720Р/800Р

Микроструктурное исследование поверхности после микродугового оксидирования (МДО) проводилось с использованием растрового микроскопа РЭМ-103-01. Морфологические особенности поршневого алюминиевого сплава после МДО приведены на рис. 3.

На рисунке видно, что поверхность днища поршня достаточно однородна, но обладает незначительной шероховатостью. В целом такая структура поверхности днища поршня характерна для большинства алюминиевых сплавов данной системы. Присутствие легирующих элементов существенно повышает жаропрочность

шшшшшшш ^

10лет

__журналу

б

Рис. 3. Морфологические особенности поршневого алюминиевого сплава после МДО при увеличениях на 190 (а) и на 560 (б)

поршневого сплава, что в целом приводит к снижению теплонапряженности поршневых групп дизельных двигателей [9, 10]. Негативного влияния природного газа в качестве моторного топлива при повышении температуры, давления и жесткости рабочего процесса в камере сгорания на поршневую группу дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с ПОНВ не выявлено.

Литература

58

1. Лиханов В. А., Лопатин О.П., Скрябин М.Л. Исследование процессов об

разования и разложения оксидов азота в цилиндре дизеля 4ЧН 11,0/12,5 с промежуточным охлаждением надувочного воздуха при работе на природном газе: монография. - Киров: Вятская ГСХА, 2008. - 146 с.

2. Скрябин М.Л. Особенности выбора современных материалов для поршневой группы при работе дизеля на альтернативных видах топлива // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей внутреннего сгорания. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Наука-Технология-Ресурсосбережение»: Сборник научных трудов. - Киров: Вятская ГСХА, 2016. - Вып. 13.

- С. 279-285.

3. Скрябин М.Л., Смехова И.Н. Особенности физико-геометрической модели образования пористых структур оксидных пленок при микродуговом оксидировании поршневых алюминиевых сплавов // Информационно-технологический вестник. - 2017. - № 4 (14). - С. 200-207.

4. Лиханов В.А., Гребнев А.В., Скрябин М.Л., Торопов А.Е. Исследование возможности применения альтернативных топлив в дизелях 4Ч 11,0/12,5 и 4ЧН 11,0/12,5 и их влияние на показатели процесса сгорания и токсичность отработавших газов // Строительные и дорожные машины. - 2017. - № 11. - С. 34-39.

5. Лиханов В.А., Гребнев А.В., Скрябин М.Л., Торопов А.Е. Регулировочные характеристики дизеля при работе на природном газе // Тракторы и сельхозмашины.

- 2017. - № 11. - С. 3-9.

6. Лиханов В.А., Гребнев А.В., Скрябин М.Л., Торопов А.Е. Скоростные характеристики автомобильного дизеля при работе на природном газе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2017. - № 4 (34).

7. Лиханов В.А., Гребнев А.В., Скрябин М.Л., Торопов А.Е. Исследование влияния метаноло-топливной эмульсии в дизеле 4Ч 11/12,5 и природного газа в дизеле 4ЧН 11,0/12,5 на показатели процесса сгорания, объемное содержание и массовую концентрацию оксидов азота в зависимости от нагрузки // Транспорт на альтернативном топливе. - 2018. - № 1. - С. 22-27.

8. Лиханов В.А., Гребнев А.В., Скрябин М.Л., Торопов А.Е. Исследование возможности применения альтернативных топлив в дизелях 4Ч 11,0/12,5 и 4ЧН 11,0/12,5 и их влияние на показатели процесса сгорания и токсичность отработавших газов // Строительные и дорожные машины. - 2017. - № 11. - С. 34-39.

9. Смехова И.Н., Скрябин М.Л. Этапы формирования пористых структур при микродуговом оксидировании поршневых алюминиевых сплавов // Ползуновский вестник. - 2017. - № 4. - С. 192-196.

10. Лиханов В.А., Гребнев А.В., Скрябин М.Л., Смехова И.Н. Повышение жаропрочности поршневых алюминиевых сплавов дизельных двигателей // Строительные и дорожные машины. - 2018. - № 2. - С. 41-46.

- С. 39-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.