Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА КОНКУРЕНЦИЮ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА КОНКУРЕНЦИЮ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЧАСТНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамалова Елена Викторовна, Додина Екатерина Владимировна

В статье проведено исследование влияние пандемии на конкуренцию на рынке медицинских услуг. Объектом исследования была выбрана Курганской область, которая по обеспечению населению медицинскими кадрами занимает последнее место среди регионов России, а по уровню социально-экономического развития одно из последних среди регионов. В исследовании применялись маркетинговые методы исследования: опрос и контент-анализ, а также статистические методы обработки информации. Результаты исследования позволили сформулировать вывод о том, что в Курганской областив сфере здравоохранения существует напряженная конкурентная борьба как за пациентов, так и за медицинский персонал. Конкурентоспособность организации до пандемии оценивалась факторами «отношение к пациенту со стороны врача и его квалификация», «наличие услуг по «ОМС». В условиях пандемии наиболее весомым, при выборе медицинской организации, стал фактор «безопасность пациента, снижение риска заболевания коронавирусом». До пандемии на конкурентную борьбу между медицинскими организациями в наибольшей степени оказывали влияние два фактора: платежеспособность населения и дефицит квалифицированных медицинских кадров. Частные клиники проигрывали борьбу государственным клиникам, поскольку в силу нехватки специалистов предоставляли менее широкий спектр услуг на платной основе. Пандемия способствовала усилению позиций частных клиник за счет двух факторов. Во-первых, частные клиники расширили спектр своих услуг за счет узких специалистов, которые перешли из государственных учреждений в частные клиники. Во-вторых, частные клиники обеспечили более высокий уровень безопасности клиентов за счет жесткого фильтра больных с признаками коронавирусной инфекции. Не стало конкурентным преимуществом использование медицинскими организациями дистанционных технологий, поскольку к данной услуге пациенты относятся с недоверием. Данное исследование имеет практическую ценность, так как позволяет оценить влияние глобальных вызовов на развитие отрасли здравоохранения в проблемных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шамалова Елена Викторовна, Додина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON COMPETITION IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IN THE PROBLEMED REGION OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE KURGAN REGION)

The article studies the impact of the pandemic on competition in the medical services market. The object of the study was the Kurgan region, which ranks last among the regions of Russia in terms of providing the population with medical personnel, and in terms of the level of socio-economic development, one of the last among the regions. The study used marketing research methods: polling and content analysis, as well as statistical methods of information processing. The results of the study made it possible to formulate the conclusion that in the Kurgan region in the healthcare sector there is an intense competition for both patients and medical personnel. The competitiveness of an organization before the pandemic was assessed by the factors “the attitude of the doctor towards the patient and his qualifications”, “the availability of compulsory medical insurance services”. In the context of a pandemic, the most significant factor when choosing a medical organization was “patient safety, reducing the risk of coronavirus disease”. Before the pandemic, the competition between medical organizations was most influenced by two factors: the population's ability to pay and the shortage of qualified medical personnel. Private clinics were losing the fight to public clinics, since, due to a lack of specialists, they provided a less wide range of services on a paid basis. The pandemic has boosted the position of private clinics in two ways. First, private clinics have expanded their range of services with narrow specialists who have moved from government institutions to private clinics. Secondly, private clinics ensured a higher level of customer safety due to a strict filter for patients with signs of coronavirus infection. The use of remote technologies by medical organizations has not become a competitive advantage, since patients treat this service with distrust. This study has practical value, as it allows you to assess the impact of global challenges on the development of the healthcare industry in problem regions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА КОНКУРЕНЦИЮ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ШАМАЛОВА Елена Викторовна и другие ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ ...

УДК 338.12.017 (ее) ®® ^sis'm^^ccess^SeиЖ^^ё^-^1?.^license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0085 lfcde^:^Mhttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА КОНКУРЕНЦИЮ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5861-1293 AuthorID: 876077 ORCID: 0000-0002-0893-7549

ШАМАЛОВА Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ДОДИНА Екатерина Владимировна, магистрант Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет) (119991, Российская Федерация, Москва, ул. Трубецкая, 8, стр. 2, e-mail: mcharizma45@gmail.com) Аннотация. В статье проведено исследование влияние пандемии на конкуренцию на рынке медицинских услуг. Объектом исследования была выбрана Курганской область, которая по обеспечению населению медицинскими кадрами занимает последнее место среди регионов России, а по уровню социально-экономического развития одно из последних среди регионов. В исследовании применялись маркетинговые методы исследования: опрос и контент-анализ, а также статистические методы обработки информации. Результаты исследования позволили сформулировать вывод о том, что в Курганской областив сфере здравоохранения существует напряженная конкурентная борьба как за пациентов, так и за медицинский персонал. Конкурентоспособность организации до пандемии оценивалась факторами «отношение к пациенту со стороны врача и его квалификация», «наличие услуг по «ОМС». В условиях пандемии наиболее весомым, при выборе медицинской организации, стал фактор «безопасность пациента, снижение риска заболевания коронавирусом». До пандемии на конкурентную борьбу между медицинскими организациями в наибольшей степени оказывали влияние два фактора: платежеспособность населения и дефицит квалифицированных медицинских кадров. Частные клиники проигрывали борьбу государственным клиникам, поскольку в силу нехватки специалистов предоставляли менее широкий спектр услуг на платной основе. Пандемия способствовала усилению позиций частных клиник за счет двух факторов. Во-первых, частные клиники расширили спектр своих услуг за счет узких специалистов, которые перешли из государственных учреждений в частные клиники. Во-вторых, частные клиники обеспечили более высокий уровень безопасности клиентов за счет жесткого фильтра больных с признаками коронавирусной инфекции. Не стало конкурентным преимуществом использование медицинскими организациями дистанционных технологий, поскольку к данной услуге пациенты относятся с недоверием. Данное исследование имеет практическую ценность, так как позволяет оценить влияние глобальных вызовов на развитие отрасли здравоохранения в проблемных регионах.

Ключевые слова: медицинские организации, конкуренция, конкурентоспособность, частные и государственные формы собственности, пандемия.

RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE PANDEMIC ON COMPETITION IN THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IN THE PROBLEMED REGION OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE KURGAN REGION)

© The Author(s) 2021

SHAMALOVA Elena Victorovna, PhD in Economics, Associate Professor, Department

of Economics and Management DODINA Ekaterina Vladimirovna, graduate student I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (119991, Russian Federation, Moscow, street Trubetskaya, 8, str.2, e-mail: mcharizma45@gmail.com) Abstract. The article studies the impact of the pandemic on competition in the medical services market. The object of the study was the Kurgan region, which ranks last among the regions of Russia in terms of providing the population with medical personnel, and in terms of the level of socio-economic development, one of the last among the regions. The study used marketing research methods: polling and content analysis, as well as statistical methods of information processing. The results of the study made it possible to formulate the conclusion that in the Kurgan region in the healthcare sector there is an intense competition for both patients and medical personnel. The competitiveness of an organization before the pandemic was assessed by the factors "the attitude of the doctor towards the patient and his qualifications", "the availability of compulsory medical insurance services". In the context of a pandemic, the most significant factor when choosing a medical organization was "patient safety, reducing the risk of coronavirus disease". Before the pandemic, the competition between medical organizations was most influenced by two factors: the population's ability to pay and the shortage of qualified medical personnel. Private clinics were losing the fight to public clinics, since, due to a lack of specialists, they provided a less wide range of services on a paid basis. The pandemic has boosted the position of private clinics in two ways. First, private clinics have expanded their range of services with narrow specialists who have moved from government institutions to private clinics. Secondly, private clinics ensured a higher level of customer safety due to a strict filter for patients with signs of coronavirus infection. The use of remote technologies by medical organizations has not become a competitive advantage, since patients treat this service with distrust. This study has practical value, as it allows you to assess the impact of global challenges on the development of the healthcare industry in problem regions.

Keywords: medical organizations, competition, competitiveness, private and state ownership, pandemic.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Для государства и для населения страны отрасль здравоохранения остаётся одной из приоритетных отраслей хозяйства. В настоящее время рынок медицинских услуг достаточно динамичен за счет присутствия на нем объектов здравоохранения различных организационно-правовых форм и видов собственности, которые активно

конкурируют между собой за потребителя. Однако развитие рынка медицинских услуг происходит неоднородно и зависит от социально-экономического развития региона. В бедных регионах возник дефицит высококвалифицированных медицинских кадров, который повлиял на работу медицинских организаций и их конкурентные взаимоотношения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

SHAMALOVA Elena Victorovna and others

RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE PANDEMIC ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В доступной нам литературе недостаточно материала, в котором представлены теоретические разработки, а тем более освещена прикладная сторона деятельности медицинских организаций в условиях конкурентной среды. Анализу рынка медицинских услуг посвящены работы Алешина Н. А. [1], Лыкова А. К. [2], Столярова С. А.[3] и др.[4]. Исследованию проблемы конкуренции и конкурентоспособности в сфере здравоохранения посвящены труды Арабчикова К. Н. [5], Селезнева В. Д., Волкова С. Д. [6], Баранова И. Н. [7], Коробкова О. К. [8], Кеворкова В. В. [9], Николаева И. С. [10], Тогунова И. А. [11] и др.[12].

В работах российских ученных крайне мало изучен аспект конкуренции на рынке медицинских услуг в проблемных регионах РФ.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Оценить влияние ко-ронавирусной пандемии на конкуренции в отрасли здравоохранения в проблемном регионе РФ.

Постановка задания. В статье предпринята попытка исследовать влиянии пандемии на конкуренцию в отрасли здравоохранения в проблемном регионе России - Курганской области; определить главные показатели конкурентоспособности медицинской организации, до и во время пандемии.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании применялись маркетинговые методы исследования: опрос и контент-анализ, а также статистические методы обработки информации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В ходе исследования была проведена оценка конкурентной среды и конкурентоспособности медицинских организаций до и во время пандемии короновируса в Курганской области.

На небольшую численность населения Курганской области - 827 тыс. чел. приходится достаточно большое количество медицинских организаций различных форм собственности, которые вынуждены конкурировать между собой не только за потребителей, но и за медицинский персонал. Обеспеченность медицинским персоналом в области низкая. По данным Минздрава России, Курганская область занимает последнее место среди регионов России по обеспеченности медицинским персоналом. В среднем по России в 2019 году этот показатель составлял 48,7чел. на 10 тыс. жителей, тогда как в Курганской области 29,3 чел. на 10 тыс. жителей [13].

На начальном этапе исследования был проведен опрос 100 жителей Курганской области в возрасте от 19 до 68 лет, имеющих среднее, среднее профессиональное, высшее образование. Потребители медицинских услуг должны были оценить факторы конкурентоспособности медицинской организации. В научной литературе были выявлены определенные факторы, которые, по мнению специалистов, определяют отношение потребителей к медицинским организациям [14]. Список факторов был дополнен авторами статьи. Предложенные факторы оценивались пациентами по шкале от 1 до 5, где «1» - наименее важный показатель, а «5» - наиболее важный показатель.

Средний бал фактора рассчитывался как среднеарифметическая всех оценок. Наиболее значимые факторы представлены в табл. 1.

Как видим, пациенты оценивали медицинскую организацию по широкому спектру показателей. Наиболее важными, с точки зрения пациентов, оказались факторы «отношениек пациенту со стороны врача и его квалификация». Наименее важны для пациентов - «стоимость услуг».

При этом в ходе устного опроса пациенты признавались, что если у них есть выбор получить услугу бесплатно в рамках ОМС или оплатить её в частном центре, то они будут получать её по ОМС.

Таблица 1 - Оценка важности факторов конкурентоспособности медицинской организации [14].

Факторы Средний балл

Отношение к пациенту со стороны врача 4,29

Квалификация врача 4,28

Качество проведения анализов 4,24

Квалификация среднего медицинского персонала 4,13

Обеспеченность медикаментами, материалами и оборудованием 4,04

Результат лечения 4

Спектр услуг 3,5

Стоимость услуг 3

Далее участникам опроса было предложено оценить государственные и частные клиники по факторам, представленным в табл. 2. Оценка, проводимая по шкале от 1 до 5, где «1» - неудовлетворительно, а «5» - отлично, показала, что государственные медицинские организации проигрывали по ряду показателей частным организациям, их общая интегральная оценка конкурентоспособности была ниже. Однако в ходе устного опроса было выяснено, что 51% опрошенных к услугам частных центров обращались только при отсутствии аналогичных услуг в государственных учреждениях, а 30 % опрошенных, при наличии аналогичных услуг в государственных и муниципальных организациях, обращались только в частные организации, так как считают, что бесплатные услуги всегда хуже по качеству.

Контент-анализ отзывов пациентов медицинских организаций г. Курган позволили сделать вывод о том, что о частных клиниках чаще оставляют отзывы, чем о государственных клиниках. Рейтинг частных медицинских организаций не высок, что свидетельствует о том, что пациенты, получившие услуги платно, более требовательны к качеству лечения и сервиса, и не всегда остаются довольны посещением данных организаций. Рейтинг государственных учреждений также не высокий, количество откликов не велико, так как люди не испытывают завышенных ожиданий относительно сервиса и качества обслуживания в государственных медицинских организациях.

Контент-анализ сайтов медицинских организаций позволил сделать вывод о том, что большинство частных организаций присутствуют на определенном узком сегменте рынка медицинских услуг и только некоторые частные организации предоставляют широкий спектр медицинских услуг. Причиной тому являлся дефицит узких специалистов.

Таким образом, частные медицинские организации, предоставляющие более качественную медицинскую помощь, присутствовали в определенном узком сегменте и были известны потребителям, потребляющим услуги именно этого сегмента. Государственные медицинские организации предоставляли менее качественные медицинские услуги, но в рамках ОМС, что оценивалось покупателями крайне положительно, они также предоставляли основный спектр медицинских услуг населению. Поэтому на рынке медицинских услуг Курганской области лидеры отсутствовали, но была напряженная конкурентная борьба и за потребителя, и за медицинский персонал.

2020 год внес коррективы в работу медицинских организаций. Государственные медицинские учреждения Курганской области с 16 октября 2020 в связи с ростом числа заболевших СОУГО-19 и обращений пациентов с ОРВИ приостановили оказание плановой медицинской помощи узкими специалистами больных с хроническими заболеваниями, не требующими неотложного врачебного вмешательства. Ввиду необходимости увеличения штата специалистов, которые заняты в работе с больными новой коронавирусной инфекцией и ОРВИ, часть узких специалистов перевели в группы по работе с

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ШАМАЛОВА Елена Викторовна и другие ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ ...

пациентами, имеющими признаки заражения ОРВИ.

Предполагалось, что узкие специалисты будут оказывать помощь только неотложным больным.

Для организации оказания медицинской помощи пациентам с СОУГО-19 в соответствии с требованиями Минздрава России крупные медицинские поликлиники и больницы были перепрофилированы в ковидные госпитали. Произошло уменьшение численности персонала за счет его перевода на лечение больных СОУГО-19.

Запреты на плановую медицинскую помощь в государственном секторе здравоохранения вызвали вынужденный платежеспособный спрос в частном секторе. Граждане стали чаще обращаться за медицинской помощью в коммерческие организации.

По данным опроса, в большинстве частных клиник увеличился спрос на услуги по направлениям: урология, проктология, гинекология, гастроэнтерология, оториноларингология, кардиология, психотерапия.

Частные клиники, адаптируясь к условиям новой ко-ронавирусной инфекции, стремясь увеличить свой доход, решили вести приём больных с признаками заболевания коронавируса. В результате большой концентрации вируса в таких учреждениях персонал практически полностью заболел, и приёмы были приостановлены. Медицинские центры, которые пошли по иному пути, не проводили тесты и не принимали пациентов с температурой и кашлем, не получили сверх дохода от дорогой диагностики коронавируса, но при этом сохранили здоровье персонала и не прерывали процесс оказания амбулаторной помощи.

Посетители, обеспокоенные сохранением своего здоровья, одним из важнейших конкурентных преимуществ медицинской организации стали называть жёсткий фильтр больных с признаками заболевания, а также применяемые меры профилактики (рециркуляторы, масочный режим, уборка каждые 2 часа). Отмечались частые отмены визитов пациентами из-за болезни или по причине боязни заразиться в общественных местах.

Таким образом, наиболее важным показателям конкурентоспособности медицинской организации стал показатель - «безопасность пациента, снижение вероятности заряжения коронавирусной инфекцией».

Пандемия способствовала появлению нового для данного региона направления оказания медицинских услуг, основанного на дистанционных технологиях. Однако дистанционная медицинская слуга не стала конкурентным преимуществом для медицинских центров. На сегодняшний день приложением пользуется только одна клиника и спрос на данные услуги пока незначительный ввиду того, что люди по-прежнему желают очно встречаться с врачом, рассказывать свои проблемы и к дистанционным консультациям относятся пока очень настороженно.

Важнейшая проблема функционирования здравоохранения в Курганской области - нехватка медицинского персонала в ходе пандемии была решена. В регион приехали 46 медицинских работников, в том числе военные медики и преподаватели высших медицинских учебных заведений, трудоустроены 45 врачей-ординаторов, 6 студентов, а также привлечены 203 студента последних курсов медицинского колледжа [15]. Привлечение врачей в регион помогло и частным центрам решить проблему нехватки врачей, поскольку часть грамотных молодых специалистов по совместительству стала работать в частных клиниках.

Кроме того, в частные клиники перешли работать врачи-специалисты из медицинских учреждений, расформированных в инфекционный госпиталь, и они по какой-либо причине не смогли лечить больных СОУГО-19 в «красных зонах».

Таким образом, пандемия усилила конкурентные позиции частных клиник, так как им удалось привлечь к работе медицинский персонал и расширить спектр своих услуг.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Исследование отрасли здравоохранения в Курганской области позволили выявить следующие особенности конкурентной борьбы между медицинскими организациями. До пандемии на конкурентную борьбу в наибольшей степени оказывали влияние два фактора: платежеспособность населения и дефицит квалифицированных медицинских кадров. Частные клиники проигрывали борьбу государственным клиникам, поскольку в силу нехватки специалистов предоставляли менее широкий спектр услуг на платной основе. Жители Курганской области, не имея достаточного количества средств, выбирали услуги государственных медицинских учреждений по ОМС несмотря на то, что их качество было ниже, чем у частных медицинских клиник.

Пандемия способствовала усилению позиций частных клиник, поскольку государственные медицинские учреждения перестали оказывать плановую медицинскую помощь узкими специалистами больным с хроническими заболеваниями, не требующим неотложного врачебного вмешательств.

Таким образом, часть пациентов и медицинский персонал, который не смог работать в «красной зоне» в государственных учреждениях перешли в частные клиники. Вторым фактором усиления конкурентных позиций частных клиник, стало снижение вероятности заражения пациентов коронавирусом за счет жесткого фильтра больных с признаками заболевания коронави-руса и ОРВИ.

Пандемия также повлияла на показатели конкурентоспособности медицинских организаций, если до 2020 года пациенты в первую очередь обращали внимание на отношение к пациенту со стороны врачей, работающих в медицинской организации и их квалификацию, а также возможность получить услугу по ОМС, то во время пандемии главным критерием выбора медицинских организаций стало обеспечение безопасности, недопущение заряжения пациента коронавирусной инфекцией.

Таким образом, произошло переопределение потока пациентов в пользу частных медицинских организаций и изменение критериев выбора медицинских организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешин Н.А. Теоретические основы анализа рынка медицинских услуг. //Вести. СГСЭУ. 2006. № 14 (3).

2. Лыков А.К. Развитие рынка медицинских услуг в условиях трансформации экономики: автореф. дисс. канд. экон. наук. // Сарат. гос. соц.-эконом. ун-т. Саратов, 2002. 24 с.

3. Столяров С. А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. Барнаул: Аз Бука. 2005. 269 с.

4. Шамалова Е.В., Пономаренко А.В. Исследование факторов развития стоматологических клиник г. Москва. // Результаты научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 184-187.

5. Арабчиков К. Н. Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения. //Менеджер здравоохранения. 2011. № 4.

6. Селезнев В.Д., Волков С.Д. Проблемы конкурентоспособности в российском здравоохранении. //Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2016. № 1. с. 112-117.

7. Баранов И.Н. Конкуренция в сфере здравоохранения //Научные доклады. № 1. 2010.

8. Коробкова О.К. Совершенствование конкуренции на рынке медицинских услуг. // Гуманизация образования. 2015. №3. С. 100—106.

9. Романов А. И., Кеворков В. В. Маркетинг и конкурентоспособность медицинской организации. М.: ИД Дело РАНХиГС. 2016. 394 с.

10. Николаев И.С., Багинова В.М., Маланов К.Ж. О развитии конкурентной среды в системе здравоохранения России. // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2011. № 1 (77) часть 2. С. 212.

11. Тогунов И.А. Реальна ли конкуренция в здравоохранении? // ЭТАП. 2011. №5. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// cyberleninka.ru/article/n/realna-li-konkurentsiya-v-zdravoohranenii

12. Филиппов К.А. Развитие конкуренции в сфере здравоохранения. //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 1 (22). С. 215-218.

13. Здравоохранение. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://rosstat.gov. ru/folder/13721

SHAMALOVA Elena Victorovna and others

RESEARCH OF THE INFLUENCE OF THE PANDEMIC ...

14. Додина Е.В., Шамалова Е.В. Оценка факторов конкурентоспособности медицинских организаций в депрессивных регионах (на примере Курганской области) // В сборнике: Противоречия и тенденции развития современного Российского общества. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2020. С. 85-90.

15. Новости Департамента здравоохранения Курганской области. // [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.uzo.kurgan-med.ru/news.php?extend.8249.4

Статья поступила в редакцию 17.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.