Научная статья на тему 'Исследование влияния местных объектов на функционирование навигационно-посадочной аппаратуры воздушных судов'

Исследование влияния местных объектов на функционирование навигационно-посадочной аппаратуры воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / СИСТЕМЫ ПОСАДКИ / ВЛИЯНИЕ МЕСТНЫХ ОБЪЕКТОВ / AVIATION / LANDING SYSTEMS / INFLUENCE OF LOCAL OBJECTS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кормильчик А. Н., Мусонов В. М.

Посвящено исследованию влияния местных объектов на функционирование навигационно-посадочной аппаратуры воздушных судов. Производится анализ работы специализированной радиотехнической системы посадки метрового диапазона волн, в условиях местности со сложным рельефом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATING THE INFLUENCE OF LOCAL FACILITIES AND RADIO INTERFERENCE ON THE FUNCTIONING THE AIRCRAFT NAVIGATION EQUIPMENT

This article studies the influence of local objects and radio interference on functioning navigation and landing equipment of aircraft. The article analyzes the operation of specialized radio engineering systems for landing a meter wave band, in an area with complex terrain.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния местных объектов на функционирование навигационно-посадочной аппаратуры воздушных судов»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 811.03

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕСТНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАВИГАЦИОННО-ПОСАДОЧНОИ АППАРАТУРЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А. Н. Кормильчик1*, В. М. Мусонов2

1 Аэропорт Емельяново

Российская Федерация, 663021, Красноярский край, Емельяновский район, аэропорт «Красноярск» 2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Посвящено исследованию влияния местных объектов на функционирование навигационно-посадочной аппаратуры воздушных судов. Производится анализ работы специализированной радиотехнической системы посадки метрового диапазона волн, в условиях местности со сложным рельефом.

Ключевые слова: авиация, системы посадки, влияние местных объектов.

INVESTIGATING THE INFLUENCE OF LOCAL FACILITIES AND RADIO INTERFERENCE

ON THE FUNCTIONING THE AIRCRAFT NAVIGATION EQUIPMENT

А. N. Kormilchik1*, V. M. Musonov2

:Yemelyanovo Airport

Russian Federation, 663021, Krasnoyarsk Territory, Emelyanovsky district, Krasnoyarsk airport

2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]

This article studies the influence of local objects and radio interference on functioning navigation and landing equipment of aircraft. The article analyzes the operation of specialized radio engineering systems for landing a meter wave band, in an area with complex terrain.

Keywords: aviation, landing systems, influence of local objects.

Введение. Целью данной статьи является определить объекты являющиеся помехой и повысить вероятность благополучной посадки воздушного судна в сложных метеоусловиях со сложным рельефом местности.

Для посадки воздушного судна (ВС) в Российской Федерации используются радиомаячные курсоглис-садные системы посадки метрового диапазона волн. Они обычно состоят из курсового, глиссадного, мар-кёрного радиомаяков, дальномерно аппаратуры БМБ и приёмников установленных на ВС. Система посадки (СП) выдаёт информацию о положении ВС относительно траектории снижения, т. е. задает в пространстве посадочную траекторию (глиссаду) и выдаёт непрерывно информацию о положении ВС относительно глиссады [1; 2].

Вследствие влияния местных объектов (МО) не всегда возможно обеспечить линию курса курсового радиомаяка, не подверженную искривлениям или отклонениям [3]. Желательно использовать две несущие высокой частоты для обеспечения стандартной зоны действия и характеристик сигнала, так называемые двухканальные системы.

Основные внешние факторы, влияющие на параметры СП метрового диапазона волн это неровности рельефа местности, изменение уровня и электриче-

ских свойств подстилающей поверхности вблизи антенной системы радиомаяка, местные объекты (переизлучатели) и присутствие вертикальной составляющей поля сигнала.

Наличие помех, препятствующих приему сигналов СП, зависит от всей среды окружающей антенны и от характеристик антенных систем. Любые крупные отражающие объекты, включая транспортные средства или неподвижные объекты, например сооружения в пределах зон действия излучаемого сигнала, будут потенциальными источниками помех для структуры курса и глиссады СП за счёт многопутевого распространения сигналов. Расположение и размер отражающих объектов и сооружений вместе с характеристиками направленности антенн будут определять качество статической структуры курса или глиссады. Они могут ухудшать эту структуру до неприемлемой степени. Необходимо определить и выявить зоны, в пределах которых возможны такие вносящие ухудшения помехи. Такие зоны подразделены на критические и чувствительные [4].

Критическая зона располагается около антенн КРМ и ГРМ, в которой во время выполнения полетов ограничено движение транспортных средств, включая ВС, а чувствительная расположена за критической зоной, в которой осуществляется контроль постанов-

Решетневскуе чтения. 2017

ки на стоянку и (или) движением транспортных средств, включая ВС, для предотвращения возможности возникновения неприемлемых помех сигналу [5].

Критическая зона КРМ должна быть шириной 120 м в обе стороны от осевой линии ВПП и длиной, равной расстоянию от антенной системы КРМ до порога ВПП данного направления посадки. Критическая зона ГРМ должна быть в поперечном направлении -от дальней кромки ВПП до условной линии, проведенной параллельно ВПП в 60 м от антенной системы ГРМ; в продольном направлении - от условной линии, перпендикулярной оси ВПП, проведенной в 100 м от торца ВПП в сторону БПРС или БМРМ данного направления посадки до параллельной ей линии на расстоянии 120 м за антенной системой ГРМ.

В зависимости от местных условий на аэродроме допускается изменение конфигурации и уменьшение размеров критической зоны РМС, если расчеты, моделирование и летная проверка (аэронавигационное рассмотрение) подтвердят, что это не оказывает влияния на выходные параметры радиомаяков (КРМ и ГРМ).

Линия глиссады создается с помощью ДН, формирование которых в вертикальной плоскости осуществляется с участием земной поверхности. Критическая зона - участок земной поверхности, существенный для формирования ДН, определяется длиной волны X, высотой Н = 15 м точки приема П, высотой h подвеса антенны А и зависит от угла 9 = 2,8° (рисунок). Положение и размеры этого участка:

5 = пахК.

Площадь найденного эллипса будет следующей [6].

Участок земной поверхности существенный для формирования ДН ГРМ

Изменение уровня отражающей поверхности происходит, например, из-за увеличения снежного покрова или высоты растительности вблизи антенны

ГРМ. Что касается КРМ, то когда облучаются любые большие объекты, расположенные на основном направлении излучения антенны, они образуют возможные недопустимые помехи для сигналов. К их числу следует отнести воздушные суда на ВПП и на некоторых рулёжных дорожках.

Библиографические ссылки

1. Авиационная радионавигация : справочник / А. А. Сосновский [и др.] ; под ред. А. А. Сосновского. М. : Транспорт, 1990. 264 с.

2. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: www.aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an10_ v1_cons_ru.pdf (дата обращения: 15.04.2017).

3. Беляевский Л. С., Новиков В. С., Олянюк П. В. Основы радионавигации : учебник для вузов гражданской авиации. М. : Транспорт, 1982. С. 288.

4. Монаков А. А. Теоретические основы радионавигации : учеб. пособие. СПб. : СПбГУАП, 2002. 70 с.

5. Коломиец В. И. Радиосветотехническое обеспечение полётов : учеб. пособие ; Сиб. фил. Ин-та аэронавигации. Красноярск. 2008. 312 с.

6. Приказ Минтранса России от 20 октября 2014 г. № 297. Федеральные авиационные правила «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации».

References

1. Aeronautical radio navigation : handbook / A. A. Sos-novsky [et al.] ; Ed. A. A. Sosnovsky. M. : Transport, 1990. P. 264.

2. Electronic textbook StatSoft. Available at: www. aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an10_v1_cons_ru.pdf (accessed: 15.04.2017).

3. Belyaevsky L. S., Novikov V. S., Olianyuk P. V. Fundamentals of radio navigation: A textbook for high schools of civil aviation /. M. : Transport, 1982. Р. 288.

4. Theoretical fundamentals of radio navigation: Textbook / SPbGUAP. St. Petersburg, A. A. Monakhov, 2002. P. 70.

5. Kolomiets V. I. Radio-technical support of flights : a manual ; Siberian Branch of the Institute of Air Navigation. Krasnoyarsk, 2008. P. 312.

6. The order of the Ministry of Transport of Russia of October 20, 2014 No. 297. Federal aviation regulations "radio technical support of aircraft flights and aviation telecommunications in civil aviation".

© Кормильчик А. Н., Мусонов В. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.