Научная статья на тему 'Исследование влияния чугунного кружева на архитектурный облик Санкт-Петербурга'

Исследование влияния чугунного кружева на архитектурный облик Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
375
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / МАКСИМАФИЛИЯ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ДЕКОР / SAINT-PETERSBURG / MAXIMAPHILY / METAL DECOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чудесова Галина Павловна

статья представляет собой результат исследовательской работы в области петербурговедения. Объектом исследования является металлический декор, украшающий Санкт-Петербург. Максимафилия, где коллекционным элементом является картмаксимум, используется в качестве метода исследования. Предметом исследования служит коллекция картмаксимумов, посвященная архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга. Аналитический и синтетический взгляд на облик города позволяет ассоциативно увидеть не только гармонию кружев, создаваемых разными этническими группами Европы, но и рукотворного искусства металлического декора. Кроме того, анализ связывает их с естественными фантастическими проявлениями растительной природы. Подробно, на практических примерах петербургских достопримечательностей автор рассматривает ассоциативный ряд металлического декора с разнообразными кружевными узорами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чудесова Галина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the present article is a research work in the field of Saint-Petersburg studies. The subject of research is the metal decor decorating Saint-Petersburg. Maximaphily, the field of collecting, in which the main collector’s item is the maximum card, is used in the book as a method of research. The subject of research is the author’s collection of maximum cards devoted to architecture and sculpture of Saint-Petersburg. The analytical and synthetic sight at shape of the city allows to see not only harmony of the laces created by different ethnic groups of Europe, but also man-made art of a metal decor. Besides, the analysis connects them with natural fantastic displays of the vegetative nature. With practical examples of the Petersburg sights the author considers an associative array of a metal decor with various lacy patterns in detail.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния чугунного кружева на архитектурный облик Санкт-Петербурга»

УДК 72.03

РС! 10.21661/Г-118639 Г.П. Чудесова

Исследование влияния чугунного кружева на архитектурный облик Санкт-Петербурга

Аннотация

Статья представляет собой результат исследовательской работы в области петербурговедения. Объектом исследования является металлический декор, украшающий Санкт-Петербург Максимафилия, где коллекционным элементом является картмаксимум, используется в качестве метода исследования. Предметом исследования служит коллекция картмаксимумов, посвященная архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга. Аналитический и синтетический взгляд на облик города позволяет ассоциативно увидеть не только гармонию кружев, создаваемых разными этническими группами Европы, но и рукотворного искусства металлического декора. Кроме того, анализ связывает их с естественными фантастическими проявлениями растительной природы. Подробно, на практических примерах петербургских достопримечательностей автор рассматривает ассоциативный ряд металлического декора с разнообразными кружевными узорами.

I Ключевые слова: архитектура, Санкт-Петербург, максимафилия, металлический декор.

G.P. Chudesova

The research of influence of a pig-iron lace on Saint-Petersburg architectural shape

Abstract

The present article is a research work in the field of Saint-Petersburg studies. The subject of research is the metal decor decorating Saint-Petersburg. Maximaphily, the field of collecting, in which the main collector's item is the maximum card, is used in the book as a method of research. The subject of research is the author's collection of maximum cards devoted to architecture and sculpture of Saint-Petersburg. The analytical and synthetic sight at shape of the city allows to see not only harmony of the laces created by different ethnic groups of Europe, but also man-made art of a metal decor. Besides, the analysis connects them with natural fantastic displays of the vegetative nature. With practical examples of the Petersburg sights the author considers an associative array of a metal decor with various lacy patterns in detail.

I Keywords: architecture, Saint-Petersburg, maximaphily, metal decor.

Занимаясь максимафилией по теме «облик Санкт-Петербурга», я не могла пройти мимо темы металлического декора городской архитектуры. Восхищаясь Санкт-Петербургом как одним из красивейших городов мира, невозможно не обратить внимания на чугунные узоры его решеток и оград, перил мостов и набережных. У меня они вызывают ассоциации с разнообразными кружевными узорами.

В рамках максимафилии чрезвычайно сложно рассматривать тему «Чугунное кружево», поскольку никогда еще не выпускались марки, сюжетом для которых были бы ограды (решетки), выполненные методами декоративного литья и ковки.

Толчком для более интенсивного рассмотрения темы послужила серия марок «Кружева» (№№1550-1553). Картмаксимумы (КМ), изготовленные на их

Тема номера

Рис. 1

основе, позволяют оживить мои кружевные ассоциации реальными примерами.

Создание КМ с подобной тематикой скорее исключение, чем правило.

Таким исключением является КМ «Решетка Летнего сада», для которого марочной основой служит оригинальная марка с почтовой карточки, выпущенной в 1989 году в честь 100-летнего юбилея Анны Ахматовой (рис. 1) и погашенной этим юбилейным штемпелем.

Среди городских оград решетка Летнего сада (архитектор Ю.М. Фельтен при участии П. Егорова) занимает особо место. Многие высокопрофессиональные искусствоведы считают ее уникальным произведением декоративного искусства. Кованая решетка, сделавшая сад знаменитым, была установлена вдоль северной его стороны в связи с устройством набережной Невы в 1784 году. Решетка сада - одно из лучших произведений архитектуры классицизма. Она гармонично вошла в пейзаж сада и набережной реки Невы своей красотой и изяществом, которыми «можно любоваться во все времена года: зимой, когда цоколь припорошен снегом, а колонны и металлические звенья покрыты инеем; летом, когда розовые лучи заката освещают на зе-

леном фоне четко выделяющийся прозрачный рисунок и блестящую позолоту; ранней весной, когда на фоне лазурного неба прорисовывается каждая тончайшая деталь звеньев; она хороша и осенью при золотом убранстве деревьев» [1, с. 101]. Коллекция дает возможность любоваться картмаксимума-ми «Решетка Летнего сада» во все времена года.

Не меньший интерес вызывает концевая веерная часть знаменитой ограды, обрамляющей сад со стороны Невы. Стоя лицом к ней, мы видим слева и справа веерные концевые части решетки, которые защищают сад от проникновения хулиганов в закрытое время: ночные часы, время просушки весной или дождливой осенью. На представленном КМ (рис. 2) веерная часть хорошо видна на открытке и штемпеле. КМ создан на основе сюжета второго плана - Петропавловская крепость, который создает возможность называть данный КМ квартмаксимумом [2, с. 183]. На открытке изображен ее Нарышкин бастион со стороны Невы. Марочной частью КМ служит стандартная марка России (№195), выпущенная 26.01-21.02. 1995 и погашенная специальным штемпелем «Петропавловская крепость» в 2002 году. Временной лаг между выпуском марки и гашением не-

сколько велик, но это не уменьшает красоту КМ.

Ажурные ворота - это особая тема в данной статье.

Ворота ограды Летнего сада укреплены на гранитных колоннах, отделяющих секции решетки друг от друга и увенчанных вазами и урнами. Массивность и тяжесть камня подчеркивают ажурную легкость железной решетки, выкованной на прославленных тульских заводах. Ее прозрачная черно-золотая графика, оттененная холодной белизной снега, особенно отчетливо проступает в зимние дни. Снег легким белым контуром обводит тонкие черные копья и золотые орнаменты ворот и ограды в целом. В морозные дни на колоннах вырастает мохнатая изморозь и металлические звенья становятся пушистыми от инея (рис. 3). Все реквизиты КМ, кроме открытки, соответствуют КМ, изображенному на рис. 1.

Все дворцовые ограды имеют ворота, украшенные еще более великолепным орнаментом, чем полотно решетки. Например, ограда Михайловского дворца (Русский музей), отделяющая его от площади Искусств. Решетка выполнена в классическом стиле по рисунку К. Росси. Он спроектировал высокую решетку, символизирующую

Рис. 2

Рис. 3

военную мощь и славу России и императорского семейства: сверху она была увенчана острыми наконечниками копий, каждую ее секцию украшал кованный лавровый венок.

В настоящее время ограда с воротами состоит из длинных пик с позолоченными наконечниками, расположенными между стойками в виде ликторских связок, с лавровым венком - символом славы. Ворота крепятся на гранитных колоннах квадратного сечения, увенчанных рыцарскими доспехами и знаменами, по низу створок ворот изображен бордюр из художественно-декоративных деталей, щитов и скрещенных мечей. Когда створки ворот смыкаются, отчетливо виден двуглавый орел - символ Российской империи. КМ - «Ворота Михайловского дворца» (рис. 4) создан на основе марки (№5792) из серии «Дворцы-музеи Ленинграда», выпущенной 25.12.1986. КМ погашен календарным штемпелем 19.03.90.

Примечание: ликтор - почетный страж при высших должностных лицах древнеримской республики.

Еще прекраснее парадные ворота Зимнего дворца. В 1855 году придворный архитектор Н.А. Горностаев сделал предварительные наброски решетки парадных во-

рот - больших и двух малых. Массивные ворота из кованого железа с накладными выколотными декоративными деталями из черного и цветного металлов были изготовлены на петербургском заводе Сан-Гали по рабочим чертежам его владельца - художника-декоратора и архитектора РФ. Мельце-ра. На каждой половине больших двустворчатых ворот под императорской короной были помещены вензель императора Александра III и вензель императрицы Марии Федоровны. Верхняя часть створок каждого из трех ворот была украшена коронованным одной императорской короной двуглавым орлом с распростертыми крыльями и державным яблоком в лапах. На груди у орлов, в соответствии с государственной символикой, помещались щиты с изображением образа Святого Георгия. Орлы и оба вензеля выполнены из меди и позолочены. Детали ворот, изготовленные из черного металла, были отделаны в технике «графита на отлип». В этом виде ворота просуществовали до февраля 1917 года, когда по решению Временного правительства двуглавые орлы и императорские монограммы были задрапированы, а затем демонтированы и уничтожены.

На КМ, созданном на базе открытки издательства «Аврора» из

Рис. 4

набора, изданного в 1970 году, то есть в глубокий советский период, отчетливо видно отсутствие декоративных украшений с царской государственной символикой (рис. 5). Однако хорошо видно двойное кружево металлического полотна: одно полотно более плотное рельефное железное является как бы основой, второе - сооружено из тонких прутьев цветного металла вплетается в первое. Вместе они создают удивительный ажурный рисунок, делающий ворота уникальными.

КМ выполнен на основе сюжета второго плана - Александровская колонна. Марочной частью

Рис. 5

Тема номера

Рис. 6

для него послужила марка (№852) из серии, выпущенной к 300-летию Санкт-Петербурга. Погашен КМ 15.05.03 в первый день выпуска марки в обращение соответствующим юбилейным штемпелем «Санкт-Петербург 300 лет».

Искусный узор ворот вызывает у меня ассоциации с вятским кружевом, для которого характерно преобладание сложноузорных динамичных орнаментов, декоративная выразительность которых создается за счет разной плотности плетений частей каждого элемента (рис. 6). Обратите внимание, здесь также как на металлическом кружеве ворот присутствует два вида плетения - тонкое и более плотное. КМ выполнен на основе марки (№1552).

Здесь уместным будет напомнить читателям, что первые кружевные изделия стали создаваться из металлической нити в виде лычек и других элементов для форменной одежды. Позже стали плести кружево из шелковых, хлопковых, льняных и других подобных мягких нитей

В XXI веке парадные ворота Зимнего дворца, в помещении которого расположен Эрмитаж, восстановлены, и все позолоченные элементы декора возвращены на прежнее место. Отреставрированы конструкции и механизмы, воссозданы из черного и цветного

металла утраченные декоративные элементы. Розетки, пальмовые и лавровые ветви изготовлены из выколотной листовой меди, вызолочены двуглавые орлы, короны и недостающие детали императорских вензелей. Создание КМ на эту тему с учетом реставрации ворот еще впереди.

В соревновании питерских оград за первенство в Санкт-Петербурге многие отдают предпочтение решетке Летнего сада. Однако мне больше по душе ограда Михайловского сада со стороны канала Грибоедова. Она состоит из секций, каждая из которых отделяется от другой декоративным кирпичным столбом. Между ними находится постамент, на котором крепится кованая решетка с растительным орнаментом в стиле модерн. В ограду встроены главные ворота Михайловского сада с декоративным убранством - лампионами, двумя коваными фонарями, вензелем с монограммой Александра III и цветной глазурованной плиткой пилонов ворот. Ограда была возведена одновременно с собором «Спас на крови» по проекту архитектора Альфреда Парланда и является подлинным произведением искусства.

Для КМ с удивительной оградой Михайловского сада объектом гашения является Храм Воскре-

сения Христова, в народе называемый «Спас на крови», (рис. 7), изображенный в качестве основного объекта на открытке и марке (№748). Погашен КМ в первый день выпуска марки в обращение 25.04.2002 года. Марка с золотым тиснением придает картмаксимуму особую изысканность. Нас в этом КМ интересует объект второго плана - ограда Михайловского сада, который примыкает к храму.

Примечание: храм возведен на месте гибели царя Александра II от руки террориста, что определило название храма в народе.

По замыслу архитектора ансамбля решетка должна была парить в воздухе, практически не опираясь на гранит постамента. Для этого архитектор придумал оригинальную систему креплений. Парланд выбрал также необычный узор: переплетения металлической лозы, чередующиеся с фантастическими коваными цветами. У меня она вызывает ассоциации с ирландским кружевом. Для него характерно создание объемного узора, плотно собранного из отдельно связанных мотивов (чаще всего растительного характера), соединенных в единую композицию (рис. 8) [4].

Неповторимое своеобразие ирландского кружева кроется в полном отсутствии симметрии, что мы и наблюдаем в отдельной секции ограды.

SAINT PETERSBURG

Рис. 7

Рис. 8

Возводили ограду мастера, строившие собор, с использованием тех же материалов. Материалы присылали со всей России: камень - из Эстляндии, от фирмы «Кос и Дюр», цветной облицовочный кирпич - с кирпичных заводов князя Голицына, майоликовые изразцы - с завода Харламова. А кружевные звенья ограды ковали на художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера, располагавшемся тогда на Васильевском острове.

В 1907 году ограда Михайловского сада заняла свое место, в 2006 - восстановлена. Темные цветущие лозы, выросшие на гранитном цоколе вдоль площади, между

облицованными цветным кирпичом столбами, не просто продукт кузнечного мастерства, а запечатленное в металле кружево.

Следующая уникальная решетка создана почти на 100 лет раньше, ее начали сооружать летом

1811 года и завершили в ноябре

1812 года.

Полукруглая ограда с ажурной решеткой имеет большое значение в оформлении западной площади Казанского собора. Воронихинская решетка, окружающая небольшой сквер перед западным фасадом Собора во имя Казанской иконы Бо-жией Матери (архитектор А.Н. Во-ронихин), компонуется совершенно по-иному. Решетка представляет

собой изящную комбинацию прозрачного фона относительно тонких вертикальных прутьев с крупными, ромбовидными, словно скомпонованными из кружева, вставками и с орнаментальным фризом поверху.

Частой постановкой вертикальных прутьев в каждом из пролетов ограды выдающийся зодчий А.Н. Воронихин создает своего рода нейтральный фон, на котором возникают крупные и плотные орнаментальные ромбовидные фигуры.

Ее можно видеть на КМ, созданном на основе марки (№744), выпущенной к 300-летию Санкт-Петербурга (рис. 9). Объектом гашения стал Казанский собор как один из двух сюжетов марки. Погашен КМ 25.04.2002 штемпелем, посвященным

300-летию Санкт-Петербурга.

Дизайн решетки напоминает мне вологодское кружево, для которого характерно четкое деление на узор и фон. Орнамент отличается простотой и четкостью. В результате крупные формы орнамента, в данном случае ромбы, ярко выделяются на ровном фоновом узоре (рис. 10). На КМ, созданном на основе марки (№1551) из серии «Декоративно-прикладное искусство. Кружево», выпущенной 12.12.2011, представлен фрагмент панно «Вологда», выполненного А.Н. Ракчее-

I Рис. 9|

Рис. 10

Рис. 11

вой в 1986 г. Погашен КМ 27.03.2012 календарным штемпелем г. Вологды.

Чугунное кружево украшает и великолепные дворцовые пригороды, например, Центральные ворота Екатерининского дворца, созданные в 1748-50 годах по рисунку и чертежам Франческо Бартоломео Растрелли - архитектора Большого Екатерининского дворца в Царском селе (пригород Санкт-Петербурга). Кружевной рисунок довольно сложен, затейлив и прихотлив. Он имеет два слоя: первый выполнен из кованого

черного железа. В нем сочетаются геометрические формы с причудливым растительным орнаментом. Второй представляет собой как бы золотое плетение. В рисунок ворот вплетен вензель императрицы Екатерины I. Контраст темных линий створок ворот и легкого ажурного переплетения линий орнамента усилен игрой цвета - блеск и переливы золота оттеняются черным фоном железного полотна решетки. Благодаря такому художественному решению звенья ограды и створки ворот стали украшением в обрамлении дворца. В зависимости от времени года ограда и ворота выглядят по-разному. В ясный день узор решетки сверкает на фоне голубого неба; в хмурый дождливый день цветовая гамма решетки, блеск умытого дождем золота позволяет ей выделяться на фоне серого неба, покрытого тучами, и лазурного цвета дворца.

Это напоминает упрощенный способ кружевоплетения - аппликации по тюлю. Узор изготавливается отдельно от фона и просто нашивается на тюль. На воротах хорошо видно это двойное кружево: первое - металлическая основа изготовлена из черного металла, второе - формирует рисунок из по-

золоченных элементов, наложенных на первое. В целом получился барочный рисунок, подчеркивающий уникальность ворот.

КМ на эту тему выполнен на основе сюжета второго плана, каковым является Большой Екатерининский дворец (рис. 11), который виден на открытке сквозь распахнутые парадные ворота. Марочной частью КМ служит стандартная марка (№901), погашенная 27.10.2004 специальным штемпелем «Екатерининский дворец».

Чугунная феерия Петербурга не ограничивается описанными выше оградами и решетками. У нее много составляющих: перила мостов через Неву - главную реку города; ограды бесчисленных рек и каналов и мостиков через них; кружевной декор зданий и пандусов к ним и многое другое, о чем будет написано в следующей статье.

Примечание: выражаю благодарность Лапшиной Екатерине Александровне - заведующей кафедрой художественного кружево-плетения Высшей школы народных искусств за помощь при определении ассоциативного ряда чугунного кружева решеток и оград с круже-воплетением.

Литература

1. Кузнецова О.Н. Летний сад и Летний дворец Петра I / О.Н. Кузнецова, Б.Ф. Борхин. - Л.: Лениздат, 1988.

2. Чудесова Г.П. Петербург в максимафилии // Картмаксимумы из коллекции автора. - 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: ИД «Петрополис», 2011.

3. Каталоги почтовых марок СССР. - М.: Союзпечать.

4. Каталоги почтовых марок РФ. - М.: Издатцентр «Марка» с 1991 года.

5. Ирландское кружево. Irish lace. 1.The Priscilla Irish Crochet book №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: allday.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.