Научная статья на тему 'Навершия в архитектурном металлодекоре Петербурга конца XIX начала ХХ вв. '

Навершия в архитектурном металлодекоре Петербурга конца XIX начала ХХ вв. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1016
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"кирпичный стиль" / коньковые решетки / металлодекор / навершие / Неоренессанс / необарокко / стиль модерн / парапетные решетки / "петушиный" стиль / флюгер / шпиль / шпиц

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стрельникова Елизавета Борисовна

Статья посвящена эстетическому, художественому и культурно-историческому значению наверший, как элементов металлодекора в силуэте исторической застройки Санкт-Петербурга рубежа XIX-ХХ вв. Проанализированы особенности наверший в зданиях неоренессанного, необарочного, неорусского стилей. Предложена классификация наверший по конструктивным, функциональным и образно-пластическим параметрам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Навершия в архитектурном металлодекоре Петербурга конца XIX начала ХХ вв. »

Terra Humana

УДК 72.023:691.2 + 674.5 ББК 85.118(2-2СПб) + 85.125

Е.Б. Стрельникова

НАВЕРШИЯ В АРХИТЕКТУРНОМ МЕТАЛЛОДЕКОРЕ ПЕТЕРБУРГА конца XIX - нАЧАлА хх вв.

Статья посвящена эстетическому, художественому и культурно-историческому значению наверши, как элементов металлодекора в силуэте исторической застройки Санкт-Петербурга рубежа ХІХ-ХХ вв. Проанализированы особенности наверший в зданиях нео-ренессанного, необарочного, неорусского стилей. Предложена классификация наверший по конструктивным, функциональным и образно-пластическим параметрам.

Ключевые слова:

«кирпичный стиль», коньковые решетки, металлодекор, навершие, неоренессанс, необарокко, стиль модерн, парапетные решетки, «петушиный» стиль, флюгер, шпиль, шпиц.

Санкт-Петербург со своим плоскостным ландшафтом предрасполагает к вертикальным элементам, организующим равнинную местность своеобразными ориентирами-вехами. Принцип вертикальных архитектурно-градостроительных доминант стала формироваться практически с момента основания Петербурга. Шпили и шпицы петербургских зданий, напоминающие высокие мачты кораблей, с одной стороны, были новым явлением для русского зодчества, заимствованным из европейской градостроительной архитектурной традиции. В то же время их можно считать прямыми наследниками шатровых колоколен и многоглавых храмов русского деревянного зодчества.

Самым узнаваемым и любимым символом города стали кораблик, венчающий башню Адмиралтейства, и ангел-хранитель, поддерживающий крест Петропавловского собора. Оба эти венчания зданий, ставшие символами Петербурга и в этом качестве получившие всемирную известность, являются флюгерами. Однако основная историческая застройка города на Неве редко ассоциируется с таким элементом архитектурного убранства, как флюгер. Следует отметить, что по замыслу Петра I, который восхищался Голландией с её мельницами, узкими фасадами домов и корабельными мачтами по всему горизонту, Петербург должен был изобиловать шпилями и флюгерами. В первые десятилетия существования города этот замысел был частично осуществлён - петровское барокко оживляло горизонтальность местности не только двуцветными рустованными фасадами, мелко стекленными окнами, но и башенками с флюгерами, которые перекликались с мачтами и вымпелами заходивших в Неву кораблей.

Классицизм первой трети XIX в. с его державными, монументальными формами, прославлявшими величие и мощь Российской империи, оттеснил флюгер с офици-

альных резиденций в сады и дачи [4, с. 76]. Беседки, птичники, гроты, охотничьи домики, построенные в готическом, греческом, русском, египетском или китайском стилях, нередко имели затейливые кровли, которые заканчивались коваными навершиями [5]. Само городское пространство Петербурга первой половины XIX в. в большей степени напоминало современникам правильные шеренги солдат на плацу. Н.В. Гоголь в своей статье, посвященной петербургской архитектуре, мечтал об избавлении в будущем от этого единообразия и одним из важнейших элементов декора зданий считал как раз металлические украшения. «Но если целые этажи повиснут, если перекинутся смелые арки, если целые массы вместо тяжёлых колонн очутятся на сквозных чугунных подпорах, если дом обвесится снизу доверху балконами с узорными чугунными перилами, а от них висящие чугунные украшения, в тысячах разнообразных видов, облекут его своею лёгкой сетью, и он будет глядеть сквозь них, как сквозь прозрачный вуаль, когда эти чугунные сквозные украшения, обвитые около круглой прекрасной башни полетят вместе с ней на небо, - какую лёгкость, какую эстетическую воздушность приобретут тогда дома наши!» [6, с.59].

Эта статья, написанная в 1831 г., предвосхитила направления новых архитектурных стилей, ныне определяемых как историзм (эклектика) и модерн. Архитектурный металлический декор, поэтически охарактеризованный Гоголем, стал важнейшим явлением в формировании художественного облика здания в отмеченные стилистические эпохи.

Сегодня нам трудно представить себе городское пространство столетней давности - свободные от антенн крыши, улицы, не исполосованные проводами вдоль и поперек. Сохранившиеся в современном городе флюгеры и навершия потерялись в обилии технического металла. Однако в конце

XIX в. кованные или чугунные металлические украшения домов были хорошо заметны в городском пространстве и радовали глаз разнообразием форм. Они придавали индивидуальность каждому дому, подчёркивая особенности его стилистического решения, выявляя и дополняя его художественный облик. Среди балконных и парапетных решеток, флагштоков, кронштейнов, поддерживающих свесы крыш и козырьков крылечек, металлические навершия эркеров и башенок играют особую роль. Флюгер на здании выше пяти этажей малозаметен для пешехода, однако это очень важный компонент архитектурного ансамбля, его значимость следует искать в историческом происхождении флюгера как элемента декоративного убранства здания [8, с. 11]. История флюгера, с одной стороны, связана со знаками, отмечающими особенное пространство в человеческом жилище, с другой - флюгер представляет собой один из элементов художественного металлодекора, призванного украшать архитектурное сооружение.

Возрождение интереса к средневековью, а также идеализация эстетики ручного производства, провозглашенная английским художником и теоретиком искусства Джоном Рескиным во второй половине XIX в., оказались созвучными идеям русской художественной интеллигенции, стремившейся обрести национальную самоидентификацию в историческом прошлом [4, с. 292]. Эклектика или историзм, основанный на теории «умного выбора», равно как и сменивший эклектику стиль модерн идеализировали культуру средневековья в условиях нового, индустриального общества. Архитекторы использовали принципы декоративного оформления дворцов и замков в украшении фасадов жилых домов, стремясь придать каждому зданию неповторимую индивидуальность. Кованые и литые металлические детали -ворота, балконные и парапетные решетки, козырьки крылечек, флагштоки, флюгера, и кронштейны ста важнейшими выразительными средствами нового стиля.

В архитектуре Санкт-Петербурга «кирпичный стиль»1 впервые позволил полностью раскрыть возможности художественного металла как материала, используемого в конструкции здания и выведенного наружу в соответствии с принципом преобразования «полезного в прекрасное». В зданиях кирпичного стиля металл выступает как декор, созвучный естественной, природной фактуре кирпича. Для метал-лодекора этих домов характерен острый лаконизм силуэта, который достигается использованием традиционных кузнечных

приемов, когда материал диктует пластику рисунка. Такой подход позволял достичь подлинного единства архитектуры и декора, так как в «кирпичном стиле» характер художественного облика здания также в значительной степени основан на выразительных свойствах самого материала, из которого возведено здание, а также его декоративной облицовки. Технологический прием в таком случае возводится в ранг эстетического средства, где приемы кузнечного ремесла вторят приёмам кирпичной рельефной кладки. Красота тонких кованых элементов пластически завершает «зубчатый» силуэт здания, дополняя гибкой пластикой угловатость камня.

В зданиях «кирпичного стиля» активно использовался художественный металл [10, с. 61]. Это навершия, коньковые, парапетные и балконные решетки, флагодер-жатели, навесы подъездов, функциональные консоли и кронштейны, выведенные наружу анкеры крепежных балок. Навер-шия в зданиях этого типа изысканно легки и лаконичны: небольшие волюты у основания стержня, прозрачная флюгарка с датой постройки или небольшие кованые элементы в верхней трети шпиля.

Если истоки «кирпичного стиля» восходят к западноевропейской средневековой архитектурной традиции, то «псевдорусский» или «петушиный» стиль возник как вариант интерпретации традиций русского деревянного зодчества2. Здания «петушиного» и «кирпичного» стилей3 сближает лаконизм силуэта, вычленение башенок островерхими крышами. Однако переведенная в камень деревянная архитектура отличается характерными чертами декорирования фасада. Посредством кирпичного орнамента передается резное деревянное узорочье. Художественный металл (навершия, коньковые и парапетные решетки) очень изящен, прозрачен, полностью лишён каких-либо излишеств и представляет собой лишь функционально необходимую конструкцию навершия для завершения островерхой крыши или ограждающую балконную, коньковую или парапетную решетку.

Основная причина, по которой металлические элементы получали именно такую трактовку, связана с тем, что о визуальном облике металлического декора в древнерусской архитектуре в то время судили по летописным сведениям и лубочным изображениям. К тому времени было известно мало подлинных образцов русского архитектурного металла. Тем не менее, в метал-лодекоре зданий, возведенных в неорусском стиле, благодаря использованию традиционных, восходящих к допетровской эпохе

Общество

Terra Humana

кузнечных приёмов, удалось создать ощущение органичности использования выразительных элементов, применявшихся в далеком прошлом. Псевдорусский стиль, сложившийся к концу XIX в., опирался на архитектурные прототипы XIII-XV вв. В этом заключается основное его отличие от образцов петушиного или псевдорусского стиля середины XIX в., который ориентировался на памятники XVI-XVII вв. В художественном металле зданий, построенных в этом стиле, преобладают мотивы просечного железа, сложившиеся в народном зодчестве в декорировке дымников, подзоров крыш и воронок водостоков [11, с. 42].

Стиль необарокко часто использовался при строительстве доходных домов, поскольку отражал веселую беззаботность

XVIII в., которую как бы примеряли на себя их обитатели. Как правило, углы необароч-ных зданий трактуются как эркеры-башни, увенчанные куполами сложной формы. В полном объеме здесь представлены металлические декоративные украшения. Здесь мы встречаем решенные в традициях барокко кованые балконные и парапетные решетки с волютами, переходящими под прямым углом в прямую, со спиралями-завитками и накладными деталями. Особенностью необарочного металла является его объемность в пространстве - решетки, которые в поперечном разрезе напоминают луковичную главку церкви или теремную кровлю-«пучину». Во флюгерах используются комбинации противостоящих волют, повторяющих элементы решеток, с пропорциональным уменьшением массивности по всей вертикали. Богатство лепнины визуально облегчает силуэт здания, а обильное «кружево» наверший становится графическим, силуэтным продолжением рокайль-ности фасада при рассмотрении здания с определённого расстояния. Башенки и угловые эркеры необарочных зданий оживляли своими навершиями перекрёстки улиц. Являясь архитектурными доминантами четвёртого уровня, они формировали выразительный силуэт фоновой застройки города.

В Петербурге в неоренессансной стилистике возводились преимущественно общественные здания [9]. Xарактерный силуэт таким архитектурным сооружениям придавала кровля, оформленная широким куполом с пышными коньковыми и парапетными решетками. Такие здания насыщены металлодекором - им украшены балконы, козырьки, флагодержатели, коньковые и парапетные решетки, флюгера или неподвижные навершия, кронштейны свеса кровли, смотровые площадки - «ротонды», венчающие купола башен4.

Иногда внутри этих решеток устанавливался флюгер5. На «ренессансных» куполах высоких зданий к началу 1900-х годов стали устанавливать решётку-сетку, окаймленную кованой рамой и декорированную разнообразными коваными волютами. На решётке-сетке располагалась шрифтовая вывеска. Такой прием характерен для творчества П.Ю. Сюзора, А.К. Гаммерш-тадта, Л.Л. Фуфаевского, Л.Н. Бенуа.

Металлодекор в зданиях модерна подчиняется логике нового подхода к стилизации [6, с. 188]. В это время металл приобретает ещё большую пластическую свободу и становится особенно востребованным, принимая активное участие в декоративном решении пластики фасада. В балконных решетках и воротах кованые элементы часто выходят за ограничительные рамки перил, кронштейны козырьков утрачивают конструктивную жесткость в пластике кованых стеблей и цветов. Ограды курдо-неров или палисадников становятся своеобразным кружевным шлейфом здания. Над проёмами парадного входа часто размещаются декоративные кованные панно. Флагштоки и кронштейны свесов крыш образуют ритмический ряд, перекликающийся с ритмом оконных проёмов, что делает эти элементы очень важными в облике фасада. В зданиях этого стиля неподвижные навершия - «пики», «корзины» или «вазы» - завершают ризалиты.

В каждом из названных стилей навер-шия осуществляют «переход к небу», столь важный для визуального восприятия архитектурного сооружения. Акцентируя доминанты угловых зданий, венчания куполов эркеров и башенок, навершия задают пространственные ориентиры наблюдателю - пешеходу или жителю соседних домов, которые видят навершия из своих окон. Таким образом, навершия позволяют выделять данное здание или участок пространства из ряда других.

Навершия располагаются на вершинах башен и куполов, шпилей6, на гребнях крыш. Навершиями венчаются как светские, так и культовые здания. Функционально-конструктивная необходимость наверший возникает из особенностей кровельной конструкции, образно-художественная - из мировоззренческих установок и эстетических предпочтений. В данном случае мы рассматриваем именно металлические навершия, хотя они могут быть выполнены из любого другого материала.

Под термином «навершие» следует понимать то, что находится на высшей точке кровли башни или купола [2, с. 55]. В XIX в. в русской архитектурной среде для

Доходный дом, на углу Малой Посадской ул. и Мичуринской ул. (арх. М.С. Лялевич М. С., 1912 г.). Фото 11.11. Кострова, 2010 г.

Флюгер дома на углу Малой Посадской и Мичуринской ул. Фото В.В. Кострова, 2010 г.

рДоходный дом на Каменноостровском пр., д. 32.

л

Ь

Флюгер на здании Женской Евангелической больницы. Лиговский пр., д. № 2-4.

Фото В.В. Кострова, 2010 г.

Общество

Terra Humana

этой группы элементов было принято название «пинакли» (именно так В.Г. Барановский в своей архитектурной энциклопедии определяет металлические вертикальные элементы, венчающие купола и башни [1]). Нам этот термин представляется не совсем точным, т.к. пинакль, согласно определению современного архитектурного словаря [2, с. 162] - это башенка, возвышающаяся над соединением аркбутана и контрфорса. Французское слово ртас1е означает «верхушка сосны», и готические пинакли напоминают по форме эту природную форму. Но В.Г. Барановский относит к пинаклям также флюгеры, шпили и шпицы. Навершия являются важным акцентом в силуэте здания и в то же время наделены определённой символико-мировоззренческой информацией, воспринимаемой наблюдателем в соответствии с культурно-исторической средой его пребывания.

К навершиям относятся флюгеры, кресты, шпицы, скульптурные венчания фронтонов, акротерии, коньковые решетки и другие архитектурные элементы, осуществляющие переход от объема здания к воздушной среде, к небу. Мы включаем в понятие навершия7 всю группу архитектурно-декоративных элементов [12, с. 61] венчающих высотные выступы зданий, а также коньковые и парапетные решетки [12, с. 62], ре-шетки-ротонды8. К навершиям можно отнести также кресты и иные венчания (солнышки) храмовой архитектуры. Из всей группы наверший особо выделяется флюгер, так как наряду с архитектурнодекоративной и конструктивно-тектони-. ческой он исполняет также информаци-. онную функцию, выполняя роль метеорологического прибора.

Дополняя и расширяя классификацию художественного металлодекора, предложенную Е.А. Богдановой [3, с. 55], можно классифицировать навершия по следующим параметрам: конструктивным, функциональным и образно-пластическим [12, с. 63]. Конструктивные параметры предполагают оценку способа крепления самого навершия к кровле и анализ особенностей конструктивных соединений составляющих его частей между собой. Функциональные параметры предполагают выявление «рабочего» значения навершия на «теле» здания. Образно-пластические параметры описывают характер художественнопластического решения различных типов наверший. По образно-пластическому содержанию можно выделить фигуративные, флористико-геометрические, орнаментально-информационные типы. Встречаются

также навершия комбинированных типов. Образно-пластическая классификация проявляется в изобразительном содержании навершия и эволюционирует вместе с архитектурой.

С конструктивной точки зрения навер-шия можно разделить таким образом. По способу крепления несомой части к несущему вертикально закрепленному стержню навершия разделяются на подвижные и неподвижные. К подвижным навершиям относятся флюгера и их несомая часть - флюгарка. К неподвижным - все остальные: шпицы, букеты, плюмажи, кресты, а также решетки: коньковые, парапетные, щипцовые, решетки-ротонды и др. К навершиям комбинированного типа относятся кресты с флюгерами.

По пространственному расположению можно выделить осевые и горизонтальные навершия. К осевым навершиям относятся подвижные (флюгера) и неподвижные навершия: кресты, солнышки, шпицы, букеты и т. п. Горизонтальные навершия представлены коньковыми решетками, решетками ротонд, решетками-рекламами - это неподвижные навершия.

По функции выделяются оградительные и информационные навершия. К оградительным относятся коньковые решетки, решетки-ротонды и парапетные решетки, как располагаемые как по всему периметру крыши, так и по верхнему абрису фронтона.

Многообразие типов наверший - результат длительной эволюции. Самые ранние фигуративные навершия зооморфны, они являются созданиями готических мастеров. Их пластика связана с языческими преданиями, игравшими большую роль в культуре раннехристианского периода и несёт отголоски тотемических образов-покрови-телей рода. Этот тип наверший сохраняется на протяжении всей последующей истории. Флористическо-геметрические формы возникают в готическом искусстве и имеют в своей основе орнаментику рукописей ирландских монахов [13, с. 122], а также имитацию растительных форм в архитектуре и в архитектурном декоре. В XVIII-XIX вв. возникают чисто информационные навер-шия с буквенно-цифровой информацией, флюгеры с датой постройки дома или инициалами владельца на флюгарке. В конце

XIX в. появляются вывески-рекламы, выполняемые из накладывающихся просечных металлических букв на кованую решетку, располагаемую на крыше здания.

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение художественным металлическим навершиям и их роли в формировании архитектурной среды. Навершия - это элемент архитектурного убранства, явля-

ющийся, с одной стороны, частью целост- ства, его изобразительные, пластические и

ной объемно-пространственной структуры символические характеристики являются

здания, с другой - самостоятельным произ- важными компонентами облика Петербур-

ведением декоративно-прикладного искус- га рубежа Х1Х-ХХ веков.

список литературы:

1. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Вып. 2. Детали: Избранные таблицы. Выпуск 1. - М.: Стройиздат, 2003. - 48 с.

2. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. - СПб.: Стройиздат, 999. - 255 с.

3. Богданова Е.И. К вопросу классификации и терминологии художественного металла в архитектуре // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов за 2002 г. / Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная Академия. - СПб., 2004. - С.52-60.

4. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 314 с.

5. Владимиров В.М. Старые архитектурные проекты планов, фасадов и профилей церквей, домов, хозяйственных строений, заборов, ворот и решеток в стиле ампир // Собрание фасадов Его Императорского Величества высочайше апробированные для частных строений в городах Российской империи. Части 1 и 2 , 3 и 4., сочиненные А.А. Михайловым 2-ым; переиздание. - СПб ., 1913.

6. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени // Гоголь Н.В. Собрание сочинений, Т.6. - М.: Гослитиздат, 1953. - 455 с.

7. Калиничев Б.А., Николаева Т.И. Балконы Санкт-Петербурга. - СПб.: Дорн, 998. - 303 с.

8. Консап В.Ю. Таллинские флюгера. - Таллин: Эсти Раамат, 1967. - 65 с.

9. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга: Вторая половина XIX века. - Л.: Лениздат, 1981. - 256 с.

10. Стрельникова Е.Б. Флюгера Санкт-Петербурга. Исторический обзор // Художественное наследие и современность. Сб. науч. трудов преп. и асп. за 2003год. Вып. 4. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная Художественно-Промышленная Академия, 2005. - С. 58-64.

11. Стрельникова Е.Б. Флюгера в русском зодчестве // Сб. науч. трудов преп. и асп. за 2006 г. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная Художественно-Промышленная Академия, 2007. - С. 37-43.

12.Стрельникова Е.Б. Эволюция образа флюгера в архитектуре: история, терминология, систематизация и типология наверший // Сб. науч. трудов преп. и асп. за 2005 г. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная Художественно-Промышленная Академия, 2006. - С. 61-71.

13. Magne L.et H.M. Le plombe, l’etain, l’argentet l’ or . - Paris., 1922. - 135 p.

1 К памятникам «кирпичного стиля» относятся: дом № 66 по ул. Марата (арх. В. Шретер, 1876-1878); Женская Евангелическая больница, Лиговский пр., 2-4, ул. Некрасова, 45 (арх. Р.Б. Бернгард и О.Г. фон Гиппиус, 1886-1904); дом № 9 по Лесному пр. (арх. Мульханов, 1900-1901); дом № 11 по ул. Колокольной (епархиальный арх. Никонов, 1899-1900); дом № 64 по Садовой ул. (арх. Л.А. Фащевский, 1901-1902); дом № 6 на Троицком пр., бывшие мастерские Фрейберга (арх. Рейнбольд, 1898); дома №17-19 по Малой Посадской ул. (арх. Ф.И. Лидваль, 1902, 1904); дом № 47 по Выборгской наб., здание товарищества Невской ниточной мануфактуры (арх. К.К. Шмидт и фон Пирвиц, 1890-1900 гг.).

2 Здание Женской Евангелической больницы (Лиговский пр. д. № 2-4) и здание клиники им. Пирогова (дом № 49-51 на Большом пр. В.О, архитектор К.К. Шмидт, 1897-1899).

3 В качестве примеров такого стиля: здание Офицерского собрания на Литейном пр., д. 20 (по проекту А.И. фон Гогена и В.М. Иванова, 1895-1898 гг.); доходный дом Басина, пл. Островского, д. 5 (арх. Н.П. Басин, 1877-1879); здание музея А.В. Суворова, Кирочная ул., д. 43 (арх. А.И. Гоген и Г.Д. Гримм, 1901-1904).

4 Например: доходный дом Бернштейна, Каменноостровский пр., д. 54 (арх. Д.А. Кржижановский, 1911); доходный дом В.Е. Петрова на Загородном пр., д. 42 (арх. Е.П. Варгин, 1879-1880).

5 Здание мастерских Фрейберга, Троицкий пр., д. 6 (арх. А.И. Рейнбольд, 1898 г.)

6 Автор предлагает разграничить понятия «шпиль » и «шпиц», понимая под шпицем пикообразное навершие, венчающее, как правило, шпиль.

7 К навершиям кроме шпица относятся: букет - кузнечное украшение шпиля или купола из

нескольких изогнутых стержней, оформленное флористическими элементами (розетками, сиралями и листиками); плюмаж - кузнечное украшение шпиля или купола, сходное с букетом по конструкции, не имеющее ярко выраженной флористической трактовки; солнышко - неподвижно закрепленное украшение церковных главок, окружающих главный купол или главку, представляет собой диск, с прямыми или изогнутыми отходящими от него лучами.

8 Парапетная решетка расположена по периметру всей крыши, имеет оградительную и декоративную функции; решетка-ротонда расположена по периметру верхней площадки башенного купола или вокруг светового фонарика. Парапетные решетки, строго говоря, не относятся к навершиям, но как художественно-декоративный элемент и силуэтообразующая форма они примыкают к навершиям. Также возможно высотное выделение парапетной решетки на аттике или в венчании фронтона. В таком случае она может трактоваться как навершие фронтона.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.