Научная статья на тему 'Исследование визуально-коммуникативных характеристик представителей молодежных субкультур г. Владивостока'

Исследование визуально-коммуникативных характеристик представителей молодежных субкультур г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
365
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мельникова Л. А., Карабанова С. Ф.

В статье рассмотрена методика исследования визуально-коммуникативных характеристик представителей молодежных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of visual-communicative descriptions of representatives of youth subcultures vladivostok

The method of research of visual-communicative descriptions of representatives of youth subcultures is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Исследование визуально-коммуникативных характеристик представителей молодежных субкультур г. Владивостока»

УДК 316.723:316.772.2 (571.63-25)

Л.А. Мельникова, С.Ф. Карабанова ВГУЭС, Владивосток

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР Г. ВЛАДИВОСТОКА

В статье рассмотрена методика исследования визуально-коммуникативных характеристик представителей молодежных субкультур.

L.A. Melnikova, S.F. Karabanova

Vladivostok State University of Economy and Service

RESEARCH OF VISUAL-COMMUNICATIVE DESCRIPTIONS OF REPRESENTATIVES OF YOUTH SUBCULTURES VLADIVOSTOK

The method of research of visual-communicative descriptions of representatives of youth subcultures is considered in the article.

В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен

взаимодействовать с общей культурой. Поэтому, изучение субкультур -относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках.

За последние два десятка лет по этой тематике было защищено около сорока диссертаций, наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина). Также необходимо отметить попытку анализа существующих подходов к описанию и к типологизации субкультур на современном этапе (Слюсаревский

Н.Н., Соколов К.Б, Савельев Ю.Б., Ионин Л.Г.). Однако, достаточно мало работ, посвященных изучению визуально-коммуникативных характеристик представителей той или иной субкультуры.

Каждая субкультура имеет свои особенные визуальные и коммуникативные характеристики. Они как неотъемлемые правила, и неизменные аспекты поддерживаются членами общества, придавая субкультуре идеализированность и поддерживая определенную тематику, свойственную каждому социальному движению.

Рассмотрим отдельно значение визуальных и коммуникативных характеристик, для идентификации их с субкультурными традициями. Особенности внешнего облика и экспрессии человека могут стать «знаками», которые будут вовлечены в жизнь личности. Прежде всего, отметим, что в аспекте данного исследования визуальный канал передачи информации входит в область категории «невербальное общение». Сославшись на научные разработки ряда исследователей В.Н. Панферова, Дж. Ниренберга, Г. Калеро, Е.Н. Петровой, и др. определим, что визуальность - это внешний облик, который включает в себя физический облик, социальное оформление внешности, и экспрессивно - импресивные движения. Все это является интерпретацией в межличностном общении как единый «визуальный текст общения».

Визуальные знаки внешнего облика человека играют особую роль в общении и межличностном познании. Они являются важным средством (инструментом) невербального общения, реализующим аффективнокоммуникативную, регуляторно-коммуникативную и информационнокоммуникативную функции, становятся главными источниками визуальной информации о человеке, индикаторами его личности. Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются взаимосвязано: дополняя друг друга, либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым нюансом общения. Кинетические знаки чаще всего являются психосемиотической определяющей в визуальном тексте общения. При нейтральной или позитивной информации, передаваемой ими, эту роль выполняют знаки «габитуса» или «костюма». Визуальные средства невербального общения, репрезентируясь в функции индикации социально-психологических характеристик человека, становятся инструментом самоподачи своего образа в общении. Коммуникативная сторона - неотъемлемая часть каждого общества. Коммуникативные характеристики это те особенности общения, которые дают группе возможность обособления внутри основной культуры - подчеркивает известная исследовательница знаков общения Е.А. Петрова [1].

В 2010 г. во Владивостоке на базе Владивостокского государственного университета было проведено исследование, направленное на выявление особенностей членов субкультуры, посредством которых формируются визуально - коммуникативные и поведенческие характеристики людей, а также анализируются своеобразия представителей субкультуры «готов». Половозрастной анализ показал, что возраст тестируемых от 18 до 22 лет. В гендерном отношении в субкультуре готов ярко выражено преобладание лиц женского пола. Это обусловлено влиянием субкультур Запада на российские модели поведения, а также тем фактором, что эстетическая сторона причастности к субкультуре принимается в большей степени девушками, чем

парнями. Для проведения исследования были разработаны основные направления анализа фокус-групп. На основании этих направлений были сформированы блоки для качественного анализа внутренней структуры субкультуры готов как единого сообщества.

Блок 1. Введение в проблему

- Получение общих сведений о субкультуре; определение места субкультуры в обществе.

Блок 2. История.

- Мифология; Перечень субкультурных субъективно значимых моментов; Представление о субкультуре как определенном социальном мифе; Типические, отличительные, общие моменты в становлении субкультуры; Закономерности становления; Степень распространения, массовость.

Блок 3. Субкультура как стиль жизни.

- Выделение и описание характерных для данной субкультуры черт; Иерархия этих черт; Характеристика стиля жизни.

Блок 4. Музыка в субкультуре.

- Место музыки в субкультуре; Соотнесение направлений с определенной субкультурой; Сравнение музыкальных пристрастий в различных субкультурах; Сравнение области субкультурной и массовой музыки.

Блок 5. Внутренняя структура субкультуры как сообщества.

- Описание внутренней структуры; Выделение элементов и связей;

Иерархия (лидерство); Сравнение структур: выделение общего и

специфического; Место традиций свободного структурного творчества в субкультуре (степень жесткости); Система ролей.

Блок 6. Отношения общества и субкультуры.

- Степень открытости субкультуры; Отношение к внешнему миру и внешнего мира к субкультуре; Роль культуры в обществе; Выяснение перечня известных субкультур; Картина внешнего мира как общества характерная для данной субкультуры; Стилевые особенности носителей субкультур.

Блок 7. Потребности, удовлетворяемые субкультурой.

- Какие побуждения личности реализуются в субкультуре; Взаимообусловленность психологических особенностей и субкультурных черт; Субъективный смысл существования субкультуры.

Блок 8. Идеология, ценности, их отражение в символике.

- Описание идеологии; Иерархия ценностей; Выяснение установок; Описание символики; Значение символики и ее смысл.

Блок 9. Субкультура как область проявления культурного творчества.

- Описание материальной и духовной культуры; Роль творчества в субкультуре; Представление о стиле как образе мысли; О стиле как о поведении.

Блок 10. Субкультурное событие.

- Эмоциональное значение субкультурного события; Смысл для участников; Событие как ритуал; Совместное переживание; каким образом создается культурная общность; Цель субкультурного события, чему оно служит.

Блок 11. Коммуникации в субкультуре.

- Источники информации; Роль СМИ в становлении культуры; Предпочтение каналов СМИ; Роль межличностных коммуникаций.

Обработка полученной информации производилась по выбранным направлениям. Из анализа результатов были получены следующие данные.

Согласно материала первого блока, представители готической субкультуры не располагают достаточной базой знаний о возникновении и развитии самой субкультуры. Основное понятие о ней сводится к стилю и музыке; факторы, повлиявшие на вступление в неформальную общность, ограничиваются понятиями свободы личности и наличием специфического мироощущения.

Второй блок выявил, что большая часть группы не связывает готику и готическую субкультуру с историческими периодом, мифологией и преданиями. По их мнению, готика является продуктом реального мира, они отрицают связь субкультуры с архитектурным стилем и варварами, но согласны, что вампиризм

- это мистическое явление, которое самостоятельно проникло в готику и не было основополагающим.

Исследования по блоку 3 показали, что в группе возникли трудности с описанием и иерархией черт, характерных для готики. Основными признаками были названы: черный цвет, готическая музыка, готическое мировоззрение, депрессивность, а также в некоторых случаях было указано искусство во всех его проявлениях. Эти данные являются поверхностными, и можно сказать, что готы не придают этому значения, и придерживаются лишь внешних признаков, что делает их вступление в готическую субкультуру процессом безболезненным. Описание стиля жизни сводится к свободе личности, к соблюдению «неких» готических идеалов, к всевозможному творчеству, а также посещению кладбищ, концертов и мест общего скопления представителей данной субкультуры.

Согласно блоку 4, музыка занимает одно из первых мест в субкультуре и является базисом для её развития. По мнению группы, готическая музыка это отдельный пласт в истории музыкальных направлений. Хотя на самом деле, настоящую готическую музыку слушают единицы; большая часть группы предпочитает готический металл, готический рок, death металл, J-рок и т.д., что подчеркивает неосознанность выбора субкультуры и искаженное представление участников о ее сущности. Также, четко выражен негатив по отношению к массовой музыке, и к музыке таких субкультур, как скинхеды, скейтеры, эмо, и ненависть к шансону.

Информация по блоку 5 показывает что, готическая субкультура является дезорганизованной общностью, отсутствует лидер, иерархия сводится к разделению на настоящих готов и херков. По мнению самих готов, последние просто наследуют атрибуты готик-культуры, часто не понимая их сути и смысла. Однако, даже из вышесказанного видно, что большая часть всех готов города Владивостока, может быть причислена именно к херкам, согласно осведомленности приверженцев о субкультуре как таковой. Наряду с этим существует иная иерархия готов, представленная в большом количестве стилей,

отличительные черты которых не достигли завершения в рамках данной местности, и перечислить полностью весь список не смогли даже члены фокус-группы. Можно сказать, что в рамках города Владивостока сформировался единственные подвид готики - романтическая, который подразумевает традиционность в образе гота и его жизни. Также существует кибер-готика, но в последнее время, испытывая давление востока, она трансформируется в аниме-культуру с яркими цветами (яркие кислотные цвета) и атрибутами, не характерными для традиционной готики.

По блоку 6, субкультура является открытой общностью, люди по собственному желанию могут приобщиться к ней, принять стиль жизни и идеологию готики. Большая часть тестируемых считает, что существующая культура общества является извращенной, неправильной, в отличие от готики. Также было выявлено отношение готов к другим субкультурам: они нейтрально относятся к металлистам, сатанистам, ролевикам, толкиенистам, анимешникам, рокерам, байкерам и т.д. Ярко выражен негатив по отношению к скинхедам, гопникам, эмо-культуре. Приверженцы готики считают, что их субкультура возникла отдельно от основных норм массовой культуры, она практически не затрагивает материальность мира, скорее, обратную сторону реальности -мистику, и мир образов и фантазий. Было выявлено агрессивное отношение к людям, не разделяющим принципы готов, отрицающих существование готики как единицы субкультурного пространства. Также можно добавить, что стилевые особенности носителей субкультур сводятся к искаженному трактованию идей готики, к почитанию загробного мира, культу смерти и мистики.

Согласно блоку 7, вступление в субкультуру связано с наличием определенных желаний, стремлений, и пристрастий. Причем объяснение дается поверхностное, что исключает возможность глубокого анализа факторов, подталкивающих людей к приобщению себя к субкультуре. Фокус-группа отметила, что большинство членов готик-культуры не принимают характерное для готики мировоззрение, но и не отрицают его существование. Происходит ассимиляция личных идеалов под стандарты, принятые в субкультуре, что ограничивает разностороннее развитие личности, навязывая однообразность и стереотипность мышления. По мнению членов фокус-группы, становясь членом готик-культуры, человек не обязан придерживаться стиля и определенной атрибутики. Однако, на практике, отступление от этих норм влечет осуждение со стороны остальных членов движения. Большинство тестируемых в фокус-группе склонны считать, что главной функцией субкультуры является объединение людей с общими интересами и мнениями. Этот факт делает субкультуру всего лишь «кружком по интересам».

Анализ материала блока 8, показал, что вступая в субкультуру, человек не обязан быть ее приверженцем на протяжении всей жизни. В основном это зависит от того, какие причины подтолкнули человека сделать выбор в пользу именно данной субкультуры. Символика готической субкультуры искажена и трансформирована под личностные приоритеты каждого ее члена. В основном, символизм проявляется в тех образах, которые изначально были определены

индивидом, как основополагающие. Поэтому возникновение истинных символов и появление характерных черт субкультуры известно только тем, кто самостоятельно изучает эти данные, открывая для себя новую сущность готики.

По блоку 9, готическая субкультура предполагает ношение определенных туалетов, но не каждый член общества может себе позволить покупку платьев 18-19 веков, настоящих корсетов, обуви, аксессуаров и т.д. поэтому основной стиль выражен в повседневной одежде черного, белого, красного цветов. Естественно этот факт искажает то, что должен выражать смысл стиля. Соответственно, сам стиль начинает отождествлять лишь субкультурные различия членов различных групп. Согласно анализу фокус-группы, субкультурная среда достаточно скудна, дезорганизована; любое творчество выражает не общие, а личностные идеи индивидов. Стремление людей к самовыражению своего эго приводит к тому, что готическая субкультуры теряет статус общности. Она теряет свои идеи, становится очередным способом для человека показать миру свою значимость и востребованность своего существования.

Блок 10, выявил, что субкультурные события имеют значение эмоциональной и физической разрядки, а также способа проявления себя, как истинного представителя готики. Традиционность и ритуальность таких событий является утерянной, забытой, не соблюдается и расширяет свои рамки вплоть до проникновения вовнутрь приверженцев массовой субкультуры.

Согласно блоку 11, любое массовое событие в мире готической субкультуры исключает заинтересованность в новых знакомствах и контактах. Это подчеркивает тот факт, что готическое общество полностью личностноориентированное. По мнению членов фокус-группы, живое общения является более эффективным, однако различная информация о жизни субкультуры черпается из интернета, что говорит о сознательной закрытости членов общества друг от друга. Также было выявлено, что межличностные коммуникации в рамках готик-культуры не име6ют определенной смысловой или функциональной нагрузки. Это подчеркивает разобщенность, замкнутость готов внутри субкультуры.

Визуальные характеристики контрольной группы разнятся в зависимости от индивидуальных предпочтений каждой личности. Однако, как и в большинстве субкультур, здесь можно проследить основные тенденции, указывающие на принадлежность к своей культуре: одежда представлена в гамме цветов от черного и серого, до красного и фиолетового; тяжелая кожаная обувь; соответствующая атрибутика; достаточно агрессивный макияж у девочек. Следует отметить, что эстетика готических традиций не соблюдается. Это выражается, в первую очередь, стиле одежды, которая ограничивается повседневными вещами, имеющими черный цвет (джинсы, кофты, футболки, рубашки). Специфические атрибуты - корсеты, платья, перчатки, и др. -надеваются только для определенных мероприятий. То же можно сказать и о прическе. Больше половины тестируемых из контрольной группы на момент опроса имели «грязные, немытые» волосы, распущенные или собранные в хвост. Отмечается, что основная часть готов, контрольной группы, причисляет

себя к субкультуре «анимэшников», любителей и фанатов японской мультипликации. Этот факт нашел отражение, как во внешних, так и во внутренних характеристиках. Тестируемые с такой тенденцией отличаются инфантильностью поведения, добавляют в свой стиль более яркие цвета (розовый, желтый, голубой и др.), внешне не проявляют агрессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Петрова Е.А. Знаки общения [Текст]/ Е.А. Петрова // М.: ГНОМиД., 2000.- С. 254.

© Л.А. Мельникова, С.Ф. Карабанова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.