Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ЖИВИ И ПОМНИ»'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ЖИВИ И ПОМНИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повесть / визуальное восприятие / В.Г. Распутин / цветопись / колоративная лексика / цветовой образ / художественная литература / национальная культура / языковое мышление / проблема восприятия / novella / visual perception / V.G. Rasputin / color painting / color vocabulary / color image / fiction / national culture / language thinking / perception problem

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Лэй

Постановка проблемы. Статья посвящена исследованию цветовых образов в повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Цель исследования – выявить особенности использования цветовых образов в повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Объектом исследования являются цветовые образы. Предмет данного этапа исследования – выявление свойств цвета в художественных произведениях. Методология. Использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, формализации. Результаты исследования. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты литературного явления цветописи, излюбленного приема В.Г. Распутина. Цвет хорошо подходит для работы с критической семантикой, он расширяет ее границы. Опыт изучения национальной культуры позволяет отметить лишь несколько примеров, которые играют важную роль в понимании того, как функционировал цвет в литературе раньше. Вывод. Выявление роли цвета в произведениях В.Г. Распутина с помощью критической семантики позволяет определить особенность визуального восприятия читателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF COLOR IMAGES IN V.G. RASPUTIN'S NOVELLA "LIVE AND REMEMBER"

Problem statement. This article is devoted to the study of color images in the story of V. Rasputin “Live and remember”. The purpose of the study is to identify the features of the use of color images in the story of V. Rasputin “Live and remember”. The object of the study is color images. The subject of this stage of research is to identify the properties of color in works of art. Methodology. Methods of observation, analysis and synthesis, formalization were used. The results of the study. Some theoretical aspects of the literary phenomenon of color painting, which is a favorite technique of V. G. Rasputin, are considered. Color, as noted above, is surprisingly well suited for working with critical semantics, but it also pushes its boundaries. The experience of studying national culture allows us to mention only a few examples that play an important role in understanding how color functioned in literature before. Conclusion. The identification of the role of color in the works of V. G. Rasputin with the help of critical semantics, allows us to identify the peculiarity of visual perception by the reader.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦВЕТОВЫХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ЖИВИ И ПОМНИ»»

УДК 882

исследование цветовых образов в повести в.г. Распутина «живи и помни»

Чжан Лэй (Иркутск, россия)

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена исследованию цветовых образов в повести В.Г. Распутина «Живи и помни».

Цель исследования - выявить особенности использования цветовых образов в повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Объектом исследования являются цветовые образы. Предмет данного этапа исследования - выявление свойств цвета в художественных произведениях.

Методология. Использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, формализации.

Результаты исследования. Рассмотрены некоторые теоретические аспекты литературного явления цветописи, излюбленного приема В.Г. Распутина. Цвет хорошо подходит для работы с критической семантикой, он расширяет ее границы. Опыт изучения национальной куль туры позволяет отметить лишь несколько примеров, которые играют важную роль в понимании того, как функционировал цвет в литературе раньше.

Вывод. Выявление роли цвета в произведениях В.Г. Распутина с помощью критической семантики позволяет определить особенность визуального восприятия читателем.

Ключевые слова: повесть, визуальное восприятие, В.Г. Распутин, цветопись, колора-тивная лексика, цветовой образ, художественная литература, национальная культура, языковое мышление, проблема восприятия.

Постановка проблемы. Изучение колоративной лексики имеет свои традиции описания, нашедшие отражение в целом ряде фундаментальных работ. Одни направления дополняются другими в связи с требованием времени, появлением новых аспектов, предметов и источников исследования [Бебриш, Уфимцев, 2023, с. 4].

Основной проблемой данного исследования является обнаружение приемов использования цветов в творчестве В.Г. Распутина в рамках произведения «Живи и помни».

Цель исследования - изучить и выявить особенности использования цветовых образов в повести В.Г. Распутина «Живи и помни».

Обзор научной литературы по проблеме. О творчестве В.Г. Распутина написано множество исследовательских работ, среди которых выделяются в первую очередь российские исследователи. Однако особое внимание изучению творчества В.Г. Распутина уделяют также китайские ученые.

Ван Юйцзе рассматривает в экологическом аспекте повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар» в публикации «Экологическая этика в творчестве Распутина и ее корни». Автор считает, что в прозе В.Г. Распутина, посвященной экологическим проблемам, проявляются любовь к природе, забота

об экологической среде, призыв к гармонии человека и природы. Это тесно связано с русской культурной традицией, а также с высоким чувством социальной ответственности самого В.Г. Распутина как сибирского писателя [Чжан, 2021, с. 324].

Чжан Госся и Чжан Ян интерпретировали экологическую этику в произведениях писателя через рассмотрение отношений человека к земле, к природе, к религии («Об этике Распутина в экологической литературе») и указали на то, что экологическая этика писателя в его литературном творчестве воплощает человеческую боль и представляет сочетание религиозной мысли и рационального мышления. Миропонимание писателя возникло на фундаменте национальной культуры, и потому в его творчестве охраняется связь между человеком и традицией, между человеком и землей [Чжан, 2021, с. 324].

Интересны размышления Тянь Е. о повести В.Г. Распутина в работе «На страже духовного дома человечества. О творчестве Распутина». В ней даются интерпретации персонажей с высоким уровнем экологического сознания, а также образа природы как среды обитания человеческой души. По мнению автора, писатель обладал сильным экологическим сознанием, глубоко отражал и критиковал поведение людей, разрушающих природную среду. Представленный анализ позволил установить, что изучению цветовых образов творчества В.Г. Распутина не уделялось должного внимания как со стороны российских, так и китайских исследователей [Чжан, 2021, с. 325].

Методология (материалы и методы). Для достижения поставленной цели были использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, формализации.

Новизной проведенного исследования является определение роли цвета в произведениях В.Г. Распутина с помощью критической семантики, что позволяет выявить особенность визуального восприятия.

Результаты исследования. Одной из важнейших черт поэтики, обеспечивающих эмоциональное восприятие произведения, является использование цветовых образов в нем. Русские писатели и поэты широко использовали прием цветописи. Среди них Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Марина Ивановна Цветаева, Лев Николаевич Гумилев и многие другие.

Без сомнения, к плеяде отечественных авторов, активно использующих цветопись, относится и Валентин Григорьевич Распутин. Этот сибирский писатель по праву считается одним из авторов прошлого века, обладающих неповторимым стилем и богатым образным языком. И проблемы, которые Валентин Григорьевич ставит в своих произведениях, отличаются злободневностью и отражают недостатки современного общества.

После появления первых произведений писателя критика отнеслась к нему благосклонно, оценив достоинства поэтики. Переводы книг В.Г. Распутина были изданы во многих странах, и зарубежные специалисты также анализировали их в своих трудах. Классикой «распутиноведения» являются книги В.Я. Курбатова, Н. Горреславской, Н. Чернова, И.Л. Бражникова, Н.С. Тендитник и др.

Особенностью творчества В.Г. Распутина является тематическая направленность: он повествует о деревне, земле сибирской, где родился и вырос. Он стал одним из писателей-«деревенщиков», сумевших сочетать лучшие традиции русской классики и несомненные новаторские тенденции. Как последователь классиков, писавших о народе и для народа, В.Г. Распутин красочно рисует жизнь в деревне с ее извечными духовными взлетами и проблемами. В его книгах деревня - это особый мир, наполненный сочными красками и звуками.

Особенность художественного приема цветописи кроется в том, что восприятие человеком какого-то объекта связано с его окраской. Именно с памятью о цвете вещи связаны наши с ней ассоциации. Мы видим цветные сны. Читая стихи или слушая музыку, мы наделяем слова и звуки яркими или пастельными оттенками.

Использование выразительного средства, цветописи, выражается в аллюзии или отсылке к символике цвета, тем ощущениям, которые цвет вызовет у читателя, связи цвета с культурной традицией. Кроме того, цветопись обладает возможностью передать эмоционально-экспрессивный аспект информации. Иными словами, отношение автора к описываемым им предметам и явлениям становится понятным читателю, когда он видит «цветовой» эпитет. Одиночное наименование цвета или сочетание цветов имеют психологическую направленность: они создают настроение читателя и его отношение к происходящему. Яркие цвета создают радостное, беззаботное, праздничное настроение. Черный, серый, а в восточных культурах и белый вызывают минорное настроение, являются мрачными, печальными цветами. Тот факт, что восприятие человека прежде всего связано со зрительными и слуховыми ощущениями, становится основой частотности применения цветописи в художественных произведениях.

Семантика цвета меняется в зависимости от множества контекстуальных факторов. Его значение меняется так же сильно, как меняется наше визуальное восприятие. Это может говорить как о постоянстве, так и о непостоянстве. Данный фактор может одновременно подчеркнуть подлинность и двуличие. Единственной постоянной особенностью использования цвета является то, что он часто остается незамеченным.

В литературе символизм принимает множество форм, таких как объекты, образы, формы и цвета. Цвета могут иметь особое значение в художественном произведении: они оказывают влияние на настроение, идеи и концепции читателя.

В культуре или обществе цвета могут иметь определенные значения или представления. Таким образом, цветовая символика должна интерпретироваться с учетом культуры, времени и контекста.

Использование символизма в литературе заключается в том, чтобы придать действию, объекту более глубокий смысл, усилить его значимость.

Используя символы, авторы могут общаться со своими читателями без необходимости прямо говорить, что они имеют в виду. Эти косвенные подходы

помогают авторам создать нюансы и завуалировать ситуацию. Но для того чтобы значение символа было правдоподобным, оно должно быть подкреплено остальной частью истории.

Направления, в которых действует цветопись в художественных произведениях:

- облегчает понимание сложных идей и центральных тем;

- дает писателям возможность эффективно и искусно излагать большие и сложные идеи;

- облегчает процесс критического мышления у читателей при изучении авторского текста;

- придает тексту эмоциональную наполненность [Бахтин, 2016, с. 52];

- отвлекает от темы, которая слишком противоречива, чтобы подходить к ней открыто.

Очень часто цвет используется для создания фона повествования. Так читательская аудитория получает представление о месте действия в сюжете. Например, деревья зеленые и коричневые, небо голубое с оттенком белого, море перламутрово-зеленое. Эти элементы помогут читателю визуализировать пейзаж текста или стихотворения во время его чтения.

Когда воображение автора создает цветовые образы, получается общий опыт с читателем, основанный на восприятии. Другими словами, писатель может эффективно общаться с читателями, используя цвета в своем произведении.

Цвета могут усилить экспрессивное воздействие стихотворений, излучая эмоции. На чтение стихотворения могут влиять цвета, которые поэт выбирает в зависимости от человеческих эмоций и опыта. Например, передать гнев может быть трудно, когда пишешь о синем цвете. Как бы хорошо ни была написана эта история, она, скорее всего, изменит настроение читателей на более подавленное и вызовет более мрачный отклик.

Писатели, которые часто используют личный опыт в своей работе, могут рассматривать возможность изменения цветовой гаммы, чтобы поддержать эмоциональный отклик, которого они добиваются от читателя.

Кроме того, цвета способствуют созданию ауры восприятия, которая способствует созданию тона, интенсивности и ощущения скорости в произведении. Насыщенная цветом атмосфера может помочь читателям пережить опыт, меняя повествование, вместо того чтобы вести их по сюжету в заинтригованном состоянии.

В процессе изучения представителей различных литературных направлений А.С. Пушкина, И.В. Гете, М.Ю. Лермонтова, Скотта Фицджеральда, М.И. Цветаевой, Л.Н. Гумилева возникло современное восприятие цветов в художественном произведении (табл.).

Символика цвета в литературе

Цвет Значение

Черный Печаль, смерть (на Западе), состоятельность в моральном и материальном плане, агрессия, гнев, неизвестность, секрет, низость, земля, потусторонний мир, мистика, потеря, гаджеты, строгость, одиночество

Серый Серебристый Старший возраст или старость, скромность, незаметность, уединение, умное времяпрепровождение, безопасность, стабильность, достоинство, косные взгляды на жизнь, грусть, тоска. Цвет воды - невозмутимость, текучесть

Бежевый, цвет слоновой кости Союз, непритязательность, простота, невозмутимость. Нежность, симпатия, дружба и понимание

Белый Святость, невинность, начало пути/жизни, преклонение, чистота, простота, умение ценить простоту, безошибочность, холод, свет, сияние брак (на Западе), смерть (на Востоке)

Синий Открытость, честь, официоз

Голубой Цвет воды, поэтому гармония, умиротворенность, косные взгляды на жизнь, доверие, чистота, истина. В контексте может быть связан с унынием, тоской, сплином. В физическом состоянии - отвращение к еде, тошнота

Фиолетовый, пурпурный Цвет символизирует государственную власть, церемониал, честь, умение управлять, интеллектуальные способности, стремление просвещать людей, сдержанность, печаль, целомудрие

Лавандовый Нежность, женский цвет, продолжение рода

Оранжевый Сила, яркость, уверенность в себе, энергия, жар, страсть, взрыв, самокритичность

Зеленый Цвет травы и листьев, поэтому связан с окружающей средой и жизнью на фоне природы. Также символизирует здоровье и бодрость. Тускло-зеленый связан с негативными эмоциями: печаль, тоска, уныние, скука. Например, тоска зеленая

Розовый Символизирует девичество и все нежные чувства

Желтый Как и зеленый, этот цвет выступает в двух ипостасях. В положительном плане - это надежда, солнце, творчество, жизнелюбие, жара, золото, единение близких по духу людей. Также символизирует негатив в виде ревности, зависти, трусости, жадности

Красный С одной стороны, красный - это страсть. Не случайно в восточных культурах свадебный наряд красного цвета. Он достаточно энергичен и открывает истинные чувства и желания. В отрицательном контексте символизирует опасность, нападение, неконтролируемые страсти, гнев, огонь, кровь, войну, насилие

Золотой Вообще говоря, золото символизирует богатство, деньги или роскошный образ жизни. В классическом романе Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэт-сби» много примеров цветовой символики. Существует связь между золотом и всем, что описано в этой книге. Цвет испортил американскую мечту всеми возможными способами. Это цвет денег, и его часто используют для описания Джордан и Дейзи, «золотой девочки».

Рассмотрим основные классификации цветов в художественном произведении.

Базой для создания теории цветописи как приема послужили наблюдения средневековых богословов, реальная практика живописцев, работы искусствоведов и психологов.

Одним из классических трудов о цвете, литературным манифестом цветописи является работа немецкого поэта И.В. Гете «Учение о цвете». Создатель «Фауста» писал его около 20 лет. В нем он выразил свои мысли в виде законченной теории цвета: «определенные краски влияют на душу человека», т.е. Гете подытожил данные психоэмоциональной теории цвета [Кандинский, 1996, с. 25]. Именно Гете разделил цвета по их воздействию на эмоциональное состояние человека: бодрящие и угнетающие, теплые и холодные, положительные и отрицательные, рождающие радость и вгоняющие в депрессию.

Многие научные труды, включая М.М. Бахтина, В.Н. Кандинского, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Тынянова, Е.А. Бурцева, посвященные изучению цветописи, обнаруживают множество расхождений с «Учением о цвете». В них авторы показывают зависимость семантики цвета от концепта и первостепенную значимость индивидуально-авторского взгляда.

Однако есть и общность. У всех авторов черный цвет является маркером негативных эмоций. Красный цвет маркирует горячность, неконтролируемые чувства позитивной и негативной направленности. Фразеологизмы с колоративной лексикой в нескольких языках схожи: «краснеть от стыда», «почернеть от горя».

Таким образом, цвет и эмоции в художественных произведениях тесно связаны. Цветовые образы создаются для эмоционального воздействия на читателя, придания выразительности поступкам персонажей, их портрету, другим деталям произведения. Выражаемые цветом понятия зачастую типичны, совпадают для многих народов, культур, эпох. Так возникло понятие архетипа цвета.

В.Г. Распутин в своих произведениях представляет деревенскую жизнь без прикрас [Каминский, 2012, с. 124]. Кроме того, реализм повествования еще более подчеркивается бытовым натурализмом. И яркие, «сочные» детали деревенского быта Валентин Григорьевич создает при помощи колоративной лексики [Дырдин, 2017, с. 19].

Одним из ярких примеров таких произведений, отражающих нравственное состояние общества в сложный период жизни страны, является повесть «Живи и помни» [Игнатьева, 2014, с. 93]. Сюжет основан на событиях, происходивших в конце Великой Отечественной войны. В центре повести - трагическая судьба На-стены, которая узнает, что ее муж Андрей оказался дезертиром и вернулся в родную Атамановку1.

Цветовые образы, созданные писателем в повести «Живи и помни», характеризуют:

- природу;

- неодушевленные предметы;

- внешний облик персонажей.

Несмотря на большое количество цветовых образов (их более 50 в достаточно небольшом по объему произведении), повесть выглядит блекло, мрачно. Этому способствует частотное употребление колоративов, обозначающих темные и мрачные цвета.

В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» цветопись создается следующим спектром цветов.

Черный цвет выступает как знак беды, когда Настена, подозревающая о приходе Андрея, топит баню. Она носит воду, но цвет воды не упоминается в произведении. Женщина смотрит на черный от березы столб дыма. Этот дым поднимается вверх и заметен2. Можно усмотреть здесь аллюзию на исход души из тела, а темный цвет показывает трагичность ситуации.

Андрей связан с черным, его даже можно принять за нечисть (большая черная фигура), внезапно возникшую в темной бане ночью. Его детальный портрет еще более усиливает это впечатление: что-то большое и лохматое смутно чернело перед ней.

Однако при свете Андрей оказывается не так зловещ. Конечно, война изменила его, ожесточила, но лицо и повадки остались прежними. Только отросла неряшливая черная борода. Андрей кажется Настене «чужим, непонятным»3.

Настена помогает мужу и болеет за его долю всем сердцем. Когда она впервые пришла к нему на зимовье, то принесла запас провизии «на черный день».

Андрей тут же откликнулся, характеризуя черным цветом весь ход своей жизни. Не случайно и его временное пристанище в лесу кажется Настене не только обветшалым, но и пугающим. Стены зимовья черные, в паутине, что невольно наводит на мысли об аде. Кроме того, черная зола, оставшаяся от прежних обитателей, создает мотив одиночества Андрея. Все, жившие в зимовье, уже мертвы или доживают свой век.

Зима - такое время, когда чувства спят, а для живых существ она вообще похожа на маленькую смерть. И Распутин подчеркивает, что в ту страшную зиму в мире Гуськовых остались белая и черная краски. Этот контраст показывает, что жизнь героев может быть праведной, если Андрей перестанет скрываться, или грешной, скрытной и безнадежной.

В описании Максима Вологжина, пришедшего с войны, фигурирует не черный цвет, а глагол с колоративным значением: «почернеть». Максим не черный, как Андрей, а почерневший, он тоже много пережил, но открыто и с честью вошел в свой родной дом. Черным Распутин характеризует скорбь, негатив, смерть. Максим же успел натерпеться горя на войне, но теперь, дома, он счастлив и теряет «темноту» в характеристике своего образа.

В описании Андрея постепенно серый цвет вытесняет черный. Борода у него стала грязно-пегой.

2 Распутин В.Г. Собр. соч.: в 3 т. / предисл. В.Я. Курбатова. М.: Молодая гвардия, 1994. Т. 1: Деньги для Марии. Живи и помни. Рассказы С. 301.

3 Распутин В.Г. Живи и помни. Омск: Омское книжное издательство, 2010. 52 с.

Серый как оттенок черного находит отражение в образе волка, пришедшего к Андрею на зимовье. Волк без всякого страха, как на собрата, смотрел на человека. При этом он был настроен агрессивно. Это существо, такое же одинокое и озлобившееся, как дезертир, является двойником Андрея. Не случайно далее автор пишет, что волк научил человека выть. Так выливалась на свет тоска по дому, теплу, близким людям.

Белый цвет несет позитивную коннотацию и употребляется в устойчивых выражениях: среди бела дня. Несмотря на нейтральное обозначение светлого времени суток, в устах Андрея это выражение обретает оттенок опасности и беды. Так традиционная символика белого у В.Г. Распутина «окрашивается» общим настроением повести.

Белый цвет фигурирует в характеристике Настены. Тело ее отличалось здоровой полнотой и светилось «теплой, парной белизной».

Героиня ради встречи с мужем идет помогать ставить бакены деду Матвею. Символическое значение обретает именно белый бакен. Женщина словно открывает дорогу на реке добрым силам; и оттого, что он здесь, не исчез, не погас, не сгинул, ей стало немножко легче.

Синий цвет раскрывается в описании полей, покрытых снегами, на фоне поднимающейся парной сини, где в воздухе перед окоемом мерещились стоячие белесые полосы. Либо мы наблюдаем фразу: «Снег пыхал, искрился, а в легких тенях отливало мякотной синью». Как оттенок синего в повести встречается голубой цвет. В контексте он имеет значение светлого, радостного. Так, в описании возвращения Максима Вологжина с войны жена его Лиза описывается сияющей. Радостью светятся и ее лицо, и глаза, и даже голубенькая кофточка оттеняет красоту и всеобъемлющую любовь этой счастливой женщины.

Зеленый цвет в повести сравнивается с сиянием чистого, зеленого стекольного льда, под которым, завораживая и потягивая за собой взгляд, шевелилась вода. Везде, в любом, даже светлом березовом лесу - самая унылая и неприглядная пора, как известно, промежуток между снегом и зеленью, когда человеческие чувства обострены до тоски, до голода и не хотят мириться с пустотой, чернотой и затхлостью, каких осенью не бывает. Также мы видим описание сибирской реки Ангары, пронизанной сверху глухим зеленым сиянием льда4.

Берег напротив острова был широкий, открытый и успел подсохнуть, из земли бледной прозрачненькой зеленью сочилась новая травка, ей мерещилось, что сейчас, когда во всю свою красоту раскрывается лето, когда вышла из земли трава и оплывают зеленью леса, а Ангара, выпроставшись ото льда, завораживает, затягивает своим движением и синью, что сейчас, когда человеческая душа, как в никакое другое время, отзывчива и ответна, Андрей может не выдержать и что-нибудь с собой сотворить.

«Любила еще до солнца выйти по росе, встать у края деляны, опустив литовку к земле, и первым пробным взмахом пронести ее сквозь траву, а затем махать

и махать, всем телом ощущая сочную взвынь ссекаемой зелени». - Распутин описывает особенность наливающейся зелени реки. Туманился зеленой же поволокой взгляд, дыхание холодило влажными тягучими запахами. Зеленый цвет передается в большей степени для описания природы, которое позволяет автору раскрыть великолепие летних дней.

Красный цвет используется в описании круглого лица, изменивашегося от зимнего загара: лицо обмякло и светилось сквозь сон вольной улыбкой. Встречается использование фразы: «Ну, Настена, золотая ты моя баба!» (золотой чаще всего представляет собой оттенок желтого цвета, имеющий чистый солнечный блеск). Данный пример употребления цвета, обозначающего богатство и роскошь, в повести является единственным. Андрей действительно видит смысл своего существования только в жене, она для него олицетворяет весь мир, а это самое главное для человека. Поэтому Настена и характеризуется таким колоративом.

Ржавый цвет (нечто среднее между оранжевым и коричневым)5 встречается в описании Михеича, отца Андрея. В.Г. Распутин сравнивает его внешность перед войной и во время подозрений, что единственный сын дезертировал. Михеичу 65 лет, и из молодцеватого мужчины он превратился в старика, чьи усы выцвели до ржавого цвета.

Ржавый цвет означает не только неприглядную старость, но и грязь, запущенность места, где работает Михеич. Двор был грязно-рыжий6. К цветовым образам писатель добавляет и запахи: воздух был зловонный и застоявшийся.

Даже в описании рассвета, зарождения нового дня этот цвет является истинным знаком беды, дурных предчувствий главной героини: в воздухе появились мутные ржавые разводины7.

Цветопись является особенностью литературы, которая, возможно, слишком вездесуща. Цвет хорошо подходит для работы с критической семантикой, расширяет ее границы. Он постоянно привлекает внимание к тому, что Грин называет «физической реальностью, которую мы видим неграмотными глазами» [Лейк, 2007, с. 37]. Критическая семантика, как отмечает Грин, отчасти мотивирована желанием избежать ограничения эмпирических горизонтов литературными. Цвет упрямо держит в уме эти эмпирические горизонты, позволяет расширить рамки литературоведения.

Опыт изучения национальной культуры позволяет отметить лишь несколько примеров, которые играют важную роль в понимании того, как функционировал цвет в литературе раньше. Критическая семантика позволила нам заметить довольно громоздкую дискурсивную роль цвета, что дает возможность определить семантическое целое, выведенное за рамки как семантических, так и исторических проблем. Сложности в изучении цвета могут выйти на первый план в современный период, но этим они не ограничиваются. Понимание роли цвета на более

5 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во иностранных и национальных словарей. 1949. 968 с.

6 Евгеньева А.П. Словарь русского языка. М.: Астрель: ACT, 2003. 681 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ранних этапах развития литературы с помощью критической семантики является необходимым начальным шагом к пониманию того, как эта, казалось бы, тривиальная, возможно, второстепенная и часто банальная особенность визуального восприятия может играть такую важную, тонкую роль в современной жизни.

Цветопись является неотъемлемой чертой творчества поэтов и прозаиков. В творчестве В.Г. Распутина цветовые образы зачастую являются основополагающей характеристикой героев и окружающей их сибирской природы.

Список словарей и источников

1. Евгеньева А.П. Словарь русского языка. М.: Астрель: ACT, 2003. 681 с.

2. Короткевич З.Т., Баженова С.Л., Алекторова Л.П., Цыганова В.Н., Разумни-кова Г.А. Словарь синонимов: справочное пособие. Л.: Наука. Ленинградское отделение. 1975. 648 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1949. 968 с.

4. Распутин В.Г. Живи и помни. Омск: Омское книжное издательство, 2010. 52 с.

5. Распутин В.Г. Собр. соч.: в 3 т. / предисл. В.Я. Курбатова. М.: Молодая гвардия, 1994. Т. 1: Деньги для Марии. Живи и помни. Рассказы. C. 301.

6. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2002. Т. 2.

Библиографический список

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, 2016. 416 с.

2. Бебриш Н.Н., Уфимцев А.Е. Обзор основных направлений колоративистики: анализ и тенденции // Сибирский филологический форум. 2023. №2 1. С. 4-16.

3. Дырдин А.А. «Невоенная» повесть Валентина Распутина «Живи и помни» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 2. С. 18-19.

4. Игнатьева А.В. Повесть В.Г. Распутина «Живи и помни»: история становления текста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 90-95.

5. Каминский П.П. «Время и бремя тревог». Публицистика Валентина Распутина. М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. 240 с.

6. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Рефл-бук, 1996. 352 с.

7. Чжан Л. Социально-культурные проблемы в прозе В. Распутина: современные исследования в Китае // Литература Сибири в социокультурном пространстве, Иркутск, 23-24 сентября 2021 г. Иркутск, 2021. С. 323-328.

Сведения об авторе

Чжан Лэй - аспирант кафедры филологии и методики, Иркутский государственный университет; e-mail: 634883618@qq.com

THE STUDY OF COLOR IMAGES

IN V.G. RASPUTIN'S NOVELLA "LIVE AND REMEMBER"

Zhang Lei (Irkutsk, Russia)

Abstract

Problem statement. This article is devoted to the study of color images in the story of V. Rasputin "Live and remember".

The purpose of the study is to identify the features of the use of color images in the story of V. Rasputin "Live and remember". The object of the study is color images. The subject of this stage of research is to identify the properties of color in works of art.

Methodology. Methods of observation, analysis and synthesis, formalization were used. The results of the study. Some theoretical aspects of the literary phenomenon of color painting, which is a favorite technique of V. G. Rasputin, are considered. Color, as noted above, is surprisingly well suited for working with critical semantics, but it also pushes its boundaries. The experience of studying national culture allows us to mention only a few examples that play an important role in understanding how color functioned in literature before.

Conclusion. The identification of the role of color in the works of V. G. Rasputin with the help of critical semantics, allows us to identify the peculiarity of visual perception by the reader.

Keywords: novella, visual perception, V.G. Rasputin, color painting, color vocabulary, color image, fiction, national culture, language thinking, perception problem.

References

1. Bakhtin M.M. Problems of Dostoevsky's poetics. St. Petersburg: Azbuka, 2016. 416 p.

2. Bebrish N.N., Ufimtsev A.E. overview of the main directions of kolorativistics: analysis and trends // Siberian Philological Forum. 2023. No. 1. P. 4-16.

3. Dyrdin A.A. "Non-military" story of Valentin Rasputin "Live and remember" // Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University. 2017. No. 2. P. 18-19.

4. Ignatieva A.V. The story of V.G. Rasputin "Live and remember": the history of the formation of the text // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2014. No. 5. P. 90-95.

5. Kaminsky P.P. "Time and the burden of anxiety". The journalism of Valentin Rasputin. M.: FLINT: Nauka, 2012. 240 p.

6. Kandinsky V. About the spiritual in art. Moscow: Refl-buk, 1996. 352 p. 10.

7. Zhang L. Socio-cultural problems in V. Rasputin s prose: modern studies in China // Literature of Siberia in the socio-cultural space, Irkutsk, September 23-24, 2021. Irkutsk, 2021. P. 323-328.

About the author

Zhang Lei - PhD Candidate, Department of Philology and Methodology, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia); e-mail: 634883618@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.