Научная статья на тему 'Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта-м. Яницкого'

Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта-м. Яницкого Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2216
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / WORLD IMAGE / STUDENTS / VALUES ORIENTATIONS / VALUES COMPONENT / ADAPTATION / SOCIALIZATION / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарова Долгор Раднанимаевна

Статья посвящена исследованию ценностного компонента образа мира молодежи Байкальского региона модифицированным тестом ценностных ориентаций Р. Инглхарта М.С. Яницкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Базарова Долгор Раднанимаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of values component of youth’s wolrd image: a modified test of R. Inglehart M. Janitsky

The article is devoted to the research of values component of youth’s world image of the Baikalian region by a modified test of values orientations of R. Inglehart M. Janitsky.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта-м. Яницкого»

I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 © Д.Р. Базарова

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА МИРА МОЛОДЕЖИ: МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ТЕСТ Р. ИНГЛХАРТА - М. ЯНИЦКОГО

Статья посвящена исследованию ценностного компонента образа мира молодежи Байкальского региона модифицированным тестом ценностных ориентаций Р. Инглхарта -М.С. Яницкого.

Ключевые слова: образ мира, студенты, молодежь, ценностные ориентации, ценностный компонент, адаптация, социализация, индивидуализация.

D.R. Bazarova

THE RESEARCH OF VALUES COMPONENT OF YOUTH'S WOLRD IMAGE: A MODIFIED TEST OF R. INGLEHART - M. JANITSKY

The article is devoted to the research of values component of youth's world image of the Baikalian region by a modified test of values orientations ofR. Inglehart - M. Janitsky.

Keywords: world image, students, values orientations, values component, adaptation, socialization, individualization.

Образ мира выстраивается в сознании человека в процессе интеллектуальной обработки, осмысления жизненных ситуаций, объяснение и понимание которых осуществляется в контексте жизненного опыта человека, профессиональной деятельности и особенностей его личности.

Образ мира является образованием динамичным, формирующимся в течение жизни человека, изменяющимся под влиянием различных внешних и внутренних факторов, например, возраста. Это особо актуально для современной молодежи, которая в условиях возрождения духовных ценностей стремится расширить свой кругозор, создать позитивный образ мира без войн и насилия. По данным ЮНЕСКО, молодежь сегодня является реальной социальной силой, стратегическим ресурсом развития - это 33% населения планеты, более 50% самодеятельного состава всего населения мира; вся современная глобальная информационная сеть на 85 % (практически полностью) занята и контролируется молодежью, хотя ей может и не принадлежать. Интернализованное отношение молодежи к себе как субъекту жизни, профессиональной деятельности, этноса, культуры детерминировано динамическими системами их ценностей и ценностных ориентаций (М.С. Яниц-кий), личностных смыслов (А.В. Серый). В связи с этим актуализируется психосемантический

подход для глубинного анализа образа мира молодежи.

Для достижения поставленной цели нами использовался тест Р. Инглхарта в модификации М.С. Яницкого.

В исследовании приняли участие 180 респондентов в возрасте от 17 до 30 лет, разделенных на три группы: студенты младших курсов (60 человек), студенты старших курсов (60 человек) и представители работающей молодежи (60 человек) в различных сферах жизнедеятельности (преподаватели, врачи, предприниматели, менеджеры и т.д.).

Для нашей работы важно подчеркнуть, что ценностно-смысловая сфера представляет собой целостное и системное образование, которое развивается, изменяется, и каждый элемент этой системы взаимно дополняет другой. В ценностно-смысловую сферу человека включены основные психологические образования - ценности и смыслы, между которыми происходят взаимопереходы, взаимные включения. Так, в ценностях проявляют себя смыслы человека, а в смыслах - ценности, в целом же они образуют определенное системное единство.

С этой точки зрения интересна концепция и построенная на ее основе структурно-динамическая модель системы ценностных ори-ентаций личности М.С. Яницкого, которую мы

принимаем за основную концепту нашего исследования. Мы придерживаемся его определения, что «ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом» [3, с. 26-27]. По мнению М.С. Яницкого, система ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим органом, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающим в единое целое личность и социальную среду. В формировании системы ценностных ориентаций принимает участие ряд циклических процессов: 1) адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек - среда» посредством модификации ценностных ориентаций; 2) социализация - внутреннее принятие ценностей значимых других; 3) индивидуализация - выработка собственной автономной системы ценностей. Эти процессы определяют формирование «защитного», «заимствованного» и «автономного» уровней (пластов) системы ценностных ориентаций личности.

Данная методика использована с целью определения ориентированности на ценности адаптации, социализации, индивидуализации в исследуемых группах [2]. Р. Инглхарт на основе концепции А. Маслоу разделяет «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические» ценности, преобладание которых в том или ином обществе отражает стадию его общего экономического и социального развития. Данные типы ценностных ориентаций имеют различное происхождение, сформулированное им в виде «гипотезы недостаточности» и «гипотезы социализации». В то же время в классификации Инглхарта постматериалистические ценности практически распадаются на две группы -социальные и ценности самоактуализации, обусловленные, соответственно, направленностью на «присоединение» либо саморазвитие. Развивая это положение, А.П. Вардомацкий дополняет концепцию Р. Инглхарта «гипотезой идеализации». М.С. Яницкий модифицировал и апробировал методику Р. Инглхарта в 2001 г., основываясь на собственной трехуровневой модели ценностной структуры массового сознания. Предложенная методика позволяет выявить ориентацию на ценности адаптации (выживание и безопасность), социализации (социальное одобрение) или индивидуализации (независимость и саморазвитие). Методика основана на выборе респондентами наиболее важных ценностей из

предлагаемого списка, включающего индикаторы ориентации на данные группы ценностей. Список таких ценностей-индикаторов был составлен на основе личностных характеристик выделенных М.С. Яницким типов личности, полученных в ходе психологического исследования, а также 45 фокус-групп, проведенных на территории Западной Сибири и Урала.

Респондентам предъявляется карточка, содержащая 9 позиций, представляющих три блока по три пункта в каждом:

1. Отсутствие нужды, материальный достаток.

2. Семейное благополучие.

3. Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.

4. Сохранение сил и здоровья.

5. Хорошая престижная работа.

6. Возможность пользоваться демократическими правами и свободами.

7. Сохранение порядка и стабильности в обществе.

8. Уважение окружающих, общественное признание.

9. Строительство более гуманного и терпимого общества.

Респондентам предлагалось выбрать из 9 предложенных вариантов, которые они считают для себя наиболее важным, от 1 до 3 вариантов. В результате испытуемые были отнесены к одному из трех ценностных типов (ЦТ) индикаторами ориентации на ценности адаптации (пункты 1 - материальный достаток, 4 - здоровье, 7 -ориентация на порядок); индикаторами ориентации на ценности социализации (пункты 2, 5, 8: семья, карьера, общественное признание); на ценности индивидуализации (пункты 3 - самореализация, 6 - свобода, 9 - терпимость).

Конкретная форма общественного устройства, специфические социально-исторические условия формирования личности лежат в основе типологии социальных характеров, развивающихся направленностью на различные группы ценностей. Проблема психологии ценностей заключается не только в их понимании, но и в различении, что акцентирует внимание на системе ценностей человека. С этой точки зрения типология ценностей, как и любая типология, является сложной и актуальной проблемой. Основой данной методики является система ценностей (как и блоки потребностей) А. Маслоу в гуманистической психологии, где выделяются две основные группы ценностей: высшие Б-ценности (бытийные ценности «развития», присущие самоактуализирующимся людям) и низшие

Д.Р. Базарова. Исследование ценностного компонента образа мира молодежи: модифицированный тест Р. Инглхарта -М. Яницкого

Д-ценности (дефицитарные, или гомеостатиче-ские, регрессивные, защитные ценности, обусловленные тревогой и фрустрацией). Методика основана на выборе респондентами наиболее важных ценностей из предлагаемого списка, включающего индикаторы ориентации на данные группы ценностей.

Полученные результаты нашего исследования представлены в таблице 1, где видно, что все типы ценностей значимы для респондентов. В 1 группе студентов вторых курсов доминировали ценности индивидуализации (30,0 %), соответствующие направленности их на развитие, на самоактуализацию и имеющие автономный характер, что выражено в таких позициях, как

возможность интеллектуальной, творческой самореализации, возможность пользоваться демократическими правами и свободами и строительство более гуманного и терпимого общества. Данную тенденцию можно объяснить большей ориентацией младших поколений на постматериалистические ценности, по сравнению со старшим поколением, а также когортными, межпоколенными различиями, поскольку «формативные годы», т.е. годы формирования основных ценностей, к которым А.П. Вардомацкий (1993) относит период от 12 до 18 лет, у данной группы студентов пришлись на годы перестройки, распада советского строя.

Таблица 1

Типы ценностных детерминант образа мира молодежи (в %)

Ценностный тип 1 группа 2 группа 3 группа

Адаптирующийся 6,6 30,0 13,3

Социализирующийся 26,7 51,4 5,0

Индивидуализирующийся 30,0 3,4 45,0

Промежуточный 36,7 15,0 36,7

Ценности социализации значительно выше во 2 группе, студентов пятых курсов (51,4 %). Студенты имеют уже достаточный опыт социализации в таких социальных институтах, как детский сад, школа с тремя ступенями обучения, общественные детские и творческие организации и др., в результате чего происходит интернализа-ция (присвоение) индивидом ценностей, норм и поведенческих стандартов данного общества, социально адаптированная психическая саморегуляция личности. Для работающей молодежи менее важно и значимо пройти процесс социализации в новом коллективе. Далее они все ориентированы на будущее, строят жизненные планы на получение образования и развитие, на создание семьи и карьеру. Эти ценности детерминируют образ «Я» в их системах образа мира, в которые входят ценности семьи, высокий уровень духовной силы, экзистенциональные потребности в этнической идентификации, в преодолении пассивной природы, эмоциональной устойчивости, что связано с компромиссным, веселым, привлекательным образом жизни. На втором месте в 1 группе стоят ценности социализации (26,7 %), обусловленные ориентацией на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса, о чем свидетельствует выбор ими следующих позиций теста - семейное благополучие, хорошая престижная работа, уважение окружающих,

общественное признание. Низкий процент второкурсников, ориентирующихся на ценности адаптации (6,6 %), говорит об их достаточно благополучном прохождении процесса адаптации к обучению в вузе на первом курсе, отсутствии тревоги по поводу безопасности. В этом немалая заслуга школы кураторства в вузе.

Во 2 и 3 группах студентов старших курсов ценности адаптации приобретают большую значимость (30,0 %), ценности работающей молодежи (13,3 %) стоят на втором месте, т.к. это связано с заботами об успешном завершении обучения, с тревогами по поводу трудоустройства, с переходом из одной смысложизненной ситуации студента в другую - профессиональную, что связано с необходимостью адаптации к другим условиям быта, социокультурной среды, изменением экономического и социально-демографического статуса. Поэтому все это связано с позициями нужды, сохранения сил и здоровья. Ценности индивидуализации для выпускников вуза имеют самый низкий процент (3,4 %), т.к. они (в большинстве, как они сами считают) достаточно самореализовались, обрели индивидуальность (это может быть и внешний имидж), совмещают учебу с работой, многие имеют семьи, что может выражаться в их высокой самооценке. Эти ценности индивидуализации коррелирируют с характеристиками их образа мира (гэмп=0,70 при р<0,05): культурно-

понятийным уровнем образа мира, эмоционально-оценочными представлениями (гэмп=0,61), высокий уровень самосознания связан с миролюбивым, уважительным образом жизни, уважаемым, активным образом мира. Низкий процент ориентирующихся на ценности индивидуализации можно объяснить тем, что теория А. Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, и по его оценке, таких людей всего около 1 % от общего населения любого общества.

Для 3 группы работающей молодежи ценности индивидуализации, наоборот, очень значимы (45,0 %) и стоят на первом месте, данная группа отличается высокой потребностью в самоактуализации, что подтверждается результатами ассоциативного эксперимента, где в категорию «Самоактуализация» были включены ассоциации: творчество, учеба, профессия, жизнь, ценности, движение. Для них значимы ответственность, интернальный локус контроля, беспокойство за мир, этнокультурные ценности, особенно значимость языка. Особое значение для них имеют экзистенциональные ценности (духовность, буддизм, вера и др.), которые в совокупности с высоким уровнем духовной силы (гэмп=0,81 при р<0,05) создают ядро их образа мира. Их образ жизни детерминирован возрастными особенностями (опытом, мудростью),

достаточной самореализацией в профессиональной деятельности, потребностью в карьерном росте, личностными характеристиками (терпимость, эмоциональная устойчивость и др.), необходимыми в семейной и общественной жизни. Они имеют опыт участия в социально ценных индивидуализированных способах деятельности. Отличаются актуальным, глубинным уровнем образа мира.

В образе мира молодежи всех групп выделена ценность «семейное благополучие», и самые низкие показатели оказались по шкале «демократические права и свобода», что связано с реальным положением человека в нашем еще недостаточно правовом обществе (рис. 1). Любой вид деятельности основывается на осознании личностью каких-либо канонов и норм права, морали, этических норм и т.д. Проблема наличия правового сознания у российских граждан в современном обществе является актуальнейшей ввиду, можно сказать, отсутствия правосознания и возникновения на этой основе чувства беззащитности, с одной стороны, и нарушения прав -с другой. Наши результаты показывают, что проблема правовой грамотности и безопасности значима и для молодежи, хотя они имеют больше возможностей обращаться к правовой справочной литературе через компьютерную сеть, в платную юридическую контору для консультирования и т.д.

-♦— 1 группа -■—2 группа -А—3 группа

1

8

Рис. 1. Результаты исследования по тесту Р. Инглхарта -М.С. Яницкого.

Примечание: 1 - отсутствие нужды, материальный достаток, 2 - семейное благополучие, 3 - возможность интеллектуальной и творческой самореализации, 4 - сохранение сил и здоровья, 5 - хорошая престижная работа, 6 - возможность пользоваться демократическими правами и свободами, 7 - сохранение порядка и стабильности в обществе, 8 - уважение окружающих, общественное признание, 9 - строительство более гуманного и терпимого общества

Таким образом, мы отмечаем важную роль процесса обучения как этап социализации в развитии личности, т.к. социализация личности

включает в себя социальное познание, социальное общение, овладение навыками профессиональной деятельности, участие в переустройстве

М.Д. Будаева. Исследование поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

окружающего мира, качественное преобразование самого себя, его гармоничное развитие. Результаты наглядно показывают изменение структурно-содержательных характеристик образа мира молодежи в различных группах, согласно их возрастным и профессиональным особенностям.

Литература

1. Базарова Д.Р. Образ мира молодежи Байкальского региона. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. - 124 с.

2. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 312 с.

3. Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система. - Кемерово: Изд-во Кузбасс-вузиздат, 2000. - 214 с.

4. Яницкий М.С., Серый А.В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности профессиональной деятельности специалистов деонтологи-ческого статуса // Личность и профессиональная деятельность / под ред. Л.Г. Дикой и Т.Х. Невструевой. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 1. - С. 147159.

Базарова Долгор Раднанимаевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета. E-mail: dolgor.bazarova@yandex.ru

Bazarova Dolgor Radnanimaevna, candidate of psychological sciences, senior lecturer, department of general and social psychology, Buryat State University. E-mail: dolgor.bazarova@yandex.ru

УДК 159.923.2 © М.Д. Будаева

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье рассматриваются особенности поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Изучены особенности самореализации родителей детей-инвалидов: родительские установки и типы родительского отношения, а также стратегии совладающего поведения.

Ключевые слова: самосознание, родитель, ребенок с отклонениями в развитии, родительские установки, типы родительского отношения, стратегии совладающего поведения, корреляционный анализ.

M.D. Budaeva

THE RESEARCH OF BEHAVIORAL COMPONENT IN SELF-CONSCIOUSNESS OF PARENTS WHO BRING UP CHILDREN WITH DEVIATIONS IN DEVELOPMENT

The article considers the features of behavioral component in self-consciousness of parents who bring up children with deviations in development. The features ofparents of disabled children, their self-realization have been studied: parents' attitudes and types of parental relation, as well as coping behavior strategies.

Keywords: self-consciousness, parent, children with deviations in development, parents' attitudes, types of parental relation, coping behavior strategies, correlation analysis.

В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, юристов, психологов, педагогов и др.) к семье, поскольку данный социальный институт испытывает значительные трудности, которые и обусловливают интерес к проблеме.

Проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, также становится все более актуальной. Социализация ребенка с проблемами в развитии не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его родителей [5, с. 15].

В докторской диссертации Т.Л. Мироновой в главе «Методологические и теоретические основы психологии самосознания» дан обстоятель-

ный анализ проблемы самосознания в отечественной и зарубежной психологии. Ею рассматривались основные направления в понимании генезиса самосознания, основные подходы к исследованию самосознания, понятия «Я-образ», «Я-концепция», вопросы структуры и уровней самосознания, развития самосознания в онтогенезе, прообраз образа Я - человек как индивид, личность, субъект деятельности [3]. В своей работе мы отталкиваемся от выделенных Т.Л. Мироновой методологических и теоретических основ самосознания.

Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обуславливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.