Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В ХЭЙЛУНЦЗЯНСКОЙ ПИЛОТНОЙ ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В ХЭЙЛУНЦЗЯНСКОЙ ПИЛОТНОЙ ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
251
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОТНАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ТОРГОВЛЯ С РОССИЕЙ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чу Ци

В августе 2019 г. государство одобрило создание пилотных зон свободной торговли в трех приграничных провинциях и регионах (Хэйлунцзян, Гуанси и Юньнань) с целью ускорения открытия границы посредством реформ и инноваций. Создание пилотной зоны свободной торговли вдоль границы имеет большое значение для Китая, так как позволяет создать новую высокую планку для открытости внешнему миру и способствует экономическому и социальному развитиюприграничныхрайоноввновуюэпоху. Этотакжеважнаямерадлястраны по содействию строительству «Одного пояса, одного пути» и совершенствованию новой модели всеобъемлющей открытости Китая. Основываясь на опыте приграничного сотрудничества в других приграничных пилотных зонах свободной торговли, в данной статье рассматриваются конкретные меры, трудности развития и соответствующие предложения по выравниванию системы каналов международной торговли провинции в направлении России и Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE CROSS-BORDER COOPERATION WITH RUSSIA IN THE HEILONGJIANG PILOT FREE TRADE ZONE

In August 2019 the state approved creation of the pilot free trade zones in three border provinces and regions (Heilongjiang, Guangxi and Yunnan) with the aim of accelerating opening of the border through the reforms and innovation. Creation of a pilot free trade zone along the border is of great importance for China, as it creates a new high bar for openness to the outside world and contributes to economic and social development of the border areas in a new era. It is also an important measure for the country to promote the construction of «One Belt, One Road» and improve the China's new model of comprehensive openness. Based on the experience of cross-border cooperation in the other border pilot free trade zones, this article discusses specifi measures, development diffi and relevant proposals for leveling the system of the province's international trade channels towards Russia and the North-Eastern Asia.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ В ХЭЙЛУНЦЗЯНСКОЙ ПИЛОТНОЙ ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

Научная статья УДК 339.9(470:510)

doi:10.22394/1818-4049-2022-100-3-53-61

Исследование трансграничного сотрудничества с Россией в Хэйлунцзянской пилотной зоне свободной торговли

Чу Ци

Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян КНР, Харбин, КНР,

chuqim@126.com

Аннотация. В августе 2019 г. государство одобрило создание пилотных зон свободной торговли в трех приграничных провинциях и регионах (Хэйлунцзян, Гу-анси и Юньнань) с целью ускорения открытия границы посредством реформ и инноваций. Создание пилотной зоны свободной торговли вдоль границы имеет большое значение для Китая, так как позволяет создать новую высокую планку для открытости внешнему миру и способствует экономическому и социальному развитию приграничных районов в новую эпоху. Это также важная мера для страны по содействию строительству «Одного пояса, одного пути» и совершенствованию новой модели всеобъемлющей открытости Китая. Основываясь на опыте приграничного сотрудничества в других приграничных пилотных зонах свободной торговли, в данной статье рассматриваются конкретные меры, трудности развития и соответствующие предложения по выравниванию системы каналов международной торговли провинции в направлении России и Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова: пилотная зона свободной торговли, торговля с Россией, трансграничное сотрудничество

Для цитирования: Чу Ци. Исследование трансграничного сотрудничества с Россией в Хэйлунцзянской пилотной зоне свободной торговли // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 3 (100). С. 53-61. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-53-61

Study of the cross-border cooperation with Russia in the Heilongjiang pilot free trade zone

Chu Qi

The Institute of Russia of the Academy of Social Sciences, Harbin, China chuqim@126.com

Abstract. In August 2019 the state approved creation of the pilot free trade zones in three border provinces and regions (Heilongjiang, Guangxi and Yunnan) with the aim of accelerating opening of the border through the reforms and innovation. Creation of a pilot free trade zone along the border is ofgreat importance for China, as it creates a new high bar for openness to the outside world and contributes to economic and social development of the border areas in a new era. It is also an important measure for the country to promote the construction of «One Belt, One Road»> and improve the China's new model of comprehensive openness. Based on the experience of cross-border cooperation in the other border pilot free trade zones, this article discusses specific measures, development difficulties and relevant proposals for leveling the system of the province's international trade channels towards Russia and the North-Eastern Asia.

Keywords: pilot free trade zone; trade with Russia, cross-border cooperation

For citation: Chu Qi. Study of the cross-border cooperation with Russia in the Heilongjiang pilot free trade zone / / Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 3 (100). Pp. 53-61. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-100-3-53-61

Введение

В августе 2019 г. государство утвердило создание Хэйлунцзянской пилотной зоны свободной торговли с целью повышения качества открытости вдоль границы и повышения уровня международного сотрудничества посредством реформ и инноваций. Создание пилотной зоны свободной торговли имеет огромное значение для провинции Хэйлунц-зян, поскольку позволяет достичь новый уровень открытости внешнему миру и способствует развитию приграничных районов и росту благосостояния населения в новую эпоху. Это также ключевая мера для страны в построении новой модели всеобъемлющей открытости.

1. Создание и развитие Хэйлунцзянской пилотной зоны свободной торговли

Уточнение позиционирования «открытия на север». 30 августа 2019 года состоялось торжественное открытие Китайской (Хэйлунцзянской) пилотной зоны свободной торговли (далее -Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли). Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли разделена на три зоны: Суйфэньхэский район, Хэйхэский район и Харбинский район. Цель развития Хэйлунцзянской пилотной зоны свободной торговли основана на институциональных инновациях, эффективном повышении уровня и качества открытости на север, решении проблемы нерациональной промышленной структуры и постоянном углублении регионального сотрудничества с Россией и Северо-Восточной Азией.

Дифференцированная планировка районов. Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли ориентирована на создание центра регионального сотрудничества с Россией и Северо-Восточной Азией с учетом фактической ситуации в провинции, ее ресурсообеспеченность и промышленную базу, а также соответствие принципу дифференцированного развития и научного определения направлений развития ключевых отраслей

в каждом районе. Опираясь на благоприятные условия центрального города, Харбинский район сосредоточен на развитии новых материалов, информационных технологий, биомедицины и других развивающихся отраслей. Суйфэньхэский район, примыкающий к Дальнему Востоку России, богатому лесными ресурсами и имеющему широкие перспективы развития ветроэнергетики [Санеев, 2021], ориентируется на развитие импорта экологически чистой энергии, деревообрабатывающей промышленности, современной логистики, цифровых финансов и другие сферы услуг. Используя преимущества географической близости к Амурской области, которая является важным зернопроизводя-щим регионом на востоке России и имеет прочную основу для нефтеперерабатывающей и аэрокосмической промышленности, Хэйхэский район сосредоточен на развитии таких отраслей, как производство экологически чистых продуктов питания, переработка и использование энергии, современная логистика и приграничные финансовые услуги. Придерживаясь дифференцированного функционального позиционирования, три района могут не только достичь взаимодополняемости в региональной экономике, но и помочь при этом предотвратить повторяющуюся конкуренцию.

Выдающиеся достижения в области институциональных инноваций. По состоянию на август 2021 г. среди трех пилотных зон свободной торговли в провинциях Хэйлунцзян, Юньнань и Гуанси Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли первой реализовала общий план. Провинция Хэйлунцзян активно внедряет национальный пилотный опыт реформ, при этом коэффициент тиражирования первых шести партий пилотного опыта реформ превышает 93%. Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли активно продвигает создание коммерческой системы, эффективно упрощает процесс административного утверждения и реализует полный охват реформы «разделения лицензий» в трех

районах. За два года после создания Хэйлунцзянской пилотной зоны свободной торговли было создано более 200 институциональных инновационных достижений. Среди них 67 примеров инноваций с российской спецификой, а «инновации в строительстве российско-китайского трансграничного кластера» были выбраны в качестве четвертой партии национальных примеров лучшей практики в пилотной зоне свободной торговли1.

2. Провинция Хэйлунцзян продолжает инновационную модель сотрудничества с Россией

Начиная с 1990-х гг., благодаря стабильному развитию российско-китайских отношений, провинция Хэй-лунцзян продолжает расширять формат сотрудничества с Россией: за более чем 30 лет от первоначальной разрозненной бартерной торговли до строительства зоны приграничного экономического сотрудничества и приграничной торговой зоны, затем постепенно расширилась до строительства комплексной бондовой зоны, приграничной пилотной зоны ключевого развития и открытости и трансграничной пилотной зоны всеобъемлющей электронной коммерции. Эти форматы сотрудничества как исторически связаны, так и отличаются от пилотной зоны свободной торговли по функциям (табл. 1).

Зона приграничного экономического сотрудничества, впервые созданная в Хэйхэ и Суйфэньхэ, является зоной приграничного экономического сотрудничества национального уровня, ориентированной на развитие экономического и торгового сотрудничества с Россией и экспортно-ориентированных отраслей промышленности. В основном она использует два рынка и ресурсы внутри страны и за рубежом для развития собственной особой экономики с конкурентными преимуществами, расширения сотрудничества и обменов с соседними странами, создания точек экономического роста в зоне приграничного сотрудничества, поддержания национального единства и социальной стабильности в приграничных районах.

Создание приграничной торговой

зоны является попыткой и прорывом в торговле между приграничными жителями России и Китая. Приграничная торговля превратилась в незаменимую форму торговли, обладающую преимуществами гибкости сделок и простоты операций, и является эффективным средством продвижения углубленного сотрудничества между Россией и Китаем.

Создание Харбинской комплексной зоны свободной торговли является важной инициативой провинции Хэйлунц-зян по углублению торговли с Россией. На основе развития приграничной зоны экономического сотрудничества и приграничной торговой зоны для пограничного населения появилась комплексная бондовая зона. Комплексная бондовая зона является одной из специальных зон, утвержденных Государственным советом и контролируемых таможней, основными функциями которой являются таможенная обработка, таможенное складирование, международная торговля и демонстрация товаров. Комплексная бондовая зона была разработана на основе опыта мировых зон свободной торговли в сочетании с собственными характеристиками Китая, что заложило основу для создания пилотной зоны свободной торговли провинции Хэйлунцзян.

Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли была создана для достижения более высокой степени свободной торговли с Россией и странами Северо-Восточной Азии на основе накопленного опыта в развитии комплексных бондовых зон.

Три города в провинции Хэйлунцзян, в которых создана пилотная зона комплексной трансграничной электронной коммерции, являются третьей, четвертой и пятой партиями городов, выбранных для раннего и пилотного внедрения комплексного характера трансграничной электронной коммерции, утвержденного государством, а также городами, в которых расположены три района пилотной зоны свободной торговли провинции Хэйлунцзян. На нынешнем этапе основной задачей комплексной пилотной зоны является продвижение комплексных

1 Это <благодатная почва»! Это <сокровищница»! Это Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли. URL: http://sswt.hlj.gov.cn/index/show.html?id=8697

Таблица 1

Инновации в модели сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией (1992-2022 гг.)

Наименование Район Время создания Локализация функций

Зона приграничного экономического сотрудничества Суйфэньхэ Март 1992 г. Развитие выгодной экономики с особыми характеристиками, повышение уровня открытости, расширение сотрудничества и обменов с соседними странами, создание приграничных точек экономического роста, содействие национальному единству и социальной стабильности в приграничных районах

Хэйхэ Март 1992 г. Окно для открытия внешнего мира, бренд торгово-экономического сотрудничества, пионер в реформах и инновациях, платформа для привлечения инвестиций, а также планировщик, организатор и поставщик услуг для строительства крупных проектов

Приграничная торговая зона Хэйхэ Основана в марте 1997 г.; расширена в 2004 г. Связующее звено, посредник и плацдарм между внутренним и международным рынками; содействие новым прорывам в приграничной торговле

Суйфэньхэ Май 1997 г. Сосредоточение на развитии международной торговли, центральное место в которой занимают инвестиции, осуществление комплексного развития торговли, выставок, туризма, финансов, переработки и логистики

Комплексная бондовая зона Суйфэньхэ Апрель 2009 г. Международный транзит, международная дистрибуция, международные закупки, реэкспортная торговля, выставка и продажа товаров, обработка импорта и экспорта и другие функции

Харбин Декабрь 2014 г. Взаимодействие с прилегающим внутренним портом Харбина и станцией железнодорожного контейнерного центра для обеспечения удобного и беспрепятственного доступа к международному логистическому каналу Харбина

Приграничная пилотная зона ключевого развития и открытости Суйфэньхэ-Дуннин Апрель 2016 г. Продвижение инфраструктурных связей, углубление инвестиционного и торгового сотрудничества, развитие отраслей с характерными преимуществами, стремление стать важной платформой для стратегического сотрудничества между Россией и Китаем и открытого сотрудничества в Северо-Восточной Азии, а также комплексным транспортным узлом, связывающим Дальний Восток России и Китай

Экспериментальная зона свободной торговли Харбин Август 2019 г. Создание опорной платформы для сотрудничества с Россией и Северо-Восточной Азией и национального логистического узла, создание полюса роста и демонстрационной площадки для возрождения и развития Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России

Хэйхэ Август 2019 г. Создание трансграничных промышленных кластеров и демонстрационных зон сотрудничества приграничных городов, а также создание логистических центров приграничных портов и баз для российско-китайских обменов и сотрудничества

Суйфэньхэ Август 2019 г. Строительство национального логистического хаба для хранения, переработки и распределения импорта и экспорта товаров и центров пересечения границ с целью создания платформы для стратегического сотрудничества между Россией и Китаем и открытого сотрудничества в СевероВосточной Азии

Трансграничная пилотная зона всеобъемлющей электронной коммерции Харбин Июль 2018 г. Инвестирование в раннее и экспериментальное внедрение технических стандартов, бизнес-процессов, моделей регулирования и построения информационных технологий в трансграничной электронной коммерции в режиме взаимодействия «бизнес для бизнеса» (В2В), чтобы изучить новый опыт и практику для содействия здоровому развитию трансграничной электронной коммерции в масштабах страны

Суйфэньхэ Декабрь 2019 г.

Хэйхэ апрель 2020 г.

экспериментов в трансграничной электронной коммерции с целью будущего совместного развития с зоной свободной торговли, в конечном счете достижения эффективного сочетания внутреннего и внешнего спроса, внутреннего и зарубежного, виртуального и реального.

3. Уроки, которые можно извлечь из опыта соответствующих пилотных зон свободной торговли

Принципом Хэйлунцзянской пилотной зоны свободной торговли в начале ее создания была воспроизводимость и расширяемость системы, использование опыта развития других пилотных зон свободной торговли и объединение сильных и слабых сторон провинции для создания нового уровня для открытия провинции внешнему миру.

Копирование и изучение опыта развития «передовой» пилотной зоны свободной торговли. Шанхайская пилотная зона свободной торговли является первой зоной свободной торговли, построенной в Китае, и после многих лет строительства и развития она оказалась эффективной в продвижении ряда систем, которые могут быть воспроизведены по всей стране. В центре внимания провинции находятся инновации системы регулирования Шанхайской пилотной зоны свободной торговли, инновации государственного управления и укрепление создания системы «единого окна».

Что касается инноваций в системе регулирования, то основное внимание уделяется ускорению трансформации государственных функций и повышению уровня государственных услуг. Шанхайская пилотная зона свободной торговли продвигает инновационную систему регулирования, которая включает «либерализацию первой линии, контроль второй линии и свободу внутри зоны». При этом таможня, инспекция и карантин в зоне совместно осуществляют «одно декларирование, один досмотр и один выпуск».

С точки зрения инноваций в государственном управлении, основное внимание уделяется переходу с акцента на утверждение к акценту на регулирование. Шанхайская пилотная зона свободной торговли сместила акцент с предварительного одобрения на надзор в процессе и после мероприятия, усилив надзор и последующее управление участниками

рынка после их «широкого ввоза». Преобразование функций правительства и улучшение государственных услуг путем создания ряда институциональных рамок, таких как проверка безопасности, борьба с монополией, создание полного обмена информацией и комплексного правоприменения.

Усиление конструкции «единого окна». «Единое окно» является единой платформой для интеграции таможни, товарной инспекции, карантина и других функциональных отделов, с помощью которой стороны, участвующие в международной торговле и трансграничных перевозках, могут завершить декларирование и утверждение, представив соответствующие документы и данные один раз. В настоящее время объем импортно-экспортных операций через «единое окно» Шанхайской зоны свободной торговли является крупнейшим в мире.

Активное изучение опыта приграничного сотрудничества в «той же партии» приграничных пилотных зон свободной торговли 30 августа 2019 года были официально открыты две пилотные зоны приграничной свободной торговли в провинциях Юньнань и Гуан-си. Несмотря на влияние СОУГО-19, объем внешней торговли соответствующей пилотной зоны свободной торговли все же в определенной степени увеличился.

Опыт провинции Юньнань. По состоянию на сентябрь 2021 года Юньнаньская пилотная зона свободной торговли осуществила внешнеторговый импорт и экспорт на сумму 178,07 млрд юаней, что составляет 30,8% от внешнеторгового импорта и экспорта провинции за тот же период. Наиболее отличительной особенностью пилотной зоны свободной торговли Юньнань, как одной из первых приграничных зон свободной торговли, является то, что она находится «вдоль границы», а наиболее отличительной особенностью — ее «транс-граничность» [Китайская пилотная зона.. 2021]. В сфере трансграничной торговли была внедрена сторонняя модель системы отслеживания трансграничных сельскохозяйственных и побочных продуктов, а также продуктов питания. Создав стороннюю информационную платформу для отслеживания, район Хунхэ добился про-слеживаемости качества, направления потока и ответственности за импорт сель-

скохозяйственной продукции из соседних стран, оптимизировал процесс проверки и карантина, повысил удобство двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией и обеспечил качество и безопасность импортной сельскохозяйственной продукции [Китайская пилотная зона..., 2021]. Что касается трансграничной электронной коммерции, провинция Юньнань ускорила продвижение моделей прямого экспорта трансграничной электронной коммерции между предприятиями (В2В) и надзора за зарубежными складами, а также сформулировала политику поддержки [Юньнань., 2022]. Кроме того, Юньнань-ская пилотная зона свободной торговли продолжает совершенствовать функции провинциальной платформы общественного обслуживания трансграничной электронной коммерции и автономного промышленного парка трансграничной электронной коммерции для создания новой бизнес-модели, связывающей трансграничную электронную коммерцию в Южной и Юго-Восточной Азии.

Опыт провинции Гуанси. В 2021 г. общий объем импорта и экспорта Пилотной зоны свободной торговли провинции Гуанси составил 593,06 млрд юаней, что на 22,2% больше, чем в предыдущем году. Объем приграничной торговли составил 149,13 млрд юаней, что на 5,9% больше, чем в предыдущем году [Основные моменты., 2021]. Главной особенностью Пилотной зоны свободной торговли провинции Гуанси является выделение новой модели приграничного сотрудничества, акцент на всесторонней открытости и сотрудничестве в приграничных районах, а также продвижение инновационных реформ, таких как приграничная торговля, трансграничная логистика, трансграничное финансирование, трансграничный туризм и трансграничное трудовое сотрудничество. Во время эпидемии коро-навирусной инфекции провинция Гуанси оптимизировала соответствующую систему и политику трансграничной торговли, создала логистический канал трансграничной электронной коммерции в открытом море для мультимодальных перевозок и экспорта с системой для обеспечения эффективности, внедрила мультимодаль-ный вид транспорта от дороги до моря и экспортировала товары трансграничной электронной коммерции через новый за-

падный сухопутный и морской канал.

4. Вопросы трансграничного сотрудничества в Хэйлунцзянской пилотной зоне свободной торговли

Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли - одна из первых приграничных зон свободной торговли, созданных в Китае. Разбор и анализ текущих проблем торговли, финансов и логистики в приграничном сотрудничестве способствует лучшей оптимизации и корректировке программы сотрудничества, неуклонному научному содействию строительству пилотной зоны свободной торговли и открытию канала международной торговли, обращенного в направлении России и Северо-Восточной Азии.

Вопросы трансграничной торговли. В настоящее время структура трансграничной торговли между провинцией Хэй-лунцзян и Россией требует совершенствования. Большая часть нашего импорта из России - это сырьевые товары, такие как ресурсы, энергия и сырье, а экспорт - это продукция легкой промышленности с низкой добавленной стоимостью, например, одежда, обувь и головные уборы. Большая часть продукции с высокой добавленной стоимостью отправляется через провинцию в Россию или другие внутренние регионы для транзитной торговли, и очень мало трансграничной торговли действительно приносит высокую добавленную стоимость в провинцию. Модель трансграничной электронной коммерции, которая в настоящее время является самой быстрорастущей, перспективной и мощной движущей силой, также сталкивается с множеством проблем. Прежде всего, платформа трансграничной электронной коммерции провинции не является сильной с точки зрения комплексной конкурентоспособности. Хэйлунцзянская платформа электронной коммерции Come365 гораздо менее известна и имеет гораздо меньшую долю рынка в России, чем главные бренды электронной коммерции, такие как AliExpress компании Alibaba [Линь Лэи, Лю Сяньюй, 2018]. Во-вторых, в России ощущается нехватка профессиональных кадров в области трансграничной электронной коммерции. В условиях стремительного развития новой индустрии трансграничной электронной коммерции отсутствие многопрофильных специалистов, понимающих русский язык

и знакомых с процессом трансграничной электронной коммерции, таким как организация и функционирование логистики, сетевой маркетинг и таможенное оформление, напрямую повлияло на развитие трансграничной электронной коммерции в нашей провинции.

Трансграничные финансовые вопросы. В апреле 2022 г. США и ряд других стран объявили о санкциях против России в рамках SWIFT (Societyfor Worldwide Interbank Financial Télécommunication -Сообщество всемирные межбанковских финансовые телекоммуникаций), которые запретили некоторым российским банкам использовать систему международные расчетов SWIFT. Частичное отключение SWIFT, естественно, больше всего ударит по России, а также окажет влияние на все страны , с которыми у России есть торговые и финансовые отношения. Россию и Китай связывают тесные экономические и торговые связи: по данным Министерства коммерции, объем российско-китайской торговли товарами в 2021 г. достиг 146,87 млрд долларов США, превысив 100 млрд долларов США четвертый год подряд. В настоящее время доля юаневых платежей в глобальных платежах невелика, и китайская международная платежная система CIPS пока не в состоянии заменить систему SWIFT. Хотя Хэйлунцзянская пилотная зона свободной торговли имеет фундамент для ведения бизнеса по расчетам по счетам нерезидента (NRA), трансграничным юане-вым прямым иностранным инвестициям (FDI) и исходящим прямым инвестициям (ODI) бизнеса в Россию, он недостаточно велик для своевременного ведения трансграничного финансового бизнеса. Несовершенная система трансграничного финансового надзора и отсутствие комплексных трансграничных финансовых услуг также являются реальными проблемами, с которыми сталкивается нынешнее трансграничное финансовое сотрудничество провинции.

Вопросы трансграничной логистики. Трансграничная логистика относится к процессу реализации и контроля управления эффективным потоком и хранением физических товаров и информации с обеих сторон таможенной границы в качестве конечной точки. Возможности трансграничной логистики оказывают

глубокое влияние на конкурентоспособность региональной международной торговли [Го Цзя, Ян Хуэйин, 2020]. В настоящее время среди проблем, с которыми сталкивается трансграничная логистика в Хэйлунцзянской пилотной зоне свободной торговли, первая заключается в том, что уровень модернизации и информатизации трансграничной логистики невысок, а строительство платформ логистических услуг не налажено. Логистическая информация между разными странами и разными узлами не может быть эффективно интегрирована и связана, не может своевременно и эффективно отслеживаться. Во-вторых, функция портового логистического узла не является достаточно сильной. В провинции Хэйлунцзян много портов, и большинство из них является сухопутными приграничными портами. Из-за широкого распространения, неравномерных инвестиций в строительство и неравномерного развития большинство портов еще не достигло безбумажной таможенной очистки, а сервисные возможности недостаточны. В-третьих, стоимость трансграничной логистики в Россию высока. Процесс логистической транспортировки в Россию слишком длителен, а стоимость хранения высока, что, несомненно, увеличивает влияние на издержки предприятий.

5. Контрмеры и предложения по ускорению трансграничного сотрудничества в Хэйлунцзянской пилотной зоне свободной торговли

Ускорение упрощения процедур трансграничной торговли: опираясь на опыт развития «единого окна» в Шанхайской пилотной зоне свободной торговли, усилить строительство «единого окна» в провинции Хэйлунцзян; расширить «единое окно» на всю цепочку и играть роль в большем количестве звеньев; используя информационные технологии, активно продвигать комплексное применение системы электронного правительства, уточнять управленческие обязанности каждого отдела, оптимизировать процесс обслуживания и повышать эффективность работы; постоянно совершенствовать соответствующие политики и правила для интеграции пересечения обязанностей, дублирования и обмена информацией между различными функциональными отделами «единого

окна»; использовать Интернет-технологии для создания электронного порта для предоставления услуг предприятиям и улучшения содействия торговле в пилотной зоне свободной торговли.

Усиление общего развития трансграничных отраслей, промышленности: улучшить единую структуру приграничной торговли между провинцией Хэйлунцзян и Россией; выполнить переход от импорта и экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью, такой как сырье и продукция легкой промышленности, к торговле высокотехнологичной продукцией с высокой добавленной стоимостью; активно расширять развитие проектов научно-технического сотрудничества с Россией. Правительство возьмет на себя ведущую роль в организации сотрудничества в Свободном порту и территориях опережающего развития Дальнего Востока, создаст совместный российско-китайский центр инкубации научно-технической промышленности и российско-китайский центр научно-технического сотрудничества и обмена.

Активизация усилий по поддержке и развитию предприятий трансграничной электронной коммерции: изучение возможности создания трансграничного промышленного парка электронной коммерции и новой модели бартерной торговли, соединяющей торговлю мелкими товарами с торговлей крупными товарами; ускорение модели компоновки «связи нескольких складов» «зарубежный склад + пограничный склад + таможенный склад»; ускорение строительства и полного применения цифровой инфраструктуры, такой как сети 50 и центры обработки данных, и содействие глубокой интеграции Интернет-технологий с трансграничной электронной коммерцией.

Содействие модернизации трансграничной логистической отрасли. В целях более эффективного продвижения экономических и торговых обменов между двумя сторонами платформа обмена логи-

стической информацией может быть построена с помощью Интернет-технологий и больших данных для улучшения цифровых технологий в сфере логистики. Кроме того, с помощью облачных вычислений, искусственного интеллекта и других информационных технологий необходимо оптимизировать методы логистики, преодолеть информационный барьер и улучшить своевременность логистики, как это разрешено политикой и правилами обеих сторон. Ссылаясь на опыт различных видов трансграничных перевозок в Пилотной зоне свободной торговли провинции Гуанси, необходимо внедрять инновации и развивать способы транспортировки и логистики, подходящие для самой северной зоны свободной торговли.

Содействие внедрению и обучению специалистов в пилотной зоне свободной торговли. Необходимо активизировать усилия по внедрению ведущих специалистов трансграничной электронной коммерции, созданию провинциального рынка высококвалифицированных кадров трансграничной электронной коммерции и базы обмена профессиональными кадрами, привлечению и обучению команд профессиональных талантов, а также поощрению китайских и иностранных экспертов электронной коммерции и высокотехнологичного персонала к поиску работы в провинции Хэйлунцзян. В то же время необходимо активизировать подготовку местных специалистов по внешней торговле, поощрять вузы провинции Хэйлунцзян к открытию специальностей по внешней торговле, добавлению специальностей по деловому иностранному языку и организации профессионального бизнес-обучения для внешнеторговых предприятий и соответствующего персонала. В то же время правительство должно объединиться с внешнеторговыми предприятиями для введения ряда благоприятных политик для привлечения и удержания талантов и решения проблемы утечки мозгов.

Список источников:

1. Санеев Б. Г. Китайские факторы энергетической стратегии России на восток, перевод Лю Цзяньнань // Сибирские исследования, 2021, выпуск 6.

2. Китайская (Юньнаньская) пилотная зона свободной торговли пишет новую экзаменационную работу по открытию трансграничной зоны вдоль границы // Сайт Народного правительства провинции Юньнань. 20 ноября 2021 г. URL: https://

mp.weixin.qq.com/s?_biz=MzI0ODM4MDU1MQ==&mid=2247600485&idx=3&sn=2fa135

3. Юньнань создает новую трансграничную экосистему электронной коммерции, связывающую Южную Азию и Юго-Восточную Азию, 22 марта 2022 г. «Единое окно» Китайской (Юньнаньской) международной торговли (singlewindow.cn). URL: https:// dknews.kz/ru/xinhua/227072-yunnan-sozdaet-transgranichnuyu-ekosistemu

4. Основные моменты импорта и экспорта Гуанси разнообразны, а его импорт и экспорт в другие страны-члены ВРЭП в 2021 году составляют 320,91 млрд юаней // Веб-сайт Пилотной зоны свободной торговли Китая (Гуанси). URL: http://gxftz.gxzf.gov. cn/index.php?case=archive&act=show&aid=2841

5. Линь Лэи, Лю Сяньюй. Проблемы и контрмеры трансграничного экспорта электронной коммерции провинции Хэйлунцзян в Россию // Региональная экономика, январь 2018 г.

6. Го Цзя, Ян Хуэйин. Развитие трансграничной логистики в Хэйлунцзянской зоне свободной торговли // Коммерческая экономика, 2020 г., выпуск 10.

References:

1. Saneev B. G. (2021) Chinese factors of Russia's energy strategy to the east, translated by Liu Jiannan Sibirskiye issledovaniya [Siberian Research]. Issue 6.

2. China (Yunnan) Pilot Free Trade Zone writes a new examination paper on opening a cross-border zone along the border Sayt Narodnogo pravitel'stva provintsii Yun'nan' [Website of the People's Government of Yunnan Province]. November 20, 2021 URL: https:// mp.weixin.qq.com/s?_biz=MzI00DM4MDU1MQ==&mid=2247600485&idx=3&sn=2fa135

3. Yunnan builds a new cross-border e-commerce ecosystem linking South Asia and Southeast Asia, March 22, 2022 China (Yunnan) International Trade Single Window (sin-glewindow.cn). URL: https://dknews.kz/ru/xinhua/227072-yunnan-sozdaet-transgran-ichnuyu-ekosistemu

4. The highlights of Guangxi's imports and exports are diverse, and its imports and exports to other RCEP countries in 2021 are 320.91 billion yuan Veb-sayt Pilotnoy zony svobodnoy torgovli Kitaya (Guansi) [China Pilot Free Trade Zone (Guangxi) website]. URL: http://gxftz.gxzf.gov.cn/index.php?case=archive&act=show&aid=2841

5. Lin Lei, Liu Xianyu. (2018) Problems and countermeasures of cross-border e-commerce exports from Heilongjiang Province to Russia Regional'naya ekonomika [Regional Economics]. No. 1.

6. Guo Jia, Yang Huiying. (2020) Development of cross-border logistics in the Heilongji-ang Free Trade Zone Kommercheskaya ekonomika [Commercial Economics]. Issue 10.

Статья поступила в редакцию 18.07.2022; одобрена после рецензирования 19.08.2022; принята к публикации 25.08.2022.

The article was submitted 18.07.2022; approved after reviewing 19.08.2022; accepted for publication 25.08.2022.

Информация об авторе

Чу Ци - помощник научного сотрудника, Институт России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян КНР.

Information about the author

Chu Qi - assistant researcher, the Institute of Russia of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.