УДК 615.917:547.221/222
Ю. П. Бизин, 3. И. Пилипюк, Г. М. Горбань, Г.* Б. Тихонова (Москва) ИССЛЕДОВАНИЕ /токсичности ФТОРХЛОРУГЛЕРОДНОЙ жидкости
Исследованная фторхлоруглеродная жидкость бесцветна, с молекулярным весом 650; ее плотность 1,87, коэффициент рефракции 1373, диэлектрическая проницаемость 2,6; она растворяется в органических растворителях.
Острая затравка позволила установить следующие параметры токсичности фторхлоруглеродиой жидкости при пероральном введении: LDri0 для белых крыс — 7600 (6300ч--=-9100) мг/кг, а при внутривенном введении — 490 (408н-588) мг/кг; при 2-часовом ингаляционном воздействии LC50 для белых мышей—930 (770н- 1130) мг/м*. Картина острого отравления сопровождалась снижением у животных двигательной активности и нарушением дыхательного ритма. Животные погибали в большинстве случаев в течение 1 — 2 сут после отравления.
Местное действие фторхлоруглеродиой жидкости на кожу изучали на кроликах. Жидкость в количестве 0,5 мл равномерно наносили на выстриженную поверхность спины размером 4X5 см однократно и многократно (в течение 10 дней). Исследования показали, что изучаемое вещество не вызывает изменений на коже кроликов как во время опыта, так и в течение 14 дней после его окончания.
На слизистые оболочки глаз кроликов жидкость не оказывала раздражающего действия.
Способность ее проникать через неповрежденную кожу в организм изучалось на мышах. Однократные и повторные (10 раз) 4-часовые аппликации вещества не вызвали признаков резорбтивного действия.
Пороговая концентрация паров фторхлоруглеродиой жидкости, установленная в опытах на крысах путем определения скрытого времени безусловной рефлекторной оборонительной реакции (на хронорефлексометре конструкции С. И. Горшкова), была равна 100 мг/м3.
Длительное воздействие фторхлоруглеродиой жидкости на организм животных изучалось в 800-литровых камерах при непрерывной 30-суточной затравке в динамических условиях. Опыт проводился на 180 крысах и 80 мышах-самцах; половина из них служила контролем. Количество С02 в камерах не превышало 0,2%, аммиака — 0,16 мг/м3, относительная влажность колебалась в пределах 60—80%, температура составляла 20—24°.
Крысы 1-й группы подвергались воздействию фторхлоруглеродиой жидкости в концентрации 5,27±0,52 мг/м3, 2-й группы — в концентрации 0,47±0,6 мг/м3 и 3-й группы — в концентрации 0,19±0,01 мг/м3; животные 4-й группы служили контролем. На протяжении всего времени воздействия и после прекращения затравки в течение 15 дней у животных опытных и контрольной групп определялись потребление кислорода, активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови (методом Бессей, 1967), функциональное состояние нервной системы (на хронорефлексометре), функция печени (проба Квика — Пытеля), показатели периферической крови (гемоглобин, эритроциты, лейкоциты) и содержание кальция в сыворотке крови (методом фотометрического титрования раствором трилона Б). Кроме того, изучалось изменение веса животных, определялись весовые коэффициенты внутренних органов и проводилось их патоморфологическое исследование.
За 30-суточный период хронического воздействия отклонений в общем состоянии и поведении крыс и мышей не отмечено. Животные контрольной и опытных групп равномерно прибавляли в весе. Не установлено изменений в процентном содержании гемоглобина,
количестве лейкоцитов в периферической крови, в содержании кальция в крови и гип-пуровой кислоты в моче.
В то же время при хроническом действии фторхлоруглеродиой жидкости выявлено характерное для класса фторорганических соединений влияние на активность ферментов (фосфатаз), принимающих участие в углеводно-фосфорном обмене (Held; С. А. Па-поян и соавт.). Одним из проявлений такого действия было статистически достоверное изменение активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови (см. рисунок). Как видно из рисунка, изменение щелочной фосфатазы в сыворотке крови у подопытных животных в зависимости от концентрации носило фазовый характер. Активность фермента в сыворотке крыс 1-й группы в первые 45 дней Изменение содержания щелочной фосфа- воздействия понижалась (Р<0,001). Затем тазы в сыворотке крови крыс при 30-су- происходило ее повышение (Р<0,001 в конце точном воздействии фторхлоруглеродиой 21-х суток), а в конце затравки она опять жидкости. снижалась (Р<0,02 в конце 30-х суток). Во
1 — Ь мг/ы"; 2 — 0,5 мг/м'; з — 0,2 ыг/и»; 2-й группе животных эти изменения были 4 — контроль.' менее выражены и восстановление наступало
1
аю аоэ 0.0S Q07
аов
005 Q04 0,03 0.02 0.0/ о
Фан
/4 2t
Дни затрайяи
30 Восстановительный период
раньше, а в 3-й группе показатели активности щелочной фосфатазы не отличались от показателей контрольной группы. Такие фазовые изменения активности щелочной фосфатазы в сыворотке крови, по данным литературы (А. Д. Фролова и А. А. Михалева), при отравлении фторхлоруглеродами связаны с развитием в организме компенсаторных реакций.
Данные, полученные при изучении функционального состояния нервной системы, показали, что действие фторхлоруглеродной жидкости в течение 30 сут у крыс 1-й и 2-й групп вызывает увеличение скрытого времени оборонительной реакции (в конце 7-х и 21-х суток интоксикации соответственно Р<0,01 и Р<0,05; Р<0,05 и Я<0,001). Отмеченные изменения свидетельствуют об угнетении возбудимости центральной нервной системы. При действии концентрации 0,2 мг/м3 эти показатели не изменялись на протяжении всего эксперимента по сравнению с контрольной группой животных. Потребление кислорода уменьшалось лишь у крыс 1-й группы с 10-х суток и до конца затравки (Р<0,05).
Кроме того, при действии фторхлоруглеродной жидкости в концентрации 5 мг/м3 в течение 30 сут наблюдалось статистически достоверное увеличение количества эритроцитов в крови (Р<0,01). У животных 2-й и 3-й групп отклонения не превышали физиологических колебаний. При гистоморфологическом исследовании внутренних органов крыс 1-й группы выявлены следующие структурные изменения: в головном мозге очаговый ги-пер- и гипохроматоз нервных клеток и их мутное набухание; в печени у большинства подопытных животных обнаружена клеточная инфильтрация по ходу желчных протоков и их гиперплазия, а также диффузная мелкокапельная жировая дистрофия печеночных клеток. Структурные изменения в других органах были выражены в меньшей степени. У животных 2-й и 3-й групп патологических отклонений в структуре органов не найдено.
Весовые коэффициенты почек, легких и селезенки подопытных животных 1-й и 2-й групп увеличились, а относительный вес головного мозга снизился. У подопытных животных 3-й группы не выявлено изменений по сравнению с контрольными.
Таким образом, результаты экспериментальных исследований показали, что фтор-хлоруглеродная жидкость высокотоксична при ингаляционном воздействии, малотоксична при внутривенном введении и практически нетоксична при введении в желудок.
ЛИТЕРАТУРА. Папоян С. А., Щукурян С. Г., Демирчо-г л я н И. Г. В кн.: Вопросы рентгенологии и онкологии. Ереван, 1961, т. 6, с. 187. — Фролова А. Д., Михалева А. А. В кн.: Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии. Л., 1967, с. 169. — Н е 1 d Н. R., Schweiz, med., Wschr., 1954, Bd 84, S. 251.
Поступила 12/XI 1971 года-
УДК 576.852.21.093.18:015.28
Акад. ВАСХНИЛ А. А. Поляков, Р. Г. Алагезян
ДИНАМИКА СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ М. РНЬЕ1 ПОСЛЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ КАТИОНАКТИВНЫХ ПРЕПАРАТОВ
Всесоюзный научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии, Москва и Ереванский зооветеринарный институт
Наиболее узким местом в выпуске молочными заводами пастеризованного молока и молочных продуктов, высококачественных в санитарном отношении, является надлежащая мойка и дезинфекция оборудования; последнее служит одним из основных источников бактериального загрязнения молочной продукции. После использования оборудования на нем остается некоторое количество молока и молочных продуктов, представляющих собой хорошую среду для развития микроорганизмов. Если моющие и дезинфицирующие средства неэффективны, то после санитарной обработки на оборудовании сохраняется жировая пленка, содержащая микробы. При соприкосновении или наполнении оборудования молоком или молочными продуктами эта пленка растворяется и тем самым обсеменяет пастеризованную молочную продукцию.
Поэтому применение эффективных моющих и дезинфицирующих средств для санитарной обработки оборудования является одной из актуальных задач молочной промышленности.
С этой целью в Советском Союзе, согласно «Временной инструкции по мойке и дезинфекции оборудования на молочных заводах«, используют для мойки кальцинированную и каустическую соду, а для дезинфекции — осветленный раствор хлорной извести. Как показали наши исследования на некоторых предприятиях в нарушении указанной инструкции, оборудование после мойки и дезинфекции с применением указанных выше средств имеет высокую бактериальную обсемененность и низкий коли-титр. При сравнении данных с нормативами для оценки результатов проверки санитарно-гигиенического состояния производства, приведенными в технологической инструкции по микробиологическому контролю производственного процесса на городских молочных заводах, маслодельных и сыродельных заводах, видно, что бактериальная обссмепен-
11S