Научная статья на тему 'Исследование типологических характеристик взаимодействия специалистов в сфере физической культуры'

Исследование типологических характеристик взаимодействия специалистов в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION / TYPES OF INTERACTION / CHARACTER OF INTERACTION / KINDS OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Владимир Геннадьевич, Федоров Александр Владимирович

Взаимодействие специалистов в сфере физической культуры с различными должностными лицами предопределяет эффективность профессиональной деятельности. В данной статье исследуются типы и характер взаимодействия, а также виды взаимного влияния различных должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH of TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS of INTERACTION of EXPERTS IN PHYSICAL education

Interaction of experts in physical culture with various official predetermines determine efficiency of professional work. In this article are presented types and character of interaction and kinds of mutual influence of various officials

Текст научной работы на тему «Исследование типологических характеристик взаимодействия специалистов в сфере физической культуры»

ков-прыгунов для коррекции тренировочного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Злыднев А. А. ; Московский гос. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 1985. - 20 с.

5. Игнатьев, П.В. Целевое практическое моделирование соревновательной деятельности как способ рационализации структуры тренировки многоборцев (на материале морского многоборья) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Игнатьев П.В. ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1996. - 19 с.

6. Карпушкин, А.А. Моделирование и контроль соревновательной деятельности лыжников-гонщиков высокой квалификации на подъемах различной крутизны : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Карпушкин А.А. ; Всесоюз. Науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - М., 1984. - 24 с.

7. Принципы и методы моделирования в тренировке / Н. Алекс, К. Радуг, К. Симонеску [и др.] // Спорт в современном обществе. - М., 1978. - С. 168.

8. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.

9. Селуянов, В.Н. Методы построения физической подготовки спортсменов высокой квалификации на основе имитационного моделирования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Селуянов В.Н. ; Гос. центр, ин-т физ. культуры. - М., 1992. - 47 с.

10. Чумаков, В.Н. Моделирование соревновательной деятельности квалифицированных биатлонисток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чумаков В.Н. - СПб., 1993. -24 с.

11. Шустин, Б. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности // Современная система спортивной тренировки. - М., 1995. - С. 50-72.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Владимир Геннадьевич Федоров, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена)

Александр Владимирович Федоров, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная академия тыла и транспорта (ВАТТ),

Санкт-Петербург

Аннотация

Взаимодействие специалистов в сфере физической культуры с различными должностными лицами предопределяет эффективность профессиональной деятельности. В данной статье исследуются типы и характер взаимодействия, а также виды взаимного влияния различных должностных лиц.

Ключевые слова: взаимодействие, типы взаимодействия, характер взаимодействия.

RESEARCH OF TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INTERACTION OF EXPERTS IN PHYSICAL EDUCATION

Vladimir Gennadevich Fedorov, doctor of pedagogical sciences, professor,

Herzen Russian State Pedagogical University,

Alexander Vladimirovich Fedorov, candidate of pedagogical sciences, teacher, Military academy of rear and transport,

St. -Petersburg

Abstract

Interaction of experts in physical culture with various official predetermines determine efficiency of professional work. In this article are presented types and character of interaction and kinds of mutual influence of various officials.

Key words: interaction, types of interaction, character of interaction, kinds of influence.

Взаимодействие рассматривается в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Оно является одной из основных философских категорий, отражающих процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и взаимосвязь.

Понятие взаимодействия находится в диалектической связи с понятием структуры, которая выступает как интегрирующий фактор, объединяющий различные составляющие в определенный тип целостности. В данном контексте взаимодействие людей меяеду собой определяет человеческое поведение и осознание своих действий.

Взаимодействие обусловливает развитие объектов, поскольку именно взаимодействие противоположностей как характерное противоречие является одним из самых глубоких источников развития объектов (БСЭ, 1971).

Каяедой качественно определенной системе свойствен особый тип взаимодействия. Наиболее сложные формы взаимодействия характерны для отношений между людьми в самых различных социально-экономических формациях. Эго предопределяется порядком взаимодействия в его общем и конкретном проявлениях, без чего невозможно понять свойства, структуру и закономерности развития любой целостной самоорганизующейся системы (БСЭ, 1971).

В контексте рассматриваемой проблематики В.И. Саморуков (2007) взаимодействие рассматривает как процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и предметную связь, в процессе разнообразных видов совместной военно-профессиональной деятельности. Эго предопределяет существенные требования к коммуникативным качествам и умениям в общей структуре профессиональной компетентности специалистов различных профессий.

При этом в педагогике проявилось так называемое сетевое взаимодействие, под которым автором понимается новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к общему партнерству на основе сохранения уникальности стержневых профессиональных компетенций (Л.А. Громова, 2008).

Анализ научно-педагогической литературы (Г.М. Андреева, 1988; И.Д. Ладанов, 1989; A.A. Скородумов, 1992; Н.Ю. Хрящева, 1998; В.А. Якунин, 1998; В.П. Каширин, Ю.В. Прошунина, 2001; Л.Д. Столяренко, 2002; A.A. Евграфов, В.И. Саморуков, 2006 и др.) позволил обобщить основные взгляды на развитие взаимодействия между людьми в процессе различных видов деятельности и систематизировать основной понятийный аппарат, раскрывающий его сущность, а также определяющий прогностическую направленность совершенствования образовательного процесса по подготовке специалистов в сфере физической культуры (табл. 1).

Проведенный анализ свидетельствует о значимости взаимодействия в различных сферах профессиональной деятельности человека, в том числе применительно к специализированной деятельности начальника по физической подготовке и спорту полка, имеющего, как правило, высшее физкультурное образование.

Специфика военно-профессиональной деятельности обусловливает многоуров-невость взаимодействия, что характеризуется, прежде всего, соподчиненностью начальника по физической подготовке и спорту по отношению к командному составу полка, начальникам служб и командирам подразделений, а также многофункциональность взаимодействия, связанная с реализацией разнообразных организационных мероприятий по обучению, воспитанию и развитию личного состава.

В контексте рассматриваемой проблемы на основе эмпирического познания во-енно-профессиональной деятельности начальника по физической подготовке и спорту полка сформулированы характер и типы его взаимодействия с различными должностными лицами в соответствии с решаемыми ими профильными задачами (табл. 2).

Таблица 1

Основной понятийный аппарат взаимодействия в различных сферах

профессиональной деятельности__________________________

УСЛОВИЯ проявления взаимодействия

Профессиональные ролевые функции

Межличностные связи и взаимодействия

ФОРМЫ связей и отношений

ВИДЫ проявления

-взаимное (одностороннее) содействие -взаимное (одностороннее) несодействие -взаимное (одностороннее) противодействие

позитивные

-взаимное (одностороннее) уважение -доверие -симпатии

-предрасположенность к сотрудничеству и т.п.

негативные

-неприязнь -недоверие -предвзятость -игнорирование и т.п.

СФЕРЫ осуществления взаимодействия

Профессионально-деловая

Общественно-культурная

Личностная

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

-наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей;

-отсутствие дефицита вакуума отношений между людьми;

-прогрессирование взаимоотношений на основе развития, наращивания, совершенствования; -позитивность в настрое партнеров._________________________________________________________

КОМПОНЕНТЫ

Восприятие

Понимание

Отношение

Обращение

РАЗНОВИДНОСТИ

Целевые

Уровневые

Деловое

Педагогиче-

ское

Познаватель-

ное

Примитивное

Манилу лятивное

Управленческое

Эмоционально-

эмпатийное

Паритетное

ФУНКЦИИ

• профессионально-деловая • познавательная • педагогическая • информационная • управлен-ческая • результирующая • самоутверждающая • реализующая_________________________________

СТОРОНЫ

Коммуникативная - обмен ______информацией________

Перцептивная - взаимное восприятие и понимание

Интерактивная - взаимовлия-ние партнеров________________

Средства

Механизмы

-вербальные

-невербальные

-смешанные

-идентификация - эмпатия -рефлексия - каузальная -атрибуция - установка

-убеждение - внушение -подражание - психические заражение - принуждение

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, влияющие на взаимодействие

Поведенческие

Психологические

Таблица 2

Типологическая характеристика взаимодействия начальника по физической под-_________________готовке и спорту с должностными лицами полка___________________

№ п/п Характер взаимодействия Типы взаимодействия

1 Вызов должностными лицами руководящего состава полка для доклада или постановки предметных текущих задач Внезапный

2 Запланированное посещение должностных лиц руководящего состава полка с докладом по решению конкретных текущих задач Плановый

3 Оперативное решение служебного вопроса по техническим средствам связи для проведения соревнований в процессе личного общения Прогнозируемый

4 Предварительная ориентация на встречу с конкретным должностным лицом для решения предметной задачи Преднамеренный

5 Незапланированная встреча с должностными лицами руководящего состава, их приветствие и готовность к профессиональному диалогу Случайный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, представленные типы и характер взаимодействия специалистов

в сфере физической культуры с должностными лицами в процессе военнопрофессиональной деятельности позволили акцентировать внимание обучаемых на решении наиболее вероятных ситуационных задач по обеспечению физической готовности личного состава в соответствии с их штатно-должностным предназначением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1988. - 432 с.

2. Взаимодействие // Большая Советская энциклопедия. - 3 изд. - М. : Сов. эн-цикл., 1971.-Т. 5.-С. 7.

3. Громова, Л.А. Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития ресурсных центров // Вестник Герценовского университета / Рос. гос. пед. ун-т им.

A.И. Герцена. - 2008. -№ 3 (53). - С. 30-31.

4. Евграфов, A.A. Системная трансформация дидактического обеспечения подготовки офицерских кадров в МУСТО : инновационные модели обучения : монография / A.A. Евграфов, В.И. Саморуков. - СПб. : ВАТТ, 2006. - 124 с.

5. Каширин, В.П. Психология профессионального межличностного общения /

B.П. Каширин, Ю.В. Прошунина // Психология и педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - С. 353-373.

6. Ладанов, И.Д. Мастерство делового взаимодействия / И.Д. Ладанов // Метод. пособие для менеджера. - М. : ЦМИПКС, научно-технич. кооператив «Менеджер», 1989. - С. 28-29.

7. Саморуков, В.И. Теоретические основы тренинга профессиональноориентированных риторики, дискуссии и общения / В.И. Саморуков. - СПб. : ВАТТ, 2007. - 197 с.

8. Скородумов, A.A. Психология общения / A.A. Скородумов. - СПб. : [б.и.], 1992. - 96 с.

9. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум / Л.Д. Столяренко. - Рос-тов-на-Дону : Феникс, 2002. - 704 с.

10. Хрящева, Н.Ю. Межличностное общение / Н.Ю. Хрящева // Психология : учебник / под ред. A.A. Крылова. - М. : ПБОЮЛ Захаров М.А., 1998. - С. 336-355.

11. Якунин, В.А. Общение и коммуникативно-организаторская деятельность педагога в процессе обучения / В.А. Якунин // Педагогическая психология : учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А. ; Изд-во «Полиус», 1998.-С. 563-595.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМ

СОРЕВНОВАНИЕМ

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Виктория Валерьевна Ермилова, кандидат педагогических наук Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается модель информационного обеспечения управления спортивным соревнованием. Представлены и раскрыты три этапа подготовки и проведения соревнования.

Ключевые слова: спортивное соревнование, этапы подготовки, информация, управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.