ПСИХОЛОГИЯ УДК 378.147
Исследование технологий гуманных воздействий преподавателя с целью развития мотивации студентов
Ася С. Берберян*, Анна А. Григорян
Российско-Армянский университет, г. Ереван, Армения *E-mail: [email protected]
*ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0321-0161 Аннотация
В статье рассматриваются актуальные для системы высшего образования вопросы, связанные с основными видами гуманных воздействий преподавателей на студентов, их ролью в развитии мотивации в образовательном процессе. В частности, рассматривается уровень продуктивности деятельности преподавателей с гуманистической ориентацией, эффективность воздействия преподавателя на студентов при различных формах воздействия. Во Введении обозначаются цель, гипотезы, задачи, методологическая основа исследования. Цель исследования: изучение технологий гуманных воздействий преподавателя на обучающихся для развития мотивации студентов на занятиях. Анализ теоретической литературы показал важность гуманных воздействий преподавателя на студентов и роли мотивации в образовательном процессе. Методы исследования: тестирование и анкетирование, в том числе авторский опросник и методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой). В разделе Результаты представлены полученные авторами данные. В эмпирической части исследования мы получили следующие результаты: доминирующими мотивами учебной деятельности являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы; наименее выражены мотивы среди студентов - мотивы избегания, мотивы престижа и мотивы творческой самореализации. В разделе Обсуждение результатов авторы указывают, что согласно многочисленным научным исследованиям, наиболее эффективными в учебном процессе в вузе являются именно гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся. Выявленные в нашем эмпирическом исследовании результаты показали взаимосвязь между использованием технологий гуманных воздействий преподавателей на студентов и уровнем мотивации студентов. Новизна исследования заключается в том, что наиболее часто используемыми гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся, выявленные в нашем исследовании, являются «совет и предложение» и «поощрение самостоятельности», что положительно сказывается на познавательной мотивации учебной деятельности студентов.
PSYCHOLOGY
Ключевые слова
гуманные воздействия, преподаватели, мотивация, познавательные мотивы
The study of the technology of humane teacher influences for the development of student motivation
Asya S. Berberyan*, Anna A. Grigoryan
Russian-Armenian University, Yerevan, Armenia Corresponding author. E-mail: [email protected] *ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-0321-0161
Abstract
The current article discusses issues relevant to the higher education system related to the main types of humane influences of teachers on students, their role in the development of motivation in the educational process. In particular, the level of productivity of teachers with a humanistic orientation, the effectiveness of the teacher's influence on students with various forms of influence is considered. Purpose of the research: to study the technologies of the teacher's humane influences on students for the development of student motivation in the classroom. Analysis of theoretical literature showed the importance of the teacher's humane influence on students and the role of motivation in the educational process. Research methods: testing and questioning, including the author's questionnaire and methodology for diagnosing student learning motivation (A. A. Rean and V. A. Yakunin, modified by N. Ts. Badmaeva). In the empirical part of the study, we obtained the following results: the dominant motives of educational activity are professional and educational-cognitive motives; the least expressed motives among students - the motives of avoidance, the motives of prestige and the motives of creative self-realization. Discussion of the results: According to numerous scientific studies, the most effective in the educational process at the university are precisely the humane (positive) influence of teachers on students. The results revealed in our empirical study showed the relationship between the use of technologies of humane influences of teachers on students and the level of students' motivation. The novelty of the research lies in the fact that the most frequently used humane (positive) influence of teachers on students, identified in our study, are "advice and suggestion" and "encouragement of independence", which positively affects the cognitive motivation of students' learning activities.
Keywords
humane influence, teachers, motivation, cognitive motives
ПСИХОЛОГИЯ
Введение
Актуальность. Процесс обучения является непрерывно развивающейся системой между преподавателем и обучающимися. Взаимодействие в системе «преподаватель-студент» возникает и реализуется в столкновении мотивов, интересов, целей, позиций, личного опыта (Абакумова, 2003; Байбородова, Рожков, 2016; Выготский, 2015; Скаткин, 1980). Одним из ключевых факторов, от которых зависит эффективность познавательной деятельности студентов, являются виды воздействия, которые применяют преподаватели в процессе обучения, и, конечно же, уровень мотивации студентов, именно поэтому данная тема является актуальной (КетЬег, 2016).
Цель исследования: изучение технологий гуманных воздействий преподавателя на обучающихся для развития мотивации студентов на занятиях.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между использованием гуманных воздействий преподавателя и некоторыми видами учебной мотивации студентов.
Задачами исследования являются: 1) теоретический анализ научной литературы по изучению технологий гуманных воздействий и мотивации; 2) эмпирическое исследование влияния гуманных воздействий преподавателя на уровень мотивации студентов на занятиях; 3) интерпретация полученных в ходе эмпирического исследования данных.
Методологическая основа: концепция гуманистической психологии и научные труды К. Роджерса, А. Маслоу, В. Г. Асеева.
Под технологиями гуманных воздействий преподавателя на обучающихся имеют в виду особые, индивидуальные методы воздействия, цель которых - влияние на сознание, волю и эмоции учащихся, достижение позитивных изменений психологических характеристик обучающихся.
Выделяют следующие виды воздействий преподавателя на обучающихся: организующие, оценивающие и дисциплинирующие. Выбор вида воздействия определяется его целью, а количество - от уровня профессионального мастерства преподавателя (Божович, 2015; Давыдов, 2016).
По данным исследователей, преподаватели высокого уровня профессионализма применяют воздействия организующие, а преподаватели с низким уровнем -дисциплинирующие, которыми пытаются поддерживать дисциплину на уроке с помощью замечаний, критических комментариев и т. д. (Берберян, 2014).
Существуют следующие формы позитивного воздействия:
— проявление внимания и установление контакта;
— просьба и аргументация;
— похвала;
— поощрение самостоятельности;
— оценки обучающихся;
PSYCHOLOGY
— поощрение;
— использование юмора, шутки.
Технологии воздействия преподавателей на студентов разделяются на гуманные (позитивные) воздействия, такие, как поощрение самостоятельности, одобрение, совет и предложение и др., при которых студент воспринимается как равноправный партнер, и авторитарные (негативные): оскорбление, насмешки, придирки, повышенные интонации и др., в ситуации, в которой студент - объект педагогического воздействия. Наиболее эффективными являются технологии позитивного воздействия преподавателей с гуманистической ориентацией. Но часто преподаватели, помимо профессиональных задач, в большинстве случаев видят свое предназначение в морально-нравственном воспитании молодежи (Берберян, 2014).
Коммуникативные навыки у преподавателей сформированы в различной степени в зависимости от стажа педагогической деятельности. Коммуникативные барьеры возникают у преподавателей с большим стажем: дистанция и наличие опыта создают в их сознании стереотипы, которые можно рассматривать как профессиональную деформацию, как фиксацию преподавателей на статусе человека, который жестко управляет ситуацией и задает тон происходящему (Бодалев, Криволап, 1974).
Мотивация - побуждение к действию, понимание обучаемым целей и ожидаемых результатов обучения, задает его направленность. Проблема мотивации является сложной и многоаспектной, что обусловливает многообразие подходов к пониманию сущности мотивации деятельности и поведения человека, к ее структуре, к стимулированию познавательной мотивации студентов в процессе обучения (Ильин, 2014; Мещерякова, 2015; Закунова, Анисимова, Слюзнева, Гордеев, Жидков, 2018; Клепцова, Рубцова, 2016; Мельников, 2016). Именно мотивация студентов связана с особенностями, индивидуальными характеристиками, с гуманистической установкой личности [6, 12].
По мнению В. Г. Асеева, мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации (Асеев, 1976).
Выделим основные способы поддержки преподавателями мотивации студентов к учебной деятельности:
1. Правильное целеполагание.
2. Уверенность студентов в практической необходимости изучаемого.
3. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. М. Н. Скаткин считает, что «роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции: скука, страх и т. д.» (Скаткин, 1980).
4. Экскурсы в историю предмета.
ПСИХОЛОГИЯ
5. Активизация учебной деятельности обучающихся на занятии.
6. Поощрение любых вопросов со стороны студентов и обязательные ответы на них.
7. Объективность, гласность и перспективность контроля и оценки.
8. Создание благоприятного учебного климата (Гордеева, 2006).
Существует множество теорий мотивации, но среди гуманистических теорий
мотивации наиболее известными являются теории К. Роджерса и А. Маслоу. По мнению К. Роджерса, нормальная личность открыта опыту. Люди стремятся приблизить «Я-идеальное» к «Я- реальному» (Гордеева, 2006).
Человекоцентрированный подход Роджерса включает пять условий лич-ностно-ориентированного обучения: 1) наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся; 2) «реальность личности учителя», который должен быть «конгруэнтным»; 3) принятие педагогом учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств; 4) недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний; 5) необходимость преподавателя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся (Rogers, 1961).
Согласно теории Маслоу, человек на протяжении всей жизни стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и именно, это стремление определяет его поведение. Но если присутствует конфликт, и неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней, то побеждает низшая потребность. А. Маслоу выделял мотивы нужды и мотивы роста, различие между которыми состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста (хотя термин «удовлетворение» здесь не является вполне корректным) - к повышению мотивации (Maslow, 1987).
Мотивация обучения - это способ побуждения обучающегося к эффективной учебной деятельности, к активному освоению знаний, формированию умений и навыков, профессиональной компетентности, это движущие силы процесса обучения и усвоения учебного материала. С этим термином тесно связано понятие «мотивация учебной деятельности», а сама учебная деятельность направлена на повышение качества образования, улучшение процесса обучения в ВУЗе. Учебные мотивы - неоднозначный процесс трансформации отношения личности как к отдельным изучаемым процессам, так и к учебному процессу в целом. Сам процесс развития мотивации зависит и от особенностей личности и от социальных ролей индивидуума (Леонтьев, 2016).
Методы
Наше исследование было проведено в Российско-Армянском университете. В роли респондентов выступили 30 студентов, обучающихся на 3 курсе направлений психологии, лингвистики и менеджмента.
PSYCHOLOGY
Методы исследования: тестирование и анкетирование.
Методики исследования:
1. Авторский опросник.
2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой).
Авторский тест-опросник был составлен нами для выявления наиболее часто используемых видов гуманных (позитивных) воздействий преподавателей на обучающихся в процессе обучения профильным дисциплинам. Опросник включает 5 видов воздействий, и респондентам необходимо определить частоту использования данных видов по шкале от 1 до 5 баллов. Итак, рассмотрим результаты по данной методике. Все 6 видов гуманных воздействий использовались преподавателями с разной частотой: наиболее часто используемые воздействия, согласно показателям обучающихся, это «поощрение самостоятельности» и «совет и предложение», далее идут «юмор» и «одобрение», и реже всех применяются «похвала» и «просьба».
Таблица 1. Частота гуманных воздействий.
Воздействия Средние показатели частоты применения
Одобрение 2,6
Поощрение самостоятельности 3,2
Похвала 2,7
Юмор 2,5
Просьба 1,7
Совет и предложение 3,5
Результаты методики для диагностики учебной мотивации студентов показали, что наиболее распространенными мотивами учебной деятельности являются профессиональные мотивы: 16 из 25; учебно-познавательные мотивы: 14 из 35; на третьем месте стоят коммуникативные мотивы: 12 из 20; и социальные мотивы: 11 из 25. Наименее популярными мотивами среди студентов являются мотивы избегания: 6 из 25; мотивы престижа: 5 из 25; и мотивы творческой самореализации: 4 из 10.
ПСИХОЛОГИЯ
Коммуникативные мотивы (из 20)
Мотивы избегания (из
25)
Мотивы престижа (из25)
Профессиональные мотивы (из 25)
Мотивы творческой самореализации (из 10)
Учебно-
познавательные
Социальные мотивы
(из 25)
Рисунок 1 Результаты теста для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой).
Для выявления взаимосвязи полученных результатов используемых методик нами был проведен корреляционный анализ. Результаты корреляционной связи представлены ниже в Таблице 2.
Таблица 2. Показатели корреляционной связи
Совет и предложение Поощрение самостоятельности Похвала
Профессиональные мотивы 0,523
Учебно-познавательные мотивы 0,415 0, 615
Мотивы творческой самореализации 0,541 0,452
12
I
Учебные мотивы
PSYCHOLOGY
Обсуждение результатов
По результатам корреляционного анализа мы видим, что наблюдается средняя положительная корреляционная связь между шкалами «Профессиональные мотивы» и «Совет и предложение»; сильная корреляционная связь наблюдается между шкалами «Учебно-познавательные мотивы» и «Похвала». Средняя положительная связь также наблюдается между показателями «Мотивы творческой самореализации» и «Поощрение самостоятельности», и слабая связь с показателем «Похвала». Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась: существует взаимосвязь между использованием гуманных воздействий преподавателя и некоторыми видами учебной мотивации студентов.
Выводы:
1. Теоретический анализ исследований и научной литературы по изучению технологий гуманных воздействий и мотивации позволил нам сделать вывод о том, что виды и методы воздействия преподавателей на обучающихся влияют на уровень их восприятия учебного материала, а также на уровень их мотивации. Проведенный анализ исследований показал, что выбор преподавателем вида воздействия определяется его целью, а количество воздействий - уровнем профессионального мастерства. Согласно многочисленным исследованиям, наиболее эффективными являются именно гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся.
2. По результатам исследования, проведенного нами в эмпирической части, мы сделали следующие выводы: преподавателями применяются все из перечисленных методов гуманных воздействий, но наиболее часто используемыми являются «совет и предложение» и «поощрение самостоятельности», что положительно сказывается на мотивации учебной деятельности студентов; результаты теста для диагностики учебной мотивации показали, что ведущими мотивами для студентов являются профессиональные, учебно-познавательные и коммуникативные мотивы.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литература
Абакумова И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2003. 480 с.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. 375 с.
БайбородоваЛ. В., Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Ярославль:
ПСИХОЛОГИЯ
Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 415 с.
Берберян А. С. Психология высшего образования в контексте гуманизации: учебное пособие. Прага, 2014. 188 с.
Бодалев A. A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания, Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185-192.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 400 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ. 2015. 678 с.
Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: АСТ, 2016. 544 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 509 с.
Мещерякова И. Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №. 4. С. 137-143.
Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учебное пособие. Москва: Академия, 2015. 112 с.
Закунова Е. Д., Анисимова А. Е., Слюзнева К. В., Гордеев К. С., Жидков А. А. Мотивация студентов к обучению // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2018/11/88167 (дата обращения: 15.09.2020).
Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 60-66.
Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3-18.
Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник НовГУ. 2016. № 5(96). URL: https:// cyberlemnka.ru/article/n/motivatsiya-k-obucheniyu-studentov-v-vuze-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 07.12.2018).
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М: Педагогика, 1980. 96 с.
Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media, 2016. 153 p. Maslow A. Motivation and Personality. NY: Addison-Wesley, 1987.
Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
References
Abakumova, I. V. (2003). Teaching and meaning: meaning formation in the educational process (Psychological and didactic approach). Rostov-on-Don: Rostov University Publishing House. (in Russ.).
PSYCHOLOGY
Aseyev, V. G. (1976). Motivation of behavior and personality formation. Moscow: Prosveshcheniye. (in Russ.).
Bayborodova, L. V., Rozhkov, M. I. (2016). Theory and methodology of education: a textbook for students of institutions of higher professional education. Yaroslavl': YAGPU im. K.D. Ushinskogo. (in Russ.).
Berberyan, A. S. (2014). Psychology of higher education in the context of humaniza-tion: textbook. Praga. (in Russ.).
Bodalev, A. A. Krivolap, L. I. (1974). On the impact of the teacher's communication style with students on their emotional experience. In Communication and education problems, part 1 (pp. 185-192). Tartu. (in Russ.).
Bozhovich, L. I. (2015). Personality formation problems. Sankt-Peterburg: Piter. (in Russ.).
Davydov, V. V. (2016). Developmental learning theory. Moscow: AST. (in Russ.).
Gordeyeva, T. O. (2006). The psychology of achievement motivation. M.: Smysl; Publishing Center "Academy". (in Russ.).
Il'in, Ye. P. (2014). Motivation and motives. Sankt-Peterburg: Piter. (in Russ.).
Kember, D. (2016). Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching and learning in higher education. Springer Science+Business Media. Maslow A. (1975). The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.: Viking Press.
Kleptsova, E. Yu., Rubtsova, D. O. (2016). Problems of motivating university students // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» = Scientific-methodical electronic journal "Concept", 32, 60-66. (in Russ.).
Leont'yev, D. A. (2016). A. N. Leontiev's concept of motive and the problem of the quality of motivation. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 2, 3-18. (in Russ.).
Mel'nikov, V. Ye. (2016). Motivation for teaching students at a university as a psychological and pedagogical problem. Vestnik NovGU, 5 (96). (in Russ.).
Meshcheryakova, I. N. (2015). Features of motivation of educational activity of students-psychologists of various courses. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, 4, 137-143. (in Russ.).
Pidkasistyy, P. I. (2015). Organization of educational and cognitive activities of students: Textbook. Moscow: Akademiya. (in Russ.).
Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
Skatkin, M. N. (1980). Problems of modern didactics. Moscow: Pedagogika. (in Russ.).
Vygotskiy, L. S. (2015). Pedagogical psychology. Moscow: AST. (in Russ.).
Zakunova, Ye. D., Anisimova, A. Ye., Slyuzneva, K. V., Gordeyev, K. S., Zhidkov, A. A. (2018). Motivating students to learn. Sovremennyye nauchnyye issledo-vaniya i innovatsii = Modern scientific researches and innovations, 11. URL: http://web. snauka.ru/issues/2018/11/88167 (accessed: 15.09.2020). (in Russ.).