ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
Аннотация. В статье проанализированы свойства услуг и показано возрастание их роли в современной экономике. Автором показана специфика медицинских услуг, а также выделены их отличия от других видов услуг, выявлены разграничительные признаки медицинских услуг и иных категорий предметной области науки и практики, связанной с поддержанием здоровья людей.
Ключевые слова. Сервисная экономика, сфера услуг, медицинская услуга, медицинская помощь, здравоохранение.
Krestyaninova O.G.
STUDY OF THE ESSENCE OF MEDICAL SERVICES AS AN ECONOMIC CATEGORY
Abstract. The article analyzes the properties of services and shows the increase in their role in the modern economy. The author has shown the specificity of medical services, and highlighted their differences from other types of services, identified the demarcation signs of medical services and other categories of the subject area of science and practice related to maintaining people's health.
Keywords. Service economy, service sector, medical service, medical assistance, health care.
Современная экономика по праву многими специалистами называется «сервисной», что определяется как количественными характеристиками - преобладанием в ВВП развитых стран сферы услуг, так и качественными - ростом значимости сферы услуг, что проявляется в «сервисизации» всех других сфер хозяйственной деятельности [1-6 и др.].
Сфера услуг чрезвычайно многолика, что порождает множество различных определений услуг, тем не менее, во многом схожих между собой. Например, А.В. Тихомиров [7] охарактеризовал услуги следующим образом: они обладают неосязаемостью, неразрывностью производства и потребления, неоднородностью (изменчивостью), а также неспособностью к хранению. Стоит отметить, что некоторые из характеристик услуг могут быть подвергнуты сомнению, например их «сиюминутность», которая объясняется неспособностью услуг к хранению [7, с. 55]. Данный признак может быть подвергнут сомнению. Рассмотрим, например, ателье, в котором клиенту на заказ сшили предмет одежды. Но клиент вовсе не обязан забрать готовую вещь сразу после ее изготовления, он может сделать это спустя какое-то время, при этом он, возможно, даже никогда не воспользуется этой вещью.
В этом контексте следует подчеркнуть, что известные в литературе трактовки услуг не есть нечто застывшее и навсегда данное, они могут варьироваться и развиваться, в том числе в контексте конкретных предметных областей сервисной деятельности. Тем не менее, имеется своеобразное «ядро свойств» в трактовке услуг. Они характеризуются следующими основными свойствами [8]: неосязаемость, неотделимость производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость.
ГРНТИ 06.71.47 © Крестьянинова О.Г., 2019
Ольга Геннадьевна Крестьянинова - старший преподаватель Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с автором: 195067, Санкт-Петербург, Пискарёвский пр., 47 (Russia, St. Petersburg, Piskariovsky av., 47). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 22.03.2019.
Мы полагаем, что к этим известным свойствам следует добавить еще одно - отсутствие передачи права собственности (см. рис. 1).
Предметом анализа автора в данной статье являются не все услуги, а их специфический класс -медицинские услуги, которые, обладая общими, присущими всем услугам свойствами, на которые указано выше, в то же время, обладают и собственной спецификой, вытекающей из их природы. Как мы указывали выше, сфера услуг сегодня является одним из лидеров развития среди секторов экономики. В то же время, сами услуги развиваются неодинаковыми темпами, в этой связи важен их секторальный анализ. В частности, предметом нашего рассмотрения являются медицинские услуги. Как указывает Дроздова А.В. [9, с. 42], они являются сложным понятием и, как следствие, требуют глубокого анализа.
г 1. Неосязаемость Л * нематериальность услуги, то есть ее нельзя "прочувствовать" до ее приобретения у
2. Неотделимость ^- * неотделимость услуги от источника, невозможность
существования услуги без того, кто ее предоставляет
•* 3. Непостоянство качества ь * зависимость качества услуги от того, кем, где и когда она
предоставляется
4. Недолговечность * невозможность хранения с целью последующей реализации и использования
5. Отсутствие передачи прав собственности \ * невозможность передачи права собственности при оказании услуги
Составлено автором на основе [8].
Рис. 1. Классификация свойств услуг
Медицинские услуги имеют особый статус. Их количество и качество, доступность и технологический уровень, а также другие признаки определяют уровень жизни населения, влияют на состояние здоровья, качество и продолжительность жизни людей. Неудивительно, в этой связи, что в советский период развития нашей страны вопросы здравоохранения являлись одним из приоритетов социально-экономической политики. Но после распада СССР ранее существовавшие институты были трансформированы, появилась система медицинского страхования, экономические и правовые условия реализации медицинских услуг видоизменились [10]. В новых экономических реалиях изменилась роль пациента, и сегодня он выступает как потребитель медицинских услуг.
Конечно, новая для здравоохранения категория - медицинская услуга, которой не могло существовать в плановой экономике СССР, потребовала регламентации. Трактовка «медицинской услуги» содержится в Федеральном законе от № 323-ФЗ 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Это «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение» (п. 4 ст. 2).
Также, понятие «медицинская услуга» обсуждается и в научной литературе. Так, по мнению Ю.В. Данилочкиной, «это совокупность профессиональных возмездных, целесообразно необходимых действий исполнителя, в отдельных случаях - встречных со стороны пациента (заказчика, потребителя), направленных на удовлетворение потребностей последнего в форме определенного состояния здоровья» [11, с. 8]. В свою очередь, А. А. Раменская считает, что медицинские услуги представляют собой «совокупность правомерных действий, осуществляемых медицинскими работниками, в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения или частных медицинских организациях, направленная на улучшение здоровья пациента и его выздоровление и носящая возмездный характер» [12, с. 251].
Итак, медицинская услуга представляет собой некоторую совокупность действий, которые осуществляются медицинскими работниками в целях улучшения (сохранения, восстановления и т.д.) состояния здоровья пациента. Важно подчеркнуть, что медицинская услуга оказывается на возмездной основе. Также следует отметить, что медицинские услуги тесно связаны с медицинской помощью, под которой, согласно ФЗ-323, принято понимать «комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг» (п. 3, ст. 2).
В этой связи представляет интерес рассмотрение взаимосвязи категорий «медицинская услуга» и «медицинская помощь». Заметим, что с позиций технократических, поддерживаемых международными стандартами серии ИСО 9000, медицинская помощь часто трактуется как своего рода деятельность по «ремонту» биологических систем человеческого организма [13]. Обратимся к литературе, в которой обсуждается соотношение медицинской помощи и медицинской услуги. Так, В.С. Абдуллина считает, что «медицинская помощь как категория социально-нравственная является обязательной составляющей медицинской услуги» [14, с. 7-8]. Противного мнения придерживается Е.В. Рожкова. По её словам, медицинская услуга - часть медицинской помощи [15, с. 50]. Г.Б. Еремин отмечает, что «медицинская помощь» является родовым понятием по отношению к медицинским услугам [16, с. 44]. Имеются и другие, зачастую диаметрально противоположные, суждения специалистов относительно рассматриваемых категорий.
Мы считаем мнение Е.В. Рожковой и Г.Б. Еремина в какой-то мере верным, ведь, как известно, законодатель в понятие медицинской помощи вкладывает в том числе медицинские услуги, а это, в свою очередь, означает, что понятие медицинской помощи имеет более широкий диапазон, нежели медицинская услуга. На основе законодательного определения медицинской помощи можно сделать вывод о том, что ее могут оказывать лица, которые не являются профессионалами в сфере медицины. Таковыми являются, скажем, родители (лечение у собственных детей простуды и т.п.), а также люди, оказывающие первую медицинскую помощь (сотрудники МЧС, ДПС и других экстренных и оперативных служб) [17, с. 57]. На рисунке 2 приведена трактовка структуры медицинской помощи, предложенная А. Дроздовой [18], с которой автор данной статьи солидаризируется.
работы и услуги,
Профессиональная
оказываемые конкретному пациенту в конкретной ситуации
профессионалы в сфере медицины
Полупрофессиональная
помощь не в рамках медицинской деятельности должностных лиц
пожарные, полицейские, студенты-медики
деятельность
матери по самостоятельному лечению своих детей, взрослые дети, осуществляющие уход за родителями, и т.д.
людей по
Непрофессиональная
самостоятельному оказанию
помощи
больным или пострадавшим
Составлено автором на основе [18]
Рис. 2. Классификация медицинской помощи
Специфичность рассматриваемой категории «медицинская помощь» состоит в том, что она, по своей сути, не является экономической. Соответственно, и к рынку она не имеет прямого отношения. Это определяется корневым словом в рассматриваемом сочетании: согласно современному толковому словарю русского языка, «помощь» означает «содействие, поддержка в чем-либо (см.: Ьйр8://кайа81оу.ги/значение-слова /помощь). То есть в категории «медицинская помощь» определяющим является её социальный аспект. Отсюда следует, что медицинская деятельность, которая по сути своей является разновидностью медицинской помощи, оказываемой специалистами-профессионалами, также по сути своей не является в полной мере экономической. Скорее она, всё же, социально-экономическая, причем акцент должен быть сделан на первом элементе этого составного слова («социально-»).
Понятие медицинской услуги в контексте приведенных выше рассуждений имеет принципиально иную природу. Её могут оказать только профессионалы, т.к. услуга, будучи гражданско-правовой категорией, несёт в себе некие договорные отношения, где заказчик использует услуги специалистов-профессионалов. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что медицинская услуга, является частным по отношению к медицинской помощи понятием, она выражает ту часть медицинской деятельности, которая носит исключительно экономический характер. Как указывает в этой связи Улае-ва Н.Л., если медицинская услуга - экономико-правовая категория, то медицинская помощь - профессионально-нравственная [19, с. 53].
Таким образом, несмотря на то, что медицинская помощь и медицинская услуга являются смежными категориями, они имеют существенные различия. И эти различия существенны именно с позиции экономического анализа. В частности, медицинская помощь, в общем случае, оказывается бесплатно, медицинская услуга, напротив, не может быть оказана без оплаты, это создает предпосылки для вовлечения медицинских услуг в рыночный оборот и формирования особого сегмента рынка -рынка медицинских услуг. Если подытожить выполненный нами терминологический анализ, то соотношение исследованных категорий можно отразить схематично в форме рисунка 3. Из него видно, что медицинская услуга как категория признается первичным понятием, далее следуют более широкие понятия по степени охвата социально-экономических отношений в сфере здравоохранения.
Медицинские услуги дифференцированы. Их принято разделять на разные группировки, существо которых зависит от конкретной цели проводимого анализа. С позиций организации функционирования рынка медицинских услуг, их можно разбить на 5 уровней [20, р. 21]:
• первичные медицинские услуги. Это наиболее массовый сегмент рынка, услуги предоставляются врачами общей практики широким слоям населения;
Рис. 3. Соотношение понятий в медицинской сфере (составлено автором)
• вторичные медицинские услуги. Их оказание, как правило, возможно по итогам реализации первичных услуг, которые не дали желательных результатов в улучшении здоровья пациента. Их оказывают в специализированных клиниках, медицинских центрах, больницах;
• третичные медицинские услуги. Они подразумевают оказание на платной основе еще более специализированных видов медицинской помощи (кардио- и нейрохирургия, лечение онкологических заболеваний и др.) в узкоспециализированных медицинских организациях;
• четвертичные медицинские услуги уже не образуют массового рынка, это «штучные» услуги, индивидуальные, высокоинновационные и высокотехнологичные. Их оказание, как правило, требует специальных медицинских показаний, их результаты не всегда предсказуемы, они связаны с высоким уровнем риска (например, трансплантация органов), осуществляются не «массовой», а «экспериментальной» медициной. Как правило, они оказываются в научных медицинских центрах;
• пятеричные медицинские услуги образуют специфический сегмент рынка. Они связаны со специфическими потребностями пациентов (клиентов): паллиативное лечение, домашний уход, помощь в послеоперационной реабилитации также сюда могут быть отнесены услуги профилактического характера (профилактика курения, диетология и т.д.) и косметической / эстетической медицины. Поводя итог, отметим, что данные нами уточнения терминологического поля медицинских услуг
позволяют более четко и корректно изучать эту категорию, лежащую на «стыке» социологического, медицинского и экономического знания. При этом представленная трактовка медицинской услуги, с одной стороны, вытекает из определения услуги в современной экономической теории, а с другой стороны - учитывает отраслевую специфику медицинской деятельности и здравоохранения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боркова Е.А., Щеглова А.Д. Хозяйственное управление культурой и искусством г. Санкт-Петербурга // Развитие экономики и менеджмента в современном мире. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. С. 143-147.
2. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н. Оценка результативности инновационной деятельности региона в секторально-отраслевом разрезе // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 18-26.
3. Волкова А.А., Плотников В.А. К вопросу о стратегии развития региональных компаний (на примере предприятий сферы услуг) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 4 (55). С. 38-43.
4. Петров А.Н., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1 (73). С. 40-50.
5. Фомина Э.А. Элементы государственного регулирования хозяйственных систем открытого типа в условиях глобализации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 27-30.
6. Plotnikov V., Volkova A. Service economy and the specifics of its development in Russia // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 16. P. 18-23.
7. Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М.: Статут, 2001. 256 с.
8. Zeitaml V.A., Parasuraman A., Berry L.L. Problems and Strategies in Services Marketing // Journal of Marketing. 1985. Vol. 49. P. 33-46.
9. Дроздова А.В. Понятие медицинской услуги как гражданско-правовой категории // Сибирский юридический вестник. 2004. № 3. С. 42-46.
10. Крестьянинова О.Г. Одноканальное финансирование как основной элемент модернизации обязательного медицинского страхования // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2011. № 1. С. 34-37.
11. Данилочкина Ю.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на рынке медицинских услуг. Волгоград, 2003. 24 с.
12. Раменская А.А. Медицинская услуга: понятие и содержание // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XII Международной науч. практич. конф.: в 2-х ч. Ч. 2. Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2015. С. 248-251.
13. Мелянченко Н. Качество медицинской помощи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.med-links.ru/article.php?sid=43191 (дата обращения 03.05.2018).
14. Абдуллина В.С. Гражданско-правовая ответственность за нарушения в сфере оказания медицинских услуг: некоторые вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. 27 с.
15. Рожкова Е.В. Медицинские услуги: понятие и особенности // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 3. С. 39-55.
16. Еремин Г.Б. Базовая терминология в здравоохранении. Значение и применение // Менеджер здравоохранения. 2011. № 11. С. 41-46.
17. Сучкова Т.Е. К вопросу о правовом статусе врача // Земский врач. 2012. № 6. С. 57-60.
18. Дроздова А.В. Понятие медицинской услуги как гражданско-правовой категории // Сибирский юридический вестник. 2004. № 3.
19. Улаева Н.Л. Российские медицинские услуги: специфика и проблемы правового регулирования. 2015. № 2. С. 50-54.
20. Frost & Sullivan. Independent Market Research on the Global Healthcare Services (HCS) Industry, 2012.