Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
571
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УДАЛЁННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОДИНОЧЕСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карелина Наталия Николаевна, Егоров Алексей Борисович, Киселева Ирина Вадимовна, Лапшин Александр Вячеславович, Алёшкин Андрей Николаевич

Объектом данного исследования является субъективное ощущение одиночества у студентов в период дистанционного обучения. Результаты проведённого исследования показали, что студенты стали чувствовать себя более одиноко после перехода на дистанционное обучение. Изоляция способствовала появлению и развитию субъективного чувства одиночества. Преподаватель имеет множество ресурсов влияния на эмоциональное состояние студентов. В заключение предложены методы для снижения субъективного ощущения одиночества у студентов, находящихся на дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карелина Наталия Николаевна, Егоров Алексей Борисович, Киселева Ирина Вадимовна, Лапшин Александр Вячеславович, Алёшкин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE SUBJECTIVE FEELING OF LONELINESS AMONG STUDENTS IN DISTANCE LEARNING

The object of this study is the subjective feeling of loneliness among students during distance learning. The results of the study showed that students began to feel lonelier after switching to distance learning. Isolation contributed to the emergence and development of a subjective sense of loneliness. The teacher has many resources to influence the emotional state of students. In conclusion, methods are proposed to reduce the subjective feeling of loneliness in students who are on distance learning.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

social problems, No. 7(63), pp. 141-167, DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-141-166. Контактная информация: nat-samojlik@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2020

УДК 159.9.01

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Наталия Николаевна Карелина, старший преподаватель, Алексей Борисович Егоров, старший преподаватель, Ирина Вадимовна Киселева, доцент, Александр Вячеславович Лапшин, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область, Андрей Николаевич Алёшкин, старший преподаватель, Первый Московский Государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), г. Москва

Аннотация

Объектом данного исследования является субъективное ощущение одиночества у студентов в период дистанционного обучения. Результаты проведённого исследования показали, что студенты стали чувствовать себя более одиноко после перехода на дистанционное обучение. Изоляция способствовала появлению и развитию субъективного чувства одиночества. Преподаватель имеет множество ресурсов влияния на эмоциональное состояние студентов. В заключение предложены методы для снижения субъективного ощущения одиночества у студентов, находящихся на дистанционном обучении.

Ключевые слова: обучение, удалённое обучение, дистанционное обучение, студенты, одиночество, преподаватель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p442-445

STUDY OF THE SUBJECTIVE FEELING OF LONELINESS AMONG STUDENTS IN

DISTANCE LEARNING

Natalia Nikolaevna Karelina, the senior teacher, Alexey Borisovich Egorov, the senior teacher, Irina Vadimovna Kiseleva, the senior lecturer, Alexander Vyacheslavovich Lapshin, the

senior teacher, Moscow state regional University, Mytischi, Moscow region, Andrey Niko-laevich Aleshkin, the senior teacher, I. M. Sechenov first Moscow State medical University (Se-

chenov University), Moscow

Abstract

The object of this study is the subjective feeling of loneliness among students during distance learning. The results of the study showed that students began to feel lonelier after switching to distance learning. Isolation contributed to the emergence and development of a subjective sense of loneliness. The teacher has many resources to influence the emotional state of students. In conclusion, methods are proposed to reduce the subjective feeling of loneliness in students who are on distance learning. Keywords: learning, remote learning, distance learning, students, loneliness, teacher.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема ощущения одиночества у студентов на дистанционном обучении является на сегодняшний момент очень актуальной и мало изученной.

Существуют факторы, способствующие возникновению чувства одиночества. Основными такими факторами являются нехватка общения с представителями референтных групп и социальное отторжение. Человек считает нормальным состояние одиночества в том случае, если это его осознанный выбор, сделанный не под влиянием окружающих людей и внешних факторов [3].

Основным фактором одиночества в данной ситуации становится вынужденная изоляция. Студенты переживают отчуждение от социума, от друзей, любимых, одногруп-пников, соседей по общежитию, то есть от всех людей, которые находились рядом с ними, поддерживали их, общались, влияли на их настроение и времяпрепровождение. В некоторой степени это схоже с переживанием утраты, что оказывает влияние на морально-психическое состояние студентов. Это происходит на фоне повышенной тревожности из-за неопределённости в мире, непривычного вида учебной нагрузки и методов оценивания, потока негативной информации из СМИ, в том числе и о гибели людей. Постоянное нахождение в стрессе в условиях пандемии вызывает чувство опустошённости, бессилия, эмоционального одиночества [2].

Существуют конструктивные решения для выхода из ситуации, связанной с ощущением одиночества. Это такие реакции на одиночество как прогулки, занятие любимым делом вне дома, походы в кино, клубы, на концерты, за покупками, встречи с друзьями и близкими. Но в ситуации самоизоляции, карантина, пандемии и связанного с этим удалённого обучения они становятся невозможными. В связи с этим случается, что выходы из этой проблемы становятся деструктивными: слишком долгий сон, переедание, злоупотребление алкоголем, постоянный просмотр ТВ, Интернета, соцсетей. Именно такое деструктивное поведение и является основной причиной для изучения и профилактики ощущения одиночества у студентов, находящихся на дистанционном обучении.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Исследуя впечатляющее разнообразие интерпретаций личности человека некоторые учёные пришли к выводу, что после того как человек удовлетворит свои наиболее насущные потребности в воздухе, воде, пище, он «стремиться облегчить своё безнадёжное одиночество» [4].

Маргарет Мид предложила «Американскую концепцию одиночества» как особого состояния человека в таких обстоятельствах как: отсутствие друзей, пребывание вдали от близких, когда ждёшь поддержки от родных, знакомых, коллег и друзей, тоска по дому, переживание разлуки с любимыми, когда человек расстался с определённым местом или другим человеком [1].

Ощущение одиночества - одна из острых проблем в современной социальной жизни и, особенно, в условиях пандемии, карантина, самоизоляции и дистанционного обучения. Это явление можно охарактеризовать как «социальное одиночество». Под «социальным» подразумевается не всё общество, а его определённые группы. В литературе этот термин описывается такими понятиями социальной изоляции как изгнание, остракизм и с недавнего времени отставка. То есть разрыв связей, отношений, образующих структуру, внутри которой взаимодействуют индивиды и группы. Это вызывает комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [4]. Одиночество представляет собой субъективное, нередко уникальное внутреннее переживание. Часто человек испытывает глубокое чувство одиночества, находясь в окружении людей. При этом можно быть изолированным, но не чувствовать себя одиноким. Некоторые исследования потеряли свою ценность из-за отсутствия четкой границы между этими двумя понятиями. Однако отождествление этих понятий некорректно [4]. Объектом нашего исследования является именно субъективное ощущение одиночества, а вынужденная самоизоляция и удалённое обучение могут являться факторами возникновения или усиления этого чувства.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опросы и тестирования студентов проводились в конце весны и в декабре 2020 года, когда студенты были переведены на удалённое обучение, а также была принята обяза-

тельная самоизоляция, многие находились на карантине, были выселены из общежитий, была введена пропускная система передвижений, были временно закрыты все развлекательные учреждения.

Тестирование проводилось по шкале субъективного ощущения одиночества (UCLA Loneliness Scale). Данный тест-опросник был разработан Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном (D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson) в 1978 году. Методика предназначена для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты проведённого опроса показали, что 71% студентов стали чувствовать себя более одиноко после перехода на удалённое обучение. При анализе результатов важно учесть основной механизм психологической защиты личности - отрицание. Это психологическая стратегия, бессознательно используемая человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. [5]

На вопрос - «Что именно больше всего огорчило вас при переходе на удалённое обучение?», встречались следующие варианты ответов:

- отсутствие живого общения;

- складывается ощущение, что мир застыл и существую только я, одногруппники кажутся эфемерными;

- усиление нервного напряжения и требуется успокоительное;

- отсутствие смены обстановки;

- недостаточное количество прогулок, нахождения на свежем воздухе;

- нахождение дома со взрослыми членами семьи;

- постоянное сидение за компьютером;

- переедание;

- однообразие учебной деятельности, монотонность, «складывается ощущение, что пары не кончаются, как только закончилась одна, сразу же начинается следующая»;

- переизбыток домашних заданий, самостоятельной работы;

- слабая организованность процесса обучения;

- проблемы со связью, с техникой, с подключением к интернету;

- блокировка социальной карты студента;

- принудительное выселение из общежитий.

Результаты тестирования по методике субъективных ощущений одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона показали, что у критического большинства студентов высокая (39%) и средняя степени ощущения одиночества (47%).

Самыми распространёнными методами борьбы с чувством одиночества у студентов являются следующие: просмотр фильмов, сериалов, роликов на канале Ютуб, рисование, общение с близкими, прослушивание музыки, работа онлайн и постоянная занятость, поиск новых увлечений, хобби. Данные способы ухода от ощущения одиночества, очевидно, являются временными и не способны решить проблему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преподаватели должны поддерживать студентов в этой новой непростой ситуации. Преподаватель имеет множество ресурсов влияния на эмоциональное состояние студентов. В частности, для снижения субъективного ощущения одиночества, преподаватель университета может сделать следующее: групповые научные проекты, коллективные отработки пропущенных занятий, совместное выполнение домашних заданий сразу несколькими студентами, при этом чрезмерно не перегружать студентов самостоятельной работой. Перегружая студентов самостоятельными заданиями, персональными проектами, можно усилить эмоциональную напряжённость и субъективное ощущение одиноче-

ства у студентов. А это как раз необходим избежать. Важно не переводить большую часть учебной нагрузки на самостоятельную работу, а проводить групповые занятия, в том числе в игровой форме, релаксационной направленности. Это будет способствовать снятию нервного напряжения, уменьшению стресса, тревожности и ощущения одиночества. Комфортное психологическое состояние студентов имеет значение для успешного освоения образовательных программ. Ощущение одиночества - характерное для человека явление. Поиск путей преодоления субъективного ощущения одиночества у студентов требует внимательного отношения и углублённого изучения в современной педагогической науке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мид. М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества. - Москва : Прогресс, 1989. - C. 98-113.

2. Рогова Е.Е. Переживание одиночества сотрудниками скорой медицинской помощи / Е.Е. Рогова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 506-509.

3. Рогова Е.Е. Факторы, способствующие возникновению чувства одиночества / Е.Е. Рогова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 12-4(16). - С. 154-155.

4. Садлер У От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон // Лабиринты одиночества. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 21-52

5. Субботина, Л.Ю. Психология защитных механизмов личности : учебное пособие / Л.Ю. Субботина ; Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. - Ярославль, 2013. -164 с.

6. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела И М. Фергюсона: [тест] // Сайт о психологии. - URL: http://test-metod.ru/index.php/4/41-metodika-diagnostiki-urovnya-subektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyusona (дата обращения: 17.12.2020).

REFERENCES

1. Mid M. (1989), "Loneliness, independence and interdependence in the context of culture", Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 98-113.

2. Rogova E.E. (2020), "Experiencing loneliness by emergency medical personnel", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 506-509.

3. Rogova, E.E. (2016), "Factors that contribute to the appearance of loneliness feeling", Herald of Scientific Conferences, No 12-4(16), pp. 154-155.

4. Sadler U. and Johnson T. (1989), "From loneliness to anomie", Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 21-52.

5. Subbotina, L.Yu. (2013), Psychology of protective mechanisms of personality, Yaroslavl.

6. Methodology for diagnosing the level of subjective feeling of loneliness D. Russell and M. Ferguson, test, available at: http://test-metod.ru/index.php/4/41-metodika-diagnostiki-urovnya-subektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyusona (accessed date: 17.12.2020)

Контактная информация: fallibilist@bk.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

УДК 159.9.072

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

ЛИЧНОСТИ

Анастасия Алексеевна Колмогорцева, заведующий учебной лабораторией, ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск

Аннотация

В настоящей статье рассматривается феномен интернет-зависимости. Интерес представляют рефлексивные механизмы в структуре личности с интернет-зависимостью. Целью исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.