ства у студентов. А это как раз необходим избежать. Важно не переводить большую часть учебной нагрузки на самостоятельную работу, а проводить групповые занятия, в том числе в игровой форме, релаксационной направленности. Это будет способствовать снятию нервного напряжения, уменьшению стресса, тревожности и ощущения одиночества. Комфортное психологическое состояние студентов имеет значение для успешного освоения образовательных программ. Ощущение одиночества - характерное для человека явление. Поиск путей преодоления субъективного ощущения одиночества у студентов требует внимательного отношения и углублённого изучения в современной педагогической науке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мид. М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества. - Москва : Прогресс, 1989. - C. 98-113.
2. Рогова Е.Е. Переживание одиночества сотрудниками скорой медицинской помощи / Е.Е. Рогова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 506-509.
3. Рогова Е.Е. Факторы, способствующие возникновению чувства одиночества / Е.Е. Рогова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 12-4(16). - С. 154-155.
4. Садлер У От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон // Лабиринты одиночества. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 21-52
5. Субботина, Л.Ю. Психология защитных механизмов личности : учебное пособие / Л.Ю. Субботина ; Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. - Ярославль, 2013. -164 с.
6. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела И М. Фергюсона: [тест] // Сайт о психологии. - URL: http://test-metod.ru/index.php/4/41-metodika-diagnostiki-urovnya-subektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyusona (дата обращения: 17.12.2020).
REFERENCES
1. Mid M. (1989), "Loneliness, independence and interdependence in the context of culture", Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 98-113.
2. Rogova E.E. (2020), "Experiencing loneliness by emergency medical personnel", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 506-509.
3. Rogova, E.E. (2016), "Factors that contribute to the appearance of loneliness feeling", Herald of Scientific Conferences, No 12-4(16), pp. 154-155.
4. Sadler U. and Johnson T. (1989), "From loneliness to anomie", Labyrinths of loneliness, Progress, Moscow, pp. 21-52.
5. Subbotina, L.Yu. (2013), Psychology of protective mechanisms of personality, Yaroslavl.
6. Methodology for diagnosing the level of subjective feeling of loneliness D. Russell and M. Ferguson, test, available at: http://test-metod.ru/index.php/4/41-metodika-diagnostiki-urovnya-subektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyusona (accessed date: 17.12.2020)
Контактная информация: fallibilist@bk.ru
Статья поступила в редакцию 11.01.2021
УДК 159.9.072
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Анастасия Алексеевна Колмогорцева, заведующий учебной лабораторией, ЮжноУральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск
Аннотация
В настоящей статье рассматривается феномен интернет-зависимости. Интерес представляют рефлексивные механизмы в структуре личности с интернет-зависимостью. Целью исследования
является определение возможных взаимосвязей рефлексивности и интернет-зависимости личности. Выборку настоящего исследования составили 289 человек в возрасте от 18 до 38 лет (Х=23,7; SD=5,26), из них 137 женщин (47,4%) и 151 мужчина (52,6%). Для определения интернет-зависимости был использована методика «Шкала интернет-зависимого поведения Чена», а для изучения уровня рефлексивности использовался опросник рефлексивности А.В. Карпова. Для обработки результатов использовались описательные статистики, H-критерий Краскала-Уоллеса, коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Математическая обработка данных проводилась с применением IBM SPSS Statistics 17.0. В результате проведенного исследования была выявлена умеренная отрицательная связь (r = -0,647, p < 0,05) между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью. Из этого следует, что чем ниже показатель рефлексивности, тем выше значение по шкале интернет-зависимости. человек с низким уровнем рефлексивности склонен выбирать уход от реальности путем погружения в виртуальной мир, нежели осмысливать собственную жизнь. Таким способом человек пытается совладать с имеющимися проблемами, которые требуют разрешения.
Ключевые слова: интернет-зависимость, рефлексивность, поведенческие аддикции, зрелость, нехимические аддикции.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p445-449
RELATIONSHIP OF REFLEXES AND INTERNET ADDICTION
Anastasia Alekseevna Kolmogortseva, head of the educational laboratory, South Ural state university (national research university), Chelyabinsk
Abstract
This article examines the phenomenon of Internet addiction. Reflexive mechanisms in the structure of a personality with Internet addiction are of interest. The aim of the study is to determine the possible relationship between reflexivity and Internet addiction. The sample of this study consisted of 289 people aged 18 to 38 years (X = 23.7; SD = 5.26), of which 137 women (47.4%) and 151 men (52.6%). To determine Internet addiction, the Chen Internet Addiction Scale was used, and to study the level of reflexivity, the A.V. Karpov's reflexivity questionnaire was used. Descriptive statistics, the Kruskal-Wallis H, and the Spearman rank correlation coefficient were used to process the results. Mathematical data processing was carried out using IBM SPSS Statistics 17.0. The study revealed a moderate negative relationship (r = -0.647, p < 0.05) between the level of reflexivity and Internet addiction. It follows from this that the lower the reflexivity index, the higher the value on the Internet addiction scale. a person with a low level of re-flexivity is inclined to choose escape from reality by immersion in the virtual world, rather than comprehend his own life. In this way, a person tries to cope with the existing problems that require resolution.
Keywords: Internet addiction, reflexivity, behavioral addictions, maturity, non-chemical addictions.
ВВЕДЕНИЕ
XXI век ознаменовался экстенсивными темпами цифровизации различных сфер жизни и производства. Внедрение цифровых технологий идет параллельно с повсеместным использованием интернета. Количество пользователей сети интернет растет с каждым годом. Но помимо пользы, благ и преимуществ, которые приносит интернет, в психологической практике был введен новый феномен - интернет-зависимость. Впервые данную проблематику очертил в своем докладе в 1996г. I.Goldberg, который определил интернет-зависимость как навязчивое (компульсивное) желание использования интернета, приводящее к негативным последствиям в профессиональной деятельности, семейной сфере, социальном взаимодействии. Затем K.Young разработала 20-опросный тест, который измерял, насколько серьезно интернет влияет на социальную жизнь человека [7, 9]. На сегодняшний день проведено много различных исследований, посвященных изучению интернет-зависимости в разных аспектах, но в основном они проведены на выборках, состоящих из школьников и студентов [8, 10]. Более поздний возрастной период (молодость, зрелость) оставался пока вне поля зрения исследователей, что связано с естественными тенденциями цифровизации современного общества. Для данного возрастного
периода характерно развитие рефлексии. Рефлексия является важным параметром саморазвития взрослого человека, позволяя осмыслять собственный жизненный опыт и инте-риоризировать его. Мы предполагаем, что отсутствие навыков рефлексии приводит к уходу из реальности путем погружения в виртуальное пространство. Наше исследование строится на гипотезе о том, что существует обратная связь между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью.
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 289 человек в возрасте от 18 до 38 лет (Х=23,7; 80=5,26), из них 137 женщин (47,4%) и 151 мужчина (52,6%). Для оценки выраженности интернет-зависимого поведения, испытуемым было предложено ответить на вопросы методики «Шкала интернет-зависимого поведения Чена», в адаптации В.Л. Малыгина и К. А. Феклисова [4]. Для изучения уровня рефлексивности был использован опросник рефлексивности А.В. Карпова [2]. Для обработки результатов использовались описательные статистики, непараметрический критерий сравнения выборок Н-критерий Краскала-Уоллеса и коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Общая выборка испытуемых (N=289) была разделена на 3 группы на основании результатов методики «Шкала интернет-зависимого поведения Чена»: контрольная группа (КГ) - испытуемые с отсутствием интернет-зависимости (N=104); группа риска (ГР) -испытуемые со склонностью к возникновению интернет-зависимости (N=113); группа с интернет- зависимостью (ИЗ, N=72). В таблице 1 представлены значения средних по методике «Шкала интернет-зависимости Чена» [5].
Таблица 1 - Значения средних по шкале интернет-зависимости Чена
Шкалы Группа 1 («КГ») N=104 Группа 2 («ГР») N=113 Группа 3 («ИЗ») N=72
Хэмп.± о Хэмп.± о Хэмп.± о
Шкала компульсивных симптомов 5,92±1,24 10,39±1,92 14,86±2,83
Шкала симптомов отмены 6,95±2,01 11,21±2,3 14,33±2,66
Шкала толерантности 5,86±1,86 8,72±1,43 12,19±2,35
Шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем 8,01±1,18 12,71±2,21 18,26±2,82
Шкала управления временем 7,08±2,29 11,30±2,52 16,40±2,36
Общий CIAS балл 33,86±5,41 54,34±5,53 76,47±6,33
Общий балл по методике от 65 баллов и выше говорит о наличии интернет-зависимости. Стоит отметить, что ключевыми симптомами интернет-зависимости являются компульсивные симптомы, симптомы отмены и симптомы толерантности.
Для определения уровня рефлексивности, использовался опросник рефлексивности А.В. Карпова. В таблице 2 представлены данные диагностики.
Таблица 2 - Уровень рефлексивности по группам
Уровень рефлексивности Группа 1 «КГ» N = 104 Группа 2 «ГР» N = 113 Группа 3 «ИЗ» N = 72
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Низкий уровень 4 3,85 29 25,66 51 70,83
Средний уровень 53 50,96 74 65,49 20 27,77
Высокий уровень 47 45,19 10 8,85 1 1,40
Как следует из таблицы 2, рефлексивность в группе интернет-зависимых - 70,83% испытуемых имеют низкий уровень рефлексивности, средний - 27,77%, высокий. -1,40%. В группе риска 65,49% испытуемых имеют средний уровень, 25,66% - низкий, 8,85% - высокий. В контрольной группе испытуемые имеют средний и высокий уровни почти в равных долях (50,96% и 45,19%). Для определения различий по уровню выра-
женности рефлексивности произведем сравнение групп между собой с помощью непараметрического критерия Н-критерий Краскала-Уолесса. Результаты сравнения представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Сравнение уровня рефлексивности по группам
Наименование показателя Группа 1 «КГ» N = 104 Группа 2 «ГР» N = 113 Группа 3 «ИЗ» N = 72 Критическое значение Краскала-Уоллеса Уровень знч.
Средний ранг Средний ранг Средний ранг
Уровень рефлексивности 208,72 136,43 66,42 128,477 0,001
Статистические значимые различия по уровню рефлексивности обнаружены между контрольной группой, группой риска и группой интернет-зависимых (Н=128,477, р<0,001). Уровень рефлексивности в группе «ИЗ» ниже (средний ранг = 66,42), чем в группах «КГ» и «ГР». Среднее значение уровня рефлексивности в группе «КГ» (Х=6,07), в группе «ГР» (Х=4,49) и в группе «ИЗ» (Х=2,97).
Для определения взаимосвязи между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью использовался коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена. Между уровнем рефлексивности и интернет-зависимостью наблюдается умеренная отрицательная связь (г = -0,647, р < 0,05). Из этого следует, что чем ниже показатель рефлексивности, тем выше значение по шкале интернет-зависимости.
А.В. Карпова определяет рефлексию как уникальное свойство присуще лишь человеку, которое проявляется как процесс репрезентации психике своего собственного содержания [3]. Рефлексивность рассматривается психический процесс, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта [1, 6]. Уровень развития рефлексивных процессов играет огромную роль в поддержании равновесия в динамической системе эмоционально-личностного благополучия. Отсутствие навыков рефлексии не позволяет проанализировать собственные чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные, мотивы поведения, что приводит к непониманию процесса течения собственной жизни, негативно влияет на самооценку. Человек пытается отстраниться от проблем и стрессов повседневной жизни, ощущения внутренней напряженности путем ухода в виртуальное пространство. Такое псевдо-совладающее поведение приводит к развитию интернет-зависимости.
ВЫВОДЫ
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена. На основании данных представленных выше, можно выдвинуть предположение о том, что человек с низким уровнем рефлексивности склонен выбирать уход от реальности путем погружения в виртуальной мир, нежели осмысливать собственную жизнь. Таким способом человек пытается совладать с имеющимися проблемами, которые требуют разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карапетян Л.В. Рефлексивные процессы в структуре эмоционально-личностного благополучия / Л.В. Карапетян // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 412-415.
2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики /
A.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24., № 5. - С. 45-57.
3. Карпов А.В. Структурная организация внутреннего мира при различном уровне рефлексивности личности / А.В. Карпов, Т.А. Воронова // Методология современной психологии. -2018. - № 8. - С. 101-107.
4. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики : учебное пособие /
B.Л. Малыгин, К.Л. Феликсов, А.С. Искандирова [и др.] - Москва, 2011 - 32 с.
5. Многосмыслова А. А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека / А.А. Многосмыслова // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 3 (114). - С. 117-124.
6. Чумаков, М.В. Эмоционально-волевая сфера как рефлексивный процесс / М.В. Чумаков // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология, медицина». - 2016. - № 1 (35). - С. 88-92.
7. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Юрьева Л.Н., Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск : Пороги, 2006. - 196 с.
8. Griffiths M.D. The evolution of Internet addiction: A global perspective / M.D. Griffiths [et al.] // Addictive Behaviors. - 2016. - № 53. - Р. 193-195.
9. Young K.S. Internet addiction: handbook and guide to evaluation and treatment / edited by Kimberly S. Young and Cristiano Nabuco de Abreu. - New Jersey, Canada : Wiley and Sons, 2011. -314 p.
10. Young K.S. The evolution of Internet addiction / K.S. Young // Addictive Behaviors. - 2017. - № 64. - Р. 229-230.
REFERENCES
1. Karapetyan, L.V. (2020), "Reflexive processes in the structure of emotional and personal well-being", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.1 (179), pp.412-415
2. Karpov, A.V. (2003), "Reflexivity as a mental property and the method of its diagnosis", Psychological journal, Vol. 24, No. 5, pp. 45-57.
3. Karpov, A.V. and Voronova, T.A. (2018), "Structural organization of the inner world at different levels of personality reflexivity", Methodology of modern psychology, No. 8, pp. 101-107.
4. Malygin, V.L., Feliksov K.L. and Iskandirova A.S. (2011), Internet addicted behavior. Diagnostic criteria and methods: textbook, Moscow University of Medicine and Dentistry, Moscow.
5. Mnogosmyslova, A.A. (2020), "The relationship between vitality and Internet addiction disorder of a person", Yaroslavl pedagogical bulletin, No. 3 (114), pp. 117-124.
6. Chumakov, M.V. (2016), "Emotional-volitional sphere as a reflexive process", Bulletin of the Kurgan State University. Series "Physiology. Psychology. Medicine ", No. 1 (35), pp. 88-92.
7. Yureva, L.N. and Bolbot, T.Yu. (2006), Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention, Porogi, Dnipropetrovsk.
8. Griffiths, M.D. (2016), "The evolution of Internet addiction: A global perspective", Addictive Behaviors, No. 53, pp. 193-195.
9. Young, K.S. and Nabuco de Abreu, C. (2011), Internet addiction: a handbook and guide to evaluation and treatment, Wiley and Sons, New Jersey, Canada.
10. Young, K.S. (2017), "The evolution of Internet addiction", Addictive Behaviors, No. 64, pp. 229-230.
Контактная информация: kolmogortcevaaa@susu.ru
Статья поступила в редакцию 12.01.2021
УДК 159.98
РОЛЬ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПОЗИТИВАЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
Наталия Ивановна Королева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Владимировна Воспитанник, кандидат психологических наук, Татьяна Сергеевна Харитонова,
старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аннотация
В данной статье раскрывается содержание понятия «Я-концепция» личности. Я-концепция -это сложное образование, которое включает в себя образ-Я (набор определенных качеств и характеристик) и свое собственное отношение к этим качествам (самооценка). По К. Роджерсу, в структуру Я-концепции входит Я-реальное (каким человек видит себя на основании объективных характеристик своей жизнедеятельности), Я-идеальное (каким бы он хотел себя видеть) и Я-зеркальное (ка-