УДК - 577.4:371.044.2
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ,
ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ В КРУПНОМ ГОРОДЕ
O.A. Зройчикова, И.И. Дубовой
Предпринята попытка изучить распространение социальных факторов, обуславливающих здоровье детей в крупном городе. В качестве объекта исследования избраны младшие школьники, наиболее чувствительные к воздействию неблагоприятных факторов среды. Проведено структурирование по степени распространенности факторов, обуславливающих здоровье детей.
Ключевые слова: факторы риска, здоровье детей, гигиенические нормативы, наследственная
отягощенность, здоровый образ жизни.
В настоящее время в состоянии здоровья детей России сформировались устойчивые негативные тенденции: увеличивается распространенность факторов риска для здоровья и развития, ухудшаются показатели физического развития, растет заболеваемость в целом, возрастает удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Так, по данным Всероссийской диспансеризации детей 2002 года доля здоровых детей за 19922002 г.г. уменьшилась с 45,5% до 33,8%, на 84,7% повысился уровень распространенности функциональных отклонений учащихся младшей школы, на 83,8% - хронических болезней. У 8% детей выявлены отклонения физического развития. А удельный вес детей, имеющих функциональные отклонения (П группа здоровья) составил 51,75%. Спустя 5 лет общая заболеваемость детей до 15 лет увеличилась на 21,6% [1, с. 7].
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья детей подтверждают необходимость исследования факторов, обуславливающих их здоровье.
В настоящее время принято считать, что здоровье человека ориентировочно зависит: на 4953% - от образа жизни; на 18-22% - от генетики, биологии человека; на 17-20% - от состояния внешней среды, природно-климатических условий; на 8-10% - от состояния здравоохранения [2, с. 117].
Несомненно, что структура факторов, обуславливающих здоровье, специфична для отдельных периодов онтогенеза и имеет региональные особенности, что особенно важно для Брянской области, пострадавшей в результате Чернобыльской катастрофы. Ведь последствия аварии на ЧАЭС наложили свой отпечаток на структуру факторов, обуславливающих здоровье человека [3, с. 121].
Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности социальных факторов, обуславливающих здоровье школьников в крупном городе. В качестве объекта исследования избраны учащиеся 1-4 классов города Брянска. Выбор данной возрастной группы обусловлен тем, что, во-первых, дети отличаются особой чувствительностью к неблагоприятному воздействию факторов внешней среды, так как именно в этот период в организме происходят физиологические изменения, интенсивно протекают процессы роста и развития; во-вторых, это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка, построения личности.
Объем выборки был сформирован сплошным методом и составил 680 школьников из четырех школ, расположенных в Бежицком, Володарском, Советском, Фокинском районах города.
В работе использованы анамнестические данные: акушерский анамнез, анамнез жизни, характеризующий условия проживания, образ жизни учащихся, полученные на основе анкетирования родителей и детей.
Данные о состоянии здоровья детей получены путем выкопировки данных из первичной отчетной документации (учетная форма №112/у «История развития ребенка»).
Результаты исследования. Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, нередко подобные заболевания отмечаются и у детей, что способствует накоплению генетического груза, который по разным оценкам у детей составляет от 4 до 10% [4, с. 78]. Результаты нашего исследования свидетельствуют о широкой распространенности наследственной патологии, так у обследованных семей эта цифра составляет 64,7±2,3%. Структура наследственной отягощенности опрошенных семей
Структура наследственной отягощенности семей города Брянска (в %)
50 45 40 35 30 5? 25 20 15 10 5 0
46,6
35,1
19,6
8,7
новообразования болезни ССС болезни органов болезни органов
дыхания пищеварения
представлена на рисунке 1.
Рис. 1 - Структура наследственной отягощенности семей города Брянска
Проведенный анализ анамнестических данных показал, что в среднем возраст матери и отца на момент рождения ребенка составляет 25,8±0,2% и 28,6±0,2% лет соответственно. Доля родителей с высшим образованием высока и составляет у матерей 50,4±1,9%, у отцов - 43,9±2,0%. Среднее специальное образование имеют 35,3±1,9% матерей и 38,6±1,9% отцов.
Изучение условий производства, на которых заняты родители, показывает, что каждая пятая женщина имеет вредные производственные факторы. Доля отцов, работающих во вредных условиях, меньше и составляет 16,5 ±1,6%. Возможно широкое распространение вредных факторов производства среди родителей способствовало тому, что 42,4±1,9% матерей имели отклонения в репродуктивном здоровье в период беременности, что вынудило их лежать на сохранении, у 17,8±1,6% была угроза прерывания беременности.
Как известно качество здоровья в существенной степени зависит от таких коммунальнобытовых условий, как размер жилых помещений, наличие центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, газификации, электрификации. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что в целом опрошенные семьи имеют хорошие коммунальнобытовые условия: так водопровод имеют 95,6±0,8% семей, центральное отопление - 92,0±1,1%, канализацию - 90,1±1,2%, горячее водоснабжение - 79,9±1,6%. 48,1% опрошенных семей проживает в государственных квартирах, площадь квартиры/дома, приходящаяся на одного члена семьи составляет в среднем 16,8±0,4м2, 70,9±1,8% детей имеют собственную комнату, площадь которой в среднем равна 12,8±0,2м2. Однако следует отметить, что жилые помещения опрошенных семей имеют негативные характеристики, являющиеся факторами риска для здоровья детей. Так, по данным опроса, они нередко насыщены различными отделочными материалами, разнообразной электротехникой -источника электромагнитных излучений, что делает их более комфортабельными, но небезопасными для здоровья. Кроме того, 51,0±1,9% семей неудовлетворенны звукоизоляцией квартиры/дома, 16,9±1,5% - естественным освещением комнат.
Правильное, рациональное питание - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма. Большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов пищи в течение дня.
Результаты нашего исследования показывают, что 36,1±1,9% обследованных детей принимают пищу 2-3 раза в день, при этом первое блюдо абсолютное большинство детей употребляет 1 раз в сутки (85,3%). Однако, по мнению специалистов, для детей школьного возрастажелательно распределять рацион не менее чем на четыре приема пищи, причем не менее трех приемов пищи должно быть с горячими блюдами.
Анализ анкет показал, что рацион питания опрошенных детей достаточно разнообразен.
Так, мясные продукты ежедневно употребляет 74,6±1,7% детей, молочные - 68,9±1,8%, рыбу ежедневно употребляет только 1,1% детей (при этом 2-3 раза в неделю ее получает 49,9±1,9% опрошенных), свежие фрукты ежедневно употребляет 66,3±1,8% школьников, свежие овощи -45,7±1,9%. Вместе с тем, 13,1±1,4% родителей считают питание своего ребенка недостаточным. Кроме того, 3,4±0,6% детей ежедневно употребляют еду быстрого приготовления, 3,0±0,7% -газированные напитки. Известно, что регулярное употребление таких продуктов в пищу приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, ухудшению обмена веществ и другим нарушениям здоровья.
Приоритетным социальным фактором для школьников, обуславливающим здоровье, является режим дня. Любое нарушение режима (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. Однако результаты нашего исследования показывают, что 23,5±3,3% учащихся первых классов проводят в школе более 6 часов, что не соответствует гигиеническим нормативам. Время выполнения домашнего задания 30,6±3,6% учащийся первых классов, 65,9±3,8% - вторых, 11,2±2,5% - третьих, 9,6±2,2% -четвертых, также не соответствует установленным требованиям, что может привести к умственному и физическому переутомлению школьников.
Недостаток двигательной активности, сокращение времени прогулок также оказывают негативное влияние на растущий детский организм. Вместе с тем, по результатам исследования продолжительность прогулок 36,3±1,9% учащихся начальной школы не соответствует установленным нормативами.
Важное значение для сохранения здоровья детей имеет полноценный ночной сон, так как во время сна в организме происходят мощные восстановительные процессы. Однако результаты исследования свидетельствуют о том, что для 59,6±1,9% детей характерен недостаток сна.
Кроме того, результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных детей не закаляется (85,5±1,4%), не делает зарядку по утрам (79,3±1,6%), только 62,6±1,9% детей чистит зубы 2 раза в день. Кариес наблюдается у 43,3±1,9% детей, у 49,4±1,9% имеются удаленные зубы. При этом 15,4±1,4% детей посещают стоматолога по необходимости, а 3,9% - не посещают вовсе.
Сегодня в нашу жизнь стремительно входит компьютеризация: растет число компьютеров в домах и школах, все большей популярностью пользуются они у детей. Для значительной части городской молодежи работа на компьютере, выполнение домашних заданий, а еще больше - игры, становятся привычной формой времяпрепровождения. Однако при несоблюдении гигиенических требований происходит вредное воздействие на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации. Вместе с тем, по результатам исследования 30,3±1,8% учащихся 1-4 классов не соблюдают гигиенические нормативы при работе с компьютером, 51,3±1,9% учащихся - при просмотре телевизора, чрезмерное увлечение которым, также оказывает негативное влияние на состояние их здоровья.
Одним из значимых факторов риска здоровья детей, по мнению представителей Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, является мобильный телефон, использование которого создает потенциальную угрозу здоровью детей. Специалисты считают, что у детей, использующих мобильные телефоны, следует ожидать следующие возможные ближайшие расстройства: ослабление памяти, снижение внимания, снижение умственных и познавательных способностей, раздражительность, нарушение сна, склонность к стрессорным реакциям. Вследствие большей восприимчивости детского организма к действию электромагнитных излучений санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, пункт 6.9). Однако результаты исследования показывают, что в Брянске 72,6±1,7% младших школьников, имеют мобильный телефон, при этом 27,6±2,1% детей тратят на разговоры более 10 минут в день.
Таким образом, результаты исследования позволили выделить следующую структуру социальных факторов, обуславливающих здоровье младших школьников:
первое место - несоблюдение основ здорового образа жизни (85,5±1,4% опрошенных детей - не закаляется, 79,3±1,6% - не делает зарядку, только 62,6±1,9% детей чистит зубы 2 раза в день, для 59,6±1,9% детей характерен недостаток сна);
второе место - наследственная отягощенность, которая отмечается у 64,7±2,3% опрошенных
семей;
третье место - несоблюдение гигиенических нормативов при использовании различных технических средств (51,3±1,9% - учащихся не соблюдают гигиенические нормативы при просмотре
телевизора, 30,3±1,8% - при работе на компьютере, 72,6±1,7% младших школьников имеют мобильные телефоны).
There has been made an attempt to study the spreading of social factors influencing child health in a large city. As the object of study were chosen younger schoolchildren, the most sensitive to adverse environmental factors. There has been carried out a structuring according to the prevalence of factors determining the health of children.
The key words: risk factors, child health, hygienic standards, hereditary diatheses, healthy way of life.
Список литературы
1. Баранов, А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 352 с.
2. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю.П. Лисицина. Т.1. М.:Медицина, 1987. 431 с.
3. Здоровье Брянщины. Брянск. ЗАО «Издательство «Читай-город», 2009. 140 с.
4. Экология человека. Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. 440 с.
Источники
1. Овчаров В.К. Исследование социальных факторов формирования здоровья населения / Общественные науки и здравоохранение / Отв. ред. И.Н. Смирнов. М.: Наука, 1987. С. 139-15.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». http://www.skonline.ru/doc/9829.html
Об авторах
Зройчикова О.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Дубовой И.И. - доктор медецинских наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]