Научная статья на тему 'Исследование структуры и методов управления природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте'

Исследование структуры и методов управления природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1192
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бондарь С. Г., Ямалтдинова Л. Ф.

Под охраной природы понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели к снижению нагрузки на окружающую среду. Таким образом, произведен анализ методов управления природоохранной деятельностью, существующих в мире, и методов, используемых в нашей стране. Кроме этого рассмотрена структура и органы управления природоохранной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры и методов управления природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте»

1. Использование виброштампованых щебёночно-цементных микросвай позволяет закрепить глинистое грунтовое основание под существующими фундаментами при допустимых динамических воздействиях [1]. Прочностные свойства закреплённого глинистого основания могут в первом приближении определяться на основе средневзвешенного осреднённо-го значения угла внутреннего трения фср для уплотнённого глинистого основания и материала щебёночно-цементных микросвай.

2. Расчёт закреплённых оснований в пределах линейной деформации грунтов (до величины давления, равной R) на основе осреднённых значений угла внутреннего трения фср имеет удовлетворительное совпадение с экспериментальными (штамповыми) испытаниями и потому рекомендуется к использованию.

3. Применение метода уплотнения глинистых оснований под фундаментами существующих зданий с использованием виброштампованых щебёночно-цементных микросвай усиления (на примере здания по ул. Севастьянова, д. 3) позволяет повысить расчётное сопротивление основания более чем в два раза и таким образом догрузить основание устройством дополнительных этажей. Использование данного метода усиления в подобных грунтовых условиях для других объектов должно решаться на основе лабораторных исследований уплотнённого грунта и материала микросваи - по индивидуальному проекту.

4. Закрепление глинистого основания щебёночно-цементными микросваями изменяет НДС основания и позволяет передавать давление, превышающее расчётное сопротивление основания. В этом случае в работу нагруженного основания включаются элементы микросвай, позволяя увеличить несущую способность основания. Оценка несущей способности при такой работе НДС может быть осуществлена на основе численного решения с использованием МКЭ, что является направлением дальнейших исследований.

Библиографический список

1. ТСН 50-302-2004. Санкт-Петербург. Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге. - 46 с.

2. Автоматизированный метод расчёта фундаментов по двум предельным состояниям / С. И. Алексеев. - Псков: Псковский политехнический ин-т Санкт-Петербургского гос. техн. ун-та, 1996. - 206 с.

3. Исследование уплотнённых грунтов основания здания по адресу: СПб., ул. Севастьянова д. 3, (гостиница «Турист») : отчет на оказание научно-технических услуг. -СПб.: ПГУПС, 2006.

4. ГОСТ 20276-99. Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости. - 18 с.

УДК 65.37:20.18

С. Г. Бондарь, Л. Ф. Ямалтдинова

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Под охраной природы понимаются экономические, правовые, социальнополитические и организационно-хозяйственные механизмы, с помощью которых может быть снижена нагрузка на окружающую среду. Произведен анализ методов управления природоохранной деятельностью, существующих в мире, и методов, используемых в нашей стране. Рассмотрены структура и органы управления природоохранной деятельностью.

управление природопользованием, охрана окружающей среды, методы управления, структура управления.

Введение

Природоохранная деятельность на железнодорожном предприятии объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, а также сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т. д.

Выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности -текущая природоохранная деятельность и природоохранные мероприятия.

«Текущая природоохранная деятельность - это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана в основном с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения. Природоохранные мероприятия - это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения» [1].

В России в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002, ст. 15) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять природоохранные меро -приятия.

Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственное управление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей природной среды. Причем это должно быть сде-

лано на основе познания и использования эколого-экономических закономерностей, с тем чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.

Таким образом, управление в области охраны окружающей природной среды должно осуществляться как на уровне предприятия, так и на уровне государства.

1 Государственные органы управления охраной окружающей среды

Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования и охране природы. Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объем властных полномочий.

Комплексный характер экологических проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды. К функциям такого управления относятся:

• экологическое прогнозирование качества окружающей среды;

• экологическое планирование;

• регулирование экономической деятельности с помощью правовых норм;

• руководство экологической деятельностью;

• экологический мониторинг;

• экологический контроль;

• экологическое образование.

К управлению природопользованием причастны все ветви власти: президентская, законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы.

Полномочия президентской власти в России в рассматриваемой сфере заключаются в выработке принципов общенациональной экологической политики и правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обладает правом на законодательную инициативу, утверждает (или отклоняет) принимаемые Федеральным Собранием РФ законы, имеет право на подготовку собственных указов.

Законодательная власть представлена в России двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, которое разрабатывает и принимает природоохранное законодательство. Правовое регулирование экологической сферы осуществляется законодателями также посредством включения экологических норм в хозяйственное, уголовное и административное законодательство, в том числе Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. Итогом деятельности законодательной власти является реально осу-

ществляемая экологическая политика, отражающая баланс интересов различных слоев гражданского общества, включая общественнополитические и хозяйственные структуры, и подкрепленная соответствующей правовой базой и материально-финансовыми ресурсами.

К компетенции законодательной власти также относится: утверждение федеральных экологических программ, установление порядка организации и деятельности органов управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия и др.

Исполнительная власть в стране представлена Правительством РФ, в составе которого выделяют специально уполномоченные государственные органы управления природопользованием и экологической безопасностью и федеральные органы общей компетенции, выполняющие отдельные функции экологического контроля и управления.

Действующей структурой органов управления охраной окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, законодательные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции. Например, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и т. д.

Государственные органы всех видов власти, принимая участие и решения в области охраны окружающей среды, используют методы и меры, которые входят в их полномочия.

2 Исследование методов управления в области охраны окружающей среды

Регулирование природопользования представляет собой систему способов и мер государственного воздействия на экологизацию общественного развития посредством гармоничного сочетания различных методов и механизмов управления в области охраны природы.

Методы управления - это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время отсутствует (всеми признанное) представление о характере, структуре и классификации методов управления природоохранной деятельностью, в том числе и на предприятиях железнодорожного транспорта.

Так, в процессе управления охраной окружающей среды в транспортно-дорожном комплексе выделяются правовые и экономические методы.

B. В. Глухов [2] подразделяет методы управления природоохранной деятельностью на:

• организационно-правовые;

• административные;

• финансово-экономические.

C. В. Макар [3] рассматривает государственно-институциональный механизм управления природопользованием, законодательно-правовые методы и методы административного регулирования.

А. П. Москаленко [5], помимо административных и экономических, выделяет рыночные методы управления природоохранной деятельностью.

О. С. Шилова [1] подразделяет методы управления природоохранной деятельностью на экономические, административные и социальнопсихологические.

На наш взгляд, методы управления природоохранной деятельностью можно подразделить на:

• административно-правовые;

• финансово-экономические;

• социально-психологические;

• культурно-воспитательные;

• комплексные.

К административно-правовым относят методы организационнохозяйственного регулирования (мониторинг, учет, контроль, экологическая экспертиза и аудит, международное сотрудничество и т. д.) и административные (экологическое законодательство, экологические нормативы, стандарты, лицензии, квоты и т. д.).

До недавнего времени наиболее распространенными и действенными в системе управления природопользованием были административноправовые методы. Они применялись в условиях монопольного владения государством природными ресурсами, установления правовых норм и

стандартов, сохранения предприятий, наносящих ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускаемой продукции. В такой обстановке только административно-правовое управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые бы попросту разорили предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации. Вместе с тем они носят ограничительный характер и не предполагают компенсационной и воспроизводственной функции. С этой точки зрения наиболее перспективными, по нашему мнению, представляются финансово-экономические и социально-психологические методы управления природоохранной деятельностью.

При использовании финансово-экономических методов у предпри-ятий-природопользователей появляется стремление получить наибольшую прибыль за счет экономии на природоохранных издержках, обходя указания директивных органов. Поэтому необходимо создать условия экономической невыгодности отрицательного воздействия на природу и нерационального природопользования, расширить сферу применения финансовоэкономических методов управления. Эти методы объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Финансово-экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики.

Хотелось бы отметить и социально-психологические методы управления природоохранной деятельностью, в частности информационные методы. В странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация о хозяйственной деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые объекты. Стоит отметить, что, к сожалению, в нашей стране данные методы пока не получили распространения.

Под комплексными методами мы понимаем методы, объединяющие несколько подходов. Например, не только штрафы и другие платежи за сверхлимитные выбросы (или производство экологически вредной продукции), но и одновременное освещение в средствах массовой информации о таком производителе, с тем чтобы потребители знали и сами решали, покупать ли товар или пользоваться ли услугами такого предприятия.

3 Исследование системы и органов управления на предприятиях железнодорожного транспорта

Сущность управления природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте можно охарактеризовать как процесс воздействия на производство транспортных услуг с целью сохранения устойчивого равновесия экосистемы, снижения отрицательного воздействия антропогенных транспортных факторов на окружающую среду.

Основными принципами при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности на транспорте, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей среды, должны быть:

• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

• учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

• обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• научная обоснованность принимаемых управленческих решений.

Основными функциями управления природоохранной деятельностью

как на железнодорожном транспорте, так и в других сферах хозяйственной деятельности являются анализ, учет и контроль наличия и использования природных ресурсов, оценка состояния и характера загрязнения окружающей среды, планирование и организация природоохранных мероприятий.

Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях железнодорожного транспорта состоят в выработке экологической политики производства, планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений.

Проектирование и планирование в системе управления природоохранной деятельностью на предприятиях позволяют разрабатывать комплекс необходимых мероприятий по охране окружающей среды. Надо обеспечивать их выполнение и своевременное представление установленной отчетности. Она должна направляться как в вышестоящие организации, так и в органы государственной власти и государственные контрольные инспекции.

Управленческие функции в области природоохранной деятельности железнодорожного предприятия должны способствовать совершенствова-

нию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово-предупредительного и текущего ремонта.

Контроль включает в себя анализ технологии, лабораторный анализ, контрольные посты, определение концентрации выбросов в водную среду и атмосферу вредных веществ, информирование руководства о состоянии окружающей среды на предприятии, соблюдении законодательства в этой области.

Действующая на сети железных дорог система управления природоохранной деятельностью, созданная в МП России, при реформировании отрасли была полностью сохранена и усилена. Управление природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте осуществляется на всех уровнях структурного управления железнодорожным транспортом РФ: ОАО РЖД - территориальные филиалы - структурные подразделения.

Управлением природоохранной деятельности в ОАО "Российские железные дороги" занимаются:

• в Департаменте безопасности движения и экологии - отдел охраны природы (5 человек);

• в управлениях железных дорог - на 15 железных дорогах имеются самостоятельные отделы охраны природы, на 2 дорогах (Калининградской, Сахалинской) - сектора охраны природы. Всего на дорожном уровне занято 69 человек;

• на отделениях железных дорог - на 44 отделениях созданы сектора охраны природы, на остальных отделениях природоохранную работу организуют инспекторы по охране природы или их обязанности выполняют экологические лаборатории. Всего на отделенческом уровне природоохранной деятельностью занято 108 человек.

Производственный экологический контроль выполняют: 56 лабораторий, в том числе 9 дорожных (осуществляющих также контроль за поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду на отделениях), 47 отделенческих; 7 вагонов-лабораторий, 17 лабораторий на автомобильном ходу. Всего в лабораториях занято 332 человека.

Итого в природоохранных подразделениях железных дорог занято 509 человек.

Кроме этого, в структурных подразделения отделений железных дорог имеются: в крупных подразделениях - инженеры-экологи, в остальных -специалисты, совмещающие эти обязанности.

В ведении Департамента имеется Научно-производственный центр по охране окружающей среды - филиал ОАО РЖД, расположенный в г. Ярославле (33 человека).

На данные структуры возложено решение вопросов экологической безопасности, координация и контроль за осуществлением природоохранных мероприятий в хозяйствах железнодорожного транспорта, взаимодействие с органами Министерства природных ресурсов России, обеспечение в соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» РФ

проведения производственного экологического контроля за вредными выбросами предприятий железнодорожного транспорта в окружающую природную среду.

Природоохранная деятельность на предприятиях железнодорожного транспорта основывается на законах, постановлениях, указаниях Правительства РФ, Министерства природных ресурсов и других законодательных органов. Кроме этого, существуют специфические законы, принимаемые и учитываемые только в данной отрасли.

Одним из таких законов является закон «О федеральном железнодорожном транспорте» [6], который был принят Государственной Думой РФ 20 июня 1995 г. Данный закон содержит ряд положений, обеспечивающих предупреждение загрязнения природной среды от эксплуатации железнодорожного транспорта. Особое значение в законе придается предупреждению загрязнения от перевозки опасных грузов. Железные дороги обязаны обеспечивать безопасность транспортирования этих грузов, принимать участие в ликвидации последствий аварий в случае их возникновения.

Также закон содержит положения, обеспечивающие охрану природы и регламентирующие вопросы, связанные с землями и охранными зонами железнодорожного транспорта. Особо подчеркивается, что земли железнодорожного транспорта должны соответствовать экологическим требованиям и санитарным нормам. Закон требует от предприятий транспорта обеспечения не только безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, перевозки грузов, грузобагажа, но и охраны окружающей природной среды.

Закон требует от предприятий и учреждений железнодорожного транспорта принимать незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий. К этим последствиям относятся и загрязнения природной среды, вызванные разливами нефти, токсичных, ядовитых и других грузов в результате аварий. Для осуществления этих мер предприятия и учреждения транспорта должны иметь запас материальных и технических средств.

Предприятия железнодорожного транспорта несут ответственность за вред, причиненный по их вине окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание земель железнодорожного транспорта.

Основой природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте являются отраслевые экологические программы: 1-я программа на 1991-1995 гг., 2-я - на 1996-2000 гг., 3-я - на 2001-2005 гг. Главной целью действующих в настоящее время направлений природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте являются повышение экологической безопасности отрасли, дальнейшее снижение негативного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду, уменьшение потребления природных ресурсов.

На период 2006-2008 гг. в ОАО РЖД разработана среднесрочная инвестиционная «Программа предупреждения экологического и технологи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческого ущерба», предусматривающая строительство новых и реконструкцию действующих природоохранных объектов, приобретение природоохранных технологий, оборудования, в том числе и для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Разработчиками этих экологических программ и организаторами их реализации являются экологи отрасли.

Заключение

Таким образом, для реализации экологической политики необходимо создание упорядоченной системы экологического управления, в которой, с одной стороны, государство, используя все перечисленные выше методы, будет принимать участие в организации рационального природопользования и охраны окружающей среды. С другой стороны, само предприятие должно сделать свою природоохранную деятельность частью общей системы управления предприятием.

Библиографический список

1. Экономика природопользования : учеб. пособие / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 377 с. - ISBN 5-16-002284-8.

2. Экономические основы экологии : учебник / В. В. Глухов, Т. В. Лисочкина, Т. П. Некрасов. - СПб.: Специальная литература, 1997. - 304 с.

3. Основы экономики природопользования / С. В. Макар. - М.: ин-т междунар. права и экономики им. Грибоедова, 1998. - 192 с.

4. Экология и экономика природопользования : учеб. для эконом. вузов / Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных; ред. Э. В. Гирусов. -М.: Закон и право, 1998.- 455 с.

5. Экономика природопользования и охраны окружающей среды : учеб. пособие / А. П. Москаленко. - Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2003. - 224 с. - ISBN 5-24100169-7.

6. Экологический менеджмент / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с. - ISBN 5-94723-494-7.

7. Экономика природопользования : учебник / С. Н. Бобылев, А. М. Ходжаев. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 501 с. - ISBN 5-16-001718-6.

УДК 621.382.026.017.72

А. Б. Буянов, С. И. Степанов, В. И. Крылов

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТАКТНОГО ТЕПЛОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ СПП-ОХЛАДИТЕЛЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.