УДК 378.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-146-153
ББК 74.489
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
RESEARCH INTO BEHAVIOR STRATEGIES IN CONFLICT IN STUDENT ENVIRONMENT
Павлова Альбина Борисовна
Доцент кафедры гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, Покровский филиал Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Pavlova Albina B.
Assistant Professor at the Department of Humanitarian and Psychological-Pedagogical Studies, Moscow Pedagogical State University (Pokrov branch), PhD in Education
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье характеризуется понятие «конфликт», истоки его изучения; описываются стратегии поведения человека в ситуации конфликта, дана характеристика каждой стратегии; представлены результаты исследования поведения студентов в конфликтной ситуации по тесту К. Томаса и результаты выявления уровня внутриличностной конфликтности по тесту А. И. Шипилова.
Abstract. The article characterizes the concept of «conflict», the origins of its study; the strategies of human behavior in a conflict situation are described, the characteristics of each strategy are given; the results of a study of the behavior of students in a conflict situation according to the K. Thomas test and the results of revealing the level of intrapersonal conflict according to the A. I. Shipilov test are presented.
Ключевые слова: конфликт, конфликтность, конфликтология, стратегия поведения, студенты
Keywords: conflict, conflict behavior, conflict management, behavior strategy, students
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Павлова А. Б., 2024
Для цитирования: Павлова А. Б. Исследование стратегий поведения в конфликте в студенческой среде // Проблемы современного образования. 2024. № 3. С. 146-153. DOI: 10.31862/2218-87112024-3-146-153.
Cite as: Pavlova A. B. Research into behavior strategies in conflict in student environment. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 3, pp. 146-153. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-3-146-153.
Общение является важнейшей деятельностью человека. Вступая в межличностные отношения, люди взаимодействуют друг с другом, занимая при этом различные социальные роли. И нередко возникают конфликтные ситуации. Конфликты становятся неизбежными и естественными, поскольку развитие и изменение социальных отношений в обществе не может происходить стабильно и незаметно. Конфликты являются «необходимым условием общественного развития» [1, с. 6].
Детерминантами возникновения конфликтов между людьми могут выступать психологическая несовместимость, различие в убеждениях, нормах, моральных установках, неумение или нежелание правильно общаться, разногласия по любому поводу на всех уровнях социальных систем. Источниками конфликта могут быть различия в индивидуальных, национальных, религиозных взглядах на мир и отношения в нем.
Человеческое общество состоит из множества людей, которые отличаются друг от друга психологическими, физическими, умственными, моральными, материальными и другими качествами личности. Разные люди, взаимодействуя, натыкаются на преграду непонимания. А это, в свою очередь, приводит к разногласиям, которые могут завершиться конфликтом.
Умение предотвращать конфликтные ситуации является тем «тормозом», который способен потушить разгорающийся «костер» конфликта. Формирование и развитие данного умения может способствовать сглаживанию конфликтных ситуаций, позитивному разрешению споров и нивелированию последствий девиаций в межличностных отношениях.
Истоки изучения вопросов формирования конфликтного поведения зародились еще в Древней Греции. Философ Гераклит Эфесский полагал, что «столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития» [2]. Идеи восточного философа Конфуция заключаются в нравственной заповеди: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» [2]. Подобное нравственное указание записано и в Новом завете: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
Высшей ценностью философских учений является мир и согласие. Именно к этому призывали многие ученые. Такие же идеи отражены и в народном творчестве. Пословица «Худой мир лучше доброй ссоры» отражает стремление к миру и согласию, к желанию избежать конфликта и сделать для этого все возможное [3]. Жан-Жак Руссо полагал, что источниками конфликта среди людей являются «недостатки в организации общества, общественное неравенство людей» [4]. Решить проблему конфликтов Руссо предлагал ненасильственными воспитательными средствами.
Во второй половине XIX - начале XX в. происходит становление новой науки - конфликтологии, которая оформляется в самостоятельную научную дисциплину к середине ХХ в. Вопросами возникновения, формирования, развития, распространения, предо -твращения конфликтного поведения занимались многие зарубежные и отечественные ученые.
Так, К. Хорни рассматривал конфликты как движение «против людей». М. Н. Мяси-щев считал конфликт «презентацией» внутриличностного конфликта. К. Левин развивал теорию, согласно которой к конфликту приводят внешние воздействия, исходящие из социума [4]. Г. Зиммель утверждал, что конфликт выступает выражением враждебности в отношениях между людьми [1].
В психологии нет общепризнанного определения термина «конфликт», а также классификации видов данного явления. Общим в дефинициях этого понятия является столкновение различных интересов, противоречий, несовместимость, отсутствие единого мнения.
Обратимся к исследованиям конфликтного поведения Кена Томаса и Ральфа Кил-манна. Они предлагают стратегии поведения в конфликтной ситуации. Для изучения данных стратегий ученые разработали соответствующий тест, позволяющий определить поведение или предрасположенность к определенному типу поведения в ситуации конфликта.
Пять стратегий поведения человека в конфликтной ситуации:
1) сотрудничество;
2) соперничество;
3) компромисс;
4) избегание;
5) приспособление.
Стратегия сотрудничества удовлетворяет всех участников конфликтной ситуации, которые разрабатывают механизмы разрешения возникших разногласий. Участники конфликта сообща ищут решение, которое бы устроило обе стороны. Стратегия сотрудничества направлена на поиск альтернативного варианта, который обеспечит удовлетворение и собственных интересов, и интересов оппонента. Эта стратегия является самым сложным, но самым продуктивным путем разрешения конфликта.
Соперничество выражается в активной борьбе каждого участника конфликта за свои интересы, иногда путем принуждения или давления с помощью власти. Такая стратегия поведения не предполагает поражения, она направлена на победу, причем любой ценой. Применяя данную стратегию, люди не считаются с интересами другой стороны и используют для этого весь арсенал подходящих средств. Стратегия соперничества является неэффективным стилем поведения в конфликтах, поскольку в итоге участникам конфликта придется либо продолжать некое соревнование, либо уступить. При такой стратегии участники конфликта используют закон, власть, авторитет, силу, то есть любые средства для победы. И иногда результаты соперничества «до победного конца» могут привести к нежелательным, а порой и печальным последствиям.
Стратегия компромисса является неким соглашением сторон, которое способно урегулировать спор, но каждый из участников остается при своем мнении. Конфликтующие стороны просто находят решение, устраивающее всех, без тяжелых последствий. Компромисс не является окончательным решением. В дальнейшем участники, выбравшие данную стратегию, могут найти приемлемые способы разрешения конфликтной ситуации. Различают активный и пассивный компромисс. При первом виде решение принимается активно, используя подписание договоров, обязательств. При втором -компромисс выглядит формальным решением с мнимыми условиями лишь для устранения «военных действий». Стратегия компромисса должна опираться на механизмы достижения мирового соглашения.
Форму поведения избегание выбирает та сторона конфликта, которая не хочет отстаивать свои права или старается избежать сотрудничества с другой стороной. Своеобразный уход от разрешения конфликтной ситуации применим, если предмет спора не имеет большого значения, а значит, лучше уступить и избежать возникновения конфликта. Применение стратегии избегания позволяет сохранить межличностные отношения противоборствующих сторон.
Стратегия приспособления направлена на сглаживание разногласий, несмотря на то, что это может ущемить собственные интересы. Как правило, такое поведение свойственно людям, желающим сохранить добрые взаимоотношения с оппонентом. Для таких людей собственные интересы ставятся ниже общественных. Главное: мир и согласие. Но иногда применение стратегии приспособления может означать лишь некую «передышку» в конфликте, временной уступкой для накопления сил в последующей борьбе. Данная стратегия также характерна для людей с низкой самооценкой, считающихся «бесконфликтными». Таким людям лучше уступить, чем вступать в борьбу за свои интересы. Стратегия приспособления может привести лишь к временному перемирию, которое впоследствии может перерасти в новый, еще более сильный и деструктивный конфликт.
Стратегии сотрудничества и приспособления характеризуются стремлением удовлетворить интересы других сторон и означают совместные действия, но сотрудничество показывает активные действия, а приспособление - пассивные. Стратегии избегания и компромисса осуществляются в собственных интересах и проявляются в индивидуальных действиях также пассивного и активного характера соответственно.
С целью выявления стратегий поведения человека в ситуации конфликта было проведено исследование среди молодых людей, студентов высшего учебного заведения. В исследовании приняли участие 30 человек (11 юношей и 19 девушек), средний возраст которых 19,5 года.
Цель проведенного исследования - выявление стиля поведения студентов в конфликтной ситуации и определение уровня внутриличностной конфликтности.
Первое исследование проводилось по методике «Стратегия поведения в конфликте» К. Томаса, Р. Килмана в адаптации Н. В. Гришиной. Методика представляет собой опросник, состоящий из 30 пар суждений, из которых надо выбрать типичное для себя поведение.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты диагностики по методике К. Томаса
Стратегия % выбора
Сотрудничество 35
Соперничество 5
Компромисс 25
Избегание 20
Приспособление 15
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: у студентов выявлено отсутствие склонности к соперничеству, лишь 5% опрошенных выбрали стратегию соперничества - это наименьший показатель; наиболее предпочитаемой стратегией поведения в конфликтной ситуации у студентов является сотрудничество - 35% выбора.
Проранжировав «средние» стратегии, мы увидим, что по убывающей они расположены так: компромисс, избегание, приспособление. Все эти стили показывают сочетание уклоняющегося стиля поведения с компромиссным. Большая часть студентов предпочитают уйти от конфликта, найти решение, которое бы не привело к деструкции, к возникновению поведенческих девиаций, хотя при такой ситуации их собственные интересы могли бы быть ущемлены. Эти показатели могут свидетельствовать и о высокой значимости мнения и интереса оппонента, когда лучше уступить, чем доказывать свою точку зрения.
Полученные данные убедительно доказывают, что студенты высшего учебного заведения стараются избегать конфликтных ситуаций, стремятся приходить к консенсусу, предпочитают вступать в конструктивный диалог. Следовательно, конфликтная ситуация не выступает детерминирующим фактором формирования поведенческих девиаций.
Способность противостоять конфликту называют конфликтоустойчивостью. Это своеобразная сопротивляемость к конфликтным ситуациям, умение предотвращать деструктивные реакции. Данная сопротивляемость зависит от такого качества, как стрес-соустойчивость. То есть успешное разрешение конфликта зависит и от состояния психики человека, его сопротивляемости стрессовым ситуациям.
Конфликтоустойчивость складывается из таких компонентов, как эмоциональная, волевая, мотивационная, познавательная и психомоторная составляющая [5]. Данные компоненты помогают управлять своим эмоциональным состоянием, поведением, мимикой, жестами; развивают самоконтроль, способность контролировать ситуацию, принимать правильные решения, уходить от конфликта; обеспечивают адекватность реакции на раздражители; позволяют проанализировать причины возникновения конфликта, его развитие и возможное разрешение мирным путем.
На уровень конфликтности влияют самооценка человека, мотивация его поступков, волевые качества личности, потребности и социальные установки. Несоответствие
между потребностями и возможностями их удовлетворения приводят к внутрилич-ностному конфликту.
Внутриличностный конфликт представляет собой борьбу внутри личности между «добром и злом», между «хорошим и плохим», между «черным и белым», между «позитивным и негативным». От уровня конфликтности зависит поведение человека, то есть реакция человека на конфликтную ситуацию будет реализована через его поведение. Чем устойчивее психика человека, чем ниже уровень внутриличностной конфликтности, тем стабильнее будет поведение субъекта в конфликтной ситуации.
Уровень внутриличностной конфликтности был предметом второго исследования среди студентов высшего учебного заведения.
Диагностическим инструментарием выступила методика «Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности» А. И. Шипилова [6].
Результаты проведенного теста представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень внутриличностной конфликтности
№ Шкала Результаты
1 Общий уровень конфликтности 48,6
2 Мотивационный конфликт 5,1
3 Моральный конфликт 6,7
4 Конфликт нереализованного желания 11,3
5 Ролевой конфликт 7,4
6 Адаптационный конфликт 10,1
7 Конфликт неадекватной самооценки 12,8
Результаты проведенного исследования показывают, что для студентов характерен средний общий уровень внутриличностной конфликтности, хотя показатель близок к пограничному значению (49 баллов) с высоким уровнем. Средний уровень конфликтности присущ человеку, который ответственен, устойчив, адекватно реагирует на жизненные ситуации, имеет умеренную ситуативную тревожность, а также высокий уровень интеллектуального развития. Высокий уровень внутриличностной конфликтности характеризует человека нерешительного, но ответственного, устойчивого в привычках, но имеющего повышенный уровень тревожности.
Внутриличностные конфликты могут быть связаны с депривацией подрастающего поколения, нереализованностью потребностей в безопасности, любви, уважении, самоактуализации. Отсутствие результата в самоактуализации создает некий вакуум, чувство пустоты, неразрешимости; происходит диссонанс между ожидаемым и реальным результатом. И в случае такого диссонанса происходит конфликт внутри личности. Важно знать и уметь, как положительно разрешать конфликтную ситуацию.
Изучение конфликтов, причины их возникновения, поведения молодых людей во время конфликтов, уровня стрессоустойчивости и других сторон конфликтного
поведения имеет большое значение. Своевременный мониторинг личностных качеств юношей и девушек позволяет выявить проявления таких тенденций, как агрессия, тревожность, виктимность, конформность, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтной ситуации.
Для предотвращения конфликта необходима профилактическая работа, в ходе которой юноши и девушки будут учиться конструктивному межличностному общению, дружескому и располагающему взаимодействию, а также умению находить выход из трудных, противоречивых ситуаций.
Одной их форм профилактической работы по превенции возникновения конфликтной ситуации является организация творческой активности студентов. В частности, в университете можно организовать музыкально-театральную студию, где студенты смогут заниматься вокалом, посещать актерские и пластические тренинги с целью снятия напряжения и эмоционального раскрепощения, укрепления и сплочения студенческого коллектива. Совместная творческая работа, участие в театральных и музыкальных постановках способствуют раскрытию творческих возможностей личности студентов, развитию приоритета активной жизненной позиции, укреплению позитивных межличностных отношений.
Молодое поколение в современном, быстро меняющемся мире должно быть гибким, мобильным, тактичным, открытым, дружелюбным и иметь в своем арсенале различные варианты разрешения конфликтов мирным путем.
Список литературы
1. Кашапов М. М. Основы конфликтологии: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 116 с.
2. Конфликтология: учеб. пособие / сост. С. Ю. Иванова, С. В. Попова. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. 176 с.
3. Симони П. К. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и прочих XVII-XIX столетий. М.: Нобель Пресс, 2011. 302 с.
4. Леонов Н. И. Конфликтология: учеб. пособие для сред. проф. образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 395 с.
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. М.: Проспект, 2022. 536 с.
6. Баляев С. И., Никишов С. Н., Куркина В. О. Особенности проявления внутриличност-ных конфликтов у студентов различных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN322. pdf (дата обращения: 13.06.2023).
References
1. Kashapov M. M. Osnovy konfliktologii: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2023. 116 p.
2. Ivanova S. Yu., Popova S. V. (comp.) Konfliktologiya: ucheb. posobie. Stavropol: Izd-vo SKFU, 2015. 176 p.
3. Simoni P. K. Starinnye sborniki russkikh poslovits, pogovorok, zagadok i prochikh XVII-XIX stoletiy. Moscow: Nobel Press, 2011. 302 p.
4. Leonov N. I. Konfliktologiya: ucheb. posobie dlya sred. prof. obrazovaniya. Moscow: Yurayt, 2023. 395 p.
5. Antsupov A. Ya., Shipilov A. I. Slovar konfliktologa. Moscow: Prospekt, 2022. 536 p.
6. Balyaev S. I., Nikishov S. N., Kurkina V. O. Osobennosti proyavleniya vnutrilichnostnykh konfliktov u studentov razlichnykh napravleniy podgotovki. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2022, Vol. 10, No. 3. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN322.pdf (accessed: 13.06.2023).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 3
Статья поступила в редакцию 27.10.2023 The article was received on 27.10.2023