Научная статья на тему 'Исследование стилей активности субъекта учебно-профессиональной деятельности'

Исследование стилей активности субъекта учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование стилей активности субъекта учебно-профессиональной деятельности»

Чистилин Андрей Николаевич

кандидат психологических наук, начальник кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России,

г. Краснодар

Исследование стилей активности субъекта учебно-профессиональной

деятельности

В

современной концепции модернизации образования делается акцент на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, что является основной целью профессионального образования.

Важнейшим условием становления личности как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки.

Личностно-ориентированный подход в образовании, активно утвердившийся в стране за последние годы, предполагает целью обучения развитие личности учащегося как субъекта деятельности. Психологическое решение данной проблемы связано с познанием и раскрытием его индивидуальности, творческого потенциала в учебной-профессиональной деятельности. К данной проблеме обращаются многие отечественные

авторы: Б.А. Бодров, В.С. Мерлин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Брушлинский, В.В. Знаков, В.П. Бедерханова и др.

Проблемы индивидуального стиля деятельности имеют непосредственное отношение к целому ряду фундаментальных проблем психологии. Это проблемы способностей, наиболее полной реализации возможностей человека, его творческого потенциала и др. Данные проблемы выступают в качестве важнейшего психологического обоснования становления и совершенствования профессиональной деятельности, а также имеют важное практическое значение, поскольку создают научные предпосылки для формирования рациональных приемов деятельности с учетом, с одной стороны, индивидуальных качеств, а с другой, системы условий и требований деятельности.

С позиций деятельностного подхода индивидуальный стиль деятельности соотносится с эффективностью деятельности, критерии которой носят, в большей степени, субъективный характер, так как момент рациональности не может быть понят как неизменный и статический. Следовательно, источником новых достижений чаще всего является не рациональная цель, а потребность в самоактуализации, потребность в творчестве как таковом1. Психическая активность субъекта не сводится только к целенаправленной деятельно-

Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.

159

сти. Она также выступает в форме поисковой активности во всех сферах жизнедеятельности человека: в форме поведения, направленного на изменение ситуации; в форме определенного отношения к ситуации при отсутствии прогноза ее результата; реактивного или аффективного поведения как реакции на ситуацию; познавательного поиска; творческого поведения - конструктивной активности или активности разрушения (де-задаптационного поведения) и т.п.

В отличие от деятельности формы психической активности субъекта не подчинены только предварительно поставленной цели, чаше всего здесь нет предварительного обдумывания, разработки плана действий, соответственно, психическая активность человека опосредована как сферой сознания, так и сферой бессознательного. Важнейшей особенностью психической активности является то, что она носит личностный характер1. Соответственно, стиль активности изначально не контролируется сознанием и характеризует процессуальный аспект поведения человека, проявляющегося во всех сферах психической активности: коммуникативной, познавательной, творческой, исходящей из базовых человеческих потребностей. Цели деятельности и социальная ситуация стимулируют поведение человека, но формы его проявления зависят от стилевых особенностей индивидуальности и ее личностного преломления. По своей сути деятельность безлична, но поведение человека, репрезентирующееся в различных формах психической активности, почти всегда остается универсальным, узнаваемым, прогнозируемым, отражаясь в его стилевых характеристиках.

В рамках личностно-ориентированного подхода стиль активности субъекта учебно-профессиональной деятельности раскрывается через обращение к такой интегральной характеристике личности, как образ мира субъекта2. Подобный стиль, проявляющийся во всех сферах жизнедеятельности субъекта, воплощенный в стратегии отношения к окружающему миру, репрезентируется на каждом из полюсов тремя параметрами: обобщенностью образа мира, эмоциональной насыщенностью образа мира и динамичностью как свойством образа мира. Выделение данных полюсов стиля активности субъекта учебно-профессиональной деятельности базируется на анализе структуры психики, включающей в себя та-

кие компоненты, как биодинамический опыт действий и движений, значения, чувственные образы, объединенные личностными смыслами субъекта. Образ мира субъекта характеризует особенности индивидуального смыслового поля, с помощью которого субъект отражает окружающий мир, он выступает в качестве ориентировочной основы поведения, проявляющегося в различных видах психической активности субъекта: коммуникативной, познавательной,творческой. Согласно Г.А. Берулаве на полюсе интегрально-сти стиль активности характеризуется ориентацией на целостное восприятие объекта познания и обобщенный смысл образа мира. На полюсе диф-ференциальности стиль активности характеризуется конкретностью и ситуативностью образа мира, фрагментарным восприятием действительности. В соответствии с этим стиль активности субъекта учебно-профессиональной деятельности функционирует на полюсе интегральности в виде интегрально-теоретического, интегрально-дея-тельностного, интегрально-эмоционального стилей. На полюсе дифференциальности он функционирует в виде дифференциально-теоретического, дифференциально-деятельностного, дифференциально-эмоционального стилей3.

Представляет интерес разработка отмеченных проблем применительно к такой важной профессии, как юридическая. Непосредственное отношение к учебно-профессиональной деятельности будущих юристов имеют особенности их стиля интегральной индивидуальности, учебной активности и их взаимосвязи. Поскольку продолжительность обучения как процесс овладения профессиональной деятельностью включает в себя и приобретение и накопление опыта, то влияние продолжительности обучения можно рассматривать как один из факторов, оказывающих влияние на особенности учебной активности и стиля интегральной индивидуальности, их взаимосвязь у курсантов вузов МВД.

В учебной активности реализуются, прежде всего, те характеристики личности, которые лежат в ее основе и обеспечивают ее результа-тивность4. Это, прежде всего, свойства индивидуальности, обеспечивающие протекание и регуляцию деятельности. Это характеризует системообразующую функцию учебной активности по отношению к интегральной индивидуальности. Вместе с тем, в отмеченном взаимодействии про-

1 Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001. Там же.

4

Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности // Краснодар, 2000. № 1. _160

является системообразующая функция интегральной индивидуальности по отношению к учебной активности. Иначе говоря, взаимодействие интегральной индивидуальности и учебной активности необходимо рассматривать с позиции полисистемного подхода, они выступают как две системы, в которых не одна система определяет другую, а обе они определяют друг друга.

Профессионал как субъект деятельности развивается и формируется в результате активности человека в профессиональной деятельности, потребности в ней. Профессиональная активность личности рассматривается как единица психологического анализа профессионального становления1.

Развитие индивидуального стиля в процессе учебной деятельности курсантов, таким образом, может быть рассмотрено как в плане выделения в нем изменений, которые происходят во время обучения в вузе при переходе от курса к курсу, так и в плане выделения разных уровней развития стиля, рассматриваемых в пределах одного курса.

Изучение функциональной структуры стиля активности субъекта учебно-профессиональной деятельности включает в себя выявление его особенностей на трех уровнях:

1. Психофизиологический уровень. Включает в себя изучение взаимосвязи стиля активности со свойствами темперамента, которые, образуя индивидуальный симптомокомплекс, отражают эмоциональную насыщенность и динамику интеллектуальных процессов, гибкость и беглость мышления, выбор способов познавательных и поведенческих стратегий.

2. Психический уровень. Включает в себя диагностику стиля активности субъекта, позволяющего выявить особенности его поведения в процессе удовлетворения его базовых потребностей и объективировать неосознаваемые личностные установки - программы организации поведения, обеспечивающие готовность к восприятию явлений в определенном ракурсе и отношении. На полюсе интегральности стиль активности характеризуется ориентацией на целостное восприятие объектов окружающей действительности и обобщенный смысл образа мира. На полюсе дифференциальности стиль активности характеризуется конкретностью и ситуативностью образа мира, фрагментарным восприятием действительности. При диагностике стиля активности актуализируются те аспекты поведения, которые

не рефлексируютя в данный момент, но могут быть в принципе осознаны субъектом.

3. Социально-психологический (личностный) уровень. Включает в себя изучение влияния образа мира субъекта на стилевые характеристики психической активности. Диагностика образа мира субъекта позволяет выявить ценностно-смысловое единство личности, ее отношение к миру, к себе и другим людям. Продуцируемый научными знаниями и формируемый эмпирическим социокультурным опытом, образ мира субъекта представляет собой целостное интегра-тивное образование, синтетическую когницию, в которой соотношение этих двух факторов всегда индивидуально. Научная картина мира в значительной мере опосредует целенаправленную, рациональную психическую активность субъекта, тогда как эмпирическая картина мира опосредована сферой бессознательного и определяет его личностно обусловленную психическую активность. У лиц с доминированием гуманистического образа мира духовные потребности преобладают над материальными, а сама духовность отождествляется с разумностью. Доминирование позитивистского образа мира характеризуется наличием в личностных смыслах субъекта нравственных догматов по отношению к себе, другим людям, к окружающему миру, и ориентацией на удовлетворение только своих индивидуально-обусловленных потребностей. Доминирование эмпирического образа мира характеризуется нравственно индифферентным отношением к окружающему миру, ориентацией на удовлетворение только своих индивидуально-обусловленных потребностей. Доминирование эмпирического образа мира характеризуется нравственно индифферентным отношением к окружающему миру, ориентацией на собственный социокультурный опыт, который не всегда может быть положительным.

Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи учебной деятельности и стиля активности в структуре интегральной индивидуальности у курсантов вузов МВД в связи с их профессиональной направленностью.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:

1. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко;

2. Методика выявления мотивационных ориентации учебной деятельности Л.И. Липкиной;

Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.

161

3. тест диагностики стиля индивидуальности Г.А. Берулава;

4. Критериально - ориентированный тест диагностики образа мира субъекта;

5. Опросник самооценки проявления стилевых характеристик коммуникативной активности (по Решетовой);

6. Индивидуальная беседа.

Эмпирическое исследование стилей активности субъекта учебно-профессиональной деятельности было проведено на выборке испытуемых 17-20 лет в количестве 150 курсантов юридического факультета Краснодарского университета МВД России.

Необходимым этапом экспериментальной работы, в соответствии с общей целью исследования, являлся анализ проявлений стиля активности на психическом уровне в коммуникативной, познавательной и творческой сферах жизнедеятельности курсантов.

На полюсе интегральности стиль активности характеризуется ориентацией на целостное восприятие объектов окружающей действительности и обобщенный смысл образа мира. На полюсе дифференциальности стиль активности характеризуется конкретностью и ситуативностью образа мира, фрагментарным восприятием действительности. При диагностике стиля активности актуализируются те аспекты поведения, которые не рефлексируются в данный момент, но могут быть в принципе осознаны.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

С целью анализа стилевых проявлений в процессе коммуникативной активности нами были выделены конкретные характеристики репрезентации в данной сфере жизнедеятельности курсантов. Ниже приведены характеристики коммуникативной активности, связанные с восприятием других людей, взаимодействием с ними, оказанием воздействия на них.

Интегрально-теоретический стиль. В построении межличностных контактов и общении ориентируется в большей степени на себя, на свои интересы, потребности и переживания. В общении проявляет низкую степень открытости своих намерений и высокий уровень рефлексивности. Предпочтение отдает формально-ролевому общению и формальным критериям оценки результатов коммуникативной деятельности. В межличностных отношениях доминирует индифферентный эмоциональный фон, апелляция к рациональной логике. Проявляется склонность к упрощению ситуаций и отношений, к решению на индивиду-

альном уровне.

Интегрально-деятельностный стиль. В общении доминирует ориентация на других людей, на дело, отдает предпочтение деловым отношениям, которые являются приоритетными перед личными симпатиями. Обсуждения проблем заканчивается выработкой дальнейших планов и конкретных рекомендаций. Но при этом наблюдается низкая степень открытости своих собственных намерений и высокий уровень рефлексивности в общении с разными людьми. Отношения системны, в них доминирует прогностическая стратегия деятельности на основе целенаправленного прогноза результата.

Интегрально-эмоциональный стиль. В межличностных отношениях доминирует ориентация на себя, на свои собственные интересы, потребности и переживания. Демонстрирует высокую степень открытости своих намерений и низкий уровень рефлексивности выстраивания межличностных отношений, поведения. Ярко проявляется эмпиричность коммуникативной деятельности и ее ситуативная стратегия. Предпочтение отдает смысловым критериям оценки межличностных отношений. В отношениях доминирует эмоционально насыщенный фон и аффективные оценки. Способы общения ситуативны и индивидуально обусловлены.

Дифференциально-теоретический стиль. В общении и межличностном взаимодействии в большей степени ориентируется на себя, на свои собственные интересы, потребности и переживания, при этом демонстрирует низкую степень открытости своих намерений и высокий уровень рефлексивности. Для лиц с данным стилем характерны системность коммуникативной деятельности, прогностическая стратегия на основе целенаправленного прогноза результата. В межличностных отношениях доминирует индифферентный эмоциональный фон.

Дифференциально-деятельностный стиль. В межличностных отношениях лиц с данным стилем активности доминирует ориентация на других людей, на их интересы и потребности, на дело, при этом проявляется высокая степень открытости своих намерений и высокий уровень рефлексивности как своего собственного поведения,так и поведения партнеров. В отношениях доминирует индифферентный эмоциональный фон.

Дифференциально-эмоциональный стиль. В межличностных отношениях доминирует ориентация на себя, на свои собственные интересы и переживания, при этом наблюдается высокая степень открытости своих намерений и низкий

162

уровень рефлексивности как своего поведения, так и поведения партнера. Характерным признаком коммуникативной деятельности является эмпиричность и ситуативная стратегия.

Исследование стилевых характеристик на социально-психологическом (личностном) уровне индивидуальности включает в себя изучение влияния образа мира субъекта на стилевые характеристики психической активности. Диагностика образа мира субъекта позволяет выявить ценностно-смысловое единство личности, ее отношение к миру, себе и другим людям. Продуцируемый научными знаниями и формируемый эмпирическим социокультурньм опытом, образ мира субъекта представляет собой целостное интегративное образование, синтетическую ког-ницию, в которой соотношение этих двух факторов всегда индивидуально. Научная картина мира в значительной мере опосредует целенаправленную, рациональную психическую активность субъекта, тогда как эмпирическая картина мира опосредована сферой бессознательного и определяет его личностно обусловленную психическую активность. У лиц с доминированием гуманистического образа мира духовные потребности преобладают над материальными, а сама духовность отождествляется с разумностью. Доминирование позитивистского образа мира характеризуется наличием в личностных смыслах нравственных догматов по отношению к себе, другим людям, к окружающему миру, и ориентацией на удовлетворение только своих индивидуально-обусловленных потребностей. Доминирование эмпирического образа мира характеризуется нравственно индифферентным отношением к окружающему миру, ориентацией на собственный социокультурный опыт, который не всегда может быть положительным.

Образ мира - это ориентировочная основа поведения субъекта, он изначально не рефлек-сируется сознанием, чем и отличается от рационального мышления, которое опосредует целенаправленную деятельность субъекта1. Образ мира формируется на основе интеграции представлений субъекта об окружающем мире, на основе обобщения индивидуального социокультурного опыта. Это интегративное представление субъекта об окружающем мире, несущее в себе образы и личностные смыслы, выражающее эмоциональную окрашенность отношения к миру, оказывает самое непосредственное влияние на проявления психической активности субъекта, в

том числе и в аспекте стилевых составляющих.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что существует связь между характеристиками стилей активности субъекта учебно-профессиональной деятельности особенностями взаимосвязи свойств интегральной индивидуальности и компонентов учебной активности курсантов университета МВД в связи с их специализацией - юриспруденция:

1. Изучение индивидуальных особенностей субъекта в стилевом аспекте с позиций личност-но-ориентированного подхода к развитию личности позволяет сделать вывод о его продуктивности. Существенным отличием такого подхода является то, что системообразующей стиля активности выступают базовые потребности человека (потребность в социальных контактах, в познании окружающей действительности, в самореализации собственных способностей и возможностей). Познание закономерностей индивидуальности в рамках типологического анализа открытой функциональной системы стиля активности требует обращения к категориям целостности, интегративности, многоуровневости, полимодальности, многомерности которые объективируются в стилевых характеристиках психической активности субъекта.

2. Проведение специального типологического исследования стилевых характеристик психической активности субъекта открывает перспективы оптимального учета стилевых особенностей с целью повышения эффективности его учебной деятельности и поведения, сохранения психического и соматического здоровья, оптимизации отношений в ближайшем социальном окружении. Стиль активности субъекта учебно-профессиональной деятельности, как интегральная процессуальная характеристика функциональной системы индивидуальных свойств субъекта, является достаточно устойчивым конструктом и проявляется в любом виде психической активности, направленной на удовлетворение основных базовых потребностей личности.

3. Реализация системного подхода в исследовании стилевых характеристик коммуникативной, познавательной и творческой активности субъекта позволила выделить обобщенные характеристики психической активности. В качестве таковых выступают: направленность психической активности, степень ее открытости, рефлексивность, системность, прогностичность, формали-зованность, модальность, когнитивная сложность,

Леонтьев А.Н. В.В. Давыдова и др. М.

Образ мира // Леонтьев А.Н. 1983. Т. 1.

Избранные психологические произведения. В 2-х тт. / Под ред.

163

степень индивидуализации, характер психической активности, временной характер анализируемой информации, предпочтения в выборе методов познания, предпочитаемая логика анализа, характер оценки повой информации, форма оценки. Выявление значимости связи данных характеристик психической активности в коммуникативной, познавательной и творческой сферах жизнедеятельности субъекта с отдельными параметрами стиля индивидуальности, позволило дать качественную оценку психической активности на типологическом уровне. Психическая активность субъекта характеризует его поведение и деятельность в процессе взаимодействия с окружающим миром, опосредованные как рациональными целями, так и сферой бессознательного.

4. Рефлексия субъектом своего стиля активности по выделенным характеристикам психической активности в коммуникативной, познавательной и творческой сферах жизнедеятельности выступает необходимым условием самосовершенствования. Отсутствие представлений о своем стиле активности может существенно затруднять взаимодействие с окружающим миром, снижать уровень физического и психического здоровья, выступать значимым фактором риска соматических заболеваний.

5. Стилевые характеристики психической активности субъекта ярко проявляются во всех сферах его жизнедеятельности - коммуникативной, познавательной, творческой. Потребность в удовлетворяющих субъекта межличностных отношениях предполагает желание занять достойное место среди других людей, стремление иметь общественное одобрение, стремление к определенному социальному статусу. Коммуникативная функция личности реализуется в информационно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных и регулятивно-коммуникативных контактах. Стиль активности, актуализируясь в познавательной активности субъекта, характеризует ее про-цессуальность, особенности индивидуального смыслового поля, с помощью которого человек отражает окружающий мир.

Практическое значение исследования зак-

лючается в том, что его результаты могут быть использованы в управлении развитием индивидуальности, с целью ее гармонизации и более полной реализации возможностей курсантов в процессе профессионального развития и осуществления индивидуального подхода в сфере высшего специального образования. Полученные в ходе исследования результаты могут оказать помощь преподавателям в выборе форм и методов организации обучения, основанном на знании индивидуальных особенностей курсантов, особенностей учебной активности на разных этапах профессиональной подготовки. Полученные результаты диагностики индивидуальных стилей учебной активности курсантов были использованы при консультировании преподавателей и курсантов.

Проведение специального типологического исследования стилевых характеристик психической активности субъекта открывает перспективы оптимального учета стилевых особенностей индивидуальности с целью повышения эффективности его учебной деятельности и поведения, сохранения психического и соматического здоровья, оптимизации отношений в ближайшем социальном окружении. Рефлексия субъектом своего стиля индивидуальности по выделенным характеристикам психической активности в коммуникативной, познавательной и творческой сферах жизнедеятельности выступает необходимым условием самосовершенствования. Отсутствие представлений о своем стиле может существенно затруднять взаимодействие с окружающим миром, снижать уровень физического и психического здоровья, выступать значимым фактором риска соматических заболеваний.

В процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности необходимо организовать условия для дальнейшего развития учебной активности, приводящей к качественно иному уровню деятельности, так как внутренне обусловленная активность учащегося неизменно оказывается более значимым фактором развития, чем даже тщательно организованная, «рафинированная» культурная среда.

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.