Научная статья на тему 'Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии'

Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2796
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / ПСИХОЛОГИЯ КОГНИТИВНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ когнитивных характеристик в психологии»

УДК 159.923

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ПСИХОЛОГИИ

А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова

В психологии есть когнитивная область знаний, где рассматриваются психические процессы, обеспечивающие познание объективной реальности: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, речь и др.

На межфакультетской кафедре психологии проводится научно-исследовательская работа по темам: “Интенсификация и оптимизация познавательной деятельности обучающихся в системе “школа - вуз” и “Влияние когнитивных стратегий на становление нравственного статуса личности”. Наряду с этим кафедра выступает инициатором проведения Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием по проблемам когнитивной психологии и ее взаимодействия с другими областями знаний (гуманитарные, точные и естественно-научные).

В когнитивной психологии изучаются следующие характеристики: когнитивно-стилевые свойства субъекта; стратегии сенсорной деятельности; способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы (обнаружение сенсорных сигналов); детальное знание физических характеристик окружения (знания); склонность сосредоточиваться на некоторых сенсорных стимулах (внимание); способность абстрагировать некоторые элементы, события и объединять эти элементы в хорошо структурированный план, придающий значение всему эпизоду (распознавание образов); способность извлекать значение из букв и слов (чтение и переработка информации); способность сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность (кратковременная память); способность формировать образ “когнитивной карты” (мысленные образы); понимание каждым партнером роли другого (мышление); способность использовать “мнемонические трюки” для воспроизведения информации (мнемоническая память); тенденция хранить языковую информацию в общем виде (абстрагирование речевых высказываний); способность решать задачи (решение задач); общая способность к осмысленным действиям (человеческий интеллект); понимание, что направление движения можно точно перешифровать в набор сложных моторных действий (языковое/моторное/поведение); способность быстро извлекать из долговременной памяти конкретную информацию, нужную для применения непосредственно в текущей ситуации (долговременная память); способность передавать наблюдаемые события на разговорном языке (языковая переработка); знание, что объекты имеют конкретные названия (семантическая память); неспособность действовать совершенным образом (забывание и интерференция).

В настоящей работе нами сделана попытка раскрыть сущность, внутреннее содержание двух базовых характеристик в когнитивной психологии:

“когнитивный стиль” и “познание”, постараться понять их в единстве многообразных и противоречивых форм, определений, подходов.

В исследованиях мы берем за основу такое определение “понятия”: это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов в их противоречии и развитии. Как утверждает А. А. Брудный: “... необходима наука понимать. .понимание соединяет в единый узел познание и общение, понимание позволяет проникнуть в скрытое, прорицать будущее, предупреждать опасности ” / Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 6/.

В психологическом словаре А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского читаем: “Понимание - способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат” / Психология. Словарь. - М., 1990. - С. 200.

Рассматриваем понятия “когнитивные стили” и “познание”, “когнитивно-стилевые свойства субъекта” и используемые им “стратегии сенсорной деятельности” “находятся в рамках когнитивной психологии”. Эта область знаний 60-х годов 20 в. М. Бродбента, Г. У. Найсера, Д. Нормана, Дж. Брунера и др. изучает различные когнитивные (познавательные) процессы и модели интеллекта.

Известно, что понятие “стиль” в психологию впервые ввел А. Адлер, с целью дать характеристику индивидуального своеобразия жизненного пути личности. По его мнению, “стиль” складывается как защитная реакция на угрозу дезадаптации.

В дальнейшем стиль понимался и понимается в настоящее время как инструментальная характеристика индивидуальности, как универсальная характеристика жизни человека. Она связывает воедино биологические, психологические и социальные аспекты бытия.

Стиль - это взаимодействия человека с окружающим миром. В психологической литературе можно встретить такие понятия: “стиль жизни”, “стиль общения”, “стиль руководства”, “когнитивный стиль”, “стиль реагирования”, “стиль поведения”, “перцептивный стиль” и, наконец, “индивидуальный стиль деятельности”. Французский натуралист Г. де Бюффон (18 в.) дал такое емкое определение: “Стиль - это человек”.

В концепциях А.А. Адлера, Г. Олпорта, Г. Роршаха фактически отождествляются понятия “стиль”, “индивидуальность”. В. Гёте (1936) считал, “стиль - это проявление высших свойств индивидуальности человека”.

Термин “когнитивный стиль” предложен американским психологом Р. Гарднером (1959). Отечественные психологи В. М. Русалов и С. Э. Парилис предприняли попытку установить связь между структурами темперамента личности и свойствами ее когнитивной структуры. Ими было доказано, что

|| Вестник КемГУ

предметная и социальная пластичность наиболее высоко коррелируют со свойствами когнитивного стиля “простота - сложность”. Было высказано предположение, что данные свойства темперамента являются исходными конструктами, лежащими в основе развития более сложных когнитивных свойств личности. Есть исследования, которые говорят в пользу высокой корреляции между синтетическим стилем мышления и уровнем креативности субъекта (Берулава, 1991).

Существует в психологии такой подход, при котором индивидуальный стиль деятельности рассматривается как эффективный путь приспособления к объективным требованиям деятельности (М. Р. Щукин, А. К. Байхметов). Л. Я. Дорфман (1993) указывает на то, что после приспособления происходит смещение от компенсаторной активности в сторону активности преобразований действительности. Исходя из этого, можно сделать вывод о существовании эффективных и неэффективных когнитивных стилей. При этом эффективность следует рассматривать в контексте конкретных видов деятельности, поведения, реагирования, мышления и структуры умственных способностей в целом. Предпочитаемая субъектом учения когнитивная стратегия переработки учебной информации должна детерминировать подготовку и целенаправленную передачу учебного материала педагогом. В психологии познавательной деятельности отечественными и зарубежными психологами уделяется внимание изучению таких параметров когнитивного стиля: “зависимость от поля и независимость” (полеза-висимость - поленезависимость (Witkin, 1949; Glo-berson, 1983; Hatry, 1961); “импульсивность -рефлексивность” (Kagan, 1966; Block, 1980; Messer, 1976); “аналитичность - синтетичность” (Gardner, 1959); “узость - широта категоризации” (Petignew, 1939); “когнитивная сложность - простота” (Bieri, 1959); “дифференциальность - интегральность” (Бе-рулава, 1993); “ жесткий - гибкий познавательный контроль” (Glaser, 1982; Lowe, 1985). В своих работах Г. А. Берулова (1993) определяет два разных параметра когнитивного стиля “дифференциальность» и «интегральность”. Для дифференциального стиля, считает автор, присуща опора на использование понятий меньшей степени обобщенности на конкретность, эмпиричность мышления и фрагментарность “образа мира”. Для интегрального же стиля характерны ориентация субъекта на целостное восприятие объекта познания, на понятийные абстракции высокого порядка, обобщенный “образ мира”. Основные параметры выделенного Г. А. Берулава когнитивного стиля “дифференциальность - интегральность”:

1) обобщенность “образа мира”, его основные характеристики - абстрактность и конкретность;

2) эмоциональное насыщение (наполненность когнитивных процессов);

3) активность как свойство личности и когнитивных процессов.

У когнитивного стиля существует два полюса: интегральность и диффернциальность. Интеграль-

ный когнитивный стиль характеризуется высоким уровнем абстрактности мышления, целостным восприятием окружающего мира; дифференциальный когнитивный стиль определяется конкретностью мышления, фрагментарным восприятием действительности. Когнитивный стиль указывает на один из нескольких классов стилевых проявлений - индивидуальную специфику функционирования когнитивных процессов.

Эту специфику можно рассматривать как один из факторов интеграции личности и использовать ее в разработке общего подхода к изучению стилевого своеобразия человека. Отечественный психолог К. А. Абульханова-Славская сделала вывод о том, что “... стиль восприятия, когнитивный стиль познавательной деятельности - это все лишь фрагменты жизненного стиля. При этом активность в одних случаях реализуется действенно-практически, в других - структурно-умозрительно” / Стратегия жизни. - М., 1991. - С. 82/. В своих исследованиях мы формируем гипотезы об обусловленности когнитивного стиля свойствами личности, а результатов ее труда - когнитивными стилями. Мы находим подтверждение нами полученных данных и в других источниках о том, что, к сожалению, современное естественно-научное образование не всегда ориентировано на формирование у субъектов учения интегративного способа мышления. Нами поддерживается идея непротивопостав-ления интеллекта когнитивному стилю, а органическое “вписывание”, “вплетание” стиля в устойчивую структуру умственных способностей. Познание можно толковать как приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познание - это и совокупность знаний в определенной области. Познать, постичь, приобрести знания, узнать - смысл этих слов сводится к познанию, отсюда и слова “познавательный”, “когнитивный”. В свою очередь, познание происходит с помощью психических процессов, когда сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, подготавливается для хранения, запоминается, сохраняется, извлекается и используется.

Рассмотрим феноменологию основных когнитивных стилей (по М. А. Холодной, 2002):

- полезависимость - поленезависимость (ПЗ-ПНЗ). ПНЗ проявляется в аналитичности познавательных образов, склонности детализировать и дифференцировать свои познавательные впечатления, ориентируясь при этом на релевантные элементы воспринимаемого мира. Познавательные образы ПНЗ - испытуемых более подвижны и трехмерны. ПЗ - ПНЗ имеет определенное отношение к механизмам контроля психической активности;

- импульсивность- рефлексивность. Основное различие между рефлекторными и импульсивными испытуемыми - это различие в характере изучения отображаемых объектов с точки зрения объема и тщательности анализа информации, которая собирается до принятия решения. Индивидуальные различия в проявлениях импульсивности -рефлективности отражают различия в эффективно-

сти ментального сканирования и различия в степени управляемости психической (интеллектуальной) деятельности;

- жесткий - гибкий познавательный контроль. Данные стилевые различия имеют определенное отношение к распределению и переключению внимания и, следовательно, к сформированно-сти механизма контроля переработки информации. Кроме того, опосредованно - через сбалансированность словесно-речевой и чувственно-сенсорной модальностей опыта, - этот когнитивный стиль оказывает влияние на особенности организации индивидуальных ментальных образов;

- когнитивная простота - сложность. В исследованиях этого когнитивного стиля наиболее отчетливо представлена основная идея стилевого подхода: каждый человек по-своему воспринимает, понимает, интерпретирует и прогнозирует действительность на основе “конструкций” своего индивидуального ментального опыта. Согласно Дж. Келли, одни люди строят многомерные модели событий, другие “видят” те же события упрощенно и невариативно;

- экстенсивность сканирования. “Широкие” сканировщики склонны распределять свое внимание по всему объему видимого поля и фокусироваться на его релевантных элементах, “узкие” сканиров-щики - “застревать” на доминирующих деталях поля;

- узкий - широкий диапазоны эквивалентности, широта категорий конкретность - абстрактность концептуализации. Первые два когнитивных стиля характеризуют разные аспекты процесса категоризации: широта диапазона эквивалентности операции установления сходства / различия в ряду объектов; широта категорий - операций идентификации, предполагающие возможность отнесения объекта с определенными свойствами к определенной категории. В свою очередь, конкретность - абстрактность концептуализации характеризует различия в количестве конкретных и общих понятий, а также тип их соподчинения в рамках индивидуальной понятийной системы.

Сформулируем основные параметры выделенного автором Г.А. Берулава стиля “дифференциаль-ность - интегральность”.

1. Обобщенность “образа мира”

Данный параметр отражает особенности индивидуального смыслового поля - той системы значений, с помощью которой человек отражает окружающий мир.

Исследование механизмов когнитивных процессов в этом ракурсе осуществляется не по схеме “объект”, но по линии “объект - субъект”. При этом возникающий субъективный “образа мира” в дальнейшем выступает как ориентировочная основа поведения индивида и его мыслительной деятельности. В рассматриваемом контексте исследуются такие характеристики “образа мира”, как его абстрактность - конкретность.

2. Эмоциональная насыщенность (наполненность) когнитивных процессов

3. Активность, как свойство личности и когнитивных процессов в частности.

Когнитивный стиль “Д - И” на полюсе “интегральность” характеризуется отношением к окружающему миру, при котором он предстает целостным и единым, опосредуется более высоким уровнем абстрактности мышления.

Рассматриваемый стиль на полюсе “диффе-ренциальность” репрезентируется конкретностью мышления, фрагментарным восприятием действительности.

Стиль “Д - И” отражает не только специфику логического, но и образного мышления, характеризуется тенденцией к целостности или дифференци-рованности образных обращений. Когнитивные процессы невозможны без той или иной степени эмоциональной окрашенности.

Стилевые особенности мышления проявляются в мыслительной деятельности не на основе потребности в адаптации к условиям этой деятельности, а на основе реализации потребности гармонии с внешним миром / Берулава Г. А. Тест для диагностики стиля “дифференциальность - интеграль-ность” (Д - И). - Бийск, 1995. - 34 с./.

Согласно точке зрения М. А. Холодной, когнитивные стили - это другой тип интеллектуальных способностей по сравнению с общими интеллектуальными способностями, диагностируемыми по показателям успешности выполнения вербальных и невербальных тестов интеллекта соответственно, определенные параметры когнитивных стилей при такой интерпретации могут рассматриваться в качестве индикаторов уровня интеллектуальной зрелости субъекта / Холодная М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. - М., 2002. -304 с./.

В традиционном исследовании индивидуальных различий интеллекта испытуемый заведомо превращался в объект, который жестко манипулировался извне, то в стилевом исследовании испытуемый выступал в качестве субъекта, имевшего возможность продемонстрировать присущие ему способы восприятия и интерпретации экспериментальной ситуации.

В своих исследованиях мы разводим такие понятия, как “когнитивный стиль мышления” и “когнитивный стиль деятельности”. В первом случае предполагается относить стиль к когнитивному процессу “мышление субъекта”, а во втором - к стилю деятельности личности. В результате теоретико-экспериментальных работ нами выявлены взаимосвязи когнитивного стиля со следующими переменными: профессиональные предпочтения и склонности субъекта учения, общеучебные компетенции, учебная успешность обучающихся по различным группам учебных дисциплин (естественные, гуманитарные и точные), когнитивные процессы (внимание, восприятие, память, воображение), типы личности читателей (эстетический, рациональный, эмотивный, этический).

|| Вестник КемГУ

На основании теоретического анализа можно сделать такие выводы:

1. Когнитивный стиль характеризует свойства субъекта деятельности на уровне психических познавательных процессов памяти, мышления, восприятия и др., он определяет особенности переработки информации, способы взаимодействия человека с информационным полем.

2. В рамках диагностируемого когнитивного стиля определяются стилевые особенности мышления, которые тесно связаны с особенностями восприятия и с личностью.

3. Когнитивный стиль выступает как устойчивая характеристика индивидуальности. Диагностируемые параметры когнитивного стиля можно использовать при изучении стилевого своеобразия человека.

4. Существует тесная корреляционная связь между когнитивным стилем мышления и уровнем креативности субъекта для определенных предметных областей познания.

5. Выделены две стадии сформированности мышления: дифференционально-синтетическая и стадия синтетическая.

6. Существует три направления исследований:

1) личностные диспозиции;

2) характеристика когнитивных процессов;

3) параметры поведения и деятельности.

7. Актуализация стилевых особенностей мышления осуществляется в сфере бессознательного, в дальнейшем они могут осознаваться.

8. Понятие следует рассматривать как одну из форм логического мышления, это высший уровень обобщения, характерный для мышления словеснологического. Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.

9. Познание - совокупность психических пропроцессов трансформации, переработки, хранения, извлечения, воспроизведения сенсорной первоначальной информации и использования ее в виде знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.