УДК 378.1
Н.Н. ЛАГУСЕВА, В.А. ЖИДКИХ, И.В. ЗОРИН
ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФОРМАТЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Статья посвящена вопросам удовлетворенности студентов и преподавателей условиями и качеством образовательного процесса в РМАТ. Исследование проводилось методом анкетирования и включало вопросы в формате внутренней системы оценки качества образования в РМАТ, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности в вузе. На основе анализа результатов анкетирования предоставляется возможность улучшения, совершенствования и повышения качества обучения студентов по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования, а также профессионального роста научно-педагогического состава РМАТ.
Ключевые слова: профессиональное образование, внутренняя система оценки качества образования, обучающиеся, научно-педагогический состав, качество обучения, удовлетворенность образовательным процессом, оценочная процедура, метод анкетирования.
The article is devoted to the issues of satisfaction of students and teachers with the conditions and quality of the educational process at the RMAT. The .study was conducted by the questionnaire method and included questions in the format of the internal system for assessing the quality of education in the RMAT, which is an integral part of educational activities at the university. Based on the analysis of the survey results, it is possible to improve, improve, and improve the quality of students' education in the main educational programs of higher and secondary vocational education, as well as professional growth of the scientific and pedagogical staff of the RMAT.
Keywords: professional education, internal system for assessing the quality of education, students, scientific and pedagogical staff, quality of education, satisfaction with the educational process, evaluation procedure, questionnaire method.
Образовательный процесс в вузе лабораториями и центрами, препода-
включает в себя, помимо организа- вателями и сотрудниками, которые в
ции и ведения учебного процесса, своей совокупности призваны сфор-
различные направления научной, мировать профессионального специ-
воспитательной, методической, прак- алиста.
тико-ориентированной, организаци- Студент, пришедший в вуз, хочет
онной, социально-досуговой и других получить не только диплом бакалавра,
видов деятельности, осуществляемой специалиста или магистра о высшем
деканатами, кафедрами, научными образовании в рамках направления
или специальности, но и качественное
© Лагусева Н.Н., Жидких В.А., Зорин И.В., 2022 образование.
Существует два термина: «качество обучения» и «качество образования», данные термины частично различны между собой, так как они обладают следующими особенностями. Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения. Говоря о «качестве образования», следует отметить, что данный термин состоит из вышеперечисленных показателей «качества обучения», а также включает в себя востребованность выпускника высшего учебного заведения в профессиональной деятельности и его оценку с точки зрения работодателя [1].
Для объективной оценки качества высшего образования Министерством науки и высшего образования рекомендовано вузам России использовать систему внутренней оценки качества образования. Внутренняя система оценки качества образования (далее -ВСОКО) - оценочная процедура, осуществляемая уполномоченными подразделениями вуза для получения и анализа объективной информации в отношении его образовательной деятельности, реализуемых им образовательных программ и подготовки обучающихся в целях определения соответствия предоставляемого образования нормативным требованиям и направлений возможных улучшений образовательной деятельности в вузе.
Основной целью ВСОКО является формирование вузом объективной самооценки качества профессиональной подготовки обучающихся в вузе по результатам освоения образовательных
программ с целью повышения их эффективности в отношении [2]:
• формирования вовлеченности обучающихся в образовательный процесс;
• постоянного развития и внедрения в учебный процесс современных техник, технологий, методик, в том числе и цифрового формата;
• повышения компетентности и уровня квалификации научно-педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ;
• удовлетворенности педагогов и обучающихся условиями образовательного процесса в вузе;
• эффективного управления образовательной деятельностью на основе выявленных критериев и показателей качества образовательного процесса;
• повышения мотивации обучающихся и научно-педагогических работников в постоянном развитии и совершенствовании образовательной деятельности в вузе;
• повышения качества учебного процесса,
• включения и активизации воспитательной составляющей в образовательном процессе.
В рамках внутренней системы оценки качества образования, как правило, используются такие методы оценки, как анкетирование, интервьюирование, самообследование, сбор и обработка статистической информации, тестирование, экспертиза.
Для того чтобы студенты были активно и мотивированно включены в образовательный процесс, успешность их учебных и научных достижений должна зависеть от их удовлетворенности образовательным процессом в
вузе, с которым они связали свою будущую профессиональную карьеру.
«Существуют разные критерии оценки образования, формирующиеся в широком социальном контексте. Они корреспондируют с таким требованием, как соответствие образования экономическим, социальным, культурным тенденциям развития общества. Однако удовлетворенность студентов получаемым образованием является особым критерием оценки, поскольку от нее зависит социальное самочувствие обучающихся в вузах и колледжах, достижение студентами академической успешности» [3].
Получить объективную информацию об отношении участников образовательного процесса к различным процессам внутри вуза, к преподавателям и руководству возможно, применив метод анкетирования, который является самым распространенным способом получения обратной связи. Налаженная обратная связь с обучающимися и преподавателями - это важная составляющая успеха деятельности образовательной организации.
Наше исследование проводилось методом электронного анкетирования. Анкеты для преподавателей и студентов размещались на сайте РМАТ и носили анонимный характер. Анкета заполнялась респондентом, подсчет ответов происходил автоматически. Обработка собранной информации по анкетированию обучающихся проводилась путем анализа полученных ответов и построения сводных таблиц по каждому пункту, а также обзора пожеланий, высказанных в конце каждого блока анкеты. Затем результаты переводились в проценты от количества опрошенных и округлялись до целых чисел, что более наглядно позволяло
выявить и оценить основные тенденции относительно круга поставленных в анкете вопросов.
Задачи, которые конкретизируют цель нашего исследования, - это изучение удовлетворенности обучающихся:
• структурой той образовательной программы, по которой они проходят обучение, процессом и результатами обучения;
• учебно-методическим обеспечением;
• условиями реализации программы;
• научно-педагогическим составом Академии.
Анкетированием были охвачены студенты факультетов высшего и среднего профессионального образования РМАТ: факультета менеджмента туризма - 262 человека, факультета среднего профессионального образования - 280 человек.
По первому блоку анкеты удовлетворенности, в котором отражались вопросы, связанные со структурой программы, учебно-методическим обеспечением программы, ответы были в целом положительные (табл. 1).
По второму блоку анкеты удовлетворенности, в котором отражались вопросы, связанные с условиями, в которых проходит образовательный процесс, подавляющее большинство студентов ответили, что качество аудиторий, помещений кафедр, фондов читального зала и библиотеки, учебных лабораторий и оборудования, компьютеров и другой техники, возможность творческого самовыражения и развития (секции спортивные, культурные и др.) их полностью удовлетворяют, а также отметили полную или частичную удовлетворенность тем, что они обучаются в данной образовательной организации и на данном направлении подготовки (табл. 2).
Таблица 1
Удовлетворенность структурой программы (в %)
Вопрос Удовлетворяет Частично удовлетворяет Не удовлетворяет
ВПО СПО ВПО СПО ВПО СПО
Удовлетворяет ли структура программы вашим ожиданиям? 77 82 12 10 11 8
Удовлетворяет ли вас объем вре-
мени, отведенный на лекционные
занятия? 68 72 18 19 14 9
Удовлетворяет ли вас качество
учебного процесса, проводимого дистанционно? 65 82 12 10 23 8
Удовлетворяет ли вас количество
практических занятий и формы их проведения? 88 82 8 12 4 6
Удовлетворяет ли вашим потреб-
ностям литература, имеющаяся в электронно-библиотечных системах вуза?[6] 82 75 8 16 10 9
Удовлетворяет ли вас качество
сопровождения самостоятельной работы? 68 70 22 21 10 9
Таблица 2
Удовлетворенность учебно-методическим обеспечением программы (в %)
Вопрос Удовлетворяет Частично удовлетворяет Не удовлетворяет
ВПО СПО ВПО СПО ВПО СПО
1 2 3 4 5 6 7
Удовлетворяет ли вашим потреб-
ностям наличие информации, ка-
сающейся учебного процесса, вне учебных мероприятий? 91 89 9 8 0 3
Удовлетворяет ли вас качество подключения к ЭБС из любой
точки, где есть сеть интернет, как
внутри вуза, так и вне его? 66 80 21 10 13 10
Какова ваша удовлетворенность организацией и проведением практик? 76 78 6 10 18 12
Удовлетворяет ли вас научно-иссле-
довательская деятельность, проводи-
мая в РМАТ (возможность участия в конференциях, форумах и т.п.)? 87 83 8 17 5 0
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7
Удовлетворяет ли вас организация преподавателями индивидуальных консультаций в ходе семестра? 91 89 9 8 0 3
Удовлетворяет ли вас наличие в ЭИОС вуза учебно-методических материалов по ООП (наличие УП, рабочих программ дисциплин, программ практик)? 88 38 10 28 2 34
По третьему блоку анкеты удовлетворенности, касающемуся обучения и отношений с научно-педагогическим составом вуза и руководством факультетов
и кафедр, большинство ответов отражали полную или частичную удовлетворенность как уровнем преподавания, так и отношениями в целом (табл. 3).
Вопрос Удовлетворяет Частично удовлетворяет Не удовлетворяет
ВПО СПО ВПО СПО ВПО СПО
1 2 3 4 5 6 7
Удовлетворяет ли вас качество ау-
диторий, помещений кафедр, фондов читального зала и библиотеки,
учебных лаборатории и оборудования? 92 87 7 10 1 3
Удовлетворяют ли вас помещения для самостоятельной работы (вы имеете свободный доступ в эти по-
мещения, они оснащены компью-
терной техникой с выходом в ин-
тернет, подключены к ЭБС, имеется доступ к профессиональным базам и пр.)? 78 72 21 18 1 10
Удовлетворяет ли вашим потребностям лабораторное оборудование, необходимое для реализации программы? 65 74 32 20 3 6
Удовлетворяет ли вас количество
и качество компьютеров в учебных аудиториях 58 70 22 18 20 12
Удовлетворяет ли вас возможность
творческого самовыражения/развития (спорт., культ. и др. секции) 78 98 10 2 12 0
Таблица 3
Удовлетворенность условиями реализации программы (в %)
Окончание табл. 3
1 2 3 4 5 6 7
Удовлетворяет ли вас система безопасности в вузе? 98 99 0 0 2 1
Удовлетворяет ли вас оперативность и результативность реагирования на ваши запросы (на кафедру, в деканат, к руководству вуза) 95 96 0 4 5 0
Удовлетворены ли вы тем, что обучаетесь в РМАТ и на данном направлении (специальности) подготовки? 83 85 12 8 5 7
Удовлетворяет ли ваши запросы сайт вуза? 68 82 28 9 4 9
По четвертому блоку ответы обучающихся, в которых они характеризовали отношения с преподавателями, их профессионализм и компетентность, информационную культуру и профессиональную этику, носят весьма ровный, устойчиво положительный характер. В основном взаимоотноше-
ния в учебной и внеучебной деятельности складываются без конфликтов, студенты находят понимание на кафедрах и факультетах Академии, что способствует их комфортному пребыванию в стенах вуза и удовлетворенности образовательным процессом (табл. 4).
Таблица 4
Удовлетворенность научно-педагогическим составом вуза (в %)
Вопрос Удовлетворяет Частично удовлетворяет Не удовлетворяет
ВПО СПО ВПО СПО ВПО СПО
Удовлетворяет ли вас то, как скла-
дываются (как правило) отношения
с преподавателями? 97 91 3 8 0 1
Удовлетворяет ли вас уровень информационной культуры большинства преподавателей? 73 79 17 14 10 7
Удовлетворяет ли вас уровень преподавания в вузе в целом? 72 84 19 12 9 4
Удовлетворяет ли вас внешний вид
преподавателей, соответствует ли их статусу? 88 94 12 5 0 1
Удовлетворяет ли вас то, насколько преподаватели обновляют содер-
жание дисциплин в соответствии
с изменениями, происходящими в обществе, стране, мире? 74 81 8 5 18 14
Удовлетворяет ли вас средний воз-
растной ценз преподавателей вуза? 84 85 10 5 6 10
В целом можно отметить, что все вопросы анкеты имеют для студентов большое значение, поэтому вариативность оценок несущественная, даже если сравнивать студентов двух факультетов, что свидетельствует о том, что опрошенные студенты единодушны в выражаемом мнении.
Выводы по опросу студентов можно сделать следующие:
• студенты владеют информацией о своих специальностях, направлениях, сроках обучения, о дисциплинах, структура программы соответствует их ожиданиям;
• практика, как понимают сами студенты, - это важная часть образовательного процесса, которая формирует профессиональную компетентность будущих выпускников, поэтому к ней у них особые требования и ожидания (студенты ответили, что практика организована в Академии, но различными способами, большая часть проходит на тех местах, которые предлагаются вузом, и лишь незначительное число студентов находят места практик самостоятельно);
• студенты знают и пользуются ЭИОС, но не всегда получается подключиться к ней из любой точки;
• студенты практически всех специальностей и направлений отметили, что удовлетворены компьютерным обеспечением учебного процесса, качеством аудиторий, помещений кафедр, фондом читального зала и библиотеки;
• выбор профессии - это очень важный шаг, который во многом может определить будущую жизнь, материальное состояние, а также удовлетворенность собой и условиями
жизни, и как показало анкетирование, студенты в большинстве своем частично или полностью удовлетворены выбранной специальностью и выбранным вузом.
Только на вопросы об удовлетворенности качеством подключения к ЭБС из любой точки, где есть интернет (как внутри вуза, так и вне его), и об удовлетворенности организацией практик менее 50% студентов ответили, что они удовлетворены полностью, и около 30% ответили, что они частично удовлетворены.
Целесообразно провести более детальное изучение причин и факторов, под влиянием которых у студентов сформировалось выраженное ими мнение. При этом необходимо учитывать, что деятельность по оценке удовлетворённости обучающихся должна носить комплексный и системный характер, учитывать все факторы, их взаимовлияние и влияние на уровень удовлетворенности в целом [4].
Проведенный анализ результатов анкетирования показал, что приоритетными направлениями для дальнейшего планирования мероприятий по повышению уровня удовлетворенности студентов должны стать проведение практик и электронная среда вуза.
В повышении качества образования основную роль играет преподавательский состав. Только преподаватель с высокой профессиональной компетентностью, который является для студентов не только источником знаний, но и ориентиром в дальнейшей профессиональной и социальной жизни, формирует психологический и интеллектуальный климат вузовской среды [5].
В нашем анкетировании приняли участие 89 преподавателей из 154,
включая штатных сотрудников, внутренних и внешних совместителей. При анализе анкет мы не разделяли их на преподавателей программ высшего и среднего профессионального образования, поскольку занятия проходят в одних и тех же условиях и проводятся в основном одними и теми же преподавателями кафедр (как на факультете менеджмента туризма, так и на факультете СПО).
63% опрошенных преподавателей ведут занятия менее чем по пяти образовательным программам ВО и СПО, а 37% - более чем по пяти ООП. Среди опрошенных 6% - доктора наук, про-
фессора, 33% - кандидаты наук, доценты, 25% - без ученой степени и звания.
Вопросы анкеты удовлетворенности НПР РМАТ образовательным процессом и условиями его организации состояли из двух блоков: блока общих вопросов и блока удовлетворенности условиями реализации программ.
В первом блоке вопросы были посвящены активности самих преподавателей в образовательном процессе вуза: используют ли они современные технологии в учебном процессе, участвуют ли в научных мероприятиях, какова их публикационная активность, повышают ли они свою квалификацию (табл. 5).
Таблица 5
Общие вопросы (в %)
Вопрос Всегда Часто Редко
Насколько часто вы используете современные методики и технологии ведения занятий в рамках преподаваемого курса? 42 55 3
Насколько часто вы участвуете в научных семинарах, конференциях, форумах, проводимых в РМАТ? 61 34 5
Как часто вы публикуетесь в отечественных рецензируемых изданиях? 8 52 40
Как часто вы публикуетесь в зарубежных базах данных? 2 12 86
Как часто вы проходите обучение на курсах повышения квалификации? 31 23 8
Как показал анализ результатов ответов на этот блок вопросов, преподаватели достаточно самокритично относятся к проявлениям учебной и научной активности, и в целом положительные ответы, характеризуемые показателями «всегда» и «часто», значительно превалируют над показателем «редко», что мы и видим в таблице.
Второй блок: «Удовлетворенность условиями реализации образователь-
ных программ в РМАТ» включал в себя вопросы, связанные с материально-технической базой Академии, оснащением электронными ресурсами, организацией рабочего места и т.д. Результаты анкетирования по этому блоку также позволяют сделать вывод, что научно-педагогические работники в значительной степени удовлетворены этими условиями (табл. 6).
Таблица 6
Удовлетворенность условиями реализации программ (в %)
Вопрос Удовлетворяет Частично удовлетво- Не удовлетворяет
ряет
Удовлетворяют ли вас условия организации
труда на кафедре и оснащенность своего рабочего места? 75 23 2
Удовлетворяет ли вас качество аудиторий, помещений кафедр, учебных лабораторий и оборудования? 58 27 15
Удовлетворяет ли вас наполненность ЭБС
методическими материалами, учебниками и т.п. по профилю реализуемой программы? 42 56 2
Удовлетворяет ли вас качество функционирования КИС РМАТ? 42 31 27
Удовлетворяет ли вас техническая и инфор-
мационная оснащенность учебного процесса (оборудование для реализации ООП, доступ к базам данных)? 55 42 3
Удовлетворяет ли вас доступность информации на сайте РМАТ, касающейся учебно-
го процесса, других мероприятий? 41 45 14
В анкете преподавателей также был вопрос о том, что они хотели бы изменить или улучшить в Академии для повышения эффективности и качества образовательного процесса. Среди предложений преподавателей чаще всего звучали следующие:
• приобрести интерактивные доски;
• заменить в некоторых учебных аудиториях (не в компьютерных классах) устаревшие компьютеры;
• ввести форму межкафедрального учебно-методического взаимодействия;
• ввести компенсацию за публикации в журналах (как в российских, так и зарубежных);
• установить доступный для всех преподавателей ксерокс в учебном корпусе № 1;
• заменить или обновить КИС;
• увеличить оплату учебного часа у преподавателей без ученой степени и звания, кандидатов наук, доцентов.
Исследование удовлетворенности НПР РМАТ образовательным процессом, проведенное в рамках ВСОКО, позволяет сделать следующие выводы:
• Реализация специальностей СПО и направлений высшего образования в Академии обеспечивается преподавателями и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программ на условиях внутреннего и внешнего совместительства; большую часть от числа опрошенных составляют остепененные сотрудники;
• Преподаватели имеют практический опыт преподавательской деятельности, что позволяет дать ответ
на любой из поставленных студентами вопросов, передать свои профессиональные навыки студентам;
• Преподаватели и научно-педагогические работники регулярно (согласно законодательным требованиям - раз в три года) проходят курсы повышения квалификации и при необходимости профессиональную переподготовку;
• Большая часть преподавателей имеет публикации в научных изданиях, что является хорошим показателем для образовательной организации;
• НПР принимают участие в научных семинарах, конференциях - этот показатель необходимо увеличивать, так как включение преподавателя в разнообразные формы научной коммуникации оценивается как необходимая часть его деятельности;
• Преподаватели проявляют профессионализм и творчество, студенты полностью удовлетворены качеством преподавания.
В заключение отметим общую удовлетворенность условиями организации образовательного процесса по программам:
• Преподаватели имеют процентный интервал удовлетворенности от 41 до 75%, что характеризуется «частичной удовлетворенностью»;
• Студенты имеют процентный интервал удовлетворенности от 58 до 98%, что характеризуется «удовлетворенностью ближе к полной» по специальностям среднего профессионального образования и направлениям высшего образования.
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод, что условия и качество образовательного процесса в Академии, по мнению обучающихся и научно-педагогического состава, соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования. Конечно же, есть некоторые аспекты и направления деятельности, которые нуждаются в совершенствовании и дальнейшем развитии, но мы считаем, что выпускники РМАТ, освоившие основные образовательные программы бакалавриата и среднего профессионального образования, вполне профессионально подготовлены и конкурентоспособны на рынке труда современной России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации//Российское предпринимательство. 2011. Т. 12, № 5. С. 151-154.
2. Заборова Е.Н., Глазкова И.Г., Маркова ТЛ. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социол. исслед. 2017. №9 2. С. 131-139.
3. Зборовский Г.Е. Удовлетворенность студентов колледжей и вузов образованием: сравнительный анализ // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 4.
4. Индикаторы образования: стат. сб. / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др. М, 2020. 496 с.
5. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад/науч.ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2021.251 с.
6. Селезнева А.В., Лобов Н.В. Элементы внутренней системы оценки качества образовательных услуг вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2020. Т. 22, № 2. С. 90-98. DOI: 10.15593/2224-9877/2020.2.11.