Научная статья на тему 'Исследование статических режимов работы частотно-управляемого асинхронного электропривода в условиях низких температур'

Исследование статических режимов работы частотно-управляемого асинхронного электропривода в условиях низких температур Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
330
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система автоматического управления / асинхронный двигатель / преобразователь частоты / пониженные температуры / устойчивость работы / automatic control system / asynchronous motor / frequency converter / law temperatures / operation stability

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смирнов Александр Олегович, Ланграф Сергей Владимирович, Казаков Всеволод Сергеевич, Бекишев Рудольф Фридрихович

Исследован частотно-управляемый асинхронный электропривод запорной арматуры при различных температурах окружающей среды. Показано влияние температуры на механические характеристики электропривода. Предложена имитационная модель, учитывающая влияние температуры на работу элементов электропривода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Смирнов Александр Олегович, Ланграф Сергей Владимирович, Казаков Всеволод Сергеевич, Бекишев Рудольф Фридрихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frequency-controlled asynchronous drive of stop valve at various environment temperatures has been studied. Temperature influence on electric drive mechanical characteristics was shown. Simulation model considering temperature influence on operation of electric drive elements was proposed.

Текст научной работы на тему «Исследование статических режимов работы частотно-управляемого асинхронного электропривода в условиях низких температур»

УДК 621.313.2

ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ЧАСТОТНО-УПРАВЛЯЕМОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР

А.О. Смирнов, С.В. Ланграф, В.С. Казаков*, Р.Ф. Бекишев

Томский политехнический университет *ООО НПО «Сибирский машиностроитель», г. Томск E-mail: shurikkk@sibmail.com

Исследован частотно-управляемый асинхронный электропривод запорной арматуры при различных температурах окружающей среды. Показано влияние температуры на механические характеристики электропривода. Предложена имитационная модель, учитывающая влияние температуры на работу элементов электропривода.

Ключевые слова:

Система автоматического управления, асинхронный двигатель, преобразователь частоты, пониженные температуры, устойчивость работы.

Key words:

Automatic control system, asynchronous motor, frequency converter, law temperatures, operation stability.

В настоящее время системы электропривода прочно занимают лидирующее место среди приводных устройств и обеспечивают бесперебойную и надежную работу механизмов во многих областях техники. Функциональные возможности и эксплуатационные параметры современных электроприводов во многом определяются характеристиками применяемых систем управления. Современный асинхронный электропривод реализован на базе силовой полупроводниковой техники с применением микропроцессорного управления. Его возможности позволяют организовать регулирование выходных координат электропривода в широком диапазоне, с высоким быстродействием и высокой точностью.

Электропривод запорной арматуры магистральных нефтяных трубопроводов представляет собой сложный мехатронный модуль, объединяющий в своем составе систему управления, силовой преобразователь, асинхронный двигатель и редуктор волнового типа. В качестве силового преобразователя может использоваться преобразователь частоты или тиристорный регулятор напряжения. Система управления должна обеспечивать требуемые режимы эксплуатации запорной арматуры, адекватную реакцию электропривода на изменение внешних условий, поддержку защитных функций и коммуникаций с другими устройствами, диагностику состояния всех элементов электропривода.

Электроприводы запорной арматуры магистральных трубопроводов эксплуатируются в различных географических широтах с большими перепадами температуры окружающей среды. Особенно большое влияние на работоспособность электропривода оказывают низкие температуры (-50, -60 °С) в период запуска агрегатов после длительной остановки. Температура окружающей среды и связанная с ней температура проходящей жидкости (нефти) оказывают определяющее влияние на работоспособность и ресурс работы всех элементов электропривода: силового преобразовате-

ля частоты, асинхронного двигателя, системы управления, механического преобразователя-редуктора, задвижки запорной арматуры.

Эффективность работы механической части электропривода (редуктора и задвижки) определяется давлением и объемом пропускаемой жидкости, потерями энергии на трение в подвижных соединениях и, как следствие, интенсивностью изнашивания деталей [1].

Существенное влияние на механические характеристики электропривода оказывает изменение активных сопротивлений статора и ротора асинхронного двигателя при изменении температуры окружающей среды в широком диапазоне.

Для надежной работы электронных блоков преобразователя и системы управления электроприводом требуется встроенная система контроля и диагностики с обратной связью по температуре.

Таким образом, для обеспечения устойчивой работы электропривода в широком диапазоне изменения температуры окружающей среды необходимы учет параметров всех элементов электропривода (запорной арматуры, редуктора, асинхронного двигателя, силового преобразователя) и разработка системы управления с обратной связью по температуре [2].

Обычно в качестве электропривода используют частотно-регулируемый асинхронный короткозам-кнутый двигатель.

Для исследования электродвигателя разработана математическая и имитационная модели асинхронного двигателя (АД) с учетом следующих допущений:

1. Не учитываются потери в стали.

2. Исследуется трёхфазный симметричный режим работы АД.

3. Напряжения на выходе преобразователя частоты (ПЧ) принимаются строго синусоидальной формы.

и, = ЯГ, +

4. Пренебрегается влияние силовым каналом

между АД и ПЧ.

Для исследования статических режимов работы системы ПЧ-АД была использована классическая Т-образная схема замещения АД [3].

Процессы в АД описываются системой векторных дифференциальных уравнений:

и. = ял + ш, ж

ёЩг ёг

ш =II +1 I ,

т з з з т г >

Шг = + 1тГз ,

м = 2 г, • I$),

ёт 1

-^ = - (М — Мс).

Ж У с

Здесь Ц, и„ I,, I, ш, ш - двухэлементные векторы напряжений, токов и потокосцеплений, представленные в ортогональной (двухфазной) системе координат в виде составляющих по координатным осям. Механические параметры системы представлены следующими переменными: J -момент инерции, тг - частота вращения ротора, - число пар полюсов АД, М и Мс - электромагнитный момент и момент нагрузки.

Система скалярных уравнений, описывающих процессы в АД, имеет следующий вид:

р1 = — (и — Я I + К т г ш „ + К А ш ),

г за т- V за е з а г г рт т„ т г тт а

Ье

р1 в = — (и„ — Я I „ — Кт гш + К Аш ),

г з„ ^ $в е з„ т т ртта т Утта п

рш$в = КЫв— А,шгр +тгрш а ■.

3 2'

М = — г К (ш -¡„—шп-1 ),

Л р т\тта з„ тз„ з а п

рш = Я К I — А ш —т г ш „.

гт за т т за ттт а т рт т„ '

рт ,= у(М — Мс).

На основе данной системы уравнений с использованием пакета МАТЬАВ БтиНпк [4] была создана имитационная модель двухфазного АД в неподвижной системе координат, рис. 1.

Имитационная модель базируется на определённых ранее параметрах схемы замещения асинхронной машины с учётом влияний температурных изменений [5]. Проведём анализ статических характеристик АД на различных частотах (50 и 10 Гц) при понижении температуры, рис. 2.

Как видно из рис. 2, критический и пусковой моменты АД возрастают при снижении температуры окружающей среды за счет уменьшения активных сопротивлений обмоток статора и ротора.

На этапе разработки системы адаптивного управления для оценки степени влияния температурных изменений на величину выходного момента АД проводились исследования с применением аппарата имитационного моделирования и экспериментальной установки, рис. 3.

На экспериментальной установке были проведены исследования механических характеристик электропривода при его работе в диапазоне температур +20...-60 °С и частот 10...50 Гц. В каждом случае производился расчет механических характеристик по уточненной формуле Клосса.

В ходе проведения экспериментальных исследований были выявлены зависимости влияния температурных изменений на статические характеристики асинхронного двигателя.

Рис. 1. Структурная схема имитационной модели АД в неподвижной системе координат с учетом влияния температуры окружающей среды в МАТЬАВ 51ти!1пк

Рис. 2. Механические характеристики АД (зависимость числа оборотов п от момента нагрузки М) при понижении температуры при частоте: а) 50; б) 10 Гц

Рис. 3. Схема лабораторной установки

Результаты экспериментальных исследований, полученных при: а) нормальных условиях (/=20 °С) и б) температуре -60 °С в диапазоне частотах от 10 до 50 Гц, приведены на рис. 4.

В ходе эксперимента были сняты зависимости момента потерь от скорости электродвигателя, рис. 5.

Потери представляют собой сумму механических потерь на валу двигателя и в редукторе.

Из графиков видно, что момент потерь возрастает при уменьшении температуры. Особенно это выражается при температурах, близких к -60 °С.

Это вызвано как увеличением вязкости смазочного материала в редукторе и подшипниках двигателя, так и с изменением физико-механических свойств сопряжающихся материалов редуктора.

В электронном блоке типа ESD-VCX электропривода «Гусар» при достижении температуры ниже -13 °С автоматически включается датчик подогрева блока и периодически отключается

/1 = 50Гц(экс) /, = 50Гщтеор)

а

ШЯ м

'■.р.-.Д'':

/, = 50Гц(экс) /, = 50Гц(теор)

Рис. 4. Механические характеристики ЭП на разных частотах при: а) нормальных условиях (20 °С); б) -60 °С

а> ,радЛ;

tx = 20 °С t2 = О °С f3 = -20 °С = -60 °С

да ,рад/с f = -60 °С i3 = -20 °С

/ /

р

к = 0 °с/ \ ij = 20 °С / I м, н

Рис. 5. Зависимость момента потерь от скорости электродвигателя при различных значениях температур от 20 ° С до -60 ° С при частоте: а) 50; б) 10 Гц

Рис. 6. Температурная зависимость работы электронного блока ESD-VCX

при нагревании до температуры -9 °С. При низких температурах от -20 и до -60 °С подогрев осуществляется непрерывно.

На рис. 6 приведена зависимость температуры электронного блока ESD - УСХ от времени срабатывания датчика подогрева.

Выводы

1. Исследована работа асинхронного электродвигателя с электронным блоком управления

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мустафин Ф. М. Трубопроводная арматура. - Уфа: ГУП РБ УПК, УГНТУ, 2007. - 326 с.

2. Гошко А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. Выбор. Эксплуатация. Ремонт. - М.: Машиностроение, 2003. - 432 с.

3. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин. - М.: Высшая школа, 2001. - 274 с.

4. Каракулов А.С., Ланграф С.В. Разработка системы управления электроприводом запорной арматуры методом разделения ма-

ESD-VCX и волновым редуктором в температурном интервале от 20 до -60 °С.

2. Установлено, что при понижении температуры повышается критический и пусковой моменты за счет снижения активных сопротивлений обмоток электродвигателя.

3. Показано, что при уменьшении температуры увеличивается момент нагрузки на валу двигателя за счет увеличения вязкости смазочного материала и изменения физико-механических свойств сопрягающихся элементов редуктора.

тематических моделей объектов управления // Известия вузов. Электромеханика. - 2006. - № 3. - С. 54-56.

5. Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. - Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.

Поступил 01.09.2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.