Научная статья на тему 'Обеспечение плавного разгона и торможения промышленных механизмов'

Обеспечение плавного разгона и торможения промышленных механизмов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1724
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плавный разгон / плавное торможение / S-образный профиль / асинхронный электродвигатель / smooth start / smooth stop / S-form / asynchronous motor

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Краснов Иван Юрьевич, Гусев Николай Владимирович, Ланграф Сергей Владимирович, Ляпушкин Сергей Викторович

Представлен алгоритм осуществления плавного разгона и торможения для промышленных механизмов, имеющих в своей структуре асинхронные двигатели, управляемые преобразователями частоты. Представлены результаты моделирования переходных процессов, протекающих в асинхронном двигателе в процессе его плавного разгона и плавного торможения. Результаты показали, что использование S-образных профилей разгона и торможения электропривода грузоподъемного механизма, в частности пассажирского лифта, обеспечивает плавность хода кабины лифта, что сказывается на комфортности пассажиров, а также на сохранности механических частей оборудования (редуктора привода).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Краснов Иван Юрьевич, Гусев Николай Владимирович, Ланграф Сергей Владимирович, Ляпушкин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The algorithm of smooth start and smooth stop for industrial mechanisms having alternative current (asynchronous) motors in its structure has been introduced. The results of modeling transients in alternative current motors at its smooth starting and stopping were given. They showed that using starting and stopping S-sections of lifting device electric drive, in particular the passenger lift, provides its cabin motion smoothness that affects passengers comfort as well as mechanical part safety of the equipment (drive reducer).

Текст научной работы на тему «Обеспечение плавного разгона и торможения промышленных механизмов»

УДК 62-52;51-74;519.711.3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЛАВНОГО РАЗГОНА И ТОРМОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ

И.Ю. Краснов, Н.В. Гусев, С.В. Ланграф, С.В. Ляпушкин

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Представлен алгоритм осуществления плавного разгона и торможения для промышленных механизмов, имеющих в своей структуре асинхронные двигатели, управляемые преобразователями частоты. Представлены результаты моделирования переходных процессов, протекающих в асинхронном двигателе в процессе его плавного разгона и плавного торможения. Результаты показали, что использование S-образных профилей разгона и торможения электропривода грузоподъемного механизма, в частности пассажирского лифта, обеспечивает плавность хода кабины лифта, что сказывается на комфортности пассажиров, а также на сохранности механических частей оборудования (редуктора привода).

Ключевые слова:

Плавный разгон, плавное торможение, S-образный профиль, асинхронный электродвигатель.

Key words:

Smooth start, smooth stop, S-form, asynchronous motor.

Введение

В связи с всё большим развитием и усложнением технологических процессов, с одной стороны, и с доступностью современной преобразовательной техники - с другой, существует необходимость в разработке новых и совершенствовании уже имеющихся методов и алгоритмов управления промышленными механизмами с целью экономии электроэнергии и увеличения срока их службы. Механизмы, подвергающиеся частым включениям и отключениям, наиболее подвержены износу металлических конструкций именно во время пуска (разгона) и останова (торможения). В настоящее время в частотно регулируемых электроприводах отечественного производства, имеющих в своей структуре преобразователи частоты (ПЧ), используются линейные профили интенсивности [1], позволяющие изменять (увеличивать при разгоне и уменьшать при торможении) частоту питающего напряжения по линейному закону. Однако, в тех технологических процессах, где наиболее важна плавность разгона и торможения (пассажирские лифты), линейные профили не обеспечивают желаемого комфорта и не позволяют оптимизировать использование ресурсов механических конструкций [2]. Для минимизации таких нежелательных воздействий на конструкции механизмов описанных выше типов ставится задача разработать алгоритмы, позволяющие сформировать профили, обеспечивающие наиболее плавные, по сравнению с прямым включением или линейным профилем, разгон и торможение исполнительных органов электроприводов [3].

1. Формирование профилей разгона и торможения

По 8-образным профилям осуществляется постепенное изменение выходной частоты в соответствии с её требуемым уровнем и скоростью изменения.

8-образные профили разгона и торможения состоят из двух участков с равноускоренным характе-

ром, а между ними - участок с прямолинейным характером. Участки равноускоренного характера строятся в соответствии с параболическим законом, участок прямолинейного характера - в соответствии с линейным законом (рис. 1).

В частном случае Т1 может быть отлично от Т3. Тогда профиль разгона будет иметь несимметричный относительно линейного участка вид. Профили разгона и торможения подобных несимметричных типов удобно применять для специфических механизмов (грузоподъёмные механизмы, прокатные станы и т. д.)

Длительность линейных участков Т2 разгона и торможения вычисляется автоматически, исходя и общего времени разгона ТРАЗГ и торможения ТТОРМ, первого и третьего участков 71 и Т3 разгона и торможения:

Т2=ТГазг-(Т1+ТЗ) и 72=Том-(Т1+73).

1.1. Пример формирования профилей разгона

и торможения

Необходимо осуществить разгон асинхронного двигателя (АД) с 0 до 5 Гц по 8-образному профилю за 2 с с длиной первого участка разгона 0,4 с, а третьего - 0,6 с. Полный останов АД необходимо осуществить по 8-образному профилю за 2 с с длиной первого участка разгона 0,6 с, а третьего -0,4 с.

Задаются значения соответствующих параметров, таблица.

Таблица. Параметры профиля разгона и торможения и ихзначения

Параметр Тип движения

Разгон Торможение

fsAJI, Гц 5,0 0

T, с 2,0 2,0

71, с 0,4 0,6

T3, с 0,6 0,4

Рис. 1. Общий вид профиля разгона и торможения: частота (сверху), ускорение (снизу): ЪЗАД - требуемая частота вращения вала ротора электродвигателя; Ъ0 - текущая частота (Ъ0=0 при разгоне остановленного двигателя); аЗАД - максимальное ускорение, соответствующее заданной частоте ЪЗАД; а0 - текущее ускорение (а0=0 при разгоне остановленного двигателя); Тразг и Тторм - длительности разгона и торможения

Для осуществления торможения АД по сформированному профилю с текущей частоты до заданной (или до нулевой - полный останов) требуется изменить значение переменной /ЗАД на требуемое значение частоты. Результат разгона и полного останова АД с текущего значения с параметрами из табл. представлен на рис. 2.

2. Плавный разгон и торможение электропривода пассажирского лифта

Электромеханическими системами, максимально соответствующими современным тенденциям лифтостроения, являются электроприводы по системе «ПЧ-АД». Они соответствуют современным требованиям и запросам современного рынка, но преимущественно производятся за пределами России, в Европе и Китае или собираются на отечественных заводах из импортных комплектующих. Система «ПЧ-АД» вносит новые возможности в управлении и манипулировании

электродвигателями. Как следствие, возникает необходимость в формировании качественно новых алгоритмов управления, наиболее адаптивных и совершенных, способных выполнять широкий комплекс задач. Приоритетными из них, по сей день, являются безопасность, бесперебойность, энергоэффективность и комфортность. Для обеспечения плавности движения механизмов электропривода лифта в качестве формы разгона и торможения целесообразно использовать 8-образный профиль (рис. 1). Останов электропривода пассажирского лифта с редукторной лебёдкой и двухскоростным АД происходит через его торможение с номинальной частоты вращения до малой скорости, а затем - с малой скорости (с момента срабатывания датчика дотягивания) до нулевой. Таким образом, для плавного останова электропривода пассажирского лифта используется комбинированный (составленный их двух профилей) профиль торможения.

< °’4 ) « °д , 0,6 ( 0,6 , О’1 , < °’4 ,

2 2

Рис. 2. Профиль разгона по Б--образному профилю с0до 5 Гц за 2 с

2.1. Моделирование разгона и торможения электропривода пассажирского лифта

На этапе разработки алгоритма плавного разгона и торможения было проведено имитационное моделирование работы электропривода пассажирского лифта.

Модель электропривода состоит из следующих блоков: АД с короткозамкнутым ротором, инвертора, системы управления и формирования частоты по 8-образным профилям (рис. 3) [4, 5].

Блок формирования частоты обеспечивает требуемую частоту вращения вала ротора АД по 8-образным профилям: профиль разгона - с 0 до 50 Гц за 2 с и профиль торможения - с 50 до 5 Гц (замедление) за 2 с, с 5 Гц до 0 за 1,5 с, рис. 4.

АД с короткозамкнутым ротором мощностью 7,5 кВт был выбран исходя из предполагаемой нагрузки (массы кабины лифта с пассажирами).

Трехфазный источник питания, включающий ПЧ, в зависимости от сигнала управления форми-

Рис 3. Модель электропривода пассажирского лифта в системе МаііаЬ Бітиііпк

Рис. 4. Профиль частоты разгона и торможения привода лифта по Б-образному профилю

рует необходимую частоту и амплитуду питающего напряжения.

В процессе проведения имитационного моделирования были получены кривые переходных процессов, протекающих в АД в процессе его разгона (рис. 5). Достаточная плавность кривой электромагнитного момента АД, а также отсутствие знакопеременного характера свидетельствует о требуемой плавности процесса разгона электродвигателя.

2.2. Экспериментальные исследования Предложенные методы обеспечения плавного разгона и торможения асинхронного двигателя были использованы при работе частотно-регулируемого электропривода с ПЧ серии «ESD-TCL 7,5» ЗАО «ЭлеСи» (рис. 6) пассажирского лифта. При работе в составе программного обеспечения ПЧ (рис. 6, а) алгоритм плавного разгона и торможения обеспечил заметное улучшение характеристик процессов асинхронного редукторного электропривода

Рис. 5. Кривые переходных характеристик моделирования АД: а) частота вращения вала ротора, Гц; б) электромагнитный момент, Нм; в) ток фазы А, А

Рис. 6. ПЧ серии «ESD-TCL 7,5» (ЗАО «ЭлеСи») (а), электропривод лифта с редукторной лебёдкой (б)

Рис. 7. Частота вращения вала ротора АД при разгоне и торможении (результат эксперимента)

лифта (рис. 7). Переходный процесс по частоте вращения вала ротора АД, как при разгоне, так и при торможении, имеет S-образную форму, схожую с формой заданной частоты, указанной на рис. 4.

Более того, в ходе проведённых экспериментальных исследований были получены результаты, подтверждающие улучшение плавности хода электропривода лифта, а, следовательно, и кабины с находящимися в ней пассажирами. В кривой частоты вращения вала АД (рис. 7) отсутствуют пульсации, изломы и разрывы. Общий характер частоты вращения вала АД имеет S-образный вид, что свидетельствует о работоспособности предложенного алгоритма формирования профилей разгона и торможения.

Заключение

Разработан метод, обеспечивающий плавный разгон и торможение асинхронного двигателя, промоделированы процессы, протекающие в нем. Использование S-образного профиля разгона и торможения электропривода грузоподъемного механизма пассажирского лифта обеспечивает плавность хода кабины лифта. Алгоритм функционирует в составе программного обеспечения преобразователя частоты серии «ESD-TCL 7,5» ЗАО «ЭлеСи» для питания асинхронных двигателей мощностью 7,5 кВт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Симаков ГМ., Марченко М.А. Процессы пуска и торможения асинхронного электропривода с частотным управлением при вентиляторной нагрузке // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2010. - № 2. - С. 383-387.

2. Щербаков В.С., Беляков В.Е. Система управления электропривода для автокрана «КС-4562» // Научный вестник Новосибирского государственного технического университета. -2010. - №1. - С. 175-180.

3. Краснов И.Ю., Ланграф С.В., Черемисин В.Н. Бездатчиковые системы электропривода для лифтов // ЙесЬ - журнал интеллектуальных технологий. - 2010. - № 17. - С. 12-20.

4. Кетков Ю., Кетков А., Шульц М. МАТЬАВ 7 - программирование, численные методы. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. -737 с.

5. Куксин А.В., Романов А.В. Математическая модель адаптивновекторной системы управления бездатчикового асинхронного электропривода // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - № 2. - С. 38-43.

Поступила 28.04.2011 г.

УДК 621.791.011

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НАГРЕВА ПОКРЫТОГО ЭЛЕКТРОДА НА СКОРОСТЬ ЕГО ПЛАВЛЕНИЯ ПРИ СВАРКЕ МОДУЛИРОВАННЫМ ТОКОМ

А.Ф. Князьков, К.И. Деменцев, А.О. Лукьянчикова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Произведен численный расчет температуры нагрева покрытого электрода при сварке модулированным током. Показано, что основной рост температуры электрода при сварке модулированным током происходит в интервалах протекания основных импульсов.

Ключевые слова:

Покрытый электрод, ручная дуговая сварка, температура нагрева.

Key words:

Coated electrode, Manual Metal Arc, heating temperature.

Сварка модулированным током (СМТ) - процесс сварки электродами с покрытием, заключающийся в изменении по определенному временному закону сварочного тока в виде периодически повторяющихся импульсов. В работе [1] показано, что СМТ характеризуется относительно большим количеством параметров режима таких как: амплитудное значение тока основных 1Ц и дополнительных импульсов 1}л, ток паузы 1п, длительность основного импульса ^нм, длительность основной паузы длительность дополнительных импульсов ^снм и их частота следования в интервале протекания основной паузы Одной из основных проблем при сварке данным способом является обоснованное определение и назначение параметров режима.

В работе [1] приведен метод по определению скорости плавления покрытых электродов при СМТ. Показано, что мощность, идущая на плавление покрытого электрода, имеет относительно большее значение по сравнению с мощностью при ручной дуговой сварке (РДС) и зависит от параметров импульсов, теплофизических коэффициентов материала стержня и покрытия, а также температуры нагрева покрытого электрода. Однако в пределах работы [1] температура нагрева покрытого электрода задается численно и не изменяется с течением времени протекания процесса сварки.

В работе [2] приведен расчет нагрева покрытого электрода от протекающего по нему постоянного сварочного тока. Показано, что с увеличением времени протекания процесса ручной дуговой сварки (РДС) скорость и температура нагрева покрытых электродов увеличивается. С ростом температуры нагрева электрода изменяются входящие в расчетные зависимости: удельное сопротивление электродной проволоки р, объемная теплоемкость электродной проволоки с1-у1, объемная теплоемкость покрытия с2-у2, а также коэффициент теплоотдачи поверхности покрытия окружающему воздуху а3. Согласно [2] численный расчет нагрева электрода протекающим током заключается в том, что всю разность температур от начальной до конечной делят на небольшие промежутки температуры АТ (не более 50...100 °С); для каждого из них выбирают свои осредненные значения (с1-/1)ср,

(с2Тг)ср и рассчитывают среднюю скорость АТ/А1 в данном промежутке, а по скорости нагрева определяют время Аt, необходимое для заданного повышения АТ температуры электрода. Однако в наиболее интересном для практики нагрева электродов интервале температур 0.800 °С коэффициенты теплофизических свойств покрытых электродов можно представить выражениями, зависящими от постоянных (А,Б1,ш), определяемых из опыта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.