Научная статья на тему 'Исследование спроса на гостиницы Санкт-Петербурга: тенденции и динамика'

Исследование спроса на гостиницы Санкт-Петербурга: тенденции и динамика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиницы / Санкт-Петербург / качество услуг / развитие рынка гостеприимства. / hotels / St. Petersburg / quality of services / development of the hospitality market.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Егоров Евгений Евгеньевич

В статье рассматриваются перспективы развития рынка гостиничных услуг в городе Санкт-Петербург. В статье представлен глубокий анализ статистической информации по пребыванию туристов в различных средствах размещения города. Авторами в первой полове статьи представлены результаты контент-анализа, сформулированы выводы. Далее авторами был проведен опрос гостей города относительно удовлетворенности качеством оказываемого сервиса в средствах размещения города. На основе анализа полученных результатов выявлены проблемы, характерные для большинства средств размещения Санкт-Петербурга – неудовлетворительная работа службы горничных “Housekeeping”. Авторами сформулированы рекомендации, которые позволят повысить качество оказываемых услуг при минимальных вложениях со стороны гостиниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of demand for hotels of St. Petersburg: trends and dynamics

The article discusses the prospects for the development of the hotel services market in the city of St. Petersburg. The article presents an in-depth analysis of statistical information on the stay of tourists in various means of locating the city. The authors in the first half of the article presented the results of the content analysis, formulated conclusions. Further, the authors conducted a survey of guests of the city regarding satisfaction with the quality of the service provided in the means of locating the city. Based on the analysis of the results obtained, problems characteristic of the majority of accommodation facilities in St. Petersburg were revealed – the poor performance of the housekeeping service. The authors formulated recommendations that will improve the quality of services provided with minimal investment from hotels.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на гостиницы Санкт-Петербурга: тенденции и динамика»

Исследование спроса на гостиницы Санкт-Петербурга: тенденции и динамика Study of demand for hotels of St. Petersburg: trends and dynamics

1,¿f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 338.48 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17006 Лебедева Татьяна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Егоров Евгений Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, Дзержинский филиал ФГБОУ ВО Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Дзержинск

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Egorov E.E., eeegorov@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы развития рынка гостиничных услуг в городе Санкт-Петербург. В статье представлен глубокий анализ статистической информации по пребыванию туристов в различных средствах размещения города. Авторами в первой полове статьи представлены результаты контент-анализа, сформулированы выводы. Далее авторами был проведен опрос гостей города относительно удовлетворенности качеством оказываемого сервиса в средствах размещения города. На основе анализа полученных результатов выявлены проблемы, характерные для большинства средств размещения Санкт-Петербурга -неудовлетворительная работа службы горничных "Housekeeping". Авторами сформулированы рекомендации, которые позволят повысить качество оказываемых услуг при минимальных вложениях со стороны гостиниц.

Summary: The article discusses the prospects for the development of the hotel services market in the city of St. Petersburg. The article presents an in-depth analysis of statistical information on the stay of tourists in various means of locating the city. The authors in the first half of the article

presented the results of the content analysis, formulated conclusions. Further, the authors conducted a survey of guests of the city regarding satisfaction with the quality of the service provided in the means of locating the city. Based on the analysis of the results obtained, problems characteristic of the majority of accommodation facilities in St. Petersburg were revealed - the poor performance of the housekeeping service. The authors formulated recommendations that will improve the quality of services provided with minimal investment from hotels.

Ключевые слова: гостиницы, Санкт-Петербург, качество услуг, развитие рынка гостеприимства.

Keywords: hotels, St. Petersburg, quality of services, development of the hospitality market.

Санкт-Петербург считается одним из самых красивейших городов мира, также его еще называют «город мостов», так как в нем и его пригородах насчитывается около 580 мостов, в том числе 20 разводных. Тысячи туристов посещают этот город, пребывая со всех концов света, чтобы посетить множество культурных и исторических мест города, прочувствовать атмосферу, и понять всю историю этого города.

Для многих жителей России посетить северную столицу намного увлекательнее и интереснее, нежели ехать за границу. Для них, путешествие в г. Санкт - Петербург - это хороший способ для отдыха, ведь для него не нужно выезжать в другие страны. Петербург уже очень давно занимает одинаковую позицию с зарубежными городами, так как он обладает большим разнообразием развлечений и множеством вариантов для проведения свободного времени.

Сегодня Петербург является и самым любимым местом иностранного туриста. Исторический центр, великолепные музеи и театры, кипящая культурная и развлекательная жизнь - всё это современный Петербург. До недавнего времени, большой проблемой для туристов в Петербурге было найти место остановки. Гостиниц и отелей явно не хватало.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа динамики развития спроса на гостиничные услуги с целью повышения качества оказываемого сервиса.

Исследования, которые проводят различные средства размещения заключаются в оценке маркетинговых ситуаций, обеспечении достоверной информацией, которая предоставляет возможность для создания эффективной маркетинговой программы развития гостиничного предприятия.

Целью исследования, результаты которого представлены в статье является исследование рынка гостиничных услуг г.Санкт - Петербурга, а также факторов, влияющих на выбор продукта потенциальными потребителями.

Информационной базой исследования послужили статистические материалы Всемирной Туристской Организации, ряда международных институтов, национальные статистические туристские ежегодники; специализированные туристские периодические издания, Федеральное Агентство по туризму, Всемирная Туристская Организация (ВТО), а также проведенное авторами исследования.

Согласно официальной статистике, Ростуризма 2017 года можно проследить, что по численности размещенных российских и иностранных в федеральных округах Российской Федерации - лидируют 2 федеральных округа. Ими являются - Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) и Центральный федеральный округ (ЦФО) [3,7]. Из данной гистограммы видно, что большую часть посетивших этих округов составляют граждане Российской Федерации. А также видно, что и иностранные граждане по посещению Российской Федерации централизуются в лидирующих федеральных округах [2,5]. Такая ситуация происходит из-за того, что эти округа обладают значительным историко -культурным наследием, что является наиболее привлекательным для их посещения (рис. 1)

Рисунок 1 - Численность размещенных граждан в федеральных округах

Российской Федерации

Также сравнивая статистику Ростуризм 2016 и 2017 года по числу мест в КСР

(коллективные средства размещения) по субъектам Российской Федерации, можно

сделать вывод, что лидируют 3 федеральных округа. Ими являются - Южный

федеральный округ (ЮФО), ЦФО и Приволжский федеральный округ (ПФО) (рис.2). На первое место выходит южный федеральный округ, затем идет центральный федеральный округ и на третьем месте Приволжский федеральный округ [1,8].

Сравнивая округа с Северо - Западным федеральным округом, можно сказать, что есть явная нехватка средств размещения в этом округе [4].

Рисунок 2 — Числу мест в КСР по субъектам По данным Ростуризма на 2017 год можно проследить отдельные показатели КСР в тыс., что число всех коллективных средств размещения составляет 25291, число номеров -884, число мест - 2168, число ночевок 253695, число размещенных лиц составляет 61623 (рис. 3).

зооооо

250000 200000 150000 ЮОООО 5 0 000 О

253695

61623

25291 334 2163

I 2017

Число Число номеров,. Число ме:_дыс. Числоночезон^ Численность

коллектив-ык тыс. т=1с. ра:мещенн=1х

средств яиц, тыс.

ргэмеше-ия челонек

Рисунок 3 - Отдельные показатели деятельности коллективных средств

размещения 2017 г.

Сравнивая статистику Ростуризм между городами федерального значения, можно проследить динамику роста городов. Из полученных данных видно, что Москва обходит Санкт-Петербург (рис.4).

4000 3500 ЗООО 2500 2000 1500 1000 500 О

3790,7

2516,6

1667,7

127 7_ 6

Москва

и н остр а н н ые гр а ж да н е

Санкт-Петербург гражда не РФ

Рисунок 4 — Гистограмма по численность размещенных граждан в городах Российской Федерации имеющих статус федерального значения

Рассматривая статистику по числу мест КСР среди городов федерального значения, то из полученных данных видно, что Москва лидирует (рис.5).

250

200

150

100

50

195,32

176,6

ДЯ 4Я

66,9

2016 2017

Мсскбэ

Санкт-Петербург

Рисунок 5 - Гистограмма по числу мест в КСР среди городов федерального значения

Можно сделать вывод, что Москва обходит по показателям Санкт - Петербург из-за своего статуса. Москва имеет статус столицы Российской Федерации.

По данным сведениям вебсайта tophotels.ru - одного из крупнейших ресурсов по рейтингам отелей, на данный момент количество возможных разновидностей размещения представлено цифрой в 1612. Среди этих вариантов есть гостиницы класса люкс, мини -гостиницы, апартаменты и гостевые дома [6]. Из полученных данных к категории «5 звезд» относилось 18 гостиниц, 92 гостиницы имели категорию «4 звезды», 412 гостиниц имели категорию «3 звезды», 159 гостиниц имело «2 звезды и менее», прочие составили 931 гостиницу [6]. Далее приведена диаграмма категорий по звездам (рис.6 ).

■ 3 звезд

■ 4- звезды

■ 3 звезды 2 и менее

Рисунок б — Диаграмма категорий звездности гостиниц Из представленной диаграммы мы видим, что наибольшее количество, из общей доли всех гостиниц занимают отели с категорией 3 звезды.

Гостиницы 3 звезды составляют основную массу гостиниц Санкт - Петербурга. Эти отели занимают на рынке гостиничных услуг весомый объем и начинают перехватывать инициативу у крупнейших гостиниц, зачастую месторасположение более выгодно, и степень обслуживания не уступает, уровню обслуживания крупных гостиниц Петербурга.

Как показывают данные статистики главные потребители гостиничных услуг в Санкт-Петербурге: 39% - туристы, посещающие город с деловыми целями, 61% с целью отдыха и расширения собственного кругозора (рис.7).

39%

Бизнес - туристы

экскурсио- нь г - туримы

1

Рисунок 7 — Диаграмма целевая аудитория города Санкт - Петербурга

Далее рассмотрим результаты анализа потребительских запросов на гостиничные услуги, людей возраста от 18 лет и старше.

Исследование проведено методом анкетного опроса (google forms). По конструкции и содержанию задаваемых вопросов анкета закрытая. В данном исследовании приняли участие 354 респондента из которых 31% -женщины, остальные - мужчины.

Результаты анкетирования показали, что именно мужчины чаще всего приобретают гостиничные услуги

46 % респондентов посещают город с деловыми целями, отдыхающие составили 26%, личная причина - 9 %, мероприятие 19%.

Опросив респондентов оценить насколько им было удобно при заселении (по 5 бальной шкале), получились следующие результаты - 67% опрошенных дали оценку «5» и 33% дали оценку «4».

Результаты респондентов по оценке качества ежедневной убоки номера (по 5 бальной шкале) показали, что уборка в номерах не удовлетворяет потребителей. Среди опрошенных, 13% оценили на «1», 44% оценили уборку в номере на «2», 28% оценили на «3», 11% оценили на «4» и 4% оценили на «5». Из полученных данных можно сделать вывод, что уборка в номерах оставляет делать лучшего.

Считаете ли адекватным уровень цен в гостинице? (цены завышенные; цены адекватные; цены приятно удивили) респонденты ответили: 13% опрошенных считают цены завышенными, 39% опрошенных считают, что цены адекватные и 48% опрошенных цены приятно удивили

Результаты респондентов оценивших уровень работы персонала гостиниц, а именно горничных (по 5 бальной шкале), строятся таким образом, что за оценку «1» было отдано 13% ответов, за оценку «2» отданно 45%, за оценку «3» было отдано 26%, за оценку «4» отдано 9% и за оценку «5» было отдано 7% ответов. На основе полученных данных, можно сделать вывод, что гости отеля в большей степени не довольны работой горничных.

Посоветуете ли Вы отель, в котором Вы прожитваете своим знакомым и друзьям?» строятся таким образом, что 96% опрошенных посоветуют гостиницу своим друзьям и знакомым и только 2% опрошенных не посоветуют

Проведя все исследования и подсчитав результаты, можно довести итог, что проблема гостиниц культурной столицы России заключается в работе отдела «Housekeeping». Это служба по уборке отеля или хозяйственная служба отвечает за чистоту и порядок в гостинице. А именно проблема в уборке номера, так и уборке отеля.

Для решения проблемы в работе отдела «Housekeeping» предлагается прохождение курса для руководителей по повышению квалификации. Также предлагается разработать четкие стандарты уборки помещений, контролировать работу горничных, обучить новым стандартам персонал и непосредственно следить за обновлениями рынка в сфере «Housekeeping».

Подводя итог для достижения высочайших стандартов и результатов чистоты нужно, в первую очередь, привлечение экспертов, как менеджеров, так и горничных с высокой квалификацией.

Таким образом, можно сказать, что гостиничные услуги в г.Санкт -Петербург пользуются популярностью и спросом. Каждая организация по оказанию гостиничных услуг, должна быть нацелена на конечного потребителя, и принимать во внимание его просьбы. Несомненное преимущество организации перед своими конкурентами определяет потребитель. Чем больше преимуществ у отеля и чем больше он работает в разработке новых предложений, тем успешнее стратегия его становления.

Список литературы

1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.

2. Глотова М.А. Малые гостиницы как развивающийся сегмент в структуре средств размещения в Санкт-Петербурге В сборнике: Сервису и туризму - инновационное развитие Материалы VII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: профессор Т. С. Комиссарова. 2015. С. 125-129.

3. Паршина Л.Н., Мозолев А.А. Анализ рынка гостиничных услуг в преддверии Чемпионата мира по футболу - 2018 В сборнике: Гостеприимный Петербург - 2018 Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 64-67.

4. Пилявский В.П., Павленко И.Г. Современные особенности и тенденции развития отечественной сферы гостеприимства//Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 3 (41). С. 99-107.

5. Самогур Е.С., Ефимова Н.Е. Разработка предложений по совершенствованию качества обслуживания туристов в гостиницах Санкт-Петербурга (на примере мини-отеля Stony Island) В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научно-практической конференции. Инженерно-экономический институт СПбПУ. С.В. Широкова (отв. ред.), А.А. Коваленко (отв. ред.). 2015. С. 349-351.

6. Шалыгин М.А. Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге: история, проблемы и пути решения//Эпоха науки. 2018. № 14. С. 154-158.

7. Шарафанова Е.Е. Анализ туристских трат на проживание в гостиницах Санкт-Петербурга В сборнике: Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе Сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции. под ред. О.В. Архиповой, О.А. Никитиной. 2015. С. 49-51.

8. Шахова И.В. Маркетинговые исследования отзывов постояльцев отеля // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 3. № 11 (33). С. 206-209.

References

1. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Varivoda V.S. Creating a resource base for expanding the hotel services sector in the region // Vestnik of Minin University. 2014. № 4 (8). S. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Glotova MA Small hotels as a developing segment in the structure of accommodation facilities in St. Petersburg. Collection: Service and Tourism - Innovative Development. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Managing Editor: Professor TS Komissarova. 2015. pp. 125-129.

3. Parshina L.N., Mozolev A.A. Analysis of the hotel services market on the eve of the World Cup - 2018 In the collection: Hospitable Petersburg - 2018 Collection of materials of the International Scientific and Practical Conference. 2018. p. 64-67.

4. Pilyavsky V.P., Pavlenko I.G. Modern features and development trends of the domestic hospitality industry // Bulletin of OrelGIET. 2017. No. 3 (41). Pp. 99-107.

5. Samogur E.S., Efimova N.E. Development of proposals for improving the quality of tourist service in hotels in St. Petersburg (on the example of the Stony Island mini-hotel). In the collection: SPbPU Science Week, materials of the scientific-practical conference. Engineering and Economic Institute SPbPU. S.V. Shirokova (otv. Ed.), A.A. Kovalenko (otv. Ed.). 2015. P. 349-351.

6. Shalygin M.A. The development of the hotel business in St. Petersburg: history, problems and solutions // Epoch of science. 2018. No. 14. P. 154-158.

7. Sharafanova E.E. Analysis of tourist spending on accommodation in hotels in St. Petersburg. In the collection: Actual problems of the development of the hospitality industry at the present stage. Collection of scientific papers based on the materials of the XI International Scientific and Practical Conference. by ed. O.V. Arkhipova, O.A. Nikitina. 2015. p. 49-51.

8. Shakhova I.V. Marketing research reviews of hotel guests // Eurasian Scientific Association. 2017. Vol. 3. No. 11 (33). Pp. 206-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.