Научная статья на тему 'Сравнительный анализ рынков гостиничных услуг Москвы и Санкт-Петербурга'

Сравнительный анализ рынков гостиничных услуг Москвы и Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1235
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительный анализ / численность размещенных туристов / средняя продолжительность пребывания / Москва / Санкт-Петербург / comparative analysis / hospitality market / number of tourists / average length of stay / Moscow / St. Petersburg

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балаян Сергей Александрович, Голондарев Клим Сергеевич

В данной статье представлены результаты маркетингового исследования, посвященному вопросу изучения и сравнения отдельных показателей развития гостиничного и туристского рынка Москвы и Санкт-Петербурга, а в частности, показателя средней продолжительности пребывания туристов в рассматриваемых городах. В статье рассматривается динамика различных показателей, среди которых: данные по количеству ночевок и числу размещенных туристов, средняя продолжительность пребывания туристов в городе за последние 10 лет. Проанализировав полученные данные, авторы представляют выводы об изменении показателей и рынка в целом. Кроме того, в статье представлен сравнительный анализ данных о размещенных российских и иностранных туристов в гостиницах и аналогичных средствах размещения Москвы и СанктПетербурга. Авторы выдвигают гипотезу, которую подтверждают результатами проведенного маркетингового исследования по изучению средней продолжительности пребывания туристов в Москве и Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the hotel services market in Moscow and St. Petersburg

This article presents the results of marketing research on the study and comparison of selected indicators of hotel and tourism market development in Moscow and St. Petersburg, the index of average length of tourists stay in these cities in particular. There are considered the dynamics of the various indicators, including: data on the number of overnight stays and the number of tourists, the average length of tourists stay in the city for the past 10 years. After analyzing the data, the authors present conclusions about these indicators change and the market in general. In addition, the article presents a comparative analysis of data on Russian and foreign 114 tourists accommodated in hotels and similar accommodation facilities in Moscow and St. Petersburg. The authors make a hypothesis that they confirm by the conducting market research for this study on the average length of tourists stay in Moscow and St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ рынков гостиничных услуг Москвы и Санкт-Петербурга»

Сравнительный анализ рынков гостиничных услуг Москвы и Санкт-

Петербурга

Comparative analysis of the hotel services market in Moscow and St. Petersburg

Балаян С.А., Голондарев К.С.

S. Balayan, K. Golondarev

В данной статье представлены результаты маркетингового исследования, посвященному вопросу изучения и сравнения отдельных показателей развития гостиничного и туристского рынка Москвы и Санкт-Петербурга, а в частности, показателя средней продолжительности пребывания туристов в рассматриваемых городах. В статье рассматривается динамика различных показателей, среди которых: данные по количеству ночевок и числу

размещенных туристов, средняя продолжительность пребывания туристов в городе за последние 10 лет.

Проанализировав полученные данные, авторы представляют выводы об изменении показателей и рынка в целом. Кроме того, в статье представлен сравнительный анализ данных о размещенных российских и иностранных туристов в гостиницах и аналогичных средствах размещения Москвы и Санкт-Петербурга. Авторы выдвигают гипотезу, которую подтверждают результатами проведенного маркетингового исследования по изучению средней продолжительности пребывания туристов в Москве и Санкт-Петербурге.

This article presents the results of marketing research on the study and comparison of selected indicators of hotel and tourism market development in Moscow and St. Petersburg, the index of average length of tourists stay in these cities in particular. There are considered the dynamics of the various indicators, including: data on the number of overnight stays and the number of tourists, the average length of tourists stay in the city for the past 10 years. After analyzing the data, the authors present conclusions about these indicators change and the market in general. In addition, the article presents a comparative analysis of data on Russian and foreign

113

tourists accommodated in hotels and similar accommodation facilities in Moscow and St. Petersburg. The authors make a hypothesis that they confirm by the conducting market research for this study on the average length of tourists stay in Moscow and St. Petersburg.

Ключевые слова: сравнительный анализ, численность размещенных туристов, средняя продолжительность пребывания, Москва, Санкт-Петербург.

Key words: comparative analysis, hospitality market, number of tourists, average length of stay, Moscow, St. Petersburg.

Сегодня индустрия туризма и гостеприимства в России является одной из динамично развивающихся сфер экономики. Несмотря на возникшие проблемы, с которыми столкнулся туристский бизнес России в этом году, рынок не стоит на месте и продолжает развиваться. При отрицательной динамике выездного международного туризма наблюдается значительный импульс развития внутреннего и въездного туризма. Это хорошее подспорье для развития российского гостиничного бизнеса, особенно в крупных городах, среди которых главными туристскими центрами, конечно же, являются Москва и Санкт-Петербург.

Рынок услуг гостеприимства каждой из столиц обладает своими особенностями, слабыми и сильными сторонами, которые можно выявить с помощью сравнительного анализа. Такой анализ позволяет установить общие тенденции развития рынков и их различия, а также установить причины расхождений по тем или иным позициям. Кроме того, сравнительный анализ дает возможность перенести положительный опыт принятия тех или иных решений одного города на другой. Стоит отметить, что данный анализ необходимо проводить систематически. Это позволяет в режиме мониторинга определять наиболее эффективные пути развития рынков гостеприимства, что особенно важно в кризисных условиях.

114

Рассматривая особенности рынков гостеприимства Москвы и Санкт-Петербурга, можно подчеркнуть как общие черты, так и различия по основным показателям развития данной сферы бизнеса.

Ежегодно в эти города приезжают миллионы туристов из других городов России, а также из-за рубежа. В 2014 году общее число туристских прибытий в Москву достигло рекордного показателя в 16,5 млн. человек, а Санкт-Петербург посетило 6,3 млн. туристов. В целом за предыдущий год по этим городам наблюдается незначительное снижение международных прибытий, что, безусловно, связано с нестабильной экономической и внешнеполитической ситуацией в стране. Но стоит отметить, что спад международного туризма в Москву и Санкт-Петербург компенсировался ростом числа путешественников, приезжающих из других регионов России.

Чтобы более детально рассмотреть и оценить различия в сегментации рынка средств размещения в Москве и Санкт-Петербурге, а также выявить влияние кризиса на изменение таких показателей как доходность отеля, загрузка, средняя цена номера, необходимо обратиться к статистике сформированной по различным категориям отелей.

В условиях кризиса очень актуальной стала группировка отелей по ценовым параметрам (от Luxury до Midscale). Если говорить о сегменте Luxury(5*) в Москве, то средняя стоимость номера (ADR) в 2015 году выросла на 10% до 15,2 тыс. рублей, доходность на номер (RevPAR) выросла на 11% до 9 тыс. рублей, а загрузка составила 59%.

В сегменте Upper Upscale (верхний сегмент 4*) доходность на номер составляет 5,6 тыс. рублей, а средняя стоимость номера снизилась на 2,5%, загрузка выросла на 6%. В отелях сегмента Upscale (нижний сегмент 4*), который сильно зависит от корпоративного спроса, средняя стоимость номера упала на 6%, загрузка на 3%, а доходность снизилась на 9% до 3,8 тыс. рублей. В сегменте Upper Midscale (верхний сегмент 3*) в Москве загрузка выросла на 7% за счет снижения загрузки в сегменте Midscale (нижний сегмент 3*) на 2%. [11]

115

В Санкт-Петербурге доходность отелей сегмента Luxury выросла на 21%, заполняемость на 13%. В отелях сегмента Upper Upscale увеличение доходности составило 31% благодаря росту загрузки на 29%. В сегменте Upscale доходность выросла на 30,5% тоже благодаря увеличению загрузки на 32%. Иная тенденция наблюдается в сегментах Upper Midsca^ Midscale, где доходность выросла всего на 4%. [11]

Исходя из рассмотренных данных, можно сделать вывод, что рынок отелей в Санкт-Петербурге лучше адаптировался к изменениям в экономике и туризме за счет привлечения россиян, которые могут себе позволить заплатить за отели верхнего ценового сегмента, но не желают выезжать из страны. Москва же, в свою очередь, по-прежнему привлекает большое число бизнес-туристов в отели высшей ценовой категории, которые из-за ослабления национальной валюты стали более привлекательными для иностранных бизнес-туристов.

В 2014 году численность размещенных туристов в коллективных средствах размещения Москвы составила 5,6 млн. человек. Причем большая часть туристов, останавливающихся в московских гостиницах, приходится на граждан России. Это отчетливо видно на рисунке 1.

■ Иностранные граждане

■ Российские граждане

Рис. 1. Структура размещенных туристов в коллективных средствах

размещения г. Москвы в 2014 году.

(составлено авторами на основе официальной статистики Ростуризма http://www.russiatourism .ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/)

116

Представленная диаграмма показывает нам соотношение размещенных в КСР Москвы иностранцев и российских граждан в предыдущем году. Как видно из рисунка, 67 % размещенных лиц являются отечественными туристами, остальные 33 % приходятся на иностранцев.

В Санкт-Петербурге наблюдается обратная картина. В 2014 году в коллективных средствах размещения второй столицы России остановилось 2,8 млн. человек. Структура размещенных в отелях туристов представлена на рисунке 2.

9КМ8Б

32%

■ Иностранные граждане

■ Российские граждане

Рис. 2. Структура размещенных туристов в коллективных средствах размещения г. Санкт-Петербурга в 2014 году.

(составлено авторами на основе официальной статистики Ростуризма http://www.russiatourism .ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/)

Как видно из диаграммы, на долю российских туристов приходится большая часть - 68 %, а на долю иностранцев - 32%. Такое расхождение в показателях объясняется тем, что Москва в большей степени является центром делового туризма и сюда по служебным целям приезжает значительно больше иностранцев.

В ходе исследования авторами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что средняя продолжительность пребывания туристов в Москве выше, чем в Санкт-Петербурге. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данную гипотезу,

117

были проанализированы статистические данные, представленные на сайте федерального агентства по туризму Российской Федерации. За основу взяты данные по числу ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения в Москве и Санкт-Петербурге, а также информация по численности размещенных здесь за 2005-2014 годы.

Для начала рассмотрим показатели деятельности московских гостиниц, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Отдельные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств

размещения Москвы

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Число размещенных, тыс. чел. 3651 3824 3976 3874 3448 4143 4746 5124 5302 5559

Число ночевок, тыс. 12310 12437 12033 12048 9750 11680 12652 13274 14152 14125

Средняя продолжительность пребывания туристов 3,37 3,25 3,03 3,11 2,83 2,82 2,67 2,59 2,67 2,54

Исходя из данных, приведенных в таблице, можно с уверенностью сказать, что число размещенных туристов в гостиницах и аналогичных средствах размещения Москвы растет с каждым годом. Небольшое падение наблюдается в 2008-2009 годах, что, конечно, связано с мировым экономическим кризисом, протекающим в то время. С ежегодным увеличением числа постояльцев московских гостиниц наблюдается естественный рост числа ночевок туристов. Но при этом каждый год средняя продолжительность пребывания туристов в гостиницах Москвы уменьшается. Это говорит о том, что с каждым годом туристы все меньше времени проводят в российской столице. В 2014 году средняя продолжительность пребывания туристов в Москве составила 2,54 дня. Для наглядности динамика данного показателя представлена на рисунке 3.

118

4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5 0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 3. Динамика средней продолжительности пребывания туристов в

Москве за 2005-2014 г.г.

(составлено авторами на основе официальной статистики Ростуризма http://www.russiatourism .ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/)

На диаграмме отчетливо видно, что практически ежегодно наблюдается падение средней продолжительности пребывания туристов в Москве. В 2014 году туристы в среднем проводили в столице 2,54 дня, что на 5% меньше, чем в 2013 году, и на 25% меньше, чем в 2005 году. Линия тренда показывает нам, что в ближайшие 2 года возможен дальнейший спад анализируемого показателя.

Анализ аналогичных данных по Санкт-Петербургу представлен в таблице

2.

Таблица 2

Отдельные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств

размещения Санкт-Петербурга

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Число размещенных, тыс. чел. 1760 1811 2255 2540 2038 2141 2512 2555 2834 2782

Число ночевок, тыс. 4714 5359 5592 7090 4970 5324 6008 6406 7002 6815

Средняя продолжительность пребывания туристов, дней 2,68 2,96 2,48 2,79 2,44 2,49 2,39 2,51 2,47 2,45

119

Данные из таблицы 2 указывают на то, что число размещенных туристов в гостиницах Санкт-Петербурга уверенно растет с каждым годом. С 2005 по 2014 г.г. этот показатель вырос на 58%, что говорит не только об увеличении туристских потоков, но и о росте номерного фонда. Также стоит обратить внимание на увеличение числа ночевок на 44%. Но при этом, следует отметить, что к 2014 году средняя продолжительность пребывания туристов снизилась на 8% и составила 2,45 дня. Для наглядности динамика этого показателя представлена в виде диаграммы на рисунке 4.

3,5

3

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 4. Динамика ср. продолжительности пребывания туристов в Санкт-

Петербурге за 2005-2014 годы

(составлено авторами на основе официальной статистики Ростуризма http://www.russiatourism .ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/)

В отличие от Москвы, явно выраженной тенденции по этому показателю здесь не наблюдается, все значения колеблются до 2,5 дней. Эти колебания могут быть связаны с увеличением или уменьшением частоты туристских поездок по годам. Но все же линия тренда позволяет прогнозировать падение этого показателя в будущем.

Такая отрицательная тенденция, которую мы наблюдаем в обоих городах, обусловлена рядом факторов, к числу которых относятся:

120

1) . Рост частоты туристских поездок за год;

2) . Снижение среднедушевого дохода туристов;

3) . Рост цен на размещение;

4) . Развитие предложения по турпродуктам выходного дня;

5) . Развитие событийного и делового туризма;

6) .Развитие транспортной инфраструктуры и навигации между различными объектами туристского интереса и др.

Чтобы добиться роста средней продолжительности пребывания туристов в этих городах, нужно увеличить число ночевок, приходящихся на одного туриста.

Для этого прежде всего необходимо создать комплексный турпродукт, рассчитанный на более продолжительный срок, например, на 5-7 дней. Это может быть турпакет, включающий в себя широкий спектр услуг по различным видам туризма. Например, можно комбинировать такие виды туризма, как познавательный, гастрономический, экскурсионный, событийный, исторический и т. д. При этом бизнесу в содружестве с государством необходимо позаботиться о том, чтобы у массовых туристов была возможность для экономичного размещения. Для этого необходимо строить гостиницы категории 3 звезды с большим номерным фондом. Это позволит Москве принимать большие группы туристов. Особенно это важно сейчас, когда наметилась тенденция к росту числа туристов из Азии, путешествующих большими группами.

Таким образом, проведя данное маркетинговое исследование, авторы подтвердили выдвинутую гипотезу, доказав, что средняя продолжительность пребывания туристов в Москве больше, чем в Санкт-Петербурге. Этот вывод стал возможен благодаря изучению массива статических данных, на основе которых были построены диаграммы, наглядно отражающие динамику средней продолжительности пребывания туристов в обоих городах. В 2014 году в Москве этот показатель был равен 2, 54 дня, а в Санкт-Петербурге - 2,45 дня. При этом в обоих городах выявлена тенденция к снижению средней продолжительности пребывания туристов.

121

На основе полученных данных был построен перспективный тренд, отражающий предполагаемую среднюю продолжительность пребывания туристов в Москве и в Санкт-Петербурге в 2015-2016г.г. На представленных графиках видно, что рассматриваемый показатель снижается и в Москве, и в Санкт-Петербурге. При этом в Москве падение идет более стремительно.

В результате авторы пришли к выводу, что оба города развивают событийный и деловой туризм и туристские продукты выходного дня. Кроме того, активно развивается транспортная инфраструктура, что косвенно способствует снижению средней продолжительности пребывания туристов в Москве и Санкт-Петербурге.

Для решения данной проблемы авторами предлагается создание и продвижение комплексного комбинированного турпродукта с высокой степенью аттрактивности, рассчитанного на срок 5-7 дней, который в целом позволит увеличить среднюю продолжительность пребывания туристов в Москве и Санкт-Петербурге, что, несомненно, принесет дополнительные доходы как бюджетам столичных городов, так и повысит доходы субъектов туристского и гостиничного бизнеса.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. М.: Академия, 2005 г.

2. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. (Учебное пособие) Гриф УМО. М.: Академия, 2008 г. 2-е издание.

3. Джанджугазова Е.А. Зайцева Н.А., Ларионова А.А. Первунин. С.Н. «The

Russian Hotel Market: Condition and Development Under the Crisis».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015.Т.6.С.289-297.

122

4. Джанджугазова Е.А.Первунин С.Н. «Российский туризм: анатомия кризиса». Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». №1 (2), 2015. С. 116-129

5. Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.russiatourism.ги(дата обращения: 14.01.2015)

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http: //www. gks■ru(дата обращения: 14.01.2015)

7. Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы URL: http: //welcome .mos. ш/(дата обращения: 14.01.2015)

8. Историко-культурный интернет-портал "Энциклопедия Санкт-Петербурга" URL: http://www■encspb■ru(дата обращения: 16.01.2015)

9. Официальный городской туристический портал Санкт-ПетербургаЦЕЬ: http://www■visit-petersberg■ru(дата обращения: 16.01.2015)

10. Сетевой издание «Интерфакс». URL: http://www■tourism■interfax■ru(дата

обращения: 16.01.2015)

11. Обзор гостиничного рынка Москвы и Санкт-Петербурга. URL: http://www.1rre.ru/upload/iblock/40f/analitics realty hotel 27 10 2015 101261.p ё|(дата обращения: 22.01.2016)

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.