Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
определение специальных способностей / сравнительный анализ уровня способностей обучаемых / педагогическое исследование / тесты Дж. Баррета / педагогический эксперимент / identification of special abilities / comparative analysis of level of students’ abilities / pedagogical research / tests by J. Barrett / pedagogical experiment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.И. Попов, Е.А. Канева, Э.С. Болотин

В статье представлен анализ исследования уровня специальных способностей студентов университета, обучающихся на различных направлениях подготовки бакалавриата. В процессе экспериментальной работы исследовались способности обучаемых находить взаимосвязи и закономерности между величинами, умение студентов проводить анализ информации и выполнять вычислительные математические операции, развитие логического мышления обучаемых. Использована выборка (N = 86) студентов вуза с применением методик психодиагностики, направленных на определение уровня специальных способностей («Арифметический тест», «Числовой тест», «Три проекции»). Педагогическое измерение и обработка статистической информации позволили при обучении математике определить уровни специальных способностей студентов 1–2 курсов университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF SPECIAL ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WHEN LEARNING MATHEMATICS

The article presents an analysis of the study of the level of special abilities of university students studying in various areas of undergraduate education. In the process of experimental work, the students’ ability to find relationships and patterns between quantities, the ability of students to analyze information and perform computational mathematical operations, and the development of students’ logical thinking are studied. A sample (N=86) of university students is used with the use of psychodiagnostic methods aimed at determining the level of special abilities (“Arithmetic test”, “Numerical test”, “Three projections”). Pedagogical measurement and processing of statistical information make it possible to determine levels of special abilities of students of 1-2 years of university studies when teaching mathematics.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

7. Aydin S. An Investigation on the Language Anxiety and Fear of Negative Evaluation among Turkish EFL Learners. Online Submission, 2008.

8. Aydin S. A qualitative research on foreign language teaching anxiety. The Qualitative Report. 2016; № 21 (4): 629 - 642.

9. Sammephet B., Wanphet P. Pre-service teachers' anxiety and anxiety management during the first encounter with students in EFL classroom. Journal of Education and practice. 2013; № 4 (2).

10. Kruk M. Changes in foreign language anxiety: A classroom perspective. International Journal of Applied Linguistics. 2018; № 2 (1).

11. Ellis R. The study of second language acquisition. Oxford: Oxford University Press, 1994.

12. Young D.J.. An investigation of students' perspectives on anxiety and speaking. Foreign Language Annals. 1990; № 23 (6).

13. Siagto-Wakat G.. Doodling the nerves: Surfacing language anxiety experiences in an English language classroom. RELC Journal, 2016; № 48 (2): 1 - 15.

14. Suleimenova Z. Speaking anxiety in a foreign language classroom in Kazakhstan. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; № 93 (3): 1860 - 1968.

15. Arnold J. La dimensión afectiva en el aprendizaje de idiomas. Madrid: Cambridge University Press, 2000.

16. Arnaiz P., Guillén F. La ansiedad entre estudiantes españoles de inglés como LE de diferentes titulaciones universitarias. Anales de Psicología. Annals of Psychology. 2013; № 29 (2): 335 - 344. Available at: https://doi.org/10.6018/analesps.29.2.13079

17. Young J. Dolly Creating a Low-Anxiety Classroom Environment: What Does Language Anxiety Research Suggest? The Modern Language Journal. 1991; № 75 (4).

18. Goñi Osácar E., & del Moral-BarrigüeteC.. Efectos de la ansiedad lingüística ante el aprendizaje del inglés en estudiantes de Magisterio: estudio de caso. DEDCA Revista De Educagao E Humanidades (dreh). 2021; № 19: 311 - 332. Available at: https://doi.org/10.30827/dreh.vi19.21865

19. MacIntyre P.D., Gardner R.C. Anxiety and Second Language Learning: Toward a Theoretical Clarification. Language Learning. 1989; № 39: 251 - 275.

20. Oteir I.N., Al-Otaibi A.N. Foreign Language Anxiety: A Systematic Review. Arab World English Journa. 2019; № 10 (3): 309 - 317.

21. Oxford R.L. "Anxiety and the Language Learner: New Insights," Affect in Language Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

22. Crichton H., Templeton B., Valdera F. Face values: the use of sensitive error correction to address adolescents' face' issues in the modern languages classroom. The language Learning Journal. 2014.

23. Sato K. Improving our students' speaking skills: Using selective error correction and group work to reduce anxiety and encourage real communication. Retrieved from ERIC database (ED475518), 2003.

24. Soler D. Los factores emocionales en la enseñanza del E/2L. El trasvase intercultural. El profesor de español LE-L2: Actas del XIX Congreso I nternacional de la Asociación para la Enseñanza del Español como Lengua Extranjera (ASELE): Cáceres, 2009; Vol. 2: 819 - 834. Available at: http://cvc.cervantes.es/ensenanza/biblioteca_ele/asele/pdf/19/19_0819

Статья поступила в редакцию 11.01.22

УДК 378.4+378.14

Popov N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics and Mathematics), Senior Lecturer, Head of Department of Physico-Mathematical and Information Education, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: popovnikolay65@mail.ru Kaneva E.A., MA student, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: kaneva.zhenya@mail.ru Bolotin E.S., MA student, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: edik-bolotin@mail.ru

RESEARCH OF SPECIAL ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS WHEN LEARNING MATHEMATICS. The article presents an analysis of the study of the level of special abilities of university students studying in various areas of undergraduate education. In the process of experimental work, the students' ability to find relationships and patterns between quantities, the ability of students to analyze information and perform computational mathematical operations, and the development of students' logical thinking are studied. A sample (N=86) of university students is used with the use of psychodiagnostic methods aimed at determining the level of special abilities ("Arithmetic test", "Numerical test", "Three projections"). Pedagogical measurement and processing of statistical information make it possible to determine levels of special abilities of students of 1-2 years of university studies when teaching mathematics.

Key words: identification of special abilities, comparative analysis of level of students' abilities, pedagogical research, tests by J. Barrett, pedagogical experiment.

Н.И. Попов, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, доц., зав. каф. физико-математического и информационного образования Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: popovnikolay65@mail.ru

Е.А. Канева, магистр, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: kaneva.zhenya@mail.ru Э.С. Болотин, магистр, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: edik-bolotin@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

В статье представлен анализ исследования уровня специальных способностей студентов университета, обучающихся на различных направлениях подготовки бакалавриата. В процессе экспериментальной работы исследовались способности обучаемых находить взаимосвязи и закономерности между величинами, умение студентов проводить анализ информации и выполнять вычислительные математические операции, развитие логического мышления обучаемых. Использована выборка (N = 86) студентов вуза с применением методик психодиагностики, направленных на определение уровня специальных способностей («Арифметический тест», «Числовой тест», «Три проекции»). Педагогическое измерение и обработка статистической информации позволили при обучении математике определить уровни специальных способностей студентов 1-2 курсов университета.

Ключевые слова: определение специальных способностей, сравнительный анализ уровня способностей обучаемых, педагогическое исследование, тесты Дж. Баррета, педагогический эксперимент.

Актуальность и практическая значимость исследования заключаются в том, что полученные результаты позволяют объективно оценить уровни развития способностей студентов 1-2 курсов и определить, какие умения и навыки в дальнейшем необходимо усовершенствовать обучаемым для успешного усвоения университетского курса математики.

Цель исследования состоит в определении уровня специальных способностей студентов, обучающихся в вузе на различных направлениях подготовки бакалавриата.

Решая исследовательские задачи, необходимо определить уровни способностей обучаемых в нахождении закономерностей и взаимосвязей между математическими величинами, умении осуществлять вычислительные операции, а также проанализировать уровень развития логического мышления респондентов.

Современный мир в условиях непрерывно изменяющегося информационного общества требует от выпускника вуза постоянного саморазвития, совершенствования своих знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. Поскольку общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, то выпускник университета должен повышать уровень своих компетенций, быть в поиске новых инновационных идей [1].

Академической общественностью признается тот факт, что творческий подход к профессиональной деятельности и критическое мышление, в частности, являются значимыми компетенциями специалиста практически в любой сфере деятельности [2].

Проблеме формирования фундаментальных знаний и профессионально важных качеств выпускников университета уделяли внимание многие исследователи. В трудах Н.И. Попова разработаны концептуальная модель фундамента-лизации университетского математического образования, профиль способностей специалистов и выделены важные профессиональные качества математиков [3; 4]. В работе Л.В. Снегиревой изучена проблема развития абстрактного мышления студентов медицинских специальностей [5]. В.Я. Гельман, Л.А. Ушвиридзе и Ю.П. Сердюков рассматривали проблемы, возникающие в процессе преподавания математики в медицинском университете, и возможные пути их решения [6].

Б.А. Жекибаева исследовала развитие способностей будущих учителей как психолого-педагогическую проблему, утверждая, что для этого необходимо создать специальные условия в учебно-воспитательном процессе вуза [7]. М.В. Фоминых отмечает, что в новых условиях образовательной среды от педагога требуется повышение индивидуальной мобильности [8].

В профессиональном стандарте «Педагог» выделено, что учитель, в частности, обязан совместно с учащимися разрабатывать и применять наглядные представления математических процессов, строить логические рассуждения в математических и иных контекстах, а также формировать у обучаемых важные умения применять спроектированную математическую модель.

Основная цель образования - не просто дать студентам полезную информацию, но и научить их мыслить, принимать решения и делать выбор, развивать умственные способности. Преподаватели должны пробуждать у них любопытство, творческий потенциал и воображение, способствовать расширению кругозора и обогащению объема знаний обучаемых [9].

Будущие врачи должны владеть навыками работы с числовой информацией, уметь анализировать и обрабатывать ее, предвидеть возможные результаты и риски при оказании медицинской помощи в профессиональной деятельности.

Одной из основных задач подготовки учителей технологии является развитие способностей правильного восприятия и обработки информации, поступающей из внешней среды, пространственного и логического мышления, умений применять в дальнейшей профессиональной деятельности активные и интерактивные методы и формы обучения, а также формирование навыков работы с различными современными технологиями.

Будущие работники сферы туризма должны знать организацию финансово-хозяйственной деятельности экскурсионного бюро, технологию компьютерной обработки заказов на экскурсии, основы теории статистики и анализа статистических данных, другие аспекты своей профессиональной деятельности.

В исследовательской работе со студентами Медицинского института, Института точных наук и информационных технологий, Института экономики и управления применялись три вида тестов для измерения уровня специальных способностей испытуемых. В последнее время разработчиками тестов подготовлен большой объем контрольно-измерительных материалов для оценки способностей и умений студентов, а также прогнозирования на основании результатов дальнейших отметок при обучении [10-12]. В нашем исследовании использовались тесты Дж. Баррета [13]. При выполнении числового теста необходимо выявить опредбленныезакономерностиииайтисоязимебдучис-обми. мыявкий еьоворвдблвнтдвсзрсорыпетд° иедозрннеиоблылрлбдонаис пе|мследьирами вомзягихвитаеыормельнвстидде большмезиачоиие ндида-ется способностям к анализу статистических данных. В тесте «Три проекции» в^б^тла вывооввсизоданне, сдснеиныесгфостранственными проекциями тбл. Peзолитлтытивеaдорaжaют тдорседкий пoтeмленм, евидетильвмивющий о возможном успехе в тех сферах, где требуется большая точность и структу-вивеваеиый двдхое. AьиMеетвчeеквHоты

вычисояеельнымдeйcмний в пезльиеыв ритyaцимн.Cпeмнp профессий, гдд тре^юеия подовые вовыки, шефьи, е сам и «фофесдивтаюке фрезвыча^д роз^оные-ры.

Отметим, что тестированием был охвачен 81 студент 1-2 курсов выше-указазныв инaтФтyндьCмктывитмcкоroгeдсывpcнибнного мвиварсдрета. В ис-длeютвaичвгlсиидюимчacтиеетсдaгтыlнaпдлмлeний аорготсыни «Педиасрая» (ПД), «Математика и компьютерные науки» (МКо), «Технология и организация т»РПСтстого п6длмривлрзд» (роа),а такке «Педагогическое образование» (профили: «Технология и дополнительное образование» (ТДо), «Математика ифинрка» (МФон, «Мдсематрка мэмьрoмико»-MЭм),«Mэттмл■гикa р ыдфл^ мет и^^»^ИоД,

Сравнение уровня развития специальных способностей исследуемых г шупп ыоoвединюрpыдинелpвивд^х^^м^с^м^дмнрс^™ MлялмлвeмPиьтcлмднргоД-aгтopa, ылрдивдисд в рормтдунтм гюcпиедрлбври иаеедйевюго пpиззeкмввмбopoчмей ылрокупчисди, рым дcпoтиыованфилб^й Фишр|йа (Р-крииерзврсртркаторого

закпюналмеьн ^рже^ии o^ююшeнряnвeымpкиH иссxиыбoрти: F = ■22

где D(X) и D(Y) - дисперсии выборок. Для применения критерия Фишерп оз рассматриваемой совокупности (81 студент) были сформированы две группы. В первую из них включены 37 респондентов, обучающихся на направлениях подготовки «Педагогическое образование» (профили «Математика и экономика», «Математика и информатика», «Технология и дополнительное образование»), а также «Математика и компьютерные науки»; во вторую группу - 44 студента, обучающихся на направлениях подготовки «Педиатрия», «Технология и организация туристского обслуживания», «Педагогическое образование» (профиль «Математика и физика»). Статистические результаты обработки данных представлены в табл. 1. Поскольку в процессе исследования полученное значение

Таблица 1

Результаты применения критерия Фишера

Тест Исправленная дисперсия 1группы Исправленная дисперсия 2группы Эмпир. значение Крит. значение

Числовой 6,924 5,798 1,194 1,57

Три проекции 18,59 12,04 1,544 1,57

Арифметический 14,297 20,205 1,413 1,57

F-критерия оказалось меньше критического значения, то это указывает на отсутствие существенного различия между дисперсиями двух выборок. С учетом последнего фактора в дальнейшем на втором этапе педагогического эксперимента две выделенные группы можно рассматривать в качестве контрольной и экспериментальной.

Количество заданий в тестах способностей [13], предложенных для выполнения респондентами, варьировалось в интервале от 20 до 30. В табл. 2 приведен средний процент выполнения теста студентами академических групп вышеуказанных профилей, а также представлены средние баллы обучаемых по группам в отдельности по всем трем тестам способностей. На основе данных табл. 2 построена диаграмма (см. рис. 1).

Таблица 2

Результаты тестирования студентов

Группа Арифметический Числовой Три проекции

Ср. знач. % Ср. знач. % Ср. знач. %

913-ПД 22,88 76,25 10,17 50,83 12,04 40,14

121п-МФо 23,38 77,92 10,5 52,5 13 43,33

121-МКо 22,29 74,29 10,43 52,14 13,43 44,76

121п-ТДо 20,55 68,48 11,18 55,91 14,45 48,18

111п-ТДо 17 56,67 8 40 10,75 35,83

1111-ТОо 20,45 68,18 10,45 52,27 10,64 35,45

111п-Мио, 111п-МЭо 22,75 75,83 9,06 45,29 11 36,67

Следует выделить, что арифметический тест на достаточно высоком уровне выполнили студенты академических групп 913-ПД, 121п-МФо, 121-МКо, 111п-МИо и 111п-МЭо. С числовым тестом и тестом «Три проекции» лучше всех справились респонденты группы 121п-ТДо. Приблизительно на одинаковом уровне выполнили вышеуказанные два теста студенты академических групп 913-ПД, 121п-МФо и 121-МКо.

Для ранжирования уровня способностей обучаемых использовалось шкалирование Дж. Баррета: Нс - «ниже среднего», Ср - «средний», Вс -«выше среднего», Звс - «значительно выше среднего», Ис - «исключительный» [13].

Уровень способностей студентов 1-2 курсов по каждому тесту проиллю-стридован гистоишаммами (см. оис. 0). Шоыетим, чтоповеаиокпиоой шкале выдопонш1аошученнырданные в процаооаа по отношению иоРщеми числу испытуемых (номером 1 обозначен числовой тест, 2 - арифметический, 3 - «Три п°овкцпи»).

Слово щкю анализм гостогрвлм, очоотсоопи, можнс ооастштоп»ватьолш-РОЮщий факы:п о ооеошкому те ст. и ионкишоазалтых груооаообоча емы х дтмик нируют уровни способностей «выше среднего», «значительно выше среднего», а оокиге «чсР1юпкиототый».Ршзультато1 цвюомаеноя а°кфмеооческого теста попапиш, иоо вовсех группахшреоОпооопшуровень точк»бностей«ичышюаоо тальшыйо, что мепоквмтелоло, иooылиoмывбыли о|оа/0и

сеточтетятш оо^т^и^т^ош «(сно^хшоуо тинстоомаиионныxеашoчооpий, о тошот Медмцинсвoroинcтеиотa.Дoсoосшокpcоoжиыд дия выпоиюетшо pоpпoндeнтaди ашляово ьштт «Окт лтоекциий.в оeуоpшоо■гeтаиттлутуутя е> о ксднмичepкиегиyп л пах студеноливыявлтчы т-тако тса оррвня сооорбнрртей - «выле окемоего»

в O0pBШ0У0ЕT

100 90 80

Арифметический Числовой Три проекции

■ 913-ПД ■ 121п-МФо ■ 121-МКо

■ 121 п-ТДо □ Шп-ТДо □ 1111-ТОо

■ 111п-МИо, 111п-МЭо

Рис. 1. Иллюстрация среднего процента выполнения тестов студентами групп

Рис.2.Иллюстрация уровня специальныхспособностей студентоввуза

Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что в начале периодаобучения ввузестудентыСыктывкарскогогосударственного университета обладают устойчивыми способностями к применению математи-ченквхтннтрусеннов уля рдтетия ^зоезв свыфесеидныльныхз^/^аеы^е^о не менее в дальнейшем в образовательном процессе необходимо обратить внимание на относительно невысокий уровень способностей обучаемых к про-

Библиографический список

странственному воображению и логическому мышлению, нахождению взаимосвязей и закономерностей между величинами. На втором этапе педагогического эксперимента было бы интересно проследить за динамикой развития специальных способностей студентов на протяжении всего периода обучения в вузе не только в рамках бакалавриата, но и полного цикла двухступенчатой системы образования.

1. Иринчеев А.А. Развитие профессиональной компетентности будущих учителей математики. Вестник Бурятского государственного университета. 2015; № 15: 45 - 48.

2. Попов Н.И., Калимова А.В. Выявление специальных способностей будущих учителей математики, физики и информатики. Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019; Т. 8, Выпуск 1 (29): 12 - 18.

3. Попов Н.И. Профессионально важные качества математика как основа профессиональной пригодности. Вестник Чувашского государственного педагогического университетаим.И.Я.Яковлева. 2010;Т. 2,№3(67):153- 158.

4. Попов Н.И. Фундаментализация профессиональной подготовки математиков в условиях университетского образования: монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. 2021.

5. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике. АНИ: педагогика и психология. 2016; Т. 5, № 2 (15): 143 - 146.

6. Гельман В.Я., Ушверидзе Л.А., Сердюков Ю.П. Преподавание математических дисциплин в медицинском вузе. Образование и наука. 2018; Т. 20, № 2: 88 - 107.

7. Жекибаева Б.А. Развитие способностей будущих учителей как психолого-педагогическая проблема. Available at: http://www.rusnauka.com/10_NPE_2011/ Pedagogica/2_82753.doc.htm

8. Фоминых М.В. Технология применения игрового моделирования в процессе развития педагогических способностей студентов профессионально-педагогического университета: практико-ориентированная монография. Москва, 2010.

9. Djurayeva Y. A. Teaching mixed - ability student in classroom. Academic research in educational sciences. 2021; Vol. 2, № 2: 1071 - 1075.

10. Harrison J. Kell. The Great Debate: General Ability and Specific Abilities in the Prediction of Important Outcomes. Journal of Intelligence. 2018; Vol. 6, № 3.

11. Patrick C. Kyllonen. Ability Tests Measure Personality, Personality Tests Measure Ability: Disentangling Construct and Method in Evaluating the Relationship between Personality and Ability. Journal of Intelligence. 2018; Vol. 6, № 3.

12. Nugba R.M. Standardized Achievement Testing, Aptitude Testing, and Attitude Testing: How Similar or Different are these Concepts in Educational Assessment? Asian Journal of Education and Social Studies. 2021; Vol. 15, № 3: 42 - 54.

13. Баррет Дж. Проверь себя. Тесты. Перевод с английского Е. Трифонова. Санкт-Петербург, 2007.

References

1. Irincheev A.A. Razvitie professional'noj kompetentnosti buduschih uchitelej matematiki. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 15: 45 - 48.

2. Popov N.I., Kalimova A.V. Vyyavlenie special'nyh sposobnostej buduschih uchitelej matematiki, fiziki i informatiki. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2019; T. 8, Vypusk 1 (29): 12 - 18.

3. Popov N.I. Professional'no vazhnye kachestva matematika kak osnova professional'noj prigodnosti. VestnikChuvashskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2010; T. 2, № 3 (67): 153 - 158.

4. Popov N.I. Fundamentalizaciya professional'nojpodgotovki matematikov v usloviyah universitetskogo obrazovaniya: monografiya. Elec: EGU im. I.A. Bunina. 2021.

5. Snegireva L.V. Razvitie abstraktnogo myshleniya studentov-medikov v processe 'elektronnogo obucheniya matematike. ANI: pedagogika i psihologiya. 2016; T. 5, № 2 (15): 143 - 146.

6. Gel'man V.Ya., Ushveridze L.A., Serdyukov Yu.P. Prepodavanie matematicheskih disciplin v medicinskom vuze. Obrazovanie i nauka. 2018; T. 20, № 2: 88 - 107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zhekibaeva B.A. Razvitie sposobnostej buduschih uchitelej kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Available at: http://www.rusnauka.com/10_NPE_2011/ Pedagogica/2_82753.doc.htm

8. Fominyh M.V. Tehnologiya primeneniya igrovogo modelirovaniya v processe razvitiya pedagogicheskih sposobnostej studentov professional'no-pedagogicheskogo universiteta: praktiko-orientirovannaya monografiya. Moskva, 2010.

9. Djurayeva Y. A. Teaching mixed - ability student in classroom. Academic research in educational sciences. 2021; Vol. 2, № 2: 1071 - 1075.

10. Harrison J. Kell. The Great Debate: General Ability and Specific Abilities in the Prediction of Important Outcomes. Journal of Intelligence. 2018; Vol. 6, № 3.

11. Patrick C. Kyllonen. Ability Tests Measure Personality, Personality Tests Measure Ability: Disentangling Construct and Method in Evaluating the Relationship between Personality and Ability. Journal of Intelligence. 2018; Vol. 6, № 3.

12. Nugba R.M. Standardized Achievement Testing, Aptitude Testing, and Attitude Testing: How Similar or Different are these Concepts in Educational Assessment? Asian Journal of Education and Social Studies. 2021; Vol. 15, № 3: 42 - 54.

13. Barret Dzh. Prover' sebya. Testy. Perevod s anglijskogo E. Trifonova. Sankt-Peterburg, 2007.

Статья поступила в редакцию 14.01.22

УДК 37.014.53

Kenispaev Zh.K., Doctor of Sciences (Philosophy), Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: kenispaev@mail.ru Serova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: nsg03@mail.ru Faleeva N.V., senior teacher, Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: faleeva1709@mail.ru

IDEOLOGY OF EDUCATION. The article analyzes philosophical foundations of pedagogical activity. The authors argue that in order for the education system to work effectively, it must rely on an ideology of education that is adequate to modern realities. In pedagogical practice, not only specific teaching technologies play an important role, but also ideological, metaphysical principles that underlie pedagogical theories. According to the authors of the article, the ideology of education should be considered as a strategy for the implementation of the pedagogical plan for the upbringing of the younger generations. In the educational process, an important role is played by knowledge of the essence of a person of modern culture, understanding the true motives of his activity. Therefore, in the ideology of education, special attention is paid to the scientific definition of the main categories of pedagogy.

Key words: science, pedagogy, ideology, philosophy, education system, metapedagogy.

Ж.К. Кениспаев, д-р филос. наук, проф., Омский государственный аграрный университет, г. Омск, E-mail: kenispaev@mail.ru Н.С. Серова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: nsg03@mail.ru Н.В. Фалеева, ст. преп., Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: faleeva1709@mail.ru

ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются философские основания педагогической деятельности. Авторы утверждают, что для эффективной работы система образования должна опираться на адекватную современным реалиям идеологию образования. В педагогической практике важную роль играют не только конкретные технологии обучения, но и мировоззренческие, метафизические принципы, которые лежат в основе педагогических теорий. По мнению авторов статьи, идеологию образования следует рассматривать в качестве стратегии реализации педагогического плана по воспитанию подрастающих поколений. В образовательном процессе важную роль играет знание сущности человека современной культуры, понимание истинных мотивов его деятельности. Поэтому в идеологии образования особое внимание уделяется научному определению основных категорий педагогики. Ключевые слова: наука, педагогика, идеология, философия, система образования, метапедагогика.

Во все времена особенно ценным и востребованным является то образование, которое позволяет человеку чувствовать себя уверенно в окружающем его мире, конструктивно взаимодействовать с социальным пространством и успешно осуществлять свою жизнедеятельность. Современная система российского образования, подстраиваясь под новые реалии и стремясь соответствовать требованиям современного времени, проходит непростой процесс трансформации. Сложность периода перемен в образовании, нам представляется, вызвана, в том числе, и отсутствием четкой идеологической основы, которая могла бы послужить тем фундаментом, на котором можно построить устойчивую, прочную и одновременно с этим гибкую и динамичную систему образования, поэтому обращение к данной проблеме исследования является, на наш взгляд, весьма своевременным и практически значимым.

Актуальность проблемы связана с необходимостью научного анализа метафизических оснований педагогической деятельности с использованием категорий современной философии образования. В основе деятельности человека (в том числе и педагогической) всегда обнаруживаются философские (мировоззренческие) принципы, которые оказывают существенное влияние на характер и специфику деятельности. В связи с этим целью работы является философский анализ идеологических принципов системы образования, которые явно или неявно определяют основной вектор педагогической деятельности. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: обосновать необходимость целенаправленного формирования идеологии современного образования; выявить взаимосвязь педагогики и философии; показать роль философских принципов в формировании педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.