Научная статья на тему 'Исследование сознания человека в концептологии: методика уровневого анализа концепта'

Исследование сознания человека в концептологии: методика уровневого анализа концепта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование сознания человека в концептологии: методика уровневого анализа концепта»

7. Evans V. The structure of time: Language, meaning, and temporal cognition. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Pub. Co., 2004. - 286 p.

8. Clark H. Space, time, semantics and the child // T. Moore (Ed.), Cognitive development and the acquisition of language. - New York: Academic Press, 1973. - Pp. 27-63.

9. Lakoff G. The contemporary theory of metaphor // A. Ortony (Ed.), Metaphor and thought (2nd ed.). - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - Pp. 202-251.

10. Gentner D., Imai M. & Boroditsky L. As time goes by: Evidence for two systems in processing space^time metaphors // Language and Cognitive Processes. - 2002. - Vol. 17. - № 5. - Pp. 537-565.

11. Tversky B. Functional significance of visuospatial representations // P. Shah & A. Miyake (Eds.), Handbook of higher-level visuospatial thinking. - Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - Pp. 1-34.

12. Manjali F. D. On the spatial basis of conceptual metaphors // Texto ! December 1996 [online] <http://www. revue-texto. net/Inedits/Manjali_Metaphor. html.

13. Manjali F. D. Metaphor and space // H. S. Gill (Ed.), Signification in Language and Culture. - Shimla: Indian Institute of Advanced Study, 2002. - Pp. 233-250.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: Пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.

15. Рейхенбах Г. Направление времени: Пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 361 с.

16. Лебедева С.В., Зубкова О. С.Медицинская метафора в современном языке. - Курск: Курский госуниверситет, 2006. - 128 с.

17. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Том 1. Образ и действительность / Пер. с нем. - Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 688 с.

18. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени: Пер. с англ. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика, 2000. -160 с.

Л. А. Шарикова ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПТОЛОГИИ: МЕТОДИКА УРОВНЕВОГО АНАЛИЗА КОНЦЕПТА

В языковой картине мира концептосистема представлена в смыслах/ содержаниях, выражаемых через семантическую

характеристику языковых форм, информативное содержание текстовых/ речевых единств и их культивируемых (традиционных и новых) объединений - литературных, публицистических, научных (письменных) и речевых (устных) жанров. Концептосистема дискретна, разложима на отдельные концептосферы, далее - на отдельные концепты. Концептосферы сосуществуют в единой перманентно изменяющейся системе и имеют общие сегменты, перекрещивающиеся сектора. Отдельные концепты также объединены частями своих смысловых сфер друг с другом, что позволяет говорить о принципе контаминации в функционировании концептуальных единиц и возможности «перетекания» их от одного к другому. Два исследуемых уровня -концептуальный и языковой - сопоставимы/ коррелируют друг с другом на уровне смысла, выражаемого понятиями и входящими в них семами, элементарными смысловыми единицами, в сконцентрированном виде передающими информативное содержание. Понятия называются языковыми единицами, обладающими семантической характеристикой, и выражаются определенным набором сем.

Первый этап исследования концепта - анализ его номинаций

Номинативный инвентарь понятия традиционно в языкознании распределяется по языковым уровням: фонетическому, грамматическому (морфологическому, синтаксическому), словообразовательному и лексическому. Единицы всех языковых уровней представлены комплексно: имеют форму и содержание, означающее и означаемое, материю/ физику и идею/ метафизику. Сосуществование физического/ объективного и метафизического/ реального уровней сосредоточено в человеке, в процессе восприятия его органами чувств (зрением, слухом, обанянием, осязанием, вкусом) благодаря их функционированию в психофизическом процессе «ориентации» человека в окружающем мире. В результате процесса ментальной «ориентации» возникают, развиваются разноуровневые языковые единицы, называющие новые смыслы, передающие уровень знаний человека о мире.

Номинации этих смыслов представлены одновременно характеристиками всех языковых уровней. Например: концепт WELT, выражаемый понятием "Welt", представлен множеством номинаций, лексических единиц, например: die Welt, der Weltraum, der Kosmos, die Weltzeit, die Erde, der Erdball, die Umwelt, die Aussenwelt, die Menschenwelt, das Sozium, die Urwelt, die Modewelt,

das Menschenalter, die Menschheit, der Mensch, die Innenwelt, die Welt der Familie, der Ballungsraum, die Welt der germanischen Götter, die Techno-Welt и пр. Номинации концепта WELT имеют разные лексические, грамматические, словообразовательные и семантические характеристики: а) относятся к разным разрядам грамматической категории рода; б) существительные относятся к разным типам склонения и по-разному проявляют себя в отношении возможности образовать форму мн. ч.; таким образом, словоизменительные характеристики у номинаций концепта WELT разные; в) по морфологическому составу эти существительные также неодинаковы, представлены разными

словообразовательными моделями: от корневых (в нем. терминологии - основных) моделей без/ с чередованием, аффиксальных моделей до композитных моделей преимущественно детерминативного типа [1]; есть и сращения, которые позволяет выявить и объяснить только этимологический анализ слова: нвн. Welt, die; -en [mhd. we(r)lt, ahd. weralt, eigtl. = Menschenalter, -zeit] - букв. «человеческий возраст, время людей» [2]. Ранее этимологическая справка выглядела несколько иначе: germ. all/ alt/ ald трактовалось как «все, весь мир», а не его готский вариант alds «возраст, время». Поэтому ранее можно было трактовать это древнее сращение, состоящее из i. g. wer- "человек" + germ. all/ alt/ ald "все, все пространство" (букв. 'все, космическое пространство, весь мир людей'); г) по принципу «свой - чужой» номинации также неодинаковы: есть собственно германские слова типа die Erde, слова, возникшие позже - der Mensch [нвн. der Mensch 'человек' <= свн. mennisc(e) 'человек' <= mennisco 'человеческий' <= двн. man 'человек, муж, мужчина' и заимствованный из латинского суффикс прилагательного -isc] уже немецкого происхождения [3. S. 452], заимствования из других языков - der Kosmos, die Mode, das Sozium, Techno- с разной степенью ассимиляции в немецком языке; д) среди номинаций приведены не только слова, но и сочетания слов типа die Welt der germanischen Götter, и этот список сочетаний слов можно было бы продолжить.

Это далеко не весь перечень номинаций концепта WELT. Если же еще представить, какого объема лексические парадигмы стоят за каждым из этих понятий, то становится понятной высказанная С.Г. Воркачевым мысль о перманентном «перетекании» одного концепта в другой или одной концептосферы в другую в единой концептосистеме [4]. Принцип контаминации, то есть сосуществования и проявления отдельных составляющих сферы

сознания в совокупном психофизическом процессе «ориентации» человека в окружающем его пространстве, отражается разнообразными способами и средствами в объективирующих инструментальных КМ, в частности, ЯКМ.

Анализ номинаций концепта - слов, сочетаний слов, словосочетаний с разной степенью устойчивости - производится известными в лингвистической практике методами: 1) методом построения синонимических рядов с выделением номинативной доминанты понятия, соотносимого с исследуемым концептом; 2) методом установления гипер-гипосемантических отношений между номинациями, в значениях которых заложено больше категориальности, дополнительных коннотаций, оценочности и эмоциональности/ экспрессивности; 3) методом выделения лексико-тематических групп номинаций концепта, иерархическое построение которых (выделение номинативных блоков, групп, подгрупп и т. д.) наглядно показывают основные и дополнительные сферы употребления данных номинаций в языке.

Количественные показатели номинативного инвентаря концепта демонстрируют его «номинативную плотность» (термин В. И. Карасика: [5. С. 111]) в рамках данной вербальной культуры. Благодаря учету количественных показателей «номинативной плотности» концепта можно также определить его концептуальную емкость (экстернал концепта), отражаемую человеческим сознанием как многомерную ценность для существования самого человека. Качественные показатели номинативного инвентаря концепта (интеграл концепта), устанавливаемые посредством иерархически построенного комплекса всех или нескольких ЛТГ, характеризуют смысловой спектр и предопределяют набор концептуальных признаков данной ментальной единицы, конструирующих внутреннюю структуру концепта.

Второй этап исследования концепта - анализ смыслов

Следующим этапом в исследовании концепта можно назвать этап выделения семного инвентаря понятия, репрезентирующего концепт, и конструирования его внешней структуры. Понятие представляет собой мыслительную единицу логического уровня работы человеческого сознания - мышления, аналитического процесса с ориентацией на возможные прагматические пути, способы использования этих знаний человеком. Данные неязыковые единицы не связаны непосредственно с языковыми единицами, а могут соотноситься с ними через смыслы или содержания (Inhalte; термин Л. Вайсгербера), заложенные в эту языковую (материальную) оболочку и культивируемые

человеческим обществом в ходе социально-исторического процесса. Смыслы становятся тем мостиком, который соединяет языковые единицы с единицами сознания и мышления, которые заложены системами естественных языков в значениях и функциях языковых единиц. В лингвистике эти смыслы называют семами или элементарными смысловыми единицами. Семы интегрированы в состав значений лексических единиц - слов и их сочетаний. Значения слов собраны в толковых, этимологических и прочих словарях: они представлены в лексикографической информации в качестве дефиниций лексем и лексико-семантических вариантов (проблема полисемии слова).

Семы, как элементарные смысловые единицы, отличаются интегральным характером: их можно называть в гипер- или гиповариантах, поэтому, как показывает практика, так трудно выделить состав сем из дефиниций значений особенно у многозначных слов, номинирующих концепт. Приведем пример: номинативной доминантой концепта WELT и понятия «Welt» выступает имя существительное die Welt, комплекс значений которого согласно электронной версии «Большого словаря немецкого языка» издательства Дуден состоит из пяти дефиниций лексем, которые далее делятся на дефиниции лексико-семантических вариантов слова: «Welt, die; -en: 1. субсемы «Außenwelt», «Zeitraum des Menschen auf der Erde, Leben»; 2. сема «Menschheit, Sozium»; 3. субсемы «menschliche Gemeinschaften, soziale Formen» и «ihre Koexistenz und Zusammenwirken»; 4. сема «Innenwelt des Menschen»; 5. сема «Weltraum, Kosmos». Далекий физический мир - космос - фиксируется словарем после более знакомого и родного пространства для людей, планеты Земля. Вероятно, поэтому словарь через указанную последовательность лексем/ значений слова фиксирует работу человеческого сознания в отношении рассматриваемого понятия и одновременно отражает релятивные коннотации человека к ним [2].

Итак, выделяется гиперсема «Raum» 'пространство', представленная семами «физический мир» с последующей градацией семы на дифференциалы, «социальный мир» со своей градацией семы и «метафизический (букв. 'внутренний') мир человека», где также можно выделить субсемы. В завершение анализа семного инвентаря понятия "Welt", репрезентирующего концепт WELT, следует напомнить о специфике интеграла данного семного комплекса: он глобален в количественно-качественном смысле и с учетом первичности/ вторичности номинаций, сем, сегментов концептосферы и набора концептуальных признаков

может быть практически равен всей концептосистеме. При этом не следует забывать об объекте исследования, которым в данном случае будет выступать ментальная единица, совокупно отражающая окружающий мир и конструируемая в сознании человека. Следовательно, последний субконцепт, выражаемый семой «метафизический (букв. 'внутренний') мир человека», будет объективно вмещать в себе всю концептосистему, обрабатывать психофизические данные процесса восприятия мира, развивать полученные сведения в знания и сохранять их.

Третий этап в исследовании концепта - конструирование структуры концепта

С помощью «метода поля», точнее - его варианта, метода конструирования концепта как концептосферы, концепт представляется графически как единая ментальная сфера, обладающая своей внешней структурой. Термин «внешняя структура» не связан непосредственно с конкретными способами и средствами экспликации концепта. Внешнюю структуру составляют сегменты, разделяющие ее согласно количеству выделенных сем понятия, например:

Рис. 1. Внешняя структура концепта WELT с выделением

сем.

Данные семы понятия образуют, таким образом, отчасти

накладывающиеся друг на друга сегменты концептосферы и

представляют собой уровень субконцептов. Субконцепты также могут разделяться на микроконцепты, если возможно выделить не одну, а две и более сем, конструирующих данный сегмент концептосферы, например: субконцепт WELTRAUM разложим на микроконцепты Kosmos (Welt-Zeit-Raum), Sonnensystem, Planet Erde, Außenwelt; субконцепт Menschenwelt разложим на микроконцепты Sozialgemeinschaften (Formen) и Zusammenleben/ Zusammenwirken; субконцепт Innenwelt также может иметь свою микроструктуру. Сегменты концептосферы не распадаются на отдельные образования, так как все они «пропитаны» общим составом концептуальных признаков на уровне выделения их блоков. Набор и структурирование концептуальных признаков в парадигму образуют внутреннюю структуру концепта, цементирующую сегменты в единую концептосферу. Их можно рассматривать в едином наборе,

характеризующем всю концептосферу в общем, или раздельно, устанавливая наборы концептуальных признаков каждого субконцепта и микроконцепта с последующим их сопоставлением.

Ядром в каждой концептосфере служит смысловая характеристика понятия, репрезентирующего концепт через семный состав слова/ лексемы, зафиксированный словарной нормой. Ближе к ядру расположена приядерная зона, дальше от приядерной зоны - периферия и маргинальная оболочка, самые «двусмысленные» части сегментов концептосферы, контаминирующих (совпадающих, сосуществующих) друг с другом и, возможно, с другими концептосферами данной концептосистемы. Нарастание контаминации отражается и на уровне номинаций: ядро и приядерную зону концептосферы актуализуют номинативная доминанта и первичные номинации, являющиеся дериватами и нормативными синонимами номинативной доминанты концепта. Периферию и маргинальную оболочку концептосферы номинируют вторичные репрезентанты концепта, выделяемые только с помощью контекстуального анализа или имеющие слабые коннотативные связи с ней на уровне словаря, фиксируемые в последних значениях слов.

Типизация информации в виде дискурса, функциональных стилей и жанров, детерминированные прагматическими посылами коллективных и/ или индивидуальных авторов в процессе передачи/ фиксации информации, определяют характер концепта. Из этого следует, что «социальный заказ» в виде прагматической ориентации информации обусловливают разную степень актуализации каждой семы, составляющей семный набор понятия, а, следовательно, и различия в материализации отдельных сегментов и набора их концептуальных признаков. Нормативный (словарный) инвариант концептосферы и характеристик структуры концепта и другие их варианты (например: публицистический, мифологический, библейский дискурсы или общественно-политический, научно-технический функциональные стили, а также песенный, эпический жанр, жанр научной статьи или публичной речи) никогда не будут совпадать на всех отмеченных выше аналитических уровнях: номинативном - понятийном -концептуальном. Таким образом, в анализе концепта существенную роль играет и четвертый -лингвокультурологический уровень анализа, фиксирующий и поэтому объясняющий ценностные варианты типизированной актуализации концепта.

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1. Fleischer W. Wortbilding der deutschen Gegewartssprache. Aufl. 4. -Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1976. - 363 S.

2. Duden. Das grosse Wörterbuch der deutschen Sprache - 2000. In zehn Bänden [elektronische Version]. - Mannheim, Wien, Zürich: Bibliographisches Institut Dudenverlag.

3. Duden. Das Herkunftswörterbuch. Etymologie der deutschen Sprache. 2. Aufl. / Hrsg. v. G. Drosdowski. Bd. 7. - Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich: Dudenverlag, 1989. - 839 S.

4. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17. Вып. 2. - Краснодар, 2003. - С.268-276.

5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.

Л. И. Шварко СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТОСФЕРЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ»

Активное использование в различных направлениях современной когнитивной науки таких понятий, как концепт, менталитет, языковое сознание свидетельствует об отсутствии терминологического единства.

В число таких «плавающих» терминов попадает и концептосфера, содержание которой трактуется неоднозначно. Во-первых, концептосфера - это некая совокупность концептов, фрагмент картины мира. Во-вторых, «концептосфера - область мыслительных образов, единиц универсального предметного кода, представляющих собой структурированное знание людей, их информационную базу, а семантическое пространство языка -часть концептосферы, получившая выражение (вербализацию, объективацию) в системе языковых знаков» [1. С.45].

Вероятен и третий подход, акцентирующий вторую часть термина «сфера»: некое пространство, но понимаемое психологически.

Объект нашего исследования - концептосфера социального явления - педагогической профессии. Определенная профессиональная принадлежность диктует содержательный набор концептов.

Теория психологических систем (далее ТПС. - Л. Ш.), представленная работами отечественных ученых О. К. Тихомирова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.