Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С.

Развитие институтов гражданского общества характеризуется развитием форм гражданской активности. Молодежь порождает новые нетрадиционные (альтернативные) формы гражданской активности. Они могут включать экстремистские формы социальной активности, различные формы протестного, деструктивного поведения. В статье дана содержательная оценка некоторым инновационным форматам гражданской активности, предпринята попытка определить степень популярности того или иного формата, а также предложены перспективные направления повышения уровня интереса молодежи в исследуемых формах. В ходе исследования была предложена классификация форм гражданской активности. Авторами было предложено разделить их на 2 направления: социальное и политическое. В статье изложены элементы теории гражданской активности молодежи. Расширены представления о современных социальных и политических альтернативных формах гражданской активности молодежи. Изложены факты, характеризующие опыт и потребность гражданской активности молодежи в различных формах. Представлена классификация форм гражданской активности по направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Никитина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF MODERN SOCIAL AND POLITICAL ALTERNATIVE FORMS OF YOUTH CIVIC ENGAGEMENT

The development of civil society institutions is characterized by the development of forms of civic engagement. Young people give rise to new non-traditional (alternative) forms of civic engagement. They can include extremist forms of social activity, various forms of protest, destructive behavior. The article provides a meaningful assessment of some innovative formats of civic engagement, an attempt is made to determine the degree of popularity of this or that format, and promising directions for increasing the level of interest of young people in the studied forms are proposed. In the course of the study, a classification of forms of civic engagement was proposed. The authors proposed to divide them into 2 directions: social and political. The article describes the elements of the theory of youth civic engagement. The ideas about modern social and political alternative forms of youth civic engagement have been expanded. The facts characterizing the experience and the need for civic engagement of young people in various forms are stated. The classification of forms of civic engagement according to directions is presented.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.005 УДК 316.346.32-053.6:316.62 ББК 60.542.15-4

Е.И. ВАСИЛЬЕВА, Т.Е. ЗЕРЧАНИНОВА, А.С. НИКИТИНА

E.I. VASILEVA, T.E. ZERCHANINOVA, A.S. NIKITINA

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

RESEARCH OF MODERN SOCIAL AND POLITICAL ALTERNATIVE FORMS OF YOUTH CIVIC ENGAGEMENT

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31551.

The reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project

№ 20-011-31551.

Развитие институтов гражданского общества характеризуется развитием форм гражданской активности. Молодежь порождает новые нетрадиционные (альтернативные) формы гражданской активности. Они могут включать экстремистские формы социальной активности, различные формы протестного, деструктивного поведения.

В статье дана содержательная оценка некоторым инновационным форматам гражданской активности, предпринята попытка определить степень популярности того или иного формата, а также предложены перспективные направления повышения уровня интереса молодежи в исследуемых формах. В ходе исследования была предложена классификация форм гражданской активности. Авторами было предложено разделить их на 2 направления: социальное и политическое.

В статье изложены элементы теории гражданской активности молодежи. Расширены представления о современных социальных и политических альтернативных формах гражданской активности молодежи. Изложены факты, характеризующие опыт и потребность гражданской активности молодежи в различных формах. Представлена классификация форм гражданской активности по направлениям.

The development of civil society institutions is characterized by the development of forms of civic engagement. Young people give rise to new non-traditional (alternative) forms of civic engagement. They can include extremist forms of social activity, various forms of protest, destructive behavior.

The article provides a meaningful assessment of some innovative formats of civic engagement, an attempt is made to determine the degree of popularity of this or that format, and promising directions for increasing the level of interest of young people in the studied forms are proposed. In the course of the study, a classification of forms of civic engagement was proposed. The authors proposed to divide them into 2 directions: social and political.

The article describes the elements of the theory of youth civic engagement. The ideas about modern social and political alternative forms of youth civic engagement have been expanded. The facts characterizing the experience and the need for civic engagement of young people in various forms are stated. The classification of forms of civic engagement according to directions is presented.

Ключевые слова: молодежь, гражданская активность, молодежная политика, общественно-политические организации, социальные проекты, социальные проблемы.

Key words: youth, civic engagement, youth policy, social and political organizations, social projects, social problems.

Введение. Процесс демократизации общественно-государственных отношений в Российской Федерации привел к формированию объемного перечня инструмента-

рия, позволяющего обществу самостоятельно решать появляющиеся социально-политические проблемы, а также нести ответственность за применения данных инструментов. Описанная форма общественного развития, именуемая как «гражданская активность», представляет собой совокупность методов, инструментов и форм влияния общества на решения государственных или муниципальных проблем.

Следствием такого развития являлось формирование расширенного представительства граждански активного населения, которое не может не оцениваться как объективный социальный актор, который должен быть встроен при планировании и реализации государственной политики.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее -ВЦИОМ), опрашиваемые категории граждан выделяют молодежь, как наиболее подходящий социальный слой для участия в гражданской активности [7]. Действительно, молодежь является наиболее мобильной категорией граждан, которая способна на системном уровне выделять личный временной ресурс для социально значимой работы. В свою очередь, интеграция молодежи в гражданскую активность порождает новые формы деятельности, направленные на решение социальных проблем, трансляцию общественных запросов государству и определение трендов развития общества.

Цель. В данной статье будут рассмотрены наиболее современные и нетрадиционные формы гражданской активности молодежи, проведен анализ их влияния на общественную и государственную повестку, а также будет предпринята попытка провести анализ их влияния на общественную жизнь.

Материалы и методы. Методологической основой исследования выбран системный подход. В качестве методов исследования использовался анализ статистических данных, представленных на официальном сайте Росмолодежи, контент-анализ новостных разделов веб-сайта сайта и официальной страницы социальной сети Вкон-такте «Молодая Гвардия Единой России», а также веб-страницы «Фонд президентских грантов».

Результаты и обсуждение результатов. В последнее время возросло количество научных исследований, посвященных вовлечению граждан в решение вопросов на различных уровнях публичного управления. При этом большинство авторов фиксирует снижение активности участия граждан и доверия к политическим институтам и, как следствие, отстранение населения от традиционных форм участия в политике [14]. С другой стороны, рост академического интереса к анализу практики вовлечения граждан в процесс принятия программ, проектов и иных решений органов власти и местного самоуправления обусловлен развитием горизонтально организованных форм управления, то есть механизмов учета мнения граждан, бизнеса, общественных организаций при принятии государственных или муниципальных решений.

Несмотря на то, что термины «гражданское участие» и «вовлечение граждан» часто используются как синонимы, следует рассмотреть различия в трактовке указанных понятий. Ключевое отличие состоит в том, какую роль играют граждане во взаимодействии с органами управления. При вовлечении граждан инициатором взаимодействия выступают публичные субъекты (органы государственной власти, органы местного самоуправления). Вовлечение граждан - это инициатива «сверху-вниз», исходящая от публично-правовых образований. Например, органы местного самоуправления привлекают местное сообщество к рассмотрению проектов муниципальных правовых актов на публичных слушаниях, проводят опросы граждан и т.д. В свою очередь, участие граждан охватывает те формы, которые исходят от самих граждан, то есть речь идет о процессе инициации решений «снизу-вверх».

Также стоит отметить, что для форм вовлечения в большей степени характерна формализация, в то время как формы участия могут реализовываться и без закрепления на уровне нормативных правовых актов. Поскольку местное самоуправление основывается на взаимодействии с местным сообществом, процесс управления в муниципалитете должен инкорпорировать разнообразные механизмы вовлечения граждан. В этом случае вовлечение граждан становится формализованной процеду-

рой, ограниченной правилами, установленными муниципалитетом. Так, для проведения публичных слушаний принимается положение о порядке их проведения, в котором определяется обязательная публикация документов, устанавливаются сроки обсуждения и т.д.

Участие граждан является инструментом для выражения гражданами своего мнения о реализуемых решениях, но это довольно неформальный процесс, который не требует разработки и принятия специальных правил для артикуляции и претворения в жизнь инициатив населения. Однако, поскольку он неформализованный, он не может применяться ко всем принимаемым решениям, а может быть ограничен достаточно узким кругом вопросов.

Схематично соотношение терминов «гражданское участие» и «вовлечение граждан» представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение терминов «гражданское участие» и «вовлечение граждан»

Также следует подчеркнуть, что такое деление является достаточно условным, поскольку формы вовлечения граждан могут инициироваться и самими гражданами, при этом в существенной степени трансформируя содержание того или иного решения. В качестве одного из таких примеров можно назвать протесты в Екатеринбурге против строительства храма на набережной Рабочей молодежи. Активность участия граждан привела к инициации проведения опроса о выборе места для строительства Храма Святой Екатерины, при этом сам опрос является формой вовлечения граждан.

Таким образом, в статье мы будем использовать концепт гражданская активность, объединяющий и гражданское участие и формы вовлечения граждан. Под гражданской активностью мы будем понимать эксплицитные и латентные действия граждан, которые имеют целью повлиять на процесс принятия решений в области государственного и (или) муниципального управления. При этом наибольший научный интерес представляют именно латентные формы гражданской активности, такие как

обсуждение в социальных сетях, чтение информации о происходящем в городе на городских порталах, пабликах и прочее. Наиболее близка к понятию «латентное участие» концепция «контролирующих граждан» М. Шадсона [15]. Согласно данной концепции, граждане небезразличны; они просто занимают преднамеренно упреждающую позицию и следят за происходящим в политике. И когда они почувствуют, что это действительно необходимо, они вмешаются или будут участвовать в эксплицитных формах гражданской активности.

Суммарно формы гражданской активности представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Скрытая и явная гражданская активность

Гражданская активность молодежи представляет собой широкий спектр форм деятельности, который достаточно трудно определить количественно. Это связано с постоянно развивающимися средствами коммуникации между людьми и особенностями их функционирования. Молодежь сегодня заинтересована в молодежных общественно-политических объединениях, а именно в системной целенаправленной деятельности, связанной с формированием общественного и политического блага. На сегодняшний день в России существует несколько типов общественно-политических объединений доступных для вовлечения молодежи, среди которых:

1. Молодёжно-политические организации как объединения, дублирующие органы государственной власти.

2. Молодежные крылья политических партий.

3. Независимые общественно-политические организации.

К таким организациям относятся органы молодежного самоуправления: Молодежные Парламенты, Правительства и Избирательные комиссии регионов, а также «молодежные дублеры» федеральных органов. Они обеспечивают не только образовательную функцию, но и функцию совещательную, когда молодые граждане должны разобраться в социальной проблеме и объяснить позицию молодежи, вовлечь ее в содействие ее решения.

Гражданская активность в данном контексте проявляется как вовлечение молодежи в деятельность законодательной и исполнительной власти, отражая ее функцию как просветительскую для остальной части граждан в возрасте от 14 до 30 лет.

Сегодня сформировалось четкое разделение гражданской активности молодежи на социальную и политическую. Если рассматривать политические формы гражданской активности молодёжи, то можно обратиться к статье А.Р. Милорава, в которой указаны такие формы, как использование активного и пассивного избирательного права, организация форумов и политических объединений, работа в политических партиях и участие молодежи в форматах политического протеста [6].

Для приведения множества форм гражданской активности в систематический вид, авторами была составлена таблица распределения нетрадиционных форм гражданской активности по социальному и политическому направлениям (табл. 1).

Таблица 1

Классификация форм гражданской активности по направлениям

№ Социальные формы гражданской активности Политические формы гражданской активности

1 Коллективное благоустройство подъездов, домов, детских площадок, окружающих территорий Участие в проведении избирательной кампании

2 Сбор средств, вещей для людей, попавших в тяжелое положение Участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона, Вашего населенного пункта

3 Участие в деятельности общественных и благотворительных организациях Участие в деятельности политических партий, движений, профсоюзных организаций

4 Участие в работе домкомов, кооперативов, местном общественном самоуправлении Членство в политических молодежных движениях

5 Участие в забастовках Политический блогинг

Помимо молодежных органов управления, существуют «молодежные крылья» политических партий, сосредотачивая молодежь, имеющую политические ценности и амбиции. Такой формат гражданской активности, можно сказать, был создан искусственно. Деятельность подобных организаций нами условно разделена на два направления: социальное и политическое.

Социальная деятельность организации подразумевает решение либо эффективное содействие решению социальных проблем и запросов общества. С целью апробации выявленной теоретической модели нами проведен разведывательный контент-анализ 150 новостных разделов веб-сайта и официальной страницы социальной сети «ВКонтакте» «Молодая Гвардия Единой России», а также 75 новостных разделов веб-страницы Росмолодежи. Результаты контент-анализа новостных разделов сделали возможным выделение круга реализованных молодежью социальных и политических проектов (табл. 2).

Для анализа хотелось бы привести в пример деятельность общественной организации ВОО «Молодая Гвардия Единой России» (далее - МГЕР). В рамках анализа социальных сетей и сайта МГЕР [3] было выявлено наличие у организации обширной линейки социальных проектов: Фестиваль адаптивного вейкбординга, «Другой университет», «Стены смыслов», «Дневник ветерана» и др. Каждый из проектов имеет свою целевую аудиторию, цель и КР1, который и является критерием социальной эффективности проекта. Например, в рамках реализации проекта «Дневник ветерана» применились актуальные технологии трансляции социально полезной информации через формат аудиокниги, размещенной на популярных музыкальных стриминговых

сервисах. Гражданская активность в данном случае проявляется в самом первичном смысле, который мы описывали в начале статьи. Однако рассматриваемый формат организации подразумевает и политическую работу.

Таблица 2

Частота и доля упоминаний реализованных молодыми людьми социальных и политических гражданских проектов в новостных разделах СМИ:

результаты контент-анализа

Упоминание того, или иного тематического блока Частота Доля, %

Социальные проекты

Фестиваль адаптивного вейкбординга 35 15,5

«Другой Университет» 63 28,0

«Стены Смыслов» 61 27,1

СтопХам 59 24,2

Политические проекты

Антифейковые отряды 20 8,8

Политстартап 37 16,4

50 дней лета 52 23,1

Антифейковые отряды 49 19,4

Политическая деятельность работы носит как системный характер, в виде реализации социально-политических проектов на территории субъектов, так и стихийный - мобилизация ресурса в процессе избирательной кампании. Система социально-политических проектов построена на ежемесячных конкурсах грантов от Центрального штаба МГЕР (орган, обеспечивающий деятельность центральных органов организации). В грантовом конкурсе принимают участие члены МГЕР, заполнившие и отправившие в необходимый срок карту проекта. Стоит заметить, что, в сравнении с заявками на гранты конкурсов социальных проектов, настоящая карта имеет ряд важных отличий. При сравнении карты проекта МГЕР и карты проекта Фонда Президентских грантов в первом объекте исследования мы можем отметить наличие пункта «значимость проекта», в котором описывается политическая и корпоративная значимость проекта. В данном случае реализация такого типа проекта нацелена на достижение политических целей через решение социальных проблем. Такой формат деятельности определенно является формой гражданской активности, так как содержательно находится в общественном контексте.

Стихийный характер политической активности - это специфическая форма гражданской активности, которая не всегда ставит перед собой задачей или методом достижения политических целей ответ на социальный запрос. Такой тезис можно выделить в работе Авдеевой Г.С., которая отмечает основной формат политического акционизма молодежи в виде массовых инфоповодов [1]. Социальная польза, бесспорно, присутствует даже, на первый взгляд, в исключительно политических действиях. Так, по данным ИА «Известия», в Единый день голосования МГЕР запустила «Анти-фейковые отряды», которые выявляли ложные жалобы о ходе голосования [2].

Основное отличие независимых общественно-политических объединений -это формирование не ангажированной позиции по тем или иным вопросам, а также решение социальных проблем от лица молодежи, а не от государственного или партийного аппарата. Из истории общественно-политических организаций можно привести в пример движение «НАШИ», которое существовало как объединение неравнодушных молодых людей с уличной спецификой социальной активности [5]. Их наиболее успешный, с точки зрения информационного охвата, проект «СтопХАМ» представляет собой массовую форму гражданской активности, реализовавшийся в большинстве субъектов России, объединив тысячи молодых людей.

Оценивая массовость такой формы гражданского активизма, как участие в деятельности общественно-политических организаций, стоит отметить, что интерес к таким форматам гражданской активности проявляет около трети молодой аудитории [8]. По данным ТАСС, в России за последние 5 лет количество добровольцев увеличилось в 3 раза [12]. Если рассматривать возможные варианты развития интереса молодежи к общественно-политической деятельности, то стоит обратить внимание на развитие медиаконтента в социальных сетях. Обратившись к исследованию Д. Бой-да, можно найти анализ межличностного взаимодействия подростков в виртуальном и реальном пространствах. Так, в своей работе Бойд определяет потребность молодежи в принадлежности какой-либо сетевой организации (networked publics) [13]. Автор отмечает, что для прошлого поколения были присущи взаимодействия в единых городских пространствах (дворы, скверы, детские площадки), а сегодня у молодежи добавляется еще одна форма взаимодействия - социальная сеть. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем назвать успешных, с точки зрения медиа охвата, социальных сетей действующих общественно-политических организаций, что существенно снижает их конкурентоспособность на рынке форматов гражданской активности.

Вторая объемная форма гражданской активности, которая требует детального рассмотрения, это социальное проектирование и реализация общественных проектов. Данное направление предлагается рассмотреть со стороны участия молодежи в грантовом конкурсе от Федерального агентства по делам молодежи (далее - Рос-молодежь). Грантовый конкурс Росмолодежи представляет собой специальный инструмент распределения части федерального бюджета на реализацию социальных проектов молодежи. Конкурс вовлекает молодежь через заочные форматы, так и в очной форме с дополнительным этапом отбора в виде очной защиты [11]. Такой формат гражданской активности помогает оказать прямую ресурсную поддержку наиболее сильным социальным кейсам.

Согласно статистике Росмолодежи за 2019 год, в настоящем конкурсе приняло участие более 24 тысяч человек (табл. 3). Данный показатель отражает высокую заинтересованность молодежи в получении дополнительного финансового ресурса для реализации социально значимых инициатив.

Таблица 3

Статистика Всероссийского конкурса молодежных проектов Росмолодежи

Показатели 2017 год [13] 2018 год [14] 2019 год [15]

Объем выделенного финансирования 250 миллионов 2,5 миллиардов 2,7 миллиардов

Количество участников конкурса, чел. Более 10 000 19 837 24 346

Количество победителей, чел. 1459 3825 3218

Гражданский активизм в данном контексте проявляется не только в стремлении решить социальную проблему, но и привлечь ресурс на свою территорию, что является дополнительным фактором при оценке одобрения молодежью форм гражданской активности.

Проектный подход представляет собой наиболее эффективный метод решения социальных проблем и задач, так как имеет конкретный крь ограниченный период реализации инициативы, а также вся совокупность проектных решений является диверсификацией не только бюджета, но и инструментария, что повышает эффективность проводимой социальной политики.

Также стоит отметить проблему, связанную с отсутствием механизмов поиска команды: проект может реализоваться только с командой, качество которой также оценивается на рассматриваемой нами платформе. Такой формат гражданской активности дает возможность молодым гражданам реализовать свои социальные инициа-

тивы и предложить то решение проблемы, которое, по их мнению, является наиболее эффективным.

Выводы. На сегодняшний день гражданская активность представлена множеством форматов, которые постоянно трансформируются и масштабируются. Важной задачей каждого представителя той или иной формы активности является адаптация форматов под актуальные тренды, технологии и социальных запросов общества. В настоящей статье была предпринята попытка описания некоторых нестандартных и инновационных форматов гражданской активности молодежи, а также предложены варианты их развития как с точки зрения эффективности в социальной сфере, так и в сфере охвата целевой аудитории.

Бесспорно, институт гражданской активности молодежи имеет свои проблемы и потенциал для развития. Развитие институтов гражданского общества характеризуется развитием форм гражданской активности. Как можно заметить, молодежь является движущей как социальной, так и политической силой. Помимо этого, мы не можем не отметить прогресс в участии молодежи в решении социальных проблем. Предложенная авторами модель деления гражданской активности на политическую и социальную проводит разделительную черту, которая позволит более точечно исследовать мотивы и цели участия молодежи как в политической, так и в социальной деятельности.

Литература

1. Авдеева Г.С. Специфика молодежного общественно-политического акциониз-ма в России (по результатам обзора социологических исследований). URL: https://elar.urfU.rU/bitstream/10995/32284/1/klo_2015_142.pdf (дата обращения: 22.09.2020).

2. Антифейковые отряды выявляют ложные сообщения о нарушениях голосования. URL: https://iz.ru/1060079/video/antifeikovye-otriady-vyiavliaiut-lozhnye-soobshcheniia-o-narusheniiakh-golosovaniia (дата обращения: 22.09.2020).

3. ВОО «Молодая Гвардия Единой России». URL: https://mger.ru (дата обращения: 22.09.2020).

4. Грантовый конкурс Росмолодежи в цифрах. URL: https://fadm.gov.ru/news/ 51762 (дата обращения: 22.09.2020).

5. Лоскутова Е. Юная политика. История молодёжных политических организаций современной России. М.: Центр «Панорама», 2008. 424 с.

6. Милорава А.Р. Политическая активность российской молодежи на современном этапе // Молодой ученый. 2017. № 14. С. 572-573.

7. Молодёжный активизм = общественная польза? URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9775 (дата обращения: 21.09.2020).

8. Осокина О.С., Прудник А.В. Электоральные установки российской молодежи. URL: https://www.isras.ru/abstract_bank/1208520139.pdf (дата обращения: 22.09.2020).

9. Отчет об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в

2017 году и планах по реализации государственной молодежной политики на

2018 год. URL: https://fadm.gov.ru/documents/download/868/ (дата обращения: 22.09.2020).

10. Отчет об итогах деятельности Федерального агентства по делам молодежи в

2018 году и планах по реализации государственной молодежной политики на

2019 год. URL: https://fadm.gov.ru/documents/download/860/ (дата обращения: 22.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Росмолодежь вводит публичную защиту проектов, претендующих на гранты. URL: https://iz.ru/news/587939 (дата обращения: 22.09.2020).

12. Число волонтеров в России утроилось за пять лет. URL: https://tass.ru/ obschestvo/6529522 (дата обращения: 22.09.2020).

13. Boyd D. It's complicated: The social lives of networked teens. New Haven, CT, USA: Yale University Press, 2014. 296 p.

14. Norris P. Democratic Phoenix: Reinventing Political Activism. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 304 p.

15. Schudson M. Good citizens and bad history: Today's political ideals in historical perspective // The Communication Review. 2000. Vol. 4:1. Pp. 1-19.

References

1. Avdeeva G.S. Spetsifika molodezhnogo obshchestvenno-politicheskogo aktsionizma v Rossii (po rezultatam obzora sotsiologicheskikh issledovaniy) [The specifics of youth socio-political actionism in Russia (based on the results of a survey of sociological research)]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32284/1/klo_2015_142.pdf (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

2. Antifeykovyye otryady vyyavlyayut lozhnyye soobshcheniya o narusheniyakh golosovaniya [Anti-fake units detect false reports of voting violations]. URL: https:// iz.ru/1060079/video/antifeikovye-otriady-vyiavliaiut-lozhnye-soobshcheniia-o-narusheniiakh-golosovaniia (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

3. VOO «Molodaya Gvardiya Edinoy Rossii» [Young Guard of United Russia]. URL: https://mger.ru (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

4. Grantovyy konkurs Rosmolodezhi v tsifrakh [Rosmolodezh Grant Competition in Figures]. URL: https://fadm.gov.ru/news/51762 (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

5. Loskutova E. Junaja politika. Istorija molodjozhnyh politicheskih organizacii sovremennoj Rossii [Young politics. The history of youth political organizations in modern Russia]. M.: Center "Panorama", 2008. 424 s. [In Russian].

6. Milorava A.R. Politicheskaya aktivnost rossiyskoy molodezhi na sovremennom etape [Political activity of Russian youth at the present stage] // Molodoj uchenyj. 2017. № 14. S. 572-573. [In Russian].

7. Molodezhnyy aktivizm = obshchestvennaya polza? [Youth activism = public benefit?]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9775 (data obrashheniya: 21.09.2020). [In Russian].

8. Osokina O.S., Prudnik A.V. Elektoralnyye ustanovki rossiyskoy molodezhi [Electoral attitudes of Russian youth]. URL: https://www.isras.ru/abstract_bank/1208520139. pdf (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

9. Otchet ob itogakh deyatelnosti Federalnogo agentstva po delam molodezhi v 2017 godu i planakh po realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki na 2018 god [Report on the results of the activities of the Federal Agency for Youth Affairs in 2017 and plans for the implementation of the state youth policy for 2018]. URL: https:// fadm.gov.ru/documents/download/868/ (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

10. Otchet ob itogakh deyatelnosti Federalnogo agentstva po delam molodezhi v 2018 godu i planakh po realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki na 2019 god [Report on the results of the activities of the Federal Agency for Youth Affairs in 2018 and plans for the implementation of the state youth policy for 2019]. URL: https:// fadm.gov.ru/documents/download/860/ (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

11. Rosmolodezh vvodit publichnuyu zashchitu proyektov. pretenduyushchikh na granty [Rosmolodezh introduces public protection of projects applying for grants]. URL: https://iz.ru/news/587939 (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

12. Chislo volonterov v Rossii utroilos za pyat let [The number of volunteers in Russia has tripled in five years]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6529522 (data obrashheniya: 22.09.2020). [In Russian].

13. Boyd D. It's complicated: The social lives of networked teens. New Haven, CT, USA: Yale University Press, 2014. 296 p. [In English].

14. Norris P. Democratic Phoenix: Reinventing Political Activism. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 304 p. [In English].

15. Schudson M. Good citizens and bad history: Today's political ideals in historical perspective // The Communication Review. 2000. Vol. 4:1. Pp. 1-19. [In English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.