Серебрякова Т.А. 1, Тин Ю.А. 1, Енин К.Г. 1
1 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия
Исследование современных информационных систем по управлению бизнес-процессами предприятий
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Серебрякова Т.А., Тин Ю.А., Енин К.Г Исследование современных информационных систем по управлению бизнес-процессами предприятий // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 12. - С. 4809-4824. doi: 10.18334/ce.15.12.114032
с
АННОТАЦИЯ: 8
Современные предприятия функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Возрастание объемов информации, усложнение задач управления, необходимость учета большого числа взаимосвязанных факторов приводят к необходимости использования современных информационных технологий в процессах создания и развития системы управления бизнес-процессами предприятий. Статья содержит исследование развивающегося подхода к управлению с точки зрения процессов, а также обзор и систематизацию существующих информационных систем по управлению бизнес-процессами организации. Представлены выводы о возможностях использования систем Comindware Business Application Platform, ELMA, Oracle BPM Suite, Metatask, «Первая форма», «Битрикс24» и IBM Business Process Manager в организациях различных масштабов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационная система, бизнес-процесс, предприятие, управление процессами, процессный подход
ОБ АВТОРАХ_
Серебрякова Татьяна Александровна, доцент кафедры экономической кибернетики, кандидат экономических наук, доцент (003035@ pnu.edu.ru)
Тин Юлия Андреевна, студент 1 курса магистратуры (20171 01 979@ pnu.edu.ru)
Енин Константин Геннадьевич, студент 2 курса магистратуры (п1е5@ mail.ru)
издательство
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
- 4809 -
gî Serebryakova T.A. 1, Tin Yu.A. 1, Enin K.G. 1
1 Pacific National University, Russia
«¡t
in 1/1
Research of modern information systems for managing business processes
CITE AS:_
Serebryakova T.A., Tin Yu.A., Enin K.G. (2021 ) Issledovanie sovremennyh infor-matsionnyh sistem po upravleniyu biznes-protsessami predpriyatiy [Research of modern information systems for managing business processes]. Kreativnaya ekonomika. 15. (12). - 4809-4824. doi: 10.18334/ce.15.12.114032
ABSTRACT:_
Modern enterprises operate in conditions of high complexity, uncertainty and dynamism of the surrounding socio-economic environment. The increasing volume of information, the complexity of management tasks, the need to take into account a large number of interrelated factors lead to the need of applying modern information technologies in the processes of creating and developing a business process management systems. The article contains a study of the developing approach to management from the point of view of processes, as well as an overview and systematization of existing information systems for managing business processes of the organization. Conclusions are presented about the possibilities of using Comindware Business Application Platform, ELMA, Oracle BPM Suite, Metatask, First Form, Bitrix24 and IBM Business Process Manager systems in various organizations.
KEYWORDS: information system, business process, enterprise, process management, process approach
JEL Classification: M11, M21, L86
Received: 22.12.2021 / Published: 25.12.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Serebryakova T.A. ([email protected])
- 4810 -
Введение
Путь к управлению бизнес-процессами в современном понимании был труден, на нем вбирался опыт разнообразных удачных и неудачных попыток добиться эффективности организации за счет опоры на процессы.
Основными предпосылками к появлению концепции процессного управления стали промышленная революция и экономический рост после Первой мировой войны, рационализация трудовых процессов и создание функциональной организационной структуры управления, при которой в компаниях стали востребованными специализированные работники. Одним из важных этапов развития новой концепции управления была разработка во Франции в 1932 г. первой многоцелевой модели Ж.Л. Мало «Tableau De Bord», которая учитывала оперативную общую информацию о деятельности фирмы и состоянии среды, в которой эта деятельность осуществляется; стратегические и тактические цели компании, использование финансовых и нефинансовых
показателей.
и
ш >
В 1980-х гг. сформировались прикладные методы усовершенствования бизнес-процессов: методология полного контроля качества (Total Quality Management) и Six Sigma - улучшение качества процессов с предварительной минимизацией дефектов в производственной деятельности), за которыми в начале 1990-х гг. последовал реинжиниринг бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering), пропагандировавшийся М. Хаммером и Дж. Чампи [1] (Severilova, Obedkova, 2019). В этой второй волне процессного менеджмента процессы были вручную перепроектированы и одноразовым большим скачком внедрены внутрь сегодняшних ERP и других систем. Несмотря на то, что самым запомнившимся синонимом реинжиниринга Хаммера и Чампи стало сокращение штатов, оно имело технологическую поддержку - включая автоматизацию офиса - которая позволяла компаниям сносить функциональные колодцы и перестраивать сквозные бизнес-процессы, которые пересекали отдельные функциональные подразделения [2] (Davydova, 2016).
В конце 1990-х гг. на смену реинжинирингу пришла новая концепция -планирование ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning). Было выдвинуто предположение, что системы ERP обеспечат усовершенствованные способы управления функционированием организаций, и многие поставщики утверждали, что такие системы «решат все проблемы». ERP-система в действительности позволяла интегрировать основные бизнес-процессы предприятия за счет базы данных о его ресурсах. Основой методологии ERP стал принцип единой базы данных предприятия о ведении своего бизнеса,
- 4811 -
включающей информацию о самом производстве, управлении персоналом, финансовые данные и другие необходимые сведения. Данные системы имели свою архитектуру, включающую в себя солидный ряд подсистем: управление запасами; управление снабжением; управление сбытом; управление производством; планирование; управление сервисным обслуживанием; управление цепочками поставок; управление финансами; управление персоналом [3] 2 (Pomytkina, Komarova, Shchepetkina, Shchepetkina, 2021). Тем не менее данные $ системы не смогли решить проблемы процессов, поскольку не обеспечивали возможной эффективности и производительности процессов. Затем в начале XXI века широкое распространение получили системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management), где центр внимания смещался на службы, непосредственно работающие с потребителями продукции и услуг [4] (Dzheston, Nelis, 2012).
Вышедшая в 2002 г. книга «Управление бизнес-процессами: третья волна» Г. Смита и П. Фингара привела к громкому резонансу и спорам в сфере процессного менеджмента. В результате постепенно данная концепция стала главным вопросом для обсуждений управления и руководства, что привело к еще большему распространению процессного подхода. Сегодня управление бизнес-процессами BPM (Business Process Management) приобрело звание принципиально нового подхода и инструментального средства управления и автоматизации бизнес-процессов, способного учитывать их сложную структуру и кроссфункциональность. Концепция полагается на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счет их моделирования с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа, возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем [5] (Svirchevskiy et al., 2018).
В связи с вышесказанным можно говорить о том, что в настоящий момент активно развивается цифровая трансформация различных отраслей, которая влияет на основные, сервисные и управляющие процессы. Это позволяет относительно быстро отладить производственные процессы с учетом гибкой системы управления или диверсифицировать продукцию [6] (Denisenko, 2020). Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности и эффективности своей хозяйственной деятельности предприятия должны не просто находить возможности для развития производства и обновления ассортимента продукции и услуг, а также быть способными внедрять инновации на постоянной основе [7] (Udaltsova, 2021).
- 4812 -
На текущий момент все информационные системы, позволяющие предприятиям осуществлять управление бизнес-процессами и их автоматизацию, выделяют в несколько основных групп. При этом система управления бизнес-процессами BPMS (Business Process Management System) становится связующим звеном данных групп программного обеспечения: системы управления ресурсами ERP, автоматизирующей менеджмент над ресурсами, системы управления документацией, которая обеспечивает автоматизацию документооборота, а также CASE-средств (Computer-aided software engineering), предоставляющих инструменты автоматизации описания и моделирования процессов [8].
Важный аспект заключается в том, что взаимодействие систем управления документацией и бизнес-процессами может быть неравноценно в практической деятельности, и одна из систем будет занимать первостепенную роль, а ^
другая - вторичную. Объяснить данный аспект можно тем, что организация
„
стремится к достижению различных целей и, соответственно, выдвигает разные требования к осуществлению автоматизации. К примеру, когда присутствует необходимость в графических моделях бизнес-процессов для осущест- S вления сертификации на ISO или требуется разовая автоматизация одного процесса, то функционал системы управления информационными ресурсами ECM (Enterprise content management) вполне будет способен достичь указанных целей. Однако в иной ситуации, когда заказчик вынужден управлять большой сетью сквозных бизнес-процессов, целесообразно осуществить внедрение именно системы управления бизнес-процессами, которая способна решить задачи по моделированию, автоматизации, мониторингу, анализу и улучшению бизнес-процессов организации. В рамках такой BPM-системы будут определены и реализованы бизнес-процессы, а в рамках процессов будет сформирован поток работ, параллельно генерироваться поток документов, управлять которым станет удобным уже в ECM-системе.
Таким образом, как было отмечено ранее, именно BPM является связующим звеном между системой ECM и другими корпоративными информационными системами организации, то есть настоящий результат от использования такой системы возможно получить тогда и только тогда, когда ее взаимодействие с основными процессами полноценно выстроено. BPM - это то, что позволяет системе управления документацией стать системой управления информационными ресурсами и вписать их в бизнес-процессы организации. Согласно статистическому наблюдению, удельный вес отечественных организаций, которые используют специальные программные средства, от общего числа обследованных организаций страны в 2017 году составил 83,9%, в 2018
- 4813 -
и 2019 гг. увеличился и оставался на отметке 85,9%, а в 2020 году уменьшился до 65,4% [9] (Serebryakova, Davydova, 2021). Тем не менее информационная составляющая продолжает определять новые тренды в формировании структуры экономических систем, организационных моделей бизнесов, стратегиче-^ ских и тактических решений хозяйствующих субъектов [10] (Novikova, 2020).
Поэтому существующие программные решения и информационные системы 2 по управлению бизнес-процессами позволят предприятиям расширять круг выполняемых сотрудниками задач, повысят прозрачность бизнеса и сделают доступными своевременное изменение и реорганизацию процессов [11].
Целью представленной работы является исследование и систематизация существующих информационных систем по управлению бизнес-процессами предприятий для использования предприятиями в рамках их деятельности.
Обзор и систематизация программных средств в области управления процессами
На текущий момент на рынке представлено значительное количество российских и зарубежных ИТ-решений в области автоматизации бизнес-процессов и управления ими. Обратной стороной этого многообразия является фрагментарный охват бизнес-процессов, протекающих на предприятии. В связи с этим остановимся на наиболее распространенных системах [12] (Denisov, 2021).
Одна из систем, которая обязательна к рассмотрению, - Comindware Business Application Platform - система, предназначенная для работы с бизнес-процессами любой сложности (включая вложенные), а также для цифровой трансформации бизнеса. Платформа объединяет в себе инструменты для управления бизнес-процессами, управления кейсами, работы с данными и документами, социального взаимодействия. Comindware Business Application Platform относится к классу платформ Low-code. Особенностью такой платформы, отличающей ее от решений на базе ERP, классических BPM-систем и прочих платформ для ИТ-разработчиков, является возможность создавать отраслевые решения и в дальнейшем изменять их бизнес-логику за минимальное время, преимущественно силами бизнес-аналитиков с минимальным привлечением ИТ-специалистов [13]. По данным крупнейшего издания в сфере корпоративных информационных технологий в России и странах СНГ CNews Analytics, разработчик системы уже в течение нескольких лет занимает одно из первых мест в рейтинге крупнейших разработчиков BPMS, а выручка компании по итогам 2020 года составила 831,8 млн рублей [14]. Далее следует
- 4814 -
рассмотреть плюсы и минусы использования данной и последующих систем. Можно выделить следующие преимущества и недостатки Comindware Business Application Platform, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки системы Comindware Business Application Platform
Преимущества Недостатки
Простота использования и проектирование напрямую из браузера Отсутствие некоторых полезных решений, которые имеются в более сложных аналогах
Соответствие международному стандарту BPMN (Business Process Model and Notation) 2.0 Наличие весомых ошибок и сбоев в работе
Мгновенное внедрение шагов в процесс без остановки работы системы Непроработанная документация. Этот минус, вероятно, связан с тем, что программный продукт все еще находится в фазе активной разработки
Набор 84 готовых шаблонов процессов, число которых постоянно пополняется -
Построение процессной архитектуры предприятия и визуализации связей и отношений между процессами -
Возможность реализации как процессных приложений, так и приложений для учета и отчетности
Источник: составлено авторами.
Еще одной из наиболее динамично развивающихся систем управления бизнес-процессами предприятий с разными направлениями деятельности является бизнес-система БЬМЛ. Данное обеспечение предполагает автоматизацию управления повторяющимися процессами и нерегулярными задачами, корректируемыми в рамках проектов. Для моделирования в данной системе также используется современная международная нотация ВРММ 2.0. Кроме того, с помощью БЬМЛ можно быстро и эффективно наладить документооборот [15].
Преимущества и недостатки данной системы управления процессами указаны в таблице 2.
- 4815 -
Таблица 2
Преимущества и недостатки бизнес-системы ELMA
Преимущества Недостатки
Скорость внесения изменений. Возможность быстро реагировать на новые условия работы и проверять гипотезы оптимизации, просто перестраивая логику бизнес-процессов Наличие «зависаний», ошибок и сбоев
Эффективный и простой в понимании дизайнер бизнес-процессов, позволяющий автоматизировать их за минимальное число шагов Отсутствие возможности приобретать некоторые модули отдельно - приобретать нужно или все, или ничего
Мгновенный мониторинг результата. Управление бизнес-процессами bpm основывается на объективных данных. Система позволяет в реальном времени анализировать эффективность исполнения процессов и каждого внесенного изменения
Работать с программой удаленно можно без установки специального ПО - достаточно Интернета и любого веб-браузера -
Программа успешно реализует взаимодействие с корпоративными ИТ-решениями: здесь предусмотрены готовые модули интеграции с системами «1С: Предприятие», SAP, Oracle, MS Axapta и другими
Источник: составлено авторами.
Еще одной масштабной системой управления эффективностью бизнес-процессов предприятий является система Oracle BPM Suite, где для моделирования бизнес-процессов используется интегрированная среда разработки JDeveloper. Одной из основных функцией Oracle BPM является преобразование BPMN в BPEL-схему (Business Process Execution Language). В данном случае процесс разбивается уже не по подразделениям и пользователям, а по логике прохождения процесса. Здесь отображаются те же вызовы внешних служб и те же задачи пользователей, но в другом виде, кроме того, имеется наличие ряда средств построения корпоративных порталов. С таким представлением обычно работают программисты интеграционных решений. Для данного решения также доступна работа из браузера [16].
Можно выделить следующие преимущества и недостатки системы Oracle BPM Suite, которые представлены в таблице 3.
- 4816 -
Таблица 3
Преимущества и недостатки системы Oracle BPM Suite
Преимущества Недостатки
Возможность создания бизнес-процессов по шаблонам Невозможность связывать бизнес-правила между собой, что не позволяет смоделировать процесс целиком только на основе бизнес-правил
Наличие шаблонов пользовательских форм Недостаточный функционал для крупных производственных предприятий
Наличие средств построения корпоративных порталов
Комплексность решения: наличие инструментов интеграции и БОЛ -
Возможность создания бизнес-правил не только программно, но и при помощи удобных шаблонов -
Возможность внесения изменений в процессы в момент их исполнения -
Источник: составлено авторами.
Другим программным решением для управления процессами является популярная в англоязычном сегменте BPMS-система (Business Process Management System) управления бизнес-процессами Metatask - это гибкое программное обеспечение, которое помогает организациям повысить эффективность за счет оптимизации и управления бизнес-процессами, уменьшения хаоса, устранения ошибок и задержек. Программа может использоваться для всех видов рабочих процессов и внутренних процессов и предоставляет разнообразный функционал, идеально проработанные интерфейсы, в том числе мобильные. Подходит для всех видов бизнеса и охватывает каждый процесс [17]. Плюсы и минусы данной системы рассмотрены в таблице 4.
Одна из крупнейших и самых функциональных российских разработок в сфере управления бизнес-процессами - система «Первая Форма». Это система управления бизнес-процессами, проектами и документами, организации эффективных коммуникаций, безопасного хранения и использования корпоративных данных [18]. Она настраивается в точном соответствии с потребностями конкретной компании и представляет собой гибкий веб-конструктор. Большая часть настроек выполняется без программирования, поэтому новые процессы запускаются очень быстро, а существующие процессы
- 4817 -
«л
можно подстраивать «на ходу». Система предлагает обширный функционал для автоматизации управления бизнес-процессами торговых, производственных, консалтинговых, страховых и других компаний. В «Первой Форме» ™ можно смоделировать практически любой бизнес-процесс. Для настройки не ^ требуется знание специализированных нотаций (таких как БРММ), которыми обычно владеют только бизнес-аналитики. Маршруты процессов отображаются в виде схем, понятных даже пользователям без технической подготовки.
Таблица4
Преимущества и недостатки системы Metatask
1Л
Преимущества Недостатки
Разнообразный функционал и качественные интерфейсы Полное отсутствие русского языка
Высокая адаптивность под требования бизнеса Не оптимизирована под российский рынок
Простота интеграции в процессы и управления ими -
Источник: составлено авторами.
Система уведомлений напоминает пользователям о текущих задачах и информирует о происходящих событиях. Чтобы работа не прерывалась в период отсутствия сотрудника (отпуска или болезни), можно назначить временного заместителя и передать ему текущие дела и полномочия [19]. Кроме того, можно отметить следующие преимущества и недостатки системы «Первая Форма», которые представлены в таблице 5.
Тем не менее несмотря на успех «Первой Формы», самой популярной в России разработкой в области управления процессами на предприятиях является российский многофункциональный сервис для управления бизнесом от 1С-Битрикс «Битрикс24». В 2019 году доля «Битрикс24» на рынке в стране составила 43,5%, и продукт активно использовали более чем 1,5 млн компаний. Эта система управления бизнес-процессами подходит всем организациям благодаря обширному функционалу, наличию нескольких тарифных планов и большим возможностям настройки, масштабирования. Это настоящий внутренний корпоративный Интернет со своей CRM (Customer relationship management), социальной сетью, мессенджером, планировщиком и множеством других модулей [20]. Преимущества и недостатки использования «Битрикс24» отмечены в таблице 6.
- 4818 -
Таблица 5
Преимущества и недостатки системы «Первая Форма»
Преимущества Недостатки
Идеальная приспособленность к российским условиям ведения бизнеса Новизна системы, характеризующаяся ограниченной клиентской базой, которая пока еще находится в стадии развития
Наличие инструментов для операционного мониторинга и стратегического анализа -
Упрощенный процесс управления бизнес-процессами и возможность работать дистанционно -
Наличие полнофункционального веб-интерфейса и мобильного приложения -
Интеграция с 1С, почтовыми клиентами -
Встроенный мессенджер позволяет удерживать вниманием над всеми текущими задачами -
Источник: составлено авторами.
Таблица 6
Преимущества и недостатки системы «Битрикс24»
Преимущества Недостатки
Бесплатный тариф с неограниченным сроком действия Слишком большой функционал, который затрудняет ознакомление сотрудников с системой
Возможность настроить систему можно под любой вид деятельности Частые масштабные обновления интерфейса без возможности откатиться на старую версию
Наличие корпоративной социальной сети Интеграция с 1С только в платных тарифах
Интеграция с 1С, почтой и более 1000 других приложений, что позволяет получить практически неограниченный функционал Платная телефония
Face-tracker - если офис, кафе, магазин или другое заведение оборудовано камерами с функцией распознавания лица система будет запоминать клиентов и оповещать об их повторном визите
Источник: составлено авторами.
- 4819 -
<n
Завершить список можно одним из главных и уже ставшим традиционным решением в управлении процессами - IBM Business Process Manager. Это комплексная программа от солидных и проверенных временем разработчиков, которая позволяет не только проектировать процессы управления бизнес-системой, но и тестировать их перед практическим внедрением. Платформа позволяет организовать эффективное взаимодействие ИТ- и бизнес-пользо-2 вателей в рамках унифицированной среды разработки, управляемой моделью. Для разных по масштабу деятельности организаций компания предлагает три издания своего продукта с различным функционалом, но даже минимальная версия располагает всем необходимым для малого и среднего бизнеса [21]. Несмотря на популярность данной системы управления процессами, необходимо указать ее преимущества и недостатки, которые представлены в таблице 7.
Таблица 7
Преимущества и недостатки IBM Business Process Manager
Преимущества Недостатки
Солидный разработчик с большим опытом Не самый простой для восприятия интерфейс
Полное управление жизненным циклом ВРМ Высокиетребования к производительности оборудования
Наличие функции предварительного тестирования созданных бизнес-процессов -
Централизованный, гибкий, пользовательский интерфейс для выполнения заданий, управления рабочими процедурами, мониторинга показателей производительности и отчетности по событиям в реальном режиме времени
Три версии программы с разным функционалом -
Детальная визуализация процессов за счет встроенных средств мониторинга и анализа -
Источник: составлено авторами.
Таким образом, каждая из перечисленных выше систем управления бизнес-процессами поможет повысить эффективность деятельности предприятий за счет структуризации, стандартизации и автоматизации (особенно регулярных задач). Это важный аспект оптимизации деятельности и создания благоприятных условий для стабильности, процветания. Но есть еще
- 4820 -
один - контроль над сотрудниками. Насколько бы хорошо не была технически обеспечена организация, человеческий фактор все равно играет важную роль. Кроме того, при выборе средств управления бизнес-процессами важно учитывать, что существуют определенные проблемы применения ВРМ на практике: отсутствие единого подхода к пониманию ВРМ, поскольку в само понятие ВРМ эксперты разных предметных областей вкладывают разное значение; многообразие расшифровок аббревиатур ВРМ; отсутствие четких стандартов; зависимость эффекта внедрения ВРМ от конкретных исполнителей; ошибки внедрения ВРМ в конкретных организациях [22] (Seliverstova, ^МЫш, 2015).
Заключение 2
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что наи- q более универсальной и оптимальной программы для управления бизнес-процессами для всех предприятий не существует. Выбор зависит от множества факторов: размеров предприятия, его видов деятельности, финансового состояния и других аспектов его функционирования. Однако представленная в статье систематизация информации о преимуществах и недостатках информационных систем по управлению бизнес-процессами, проблемах применения и типичных ошибках внедрения может способствовать эффективному внедрению BPM в современной организации.
ИСТОЧНИКИ:
1. Северилова. П.В., Объедкова Е.Н. История развития управление бизнес-процессами. (Business Process. Management) // Научно-технические достижения студентов, аспирантов, молодых ученых строительно-архитектурной отрасли: Сборник научных трудов V Республиканской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов. Макеевка, 2019. - с. 47-51.
2. Давыдова А.И. Сущность, виды и история бизнес-процессов // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2016. - с. 132141.
3. Помыткина Л.Ю., Комарова Н.А., Щепеткина И.В., Щепеткина М.Е. Аналитическая оценка использования интеллектуальных технологий в бизнес-процессах России на примере ERP- и CRM-систем // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 1. - с. 195-210. - doi: 10.18334/ vinec. 11.1.111871.
- 4821 -
от
IN
от
Ю
от
ОТ
1Л 1Л
5.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Джестон Дж., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 296 с.
Свирчевский В.Д. и др. Управление малым бизнесом. / Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2018. - 256 с.
Денисенко В. Ю. Автоматизация производственных бизнес-процессов в условиях Индустрии 4.0 на промышленных предприятиях // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 2. - с. 1007-1014. - doi: 10.18334/ vinec. 10.2.100878.
Удальцова Н.Л. Современные методы анализа и моделирования бизнес-процессов // Лидерство и менеджмент. - 2021. - № 2. - с. 185-200. - doi: 10.18334/ lim.8.2.112126 .
Управление бизнес-процессами и информацией предприятия. Портал о цифровизации, электронном документообороте и бизнес-процессах. [Электронный ресурс]. URL: https://ecm-journal.ru/material/Upravlenie-biznes-processami-i-informaciejj-predprijatija (дата обращения: 28.11.2021). Серебрякова Т.А., Давыдова В.Р. Информационные ресурсы как средство поддержки бизнеса и эффективной деятельности предприятия // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 12. - doi: 10.18334/ epp.11.12.113934.
Новикова С.И. Особенности современных коммуникационно-информационных систем, оценка полезности и эффективности информации как ресурса // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - № 1. - c. 497-510. - doi: 10.18334/vinec. 10.1.100435 .
Управление бизнес-процессами и информацией предприятия. Портал электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов со встроенным интеллектом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.directum.ru/blog-post/885 (дата обращения: 02.12.2021).
Денисов Д.Ю. Современные информационные системы поддержки управленческих решений // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - № 4. -doi: 10.18334/vinec. 11.4.113992.
Comindware Business Application Platform. [Электронный ресурс]. URL: https://www.comindware.com/ru/platform (дата обращения: 02.12.2021). CNews выпустил рейтинг крупнейших поставщиков BPMS. Выручка топ-10 выросла на 12%. Cnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/ news/top/2021-11-30 cnews opublikoval rejting krupnejsh (дата обращения: 02.12.2021).
BPM-система ELMA365. [Электронный ресурс]. URL: https://elma365.com/ru/ products/bpm (дата обращения: 02.12.2021).
6
- 4822 -
16. Блог об IT, BPM и разработке программ. Oracle Business Process Management Suite. [Электронный ресурс]. URL: https://businessarchitecture.ru/ru/oracle-business-process-management-suite (дата обращения: 03.12.2021).
17. A Simple Tool for Complex Workflows. Metatask.io. [Электронный ресурс]. URL: https://metatask.io (дата обращения: 03.12.2021).
18. Первая Форма - Система управления бизнесом. [Электронный ресурс]. URL: https://1forma.ru (дата обращения: 07.12.2021).
19. Первая Форма (система управления). Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:Первая Форма (система управления) (дата обращения: 07.12.2021).
20. Наведи порядок в продажах. Онлайн Система Bitrix24. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bitrix24.ru (дата обращения: 07.12.2021).
21. Обзор IBM Business Process Manager. Официальный сайт IBM. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibm.com/docs/ru/bpm/8.6.0?topic=manager-business-process-overview (дата обращения: 11.12.2021).
22. Селиверстова П.О., Точилкина Т.Е. Управление бизнес-процессами: преиму- 8 щества, проблемы применения, ошибки внедрения // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2015. - № 1. - c. 172-180.
к.
REFERENCES:
A Simple Tool for Complex WorkflowsMetatask.io. Retrieved December 03, 2021, from https://metatask.io
Comindware Business Application Platform. Retrieved December 02, 2021, from https://www.comindware.com/ru/platform
Davydova A.I. (2016). Sushchnost, vidy i istoriya biznes-protsessov [The essence, types and history of business processes] Global problems of modernization of the national economy. 132-141. (in Russian).
Denisenko V. Yu. (2020). Avtomatizatsiya proizvodstvennyh biznes-protsessov v usloviyakh Industrii 4.0 na promyshlennyh predpriyatiyakh [Automation of manufacturing business processes in the context of Industry 4.0 in industrial enterprises]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 1007-1014. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 10.2.100878 .
Denisov D.Yu. (2021). Sovremennye informatsionnye sistemy podderzhki uprav-lencheskikh resheniy [Modern information systems for management decision support]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.4.113992.
- 4823 -
<n
IN
o> 10
o>
<J\
1/1 1/1
Dzheston Dzh., Nelis Y. (2012). Upravlenie biznes-protsessami. Prakticheskoe ru-kovodstvo po uspeshnoy realizatsii proektov [Business process management. Practical guide to the successful implementation of projects] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).
Novikova S.I. (2020). Osobennosti sovremennyh kommunikatsionno-informat-sionnyh sistem, otsenka poleznosti i effektivnosti informatsii kak resursa [The particularities of modern communication and information systems, evaluation of the usefulness and effectiveness of information as a resource]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 497-510. (in Russian). doi: 10.18334/ vinec. 10.1.100435 .
Pomytkina L.Yu., Komarova N.A., Schepetkina I.V., Schepetkina M.E. (2021). Analiticheskaya otsenka ispolzovaniya intellektualnyh tekhnologiy v bi-znes-protsessakh Rossii na primere ERP- i CRM-sistem [Analytical assessment of intelligent technologies in business processes in Russia on the example of ERP and CRM systems]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (1). 195-210. (in Russian). doi: 10.18334/vinec. 11.1.111871 .
Seliverstova P.O., Tochilkina T.E. (2015). Upravlenie biznes-protsessami: prei-mushchestva, problemy primeneniya, oshibki vnedreniya [Business process management: advantages, application problems, implementation errors]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. (1). 172-180. (in Russian).
Serebryakova T.A., Davydova V.R. (2021). Informatsionnye resursy kak sredstvo podderzhki biznesa i effektivnoy deyatelnosti predpriyatiya [Information resources as a means of supporting business and effective enterprise activity]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113934.
Severilova. P.V., Obedkova E.N. (2019). Istoriya razvitiya upravlenie biznes-prot-sessami. (Business Process. Management) [The history of BPM] Scientific and technical achievements of students, postgraduates, young scientists of the construction and architectural industry. 47-51. (in Russian).
Svirchevskiy V.D. i dr. (2018). Upravlenie malym biznesom [Small Business Management] M.: INFRA-M. (in Russian).
Udaltsova N.L. (2021). Sovremennye metody analiza i modelirovaniya biznes-pro-tsessov [Modern methods of business process analysis and modeling]. Leadership and management. 8 (2). 185-200. (in Russian). doi: 10.18334/ lim.8.2.112126 .
- 4824 -