УДК 37
Романова А.А.
магистрант Высшей школа педагогики, психологии и физической культуры Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация: в работе рассматривается проблема социокультурной компетенции школьников. Представлены результаты уровня сформированности социокультурной компетенции школьников среднего звена.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, уровни компетенции, компоненты компетенции.
Одним из главных результатов изучения иностранного языка, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, можно назвать сформированность коммуникативной иноязычной компетенции. В настоящее время в большинстве общеобразовательных учреждениях на уроках иностранного языка делается уклон на формирование теоретических знаний в области грамматики, фонетики и лексики, что не позволяет полноценно сформировать коммуникативную компетенцию, в которую входит социокультурная компетенция.
Помимо лингвистических знаний и языковой практики, учащиеся должны обладать социокультурными, страноведческими и культурологическими знаниями о стране изучаемого языка, а также знаниями использовании языковых средств и правил вербального и невербального
поведения. Отсутствие перечисленных знаний у обучающихся, свидетельствует о несформированности приоритетного компонента коммуникативной компетенции, в которую, помимо прочего, входит социокультурная компетенция по мнению многих авторов: О. А. Максимчик, Ю. М. Орехова, З. И. Коннова и др.
Изучаемый феномен является достаточно новым для педагогических исследований. Социокультурную компетенцию, как отдельное явление, ряд ученых определяют как знания контекст изучаемого языка и опыт использования этих знаний в коммуникации (Бим И. Л., Корнева М. Р., Мельникова, Ж. С., Сысоев П. В., и др.).
Многие исследователи делят социокультурную компетенцию на различные компоненты: культурологические знания, опыт коммуникации, личностное отношение к культуре, владение способами использования языка (Орехова Ю. М., Сафонова В. В., Чейц А., Языкова Н. В. и др.)
Цель нашего исследования является диагностика сформированности социокультурной компетенции школьников.
Первичная диагностика проводилась 11 мая 2023 года. В результате работы был определен начальный уровень сформированности социокультурной компетенции. Результаты первичной диагностики, проведенной на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 3:
Таблица 3. Результаты первичной диагностики сформированности социокультурной компетенции обучающихся.
№ Участник эксперимента Параметры социокультурной компетенции Итого Уровень сформированности с оцнокультурной компетенции
3 3 ^ ^ Ё п нч 4 к 3 о * 1 3 " социально-психологический компонент 'Ё и ЕГ £ 1 а о и компонент У 1 в е Ё 1 § м л ц &
1 Арсений Е. 50% 50% 33 % 45% 44% Низкий
2 ДарннаУ. 50% 75% 33 % 36% 44% Низкий
Никита Г. 0% 50% 16 % 36% 25% Низкий
4 Таисия Ч. 25% 50% 33 % 45% 38% Низкий
5 Димитр С. 0% 25% 16 % 36% 19% Низкий
6 Вероника П. 25% 25% 33 % 36% 29% Низкий
7 Арина Т. 0% 25% 16 % 18% 14% Низкий
8 Алина Р. 50% 50% 66 % 54% 55% Средний
9 Ксения Ю. 25% 50% 33 % 36% 36% Низкий
10 Александра Ш. 0% 50% 33 % 18% 25% Низкий
11 Артём П. 25% 0% 16 % 36% 19% Низкий
12 Кирилл Б. 25% 50% 33 % 18% 31% Низкий
На момент начала экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции в условиях языкового онлайн-лагеря диагностика показала следующие результаты: 91% учащихся, 11 человек, показали низкий уровень сформированности социокультурной компетенции. Это значит, что у этих учащихся имеется низкий уровень знаний лексических единиц с национально-культурной семантикой и умений применять их в ситуациях межкультурного общения, знаний языковых особенностей социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов и низкий уровень сформированности остальных компонентов социокультурной компетенции. И только 8% учащихся, 1 человек, показали средний уровень сформированности социокультурной компетенции. Рассматривая каждый
компонент отдельно, можно сделать вывод, что лингвострановедческий компонент развит у учащихся слабее, средний уровень сформированности данного компонента по всей экспериментальной группы - 23%. Наиболее развитым компонентом стал социально-психологический, средний уровень сформированности данного компонента по всей экспериментальной группы -41%, что всё равно не является показателем среднего уровня сформированности данного компонента. Более наглядно результаты первичной диагностики представлены на рисунке 1.
Уровни сформированности социокультурной компетенции (констатирующий этап)
50% 40% 30% 20% 10% 0%
Участники эксперимента
■ Лингвострановедческий ■ Социально-психологический
■ Социолингвистический ■ Культурологический
Рисунок 1. Уровни сформированности социокультурной компетенции (констатирующий этап).
Таким образом, благодаря анализу выше приведенных результатов тестирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать вывод: у учащихся экспериментальной группы на низком уровне сформирована социокультурная компетенция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонова А. Ю. Нетрадиционные формы организации обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2013. №4
(19). - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-organizatsii-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана.
2. Бабина, А. О. Детский языковой лагерь [Электронный ресурс]/ А. О. Бабина, Е. В. Малышкина // Новая наука как результат инновационного развития общества : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях, Сургут, 22 апреля 2017 года. Том Часть 7. - Сургут: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2017. - С. 10-12. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=29288070 (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана.
3. Болдырева Е. М. Формирование у школьников межкультурной компетенции в рамках летней оздоровительной программы [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2019. №6. - Электрон. дан. -Режим доступа : https://cyberleшnka.ru/artide/n/formiшvame-u-shkolnikov-mezhkulturnoy-kompetentsii-v-ramkah-letney-ozdorovitelnoy-programmy (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана.
4. Борисова, М. М. Из опыта онлайн-лагеря-2020: вызовы, структура, содержание, недостатки [Электронный ресурс] / М. М. Борисова, Н. П. Павлова // Hominum. - 2021. - № 2. - С. 14-29. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=46376553 (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана.
5. Вифлеемский А. Б. От дистанционного обучения к виртуальному летнему отдыху? [Электронный ресурс] // Народное образование. 2020. №2 (1479). -Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/ot-distantsionnogo-obucheniya-k-virtualnomu-letnemu-otdyhu (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана.
6. Галимзянова И.И. Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения иностранных языков [Электронный ресурс] // Записки Горного института. 2008. №. - Электрон. дан. - Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-rabota-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 10.01.2023). - Загл. с экрана.
Romanova A.A.
Northern Federal University (Arkhangelsk, Russia)
STUDY OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN: COURSE AND RESULTS OF ASCERTAINING STAGE OF EXPERIMENTAL WORK
Abstract: the paper considers the problem of socio-cultural competence of schoolchildren. The results of the level of formation of socio-cultural competence of middle school students are presented.
Keywords: socio-cultural competence, components of competence, education.