Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1630
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Елена Владимировна, Полуянова Татьяна Александровна

В статье рассматривается возможность использования цифрового образовательного контента в формировании социокультурной компетенции. Цель исследования - проанализировать условия формирования социокультурной компетенции у учащихся средней школы. Задача исследования - определить роль цифрового образовательного контента как ресурса формирования социокультурной компетенции у учащихся средней школы. Гипотеза исследования - успешное формирование социокультурной компетенции у учащихся средней школы возможно при условии использования цифрового образовательного контента как одного из доступных современных ресурсов в школьном обучении иностранным языкам. Методы исследования - критический анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме; опытная работа и обработка результатов исследования. Достигнутые результаты - межкультурное взаимодействие проникает во все сферы общественной жизни и приводит к тесному контакту различных культур. Однако зачастую различия между культурами и народами могут способствовать возникновению «культурного непонимания», препятствующего эффективному процессу межкультурной коммуникации. Таким образом, острой необходимостью является устранение такого непонимания благодаря успешному формированию социокультурной компетенции еще на ранних этапах обучения иностранному языку, то есть в школе, что является актуальной темой исследования современной российской педагогической теории и практики. Одним из наиболее востребованных ресурсов в образовательной сфере является цифровой образовательный контент, поскольку процессы компьютеризации и информатизации постоянно развиваются и меняются. Таким образом, сегодня существует потребность в разработке максимально эффективной методики работы с ИКТ на уроке иностранного языка, способствующей формированию у учащихся социокультурной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермолаева Елена Владимировна, Полуянова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN MODERN SCHOOL TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

The article discusses the possibility of using digital educational content in the formation of socio-cultural competence. The purpose of the study is to analyze the conditions for the sociocultural competence formation in secondary school students. Theobject of the study is to determine the role of digital educational content as a resource for the socio-cultural competence formation in secondary school students. The hypothesis of the study is that the successful formation of the socio-cultural competence formation in secondary school students is possible if digital educational content is used as one of the available modern resources in school teaching of foreign languages. Research methods - critical analysis and synthesis of scientific and methodological literature on the problem; research and processing of its results. The results achieved are that intercultural interaction penetrates into all spheres of public life and leads to close contact between different cultures. However, often differences between cultures and peoples can contribute to the emergence of “cultural misunderstanding” that hinders the effective process of intercultural communication. Thus, there is an urgent need to resolve these misunderstandings due to the successful formation of socio-cultural competence at the early stages of foreign language teaching, that is, at school, which is an urgent topic of research of modern Russian pedagogical theory and teaching practice. One of the most demanded resources in the educational sphere is digital educational content, since the processes of computerization and informatization are constantly evolving and changing. Thus, today there is a need to develop the most effective methods of working with ICT in a foreign language class, contributing to the formation of socio-cultural competence in students.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Цифровой образовательный контент как ресурс формирования социокультурной компетенции в современном школьном обучении иностранным языкам

Ермолаева Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук; доцент кафедры английского языка, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» E-mail: e_jermolajeva@mail.ru

Полуянова Татьяна Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры романо-германских языков, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» E-mail: t_polujanowa@mail.ru

В статье рассматривается возможность использования цифрового образовательного контента в формировании социокультурной компетенции.

Цель исследования - проанализировать условия формирования социокультурной компетенции у учащихся средней школы. Задача исследования - определить роль цифрового образовательного контента как ресурса формирования социокультурной компетенции у учащихся средней школы. Гипотеза исследования - успешное формирование социокультурной компетенции у учащихся средней школы возможно при условии использования цифрового образовательного контента как одного из доступных современных ресурсов в школьном обучении иностранным языкам. Методы исследования - критический анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме; опытная работа и обработка результатов исследования.

Достигнутые результаты - межкультурное взаимодействие проникает во все сферы общественной жизни и приводит к тесному контакту различных культур. Однако зачастую различия между культурами и народами могут способствовать возникновению «культурного непонимания», препятствующего эффективному процессу межкультурной коммуникации. Таким образом, острой необходимостью является устранение такого непонимания благодаря успешному формированию социокультурной компетенции еще на ранних этапах обучения иностранному языку, то есть в школе, что является актуальной темой исследования современной российской педагогической теории и практики. Одним из наиболее востребованных ресурсов в образовательной сфере является цифровой образовательный контент, поскольку процессы компьютеризации и информатизации постоянно развиваются и меняются. Таким образом, сегодня существует потребность в разработке максимально эффективной методики работы с ИКТ на уроке иностранного языка, способствующей формированию у учащихся социокультурной компетенции.

Ключевые слова: цифровой образовательный контент, цифровая образовательная среда, социоультурная компетенция, школьное обучение иностранным языкам.

С 10 декабря 2020 г. в нашей стране был запущен эксперимент по внедрению в образовательный процесс российских школ цифровой образовательной среды (ЦОС). Главной целью эксперимента является инкорпорирование возможностей ЦОС как дополнительного механизма для организации процесса обучения в средних общеобразовательных заведениях в целях создания одинаковых условий для получения качественного школьного образования. Планируется, что использование возможностей ЦОС позволит модернизировать общеобразовательную школу в целях интенсификации учебного процесса и построения оптимальной индивидуальной учебной траектории школьников.

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» предусматривается не только обеспечение школ нужной инфраструктурой и организация доступа к высокоскоростному интернету, но и подготовка цифрового образовательного контента по отраслям знаний. В Положении о проведении эксперимента было, в частности, определено понятие цифрового образовательного контента. Согласно Положению «цифровой образовательный контент» - это материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде», а также «средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов для организации деятельности цифровой образовательной среды» [2, с. 3].

Внедрение ЦОС в учебный процесс российских школ планируется до 2030 г. В настоящее время в рамках проектной работы по теме «Цифровая образовательная среда» осуществляется разработка цифрового образовательного контента по различным направлениям образования. Одно из наиболее востребованных направлений - филологическое, а именно обучение иностранным языкам. Цифровизация изучения иностранных языков всегда представляла собой особый интерес, и использование цифрового образовательного контента для организации языкового образования является важной задачей современной школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ОО) говорится, что «изучение предметной области «Иностранные языки» должно

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

обеспечить: приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета» [3].

ФГОС ООО определяет также предметные результаты изучения иностранных языков, главным из которых является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Одним из компонентов ИКК является социокультурная компетенция. В «Новом словаре методических терминов и понятий» содержание социокультурной компетенции определяется следующим образом: «Социокультурная компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и является ее компонентом. Содержание социокультурной компетенции может быть представлено в виде четырех составляющих: а) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях и культурных традициях, особенностях национального менталитета); б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры); в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры (в том числе способность преодолевать и разрешать социокультурные конфликты при общении); г) владение способами применения языка (правильное употребление социально маркированных языковых единиц в речи в различных сферах межкультурного общения, восприимчивость к сходству и различиям между родными и иноязычными социокультурными явлениями)» [1, с. 287].

По мнению А.Н. Щукина, «отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции являются причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, как следствие, нарушения хода иноязычного общения» [4, с. 159].

С целью эффективного формирования социокультурной компетенции в условиях цифрови-зации образования была создана структурно-функциональная модель, включающая в себя: нормативно-теоретический, целевой, содержательно-процессуальный, диагностический, и результативный компоненты, каждый из которых выполняет свои функции.

Согласно предложенной модели, вторым (обучающим) этапом формирования социокультурной компетенции является выполнение тестов и за-

даний пробных мини-квестов. Такой вид работы предполагет создание соответствующего цифрового образовательного контента.

В качестве попытки создания цифрового образовательного контента можно привести разработанный нами квест-экскурсию «Замок Нойшван-штайн - Schloss Neuschwanstein» для школьников 8-9 классов, изучающих немецкий язык. Квест является мультимедийным учебным контентом и представляет собой синтез различных видов информации (текстовой, звуковой, видеоинформации), которая является достоверной и понятной школьникам этого возраста и которую достаточно легко найти в интернете.

Виртуально осматривая помещения замка, школьники выполняют определенные лингвистические и лингвострановедческие задания, например:

1. в дворцовой кухне (die Schlossküche)

помогают королевским поварам рассортировать продукты (Obst, Gemüse, Milchprodukte, Fleischprodukte) и накрыть стол для короля (Das Messer muss rechts / links vom Teller liegen.);

2. в рабочем кабинете (das Arbeitszimmer) помогают королевскому секретарю правильно написать два письма: деловое (Sehr geehrte Damen und Herren!) и личное (Liebe Inge!);

3. в королевской гостиной (das Wohnzimmer) восстановить из отдельных реплик разговор гостей короля;

4. в торжественном тронном зале (der Thronsaal) нарядить к рождественскому празднику ёлку и украсить помещение традиционными немецкими рождественскими украшениями (der Lichterbogen, die Weihnachtspyramide, der Weihnachtsschmuck u.a.) и т.д.

Для создания заданий квеста использовались материалы детских сайтов немецкоязычного интернета [5; 6; 7]. Эти материалы предназначены для немецких школьников, следовательно, являются аутентичными, но написаны доступным языком и сопровождаются аудиовизуальной наглядностью. Отдельные задания квеста можно выполнять на уроках или пройти весь квест-экскурсию во внеурочное время. Квест по замку Нойшван-штайн является кратковременным, выполнение заданий способствует совершенствованию лексических и грамматических навыков, развитию умений аудирования, чтения и письменной речи, и, тем самым вносит вклад в формирование социокультурной компетенции. Квест поможет расширить кругозор школьников и повысить мотивацию к изучению немецкого языка.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О про-

ведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202012090002

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo

4. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студ. учреждений высш. образования / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с. - (Сер. Бакалавриат).

5. Neuschwanstein. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.blinde-kuh.de/ bksearch.cgi?smart=0&query=neuschwanstein

6. Neuschwanstein. Kinder- und Jugendseiten. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.neuschwanstein.de/deutsch/kinder/

7. Schloss Neuschwanstein - Klexikon - das Kinderlexikon. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://klexikon.zum.de/wiki/Schloss_ Neuschwanstein

DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE IN MODERN SCHOOL TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES

Ermolayeva E.V., Poluyanova T.A.

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

The article discusses the possibility of using digital educational content in the formation of socio-cultural competence. The purpose of the study is to analyze the conditions for the socio-cultural competence formation in secondary school students. The object of the study is to determine the role of digital educational content as a resource for the socio-cultural competence formation in secondary school students. The hypothesis of the study is that the successful formation of the socio-cultural competence formation in secondary school students is possible if digital educational content is used as one of the available modern resources in school teaching of foreign languages. Research methods - critical analysis and

synthesis of scientific and methodological literature on the problem; research and processing of its results.

The results achieved are that intercultural interaction penetrates into all spheres of public life and leads to close contact between different cultures. However, often differences between cultures and peoples can contribute to the emergence of "cultural misunderstanding" that hinders the effective process of intercultural communication. Thus, there is an urgent need to resolve these misunderstandings due to the successful formation of socio-cultural competence at the early stages of foreign language teaching, that is, at school, which is an urgent topic of research of modern Russian pedagogical theory and teaching practice. One of the most demanded resources in the educational sphere is digital educational content, since the processes of computerization and informatization are constantly evolving and changing. Thus, today there is a need to develop the most effective methods of working with ICT in a foreign language class, contributing to the formation of socio-cultural competence in students.

Keywords: digital educational content, digital educational environment, socio-cultural competence, school teaching of foreign languages.

References

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages). - M .: Publishing house IKAR, 2009. - 448 p.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 7, 2020 No. 2040 „On conducting an experiment to introduce a digital educational environment." [Electronic resource]. - Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202012090002

3. Federal state educational standard of basic general education. [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo

4. Shchukin A.N. Methods of teaching foreign languages: a textbook for students. institutions of higher. education / A.N. Shchukin, G.M. Frolov. - M .: Publishing Center „Acade-my", 2015. - 288 p. - (Ser. Bachelor degree).

5. Neuschwanstein. [Electronic resource]. - Access mode: https:// www.blinde-kuh.de/bksearch.cgi?smart=0&query=neuschwan-stein

6. Neuschwanstein. Kinder- und Jugendseiten. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.neuschwanstein.de/ deutsch/kinder/

7. Schloss Neuschwanstein - Klexikon - das Kinderlexikon. [Electronic resource]. - Access mode: https://klexikon.zum.de/wiki/ Schloss_Neuschwanstein

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.