Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭГРЕГОР / НАУКА / ПСИХОЛОГИЯ / ТОЛПА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кунев С.В.

В статье рассматриваются предпосылки исследования социоэнергетических систем (эгрегоров). Автор на примере разработок теории толпы показывает необходимость исследования данных систем. Им сделаны выводы о причинах невнимания академической науки к исследованию данных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SOCIO-ENERGY INFORMATION SYSTEMS: ACTUALITY, PROBLEMS PHILOSOPHICAL AND PRACTICAL SIGNIFICANCE

The article considers the prerequisites for the study of socio-energy systems (egregors). The author, on the example of developments of the theory of the crowd, shows the necessity of studying these systems. He made conclusions about the reasons for the inattention of academic science to the study of these systems.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ»

УДК 130.33

Кунев С.В., к.э.н.

доцент

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Россия, г. Саранск

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ:

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки исследования социоэнергетических систем (эгрегоров). Автор на примере разработок теории толпы показывает необходимость исследования данных систем. Им сделаны выводы о причинах невнимания академической науки к исследованию данных систем.

Ключевые слова: социоэнергетические системы, эгрегор, наука, психология, толпа

Kunev S. V.

Candidate of Science, Associate Professor National Research Mordovia State University

Russia, Saransk STUDY OF SOCIO-ENERGY INFORMATION SYSTEMS: ACTUALITY, PROBLEMS PHILOSOPHICAL AND PRACTICAL SIGNIFICANCE

Annotation: The article considers the prerequisites for the study of socio-energy systems (egregors). The author, on the example of developments of the theory of the crowd, shows the necessity of studying these systems. He made conclusions about the reasons for the inattention of academic science to the study of these systems.

Keywords: socio-energy systems, egregor, science, psychology, crowd

Происходящие в мире различные драматические события, конфликты, гражданские войны, террористические акты, угрозы использования ядерного оружия и другие ситуации, в которых поведение участвующих народным масс, элитных групп выгладит иррациональным, ухудшающим собственное положение («майдан» на Украине, революции в Ливии, Ираке, гражданская война в Сирии, противостояние США и КНДР). Масштаб и динамика происходящих в социуме процессов достигли уровня, на котором их рассмотрение (тем более прогнозирование) посредством использования наработанных в рамках материалистической диалектической парадигмы, малоэффективны.

В связи с этим в настоящее время у различных исследователей возрастает интерес к исследованию человеческой природы и обусловленных ею социальных процессов на основе методологий, не относящимся к строго

научным. Такая ситуация связана с тем, что современное состояние как фундаментальных наук (философия, социология), так их специальных областей (теория поведенческой экономики, теория политической элиты) не позволяют устанавливать четкие причинно-следственные связи между происходящими событиями.

Пока ученые-академисты ведут споры по вопросам возможности неклассических, отнесенных к метафизике, социальных явлений выступать предметом научного дискурса, другие исследователи начинают включать их в круг анализируемых понятий, принципов и методов.

Более того на основе различных открытых публикаций можно сделать (пока косвенные) выводы о длительной реализации подобных исследований в закрытых учреждениях и даже применении конкретных разработок в социуме

[1, 2, 6, 7].

Вместе с тем в настоящее время довольно популярной является тема социоэнергоинформационных систем (СЭИС) или эгрегоров, характеризуемая постоянным увеличением объема соответствующей информации и контента в сети Интернет. Публикуются книги и монографии, посвященные тематике роли СЭИС в жизни общества, принципам взаимодействия СЭИС и человека. Однако понятие эгрегор не является новым. Считается, что оно впервые упоминается в труде Даниила Андреева «Роза мира». Сущность СЭИС или эгрегора не являются предметом рассмотрения данной статьи. В вопросе о его сущности автор статьи согласен с мнением В. Д. Попова, изложенном в монографии «Духовно-информационная сила эгрегора». По его мнению, эгрегор есть «.. .проявление не только бессознательного, но (пред)подсознательного и сознательного. Он есть синтез их содержимого, заложенный в бессознательном и сознательном, он есть результат выбросов информации из бессознательного, в подсознание, а далее - в сознание» [6, с. 20]. В основе принципа формирования СЭИС лежит так же оспариваемые некоторыми учеными принципы многомерности человека и колебательной характер его природы [4].

Вместе с тем ни в одном из открытых источников от академических монографий до оккультного интернет-контента не прописан конкретный механизм формирования СЭИС, его взаимодействия с человеком. Авторы либо ограничиваются общими принципами: «энергия полей людей объединяется в тонкоматериальное образование», «эгрегор управляет людьми», либо выдвигают идеи, имеющие противоположный вектор в отношении структуры этих систем, управления ими (вопрос о самостоятельности эгрегора). Особый интерес этом плане представляет книга К. П. Петрова «Тайны управления человечеством или тайны глобализации», в которой приводится описание некоторых принципов функционирования СЭИС и их классификации по различным признакам [5, с. 589-610].

Также автор считает необходимым обратить внимание на следующее. В настоящее время в психологии выделяют отдельное направление -психология толпы, оформившееся во 2-ой половине прошлого века. Хотя

предпосылки к ее зарождению были созданы еще Аристотелем (в своем сочинении «Политика» указал, что «человек есть животное общественное»), его основоположниками можно назвать швейцарского психиатра К. Юнга (впервые сформулировал понятие коллективного бессознательного), австрийского психиатра З. Фрейда (акцентировал внимание на лидере-гипнотезёре) и французского психолога Г. Лебона (исследовал закон психическое единство толпы). Продолжателями являлись ученые С. Московичи (в 1981 г. издал монографию «Век толп. Исторический трактат по психологии масс», в которой изложил основные проявления «эффекта толпы»), Ф. Зимбардо (проводил социальные эксперименты на основе воссоздания тюремной атмосферы с целью определения принципов вовлечения человека в «массу») и Р. Тернер (пришел к выводу о наличии внутри толпы социального контроля посредством комплекса норм, подчиняться которому обязаны все члены включая лидеров).

Таким образом, можно выделить основные свойства толпы и принципы ее функционирования [3, с. 6-7]:

1 Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2 Индивид действует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

3 Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

4 Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5 В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. д.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. д.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

При этом можно сделать вывод, что авторы описывают лишь внешние эффекты толпы, даже не ставя вопрос о том:

1 На какой основе они проявляются?

2 Почему в толпе стирается личность с ее интересами и особенностями и «включаемся» нечто надличностное, имеющее подчас иные цели?

3 Почему человек подчиняется воле толпы?

4 Почему некоторым людям удается сохранять индивидуальность?

5 Почему лидер в толпе усиливает свою власть и могущество (вплоть до его физических возможностей)?

6 Кто задает алгоритм поведения членам толпы и контролирует его реализацию?

7 Почему выход из некоторых толп «опасен» для его членов? Очевидно, что традиционные методы, используемые гуманитарными и

естественными науками в анализе таких систем не состоятельны. Имеет место наличие некоторого «агента», связующего личность с ее индивидуальными характеристиками, с толпой, нивелирующей или даже стирающей их и замещающей иными. Этим агентом по мнению автора статьи является СЭИС или эгрегор.

Но ортодоксально настроенная часть академической общественности упорно отказывает СЭИС в праве быть предметом научных исследований. Хотя, как было указано выше, перед исследователями из непубличных учреждений данный вопрос в принципе не стоит. Можно косвенно утверждать, что уже давно существуют технологии создания, набора мощности СЭИС и управления массами посредством соответствующих различных приемов.

Безусловно, исследование СИЭС затруднено отсутствием конкретной методологии и инструментов с «нормированной погрешностью». По сути эксперимент здесь возможен, но исследователи могут наблюдать лишь внешние эффекты, т. е. ЭИС будет представлять собой «черный ящик». Насколько можно предполагать, в настоящее время исследование возможно преимущественно посредством информации, получаемой от людей, обладающих повышенной сенситивностью. Однако, этот подход в полной мере не может отвечать требованиям научности. Таким образом, выдвигается проблема совершенствования инструментальных методов в направлении повышения чувствительности приборов для регистрации сверх высокочастотных (тонких и сверхтонких) колебаний.

Практическая актуальность исследований состоит в выработке приемов защиты от деструктивных СЭИС, угрожающих существованию общества вцелом и отдельных личностей в частности.

Таким образом, актуальность исследования СЭИС для философской науки состоит в выходе на новый уровень понимания эволюции социума вцелом и его отдельных групп, для практики общественного управления - в повышении безопасности общества и его институтов.

Использованные источники:

1. Анисимов Н. И. Электронная голгофа [Электронный ресурс] / Н. И. Анисимов. - Режим доступа: http :// samlib.ru/n/natalxj a_p/18. shtml

2. Винокуров И.В. Психотронная война. От мифов к реалиям / И.В. Винокуров, Г.К. Гуртовой. - М. : Букинист, 1993. - 368 с.

3. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / С. Московичи. - М. : Академический проект, 2011. - 396 с.

4. О предпосылках и критике исследования социоэнергоинформационных систем / С. В. Кунев // Теория и практика современной науки. - 2016. - №12 (18). - Режим доступа: http://modern-j.ru/domains data/files/18/Kunev%20S.V.-

1%20(^еП^

5. Петров К. П. Тайны управления человечеством или тайны глобализации / К. П. Петров. - М. : Академия управления, 2008. - 875 с.

6. Попов В.Д. Духовно-информационная сила эгрегора : монография. - М. : Изд-во РАГС, 2010. - 150 с.

7. Соколов Д. Мистика и философия спецслужб [Электронный ресурс] / Д. Соколов. - М. : Академия управления, 2010. - 248 с. - Режим доступа: http://ipk-mtuci.ru/book/mistika_i_fi1osofiya_specs1uzhb.pdf

8. Титов К.В. Эгрегоры человеческого мира. Логика и навыки взаимодействия / К.В. Титов. - М. : Афина, 2007. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.