Научная статья на тему 'Исследование социальной активности молодежи'

Исследование социальной активности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3783
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / YOUTH / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна, Черникова Елена Геннадьевна

В статье анализируются результаты социологического исследования общественной активности работающей молодежи Челябинской области: их участие в деятельности общественных объединений, уровень социальной поддержки на промышленных предприятиях, а также предложения по улучшению положения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the results of sociological research of the social activity of young people in the Chelyabinsk region: their participation in the activities of public associations, the level of social support at industrial enterprises, as well as suggestions for improving the situation of young people.

Текст научной работы на тему «Исследование социальной активности молодежи»

УДК 301 ББК 60.55

Соколова Надежда Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Черникова Елена Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент

кафедра социальной работы, педагогики и психологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Sokolova Nadezhda Anatol'evna doctor of pedagogical Sciences, Professor

the Department of social work, pedagogy and psychology Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk Chernikova Elena Gennad'evna candidate of sociological Sciences, associate Professor

the Department of social work, pedagogy and psychology Chelyabinsk state pedagogical University, Chelyabinsk sokolovana@cspu.ru

Исследование социальной активности молодежи A study of the social activity of youth

В статье анализируются результаты социологического исследования общественной активности работающей молодежи Челябинской области: их участие в деятельности общественных объединений, уровень социальной поддержки на промышленных предприятиях, а также предложения по улучшению положения молодежи.

The article analyzes the results of sociological research of the social activity of young people in the Chelyabinsk region: their participation in the activities of public associations, the level of social support at industrial enterprises, as well as suggestions for improving the situation of young people.

Ключевые слова: молодежь, социальная активность, социальная поддержка

Key words: youth, social activity, social support

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями. Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно. Для этой социальной группы характерно физиологическое взросление, завершение формирования личности, вступление на полноправной основе в ключевые сферы общественной жизни: экономику, политику, семейные отношения.

По прогнозам демографов численность молодежи 14-30 лет в Российской Федерации в 2012-2025 гг. сократится с 35,2 млн. человек (2012 г.) до 25,6 млн. человек (2025 г.), или на 27,3%. При этом минимальная численность молодежи достигнет в 2024 г. - 25,3 млн. человек. Снижение численности российской молодежи к 2025 г., отток наиболее мобильной и образованной ее части в дальнее зарубежье ведет в целом к ухудшению качества трудовых ресурсов (поток низко квалифицированных работников растет, высоко квалифицированных - остается постоянным).

Молодежь - это социально активная часть населения, представляющая собой наиболее перспективную часть граждан. Под социальной активностью в данном случае мы понимаем интегральное качество личности, обеспечивающее осознанное деятельное отношение к миру, направленное на позитивное преобразование социальной действительности посредством удовлетворения личностных и социально-значимых потребностей.

В литературе глубоко проанализирована категория «молодежь» в разных её аспектах: историческом, демографическом, социальном, психологическом, правовом (Б.Г. Ананьев, С.В. Бойцова В.С. Козлов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Ю.В. Манько, В.С. Мухина, К.М. Оганян, А.В. Петровский, Е.М. Рыбинский, В.И. Чупрунов и др.); изучено положение молодежи на российском рынке труда, исследованы проблемы современной российской молодежи (Ю.В. Манько, К.М. Оганян, В.Т. Лисовский, В.С. Мухина и др.).

Положение молодежи в российском обществе является противоречивым. С одной стороны, в силу своего возраста она не имеет собственного устойчивого социального статуса, ограничена в доступе к экономическим, социальным и культурным благам, находится в известной материальной зависимости от представителей старшего поколения, и ориентирована на сверстников в культурном и психологическом плане. С другой стороны, молодежь выполняет особую роль в обществе, определяемую тем, что по мере становления и развития в качестве субъекта социальных отношений, она обеспечивает воспроизводство населения, общественного производства и общественной жизни, способствует сохранению и преемственности истории и культуры страны. Благодаря своей восприимчивости к инновациям участвует в позитивных социальных преобразованиях, передает свой обновленный опыт последующим поколениям и т.д.

Поскольку молодежь в силу специфики своего возраста, особенностей развития российского общества, его экономических сложностей оказывается экономически и социально незащищенной, ощущающей на себе самые различные виды неблагополучия, негативные перемены современного общества, она нуждается в защите и поддержке со стороны государства и общества. Социальная поддержка - это специальные мероприятия в виде содействия, услуг, оказываемые отдельным лицам, группам населения направленные на преодоление или смягчение жизненных трудностей, поддержание социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Для решения проблем молодежи на федеральном уровне разрабатывается государственная молодежная политика, целью которой является создание условий для становления молодого человека в качестве активного и самостоятельного субъекта своей жизнедеятельности. В нашей стране разработана «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года», определяющая совокупность приоритетных направлений, реализация которых позволят вовлечь молодежь в общественную жизнь.

Весной 2014 г. было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие около 400 молодых работников 6 промышленных предприятий г. Челябинска и Челябинской области. Нами исследовались вопросы социально-экономического положения молодежи и ее социальная активность. В ходе изучения социальной активности ставились следующие задачи:

1. Определить уровень и направленность социальной активности работающей молодежи.

2. Выявить уровень социальной поддержки молодежи на промышленных предприятиях.

3. Изучить предложения молодежи об улучшении своего положения.

Исследование показало, что треть молодежи (36,6%) участвует в работе

молодежных общественных организаций, 56,4% - не участвуют, 7% - не знают о существовании таковых. Участие работающей молодежи промышленных предприятий в общественных организациях, отражающее веер их интересов, представлено в табл. 1.

Таблица 1.

Участие в работе общественных организаций

№ Направление деятельности N = 325 %

1. Молодежные общественные организации 71 21,8

2. Волонтерские организации 27 8,3

3. Спортивные организации 58 17,8

4. Профсоюзные организации 62 19,1

5. Советы молодых специалистов предприятия 61 18,8

6. Молодежные политические организации 11 3,4

7. Молодежные интеллектуальные объединения 10 3,1

8. Молодежные творческие объединения 15 4,6

9. Военно-патриотические объединения 9 2,8

Из таблицы следует, что молодежь предпочитает работу в Совете молодых специалистов предприятия (18,8%), в молодежных общественных (21,8%), профсоюзных (19,1%), спортивных (17,8%) организациях. Незначительное ко-

личество молодых работников участвуют в деятельности молодежных политических (3,4%), волонтерских организациях (8,3%) и молодежных творческих объединениях (4,6%).

Среди причин неучастия в деятельности молодежных общественных организаций 62,0% респондентов отмечают отсутствие времени, 19,2% - отсутствие интереса, 13,2% - ответили, что им никто не предлагал.

На вопрос: «В решении каких вопросов и в каком качестве Вы хотели бы участвовать в работе общественных объединений?» ответы молодежи представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Направления общественной деятельности и роли, в которых готовы участвовать молодые работники предприятия

Руководитель, организа- Член организационной Генера- Участник, испол-

тор идей

тор группы нитель

Улучшение экономиче- N = 155 20 58 22 55

ского %

положения молодежи 12,9 37,4 14,2 35,5

Решение жилищной про- II £ 22 57 26 52

блемы молодежи % 14,0 36,3 16,6 33,1

Развитие инфраструкту- N = 153 22 46 37 48

ры в микрорайоне % 14,4 30,1 24,2 31,3

Политическая жизнь ре- N = 140 24 50 18 48

гиона, страны % 17,1 35,7 12,8 34,4

Волонтерская деятель- N н 4 20 35 22 70

ность % 13,6 23,8 14,9 47,7

Вопросы экологии N н 9 25 37 30 101

% 12,9 19,2 15,5 52,3

Здоровый образ жизни N н 9 -Р^ 39 58 40 57

% 20,1 29,9 20,6 29,4

Духовно-нравственное N н 7 -Р^ 23 50 40 61

развитие молодежи и детей % 13,2 28,7 22,9 35,2

Свой вариант ответа N = 33 8 6 6 13

% 24,2 18,2 18,2 39,4

*В таблице N - количество человек, ответивших на данный вопрос

Из таблицы видно, что в роли руководителя чаще всего респонденты готовы решать вопросы экологии и здорового образа жизни. В качестве члена организационной группы - вопросы улучшения экономического положения молодежи, в решении жилищной проблемы, проблемы развития инфраструктуры в микрорайоне, в политической жизни региона, страны. В роли генератора идей в вопросах развития инфраструктуры в микрорайоне и духовно-нравственного развития молодежи и детей. В качестве рядового участника, исполнителя молодежь видит себя более всего в волонтерской деятельности и решении вопросов экологии.

При исследовании состояния социальной поддержки молодежи были получены следующие результаты: третья часть респондентов (32,6%) удовлетворена существующими мерами социальной поддержки молодежи на предприятии (пособия, помощь в приобретении жилья, бесплатное или на льготных условиях санаторно-курортное лечение и т.д.). Остальные не удовлетворены либо затруднились ответить. Причем последние составляют почти четверть (24%).

Можно предположить о неинформированности этой части работников о существовании подобных мер на предприятии. Из числа респондентов только треть (32,3%) знает что-либо о региональных и федеральных программах поддержки молодежи, остальные либо не знают, либо затруднились ответить.

Респонденты более всего информированы в вопросах ипотечного кредитования на приобретение жилья (22,7%), поддержки молодой семьи (20,9%), мероприятиях коллективного договора предприятия (14,0%), по поддержке талантливой молодежи (10,2%) (табл.3).

Таблица 3.

Информированность о программах поддержки молодежи

№ Утверждение N = 394 %

1. По ипотечным кредитам на приобретение жилья 91 22,7

2. По поддержке технических профессий 22 5,5

3. По получению профессионального образования 27 6,7

4. По организации изобретательской и инновационной деятельности на предприятии 13 3,2

5. По поддержке талантливой молодежи 41 10,2

6. По поддержке молодой семьи 84 20,9

7. По военно-патриотическому воспитанию молодежи 9 2,2

8. По организации волонтерской деятельности 12 2,9

9. По организации спорта 25 6,2

10. Коллективный договор предприятия 56 14,0

11. Корпоративные программы 17 4,2

Изучая предложения о повышении социальной поддержке молодежи, работающей на предприятиях, следует выделить следующие направления:

1. Поддержка молодых семей в вопросах приобретения своего жилья (66,3%).

2. Организация молодежного спорта (39,9%).

3. Поддержка молодежных производственных инициатив (34,9%).

4. Поддержка молодежных научных инициатив (33,9%).

5. Духовно-нравственное воспитание молодежи (32,7%).

6. Поддержка молодежных предпринимательских инициатив (23,7%).

7. Поддержка молодежных творческих инициатив (23,4%).

8. Консультирование молодых семей по вопросам супружеских отношений и воспитания детей (21,8%).

Респонденты сформулировали предложения по решению проблем молодежи и определили пути их решения.

1. Проблема трудовой занятости молодежи, снижения уровня безработицы среди молодежи.

Предложения: поддержка властями региона крупных работодателей в целях улучшения жизни молодых, помощь в трудоустройстве молодежи без опыта работы, сохранения рабочего места при уходе в армию, материальное стимулирование молодых специалистов; обеспечение полного набора условий, спо-

собствующих хорошему старту молодежи; создание лабораторий для научных исследований молодых специалистов; поддержка молодежных научных инициатив.

2. Проблема оплаты труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложения: повышение заработной платы до среднего уровня по России; индексация заработной платы; материальное стимулирование и поддержка молодежи.

3. Жилищная проблема.

Предложения: сделать более доступным ипотечные кредиты на приобретение жилья; развивать строительство малоэтажных экологичных поселений; строить дома на средства из бюджета, а продавать их по себестоимости; развивать собственную программу «Молодая семья»; приобретать собственное жилье молодыми работниками с 50%-ой оплатой его стоимости предприятием + пятилетняя обязательная отработка на предприятии.

4. Проблема здорового образа жизни, спорта, досуга.

Предложения: пропаганда здорового образа жизни; увеличение стоимости алкоголя и табачной продукции; проверки на наличие суррогатной продукции; высокие штрафы; создание объединений, ориентированных на профилактику и помощь нарко- и алкозависимым; увеличение количества рекламы здорового образа жизни в СМИ; организация спортивных мероприятий, спартакиад между предприятиями региона; создание условий для занятий спортом.

5. Проблемы семьи, воспитания.

Предложения: изменение системы образования, воспитания (данная проблема не зависит от места проживания и вида деятельности человека); необходимо заниматься духовно-нравственным и патриотическим воспитанием в учебных заведениях; рассказывать детям о Великой Отечественной войне, чтобы донести до них правду об ужасах войны и о последствиях военных действий.

6. Проблема социальной поддержки молодежи.

Предложения: строительство новых дошкольных образовательных учреждений; строительство спортивных сооружений; разработка и реализация муниципальных и на уровне предприятия программ социальной поддержки молодых работников предприятий.

7.Проблемы экологии.

Предложения: облагораживание парков; развитие инфраструктуры; формирование среди молодежи культуры чистого города; всеобщее озеленение, поддержание порядка, коллективные мероприятия по наведению порядка (обязательное условие-наличие урн для мусора).

В ходе опроса молодые люди не только обозначили проблемы, но и определили пути их решения, выразив готовность активно участвовать в их разрешении.

Таким образом, процесс развития социальной активности молодежи, рассматриваемый нами как обязательный фактор успешного преобразования общества, будет эффективным при условии изучения реального социального положения молодых людей, учета их потребностей, создания адресных программ поддержки молодежи, а также организационных условий их включения в деятельность молодежных общественных организаций, позволяющих изменить свое социально-экономическое положение.

Библиографический список

1. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический потрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010. - С. 366-482.

2. Ильинский, И.М. О молодежной политике российского политического центризма / И.М. Ильинский. - М: Институт молодежи, 1999. - 18 с.

3. Митягина, Е.В. Квалифицированные рабочие на российских предприятиях: о мифах и реальности / Е.В. Митягина // Социологические исследования. - 2013. - № 11. - С. 4753.

4. Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т. Тощенко. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С.409-435.

5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infracti

оп/#.

6. Рималевская, Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России / Н.М. Рималевская // Социологические исследования. - 2002. - № 5. - С. 101-107.

Bibliography

1. Gorshkov, M. K. Young Russia: a sociological profile / M. K. Gorshkov, E. F. Gorshkov. - M.: CSEM, 2010. - S. 366-482.

2. Ilinsky, I. M. On youth policy of the Russian political centrism / I. M. Ilyinsky. - M.: Institute of youth,1999. - S. 18.

3. Mityagina E. Century Skilled workers at Russian enterprises: myths and reality / E. C. mityagina // Sociological research. - 2013. - № 11. - S. 47-53.

4. Political sociology: textbook / Ed. by J. T. Tomenko. - M.: Publishing House Yurayt, 2012. - S. 409-435.

5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/infracti

on/#.

6. Romanesca, N. M. The social consequences of economic transformation in Russia / N. M. Romanesca // Sociological research. - 2002. - № 5. - S. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.