Научная статья на тему 'Исследование социально-психологических особенностей воспитанников специальных школ открытого типа'

Исследование социально-психологических особенностей воспитанников специальных школ открытого типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоров Николай Русланович, Бондаренко Ирина Николаевна

Исследование посвящено выявлению и количественной оценке особенностей девиантного поведения. Выборка: 852 подростка (воспитанники специальных общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением открытого типа (N=648) и учащиеся массовой школы (N=204) (юноши и девушки, возраст от 12 до 18 лет). Результаты показали статистически значимые отличия показателей воспитанников спецшкол и учащихся массовых школ по всем исследованным параметрам. Степень девиантности подростка зависит от тяжести его проблем, имеет гендерные отличия и изменяется в зависимости от периода возрастного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-психологических особенностей воспитанников специальных школ открытого типа»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛ ОТКРЫТОГО ТИПА

Аннотация: исследование посвящено выявлению и количественной оценке особенностей девиантного поведения. Выборка: 852 подростка (воспитанники специальных общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением открытого типа (N=648) и учащиеся массовой школы (N=204) (юноши и девушки, возраст от 12 до 18 лет). Результаты показали статистически значимые отличия показателей воспитанников спецшкол и учащихся массовых школ по всем исследованным параметрам. Степень девиантно-сти подростка зависит от тяжести его проблем, имеет гендерные отличия и изменяется в зависимости от периода возрастного развития.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, подростки, совместная деятельность, академическая успеваемость.

The summary: this article explores the features of deviant behavior and its quantifying value. Sample consisted of 852 adolescents (pupils of special schools for children with deviant behavior (N=648) and public school students (N=204) (boys and girls, ages 12 to 18 years)). The results showed statistically significant differences between indices of behavior of pupils of special schools and public school students on all investigated parameters. Deviant behavior of adolescents depends on the severity of theirs problems, has gender and age differences.

Н. Р. Сидоров, И. Н. Бондаренко

Keywords: deviant behavior, delinquent behavior, adolescents, joint activities, academic performance.

В новейшей истории России особый тип образовательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением был организован по Постановлению Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 42, согласно которому:

«Несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда направляются в учреждение закрытого типа.

В учреждение открытого типа принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 18 лет при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту их жительства, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка старше 14 лет» [9].

Такая формулировка никак не определяет характерных особенностей поведения детей и подростков, направляемых в открытые специальные школы для детей с девиантным поведением (далее — спецшколы), или особенностей условий, в которых протекает их жизнедеятельность. Этим обстоятельством и определяется проблема исследования: изучение социально-психологических особенностей воспитанников специальных школ открытого типа.

В Москве функционирует 10 спецшкол открытого типа — по одной в каждом административном округе столицы, что определяет актуальность предпринятого исследования.

Проблема разработки психологического содержания понятия девиантного поведения, поиск основных его причин остаются актуальной темой в работах отечественных и зарубежных ученых. Девиантное поведение до сих пор не получило однозначного определения. Границы понятия остаются размытыми. В настоящее время любое поведение, отличающиеся от нормативного, может быть отнесено к категории девиантного. Большинство исследователей считают, что девиантное поведение (deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, нарушающее наиболее важные социальные нормы, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [1, 2] и др. При этом у разных авторов встречается идея определить последовательность форм отклоняющегося поведения в связи с тяжестью его случаев: девиантное— делинквентное — криминальное.

Определение девиантного поведения как поведения, нарушающего общепринятые социальные нормы, не представляется нам удовлетворительным. Во-первых, относительность социальных норм не позволяет однозначно квалифицировать тот или иной стиль поведения как девиантный. Во-вторых, суждения о том, соблюдает или нет субъект деятельности какие-то нормы своего социального окружения, принадлежат плоскости этики, но не психологии [6]. Опираясь на положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и психологи-

ческой теории деятельности А.Н. Леонтьева, мы предлагаем следующее определение этого феномена.

Девиантноеповедение — это поведение индивида, регулярно нарушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в человеческой общности, к которой принадлежит он сам. Психологической причиной девиантного поведения является снижение регулирующей роли сознания в осуществляющихся социальных взаимодействиях.

Надо подчеркнуть, что в определении девиантного поведения главное для нас — это его деструктивный характер. Такой подход предполагает и иное понимание причин девиантного поведения подростков — низкий уровень их культуры в сочетании со слабостью нервно-психического потенциала. Предлагаемое нами определение девиантного поведения, немного изменяя объем этого понятия по сравнению с традиционным определением, задает тем не менее другие критерии квалификации поведенческих актов. Данный подход более определенно переводит анализ девиантного поведения в плоскость психологической теории деятельности, не подменяя собою возможные этические или педагогические суждения.

Целью настоящей работы является описание социально-психологических особенностей подростков, отнесенных обществом в категорию девиантов. Эти особенности рассматривались нами в сравнении с аналогичными характеристиками, полученными в исследовании условно нормальных детей. Первая группа — воспитанники спецшкол, вторая — учащиеся одной из массовых школ Южного округа Москвы.

Методы исследования

Для достижения поставленной цели мы применяли экспертную оценку, беседу, анализ документов. В совокупности эти подходы составили Метод изучения предпосылок и проявлений социальной дезадаптированности подростков [5]. Данная методика (как следует из ее названия) первоначально была предложена для оценки степени тяжести социальной дезадаптированности подростков, и в этих целях 7 лет использовалась в разных спецшколах Москвы.

Математико-статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки данных Microsoft EXCEL XP и пакета статистического анализа STATISTICA 6.0 for Windows. Для установления достоверности различий использовались: параметрический t-критерий и непараметрический критерий U-Манна-Уитни.

В настоящем исследовании изучались такие особенности жизнедеятельности подростков, как: «поведение», «участие в совместной деятельности», «употребление ПАВ», «академическая успеваемость», «состояние соматического здоровья», «уровень развития речи», «социальная ситуация в семье и по месту жительства» (табл. 1).

Анализ показателей «поведение» и «участие в совместной деятельности» в свете предложенного определения девиантного поведения представляется очевидным. Люди включаются в совместную деятельность (с полным пониманием ситуации или под давлением обстоятельств) для получения некоторого результата, который достижим только сообща и вместе с тем полезен каждому члену группы и/или группе в целом.

Нормальным является участие каждого члена группы в получении конечного результата, его продуктивное взаимодействие с другими членами группы в этой совместной деятельности и ввиду общей цели. Нарушение продуктивного взаимодействия и общения с другими людьми в конкретных ситуациях является отклонением от нормы, девиацией, или проявлением девиантного поведения. В этом смысле показатель «академическая успеваемость» отражает участие подростка-учащегося в такой совместной деятельности, в которую он включен по определению.

Рассмотрение девиантного поведения в системе двух факторов — медико-биологического и социально-культурного [5, 7] — позволило включить в исследование показатели «состояние соматического здоровья», «уровень развития речи». Подростковый период характеризуется вхождением в новую взрослую социокультурную среду. Этот процесс сопровождается усвоением культуры, передачей ценностей, образцов и норм поведения и начинается он в семье. Анализ социальной ситуации в семье и по месту жительства показывает, способствует или препятствует среда, в которой находится подросток, его личностному развитию.

Показатель «употребление ПАВ», с одной стороны, связан с ухудшением здоровья подростков, с другой — погружает их в социокультурную среду, формирующую отношения зависимости.

Возможность получения дифференцированной оценки по каждому показателю обеспечивается экспертными оценками специалистов, работающих в спецшколе и имеющих возможность наблюдать воспитанника в течение

Таблица 1

Характерные черты поведения воспитанников специальных общеобразовательных школ

для детей с девиантным поведением

Уровни признака 1 г 3 4 5

Поведение Адекватное социальное Плохое поведение в школе: конфликты с учителями и сверстниками, плохо управляем(а) Совершение правонарушений, учет в ПДН и КДН Имущественные преступления, хулиганство Преступления против личности, многочисленные рецидивы правонарушений

Академическая успеваемость Стабильные положительные оценки по всем предметам Эпизодические пробелы в знаниях, неудовлетворительные оценки по одному-двум предметам Значительные и обширные пробелы в знаниях, требуется дублированное обучение Актуальный уровень обученное™ много ниже возрастной нормы, обучение неоднократно дублировалось ранее Неграмотность или знания и учебные умения на уровне начальных классов

Участие в совместной деятельности Самостоятельно ставит цели и ищет способы решения проблем (творческое отношение к решению проблем) Принимает цели совместной деятельности и активно участвует в их достижении Занимает пассивно-исполнительскую позицию Исполняет задание по принуждению Принципиально отказывается от совместной деятельности

Состояние соматического здоровья Дети здоровые, с нормальным уровнем функций и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития Дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, а также сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям Дети с хроническими заболеваниями, с врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохранными функциональными возможностями Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного характера (хронические заболевания) со сниженными функциональными возможностями Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями

Социальная ситуация в семье и по месту жительства Должный уход, воспитание, эмоциональный контакт наличествует Требуется минимальная коррекция социальной ситуации развития в семье и по месту жительства Социальная ситуация неудовлетворительная, необходим и возможен разрыв некоторых социальных связей Должный уход, воспитание, эмоциональный контакт отсутствует, социальная ситуация не способствует развитию Социальная ситуация в семье и по месту жительства опасна для здоровья и самой жизни ребенка

Уровень развития речи Развитая контекстуальная устная и письменная речь, восприятие, анализ, воспроизведение в норме Устная и письменная речь сформированы, есть трудности в оформлении высказывания Аграмматическая фраза, предложения простые, словарный запас бедный Нарушение процессов восприятия, анализа, переработки информации и планирования речи Контекстуальная устная и письменная речь грубо нарушена, высказывания не Формируются

Употребление ПАВ Психоактивные вещества (ПАВ), алкоголь и табак не употребляет Табакокурение, эпизоды употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков Эпизоды употребления ПАВ без признаков зависимости, систематическое употребление алкоголя Злоупотребление ПАВ на уровне психологической зависимости, начало физической зависимости Выраженные признаки физической зависимости, наркомания, токсикомания, алкоголизм

Таблица 2

Количество обследованных воспитанников спецшкол и массовой школы

Воспитанники спецшкол

№ спецшколы Всего учащихся Из них

юноши девушки

№ 1-9 627 449 178

Учащиеся массовой общеобразовательной школы

Школа Южного окружного управления образования г. Москвы 204 117 87

ряда лет. В соответствии с сформированным нами перечнем показателей в качестве экспертов привлекались: медицинские работники, социальные педагоги, учителя, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования, наркологи, воспитатели. Каждая оценка уточнялась и/или перепроверялась по анализу соответствующих документов: медицинских карт, актов обследования жилищных условий проживания воспитанников, классных журналов,протоко-лов работы дефектолога и педагогов-психологов, планов досуговых мероприятий. Было проведено сплошное обследование воспитанников девяти из десяти существующих в Москве специальных общеобразовательных школ открытого типа для детей с девиантным поведением. Это позволяет нам считать, что выборка исследования является репрезентативной и сделанные выводы корректны с методической точки зрения. И одновременно по той же схеме было проведено обследование обстоятельств жизнедеятельности учащихся одной из массовых общеобразовательных школ Южного окружного управления образования г. Москвы.

Всего было зафиксировано и принято к обработке 852 индивидуальных

заключения об обстоятельствах жизни подростков (648 воспитанников спецшкол и 204 учащихся массовой школы).

При рассмотрении полученных в обследовании результатов надо иметь в виду, что увеличение числового показателя по любому из показателей означает УХУДШЕНИЕ жизненной ситуации. Цифры в таблицах обозначают количество жизненных проблем, поэтому цифрой «1» обозначается отсутствие соответствующих проблем, а цифрой «5» — максимальная их выраженность.

В таблицах 3-6 в строках записаны названия показателей, их средние значения и квадратичные отклонения. В тех случаях, когда между числовыми значениями показателей строки есть статистически значимые различия, она выделяется полужирным шрифтом. Приводятся значения соответствующих критериев и уровень их значимости.

Результаты и их обсуждение

По результатам исследования выявлены статистически значимые различия между показателями воспитанников спецшкол и учащихся массовой общеобразовательной школы по всем исследуемым показателям на уровне значимости р<0,0000. Наибольшая разница между

Таблица 3

Сравнение воспитанников спецшкол и учащихся массовой школы без разбивки на группы по полу и возрасту по всем показателям

Количество учащихся Выявленные различия Статистические показатели

_о 1ассовая школа Числовые значения показателей ш §

о ^ 3 ^ е Показатели Спецшколы Массовая школа ни ри ш £ на ри Уровен1 значимос

а О 5 М а М а ™ £

637 207 Поведение 3,07 1,11 1,32 0,58 21,5 0,0000

633 207 Академическая успеваемость 2,63 1,05 1,61 0,69 13,01 0,0000

633 207 Совместная деятельность 3,17 1,00 1,85 0,78 17,26 0,0000

647 207 Состояние здоровья 2,56 0,97 1,71 0,83 11,14 0,0000

632 206 Социальная ситуация 2,95 1,00 1,3 0,54 22,45 0,0000

641 206 Уровень развития речи 2,57 0,95 1,59 0,66 13,76 0,0000

634 207 Употребление ПАВ 2,06 0,7 1,08 0,27 19,4 0,0000

числовыми значениями показателей приходится на такие показатели, как: «поведение», «социальная ситуация в семье и по месту жительства», «участие в совместной деятельности» (табл. 3). Например, по показателю «здоровье» подростки различаются на одну градацию признака, а по показателю «поведение» — на две (табл. 3).

Были получены средние значения показателей, позволяющие количественно оценить разницу между воспитанниками спецшкол и учащимися массовой школы.

Мы можем охарактеризовать типичного воспитанника спецшколы следующим образом. По «состоянию здоровья» это, как правило, подросток с хроническими заболеваниями, с врожденными пороками развития разной степени тя-

жести и компенсации, но с сохранными функциональными возможностями. «Социальная ситуация в семье и по месту жительства» является неудовлетворительной, необходим и возможен разрыв некоторых социальных связей. Результаты оценки «академической успеваемости» обнаруживают значительные и обширные пробелы в знаниях, учащимся требуется дублированное обучение. С точки зрения «развития речи», характерны аграмматические фразы, бедный словарный запас, простые предложения. При «участии в совместной деятельности» подростки занимают пассивно-исполнительскую позицию. Для них характерно табакокурение, эпизоды употребления алкогольных и слабоалкогольных напитков. Все они состоят на учете в ПДН и КДН, многие совершили

Рис. 1. Средние показатели учащихся массовых и специальных общеобразовательных спецшкол

Условные обозначения: по вертикали — значения категорий проблемностей; по горизонтали — категории проблем: I — поведение; II — академическая успеваемость; III — совместная деятельность; IV — состояние здоровья; V — социальная ситуация; VI — уровень развития речи; VII — употребление ПАВ

различные правонарушения.

В отличие от группы девиантных подростков, учащиеся массовой школы на основе полученных данных могут быть охарактеризованы следующим образом. Это в основном здоровые дети с факторами риска по возникновению патологии, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям; «социальная ситуация в семье и по месту жительства» обеспечивает им должный уход, воспитание и эмоциональный контакт; они имеют стабильные положительные оценки по всем предметам, у них случаются эпизодические пробелы в знаниях и неудовлетворительные оценки по одному-двум предметам. Их устная и письменная речь сформированы, бывают трудности в оформлении высказывания. Учащиеся принимают цели совместной деятельности и активно участвуют в их достижении; не употребляют психоактивные вещества (ПАВ), алко-

голь и табак. Отличаются адекватным социальным поведением (рис. 1).

Сравнение квадратичных отклонений показателей воспитанников спецшкол и учащихся массовой школы по всем исследуемым показателям показало, что воспитанники спецшкол составляют гораздо более разнородную группу. Особенно большая разница в изменчивости (5) выявлена по показателям «социальная ситуация в семье и по месту жительства» (5=0,46), «употребление ПАВ» (5=0,43) и «поведение» (5=0,53).

Для проверки гипотезы о наличии гендерных различий в уровне выраженности тяжести проблем подростков был проведен анализ изучаемых показателей в группах юношей и девушек. В нашем случае число юношей значимо превышало число девушек (в 2,5 раза).

Среди юношей из спецшкол и из массовой школы наблюдаются различия по всем показателям на уровне значимости

Таблица 4

Сравнение юношей из специальных школ и юношей из массовой школы по всем показателям

Количество учащихся (юноши) Выявленные различия Статистические показатели

_о 1ассовая школа Числовые значения показателей щ 1

о ^ 3 ^ е Показатели Спецшколы Массовая школа ни ри ш е на ри Уровен1 значимое

а О 5 М а М а ™ £

451 117 Поведение 3,1 1,09 1,45 0,64 15,66 0,0000

449 117 Академическая успеваемость 2,73 1,09 1,74 0,75 9,19 0,0004

449 117 Совместная деятельность 3,27 0,98 1,92 0,8 13,73 0,007

450 117 Состояние здоровья 2,57 1,0 1,71 0,87 8,48 0,093

450 116 Социальная ситуация 2,94 1,01 1,36 0,58 16,13 0,0000

453 117 Уровень развития речи 2,64 0,95 1,66 0,72 10,32 0,0003

450 117 Употребление ПАВ 2,06 0,72 1,08 0,28 14,34 0,0000

от р<0,007 до р<0,0000, кроме показателя «состояние соматического здоровья» (табл. 4). Заметно уменьшение различий по показателю «совместная деятельность» в сравнении с общей выборкой. Юноши, как правило, занимают пассивно-исполнительскую позицию и исполняют задания по принуждению.

Среди девушек из специальных и массовых общеобразовательных школ наблюдаются различия по всем показателям на уровне значимости р<0,0000 (табл. 5).

С целью выявления тенденций изменения показателей в онтогенезе, выборка была разделена на три группы по основанию возраста воспитанников (учащихся): 12-13 лет—младшая группа, 14-16 лет — средняя группа, 1718 лет — старшая группа. Полученные

результаты сравнения выбранных для анализа групп учащихся спецшколы и массовой школы позволяют сделать следующие выводы.

У учащихся младшей группы специальных школ и массовой школы выявлены различия по всем показателям на уровне р<0,0000. В основном подростки поступают в спецшколу из-за социальной ситуации в семье, в которой отсутствует должный уход, воспитание, эмоциональный контакт и которая препятствует их развитию, и по месту жительства (М=3,12, а=1,04). В плане учебной деятельности часто наблюдаются значительные пробелы в знаниях, требуется дублированное обучение (М=2,8, а=0,36). В случае совместной деятельности отсутствует какая-либо активность — задания выполняются только

Таблица 5

Сравнение девушек из специальных школ и девушек из массовой школы

по всем показателям

Количество учащихся (девушки) Выявленные различия Статистические показатели

_о 1ассовая школа Числовые значения показателей щ 1

о ^ 3 ^ е Показатели Спецшколы Массовая школа ни ри ш е на ри Уровень значимое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а О 5 М а М а ™ £

185 87 Поведение 2,97 1,16 1,17 0,43 13,92 0,0000

183 87 Академическая успеваемость 2,39 0,90 1,44 0,56 8,92 0,0000

183 87 Совместная деятельность 2,91 1,01 1,77 0,75 9,40 0,0000

190 87 Состояние здоровья 2,52 0,92 1,74 0,78 6,82 0,0000

181 87 Социальная ситуация 2,97 0,98 1,24 0,48 15,56 0,0000

187 86 Уровень развития речи 2,41 0,94 1,51 0,56 8,23 0,0000

183 87 Употребление ПАВ 2,03 0,67 1,06 0,25 12,96 0,0000

по принуждению (М=3,27, а=0,88).

На основании многочисленных исследований средний юношеский возраст (14-16 лет) признается наиболее проблемным. Человек впервые осознает себя автором собственной биографии, принимая персональную ответственность за свое будущее, уточняя границы идентичности [8]. Этот период характеризуется отсутствием внутренней психологической определенности, разноплановостью и разнородностью психики [4]. «...Девиантность — есть имманентная психологическая характеристика подросткового социума, аттрибутивный механизм социализации и адаптации личности подростка, осуществляющийся в любом взаимодействии...» [1, с. 62].

Сравнение юношей и девушек среднего возраста показало, что девиантно-

сти девушек способствует значимо худшая семейная ситуация (М=3, а=0,97), для сравнения у юношей эти показатели — М=2,88, а=1,02. Несмотря на это показатели «академическая успеваемость» (М=2,4, а=0,94), «уровень развития речи» (М=2,35, а=0,91), «участие в совместной деятельности» (М=2,97, а=1,08) у девушек оказались лучше, чем у юношей (М=2,69, а=0,99; М=2,62, ст=1; М=3,28, а=1,02 соответственно).

В массовой школе девушки успешнее юношей по всем показателям, но значимые различия получены только по показателю «академическая успеваемость». «Социальная ситуация в семье и по месту жительства» у девушек спецшкол (М=3, а=0,97) и девушек массовой школы (М=1,4, а=0,53) различается на полтора уровня. Вероятно, именно этот

Таблица 6

Различия в показателях юношей и девушек из спецшкол и из массовой школы,

р<0,001

Показатели Спецшколы Массовая школа

юноши девушки юноши девушки

М а М а М а М а

Академическая успеваемость 2,69 0,99 2,4 0,94 1,94 0,8 1,48 0,62

Уровень развития речи 2,62 1 2,35 0,91 1,86 0,69 1,68 0,52

Совместная деятельность 3,28 1,02 2,97 1,08 2,08 0,76 1,90 0,72

показатель является наиболее значимым фактором девиантного поведения девушек.

В старшей возрастной группе воспитанников спецшкол (17-18 лет) статистически значимые различия между юношами и девушками существуют по всем исследованным показателям: девушки оказываются значительно более успешными.

Выводы

1. Впервые получено строгое описание психолого-педагогических и медико-социальных особенностей воспитанников московских специальных учебно-воспитательных учреждений: общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением открытого типа (спецшколы).

2. По всем предложенным в исследовании параметрам воспитанники спецшкол статистически значимо отличаются от учащихся массовых школ, что означает оправданность создания учреждений данного типа.

3. Были получены количественные оценки характеристик поведения, начиная с которых поведение может считается девиантным.

4. Начиная с этой «точки девиант-ности», эмпирически доказана возможность определения уровня отклонения от стандарта нормы.

5. Выявлены и количественно оценены как стандарты нормы поведения, так и показатели девиантного поведения подростков.

6. Предложенная методика позволяет:

• формализовать психолого-педагогический и медико-социальный статус каждого воспитанника спецшколы, что может служить основой проектирования индивидуальной педагогической программы развития;

• проводить сравнительный анализ групп воспитанников спецшкол, сформированных по разным основаниям: по полу, возрасту, времени пребывания в спецшколе;

• объективно оценивать результативность деятельности педагогических коллективов отдельных спецшкол и проводить сравнительный анализ результативности.

Литература

1. Девиантология: хрестоматия / авт.-сост. Ю.А. Клейберг. — СПб.: Речь, 2007.

2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.

3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2005.

4. Селиванов В.В. Психология сознания. — Смоленск: Смолен. гос. ун-т, 1999.

5. Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних // Вестн. практ. психологии образования. — 2006. — № 1, 2.

6. Сидоров Н.Р. Психологические предпосылки девиантного поведения // Вестн. практ. психологии образования. — 2009. — № 2.

7. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд // Вестн. практ. психологии образования. — 2008. — № 2.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. — М.: Школьная Пресса, 2000.

9.Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением от 25 апреля 1995 г. № 420 (с изменениями от 10 марта 2009 г.).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН КАК СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Ю. М. Филиппова

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые наиболее значимые социально-психологические особенности личности женщин, осужденных за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Приведена социально-демографическая, уголовно-правовая и криминологическая характеристика изучаемой категории.

Ключевые слова: женская сексуальная преступность, субъект преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, асоциальная половая деструктивность, волевая активность.

The summary: this article deals with the most significant social and psychological features of women's personality who are sentenced for crimes against sexual inviolability and sexual personal freedom are considered. The social and demographic,

legal and criminological characteristic of the studied category is provided.

Keywords: female sexual crime, the subject of crime against sexual inviolability and sexual personal freedom, antisocial sexual disruptiveness, strong-willed activity.

Если причина совершения преступления кроется в личности, то следует устанавливать не просто все ее свойства и особенности, а те, которые непосредственно связаны с преступлением, то есть имеющие криминогенное значение [3, с. 65].

В данном случае объектом исследования является такое крайне неординарное с точки зрения типичности некоторых уголовных составов деяний для лиц мужского пола преступление, как совершение женщиной посягательства на половую неприкосновенность и половую свободуличности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.