Научная статья на тему 'Исследование социально-экономического регулирования региональной социально-экономической системы'

Исследование социально-экономического регулирования региональной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадов М. И.

В статье обстоятельно раскрыты сущность и содержание основных направлений регулирования региональной социально-экономической системы. Установлено, что для дальнейшего ее совершенствования требуется осуществление комплексной региональной стратегии и правильная расстановка приоритетов в деятельности государственных органов, занимающихся вопросами социально-экономического регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-экономического регулирования региональной социально-экономической системы»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

М.И. АХМАДОВ,

доцент кафедры экономики и управления в строительстве, кандидат экономических наук, ГОУ ВПО Грозненский государственный нефтяной институт им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364052, ЧР, Грозный, ул. К. Цеткин, 14/5

В статье обстоятельно раскрыты сущность и содержание основных направлений регулирования региональной социально-экономической системы. Установлено, что для дальнейшего ее совершенствования требуется осуществление комплексной региональной стратегии и правильная расстановка приоритетов в деятельности государственных органов, занимающихся вопросами социально-экономического регулирования.

Ключевые слова: регион; социально-экономическая система; государственное регулирование; региональная стратегия развития.

Коды классификатора JEL: R11, R58.

В настоящее время возможности выравнивания в трудовой сфере определяются не только расширением занятости, но и во многом регулированием структуры предложения труда. Неадекватная оценка необходимости регулирования предложения труда, особенно гендерной составляющей ее профессионально-квалификационной структуры, может вести к увеличению безработицы среди отдельных гендерных групп.

Учитывая то обстоятельство, что профессионально-квалификационная структура предложения труда определяется в рамках системы профессионального образования, возникает необходимость наиболее полной ее адаптации к потребностям рынка труда, современного и будущего состояний экономики региона. Причем, совершенствование системы профессионального образования и подготовки в целях указанной адаптации должно учитывать все стороны развития рынка труда, в том числе и ее гендерную составляющую. Это означает, что в основе такого совершенствования должна лежать оценка существующей структуры занятости и перспектив ее изменения в будущем.

Разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы профессионального образования, с учетом характера пропорций рынка труда, должна базироваться, на наш взгляд, на осуществлении сегментирования и прогнозирования. Осуществление сегментирования и прогнозирования рынка труда предполагает выявление из всей массы профессий и видов работ преимущественно «женских» и «мужских», прогнозирование их количества в соответствии с тенденциями экономического развития. При этом следует иметь в виду, что «женской» или «мужской» определенную профессию делают не столько требования к физиологии или психологии работника, сколько существующие в обществе стереотипы о распределении профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Последние по мере развития общественного самосознания имеют тенденцию к видоизменению, причем в отношении некоторых профессий перемены происходят достаточно быстро, в течение нескольких лет, а для других гораздо медленнее. Поэтому при осуществлении сегментирования и прогнозирования следует принимать во внимание складывающиеся в обществе тенденции изменения представлений о профессиональных ролях.

Методика сегментирования и прогнозирования рынка труда должна включать в себя несколько этапов. Первый, аналитический этап, предполагает осуществление анализа существующих в регионе рабочих мест и вакансий. Для выполнения этой работы необходимы:

■ сбор и анализ данных о характеристиках и квалификационных требованиях рабочих мест, как занятых, так и вакантных;

■ группировка рабочих мест по критерию схожести профессиональных характеристик;

■ выявление преимущественно «женских» и «мужских» групп рабочих мест и видов профессий.

На втором этапе необходимо осуществление прогноза структуры рабочих мест для мужчин и женщин по отдельным профессиональным группам и выявление тенденций изменения структуры рабочих мест. Для этого осуществляется:

• определение тенденций изменения количества «мужских» и «женских» рабочих мест по профессиональным группам за рассматриваемый период;

• прогнозирование изменения количества «мужских» и «женских» рабочих мест на ближайший период;

• обобщение и представление данных о спросе на рабочую силу в гендерно-профессиональном разрезе.

Третий этап предполагает осуществление долгосрочного прогноза гендерной структуры рабочих мест. В этих целях необходимо осуществление:

© М.И. Ахмадов, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

♦ анализа складывающихся тенденций и разрабатываемых программ экономического развития региона, выявление новых и свертываемых видов деятельности и профессий;

♦ анализ характера и направлений изменения общественных представлений о распределении профессиональных ролей мужчин и женщин, выявление профессий, переходящих из одной гендерной категории в другую (или становящихся гендерно-нейтральными), с их распределением по продолжительности трансформации.

Осуществление такого сегментирования и прогнозирования должно сопровождаться осуществлением исследований различных видов деятельности с целью выявления новейших профессий и специальностей, формирующихся в различных областях деятельности. Подобная система анализа даст возможности для определения перспектив занятости работников различных специальностей и профессий. Примером осуществления такой работы могут служить США [1-2]. Специалисты этой страны регулярно осуществляют краткосрочные прогнозы и выделяют наиболее расширяющиеся сферы занятости и, наоборот, быстро сокращающиеся. В начале XXI века наиболее перспективные профессии они отнесли к сфере услуг, в которую входит чрезвычайно разнородный комплекс отраслей. Эти отрасли, во всех развитых странах начиная с 80-х годов, условно делят на три группы:

♦ услуги для предпринимателей или «деловые услуги», которые оказывают финансовые, страховые, кредитные, юридические, проектные и конструкторские компании, программное и информационное обслуживание, маркетинг, реклама, охрана и уборка производственных и общественных помещений и т.п.;

♦ общественные услуги — транспорт, связь, торговля, общественное питание, гостиницы, туризм, индустрия развлечений, образование, обслуживание государственных и муниципальных органов;

♦ личные услуги — ремонт, прачечные, химчистка, парикмахерские, частные уроки, уход за детьми и другие.

Наиболее перспективными профессиями американские ученые назвали средний медицинский персонал, который по оценкам за последнее десятилетие прошлого века должен был дать прирост рабочих мест на 70%, домашние сиделки — 68%. Далее в этом списке стояли профессии секретарей, врачей, работники страхования и сферы финансов, агенты бюро путешествий, работники сферы потребительских услуг и др. К числу наиболее сокращающихся сфер занятости американские ученые отнесли профессии — сборщики электрической и электронной точной аппаратуры, сборщики-электрики, стенографисты, операторы швейных машин, операторы измельчающих и смешивающих машин, работники обслуживания машинного парка, упаковщики и другие [2].

Следует отметить, что большинство профессий в группах наибольшего и постоянного предложения являются профессиями сферы услуг. В девяностых годах, ищущие работу на предприятиях США в сфере услуг имели преимущество перед людьми, которые искали работу в производственном секторе. Эта общецивилизационная тенденция связана с реструктуризацией производственных процессов и рабочих мест, с изменением преимущественно экстенсивной занятости в направлении интенсивной.

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции увеличение масштабов производства возможно только на основе увеличения производительности труда, внедрения новых прогрессивных технологий производства, как правило, предполагающих меньший объем живого труда. Все это и позволяет говорить о возможности не только сохранения высокой доли занятости в сфере услуг, сложившейся в настоящее время в республике, но и о ее увеличении. При этом следует иметь в виду, что в условиях опережающих темпов роста занятости в сфере услуг неизбежно произойдет изменение сложившейся в настоящее время гендерной структуры этих отраслей в направлении снижения уровня феминизации.

Необходимость учета складывающихся тенденций изменения в структуре занятости и ее гендерных составляющих при формировании профессионально-квалификационной структуры предложения труда предопределяет необходимость совершенствования деятельности системы профессиональной подготовки.

Внедрение в практику деятельности региональной системы профессионального образования результатов сегментирования и прогнозирования предполагает концентрацию усилий на следующих направлениях деятельности:

♦ создание единой и гибкой системы профессионального образования, способной оперативно реагировать на изменения характеристик потребностей производства в кадрах;

♦ разработка научно обоснованных методов определения и оценки структуры и масштабов потребности экономики в рабочей силе;

♦ совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи различных групп и людей, имеющих трудовой опыт;

♦ преодоление неравных возможностей получения профессионального образования, связанных с представлениями о гендерных различиях профессий и специальностей.

Отправной точкой в системе мероприятий по совершенствованию профессионального образования должна стать активизация работы по профессиональной ориентации молодежи, вступающей в трудовую жизнь, и граждан, занятых поиском работы. Профориентационная работа должна в первую очередь затрагивать молодежь, как наиболее слабо информированную часть населения о назначении, содержании и потребности той или иной профессии и специальности. Основной целью такой профориентационной работы должен стать выбор специальности не только востребованной на рын-

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ,

273

ке труда, но и наиболее полно соответствующей физиологическим и психологическим характеристикам молодого человека. В связи с этим построение системы профориентации должно включать в себя несколько этапов:

❖ классификацию и оценку уровня требований профессии и специальности к работнику с учетом гендерной составляющей;

❖ разработку методики определения степени соответствия между требованиями профессии и специальности и трудовыми предпочтениями и склонностями конкретного человека;

❖ формирование банка данных о перспективных профессиях и специальностях, которые наиболее характерны и предпочтительны для конкретных гендерных групп при сложившихся условиях деятельности и социальных стереотипов в регионе.

Подобная последовательность действий в построении системы профориентации позволяет использовать не обобщенный, а индивидуализированный, учитывающий половые особенности человека, подход при оказании людям консультационной помощи при выборе работы. Основанный на подобной последовательности действий выбор профессии может служить в дальнейшем гарантией адекватной реакции человека, выраженной в стабильном производственном поведении при изменяющихся социально-экономических условиях деятельности.

При построении системы профессиональной ориентации занятых на действующих предприятиях недостаточно ограничиваться оценкой трудовых возможностей и склонностей работников. Необходимо изучение их потребностей в труде, уровня адаптированности к условиям конкретного предприятия, мотивов переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, эта работа должна быть дополнена следующими процедурами:

■ периодически повторяющееся тестирование работников с целью определения ценностных предпочтений, ожиданий, самооценок работников в отношении их деятельности на предприятии;

■ психофизиологическая диагностика работников о возможности их деятельности в различных условиях умственной и физической загруженности;

■ составление прогноза о возможностях использования работников и их переобучения непосредственно на предприятии;

■ картирование трудовых возможностей работников и составление профессиограммы, позволяющей учесть возможные перемещения работников в процессе производства.

Резюмируя вопросы построения и совершенствования системы профориентации, можно сформулировать основные принципы ее действия. Во-первых, это сравнение объективных и субъективных требований конкретной профессии и специальности и личностных характеристик граждан, на основе чего и определяется целесообразность обучения (переобучения) конкретной специальности. Требования, предъявляемые профессией, будут формироваться не только его содержанием и состоянием экономики, но и существующими в обществе представлениями о разделении гендерных ролей. При реализации этого принципа необходимо учитывать тип возрастной динамики, уровень работоспособности, степень сложности профессии (специальности), санитарногигиенические и психофизиологические условия труда, с тем чтобы обеспечить максимальное соответствие между требованиями профессии и способностями конкретного человека с учетом его половой принадлежности.

Во-вторых, это выбор профессии не только соответствующей личностным особенностям человека, но и востребованной в конкретных условиях состояния экономической системы региона и страны в целом. Реализация второго принципа должна учитывать прогнозные тенденции развития хозяйственной системы, возможности изменения структуры системы в целом и отдельных ее отраслей и сфер, тенденции изменения общественных представлений о составе гендерно-ориентированных профессий.

Повышение требований к качеству подготовки рабочей силы вследствие постоянного изменения условий деятельности, появления новых технологий и профессий, вызывает необходимость активизации работы по совершенствованию и другой составляющей системы профессионального образования — системы переподготовки кадров. Совершенно очевидно, что мероприятия по ее совершенствованию должны быть ориентированы таким образом, чтобы придать этой системе упреждающий характер, позволяющий учесть намечающиеся изменения в структуре производства и кадров.

Деятельность в области профессиональной переподготовки должна быть построена в виде двухуровневой системы, включающей в себя внепроизводственный и внутрипроизводственный уровни. В первом случае речь следует вести о переподготовке в государственных и негосударственных профессиональных учебных заведениях, во втором — о переподготовке непосредственно на предприятиях. Более успешное решение проблемы профессиональной переподготовки возможно при организации единой взаимосвязанной системы, включающей в себя как подготовку в специализированных учебных заведениях, так и на самих предприятиях. При этом в учебных заведениях следует сосредоточить работу, связанную с принципиальной, коренной сменой профессии или повышением квалификации, а непосредственно на предприятиях — переобучение смежным профессиям. При таком взаимодействии этих форм профессиональной переподготовки можно добиться эффективного распределения затрачиваемых усилий и ресурсов при одновременном соблюдении требований изменения профессионально-квалификационной структуры кадров.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

Использование двухуровневой системы переподготовки кадров вызывает необходимость воссоздания и развития внутрипроизводственного профобучения на предприятиях. Необходимость этого определяется, кроме указанных выше преимуществ, дополнительно тем, что переобучение работников более эффективно при осуществлении ее в той производственной и социальной среде, в которой они находятся и к которой привыкли. Решение задачи восстановления и развития системы внутрипроизводственной переподготовки должно предусматривать:

♦ содействие со стороны государства предприятиям в организации профессиональной переподготовки работников с целью их устойчивого трудоустройства на существующих или вновь создаваемых местах;

♦ предоставление различных льгот тем предприятиям, которые организуют на рабочем месте переподготовку своих работников или принимаемых на работу людей, с гарантией последующего трудоустройства;

♦ оказание методической поддержки предприятиям в сохранении профессионального потенциала и предотвращении высвобождения работников путем их переобучения без прекращения с ними трудовых отношений;

♦ проведение координационной работы по территориально-отраслевому согласованию процессов переподготовки персонала на производстве.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют отметить наличие значительного количества проблем в социально-экономической системе региона. Однако большая их часть может быть разрешена (или, по крайней мере, уменьшена их острота) даже в условиях современного состояния экономики региона. Для этого требуется осуществление комплексной региональной стратегии и правильная расстановка приоритетов в деятельности государственных органов, занимающихся вопросами социально-экономического регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Римашевская Н.М. Гендер в макроэкономике: теоретические аспекты// Гендер и экономика: мировой опыт

и экспертиза российской практики. М.: Русская панорама, 2002. С. 23-37.

2. Современный бизнес/ Д. Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж. В Тилл. В 2 т. Т.1. М.: Республика, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.