Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Аргылов Н.А. Исследование социально-демографических характеристик и профессиональных стратегий аспирантов Дальнего Востока по результатам анкетного опроса // Социодинамика. 2024. № 8. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.8.69412 EDN: ALZIAK URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=69412
Исследование социально-демографических характеристик и профессиональных стратегий аспирантов Дальнего Востока по результатам анкетного опроса
Аргьлов Никита Антонович
СКСЮ: 0000-0003-3600-3193 кандидат политических наук
научный сотрудник, отдел этносоциологии, Институт гуманитарных исследований и проблем
малочисленных народов Севера СО РАН
677027, Россия, республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петровского, 1
Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2024.8.69412
EDN:
ALZIAK
Дата направления статьи в редакцию:
22-12-2023
Аннотация: В данной статье приводятся результаты анкетного опроса социального самочувствия аспирантов федеральных университетов и научных институтов г. Владивостока (Приморский край) и г. Якутска (Республика Саха). Цель работы - выявить проблемные аспекты профессиональной реализации аспирантов дальневосточного региона с учетом точки зрения самих обучающихся. В работе анализируются базовые образовательные характеристики учащихся в аспирантуре, их социально-демографические характеристики, а также академические и карьерные планы. Обозначены типовые проблемы, характерные для аспирантуры Дальнего Востока. Проведенное исследование подтверждает отмеченные в большинстве работ проблемные аспекты современной российской аспирантуры: слабое финансовое обеспечение аспирантов, существенная доля тех, кто отказывается от защиты диссертации, неопределенность в реализации профессиональных стратегий. В то же время
отмечается, что немалое число аспирантов стремится обеспечить кадровый состав образовательных и научных заведений. Социологический массовый онлайн-опрос обучающихся вузов и научно-исследовательских институтов Дальнего Востока, на примере учреждений г. Владивостока и г. Якутска. Проведенный нами опрос обозначил те социально-демографические характеристики, которые необходимо учитывать при планировании улучшения эффективности аспирантского образования на Дальнем Востоке и в России. Отмеченные нами проблемные аспекты социального самочувствия аспирантов, с одной стороны, подтверждают суждения исследователей о типовых затруднениях учащихся в аспирантуре. С другой стороны, на наш взгляд, в аспирантурах Дальнего Востока присутствует положительный потенциал, который можно использовать как уверенный старт для улучшения аспирантского образования. Так, наши выводы в существенной степени соответствуют результатам исследования, о котором говорит А. В. Шапиева (было проведено в 2021-2022 гг. на базе Забайкальского государственного университета): «...представленный анализ показывает, что перед Дальним Востоком обозначен серьезный вызов ... При этом образовательные организации высшего образования ДФО обладают значительным потенциалом...» [Шапиева, 2022: 175]. Продолжением нашей работы должно стать соотнесение полученных в ходе опроса данных со статистическими исследованиями состояния российской аспирантуры в целом и в отдельных регионах.
Ключевые слова:
аспирантура, высшее образование, карьера, трудоустройство, Дальний Восток, защита диссертации, самочувствие, российская аспирантура, совершенствование аспирантуры, подготовка кадров
работа выполнена в рамках госзадания ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» по теме «Республика
Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, мобильность и стратегии
адаптации» (регистрационный номер: 121031300008-7).
Введение
Направления подготовки высшего образования (бакалавриат и магистратура) предполагают возможность дальнейшего развития учащегося на ступени подготовки высших педагогических кадров - обучения в аспирантуре. Из открытых источников известно о проблемах в организации высшего профессионального образования, которые является индикатором проблем в развитии научного потенциала России. Встречаются суждения о низком качестве приема в аспирантуру, научного руководства, а также недостаточная финансовой поддержке аспирантов.
Наличие конкретных проблем свидетельствует о недостатках системного характера. По замечанию исследователей, «Россия входит в группу стран с низкими показателями результативности аспирантских программ, причем выраженный тренд на их дальнейшее снижение свидетельствует о наличии системных проблем в российской аспирантуре» [Багдасарьян и др., 2022: 377]. Традиционным стало говорить о кризисе аспирантуры [Терентьев и др., 2018] и о ее «дисфункциональности» [Рыбаков и др., 2017: 119].
Для того, чтобы внести вклад в создание аналитической базы для преодоления проблем
современной аспирантуры, нами был предпринят анкетный опрос-Ш, целью которого стало выявление профессиональных стратегий и социального самочувствия аспирантов
федеральных университетов и научных институтов г. Владивостока (Приморский край) и г. Якутска (Республика Саха (Якутия)) и их мнение о состоянии современной научно-профессиональной подготовки кадров высшей квалификации.
Несомненно, что политика формирования центров подготовки научных кадров, федеральных университетов и научных институтов Приморского края и Республики Саха (Якутии) в первую очередь должна учитывать текущие аналитические данные, а затем и перспективное развитие. Данный опрос, его структура и аналитические результаты могут послужить образцом для проведения аналогичных исследований в других регионах нашей страны.
Степень разработанности темы
Стоит сказать о том, что в массиве работ, посвященных изучению проблем современной российской аспирантуры, дальневосточный сегмент затронут крайне слабо. Вопросы воспроизводства научных кадров в дальневосточном регионе рассматриваются в статьях Н. А. Аргылова [Аргылов, 2021, 2022], Е. В. Красовой [Красова, 2019], А. В. Шапиевой [Шапиева, 2022], Л. И. Галлямовой и В. Г. Макаренко [Галлямова и др., 2011].
А. В. Шапиева подчеркивает, что последние десятилетия были ознаменованы ухудшением состояния аспирантуры на Дальнем Востоке: снижается численность научных кадров, ухудшается их возрастная структура (старение кадров) и социальное положение, разрушается научная преемственность, снизился интерес молодежи к научным исследованиям. Государственные меры по улучшению аспирантуры как на локальном, так и на федеральном уровне не смогли переломить отмеченные выше негативные тенденции. Исследователь отмечает особую актуальность указанных проблем для Дальнего Востока: «Для вузов Дальнего Востока данная проблема еще более актуальна, поскольку социально-экономическое положение макрорегиона, преимущественно депрессивное состояние экономики, инфраструктурные ограничения, сложные климатические условия и невысокий уровень качества жизни способствуют миграционному оттоку талантливой молодежи, что является одним из главных сдерживающих факторов социально-экономического развития ДФО» [Шапиева, 2022: 164]. В то же время нельзя забывать о важности улучшения аспирантского образования в регионе, учитывая близость Дальневосточного округа к быстрорастущим азиатским экономикам, а также конкурентным национальным и мировым рынкам.
Е. В. Красова среди проблем, характерных для подготовки кадрового потенциала дальневосточной науки отмечает следующие проблемы: 1) недостаточное присутствие ДФО в общем количестве ученых и исследователей в России; 2) низкое количество научных коллективов в регионе; 3) кадровое старение; 4) сокращение численности аспирантов, а также лиц, успешно защитивших диссертации; 5) низкие показатели роста заработной платы у научных сотрудников в сравнении с общероссийскими показателями, учитывая одновременное снижение реальной покупательной способности получаемой зарплаты в связи с экономической спецификой региона; 6) уменьшение количества диссертационных советов. По мнению исследовательницы, в ДФО «имеются слабые внешние и внутренние стимулы для воспроизводства и развития кадрового потенциала НИИ региона» [Красова, 2019: 189].
Остальные исследования раскрывают общие для российской аспирантуры проблемы, которые, конечно же, имеют отношения к процессу подготовки аспирантов на Дальнем Востоке. В некоторых работах мы встречаем стремление учесть мнения самих аспирантов в процессе разработки решений указанных проблем: Н. В. Рыбакова [Рыбаков, 2018], Н.
Б. Багдарасьян, Т.В. Валуевой [Багдасарьян, 2022], С. К. Бековой и З.И Джафаровой [Бекова и др., 2019], И. А. Груздева и Е. А. Терентьева [Груздев и др., 2017], Г. Ф. Шафранова-Куцева и Г. З. Ефимовой [Шафранов-Куцев, 2012].
Дискуссия о проблемных аспектах аспирантуры в России имеет многолетнюю историю. Однако по сей день остается актуальной нехватка эмпирической базы, необходимой для более корректного определения путей решения имеющихся проблем. Исследователи убеждены, что «очевидной становится необходимость проведения регулярных социологических обследований, обеспечивающих руководителей надежными сведениями о жизни аспирантов» [Груздев и др., 2017: 95]. Данная практика активно применяется за рубежом: «Культура управления, основанная на данных, проникает в зарубежные вузы вместе с идеологией нового менеджериализма, предполагающей перенос практик корпоративного управления в университеты. Среди них - требования подотчетности и ориентация на квантифицируемые показатели» [Груздев и др., 2017: 90].
Некоторые авторы отмечают, что отсутствие «системно организованных эмпирических данных» в свое время во многом предопределило возникновение проблемных аспектов при реформировании аспирантуры [Бедный и др., 2020: 76]. Не по всем темам, касающимся аспирантуры, имеются надежные эмпирические данные, отсутствует налаженная система регулярного и системного статического изучения ситуации: «Можно констатировать отсутствие системы проведения социологических обследований аспирантов, которые могли бы стать комплементарной частью для собираемой статистической информации» [Груздев, 2017: 90]. С. В. Жучкова также подчеркивает, что «вследствие дефицита эмпирических данных об аспирантском опыте невозможно выявить и устранить причины наблюдающейся на протяжении нескольких последних лет низкой результативности аспирантуры» [Жучкова, 2021: 98]. Настоящее исследование в этом контексте выступает важным звеном в накоплении необходимой статистической базы.
Методология исследования. Общая характеристика анкетного опроса
Группа опрошенных подобрана по сопоставимости важных критериев, включая соотношение по гендерному признаку и семейному положению. Другие сведения опроса отражают основные тенденции профессиональных и социальных аспектов, региональных особенностей, связанных с обучением аспирантов. В опросе учувствовали 163 респондента - аспиранта, основные характеристики которых были представлены следующим образом:
■ по гендерному признаку: 55% - женского пола, 45% - мужского;
■ по возрастному признаку: 9% - 18-24 года, 53% - 25-29 лет, 16% - 30-34 года, 10% -35-39 лет, 8% - 40-49 лет, 2% - 50-59 лет и менее 1% - 60 лет и выше.
■ характеристика выборки: 5;
■ по полу: 5% - женщин, 45% - мужчин;
■ по учреждениям: анкетный опрос был направлен во все научные учреждения ФИЦ «ЯНЦ СО РАН», ФГБУ «ДВО РАН» и в два вуза: Северо-Восточный федеральны университет имени М.К. Аммосова и Дальневосточный федеральный университет;
■ по форме оплаты за обучение: обучаются на бюджетной основе - 68%, на коммерческой основе - 24%, на целевой - 8%.
В данной статье будет представлено обобщение первой части проведенного нами анкетного опроса, которая содержит в себе информацию о базовых образовательных характеристиках аспирантов, социально-демографических параметрах анкетируемых, а также их академических и карьерных планах.
Базовые образовательные характеристики
Так, преимущественное количество респондентов имеют базовое образование в области математики и естественных наук - 36%, и сопоставимое количество аспирантов также обучается в этом направлении - 36%; 19% и 15% соответственно в области инженерного дела; 17% и 15% - в области гуманитарных наук; 17% и 23% - в области образования и педагогических наук.
Следует отметить, что акценты на техническом образовании продиктованы отраслевой структурой Дальнего Востока и Якутии, значимыми для региональной экономики.
Образование респондентов Базовое Аспирантура
Количество (чел.) % Количество (чел.) %
М а те ма тика и е с те с тв е нные на уки 59 36 59 36
Инженерное дело, технологии и технические науки 30 19 25 15
Гуманитарные науки 28 17 25 15
Образование и педагогические науки 28 17 38 23
Медицинские науки 7 4 4 3
Науки об обществе 7 4 6 4
Другое 4 3 6 4
Небольшие количественные расхождения между направлениями базового образования и аспирантурой можно считать «отсроченной». В аспирантуру определенное количество респондентов поступали с большим временным отрывом после выпуска в университете. При этом значительная доля аспирантов - в возрасте 25-29 лет. Ниже представлены годы окончания образовательных учреждений нашими респондентами.
В каком году Вы закончили университет Количество (чел.) %
1990-е 3 2
2000-2005 7 4
2006-2010 14 8
2011-2015 31 19
2016 9 5
2017 18 11
2018 12 7
2019 25 15
2020 25 15
2021 13 8
2022 3 2
Важно отметить, что респонденты находятся на разных курсах обучения. Большая часть из опрошенных аспирантов (31%) обучается на 1 курсе. Основной контингент респондентов (51%) являются аспирантами 2-3 годов обучения.
Год обучения
■ 1 н [ од с йучен и я [ 31%) ■ 2-й (од обуч ен и я (26%) я гсд обучгашя (24%] • 4й год обучении (18№) ■ Зонончнл
Рассматривая данные об университете, в котором респонденты получили базовое высшее образование, следует отметить, что больше половины (52%) закончили СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ). В целом прослеживается тенденция по получению образования в местных вузах и по продолжению обучения в аспирантуре тех же заведений, где было получено базовое высшее образование. По крайней мере, такая картина складывается у респондентов, которые обучаются в СВФУ.
Ниже представлены образовательные учреждения, которые заканчивали респонденты.
Университет, который Вы оканчивали (без аббревиатур) Количество (чел.) %
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ) 86 52
Без указания вуза 35 21
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) 25 14
University of Electronic Science and Technology of China 1 менее 1
Амурская государственная медицинская академия (АГМА) 1 Менее 1
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (БГПУ) 1 Менее 1
Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ) 1 Менее1
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) 1 Менее 1
Арктический государственный агротехнологический университет (АГАТУ-ЯГСХА) 3 2
Липломатическая академия-М ГИ М П 1 Менее 1
(университет) МИД России
Дальневосточный государственный аграрный университет (ДГАУ) 2 1
Казанский государственный медицинский университет (КГМУ) 1 Менее 1
Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) 1 Менее 1
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ) 1 Менее 1
Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова (НТИПК) 1 Менее 1
Санкт-Петербургский государственный морской государственный технический университет (СПбГМТУ) 1 Менее 1
Якутский институт водного транспорта -филиал Сибирского государственного университета водного транспорта (ЯИВТ) 1 Менее 1
В соответствии с №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подготовка кадров высшей квалификации производится за счет бюджетных средств, на коммерческой основе либо представляет собой целевой набор. Так, больше половины респондентов обучаются на бюджетной основе (68%). При этом примечательно наличие аспирантов, обучающихся на коммерческой основе (24%) и на целевой (8%), что предполагает тесную связь с потенциальным местом работы у последних.
Преимущественная форма обучения аспирантов - очная (77% опрошенных). На заочной форме соответственно обучается 23% респондентов.
В целом, направление подготовки высшего образования (базового) определяет дальнейшее направление подготовки кадров высшей квалификации с ориентацией на потребность в подготовке кадров, значимых для развития региональной экономики.
Основные социально-демографические характеристики
Данные опроса были также ранжированы по источникам дохода аспирантов, основными из которых являются: заработная плата по основной работе (84%), стипендия (15%), дополнительная работа (23%), доходы от финансовых инвестиций (менее 1%). В ряде случаев источников дохода может быть несколько, и потому в данном опросе допустимо было указать несколько вариантов ответа.
Вне зависимости от формы обучения аспиранты подрабатывают, что позволяет им иметь дополнительные доходы к стипендии (в случае бюджетной формы обучения).
Рассматривая финансовое положение аспирантов следует отметить, что их материальные возможности достаточно скромные. Так, согласно декларативным заявлениям респондентов, 63% опрошенных могут обеспечить себя питанием и одеждой, но дополнительно покупку бытовой техники могут позволить себе только 24%. 22% аспирантов обеспечивают себя только питанием, а 4 % испытывают сложности даже с пропитанием. Не испытывают финансовых затруднений лишь 2%.
Оцените свои
возможности
материальные
Количество
%
(чел.)
Хватает на еду, одежду, но покупка предметов длительного пользования и бытовую технику 64 39
Хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но для покупки автомобиля необходимо откладывать средства или брать кредит 39 24
Хватает на еду, но покупка одежды уже вызывает затруднения 37 22
Заработков хватает на все за исключением покупки таких вещей, как дача и квартира 12 7
Иногда не могу обеспечить себя даже пита ние м 7 4
Не испытываю финансовых затруднений, при необходимости могу купить дачу или квартиру 3 2
Без комментариев 1 Менее 1
Из тех аспирантов, которые помимо учебы работают, то преимущественная их доля работает в научных институтах (48%) и в университетах (6%). То, что значительная часть аспирантов работает в институтах и вузах, подтверждает их мотивацию и ориентированность на обучение.
Трудовая занятость
■ В научном ИНСТИТУТ^ (184:.1
■ Б оу я; / ак адеми ч ескс м и н питу те I! .ш у и и и с ц»з ги ии ом ил оке (10%) • В школе
Медучреждение
■ Работаю репетитором
»его
87% респондентов уже работали до поступления в аспирантуру. Это связно с тем, что часть будущих аспирантов либо не планировали продолжать обучение и пришли к такому выводу уже в процессе работы, либо откладывали поступление в аспирантуру по личным причинам и устраивались на работу временно.
Работали ли Вы до поступления в аспирантуру Количество (чел.) %
Да 142 87
Нет 21 13
Основная часть опрошенных (53%) имеют стаж работы от года до 5 лет). Как правило, это те, кто планирует дальнейшее обучение, но в силу разных причин поступление в
аспирантуру откладывают и идут работать. 22% имеют стаж от 6 до 10 лет, и для них поступление в аспирантуру - это скорее осознанный выбор с целью продвижения по работе: как в научно-образовательной среде, госслужбе и т.п., так и в области производственного сектора. 12% опрошенных имеют стаж от 16 и более лет и, обладая большим практическим опытом, часто проходят обучение для последующего преподавания в университете, а также для решения производственных задач в ходе диссертационного исследования.
Стаж работы
■ менее 1 года(ЗЙ] «1-5 лет(53%) « 6 19 лет(13 К) » 11-15лет(9ЗД ■ 16-50 [12Х]
Диапазон сфер производственной деятельности будущих аспирантов разнообразный, но доминируют научные учреждения - 22% опрошенных, а также 7% - учреждения высшего образования. Такие аспиранты, как правило, ориентированы на обучение в аспирантуре для последующей работы в научно-образовательной сфере. 14% работали в производственном секторе, и логично предположить, что обучение в аспирантуре поможет им в карьерном росте.18 % работали в индустрии общественного питания и 12% - в сфере услуг, т.е. в сферах, которые традиционно ориентированы на подработку для молодежи (гибкий график работы, оплата в конце смены и т.д.).
Если Вы работали, то укажите где Количество (чел.) %
научное учреждение 31 22
в индустрии общественного питания 25 18
учреждения производственного сектора (промышленность, энергетика) 20 14
в сфере услуг 20 12
учреждения школьного и дошкольного образования 16 11
учреждение высшего образования 11 7
учреждение среднего профессионального образования 8 5
учреждения культуры и досуга 8 5
учреждения государственной и муниципальной службы 6 4
в качестве предпринимателя 2 1
другое 3 2
Семейное положение респондентов: состоящие в браке (законном и гражданском) - 50%
и те, кто холосты / не замужем / в разводе - также 50%. Данные опроса показывают, что наличие или отсутствие брака никак не влияют на желание и возможность обучаться в аспирантуре.
Только 37% опрошенных имеют детей, но объективно интерпретировать данный фактор довольно сложно, учитывая, что больше половины участников опроса достаточно молоды (в возрасте 25-29 лет) и еще не заводят в таком возрасте детей.
Есть ли у Вас дети: Количество (чел.) %
Да 61 37
Нет 102 63
22% опрошенных имеют по одному ребенку, подтверждая общую тенденцию рождаемости в стране. 9% респондентов имеют по два ребенка. При этом около 6% имеют 3 и более детей, и вероятно имеют статус многодетных семей.
Если у Вас есть дети, то укажите, пожалуйста, сколько их Количество (чел.) %
1 36 22
2 15 9
3 6 3
4 1 Менее 1
5 1 Менее 1
6 1 Менее 1
Важный аспект обучения в аспирантуре - это работа над диссертационным исследованием. Процесс написания диссертации достаточно трудоемкий и требует много времени. Исследования показывают, что большая часть респондентов (58%) уделяет менее 30% времени от рекомендуемого для проведения диссертационного исследования; больше времени на подготовку уделяет 15% опрошенных и 15% пока не приступили к исследованиям.
Академические и карьерные планы
Рассматривая академические планы на будущее, стоит отметить, что подавляющее большинство аспирантов (67%) планируют заканчивать аспирантуру с последующей защитой диссертационной работы. 17% не будут защищать свою исследовательскую работу, а 11% ещё не определились с выбором.
Анализируя карьерные планы опрашиваемых аспирантов, можно прийти к выводу, что в сфере высшего образования планируют работать (или уже работают) 31% респондентов, тогда как в сфере науки и технологий - 29%. Следовательно, большинство обучающихся в аспирантуре реализуют задачу по подготовке научных кадров для образовательной и научной системы. Но в то же время 40% не планируют связывать свое будущее с наукой (20% из них и вовсе испытывают неопределённость с выбором будущей профессии).
Примечательно, что при этом 63% опрошенных планируют жить и работать в «своем» регионе, а 16% респондентов хотят уехать, но не имеют такой возможности.
С какой сферой Вы планируете связать свою будущую работу Количество (чел.) %
в сфере высшего образования 50 31
работаю в сфере науки и технологий 47 29
затрудняюсь ответить 33 20
по с туп л ю н а р а б о ту, не с в я з а нную с на уко й 23 14
и преподаванием
открою бизнес (владею бизнесом) в сфере науки и высоких технологий 5 3
репетиторство 1 Менее 1
по специальности 1 Менее 1
придётся, наверное, совмещать работу на стороне и преподавание 1 Менее 1
продолжу работу в вузе в административном блоке, получив повышение по службе 1 Менее 1
с охраной природы, туризмом 1 Менее 1
Подавляющее большинство аспирантов планируют заканчивать аспирантуру с последующей защитой диссертационной работы. Карьерные планы большей части респондентов обозначены в сфере высшего образования, а также в сфере науки и технологий, но в то же время около 40% не планируют связывать свое будущее с наукой. Важно отметить, что больше половины опрошенных планируют жить и работать в «своем» регионе.
Выводы
Проведенный нами опрос показал, что аспирантура в рассмотренных нами образовательных и научных учреждениях количественный имеет перевес в пользу естественнонаучных и технических наук. Анкетируемые в основном предпочитают получать высшее образование в региональных ВУЗах и продолжать обучение в аспирантуре тех же самых учебных заведений. Чаще всего аспиранты получают обучение на бюджетных местах, имея в приоритете очную форму обучения. В основном аспиранты бездетны. В браке состоит половина респондентнов, столько же - находятся в разводе или являются холостыми (незамужними).
В качестве источника доходов основная масса анкетируемых имеет заработную плату по основной работе (с учетом возможности комбинировать ее со стипендией и зарплатой по дополнительной работе). Большая часть анкетируемых совмещает работу и учебу, значительная часть из них работала до поступления в аспирантуру. Уровень доходов у аспирантов позволяет большинству из них обеспечивать себя питанием и одеждой, однако сверх этого, например, купить необходимую бытовую технику, могут менее половины из указанной группы. Значительный процент обучающихся в аспирантуре может обеспечить себя только питанием. Лишь 2 % опрашиваемых отметили, что не испытывают финансовых трудностей.
В планах у значительной части аспирантов окончить обучение с последующей защитой диссертации. Учитывая проблематику современной аспирантуры, стоит отметить, что довольно существенный процент указал на отсутствие намерений защищать выпускную квалификационную работу или на отсутствие определенности в этом отношении. Примечательно, что весомое число аспирантов не хотят связывать свое будущее с наукой либо не имеют четких намерений на этот счет. Большая часть анкетируемых не планирует переезжать в другой регион: многие из них открыто желают продолжить свою трудовую деятельность в «своем» регионе, тогда как часть из них вынуждена это сделать.
Проведенный нами опрос обозначил те социально-демографические характеристики, которые необходимо учитывать при планировании улучшения эффективности
аспирантского образования на Дальнем Востоке и в России. Отмеченные нами проблемные аспекты социального самочувствия аспирантов, с одной стороны, подтверждают суждения исследователей о типовых затруднениях учащихся в аспирантуре. С другой стороны, на наш взгляд, в аспирантурах Дальнего Востока присутствует положительный потенциал, который можно использовать как уверенный старт для улучшения аспирантского образования. Так, наши выводы в существенной степени соответствуют результатам исследования, о котором говорит А. В. Шапиева (было проведено в 2021-2022 гг. на базе Забайкальского государственного университета): «...представленный анализ показывает, что перед Дальним Востоком обозначен серьезный вызов ... При этом образовательные организации высшего образования ДФО обладают значительным потенциалом...» [Шапиева, 2022: 175]. Продолжением нашей работы должно стать соотнесение полученных в ходе опроса данных со статистическими исследованиями состояния российской аспирантуры в целом и в отдельных регионах.
■Ш Опросник доступен по адресу: https://forms.office.com/pages/responsepage.aspx? id = Hfk_qw_hXkKxdztFSK27Ybn_evgvSvJPjK58o9KhRztUN1VNVzNESjZETVFaUU5FUjQ5VkFZO VhCUi4u
Библиография
1. Аргылов Н.А. Воспроизводство кадров высшей квалификации на Дальнем Востоке: количественный анализ // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. № 28 (7). С. 52-62. https://www.doi.org/ 10.21209/2227-9245-2022-28-7-52-62.
2. Аргылов Н.А. К вопросу о воспроизводстве научных кадров на российском Дальнем Востоке // Теория и практика общественного развития. 2021. № 12 (166). С. 15-22. https://www.doi.org/ https://doi.org/10.24158/tipor.2021.12.1/.
3. Багдасарьян Н.Г., Балуева Т.В. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5 (171). С. 373-393. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2200.
4. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Молодежь в науке: проблемы и перспективы развития российской аспирантуры. Нижний Новгород. 2020. С. 62-84. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28.
5. Бекова С.К., Джафарова З.И. К. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения. // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87-108. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108.
6. Галлямова Л.И., Макаренко В.Г. Взаимодействие высшей школы и академической науки в сфере подготовки специалистов на Дальнем Востоке России: современность и перспективы // Россия и АТР. 2011. № 1. С. 127-137.
7. Груздев И.А., Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 89-97.
8. Жучкова С.В. Доказательное развитие аспирантуры: ландшафт исследований аспирантского опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25(2). С. 98-113. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.017.
9. Красова Е.В. Тенденции и проблемы развития кадрового потенциала научно-исследовательской инфраструктуры Дальневосточного федерального округа. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. № 11 (4). С. 180-192. https://doi.org/dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-4/180-192.
10. Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Проблемное поле в исследовании российской
аспирантуры: образовательный и социологический подходы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 2(46). С. 113-121.
11. Рыбаков Н.В. Современная модель российской аспирантуры: пилотное исследование первого выпуска // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 86-95. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-86-95.
12. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (5 (117)). С. 54-66. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.05.049.
13. Шапиева А.В. Воспроизводство научных кадров на Дальнем Востоке // Гуманитарий Юга России. 2022. № 11(6). С. 161-179. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.6.9 EDN DGZFXY.
14. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Исследовательский потенциал и социальное самочувствие аспирантов // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 8. С. 68-79.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной статье являются социально-демографические характеристики и профессиональные стратегии аспирантов Дальнего Вос тока .
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы общенаучные методы, такие как анализ, метод категориализации, дескриптивный метод, а в качестве основного метода был применен анкетный опрос. Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как направления подготовки высшего образования (бакалавриат и магистратура) предполагают возможность дальнейшего развития учащегося на ступени подготовки высших педагогических кадров - обучения в аспирантуре. Из открытых источников известно о проблемах в организации высшего профессионального образования, которые является индикатором проблем в развитии научного потенциала России. Встречаются суждения о низком качестве приема в аспирантуру, научного руководства, а также недостаточная финансовой поддержке аспирантов. Наличие конкретных проблем свидетельствует о недостатках системного характера. По мнению некоторых ученых, Россия входит в группу стран с низкими показателями результативности аспирантских программ, причем выраженный тренд на их дальнейшее снижение свидетельствует о наличии системных проблем в российской аспирантуре.
Научная новизна исследования заключается в проведении по авторской методике анкетного опроса, в котором приняло участие 163 респондента - аспиранта научных и образовательных организаций Дальнего Востока, в выявлении информации о базовых образовательных характеристиках аспирантов, социально-демографических параметрах анкетируемых, а также их академических и карьерных планах, а также в анализе полученных результатов.
Статья написана языком научного стиля с грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций к изучаемой проблеме, описанием и анализом результатов анкетного опроса изучаемой группы респондентов. Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. В структуре данного исследования входят введение, степень
разработанности проблемы, методологию исследования и общую характеристику анкетного опроса, описание результатов, выводы и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить демонстрацию базовых образовательных характеристик, основных социально-демографических характеристик, академических и карьерных планов очень наглядно с использованием табличных форм и рисунков с дальнейшим подробным описанием и анализом полученных результатов, характеризующих предмет исследования.
Библиография содержит 14 источников, включающих в себя отечественные преимущественно периодические издания.
В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих подходы, различные аспекты, проблемные вопросы, характеризующие подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре в России, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, учитывая проблематику современной аспирантуры, стоит отметить, что довольно существенный процент указал на отсутствие намерений защищать выпускную квалификационную работу или на отсутствие определенности в этом отношении. Примечательно, что весомое число аспирантов не хотят связывать свое будущее с наукой либо не имеют четких намерений на этот счет. Большая часть анкетируемых не планирует переезжать в другой регион: многие из них открыто желают продолжить свою трудовую деятельность в «своем» регионе, тогда как часть из них вынуждена это сделать.
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководством и администрацией научных и образовательных организаций, осуществляющих подготовку по программам аспирантуры, органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные организации, экспертами, аналитиками, а также непосредственно самими аспирантами.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, что при оформлении в тексте исследования рисунков, таблиц, ссылок на источники и библиографических источников, которые являются электронными ресурсами, необходимо обратить внимание на требования действующего ГОСТа. В частности, рисунки и таблицы должны иметь нумерацию, наименование и упоминание о них в тексте. Библиографический список составлен в алфавитном порядке, а не с учетом ссылок на источники по мере их использования в тексте статьи. Источники, которые являются электронными ресурсами не содержат дату обращения. Указанные недостатки не снижают высокой научной и практической значимости самого исследования, однако их необходимо оперативно устранить, оформление статьи привести в соответствие с требованиями действующего ГОСТа. Статью рекомендуется вернуть на доработку.