футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет I М. А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 5 (бЗ). - С. 83-87.
6. Семенюков, А. А. Рационализация методики тренировки юных футболистов с учетом различных проявлений моторной асимметрии ног I А. А. Семенюков II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 86-89.
7. Шамардин, А. А. Координационные способности юных футболистов как критерий прогнозирования их специфических двигательных возможностей I А. А. Шамардин II Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (25). - С. 115-117.
Контактная информация: [email protected]
УДК 371:351.851
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наталия Владимировна Третьякова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),
Екатеринбург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования состояния деятельности образовательных учреждений Свердловской области по охране здоровья детей и подростков.
Ключевые слова: образовательные учреждения, здоровьесберегающая деятельность, ответственность, качество, трудности, решения.
STUDY ON THE STATUS OF HEALTH-SAVING ACTIVITY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SVERDLOVSK REGION
Natalia Vladimirovna Tretjakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State Professionally Pedagogical University,
Yekaterinburg
Annotation
This article presents the results of the research of status of educational institutions in the Sverdlovsk region relating to protection of the health of children and adolescents.
Keywords: educational institutions, health care activity, responsibility, quality, difficulties, solutions.
ВВЕДЕНИЕ
Решение проблемы охраны здоровья обучающихся и воспитанников учебных заведений является одним из значимых социальных запросов к системе образования и одним из ведущих направлений государственной политики в области образования [2]. В этих условиях значительно возрастает важность изучения запросов на совершенствование образовательной системы по вектору здоровьесбережения. В этой связи в рамках комплексной программы научно-исследовательских работ Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) г. Екатеринбурга и учреждения Российской академии образования «Уральское отделение» (УрО РАО) по проблемам повышения качества здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях (ОУ) кафедрой теории физической культуры и валеологии РГППУ проведено исследование вопроса о состоянии деятельности образовательных учреждений в области охраны здоровья детей и подростков.
МЕТОДИКА
Методом сбора информации в условиях широкой выборки были выбраны анкетирование и опрос. Разработка анкеты осуществлялась с привлечением специалистов-социологов кафедры социологии РГППУ.
В исследовании приняли участие представители администрации общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ, колледжей и вузов г. Екатеринбурга и Свердловской области (151 учреждение). Основную массу респондентов составили представители средних общеобразовательных учреждений (93%)-директора, заместители по учебной и учебно-воспитательной работе.
На некоторые вопросы респонденты дали более одного варианта ответа, поэтому сумма ответов по ряду вопросов превышала 100%.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные исследования показали, что значительная часть руководителей ОУ (46,7%) считает, что работа по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся не должна возлагаться на ОУ; большая ответственность ложиться непосредственно на семьи детей, подростков, молодежи - 86,6%. Здесь следует заметить, что Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) на ОУ возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (ст.32) [2]. Именно к компетенции ОУ относятся создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников (ст.51). Законом также принято, что ответственность за создание данных условий несут должностные лица ОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51). Настоящий пункт закона респонденты не оспаривают; отвечая на вопрос, кто является ответственным за состояние и ведение здоровьесберегающей деятельности, 53,3% опрошенных отметили руководителя ОУ, 53,3% - его заместителей. Кроме представителей администрации ответственность также возлагается на педагогов биологических направлений специальности (биологии, ОБЖ и др.) (33,2%), педагогов по физической культуре (20,2%) и медицинских работников ОУ (13,3%).
Характер проводимой в ОУ здоровьесберегающей деятельности большинством респондентов отмечается как планомерный (предполагается в плане работы ОУ наличие ряда мероприятий по охране здоровья обучающихся, однако анализируется работа частично) - 73,3%. Имеет место системность в здоровьесбережении ряда ОУ (наличие ответственных лиц, строгое планирование, контроль и анализ деятельности) - 20%, но также и спонтанность (четкого плана работы нет, стихийность в работе, анализ деятельности не проводится) - 6,7%.
Несмотря на планомерность проводимой в ОУ здоровьесберегающей деятельности, ее эффективность оценена хорошо только 13% респондентов. 80% опрошенных отмечают качество работы удовлетворительным, 7% - не удовлетворительным. Следует отметить, что в число учреждений выбравших удовлетворительную оценку входят школы, имеющие в своей структуре специализированные подразделения - службы здоровья (13%). В этой связи можно предположить недостаточную эффективность работы настоящих подразделений.
При выборе и определении трудностей, с которыми сталкиваются ОУ при осуществлении здоровьесберегающих мер обозначены, прежде всего, нехватка квалифицированных кадров (46,6%); отсутствие системности в проводимой здоровьесберегающей деятельности, ее слабая координация, а также недостаточные контроль и анализ (40%). Отмечается отсутствие системы взаимосвязи между специалистами, осуществляющими здоровьесберегающую деятельность в ОУ (медицинские работники, психологи, педагоги по физической культуре и др.) (40%), а также их недостаточный уровень компетентности в вопросах данного рода деятельности (33,3%) (о необходимости специализированного
обучения заявили 100% опрошенных). Также имеет место отсутствие стимулирования здоровьесберегающей деятельности со стороны вышестоящих органов управления образованием (20%), влекущее за собой недостаточный уровень мотивированности педагогов (6,7%). Низкую мотивацию педагогов можно также объяснить отсутствием функциональных обязанностей на ведение деятельности по охране здоровья обучающихся отраженных в должностных инструкциях (26%), либо их неконкретные формулировки (43%).
В качестве мер, необходимых для обеспечения качества здоровьесберегающей деятельности в ОУ респонденты выбрали такие позиции как стимулирование педагогических работников (53,3%); проведение специализированного обучения педагогов по вопросам здоровьесбережения в условиях ОУ (80%); проведение консультирования учащихся и их родителей, педагогов по вопросам здоровья и здорового образа жизни (53,3%); усиление контроля за выполнением здоровьесберегающей деятельности (33,3%); назначение ответственного лица (организатора оздоровительной работы) за здоровьесберегающую деятельность в ОУ, наделенного соответствующими полномочиями (20%). Но в первую очередь создание соответствующих структурных подразделений, осуществляющих медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ОУ (86,6%).
Действительно, создание таких подразделений, позволит решить значительный ряд проблем в обеспечении системной здоровьесберегающей деятельности ОУ. По утверждению респондентов это будет проведение диагностического скрининга медико-психолого-педагогического статуса учащихся (80%); создание автоматизированной информационно-аналитической сети и базы полученных данных (60%); ведение соответствующего мониторинга (93,3%); обеспечение системного анализа и оценки получаемой информации (80%); разработка и реализация образовательных программ здоровьесбере-жения(60%); интеграция усилий педагогических, медицинских и психологических работников ОУ в обеспечении охраны здоровья учащихся (80%).
Респонденты уверены, что создание подразделения медико-психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ повысит качество работы по здоровьесбережению (100%); обеспечит интеграцию усилий педагогических, медицинских и психологических работников ОУ (93,3%); позволит структурировать работу по здоровьесбережению, более четко осуществлять планирование и контроль (73,3%). Для ряда учреждений это будет одним из инновационных направлений деятельности ОУ (26,6%). 93,3% опрошенных считают, что на сегодняшний день необходимо создание данных подразделений, однако на деле только 13% от общего числа респондентов имеют специализированные структуры, осуществляющие здоровьесберегающую деятельность и только 13,3% опрошенных планируют их создание.
Следует отметить, что для организации данных структур существует ряд предпосылок - приказ Министерства образования РФ №1418 «О Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», 2000 и др., кроме того, имеется ряд публикаций о целесообразности внедрения в учебные заведения такого рода структур [1, 2]. Тем не менее, внедряются они сложно, их деятельность отличается по своим задачам, составу участников, направлениям деятельности. Основной причиной такого положения является нерешенный ряд основополагающих организационнопедагогических условий здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреж-дениях[1].
ВЫВОДЫ
Выявленные в ходе исследования данные свидетельствуют о единстве субъектов в понимании проблемного поля здоровьесбережении, приоритетных путей его решения и готовности к активной деятельности. Педагоги заинтересованы в повышении профессиональной компетентности и определенных управленческих решениях. Выявленные харак-
теристики послужат основой разработки общей стратегии организации деятельности учебных заведений по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников, они также должны учитываться при проектировании направлений и содержания повышения квалификации работников образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Третьякова, Н. В. Основы организации здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении : монография / Н. В. Третьякова. - Екатеринбург : [б.и.], 2009. - 142 с.
2. Третьякова, Н. В. Нормативно-правовые основания обеспечения здоровья детей и подростков в учебном заведении / Н. В. Третьякова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 124-127.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.01:612
МЕЖЦЕНТРАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ТРЕНИРОВКИ
Анатолий Григорьевич Фалалеев, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры России,
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП)
Аннотация
На этапе восстановления физической работоспособности и автоматизации движений (подготовительный период тренировки) во время выполнения велоэргометрических моделей тренировочных нагрузок у спортсменов высокой квалификации по данным ЭЭГ выявлено доминирование левого полушария. Это выражалось в первоначальном усвоении ритма рабочих движений в ЭЭГ левополушарной нижнетеменной ассоциативной третичной области и в доминировании ее взаимосвязей (синхронизации) с левополушарным двигательным центром руки, левополушарной височной областью и правополушарным двигательным центром ноги (перекрестная межполушарная межцентральная связь). Среди всех выявленных связей преобладали межполушарные, внутрипо-лушарные - в левом полушарии. Левополушарная нижнее теменная ассоциативная третичная область и правополушарный двигательный центр ноги имели наибольшее количество связей с лево- и правополушарными областями коры головного мозга.
Ключевые слова: головной мозг, электроэнцефалограмма, спортсмены-велосипедисты, высокоамплитудная активность.
INTERCENTRAL CORRELATIONS AT THE ATHLETES DURING RUNTIME OF MODELS OF TRAINING LOADS WITHIN THE PREPARATORY PERIOD OF
TRAINING
Anatoly Grigorevich Falaleev, the doctor of biological sciences, professor, Honored worker of
physical training of Russia,
The St.-Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
Annotation
At a stage of restoration of physical working capacity and automation of movements (the preparatory period of training) during runtime of ergo-metric models of training loads by the high qualification athletes, the domination of the left hemisphere has been revealed according to ECG. It was expressed in initial mastering of a rhythm of working movements in electro-encephalogram of left-hemisphere bottom parietal associative tertiary area and in domination of its interrelations (synchronization) with left-hemisphere of the locomotor centre of hand, left-hemisphere temporal area and right-hemisphere of the locomotor centre of a foot (cross between-hemisphere intercentral communication). Among all revealed communications prevailed between-hemisphere, inside hemisphere - in the left-hemisphere. Left-