Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ РАБОТНИКОВ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА Г. ГРОЗНОГО)'

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ РАБОТНИКОВ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА Г. ГРОЗНОГО) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерхова Марина Викторовна, Амадей Ансел

Исследование демонстрирует причины снижения работоспособности и развития синдрома профессионального выгорания работников Международного аэропорта г. Грозного на основе анализа эмпирических данных. В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон, а также опросник поведения и переживания, связанного с работой, - AVEM. Выявлены особенности проявления профессионального выгорания у различных категорий работников аэропортовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ерхова Марина Викторовна, Амадей Ансел

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROPENSITY FOR PROFESSIONAL BURNOUT OF AIRPORT WORKERS (ON THE EXAMPLE OF THE GROZNY INTERNATIONAL AIRPORT)

The study demonstrates the reasons for the decline in working capacity and the development of the professional burnout syndrome of employees of Grozny International Airport based on the analysis of empirical data. The professional burnout questionnaire by K. Maslach and S. Jackson, as well as the AVEM questionnaire of work-related behavior and feelings, were used as diagnostic tools. The features of the manifestation of professional burnout in various categories of airport workers are revealed.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ РАБОТНИКОВ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА Г. ГРОЗНОГО)»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_1_2_120 УДК 656.7

Ерхова Марина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Россия, е-mail: m.v.erhova@mail.ru

Амадей Ансел,

старший научный сотрудник лаборатории экономических исследований, Комплексный научно-исследовательский институт им. Х. И. Ибрагимова РАН; магистрант Управления поиском и спасанием кафедры поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и техносферной безопасности факультета подготовки авиационных специалистов, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала Б. П. Бугаева, г. Ульяновск, Россия, е-mail: shirdi90@bk.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ РАБОТНИКОВ АЭРОПОРТА (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО АЭРОПОРТА Г. ГРОЗНОГО)

Исследование демонстрирует причины снижения работоспособности и развития синдрома профессионального выгорания работников Международного аэропорта г. Грозного на основе анализа эмпирических данных. В качестве диагностического инструментария использовались опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон, а также опросник поведения и переживания, связанного с работой, - AVEM. Выявлены особенности проявления профессионального выгорания у различных категорий работников аэропортовой деятельности.

Ключевые слова: профессиональное выгорание; профессиональный стресс; аэропортовая деятельность; безопасность полетов.

UDC 656.7

Erkhova Marina Viktorovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B.P. Bugaev, Ulyanovsk, Russia, e-mail: m.v.erhova@mail.ru

Amadeus Ansel,

Senior Research Fellow, Laboratory of Economic Research, Comprehensive Research Institute named after H. I. Ibragimova RAS; master student of Search and Rescue Management of the Department of Search and Emergency Flight Support and Technosphere Safety of the Faculty of Aviation Specialists Training, Ulyanovsk Institute of Civil Aviation named after Chief Marshal B.P. Bugaev, Ulyanovsk, Russia, e-mail: shirdi90@bk.ru

STUDY OF THE PROPENSITY FOR PROFESSIONAL BURNOUT OF AIRPORT WORKERS (ON THE EXAMPLE OF THE GROZNY INTERNATIONAL AIRPORT)

The study demonstrates the reasons for the decline in working capacity and the development of the professional burnout syndrome of employees of Grozny International Airport based on the analysis of empirical data. The professional burnout questionnaire by K. Maslach and S. Jackson, as well as the AVEM questionnaire of work-related behavior and feelings, were used as diagnostic tools. The features of the manifestation of professional burnout in various categories of airport workers are revealed.

Keywords: professional burnout; professional stress; airport activities; flight safety.

Термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен американским психиатром X. Фреденбергером в 1974 г. для характеристики психофизиологического состояния людей, осуществляющих активное общение при оказании профессиональной помощи, и сопровождающегося усталостью, раздражительностью, психосоматическими реакциями, снижающими качество профессиональных контактов.

В настоящее время в литературе синдром эмоционального выгорания обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации работника под влиянием профессиональных стрессов.

По мнению Е. Старченковой, синдром про -фессионального выгорания - это реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. У «выгоревших» сотрудников снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [2].

В. В. Бойко, описал синдром выгорания как форму профессиональной деформации личности, следствием которой является снижение исполнительной дисциплины в профессиональной деятельности. В концепции В. В. Бойко выделяются внешние и внутренние факторы, детерминирующие синдром эмоционального выгорания [3].

По мнению К. Маслач и С. Джексон, основными составляющими синдрома профессионального выгорания являются эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений [9].

- Эмоциональное истощение - это переживание человеком опустошенности, бессилия, беспричинной раздражительности, эмоциональных срывов и т. п.

- Деперсонализации - это снижение позитивного контекста личных и профессиональных отношений с людьми (проявление

черствости, бессердечности, цинизма и грубости).

- Редукции личных достижений - это снижение собственных достижений и профессиональных амбиций, потеря интереса к работе, отсутствие желания профессионально развиваться.

Проблема профессионального выгорания работников приобретает все большую актуальность в современное время. На начальном этапе исследований данный феномен изучался в тесной связи с профессиональным стрессом. В настоящее время активно изучается взаимовлияние профессионального выгорания и эмоционального интеллекта [4], совладающего интеллекта и психологических защит личности [5], копинг-механизмов [1; 7], жизнестойкости [6] и др. В связи с этим расширился диапазон диагностического инструментария, измеряющего различные составляющие, сопутствующие эффекты и феномены профессионального выгорания.

Другой особенностью современного этапа изучения профессионального выгорания является расширение числа профессий, в отношении которых рассматривается данный феномен. Сначала это были в основном помогающие профессии: социальные и медицинские работники, торговые агенты, учителя и т. п. Сейчас ученых интересуют особенности профессионального выгорания инженерно-технического персонала, операторов сложных технических систем, программистов, спортсменов, пилотов и др. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена заинтересованностью в ее решении многих субъектов профессиональной деятельности: самого работника (решение проблем здоровья, профессиональной успешности, сохранения работы и др.), работодателя (обеспечение качества работы сотрудника, поддержание позитивного социально-психологического климата коллектива и др.), коллег (поддержание конструктивных

отношений, работа в команде и др.), партнеров (долгосрочные профессиональные связи). Безусловно, семья и близкое социальное окружение человека также заинтересовано в снижении проявлений его профессионального выгорания.

Таким образом, изучение особенностей профессионального выгорания различных категорий специалистов позволяет обобщить особенности проявления этого феномена на работе, его влияние на работоспособность и жизнестойкость человека и, как следствие, определить оптимальные пути профилактики и преодоления его симптомов и последствий.

Профессиональная деятельность авиационных специалистов отличается наличием множества факторов, инициирующих профессиональное выгорание сотрудников: эмоционально напряженная работа в необычных для человека условиях, необходимость принимать ответственные решения в условиях дефицита времени, чрезмерно высокая цена ошибки, ответственность за жизни многих людей и др.

С целью изучения степени выраженности и особенностей профессионального выгорания авиационных специалистов, а также при -чин снижения их работоспособности нами было проведено исследование с работниками Международного аэропорта г. Грозного (Чеченская Республика). Исследование проводилось в декабре 2021 г. В нем участвова-

Таблица 1 - Уровни профессионального вы

ло 20 человек, средний возраст которых составил 36 лет, а профессиональный состав охватывает представителей наземного обслуживания воздушных судов, диспетчеров, администрации аэропорта. Цель исследования - оценка уровня профессионального выгорания респондентов и особенностей их профессионального поведения, влияющих на работоспособность.

Диагностика проводилась по двум методикам: опроснику «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон [3] и опроснику поведения и переживания, связанного с работой, - AVEM [8]. Остановимся более подробно на анализе результатов диагностики по каждой из методик.

Опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон измеряет выраженность основных составляющих трехфак-торной модели выгорания, предложенной данными авторами: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений. Для более детального анализа результатов диагностики группа респондентов была разделена на три категории: руководители (административный состав аэропорта) - 10 человек, диспетчеры и спасатели - 4 человека и наземный обслужи -вающий персонал - 6 человек.

Нормативная классификация уровней выгорания по данному опроснику представлена в табл. 1.

рания по опроснику К. Маслач и С. Джексон

Субшкала Низкий уровень L Средний уровень М Высокий уровень Н

Эмоциональное истощение 0-15 баллов 16-24 балла 25 и более баллов

Деперсонализация 0-5 баллов 6-10 баллов 11 и более баллов

Редукция личностных достижений 37 и более баллов 36-31 балл 30 и менее баллов

В табл. 2 представлены результаты диа- «Профессиональное выгорание» по всей груп-гностики сотрудников аэропорта по опроснику пе респондентов и по отдельным категориям.

Таблица 2 - Результаты диагностики работников аэропорта по опроснику «Профессиональное выгорание»

Субшкала Категории респондентов В целом по группе (20 чел)

Администрация аэропорта (10 чел) /уровень Спасатели, диспетчеры (4 чел)/ уровень Наземный обслуживающий персонал (6 чел)/ уровень

Эмоциональное истощение 18 ( средний) 13 ( низкий) 13,2 (низкий) 12,6 (низкий)

Деперсонализация 11 (высокий) 10 (средний) 10 (средний) 10 (ближе к высокому)

Редукция личностных достижений 28,3 (высокий) 31 (ближе к высокому) 32,2 (ближе к высокому) 30 (высокий)

Анализ диагностики по данной методике показал, что работникам аэропорта свойственен достаточно низкий уровень эмоционального истощения (уровень 1_), что свидетельствует об их эмоциональной устойчивости, общем позитивном фоне настроения, способности восстанавливаться после рабочих нагрузок. При этом в рамках общегрупповых низких показателей наибольшее эмоциональное истощение было выявлено у административных работников аэропорта, что может быть следствием их высокой персональной ответственности. Уровень деперсонализации, характеризующей степень деформации в сфере делового общения, у опрошенных достаточно высокий (уровень М-Н), что говорит о наметившейся тенденции к снижению лояльности и терпимости к окружающим, к возрастанию раздра -жительности и отраженной агрессивности в ситуациях общения с пассажирами, коллегами, партнерами. Особенно эта тенденция выражена у администрации аэропорта. Следствием этого может стать возрастание количества конфликтов между персоналом аэропорта и пассажирами, между представителями различных служб аэропорта, между руководителями и подчиненными. Это снижает слаженность работы аэропортового комплекса и значительно влияет на безопасность воздушных перевозок. Особую озабоченность вызывает достаточно высокий уровень (уровень Н) редукции личностных достижений опрашиваемых (особенно у руководителей). Это свидетельствует о снижении у сотрудников профессиональных амбиций, общего интереса к работе, о фиксации на неудачах и болезненному отношению к ошибкам и т. п. Данная тенденция не позволяет конструктивно решать возникающие проблемы, профессионально развиваться, осваивать новые виды авиационных услуг. А это значительно снижает качество работы аэропорта и его имидж на рынке авиатранспортных услуг.

При анализе персональных значений составляющих профессионального выгорания сотрудников аэропорта получилось, что из 20 опрошенных трое (все руководители) имеют высокие показатели по всем компонентам ПВ, 5 человек - высокие показатели по 2 компонентам ПВ и 6 человек - по 1 показателю ПВ. Таким образом, у 70 % респондентов от-

мечается выраженная тенденция к развитию профессионального выгорания.

В связи с выявленной неблагополучной тенденцией к проявлению синдрома профессионального выгорания нами была поставлена задача изучения причин снижения работоспособности у работников аэропорта. В исследовании участвовали те же респонденты. В качестве диагностического инструментария был использован опросник поведения и переживания, связанного с работой, - AVEM (Arbeitsbezogenes Verhaltens - und Erlebensmuster), разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Потсдамского университета [8].

Область поведения и переживания в профессиональной среде описывают 11 шкал опросника (табл. 3). Максимальное значение по каждой шкале составляет 30 баллов.

Результаты диагностики показывают преобладание среднего уровня выраженности составляющих профессионального выгорания.

В сфере профессиональной активности наиболее выраженными показателями является стремление работников аэропорта к совершенству (шкала PS| то есть направленность на качественное выполнение своих обязанностей, желание работать лучше, быть высококвалифицированным специалистом, и стремление сотрудников к энергетическим затратам 9 (шкала VB), то есть к приложению усилий к выполнению работы. При этом наблюдается и достаточно высокий уровень профессиональных притязаний, позволяющий работникам не останавливаться на достигнутом и совершенствоваться в профессии. В целом работники аэропорта демонстрируют высокую профессиональную активность, что, с одной стороны, позволяет им решать сложные профессиональные задачи, а с другой - способствует «трудоголиз-му», что является фактором выгорания.

В сфере выраженности стратегии преодоления проблемных ситуаций работники аэропорта демонстрируют достаточно устойчивую тенденцию к конструктивному решению проблем, сохранению спокойствия, копингу. Это очень важно для обеспечения слаженной работы всех служб аэропорта.

Таким образом, проведенное исследование показало, что наиболее проблемными сферами профессиональной деятельности

Таблица 3 - Содержание шкал опросника AVEM и результаты диагностики

Шкалы Содержание Среднее значение по группе Уровень

1. Субъективное Место работы в жизни 18 Ср

значение деятельности человека.

£ = (БА)

2 .Профессн он альн ые Стремление к 23,8 Ср-ЕЫС

— притязания (БЕ) профессиональному росту.

У 3.Готовность Готовность посвятить все свои 23 Выс

в z к энергетическим затратам (¥3) силы выполнению профессиональных задач.

d — 4. Стремлен не Концентрация на качестве 27,2 Выс

ÍJ к совершенству (PS) выполняемых ооязанностен

QJ 5. Способность Способность к релаксации и 17 Ср

*—■ поддерживать отдыху после раооты.

дистанцию по отношению к работе (DF)

te б.Тенденцня к отказу Склонность к примирению с 12,6 Низ

■i. nJ е ситуации несдачи снтуацнен неудачи и легкому

Ё (R.T) отказу от ее преодоления.

& 7. Активная стратегия Активная и оптимистическая 27 Ср-ЕЫС

— решения проблем (ОР} установка по отношению к

В & появляющимся проблемам н

a задачам.

— и Б? X 8.Внутреннее Чувство психической 22,3 Ср-ЕЫС

te ■i сп окон стен е стабильности н равновесия.

— ¡V, н равновесие (IR)

Частно успешности в Удовлетворенность своими 10,8 Ннз-ср

1) E- профессн он альн он профессн он альными

ZJ C TE деятельности (ЕЕ) достижениями

_ n К Уд ов л етв орен н ос ть Общая жизненная 22,8 Ср

M и жизнью (LZ) удовлетворенность с учетом

x X профессионального успеха.

3 s o Чувство социальной Доверие н поддержка со 22,4 Ср

L = Í- поддержки (SU) стороны олнзкнх люден, чувство социального благополучия

работников аэропорта в условиях высоких к корректному и конструктивному деловому профессиональных требований являются: общению;

- достаточно низкий уровень деперсона- - недостаточный навык восстановления лизации сотрудников, то есть их способности физических сил после высоких профессиональных нагрузок;

- слабовыраженная ориентация респондентов на свои профессиональные достижения, снижение профессиональной самооценки и удовлетворенности своими успехами.

Выделенные выше проблемы существенно влияют на качество работы сотрудников аэропорта и могут стать причиной их профессионального выгорания. В связи с этим одним из направлений работы службы развития персонала аэропорта может стать внедрение современных технологий социального менеджмента в практику управления аэропортом.

Список литературы

1. Бессонова, О. А. В. Предотвращение профессионального выгорания работников социальной сферы как один из способов преодоления профессиональных рисков / О. А. Бессонова, Е. О. Лунева, Г В. Головин // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Липецк, 2021. - С. 7-11.

2. Бодров, В. А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы : монография / В. А. Бодров. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 760 с.

3. Бойко, В. В. Психоэнергетика : краткий справочник / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер 2008. -416 с.

4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Стар-ченкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 286 с.

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоул-ман. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 545 с.

6. Еременко Ю. В. Проблемы профессионального выгорания работников в организации // Факторы успеха. - 2017. - № 2 (9). - С. 110-114.

7. Касьянова О.В. Профилактика профессионального выгорания на разных этапах профессионального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

становления работника // Инновационное управление персоналом : материалы VIII Всероссийского межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова / Государственный университет управления, Национальный союз «Управление персоналом». 2017. - С. 129-131.

8. Опросник AVEM. - URL: https://vunivere.ru/ work3348/page7 (дата обращения: 01.09.2021).

9. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 256 с.

References

1. Bessonova O.A., Luneva E.O., Golovin G.V. Predotvrashhenie professional'nogo vy'goraniya rabotnikov social'noj sfery' kak odin iz sposobov preodoleniya professional'ny'x riskov. Psixosocial'nye texnologii preduprezhdeniya i preodoleniya professional'nogo stressa v sovremennom social'nom prostranstve : materialy' vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. Lipeczk, 2021. S. 7-11.

2. Bodrov V.A. Professional'noe utomlenie: fundamental'ny'e i prikladnye problemy' : monografiya. Moskva : Institut psixologii RAN, 2009. 760 s.

3. Bojko V.V. Psixoe'nergetika : kratkij spravochnik. Sankt-Peterburg : Piter 2008. 416 s.

4. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vy'goraniya: diagnostika i profilaktika. Sankt-Peterburg : Piter, 2005. 286 s.

5. Goulman D. E'mocional'ny'j intellekt. Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2018. 545 s.

6. Eremenko Yu.V. Problemy' professional'nogo vy'goraniya rabotnikov v organizacii. Faktory uspexa. 2017. № 2 (9). S. 110-114.

7. Kas'yanova O.V. Profilaktika professional'nogo vy'goraniya na razny'x e'tapax professional'nogo stanovleniya rabotnika. Innovacionnoe upravlenie personalom : materialy' VIII Vserossijskogo mezhvuzovskogo kadrovogo foruma im. A.Ya. Kibanova / Gosudarstvenny'j universitet upravleniya, Nacional'ny'j soyuz «Upravlenie personalom». 2017. S. 129-131.

8. Oprosnik AVEM. URL: https://vunivere.ru/work3348/ page7 (data obrashheniya: 01.09.2021).

9. Shherbaty'x Yu.V. Psixologiya stressa i metody' korrekcii. Sankt-Peterburg : Piter, 2006. 256 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.