Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «РЖД» НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «РЖД» НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
370
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ОТБОР / ПОДБОР КАДРОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тулина Валентина Валерьевна

Исследуется система управления персоналом ОАО «РЖД» на примере филиала Октябрьской железной дороги. Эффективность деятельности любой организации зависит от кадрового потенциала организации и является одним из важнейших факторов функционирования и развития организаций в современных условиях. Для анализа проведено анкетирование сотрудников службы управления персоналом относительно эффективности существующими технологиями поиска, подбора и отбора кандидатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM JSCO «RZD» ON THE EXAMPLE OF A OKTYABRSKAYA RAILWAY

The personnel management system in JSCo «RZD» on the example of a Oktyabrskaya Railway is being investigated. The effectiveness of any organization depends on the personnel potential of the organization and is one of the most important factors in the functioning and development of organizations in modern conditions. A survey of personnel management service employees was conducted regarding the effectiveness of existing technologies for the search, selection and selection of candidates.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «РЖД» НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

Исследование системы управления персоналом ОАО «РЖД» на примере филиала

октябрьской железной дороги

Research of the personnel management system JSCO «RZD» on the example of a

oktyabrskaya railway

Тулина Валентина Валерьевна

Студент 3 курса, магистратура Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

Tulina99@mail.ru

Tulina Valentina Valerievna

3rd year student, magistracy Saint Petersburg State Technical University, Saint Petersburg, Russia Tulina99@mail.ru

Аннотация.

Исследуется система управления персоналом ОАО «РЖД» на примере филиала Октябрьской железной дороги. Эффективность деятельности любой организации зависит от кадрового потенциала организации и является одним из важнейших факторов функционирования и развития организаций в современных условиях. Для анализа проведено анкетирование сотрудников службы управления персоналом относительно эффективности существующими технологиями поиска, подбора и отбора кандидатов.

Annotation.

The personnel management system in JSCo «RZD» on the example of a Oktyabrskaya Railway is being investigated. The effectiveness of any organization depends on the personnel potential of the organization and is one of the most important factors in the functioning and development of organizations in modern conditions. A survey of personnel management service employees was conducted regarding the effectiveness of existing technologies for the search, selection and selection of candidates.

Ключевые слова: предприятие, управление персоналом, корпоративная стратегия, отбор, подбор кадров, анкетирование.

Keywords: personnel management, corporate strategy, selection, recruitment, questionnaire.

Введение.

Управление человеческими ресурсами организации заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Основным преимуществом для организации является добросовестные, амбициозные и компетентные сотрудники. Важно организовать эффективную систему отбора и найма персонала. Неправильное действие в отборе персонала влечет за собой цепь непредвиденных осложнений в деятельности организации, связанных с текучестью персонала и качеством работы. Успех любой организации в современной бизнес-среде зависит от правильно сформулированных стратегических целей, задач для их достижения и, конечно, от персонала, их реализующего.

Целью исследования является системы отбора и подбора персонала в организации ОАО «РЖД» на примере филиала Октябрьской железной дороги. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить технологии поиска, подбора и отбора персонала; определить проблемы в технологиях поиска, подбора и отбора кандидатов на вакантные рабочие места; рассмотреть возможные решения выявленных проблем.

Методы исследования.

Анализ, синтез, анкетирование, опрос, наблюдение, статистическая обработка, обобщение.

Результаты.

ОАО «РЖД» - российская государственная компания, владелец инфраструктуры общего пользования и крупнейший перевозчик российской сети железных дорог. Октябрьская железная дорога (ОЖД) — один из филиалов холдинга ОАО «РЖД», занимающийся эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры северозападных областей России (кроме Калининградской области), в том числе линии, объединяющей Санкт-Петербург и Москву. Численность сотрудников филиала Октябрьской железной дороги 75688 человек. В службе управления персоналом филиала ОЖД фактически работают 19 человек. Организационная структура филиала ОАО «РЖД» показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура службы управления персоналом филиала Октябрьской железной дороги

Главный офис филиала Октябрьской железной дороги находится в Санкт-Петербурге, остальные офисы с персоналом отдела кадров в Пскове и Кингисеппе.

Регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, а именно Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, а также внутренних документов предприятия, регулирующих трудовые отношения.

Подбор сотрудников на предприятии происходит в соответствии с целями и стратегией предприятия, а также учитывая имеющиеся ресурсы и направленный на удовлетворение возникших у подразделений потребностей в найме и привлечении новых работников.

Состав работников филиала Октябрьской железной дороги по половой принадлежности составляет 65% женщин, 35% мужчин.

На железной дороге у сотрудников осуществляется в несколько смен, для большинства пришедших только на работу является тяжким условием. Из-за данного графика у персонала происходит утомление, стресс в работе. Так же сама работа на железнодорожных станциях является травмаопасной. Для уменьшения текучести при необходимости работнику предлагают перейти на работу в офис, 70% персонала соглашается и продолжает работу в ОАО «РЖД», другие же увольняются.

Для анализа качества работы было проведено анкетирование сотрудников филиала Октябрьской железной дороги, в котором согласились поучаствовать 34 человека. Результаты исследования успешности проведения адаптации по мнению адаптированных сотрудников представлено в таблице 1.

Таблица 1.Удовлетворенность работой сотрудников, %

Наименование фактора Количество ответов, %

Содержание труда 55

Отношение с коллегами и руководителями 75

Оснащенность рабочего места 71

Заработная плата 37

Организация труда 68

Стимулирование 69

В филиале происходит большая текучесть кадров по таким должностям как дежурный по станции и составитель поездов. Так как заработная плата и условия труда не соответствует с ожиданием сотрудников.

Кандидатам так же предлагаются курсы по должностям. У соискателей, которые соглашаются на обучение получают стипендия и имеют возможность жить в общежитие. 30% кандидатов после обучения не могут сдать экзамены, которые проходят на станции, и за чего не имеют возможности устроиться на работу.

В филиале Октябрьской железной дороги преимущественно работают специалисты со средним специальным образованием, по полу преобладают мужчины, состав кадров в основном в возрасте 20-30 лет. В организации проходят практику студенты Петербургского государственного университета путей сообщения и Санкт-Петербургского техникума железнодорожного транспорта, 50% студентов после практики остаются работать в филиале ОЖД. Система целевой подготовки специалистов в ОАО «РЖД», не имеет аналогов в других организациях, после окончания обучения выпускникам обеспечивают вакантными должностями.

На 1 июля 2022 год после проведения специалистом по подбору персонала телефонного интервью отсеялось 60% соискателей от общего числа кандидатов, которые рассматривались на вакантную должность. Рассмотрим основные причины отказов соискателей от предложенных филиалу ОАО «РЖД» вакантных рабочих мест в таблице 2.

Таблица 2. Причины отказов соискателей от предложенных филиала Октябрьской железной дороги вакантных

рабочих мест, %

Причина отказа кандидата от вакантной должности Количество кандидатов, %

Неудобное месторасположение железнодорожных станций, офиса 23

Низкий уровень заработной платы 20

Неудобный график работы 10

Несоответствующее образование 2

Не рассматривают работу на железной дороге 5

Из данных указанных в таблице 2, можно понять, что основными причинами отказов соискателей от предложенных ОЖД вакантных рабочих мест являются: неудобное месторасположение железнодорожной станции, неудовлетворенность предложенным уровнем заработной платы.

После успешного прохождения кандидатом телефонного интервью специалист по подбору персонала сообщает об этом заместителю начальника отела кадров и ведущему специалисту, который отправляет на электронную почту соискателя тестовое задание или приглашает пройти тестирование в офисе и приглашает его на собеседование к руководителю отдела. Рассмотрим систему подбора и отбора персонала в филиале ОЖД на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема подбора и отбора персонала филиала Октябрьской железной дороги На 1 июля 2022 год во время прохождения испытательного срока отсеялось 50 % кандидатов, успешно

прошедших собеседование от общего числа кандидатов, рассматривающих на вакантную должность.

Из-за отсутствия в компании современных технологий отбора кандидатов на вакантные рабочие места,

в каждый год увеличивается число сотрудников, не прошедших испытательный срок.

Анализ методов подбора и отбора персонала, используемых в деятельности филиала ОЖД проводилось

методом анкетного опроса для выяснения мнения сотрудников службы управления персоналом о существующих

технологиях кандидатов на вакантные рабочие места и факторов, влияющих на сокращение времени

предоставления финалистов, прошедших все этапы отбора и закрытия вакансий.

В анкетировании на добровольной основе приняло участие 10 сотрудников

службы управления персоналом. Результаты ответов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Ответы сотрудников филиала Октябрьской железной дороги об удовлетворенности существующими

технологиями поиска, подбора и отбора кандидатов

Наименование варианта ответа Количество ответов, %

Да 20

Нет 70

Затрудняюсь с ответом 10

Проанализировав ответы анкетирования персонала следует, что большинство сотрудников, принявших участие в опросе, не удовлетворяют применяемые в филиале Октябрьской железной дороги, технологии поиска, подбора и отбора кандидатов.

В филиале ОАО «РЖД» технология отбора персонала не устраивает большинство сотрудников, так как увеличивается срок закрытия вакансий, текучесть кадров.

Работники не удовлетворены методами привлечения и отбора персонала, из-за чего происходит увеличение сроков закрытия вакансий, снижение количества и качества закрытых вакансий, текучесть кадров по причине некачественного подбора и отбора кандидатов на вакантные должности.

Проведено анкетирование персонала среди 10 сотрудников в филиале Октябрьской железной дороги о существующих способах подбора кандидатов, в которых были выявлены проблемы технологии управления персоналом. Результаты ответов представлены в таблице 4.

Таблица 4.Ответы сотрудников филиала Октябрьской железной дороги о проблемах технологии подбора,

поиска и отбора кандидатов

Наименование проблемы Количество ответов, %

Неправильная технология поиска, подбора и отбора кандидатов 60

Ограниченность ресурсов привлечения кандидатов 40

Отсутствие современных методов 20

Организация обучения 40

Нехватка персонала в организации 20

По ответам персонала видно, что технология подбора персонала не устраивает большую часть

сотрудников. Таким образом, подбора и отбора персонала филиала Октябрьской железной дороги находится в достаточно неотработанном виде и требует рекомендаций для усовершенствования. Для улучшения работы требуется организовать курсы для персонала, разработать профили должностей и нанять обученный персонал.

Заключение.

В ходе исследования проведено анкетирование сотрудников службы управления персоналом ОАО «РЖД» филиала Октябрьской железной дороги. Выявлены проблемы в технологиях поиска, подбора и отбора кандидатов на вакантные рабочие места.

Решением проблемы ограниченности ресурсов в области поиска, подбора и отбора кандидатов на вакантные рабочие места может являться организация курсов внутрифирменного обучения сотрудников отдела по подбору персонала с целью обучения современным технологиям поиска и методам отбора кандидатов на вакантные рабочие места с целью сокращения сроков закрытия вакансий и увеличения количества и качества закрытых вакансий, разработка профиля должности. Предложенные мероприятия позволят оптимизировать систему управления персоналом ОАО «РЖД» филиала Октябрьской железной дороги, а также повысят эффективности управления человеческими ресурсами. Грамотный менеджмент поможет позволит прийти к идеальной модели организации.

Список используемой литературы:

1. Маслова В.М. Актуальные подходы к подбору и отбору персонала в организации // Экономические системы, 2020. - № 1.-С.62-66.

2. Маслова В.М. Аудит системы управления персоналом в организации / Маслова В.М., Эриашвили Н.Д. // Аудиторские ведомости, 2019. - № 3.-С.17-20.

3. Официальный сайт ОАО «РЖД» Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rzd.ru/

4. Официальный сайт филиала Октябрьской железной дороги Электронный ресурс. Режим доступа: https://ozd.rzd.ru/

5. ISO 9004: 2009 «Management in order to achieve sustainable success of the Organization. on the basis of quality management approach «// For training purposes.

6. GOST R ISO 9001-2008 Quality Management System. Requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.