Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ 4-6 КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ 4-6 КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / STUDENTS / BURNOUT SYNDROME / EMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALIZATION / REDUCTION OF INDIVIDUAL ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хасанов А.Т., Субботина Е.С., Толмачёв Д.А.

Статья посвящена исследованию распространенности, степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у студентов 4-6 курсов медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хасанов А.Т., Субботина Е.С., Толмачёв Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE BURNOUT SYNDROME ON STUDENTS OF 4-6 COURSES OF MEDICAL UNIVERSITIES

The article is devoted to the study of prevalence, expression the burnout syndrome on students of 4-6 courses of medical universities

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ 4-6 КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 614.2

Хасанов А.Т. студент 4 курса лечебный факультет Субботина Е. С. студент 4 курса лечебный факультет Толмачёв Д.А., к.м.н.

доцент

кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения»

Россия, г. Ижевск

ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ 4-6 КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена исследованию распространенности, степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у студентов 4-6 курсов медицинского профиля.

Ключевые слова: студенты, синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений.

KHasanov A. T.

4th year student Federal state budget educational institution of the higher education "Izhevsk state medical academy" ministry of health of the Russian Federation

Russia, Izhevsk Subbotina E.S.

4th year student Federal state budget educational institution of the higher education "Izhevsk state medical academy" ministry of health of the Russian Federation

Russia, Izhevsk Tolmachyov D.A. C.M.S., Associate Professor of "Public Health and the Department of Health"

Russia, Izhevsk

STUDYING THE BURNOUT SYNDROME ON STUDENTS OF 4-6 COURSES OF MEDICAL UNIVERSITIES.

Annotation: The article is devoted to the study of prevalence, expression the burnout syndrome on students of 4-6 courses of medical universities

Keywords: students, burnout syndrome, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of individual achievements.

Актуальность: Понятие синдрома эмоционального выгорания впервые было введено Гербертом Фрейденбергом в 1974 году для обозначения

нарастающего эмоционального истощения, деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [1,2,3].

Интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как ученые Маслач и Джексон систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки. Согласно авторам опросника, выгорание проявляется в трех группах переживаний [1,4]:

1. эмоциональном истощении - переживание опустошенности и бессилия;

2. деперсонализации - дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости);

3. редукции личных достижений - занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте.

Подобного рода деформация может происходить как с годами профессиональной деятельности, так и с учебной скамьи. Если говорить о студентах, то на развитие данного синдрома влияют многие факторы: стремление к хорошей успеваемости, повышенной стипендии и связанный с этим чрезмерный стресс; резкая смена типичного уклада жизни (проживание в общежитии), нерациональная организация работы с учебным материалом, чрезмерный поток информации и т.д. Эмоциональное выгорание существенно влияет на личность студента, вызывая ухудшение не только психического, но и физического здоровья с возможностью развития когнитивных искажений, нежелание развиваться в будущей сфере деятельности, утрату способности к самореализации.

В отношении студентов-медиков эта проблема не лишена смысла ещё и потому, что уже с момента своего профессионального обучения им необходимо тренировать контакт не только с пациентами, но и с коллегами, персоналом ЛПУ, и во многом заслуга бережного общения будущего врача исходит из данного временного промежутка.

Таким образом, изучение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет сделать вывод об уровне психического здоровья студентов, а также наталкивает на поиск возможных путей предупреждения и снижения нежелательных последствий синдрома эмоционального выгорания.

Цель исследования: оценить наличие и степень синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского профиля обучения.

Материалы и методы исследования: Для диагностики синдрома эмоционального выгорания нами был использован опросник Maslach Burnout Inventory (MBI). Проанализированы данные 45 студентов 4-6 курса медицинских вузов.

Результаты исследования и их обсуждения: Опросник включает в себя 22 вопроса разбитые на 3 шкалы: эмоциональное истощение (9 вопросов),

деперсонализация (5 вопросов), редукция личных достижений (8 вопросов). Оценка уровня выгорания осуществляется по баллам. Максимальная сумма баллов для первой шкалы - 54, второй - 30, третьей - 48[2,4]. Для каждой шкалы выделяют низкий, средний и тяжелый уровни выгорания, критерии которых описаны в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка уровней выгорания _

Шкала Низкий уровень Средний уровень Тяжелый уровень

Эмоциональное 0-15 16-24 25 и более

истощение

Деперсонализация 0-5 6-10 11 и более

Редукция личных 37 и более 31-36 30 и менее

достижений

Помимо трех основных шкал в статистике учитываются половая принадлежность студента, уровень успеваемости (оценивается по размеру получаемой стипендии), а также рассчитан индекс синдрома перегорания (табл. 2.).

В нижележащих результатах основной акцент был сделан на рассмотрение лиц, имеющих тяжелые изменения в рамках синдрома выгорания.

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Студент Пол Успеваемость ЭИ Д РЛД ИСП

4 курс

1 ж повышенная 14 9 29 0,32

2 ж нет 25 15 23 0,50

3 ж обычная 18 10 28 0,36

4 ж обычная 25 10 22 0,45

5 ж нет 45 10 20 0,62

6 ж обычная 29 11 31 0,43

7 м обычная 35 21 21 0,64

8 ж повышенная 41 11 34 0,52

9 ж нет 27 17 26 0,51

10 ж нет 35 1 22 0,49

11 м нет 24 15 25 0,48

12 ж нет 17 4 31 0,28

13 м обычная 22 13 30 0,41

14 м повышенная 22 10 33 0,35

15 м нет 13 1 27 0,29

16 м обычная 18 15 25 0,44

Среднее за 4 курс 25,6 10,8 27 0,44

5 курс

17 м нет 24 12 25 0,44

18 м нет 16 15 27 0,42

19 м повышенная 26 13 25 0,47

20 м повышенная 26 21 24 0,57

21 м нет 42 22 18 0,71

22 ж повышенная 19 7 31 0,32

23 ж повышенная 23 17 20 0,53

24 ж обычная 20 10 33 0,34

25 ж обычная 37 22 28 0,63

26 ж нет 23 6 33 0,33

27 ж нет 25 15 12 0,59

28 ж обычная 29 16 25 0,52

29 ж нет 13 8 33 0,27

30 м нет 27 18 30 0,50

Среднее за 5 курс 25 14,4 26 0,47

6 курс

31 м повышенная 26 18 48 0,44

32 м повышенная 14 13 33 0,34

33 м нет 19 17 28 0,45

34 м обычная 34 14 29 0,51

35 ж повышенная 26 13 28 0,44

36 ж повышенная 21 14 28 0,43

37 ж повышенная 37 22 31 0,61

38 ж повышенная 23 11 28 0,40

39 ж обычная 33 18 25 0,57

40 ж обычная 26 20 18 0,60

41 ж обычная 28 8 27 0,42

42 ж обычная 25 9 27 0,41

43 ж обычная 26 17 24 0,52

44 ж обычная 31 16 31 0,50

45 ж нет 27 22 35 0,54

Среднее за 6 курс 26,4 15,5 29 0,48

Среднее по всем студентам 25,7 13,5 27,4 0,46

Сокращения: ЭИ - эмоциональное истощение; Д - деперсонализация; РЛД - редукция личных достижений; ИСП - индекс синдрома перегорания.

В опросе участвовало 45 респондентов (табл. 2.).

По данным таблицы мы видим, что средние значения трех шкал для всех студентов говорят о тяжелой степени выгорания в целом. Сравнивая средние показатели, мы видим, что с увеличением курса обучения незначительно возрастает уровень эмоционального истощения, деперсонализация увеличивается в 1,5 раза по сравнению с первоначальной, наблюдается положительная динамика показателя редукции.

У одной трети испытуемых выявляются тяжелые изменения по всем трем шкалам (табл. 2.).

Таблица 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение студентов по каждой шкале в зависимости от _степени нарушений__

' —Уровень Группа " ----____ Низкий Средний Тяжелый

Все студенты

Эмоциональное истощение 8,9 33,3 57,8

Деперсонализация 6,7 24,4 68,9

Редукция личных достижений 2,2 26,7 71,1

4 курс

Эмоциональное истощение 12,5% 37,5% 50%

Деперсонализация 18,8% 31,3% 50%

Редукция личных достижений 25% 75%

5 курс

Эмоциональное истощение 7,1% 42,9% 50%

Деперсонализация 28,6% 71,4%

Редукция личных достижений 28,6% 71,4%

6 курс

Эмоциональное истощение 6,7% 20% 73,3%

Деперсонализация 13,3% 86,7%

Редукция личных достижений 6,7% 26,7% 66,7%

Тяжелый уровень по шкале эмоционального истощения наблюдается у 57,8% опрошенных, деперсонализации - 68,9%, редукции - 71,1% (табл. 3.).

С возрастанием курса обучения увеличивается доля лиц с тяжелым уровнем по шкале истощения и деперсонализации, вместе с тем уменьшается доля лиц с тяжелой степенью редукции (табл. 3.).

Таблица 4.

Распределение в зависимости от пола студента_

Мужчины

Низкий Средний Тяжелый

Эмоциональное истощение 12,5% 43,8% 43,8%

Деперсонализация 6,3% 6,3% 87,5%

Редукция личных достижений 6,3% 12,5% 81,3%

Женщины

Низкий Средний Тяжелый

Эмоциональное истощение 6,9% 27,6% 65,5%

Деперсонализация 6,9% 34,5% 58,6%

Редукция личных достижений 34,5% 65,5%

Среди мужчин у большинства зарегистрирован тяжелый уровень деперсонализации (табл. 4.). Среди женщин аналогично в равной степени встречается эмоциональное истощение и редукция. Каждый третий мужчина (37,5%) и каждая третья женщина (31%) имели тяжелую степень по всем шкалам. Тяжелая степень по шкале истощения встречается чаще у женщин,

по деперсонализации и редукции личных достижений - у мужчин.

Таблица 5.

_Распределение студентов в зависимости от успеваемости_

Не получают стипендию, %

Низкий Средний Тяжелый

Эмоциональное истощение 12,5 37,5 50,0

Деперсонализация 18,8 18,8 62,5

Редукция личных достижений 0,0 25,0 75,0

Обычная стипендия, %

Низкий Средний Тяжелый

Эмоциональное истощение 0,0 25,0 75,0

Деперсонализация 0,0 31,3 68,8

Редукция личных достижений 0,0 18,8 81,3

Повышенная стипендия, %

Низкий Средний Тяжелый

Эмоциональное истощение 15,4 38,5 46,2

Деперсонализация 0,0 23,1 76,9

Редукция личных достижений 7,7 38,5 53,8

Не получают стипендию - 35% опрошенных; получают обычную -35% опрошенных; повышенную - 30% опрошенных (табл.5.).

Среди студентов без стипендии и с обычной стипендией большинство имеет тяжелую редукцию личных достижений - 75,0% и 81,3% соответственно. У лиц с повышенной стипендией тяжелая степень деперсонализации равняется 76,9%.

С увеличением успеваемости отмечена тенденция к росту доли лиц с тяжелым уровнем деперсонализации. Вместе с тем у этой группы людей наиболее низкие процентные показатели тяжелой степени эмоционального истощения и редукции.

Тяжелые изменения наиболее выражены у людей с обычной стипендией: высокая доля эмоционального истощения и редукции среди прочих. При этом не нашлось тех, кто имел бы легкие изменения (табл. 5.).

Исходя из полученных результатов, нами были сделаны следующие выводы:

Синдром эмоционального выгорания, как и отдельные его компоненты, находит широкое распространение у студентов-медиков, причем, чем старше курс обучения, тем сильнее он выражен. Наиболее склонны к его проявлению лица мужского пола, а также студенты, получающие обычную стипендию.

Тем не менее, при анализе этой проблемы следует учитывать, что в некоторой степени проявление данного синдрома служит механизмом психологической защиты. Это объясняется, к примеру, спецификой периода проведения сбора данных, а именно в период наступающей зимней сессии,

когда студенты особенно обеспокоены своим текущим положением дел.

Использованные источники:

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. // - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 343 с. - Серия: Профессиональная практика.

2. Горшков Е.А., Косоногова В.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов старшекурсников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23.2. - С. 51-55. -URL:https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 12.01.2019).

3. Сысоев П.Г., Толмачев Д.А. Оценка синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности специалистов с высшим медицинским образованием // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2010. - №1.5. - С. 436.

4. Оксузян А.В., Попова Н.М. Сравнительная оценка развития синдрома эмоционального выгорания у студентов 1-2 курсов ИГМА и ИЖГСХА // Оптимизация медицинского образования: качество и инновации. - 2015. - С. 79-81.

УДК 614.2

Хасанов А.Т. студент 4 курса лечебный факультет Субботина Е. С. студент 4 курса лечебный факультет Толмачёв Д.А., к.м.н.

доцент

кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения»

Россия, г. Ижевск ИНФЕКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ЗА 2017 ГОД.

Аннотация: в данной статье приведены данные об инфекциях, связанных с оказанием медицинской помощи (далее ИСМП) в Удмуртской Республике, проанализирована динамика заболеваемости за 2014-2017 года, структура инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и их распределение по видам медицинских организаций, количество случаев, а также сравнение с показателями по Российской Федерации.

Ключевые слова: инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, заболеваемость, динамика, структура ИСМП, Удмуртская Республика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.